leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Три законопроекта о господдержке предпринимательской деятельности в Арктике - окончание

Приняты в первом чтении три законопроекта о господдержке предпринимательской деятельности в Арктике
17. 895550-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ»
18. 895557-7 Одновременно принят сопутствующий законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ»
19. 895545-7 Одновременно принят сопутствующий законопроект первого чтения «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ»

окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7468963.html

Пушкарев Владимир Александрович.
Пушка рев В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Викторович, вы отметили, что ко второму чтению будет учтено наше замечание, как участие региона в комиссии по рассмотрению заявок.
Хотелось бы отметить, что участие региона не должно иметь и носить уведомительный характер, что регион должен иметь полномочия, как право вето, также это касается и градостроительных полномочий (выдачи разрешений) и хочется сказать, что арктические регионы на сегодняшнее время уже готовы оперативно и в самые короткие сроки выдавать согласования и подобные разрешения.
Также хочется спросить и второй вопрос. Это в настоящее время ко второму чтению готовится проект федерального закона о защите и поощрении капиталовложений в развитие инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Оба закона и сегодняшний регулируют инвестиционную деятельность по...
Председательствующий. 15 секунд добавьте. Завершайте.
Пушкарев В. А. ...и механизмы у них единые. Как на ваш взгляд они будут синхронизироваться между собой?
Крутиков А. В. Спасибо.
Владимир Александрович, по поводу права вето. Мы это действительно с регионами обсуждаем, наша позиция заключается в том, что мы не можем допустить субъективного принятия решения со стороны какого-либо ни было чиновника по тому, какой бизнес в Арктике может вестись, а какой не может. Именно поэтому мы предусматриваем законопроектом заявительный принцип, когда никто не принимает субъективных решений, если человек захотел открыть любой, неважно какой бизнес, он должен получить поддержку со стороны государства в тяжелых условиях Арктики.
Что касается законопроекта о защите поощрения капвложений. Два законопроекта, рассматриваемый сейчас и о СЗПК никак друг другу не противоречат, они наоборот друг друга дополняют. Мы с Минфином очень детально отработали эту позицию и договорились, что если в рамках второго чтения законопроект о защите и поощрении капвложений как-то существенно видоизменится, тогда мы будем, конечно, при доработке законопроекта учитывать новые положения.
Председательствующий. Спасибо.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция ''ЕДИНАЯРОССИЯ".
Благодарю.
У меня также вопрос к представителю Правительства России.
Уважаемый Александр Викторович, говоря о поддержке предпринимательства в рамках данных проектов федеральных законов, хотелось бы узнать из первых рук. Если после включения в реестр резидентов Арктической зоны предприятие не выполняет взятые на себя обязательства, не занимается инвестированием, каков в таком случае механизм со стороны государства? Есть ли механизм исключения такого предприятия из данного реестра?
И поскольку в рамках предлагаемых новелл мы ведём речь об особенностях и установлении ветеринарного надзора, иных видах государственного надзора и контроля, а также об особенностях таможенного регулирования в Арктической зоне, то хотелось бы узнать, данные проекты федерального закона, проходили ли они оценку регулирующего воздействия? И если да, то каковы основные выводы? Спасибо.
Крутиков А. В. Спасибо, Анатолий Борисович.
По первому вопросу. В случае если инвестор не выполняет своих обязательств. Два момента. Во-первых, мы, конечно... предусматривается, что есть, могут быть некие варианты отклонения по срокам, по выполнению им обязательств, тогда оцениваются причины, если они объективные, это форс-мажор, то может быть по решению управляющей компании принято решение о продлении. Но если это злостное нарушение обязательств, предусмотрено расторжение соглашений, тогда компания теряет статус резидента, а вместе с этим возможность получать меры государственной поддержки.
Вместе с тем такая компания, если она потеряет статус резидента, может продолжать вести бизнес, здесь никаких санкций в её отношении не применяется, но уже без мер государственной поддержки.
Что касается норм в законопроекте в части таможни и так далее. Да, законопроект проходил в установленном порядке оценку регулирующего воздействия, в этой части замечаний не поступало. Я думаю, это связано с тем, что вот эта часть норм взята нами из Федерального закона "О свободном порте Владивосток", где эти меры за четыре года работы показали свою достаточно высокую эффективность, когда мы видим, что таможенные процедуры сокращаются по времени, процентов на 30-40. Это позитивная практика, мы её будем распространять и в Арктике.
Председательствующий. Спасибо
Емельянов Михаил Васильевич.
Емельянов М. В. Уважаемый Александр Викторович! Резидент Арктической зоны обязан будет работать исключительно в рамках этой зоны либо он может вести деятельность и в других субъектах?
И если верно второе, то не создаём ли мы ещё один канал так называемой "оптимизации налогообложения"? Спасибо.
Крутиков А. В. Михаил Васильевич, он обязан осуществлять деятельность на территории Арктической зоны, по крайней мере, он должен быть, обязан будет зарегистрирован быть на территории Арктической зоны, то есть платить все налоги на территории соответствующего муниципалитета и субъекта Российской Федерации.
При этом, конечно, никто ему не запрещает вести деятельность и за пределами Арктической зоны, но на такую деятельность не будут распространяться меры господдержки, в этом случае инвестор будет, резидент обязан вести раздельный бухгалтерский учёт.
Председательствующий. Спасибо.
Лященко Алексей Вадимович.
Лященко А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Уважаемый Александр Викторович, вопрос следующий. Как известно, отсутствие или обветшание инфраструктуры в Арктической зоне является сдерживающим фактором для реализации инвестиционных проектов, а также негативно влияет на качество жизни на Севере.
Скажите, возможно ли предусмотреть нормы в законопроекте, которые, во-первых, позволят регионам самостоятельно привлекать целевые инвестиции на инфраструктурные проекты, предусмотреть стимулирующие нормы, ну, к примеру, в виде субсидирования ставок по данным ценным бумагам софедеральным. А также поддержать организации, которые работают в рамках ГЧП, концессий, которые будут выступать эмитентами именно в области реализации инфраструктурных проектов. То есть... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время, пожалуйста.
Лященко А. В. То есть предусмотреть нормы, которые позволят упростить эмиссию и субсидировать ставки по данным облигациям, направленным именно на привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры в Арктической зоне? Спасибо.
Крутиков А. В. Да, спасибо, Алексей Вадимович.
Собственно, ради того, чтобы стимулировать приток инвестиций в инфраструктуру в Арктике, мы упрощаем процедуру заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнёрстве.
Кроме того, напомню, два года назад вы поддержали, был принят закон, который позволяет предоставлять инвесторам субсидии на строительство также инфраструктуры, которая необходима для их инвестпроектов. Правительство завершает сейчас работу над постановлением правительства, которое будет предусматривать такой механизм для Арктической зоны. Если вы считаете, что можно усилить в этой части законопроект, мы готовы ко второму чтению вместе с вами поработать.
Председательствующий. Спасибо.
Данчикова Галина Иннокентьевна.
Данчикова Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Викторович, у меня вопрос следующий. Вот буквально на днях, 5 марта, президентом был подписан указ номер 164 "Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период 2035 года". И согласно указу одним из основных национальных интересов Российской Федерации в Арктике является охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории. Насколько данные положения основ госполитики будут учтены в законопроекте? Это один вопрос.
И второй вопрос, он связан с предоставлением преференций в части по налогу на прибыль, так как эта норма связанная при условии принятия закона субъекта о снижении ставки. Не думаете ли вы, что эта норма не будет работать? Спасибо.
Крутиков А. В. Да, Галина Иннокентьевна, по первой части вопроса по природоохранному законодательству. Хочу обратить внимание, что пакет законопроектов никак не затрагивает изменения природоохранного законодательства, вплоть до того, что в чём разница, например, между ТОРами и вот этим законопроектом? Мы не упрощаем даже процедуру, связанную с экологической экспертизой. То есть на резидентов Арктической зоны будет распространяться в полной мере, в полном объёме действующее законодательство Российской Федерации в сфере охраны природной среды. И они будут обязаны проходить и экологическую экспертизу своих проектов, затем выполнять все обязательства, взятые в рамках охраны окружающей среды.
Мы не видим необходимости дополнять законопроект нормой о том, что они обязаны и так делать то, что им предписывают другие федеральные законы.
То, что касается законопроекта, что касается налога на прибыль, льготы по налогу на прибыль. Мы обсуждали это со всеми губернаторами, с руководителями всех субъектов территорий, которые входят в Арктику, каждый готовит свою составляющую систему преференций, в том числе, видение снижения налога на прибыль. Каждый субъект будет это делать сам. Мы обсуждали уже с коллегами из Якутии, что, например, это целесообразно делать только для субъектов, не связанных с добычной деятельностью, это будет право каждого региона, мы считаем, что это будет работать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Коллеги, я только, если нет возражений, содокладчики могут объединить свои выступления с содокладом, но, конечно, если хотите выступить отдельно, пожалуйста.
Покажите список.
Коллеги, пять записавшихся, ну теперь очевидно ситуация у нас такая. Мы закончим рассмотрение этих трех законопроектов, рассмотрим два законопроекта по сокращенной процедуре и одно протокольное поручение и на этом заседание завершим. Понятна, да, наша программа.
Вторая часть займет буквально ну 3 минуты у нас. Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста.
Николай Михайлович, вы от фракции? Николай Михайлович, а вы не хотите с места выступить?
Харитонов Н. М., председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.
С места?
Председательствующий. Да, с места, с места, Николай Михайлович. Харитонов Н. М. Ну назад уже не пойду, неудобно как бы. Председательствующий. Ну, пожалуйста, ваше право. Харитонов Н. М. Значит, я руки вот так назад, если хотите. По Порфирию Иванову по "Детке" я много лет обливаюсь водой, поэтому не должно взять. Стучу.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемый президиум! Уважаемые представители правительства, Александр Викторович и Волков, я вижу, находятся! Уважаемые коллеги и депутаты!
В моей 30-летней практике впервые встречается, чтобы в разработке и принятии законопроекта, в разработке участвовало и задействовано 9 комитетов, это на самом деле впервые, это говорит о важности принятия этого законопроекта как никогда.
Любое намерение малой и большой власти оказать содействие, помочь в развитии Арктики необходимо поддерживать. Поверьте мне, тогда, когда 5 марта мы проводили расширенный комитет, а представители Минвостокразви тия активно присутствуют, я знаю, на всех заседаниях комитета, значит, объясняют, заявляют о своих намерениях. Но чтобы много времени не отнимать, не поленитесь, вот на уголочке, где мы утром брали повестку дня, вот этот журнал, тут практически всё написано, внимательно прочтите и поймете, о чем идет речь, чтобы много времени не отнимать.
Значит, по большому счету, мне кажется, здесь уже речь вели о том, что молодежь, а как и что. На заре советской власти Ленин говорил: надо учиться торговать. А здесь стоит вопрос организовать предпринимательскую деятельность, организовать. Я помню, будучи, если Фирюлин Иван Иванович здесь, он наверняка помнит, на Съездах народных депутатов РСФСР, Николаев тогда был депутатом, был депутатом от Якутии, всегда стоял проблемный вопрос - северный завоз, всегда стоял, самый больной вопрос. Денег не хватает, русло не там, корабли не те, не так, не эдак, дешево, дорого. Если на самом деле мы все эти вопросы организуем, я думаю, что те, кто будут жить, будут работать там, обязательно скажут нам спасибо. Единственное, мне бы хотелось пожелать всем нам, кто будет участвовать в разработке своих поправок между первым и вторым чтением, давайте все-таки посмотрим льготы, то, что касается Северов, необходимо, наверное, надо пересмотреть, многие льготы надо пересмотреть. Мы же говорим, чтобы молодежь поехала жить, работать, организовывать производство, но если там не будет хотя бы... Тот же выход на пенсию, практически там охвачен Дальневосточный федеральный округ, если об этом говорить, Сибирь и Арктика, порядка 74 тысячи в год. Это небольшие деньги, если мы хотим, чтобы и те, кто сегодня живут, и те, кто будут организовывать, приезжать работать.
Среднее и старшее поколение, находящееся в зале, помните: чтобы организовать в отделанных районах в регионах торговлю, была потребкооперация. Наверняка помните, когда была гуж-надбавка на каждый километр, если я везу товар в далекий уголочек, 15 копеек за километр, была эта гуж-надбавка.
Здесь даются хорошие преференции. Если на самом деле мы в законе... а Кравченко молодец, он практически тоже ходит на все заседания... Председательствующий. Добавьте время.
Харитонов Н. М. Рабочая группа, рабочая группа активно работает. Давайте не поленимся и активно поучаствуем в разработке этих законопроектов, и я думаю, что тогда у Арктики будет хорошее, доброе, активное, значит, будущее. Поэтому, дорогие и уважаемые коллеги, не отнимая долго времени, я прошу вас всех активно проголосовать, активно. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Николай Михайлович. Ну, так я вот заметил, Николай Михайлович на всякий случай бумагу положил, да, на трибуну.
Поздняков Владимир Георгиевич, пожалуйста. Поздняков В. Г., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Иван Иванович, товарищи, коллеги!
Действительно на многих сегодняшних заседаниях, предшествующих нашему собранию, обсуждаются проблемы Арктики, высказывается много различных поправок к разрабатываемым проектам, что-то учитывается, сегодня об этом говорили.
Но однако в предлагаемых законопроектах не ясны функции государственной комиссии, уполномоченного федерального органа, управляющей компании, резидента и, главное, обязанности и ответственность этих органов. Не ясны критерии отбора инвестиционных проектов, отсутствует ответственность инвесторов за социальные вопросы жизни страны, продавливаются интересы крупного нефтегазодобывающего бизнеса, а роль руководства субъектов и муниципалитетов принижена.
Не учитываются в полной мере интересы коренного населения, людей, которые живут и работают на этой территории, бизнеса малого и среднего, компаний, добывающих твёрдые и полезные ископаемые. Под угрозой всё, что наработано в Арктике за предыдущие годы. Конечно, людей продолжает беспокоить возможность принудительного изъятия и отчуждения земельных участков с имуществом, недвижимостью. Регионы лишены возможности регулировать локальный рынок труда, квотирования и привлечения иностранной рабочей силы.
Товарищи, я предлагаю сегодняшнее рассмотрение законопроектов отложить, вернуться к обсуждению проблем Арктики, провести в пленарном заседании... зале заседаний Государственной Думы парламентские слушания с приглашением правительства, заинтересованных лиц, специалистов, учёных, губернаторов, депутатов законодательных органов власти всех уровней, представителей всех видов бизнеса, всех народов, населяющих просторы Арктики, использовать исторический опыт сотен лет работы в условиях Крайнего Севера, и все предложения, которые раньше были высказаны на различных обсуждениях.
Разработать и подготовить к первому чтению самостоятельный, основной, базовый закон об Арктической зоне, сказать, что это такое, что такое арктическая целина. Закон, как кодекс, чтобы ничего не нарушать и действовать в интересах народа, государства и развития нашей страны. Необходимо установить приоритетное мнение и право субъекта, региона, муниципалитетов, которые должны влиять и регулировать ситуацию в интересах народа и населения. Предусмотреть комплекс льгот для северян, для приезжающих работать, для молодежи, для пенсионеров. И много, чего просят люди. И такие предложения ко мне, как к депутату, представляющие часть этого Дальневосточного округа, ко мне... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте минуту.
Поздняков В. Г. И одно то, что сегодня разработано, оно, безусловно, найдет уже свое отражение в той системе законов, которые будут в дальнейшем прорабатываться и приниматься. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Я Алексея Борисовича не вижу Веллера. Не надо сюда, Алексей Борисович. Ну, пожалуйста, я... Пожалуйста, конечно, Алексей Борисович. От фракции?
Поставьте от фракции, пожалуйста.
Веллер А. Б. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Действительно, рассматриваемый сегодня законопроект "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" без преувеличения можно назвать долгожданным. О необходимости приоритетного развития Арктики за последнее время сказано очень много. Сегодня уже упоминалось, что буквально неделю назад Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ "Об основах государственной политики России в Арктике до 2035 года".
Вопросы арктического развития охватывают огромные территории, на которых в весьма суровых климатических условиях живут и трудятся более двух миллионов человек.
И когда закон поступил в Государственную Думу, и мы действительно с большим энтузиазмом начали его изучать, и как уже отмечал вот Николай Михайлович, беспрецедентное большое количество комитетов работают над этим законопроектом, при внимательном знакомстве выяснилось, что текст законопроекта, который поступил в первом чтении, конечно, не охватывает очень большого количества вопросов, собственно говоря, о чём сегодня и идёт дискуссия.
Восемь комитетов сегодня работают и представили свои заключения по данному законопроекту. И практически в заключении каждого комитета мы видим очень серьёзные замечания, очень серьёзные предложения, которые необходимо учесть при доработке данного законопроекта ко второму чтению.
Очень кратко.
Это мы говорим об интересах коренных малочисленных народов Севера, мы говорим об имущественных отношениях, о вопросах изъятия земель, о вопросах привлечения иностранной рабочей силы, градостроительных вопросах, участии регионов в принятии решения о включении или не включении резидентами предприятий заявившихся, о льготах для малого и среднего предпринимательства. И ещё о многом другом. Сегодня уже многие эти вопросы, собственно говоря, звучали.
Тем не менее я являюсь представителем комитета по экономической политике и представителем Мурманской области (одного из крупнейших арктических регионов страны, в котором, собственно говоря, и прожил всю жизнь), поэтому я позволю себе сказать несколько слов именно вот в плане этих аспектов.
Когда мы говорим о сбалансированном и комплексном развитии арктических территорий, то надо понимать, что, предоставляя льготы для крупных инвестиционных проектов, нельзя забывать о малом и среднем предпринимательстве, потому что именно малое и среднее предпринимательство создаёт комфортную среду для людей, живущих на Севере, обеспечивает рабочие места, закрывает вопросы социальной инфраструктуры и многое-многое другое.
Мы все понимаем, что бизнес на Севере несёт серьёзные дополнительные издержки, в первую очередь, в связи с выполнением, собственно говоря, этим бизнесом государственных гарантий перед своими работниками и сотрудниками.
И по большому счёту, по справедливости я бы предложил снизить эти издержки путём предоставления определённых льгот и преференций для всех субъектов малого и среднего бизнеса, работающего сегодня в Арктической зоне.
Однако позиция правительства заключается в том, что в рамках данного законопроекта мы говорим только о поддержке новых инвестиционных проектов. Хорошо, с этой позицией можно согласиться, пусть это будет так, но я всё-таки надеюсь, что это будет только первый шаг с точки зрения стимулирования развития бизнес-процессов в Арктической зоне Российской Федерации.
Так вот практически все участники развернувшейся дискуссии, и я в том числе, предлагают снизить инвестиционный порог для вступления в резиденты Арктической зоны с сегодняшних предусматриваемых 10 до 1-3 миллионов рублей. Действительно отрадно, что правительство выражает согласие с этим предложением, что мы, собственно говоря, слышали сегодня из уст заместителя министра.
Но, с моей точки зрения, не менее важно решить вопрос о льготе для малого и среднего предпринимательства в части уплаты страховых взносов, снизив их с 30 до 7,6 процента. В принципе соглашаясь с этим предложением, правительство предлагает использовать механизм субсидирования, закрепленный постановлением правительства. Можно и так, но тем не менее сама данная льгота для малого и среднего предпринимательства, считаю, должна быть четко закреплена в законе, чтобы не было двояких толкований, кривотолков и различных применений этой нормы.
Возвращаюсь к крупным инвестпроектам. Вот несколько слов на примере Мурманской области. Нет нефтегазовой добычи на территории Мурманской области, но зато Мурманская область богата своими полезными ископаемыми: на её территории находятся, расположены более 60 крупных месторождений, многие из которых ещё не освоены. Поэтому мы предлагаем, и звучит предложение, чтобы распространить действие закона не только на новые крупные нефтегазовые проекты, но и на инвестпроекты в горнорудной отрасли.
Ну и ещё один очень важный момент хочу отметить, он связан с учетом мнения регионов в ходе практической реализации данного законопроекта, но, собственно говоря, в этом солидарны абсолютно все регионы, от которых поступили уже предложения, и также этот вопрос в принципе поддерживается Правительством Российской Федерации.
Завершая свое выступление, ещё раз хочу сказать, что за три недели вот прошедших действительно очень хороший диалог выстроился, и "круглые столы" прошли, и заседания всех комитетов, и два заседания постоянной рабочей группы, которой руководит Денис Борисович Кравченко, и между регионами, правительством, депутатским корпусом сегодня действительно идет очень конкретный обмен мнениями по каждому предложению, которое поступает в эту рабочую группу.
Приглашаем всех принять участие в ее работе для того, чтобы при подготовке ко второму чтению мы действительно смогли сделать вот в тех условиях, в которых мы находимся и с определенными ограничениями, тем не менее качественный работающий законопроект. А сегодня от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагаю всем коллегам поддержать данный законопроект и все три, по большому счету. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Борисович.
Тумусов Федот Семенович, пожалуйста.
Тумусов Ф. С. От фракции.
Председательствующий. От фракции.
Тумусов Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не раз выступал в этом зале и говорил о том, что в нашей Российской Федерации нет четко сформулированной северной государственной политики и это очень плохо.
Но ситуация кардинальным образом изменилась 5 марта. Буквально несколько дней назад Президент Путин издал указ "Об основах государственной политики в Арктике до 2035 года". И самое интересное, что он определил основные показатели эффективности реализации государственной политики в Арктике.
И самым первым показателем там стоит показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
Вторым показателем, значит, является коэффициент миграционного прироста, то есть прибывает или убывает.
Третий показатель - это уровень безработицы.
Четвертый - количество рабочих мест в новых предприятиях.
Пятый показатель - средняя заработная плата. Ну и далее.
О чем это говорит? Это говорит о том, что развитие Арктики, то есть проводимая государственная политика будет измеряться, будет иметь человеческое измерение. То есть мы будем измерять не рублями инвестиций, которые вложены на территории Арктики, не прибылью, которую получат олигархи и не количеством нефти и газа, которое там добыто, а именно продолжительностью жизни и средней заработной платой, и вот другими показателями, о которых я сказал.
А вот пакет законопроектов, который сегодня предложен на наше рассмотрение, он решает эти проблемы или, по крайней мере, в полной мере решает эти проблемы?
Хочу сказать — нет. Хотя, конечно, некоторые, значит, показатели, на некоторые показатели они будут влиять. Вот ожидаемая продолжительность жизни, почему она сегодня одна из самых низких в Арктике, чем в целом по стране? Потому что там медицина никакая, потому что там здравоохранение хромает и то, что было сделано в советское время, значит, оно всё уничтожено. Значит, там надо сделать этот огромный объём работ.
Второе. Люди уезжают или прибывают? Люди уезжают, и самое плохое то, что они хотят уехать с Арктики. Уровень безработицы огромный, а вот количество рабочих мест новых предприятий — об этом сегодня не приходится говорить.
Средняя заработная плата, если раньше она была в два с половиной раза больше, чем на материке, то сегодня она, наоборот, в два с половиной раза меньше, чем на материке, и ... центре надбавки северные, они стали просто расчётными показателями. Поэтому эти законы, законопроекты, которые предлагаются, они в полной мере не решают тех проблем, которые сегодня накопились в Арктике, но хорошо то, что в государственной политике именно отмечены эти показатели, над которыми нам надо работать. Поэтому надо законодательную базу по развитию, по социально-экономическому, по комплексному развитию, социально-экономическому развитию арктических районов надо совершенствовать. И уповать не только вот Минвостокразвития, всё время она только на экономические, у них какой-то экономический детерминизм, только вот эти экономические показатели - они как бы уделяют внимание, а вот социальному положению людей, которые живут в Арктике, на Северах, на Дальнем Востоке, они абсолютно не уделяют внимания.
Пора я думаю, что уделять внимание этому вопросу и в будущем уже следующими законами, должны быть законопроекты, которые направлены именно на человека, на качество жизни людей, живущих в Арктике.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Федот Семёнович. Гоголева Татьяна Степановна, пожалуйста.
Гоголева Т. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Ну я остановлюсь на трёх моментах.
Прежде всего, отмечу очень низкую проработанность пакета документов по развитию предпринимательства в Арктической зоне в части учёта интересов коренных народов. Крупномасштабные проекты, которые будут связаны с добычей углеводорода, непременно приведут к конфликтным ситуациям. Напоминаю, что это 17 арктических народов, которые отмечены в государстве.
Договорились... То есть наши неоднократные консультации предварительные, то есть договорились о том, что это будет внесено ко второму чтению.
Если бы такой законопроект готовили депутаты, то, я думаю, что правительство бы ни в коем случае не подписало. На этот факт специально вот подчёркиваю.
Второе. Новая концепция, подписанная Владимиром Владимировичем Путиным в начале марта, она ставит очень амбициозные задачи. Говоря об опережающем, общероссийские темпы роста качества жизни и доходов населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам.
И третье. Значит, мне представляется очень спорным и туманным тот посыл, когда говорят о мерах поддержки хозяйственной деятельности коренных народов через какую-то отдельную дополнительную программу. Если мы будем следовать концепции подписанной, Концепции "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне до 2035 года", подписанной президентом, то речь идёт о введении стандарта социально ответственного бизнеса.
А этот стандарт предусматривает, в том числе, если он ограничивает хозяйственную деятельность либо ведёт к ущербу, допустим, такой традиционной деятельности, то компенсации должны предусматриваться со стороны хозяйствующего субъекта.
Поэтому, я думаю о том, чтобы этот стандарт предусматривал, то есть был изложен в полном объёме.
И пять прибрежных государств, расположенных в Арктике, ведут уже достаточно длительное сотрудничество и мы, как страна, готовимся к председательству в этом Арктическом совете.
Основные принципы, которые приняты при развитии Арктики - это сохранение хрупкой Арктической среды и сохранение такой древней традиционной основы жизни коренных народов. Поэтому я призываю, чтобы мы при дальнейшей проработке во втором... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время. Дайте возможность завершить фразу. Пожалуйста.
Гоголева Т. С. Да. То есть, призываю к тому, чтобы мы следовали этим целям. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Степановна.
Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. Последнее выступление. Кармазина Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, тема, которую сегодня мы рассматриваем, все три закона очень важны для нашей страны, и в первую очередь для тех, кто проживает в этой Арктике. И, наверное, не было бы такой критики от выступающих, если бы правительство внесло нам, наконец, в Думу закон об Арктической зоне, где были бы прописаны все темы, которые связаны с Арктикой. Но, уважаемые коллеги, слава богу, что внесены эти три закона и они говорят, расписаны правила игры, всё то, что касается предпринимательской деятельности. И мы надеемся, что ко второму чтению всё-таки будет понижена ставка для резидентов, которые могут участвовать в этих программах, с 10 миллионов до 1 или 3 миллионов.
И очень отрадно, что в этих зонах, например, предусматривается нулевая ставка по НДС по перевозке морским транспортом товаров на территории Российской Федерации до пункта перегрузки и на услуги ледокольной проводки морских судов. Сегодня этого нет. Это даст особый толчок развитию Арктики. Поэтому, уважаемые коллеги, я прошу вас всех проголосовать за все три закона. Они идут на развитие Арктической зоны. А те вопросы, которые поднимались, я думаю, что они у нас будут рассматриваться дальше в Думе. Спасибо большое за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Раиса Васильевна.
Александр Викторович, вы можете выступить с заключительным словом.
Пожалуйста.
Крутиков А. В. Уважаемый Иван Иванович, только один комментарий. Коллеги здесь некоторые упомянули основы госполитики в Арктике, которые президент, действительно, утвердил буквально несколько дней назад, где во главе угла поставлена цель - это повышение качества жизни людей в Арктической зоне.
Так вот, коллеги, безусловно, те законопроекты, которые сегодня рассматриваются они про это, они про повышение качества жизни. Посмотрите откуда люди из Арктики уезжают, они приезжают вернее, наоборот, приезжают на Ямал, в Норильск у нас приток населения и Чукотка. Почему? Там новые рабочие места создаются. Этот законопроект про создание новых рабочих мест, чтобы у людей было желание, было место, где работать и получать достойные доходы. Это главная идея, главная цель этого законопроекта.
Безусловно, все прозвучавшие замечания мы готовы учесть, вместе готовить тексты ко второму чтению.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Александр Викторович. Денис Борисович Кравченко. Включите микрофон. Содокладчик. Кравченко Д. Б. Спасибо.
Уважаемые коллеги! Ну действительно поддержу предыдущего выступающего, что меры, которые мы планируем с принятием этого пакета законопроектов, подключить к развитию Арктической территории, они беспрецедентные, исторические и, я считаю, что это очень важно, это наша с вами общая задача.
Я хочу поблагодарить, пользуясь случаем, всех коллег, которые присоединились к нашей работе в рабочей группе, их уже 10 человек и еще 8 человек подошло только что ко мне и выразили готовность в ней работать.
Я также Татьяну Степановну приглашаю, потому что мы там в ручном режиме очень внимательно работаем, на связи с нами территории, присутствует бизнес и это очень важно.
Нам сейчас предстоит основная работа перед вторым чтением, поэтому спасибо за поддержку и приглашаю дальше к конструктивному сотрудничеству. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Денис Борисович.
Алексей Борисович Веллер, пожалуйста. Веллер А. Б. Спасибо.
Коллеги, ну действительно благодарю всех за участие в работе, за обсуждение.
Конечно, нам всегда хотелось бы сделать больше, но, наверное, на то и идет диалог сегодня между депутатами и правительством, чтобы вычленить те возможности, которыми мы сегодня располагаем, для того чтобы мы были уверены в эффективности тех решений, которые будут приняты и надеюсь, что действительно эти законопроекты о развитии Арктической зоны будут не последние, а будут, ну скажем так, первыми локомотивами развития, первыми ласточками, назовем как угодно.
И давайте действительно доведем их все вместе до ума, и будем надеяться за этим последует еще новая работа по защите жителей Арктических территорий, по привлечению и развитию Арктики. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Борисович.
Коллеги, обсуждение завершено. Переходим к голосованию. Будьте внимательны.
Ставится на голосование вопрос 17-й. Проект федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 04 мин. 22 сек.)
Проголосовало за 376 чел 83,6 %
Проголосовало против 2 чел 0,4 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 378 чел.
Не голосовало 72 чел 16,0 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении.
Ставится на голосование 18-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 04 мин. 57 сек.)
Проголосовало за 382 чел 84,9 %
Проголосовало против 2 чел 0,4 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 384 чел.
Не голосовало 66 чел 14,7 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
И ставится на голосование 19-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 05 мин. 32 сек.)
Проголосовало за 381 чел 84,7 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 382 чел.
Не голосовало 68 чел. 15,1 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments