leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

СФ принял изменения действующего бюджета-2020, направленные на исполнение послания президента

СФ принял изменения действующего бюджета-2020, направленные на исполнение послания президента
3. 904447-7 СФ одобрил закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (об уточнении параметров федерального бюджета)
Председатель комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
Министр финансов РФ Антон Силуанов. Мы считали прогноз при цене на нефть 57,7. сегодня иные ценовые параметры. Ситуация с коронавирусом сильнее влияет на экономическое развитие. Инфляция будет в параметрах нашего таргета около 4%. Что касается ресурсов на реализацию парламента они немаленькие. Доходы могут сократиться при действующих ценах на нефть около двух трлн которые направлялись в ФНБ он не будет пополняться. Планировали профицит 0,8%, получим дефицит 1%. Валюта переоценена, общий объем вырос. У нас действует механизм демпфера при высоких ценах на нефть мы доплачивали нефтяникам теперь наоборот получим доход 500 млрд руб. Социальные обязательства большая часть расходов из федерального бюджета. Регионы получат дополнительно 500 млрд. Снижаются долги в том числе муниципальных образованием. Финансовое обеспечение задач которые мы рассматриваем будет обеспечено
Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин экономический рост будет ноль. Недополучим три трлн, Силуанов назвал другую сумму Резервы Что не оказаться к концу года с неиспользованными ресурсами Мы принимаем новые обязательства но мы не всегда выполняем старые обязательства, обеспечение детей-сирот
Вопросы
Василий Иконников. Предусматривает ли правительство средства на меры против коронавируса Регионы получают циркуляры на сотни миллиардов а средства не запланированы
Силуанов. Таких решений я не знаю Все решения по ограничению контактов с приехавшими из-за рубежа Речь идет больше о контрольных мероприятиях Если потребуются расходы задействуем резервный фонд
Валерий Семенов. Многие выплаты имеют обратную силу с 1 января как быстро деньги поступят в субъекты? Попытки пересмотреть обязательства по классному руководству
Силуанов. Очень хороший вопрос
Константин Косачев Кризис пройдет последствия на годы Речь идет о стимулировании доходов или сокращении расходов.
Силуанов. При существующих ценах на нефть резервов хватить на шесть лет.
Кудрин Я не говорил о сокращении расходов. Ресурсов хватит на все три года
Дмитрий Шатохин Почему изменено соотношение софинансирования?
Силуанов. Мы вопрос еще раз проработали и нашли взаимоприемлемое решение Вопрос в доработке
Константин Долгов расходы на горячее питание все же очень значительные
Силуанов.
Сергей Рябухин Справятся ли регионы без заемных средств?
Силуанов. Уже отвечал Правительство подставит плечо.
Ирина Рукавишникова Выделение средств для Единого портала правовой информации
Силуанов. Была заявка около четырехсот млн руб.
Павел Тараканов Каким образом на сделке с покупкой сбербанка отразиться кризис
Силуанов. Девальвация рубля ФНБ возрастет Что касается валюты ЦБ сам будет принимать решение после заявки Минфина
Сергей Кисляк Мы входим в очень тяжелую стадию развития экономики глобальная рецессия.
Силуанов. Будет сказываться на спросе на российские товары которые мы экспортируем Больше полагаться на свои собственные силы Поддерживать МСП поддерживать экспорт. Применять меры противостоять общим тенденциям
Олег Королев Какова судьба КГН?
Матвиенко Это не вечер вопросов и ответов
Силуанов. Прекращают свое действие после 21 года
Выступления
Валерий Усатюк В Хакасии нефти нет но есть уголдь Тоже нужна поддержка.
Владимир Кравченко Министерство как применяло так и применяет методики которые повышают нагрузку на регионы до 60% КГН добавляют Давайте СП через месяц заслушаем рассмотрим поддержку регионов которые нуждаются
Николай Журавлев Не все методики утверждены трехсторонней комиссией. Цифры проходят сверку Мы должны разобраться и убедиться что по каждому региону хватит средств Прошу сенаторов следить за своими регионами Турбулентность нефтяного и валютного рынка Налоговые вычеты увеличить дотации на сбалансированность
Матвиенко Просьба точечную донастройку по каждому субъекту чтобы исполнялось Нужна макроэкономическая стабильность Сколько говорили складывать в кубышку а вот сегодня убедились Благодарность правительству что сегодня мы можем позволить себе. Системные меры предложены президентом. Мы не можем допустить чтобы не исполнялось.
165 0 0 11:39

Из стенограммы 477-го заседания СФ 14.03.20
Итак, переходим к рассмотрению третьего вопроса – о Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (об уточнении параметров федерального бюджета).
Коллеги, предлагается следующий порядок рассмотрения данного вопроса: выступления председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолия Дмитриевича Артамонова, Министра финансов РФ Антона Германовича Силуанова и Председателя Счетной палаты РФ Леонида… Алексея Леонидовича Кудрина – до семи минут каждому.
Редко бываете, Алексей Леонидович, путаться начинаем с именами. Так что почаще, пожалуйста, чтобы не забывались. Прошу извинить, это моя ошибка, коллеги.
И дальше по традиции – вопросы, выступления. Нет возражений? Нет.
По данному вопросу на нашем заседании присутствуют Нестеренко Татьяна Геннадьевна, первый заместитель Министра финансов РФ, и Галина Сергеевна Изотова, заместитель Председателя Счетной палаты РФ.
Коллеги, позвольте предоставить слово для доклада председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолию Дмитриевичу Артамонову.
Анатолий Дмитриевич, пожалуйста, Вам слово.
А.Д. Артамонов, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются поправки в бюджет, посвященные финансовому обеспечению поручений президента, которые он озвучил в своем послании Федеральному Собранию. Исходя из задачи планирования и реализации поставленных задач в долгосрочном периоде, данным законом предусматриваются изменения по всем трем годам бюджетного цикла. В условиях изменившихся обстоятельств на мировых рынках сегодня, наверное, не имеет особого смысла останавливаться на прогнозе социально-экономического развития (и мы еще будем иметь эту возможность при рассмотрении майских поправок в федеральный бюджет), гораздо важнее то, что будут безусловно профинансированы все расходные обязательства, предусмотренные данным законом.
На реализацию послания из федерального бюджета планируется выделить 1,8 трлн рублей, бо?льшая часть которых будет направлена в регионы. Я перечислю основные статьи этих расходов.
На ежемесячные выплаты малоимущим семьям на детей в возрасте от трех до семи лет предусмотрено на три года почти 568 млрд рублей. Это новое расходное обязательство для регионов, и оно имеет особо важное социальное значение. Надо сказать, что пока мы имеем распределение этих средств по субъектам только на 2020 год. В этой связи регионы должны оперативно провести сверку численности получателей субсидий и определить их точное количество.
С 1 января 2020 года предусмотрено предоставление права на получение материнского капитала при рождении или усыновлении уже на первого ребенка в размере 466 617 рублей. При рождении второго ребенка эта сумма увеличивается еще на 150 тыс. рублей. В дальнейшем материнский капитал будет ежегодно индексироваться. На три года согласно закону будет выделено почти 600 млрд рублей.
На организацию бесплатного горячего питания школьников младших классов на плановый период зарезервированы средства на выделение субсидий регионам в объеме 109 млрд рублей, однако методика их распределения до конца не согласована. Важно оперативно оценить финансовые возможности субъектов и готовность материально-технической базы школ. Совершенно очевидно, что часть регионов будет нуждаться в дополнительной финансовой помощи.
На денежное вознаграждение за классное руководство учителям предусмотрены средства на три года в объеме 178 млрд рублей. Президент четко сказал, что воспитание – это федеральная функция. Поэтому необходимо предусмотреть выплаты за классное руководство как полномочие РФ, которое мы передаем на региональный уровень. В связи с этим считаем целесообразным перевести данную финансовую помощь в форму субвенций, тем более что с 2024 года планируется ограничение иных межбюджетных трансфертов.
На создание дополнительных мест в школах зарезервировано на три года 106,5 млрд рублей. Мы, безусловно, поддерживаем создание новых учебных мест. Но, коллеги, нельзя забывать и о том, что многие школьные здания попросту ветхие, а то и аварийные, и они нуждаются в капитальном ремонте. Об этом говорил и президент страны. И это не должно зависеть от бюджетной обеспеченности регионов. Надо подумать о создании отдельной программы для решения этой задачи, а не ограничиваться точечным выделением средств из резервного фонда.
На плановый период выделяются средства в размере 29,2 млрд рублей на финансирование социальных контрактов, которые теперь будут распределены по всем регионам. Для справки: в этом году на данные цели было направлено 7 млрд рублей на 21 пилотный регион.
На модернизацию региональных и муниципальных детских школ искусств выделяется по 3,4 млрд рублей ежегодно. На модернизацию первичного звена здравоохранения зарезервированы средства на 2020 год в размере 50 млрд рублей и на плановый период – по 100 млрд рублей ежегодно. На увеличение количества бюджетных мест при поступлении в вузы с 1 сентября 2021 года предусмотрено дополнительно в 2021 году 2,5 млрд рублей и в 2022-м – 11,2 миллиарда.
Законом зарезервированы средства по 10 млрд рублей ежегодно на программу развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития, что, наверное, будет способствовать сокращению разрыва в развитии между субъектами РФ.
Отдельно остановлюсь на теме компенсации инвестиционного налогового вычета. На эти цели предлагается направлять по 30 млрд рублей ежегодно, но в пределах выделенных средств на дотацию на сбалансированность без учета ее размера. На текущий год были перенесены остатки прошлого года (39,4 млрд рублей). Поэтому наш комитет предлагает и настаивает на увеличении этой дотации при внесении ближайших поправок в бюджет.
Уважаемые коллеги, нам предстоит решить еще много задач, однако нельзя не сказать о том, что сегодня мы рассматриваем дополнительные расходы, которых раньше не было, и эти обязательства возникли по инициативе президента Владимира Владимировича Путина, и, конечно же, их ждут люди, граждане нашей страны.
С учетом изложенного комитет рекомендует поддержать рассматриваемый закон. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое. Присаживайтесь, Анатолий Дмитриевич.
Коллеги, мы послушаем всех докладчиков, а потом перейдем к вопросам. Благодарю вас.
Слово предоставляется Антону Германовичу Силуанову, Министру финансов РФ.
Пожалуйста, Антон Германович.
А.Г. Силуанов. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! 15 января президент выступил с посланием. В течение месяца правительство оперативно подготовило предложения по уточнению бюджета и определению финансовых источников для реализации этого послания.
Какие особенности сегодняшних поправок? Мы сразу вносим поправки в трехлетний бюджет (это впервые). Для чего это делается? Для того чтобы сразу определить необходимые источники финансирования тех задач, которые определены президентом на предстоящие годы.
Второе. Мы уточнили прогноз под реализацию нового послания. Меры послания дают дополнительные факторы для экономического роста. Мы пересчитали прогноз, увеличив его с 1,7 до 1,9 процента.
Конечно, сегодня ситуация изменилась. Мы считали прогноз при цене на нефть 57,7 доллара за баррель, сегодня ценовые параметры совершенно иные. Тем не менее я хочу сказать следующее, что в случае если падают цены на нефть, мы защищены от изменения и наших бюджетных планов, и в целом экономика у нас адаптируется. Почему? Потому что в основном это коснется нефтегазовых компаний, они имели хорошие «подушки безопасности», накопили достаточно ресурсов за последние годы, когда цены на нефть находились на высоких отметках.
Но вот ситуация с распространением коронавируса, конечно, гораздо больше влияет на ситуацию в экономике, потому что это касается целого ряда отраслей, таких как перевозки, туризм, торговля. И эта мера гораздо более сильно влияет на динамику экономического развития. И Правительство РФ сейчас рассматривает, готовит комплекс предложений по тому, чтобы нивелировать действие этого негативного фактора.
Тем не менее хотел бы отметить, что инфляция в текущем году будет варьироваться в параметрах нашего таргета (это около 4 процентов), который мы планируем на предстоящие годы. Что касается ресурсов на реализацию послания, они действительно немаленькие, но тем не менее они в полном объеме будут обеспечены за счет тех возможностей, которые есть в бюджете. В первую очередь, конечно, это доходы и использование нашего резерва.
Что касается доходов, они могут сократиться. По нашим оценкам, при действующих ценах на нефть примерно на 2 трлн рублей сократятся нефтегазовые доходы. Но из этих 2 трлн рублей по сравнению с планом, который мы учитывали, значительная часть направлялась на пополнение Фонда национального благосостояния, который не будет пополняться. Поэтому, по нашим оценкам, общий объем баланса бюджета при действующих ценовых параметрах, которые мы оценили по поступлению нефтегазовых доходов такой: если мы в этом году планировали профицит на уровне 0,8 процента валового внутреннего продукта, то при действующих ценовых котировках на энергоресурсы мы получим дефицит в пределах 1 процента ВВП. По нашим оценкам, это будет около 0,9 процентного пункта.
Но еще раз повторю, что все обязательства будут выполнены, ресурсы для этого есть.
По сделке с Центральным банком. Мы планируем ее совершить после выхода закона. Сразу хочу сказать, что у нас будет достаточно ресурсов в Фонде национального благосостояния, для того чтобы и приобрести этот актив, и профинансировать в текущем году все те дополнительные обязательства, которые возникают в связи с реализацией послания. За счет чего? За счет того, что мы храним наши резервы в валюте. Валюта переоценена, исходя из новых курсов. Общий объем поступлений вырос, исходя из переоценки Фонда национального благосостояния. Это первое.
И второе. У нас в этом году действует механизм так называемого демпфера, когда при высоких ценах на нефть мы доплачиваем нефтяникам. И в прошлом году такая доплата составила около 500 млрд рублей. В этом году, наоборот, мы будем получать от нефтяников те доходы, которые они получают от премиальных цен на внутреннем рынке на нефтепродукты. Это тоже, по нашим оценкам, даст дополнительно в Фонд национального благосостояния около 500 млрд рублей.
Поэтому мы рассчитываем, что в текущем году мы из Фонда национального благосостояния заберем порядка 600 млрд рублей и профинансируем в полном объеме наши расходные обязательства и профинансируем, безусловно, ту сделку, которая у нас предусмотрена по выкупу у Банка России актива акций Сбербанка.
Теперь о расходных обязательствах, которые возникают. По субъектам РФ, по нашим оценкам, на трехлетку дополнительно – около 190 млрд рублей, из которых 40 млрд рублей – в текущем году. Откуда деньги возьмут субъекты? Сразу хочу сказать, что бо?льшая часть дополнительных расходов – это, конечно, РФ, из федерального бюджета. Но, безусловно, это касается и бюджетов регионов. Так вот, по нашим оценкам, даже с учетом снижения цен на нефть и с учетом того, что ряд субъектов РФ снизит свои прогнозы по налогу на прибыль (это в первую очередь те регионы, в которых развиты нефтяная промышленность и нефтедобыча, – это 19 субъектов РФ), тем не менее мы все равно оцениваем прирост дополнительных доходов субъектов РФ на уровне около 500 млрд рублей. Поэтому ресурсы есть. Кроме того, мы договаривались о том, что для тех регионов, которым нужно помочь точечно, адресно, у нас есть резерв в виде дотаций на сбалансированность. В ходе исполнения бюджета мы это будем делать.
Сразу хочу сказать, что значительную часть, как я уже говорил, дополнительных расходов… (Микрофон отключен.)
Можно мне еще минуту-полторы?
Председательствующий. Да, пожалуйста.
Продлите время.
А.Г. Силуанов. …дополнительных расходов, касающихся субъектов РФ, берет на себя Федерация. Ну, я уж не говорю про материнский капитал, федеральное обязательство. Это доплаты на детей от трех до семи лет. Мы посчитали, из расчета 76 процентов – Российская Федерация, 24 – субъекты. Модернизация первичного звена (вы знаете, да?): из 550 млрд рублей до 2024 года только 50 – субъекты РФ. Школы, дополнительные школьные места – пропорция софинансирования 95 на 5. Питание обучающихся в начальной школе: дополнительные деньги… мы компенсируем ту часть, которая финансировалась за счет родителей. Классное руководство – Российская Федерация берет на себя все обязательства. И так далее. Поэтому на субъекты РФ ложится, еще раз повторю, около 40 млрд рублей, и мы считаем, что это будет посильно с учетом адресной, точечной дополнительной поддержки.
Буквально два слова по субъектам РФ. Пока исполнение их бюджетов идет с плюсом по сравнению с прошлым годом. Мы видим, доходы за два месяца выросли на 3 процента. Нас беспокоит, конечно, поступление налога на прибыль. Налог на прибыль снизился по сравнению с уровнем прошлого года, в первую очередь, конечно, в тех регионах, которые, еще раз повторю, зависят от поступлений доходов в виде налога на прибыль от сырьевых отраслей. Но тем не менее НДФЛ растет (плюс 6 процентов), налог на имущество растет (плюс 20 процентов). И снижаются долги: долг снизился почти на 3 процента за два месяца по сравнению с началом года. Снижаются также и долги муниципальных образований.
Поэтому в целом мы видим, что ресурсы на выполнение послания есть. Все обязательства будут выполнены как на трехлетку, так и дальше, на среднесрочную перспективу. У нас накоплен достаточный объемов запасов. И мы видим, что финансовое обеспечение тех задач, которые мы сегодня рассматриваем, будет осуществлено в полном объеме. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Антон Германович. Присаживайтесь, пожалуйста.
Слово для выступления предоставляется Алексею Леонидовичу Кудрину, Председателю Счетной палаты РФ.
Пожалуйста, Алексей Леонидович.
А.Л. Кудрин. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги, члены Совета Федерации! Счетная палата в соответствии с законом представляет свое заключение по закону о внесении поправок в бюджет.
Основная логика поправок всем известна – учесть задачи послания президента, на реализацию которых в этой трехлетке дополнительно будет выделено 1 848 млрд рублей. Федеральный бюджет по доходам за эти три года вырастет, по прогнозу, дополнительно на 1 600 млрд рублей (конечно, надо будет потом оговориться, что прогноз изменится, и уже сегодня в выступлении Антон Германович сказал, что при определенных сценариях снижения цены на нефть мы не получим этих доходов), а расходы увеличатся на 1 400 млрд рублей. Соответственно, для выполнения всех задач послания будем использовать не только доходы, но и перераспределение расходов внутри бюджета.
Конечно, мы сегодня понимаем, что ряд цифр, положенных в основу макроэкономического прогноза, с которым мы все еще буквально две недели назад согласны, меняется. Цена на нефть, заложенная в прогнозе, – 57,7 доллара. Курс был заложен 63,9. Эти значения будут, видимо, в реальности другими. Нам нужно будет исходить из новых реалий.
Вчера первый заместитель председателя правительства Белоусов сказал, что 35 долларов за 1 баррель – вполне равновесная цена. Но мы, конечно, думаем, что, может быть, она будет и выше. Минэнерго сказал, что 40–45 долларов во второй половине года – более реалистичная цена. Соответственно с учетом и этих оценок, и наших, которые мы делаем одновременно, мы предполагаем, что при цене 35 долларов за 1 баррель и курсе рубля около 72 рублей за 1 доллар мы получим нефтегазовых доходов на 3 триллиона меньше. Антон Германович назвал другую цифру – около 2 триллионов. Мы, конечно, сверим наши оценки. Соответственно меньше цены? отсечения… мы недополучим 500 млрд рублей, которые надо будет замещать из средств Фонда национального благосостояния. Тем самым Фонд национального благосостояния в этом году может уже (по этому сценарию) быть использован. Причем дефицит бюджета тогда составит около 2 процентов ВВП.
Многие эксперты утверждают… обосновывают свои оценки. И в этой связи при 35 долларах за 1 баррель больше оценок, что экономический рост составит около ноля. Соответственно ниже будут значения других показателей с точки зрения выполнения показателей развития экономики и реальных доходов населения.
Ближайшие два месяца покажут, по какому сценарию пойдет наша экономика, и в тех поправках, которые правительство обычно вносит в апреле – мае, мы, надеюсь, уже будем иметь согласованный, совместный прогноз на этот год.
Конечно, повторяю, риски такого масштаба, что в течение года еще могут меняться оценки в части того, как сложится исполнение бюджета в этом году. При этом я считаю, что не нужно сейчас менять прогноз, при утверждении бюджета. Резервы правительства достаточны для того, чтобы принятые бюджетные обязательства выполнялись в ближайшие три года.
С учетом того, что в бюджете в составе пакета поправок в основном социальные расходы, расходы на образование вырастут на 1 процент ВВП на ближайшие два года, на 2020–2021 годы. По здравоохранению расходы вырастут на 0,1 процента ВВП в следующем году. Вместе с тем в 2022 году значения этих расходов снижаются до нынешнего уровня. Но я надеюсь, что при уточнении бюджета в трехлетке мы сохраним тот уровень расходов, который будет сейчас достигнут при уточнении бюджета.
Законом предусматриваются изменения трех государственных программ и двух национальных проектов. Два проекта – это по демографии и образованию. Обращаю внимание на то, что мы всегда говорим: когда мы добавляем деньги, и достаточно серьезно, то мы хотели бы видеть и изменения показателей государственных программ и национальных проектов в лучшую сторону. В данный момент они не меняются. Мы на это всегда обращаем внимание. И думаю, что все-таки совместно шаг за шагом мы придем к ситуации, когда наши расходы будут ориентированы на результат, и тем самым мы будем всегда уточнять и показатели нашего развития.
Соответственно, расходы на национальные проекты существенно увеличиваются, и только в этом году общие расходы на нацпроекты составят 2 130 млрд рублей, увеличиваются и в следующем году, а в 2022 году достигнут 3 трлн рублей.
Что беспокоит? Часть расходов, которая предусмотрена в бюджете, зарезервирована. Общие резервы, которые в бюджете учтены, в этом году составят 457 млрд рублей, в следующем году – 773,7 млрд рублей, в 2022-м – 857 миллиардов. Мы видим, что эти резервы будут распределены по мере принятия нормативных актов, законодательных оснований и перейдут на соответствующие разделы. Но вместе с тем вот эта блокировка с учетом нынешних поправок, принятых решений в этом году оттягивает начало исполнения этих расходов. И я хочу напомнить, что в прошлом году общее недоиспользование ресурсов составило 1 122 млрд рублей. Поэтому вот эти резервы требуют наиболее большего внимания, чтобы опять не оказаться в конце года с неиспользованными ресурсами.
Часть доходов определяется соответственно размещением средств Фонда национального благосостояния в акции Сбербанка. Здесь Антон Германович про это сказал, и я не буду добавлять, что тем не менее мы видим и некоторые риски в этой сделке.
И в завершение хочу сказать: мы сегодня принимаем очень большие социальные расходы, новые обязательства, но мы не всегда выполняем старые обязательства, и прежде всего я имею в виду детей-сирот и предоставление им квартир. Давайте, когда мы принимаем такие решения, думать и о старых обязательствах. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонидович. Мы поддерживаем Ваше предложение, высказанное в конце. Спасибо.
Коллеги, традиционно наибольшее количество вопросов к министру финансов. Поэтому давайте попросим Антона Германовича прийти снова на трибуну. Но вы, задавая вопрос, обозначайте кому – министру, Татьяне Геннадьевне, Алексею Леонидовичу или Артамонову, обозначайте, кому бы вы хотели задать вопрос.
Итак, начинаем вопросы.
Василий Николаевич Иконников, пожалуйста.
В.Н. Иконников, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области.
Вопрос к Силуанову.
Уважаемый Антон Германович, Вы сейчас сказали о серьезном влиянии коронавируса на динамику развития страны. Скажите, пожалуйста, предусматривает ли правительство средства и в каком объеме для регионов на поддержку мер, связанных с защитой населения от коронавируса?
Регионы, вообще, попадают в сложную ситуацию. Им идут циркуляры из правительства, а исполнение этих циркуляров, по данным многих экспертов, оценивается в сотни миллиардов рублей, которые не запланированы в региональных бюджетах. Спасибо.
А.Г. Силуанов. Спасибо, уважаемый Василий Николаевич.
Уважаемые члены Совета Федерации! У нас работает штаб в правительстве по контролю за развитием ситуации с распространением коронавируса. Этот штаб принимает оперативные решения. У нас есть резервный фонд в Правительстве РФ, за счет которого и могут оказываться меры поддержки как отраслей, так и субъектов РФ, которые нуждаются в дополнительной поддержке.
Более сотни миллиардов, Вы сказали, дополнительных решений в отношении субъектов. Таких решений я не знаю. Все решения, которые сегодня принимаются… Речь идет об ограничении контактов с заболевшими или контроле за прибывшими из-за рубежа нашими туристами или гражданами-командировочными, организации пунктов прохождения прибывшими из-за рубежа нашими гражданами.
Поэтому речь идет в большей степени именно о контрольных мероприятиях за тем, чтобы предотвратить массовое распространение этой инфекции.
Поэтому, если будут приниматься (а приниматься они все равно будут) решения, требующие дополнительных объемов финансирования, будем задействовать наши ресурсы, специально для этого созданные, – это резервный фонд Правительства РФ. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Валерий Владимирович Семёнов, пожалуйста.
В.В. Семёнов, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Красноярского края.
Уважаемый Антон Германович! Для нас очень важно, чтобы то послание президента выполнялось полностью. И мы понимаем, что это выполняется в большинстве субъектов РФ, хотя большинство средств направляется из федерального бюджета.
Согласно посланию многие выплаты имеют обратную силу, то есть начинают свое действие с 1 января. Как быстро деньги поступят в субъекты? Все ли механизмы и получатели средств готовы, для того чтобы послание президента было реализовано в полной мере и у групп населения не возникали вопросы по самой сути тех поправок, которые мы с вами сегодня принимали? Спасибо.
А.Г. Силуанов. Спасибо, уважаемый Валерий Владимирович.
Уважаемые члены Совета Федерации! Очень хороший вопрос. Потому что президент поставил задачу о том, чтобы деньги, которые дополнительно предусмотрены в бюджете, как можно быстрее дошли до граждан, до получателей. И в этой связи даны поручения о том, чтобы нам изменить порядок предоставления мер социальной поддержки, чтобы наши люди не собирали справки с различных организаций (будь то о своих доходах для получения пособия для семей с детьми от трех до семи лет).
Должно быть все очень просто. Это должно быть обращение в онлайн-режиме при таких желаниях, и налоговая служба вместе с нашими органами социальной защиты самостоятельно соберет всю необходимую информацию, и органы социальной защиты будут использовать эту информацию для принятия решений о предоставлении мер социальной поддержки.
Это требует, конечно, времени, потому что меняется система сбора информации и принятия решений по таким видам социальной помощи. Мы договорились о том, что с 1 июля текущего года она начнет работать, но 100-процентное, массовое ее использование будет осуществляться уже начиная с 1 января следующего года. Тем не менее действительно, как вы сказали, все меры поддержки будут реализованы начиная с 1 января. Тем не менее все семьи, которые обратятся за такой помощью (может быть, они обратятся по истечении некоторого времени), получат соответствующие выплаты уже с начала текущего года. И Правительство РФ, еще раз повторю, создает систему, для того чтобы такая помощь была доступна, не надо было за ней бегать по различным организациям.
Я только хочу сказать следующее – что у нас, по статистке (помните, мы приводили такие цифры?), людей, семей, которые живут ниже прожиточного минимума, около 18 миллионов человек было в прошлом году, а обращались за поддержкой чуть меньше 5 миллионов человек. Почему? Да потому что очень сложно было собрать эти документы, очень сложно было доказать, что эта семья нуждается в государственной помощи. Сейчас это все будет просто, в один клик, как мы говорим, и это будет доступно для наших граждан, для получателей мер социальной поддержки. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Константин Иосифович Косачёв, пожалуйста.
К.И. Косачёв, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл.
Уважаемый Антон Германович, вопрос также к Вам. Вы в своем основном выступлении четко зафиксировали, что все предусмотренные меры и средства для реализации послания в распоряжении государства, в распоряжении правительства имеются. Это очень хорошая новость. Вы при этом обозначили два основных источника для того, чтобы финансировать эти мероприятия, – это доходы, которые у нас никуда не деваются, и использование средств Фонда национального благосостояния.
В то же время, по оценкам большинства экспертов, которые смотрят за развитием мировой экономики, кризис будет носить долгосрочный характер, с пандемией мы, может быть, справимся в этом году, но последствия будут многолетними. И вот сейчас Алексей Леонидович Кудрин в своем докладе обозначил, что если подтвердятся наиболее негативные сценарии, то дело дойдет до перераспределения расходов внутри бюджета. То есть мы, сохраняя наши обязательства, вытекающие из послания, наверное, пойдем по пути сокращения каких-то расходов, еще раз повторю, если… (Микрофон отключен.) Буквально 10 секунд.
Председательствующий. Продлите время.
Пожалуйста, Константин Иосифович.
К.И. Косачёв. …если, увы, оправдаются негативные сценарии.
Вы в своем выступлении также сказали, что правительство готовит комплекс предложений, для того чтобы дополнительно нивелировать последствия всех этих негативных факторов. Если можно, чуть подробнее об этих готовящихся предложениях. Все-таки речь будет идти о стимулировании доходов бюджета либо о сокращении расходов?
А.Г. Силуанов. Уважаемый Константин Иосифович, уважаемые члены Совета Федерации! Хочу сказать, что даже при текущих ценах на энергоносители нам ресурсов хватит на срок около шести лет при действующих наших обязательствах. Поэтому у нас сегодня нет никаких оснований говорить о том, что мы те обязательства, которые предусмотрели в трехлетке… будем сокращать, будем снижать те параметры бюджета. Хотя, конечно, вопрос о приоритизации всегда идет, он каждый год идет. Когда мы готовим очередной трехлетний бюджет, всегда смотрим на действующие обязательства, принимаемые обязательства и всегда смотрим, какие расходы в той или иной мере влияют на экономику, на социальную поддержку населения. Поэтому вопрос об определении приоритетов как был, так и будет проходить при подготовке бюджета на очередной финансовой год.
Конечно, в правительстве мы сейчас готовим предложения и по поддержке тех отраслей, которые в первую очередь могут пострадать в результате развития всех последних событий, с одной стороны, а с другой стороны, безусловно, будем говорить о стимулировании развития экономики.
Кстати говоря, в поправках в бюджет, об этом говорилось, предусмотрели дополнительные ресурсы на то, чтобы регионы чаще пользовались возможностью предоставления налоговых преференций для инвесторов, это так называемый инвестиционный налоговый вычет. И мы предусмотрели соответствующие ресурсы, для того чтобы компенсировать регионам снижение доходов, возможное кратковременное снижение доходов от реализации такого рода мер.
Поэтому здесь предложения и о реструктуризации кредитов, и о направлении средств на новые инвестиции. Здесь и меры по инвестиционному налоговому вычету, здесь и целый ряд других предложений, которые у нас содержатся в национальных проектах, в тех решениях, которые есть в послании. Кстати, меры послания – это помощь нуждающимся семьям, это дополнительный потребительский спрос, это тоже положительное влияние на экономику.
Поэтому, безусловно, наши действия с точки зрения каких-то мер по улучшению структуры бюджета, рационализации расходов будут осуществляться, но они не затронут те решения, которые мы сегодня обсуждаем. Это безусловный для нас приоритет. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Хотел дополнить Алексей Леонидович Кудрин.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7473438.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments