leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Цифровизация сельского хозяйства потребует 70 тыс специалистов для загрузки данных - круглый стол

Цифровизация сельского хозяйства потребует 70 тыс специалистов для загрузки данных - круглый стол Лисовского цифровая трансформация АПК
Первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский провел в комн. 808 А круглый стол «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса»
Конспект 12:00.
Лисовский Пришлось сократить число участников, записалось 90. Цифровициация всего лишь инструмент. Чтобы не мешало главному СХ производству.
Архипов Александр Геннадьевич, директор департамента цифрового развития и управления информационными ресурсами АПК МСХ. МСХ создает систему цифровых сервисов. Более 120 тыс сельхозтоваропризводителей и иных получателей господдержки. Система начнет работать с 22 года, В 21 в пилотных регионах. Переведем субсидии в цифру. Единая цифровая платформа. Уже в этом году единая система сбора данных о производстве в едином окне. С целью мониторинга земель СХ назначения создается система информации о пользователях контурах гидротехнических сооружение. Ведение единого реестра плодородия. МСХ разработана программа вовлечения в оборот земель СХ назначения. Снизить негативные последствия для растений, проведение противопаводковых мероприятий. ГИС Семеноводство быстрый доступ к партиям семян. Планируется создание системы зерна от селекции до готовой продукции. Уже сейчас СХ товаропроизводители информация о селекционно-племенной работе. Цифровизация АПК имеет колоссальное значение.
Лисовский. Действительно МСХ ведет большую работу. Мы проводили совещание по пересечением реестров. Только в Московской области более двухсот тыс наложений. Двойные леса, исключили полмиллиона гектаров. Просьба согласовать учет земель. У нас никак не пройдет закон об электронной регистрации животных. У нас огромное количество семян продается потребителю. Покупают не всходят.
Михаил Павлович Щетинин. Ничего не услышал о перерабатывающей промышленности. И логистика.
Балагула Татьяна Викторовна, начальник управления внутреннего ветеринарного надзора Россельхознадзора. Система разработанная Россельхознадзором это не только Меркурий. 16 систем это и система регистрации продуктов болезней ветеринарных препаратов кормов ввозимых-вывозимых товаров. Все эти системы взаимодействуют между собой. Данные погружаются в Меркурий и мы видим качество сырья. За сутки вводится 13 млн трансакций, в прошлом году 2,5 млрд. Видим как производители продлевают сроки годности. Не подтверждаются места происхождения товаров. Разработан система мониторинга нарушений будем вводить в конце марта. Предприятия фантомы которые не являются налогоплательщиками.
Лисовский. Большая работа. Просьба посмотреть закон об исключении фитосантитарного контроля в Арктике не будет. Цель понятная, но почему фитосанитаров не будет в Мурманске и Архангельске. Делает закон Минэк.
Приезжева Екатерина Геннадьевна Директор департамента цифровой маркировки Минпромторга. Эксперимент маркировки молочной продукции началось 15 июля. Зарегистрировано 10179 участников. Типография новая технология. Работаем со всеми типографиями которые готовят упаковку для пищевой продукции. Программный продукт участникам предоставляем. Маркировка в отличие от Меркурия маркирование каждого товара. Пересекается с Меркурием. Почему недостаточно отслеживать молочной продукции и нужная маркировка. 22% продукция не учтенная питьевое молоко, 16% сыр, 28% масло. В ВШЭ рассчитали рост цен продукции 1,95% Это значительно ниже исторического роста цен продукции. Аппаратура тоже у нас получилось значительно ниже чем дают производители молочной продукции. Предлагаем не маркировать товары меньше 30 грамм и 30 рублей. Детское питания маркировать бесплатно. Есть ряд проблем. Перемещение товаров через границы ЕАЭС. Минпрмоторг подготовил проект постановления о продлении эксперимента. Сейчас обсуждаем крайние сроки. По маркировке воды проект постановление подготовлен.
Лисовский. В рекомендации включите. Россельхознадзор пригласите есть расхождения по фальсификату.
Дыбова Елена Николаевна, вице-президент ТПП Какая часть бизнеса против маркировки
Приезжева Вопрос больше риторический. Наша задача отработать систему.
Лисовский. Докладывала час на комитете. Минпромторг внес изменения во все семь законов. Нормативная база хорошо проработана. Нало внимательно документы изучить
Соколов Василий Игоревич, замглавы Росрыболовство. Произошло соединение отраслевой системы с Меркурием. Перевели аукционы по рыбоводным участкам Дальнего Востока на цифровую платформу. Переведем все. Большая работа по проведению электронных промысловых журналов. В основном в особых зонах где активный промысел. Погранслужба имеет зеркало нашей системы. 3150 юрлиц и ИП, 1400 в морских водах и 1750 пресноводных около 85 тыс разрешений делается в бумажном виде. Россия-Норвегия, Россия-Исландия тоже в высокой степени готовности. Избавить промышленность от доставки бумажных разрешений на суда. Законопроект сдерживает внедрение. Часть замечаний нам непонятна. Огромное количество неурядиц между ведомствами. Мы должны быть в единой платформе.
Лисовский. Это больше вопрос к правительству. Прежнее руководство занималось больше цифровым телевидением. Работа реально не проведена.
Лайкам Константин Эмильевич, замруководителя Росстата. СХ к сожалению не было охвачено. По итогам последней переписи мы должны констатировать использование информационных технологий не очень высокое. Контроль качества крупные хозяйства 12%, мелкие 7%, фермеры 0,2%. 1,5 млн в СХ.
Лисовский. Не могу согласиться. Учитывается ЛПХ а там не товарное производство.
Лайкам В очередной раз проиграли битву чтобы исключить из целевых показателей.. При этом мы не отменяем учет. Единственная отрасль
Лисовский. Я думал это ваше. Застройщики жалуются что приходится нанимать квалифицированных специалистов чтобы загружать данные во все системы. Это города, а на селе потребуется 70 тыс специалистов. Опять же как они будут учитываться работники СХ?
Лайкам Работники будут учитываться, на аутсорсинге нет.
Дубин Михаил Андреевич, председатель Совета Директоров ЦРПТ. Мы являемся крупнейшим работодателем в сфере цифровых технологий. Сопряжено с повышением производительности труда введение электронного документооборота. Любое действие любого участника оставляет цифровой след. Возможность в любой момент проверять транзакцию на кассе. Подключено ко всем кассам в стране. Использование криптографии для защиты от недобросовестных участников. Для лекарств работаем чтобы оцифровывали инструкцию. Потребитель может подать жалобу. Для бизнеса единые правила игры. Минимизировать запас и предотвратить потери на возврат. Требует значительного объема хранения данных. Мы готовы делиться опытом. Искусственный интеллект
Щетинин Сама по себе маркировка не защитит от контрафакта.
Лисовский. Вопрос больше не к оператору, он выполняет функции подрядчика. После запрета возврата сети придумали возвращать как брак, якобы не хватает двух килограмм. Берут не бонусами а штрафами. Будет ли доступна информация по возврату ФАС? Вы с ФАС работаете. Будут ли центры компетенции работать на селе?
Реуцкий Дмитрий Владимирович замдиректора департамента информационной безопасности Минкомсвязи. В рамках цифровой экономики есть проект кадровый. Подготовить около млн человек. в рамках цифровое государство разрабатывается несколько платформ. Создается система межведомственного цифрового взаимодействия. В рамках проекта будет одна на всех. Для СХ начала разрабатываться раньше цифровой экономики. По итогам прошлого года отобрали пять компаний.
Лисовский. По нашей области ведет две еще и данные не совпадают. Как передали Минкомсвязи думали будут какие-то базовые. А вы консультируете как создавать свои и только сейчас пытаетесь объединить
Реуцкий Единая государственная облачная платформа.
Дыбова кадров не хватает.
Реуцкий У тех кто работает на земле не хватает компетенций.
Архипов Одна из платформ МСХ уже погружена. Я не понимаю что такое единая платформа если она добровольная.
Дыбова. Предполагалось неотвратимость наказания контрольные функции. Именно мы оплачиваем Меркурий Маркировки. Нет единого подхода и финансирования. Только-только начали работать и нагружаем. Что получили по обуви закупили огромное количество марок и легализовали все китайские тапочки. Просто заставляем фермеров нести дополнительные расходы. Женщина магазин семь метров продала коврик с какими-то словами ее оштрафовали на 50 тыс это было название фирмы. Мы предполагали центры компетенций на базе вузов, а региональные минсельхозы посадили чиновников учат вести бухгалтерский учет. Есть компании 21 века супер теплицы животноводческие комплексы готовы передать.
Лисовский. В плане китайской обуви вы бы могли погрузить свои проблемы.
Щетинин. Каждый кулик переживает за свое болото. Я переживаю за пищевую перерабатывающую промышленность.
Жуковский Денис Владимирович, департамент национальных проектов Ростелеком. Переход к цифровому партнерству. Стоимость цифровизации 50 руб. на гектар в год. Не так высока. Ресурсы есть только у крупных холдингов. Ростелеком гигантская группа компаний партнер государства госуслуги мы все ими пользуемся. Разрабатываем цифровые кадры для СХ. Страхование. Лишь 3% хозяйств застрахованы. Тема контроля за движение урожая от поля до элеватора интернет вещей прослеживаемость снижает хищения до 20% повышение урожайности. В животноводстве прослеживаемость за кражами. Проблема доставить сигнал.
Лисовский. Забываем Ростелеком.
Оюн Дина Ивановна, сенатор. Тыва животноводческая республика полтора млн голов. Граница с Монголией. Экологически чистое мясо. Перепасы скота через границу. Пограничники запрещают считать что это шпионский оборот. Проблема угона скота остро стояла 10 лет назад. В Тыве есть КРС табуны лошадей оленей и яководство единственное племенное хозяйство яков Роза Чысыма.
Лисовский. В плане чипирования Минпромторг давно пытается эту тему ввести Минэк против. Как будут чипироваться кошечки которые дома живут?
Виктор Федорович Новожилов член комитета. Меркурий было много противников. Сделать все возможное.
Лисовский. Идентификация животных много лет бьемся. Проблема семян для потребителей могли бы помочь.
13:55
Лисовский. Вышел из аудитории и омыл руки из аппарата СЕПТЕЛЬ. Сказал что в птичниках это привычка. И для дезинфекции ультрафиолет На входе жесткий, в птичнике мягкий.
Л.М. Калашников говорил пальмовое масло в Меркурий не попадает.
Лисовский сказал что учитывается все.

Материалы к круглому столу на тему «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса»
16.03.2020
Общая характеристика уровня цифровизации в АПК
Одно из условий обеспечения производства качественной продовольственной продукции - применение инновационных цифровых решений, сочетающих в себе традиционные и новые технологии, отвечающие принципам «Индустрии-4.0» и снижающие влияние человеческого фактора на производственный процесс.
Цифровые инструменты становятся действенным ресурсом руководителя наряду с финансами и стратегией, дают возможность обеспечить прозрачность производственной цепочки.
Несмотря на то, что за последнее время уровень зрелости ИТ в АПК повысился, остается ряд системных проблем. По итогам опроса, проведенного ИД «Коннект» в 2019 году среди представителей ведущих компаний АПК сектора основными препятствиями более глубокого и всестороннего внедрения цифровизации является отсутствие должного финансирования данного направления и низкий уровень квалификации кадров. Так как для эффективного внедрения цифровых технологий необходим высокий уровень подготовки не только со стороны разработчиков решений, но и тех, кто на предприятии способен усвоить, внедрить, поддерживать технологию, обучить сотрудников предприятия работать с ней. Непонимание важности внедрения цифровых инструментов все еще отмечают 17% опрошенных. Следовательно, недальновидные руководители, не понимающие необходимости скорейшей цифровизации, продолжают оставаться тормозом развития ИТ в секторе АПК.
На первом месте среди наиболее востребованных направлений цифровизации стоят учетные системы. Чем больше аграрии внедряют у себя ИТ-инструменты, тем больше они видят того, о чем раньше могли только догадываться, так как это не было предметом точной оценки. При этом аграрии не падки на модные веяния, прагматично подходят к ИТ-технологиям и готовы внедрять только те из них, которые принесут конкретный ощутимый эффект, и «интернетом вещей», например, интересуется лишь 1/10 аудитории, хотя и отмечают высокий потенциал дальнейшего развития данного направления.
При этом стоит отметить отсутствие стройной законодательной базы для развития и внедрения беспилотной техники, в том числе, в сельской местности.
Одной из наиболее обсуждаемых тем в направлении цифровой трансформации АПК по-прежнему является тема ветеринарной сертификации. Следует отметить положительную трансформацию фокуса обсуждений: от абстрактного негатива представители отрасли перешли к обсуждению конкретных предложений по устранению выявляемых проблем.
Вместе с тем отмечается ряд нерешенных вопросов:
Сохраняется нестабильность в работе системы ФГИС «Меркурий», что влечет за собой срывы сроков поставки товаров и санкции торговых сетей, отсутствуют правила/инструкции поведения пользователей при нестабильности системы, по отправке продукции клиентам из ближнего зарубежья, отсутствует возможность внесения результатов лабораторных испытаний уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов и проч. (полная информация о проблематике и предлагаемых решениях в Приложении № 2 к Исх. № 76 от 05.03.2020).
Но, безусловно, самая горячая тема - тема внедрения обязательной цифровой маркировки средствами идентификации.
В настоящее время Правительством РФ внедряются системы маркировки и прослеживаемости различных групп товаров. В частности, с 2009 года функционирует система прослеживаемости алкогольной продукции (ЕГАИС), с 2013 года - система прослеживаемости подконтрольной ветеринарной продукции (ГИС «Меркурий»), с 2017 года - система прослеживаемости табака и других групп товаров (ИС «Маркировка»). В 2020 году предполагается внедрение системы документарной прослеживаемости для части импортных товаров, разработчиком которой выступает ФНС России.
Для компаний, оперирующих на разных товарных рынках (например, для крупных федеральных торговых сетей, реализующих продовольственные и непродовольственные товары) это означает необходимость интеграции с разными системами, что требует существенных доработок во внутренних информационных системах. Совокупные капитальные затраты крупных торговых сетей на закупку оборудования и модернизацию IT систем в связи с реализацией параллельно нескольких систем прослеживаемости составляют несколько десятков миллиардов рублей, учитывая операционные издержки на поддержание таких процессов, затраты могут достигать сотен миллиардов рублей ежегодно.
Розничные компании уже столкнулись со значительными трудностями в связи необходимостью учета каждой единицы реализуемой продукции на всех этапах ее движения, в том числе в оптовом звене. Однако, реализация поштучной прослеживаемости отдельных товаров в оптовом звене является избыточным и более чем затратным требованием. И даже незначительные нарушения при обороте маркированной продукции будут тормозить работу компании. Все это усложнит процессы контроля качества и приемки и учета такой продукции, что на порядок увеличит временные и трудовые затраты всех участников товарооборота. Учитывая сложившиеся требования к логистическим процессам, нарастающие требования различных государственных информационных систем могут парализовать оборот как отдельных партий товаров, так и товарных групп в целом.

Материалы к круглому столу на тему «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса» 16.03.2020
Предложения в проект итогового документа
С целью устранения необоснованных требований к участникам гражданского оборота товаров, ведущих к росту расходов, считаем необходимым:
- сформировать единую концепцию и дорожную карту по внедрению маркировки и прослеживаемости на территории России, в том числе, с учетом развития интеграции на уровне ЕАЭС, гармонизировать условия взаимодействия с внедряемыми и действующими системами маркировки и прослеживаемости товаров, в том числе обеспечить работу в данных системах по принципу «одного окна»;
- выработать количественные и качественные критерии для принятия решения о целесообразности маркировки и прослеживаемости товаров, ключевыми из которых должна быть подтвержденная исследованиями информация о доле незаконной продукции на конкретном товарном рынке на момент принятия решения и ожидаемом снижении доли незаконной продукции с ежегодным докладом Правительства о достижении результатов;
- требование о реализации поштучной прослеживаемости на всех этапах движения конкретной группы товаров вводить только при подтверждении такой целесообразности бизнес-сообществом по итогам проведения добровольного эксперимента;
- во избежание создания условий для недобросовестной конкуренции, исключить доступ участников оборота товаров к данным, имеющим высокую коммерческую чувствительность для конкретных компаний-участников системы прослеживаемости (например, к информации о логистической цепочке или продажах клиентам-юридическим лицам);
- не допустить введения несоразмерной (в том числе, уголовной) ответственности участников оборота товаров за незначительные нарушения порядка работы в рамках систем маркировки и прослеживаемости.
В целях совершенствования работы системы ФГИС «Меркурий»:
- Обеспечить увеличение мощностей сервера системы для стабильной работы пользователей, с учетом повышения нагрузки.
- Разработать и законодательно закрепить в нормативных документах процедуру поведения (правила, методические указания) пользователей при сбоях в работе системы Меркурий.
- Разработать и принять четкие критерии по определению аварийного режима системы; механизма оповещения о его вводе и регламента действий при его вводе; правил временной работы без ЭВСД.
- Внедрить SLA для сопровождения сервиса.
- Рассмотреть возможность введения внешнего независимого контроля за регистрацией сбоев.
- Доработать программу и минимизировать усилия пользователей по контролю уровня компартмента целевой площадки перемещения продукции: реализовать при оформлении с низкого компартмента на более высокий автоматический запрет выписки (оформления) ЭВСД, при гашении дополнительно уведомлять или блокировать гашение документов с более низкого компартмента, обеспечить видимость уровня компартмента сразу в наименовании контрагента.
- разработка и принятие единой четкой схемы оформления документов и регламентированных требований по оформлению экспорта.
- Расширить полномочия Уполномоченного представителя хозяйствующего субъекта при оформлении ЭВСД, предоставить права на внесение результатов лабораторных испытаний.
- Обеспечить упрощение поиска контрагентов, транзакций и документов по любому полю, имеющему отражение в ВСД.

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационная справка На заседание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему: «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса»
1. В части мер государственной поддержки
В целях создания благоприятных условий для развития исследований и технологических заделов по направлениям сквозных цифровых технологий и формирования внутреннего рынка высокотехнологичных продуктов и решений в 2019 году в рамках Нацпрограммы выстроена система мер государственной поддержки развития сквозных цифровых технологий.
С целью создания нормативной правовой базы для функционирования мер поддержки в 2019 году разработано и принято 8 специализированных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих принципы отбора и меры государственной поддержки проектов (от 30 апреля 2019 г. № 529; от 3 мая 2019 г. №№ 549, 550, 551, 554, 555; от 5 декабря 2019 г. № 1598, от 11 сентября 2019 г. № 1185).
В 2019 году проведены конкурсы по отбору проектов в рамках нацпрограммы:
— поддержка малых предприятий (Фонд содействия инновациям);
— поддержка лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ) (АО «РВК»);
— поддержка компаний-лидеров (АО «РВК»);
— поддержка отраслевых проектов внедрения (Фонд «Сколково»);
— поддержка региональных проектов внедрения (РФРИТ);
— поддержка промышленных разработок (Минпромторг России). Запущенная комплексная система финансирования проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений обеспечивает полный цикл поддержки развития технологий — от проведения фундаментальных исследований до полноценного внедрения разработок и тиражирования лучших отечественных решений.
В рамках реализации запущенной системы мер поддержки проектов в 2019 году в адрес операторов мер поддержки направлено 1405 конкурсных заявок с общей потребностью бюджетного финансирования в объеме 78 млрд руб.
Результаты конкурсного отбора в разрезе по операторам мер поддержки:
I. РФРИТ. Поддержка отечественных разработчиков ПО.
В настоящее время проведен прием заявок участников конкурсного отбора и в I квартале 2020 г. будет определен список участников, прошедших конкурсный отбор на предоставление мер государственной поддержки.
П. АО «РВК». Поддержка ЛИЦ.
Всего на конкурс подано 37 заявок с общим объемом запрашиваемого бюджетного финансирования - 10 011 млн руб.
Победителями конкурсного отбора признаны 7 ЛИЦ на общую сумму 1 999,3 млн руб. (общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на меру поддержку в 2019 году - 2 126 млн руб., целевой показатель - 7 ЛИЦ).
III. AO «РВК». Поддержка компаний-лидеров.
Всего на конкурс подано 45 заявок с общим объемом запрашиваемого бюджетного финансирования - 6 661 млн руб.
Победителями конкурсного отбора признаны 4 проекта на общую сумму 792,2 млн руб. (общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на меру поддержки в 2019 году - 3 ООО млн руб.; целевой показатель - 14 проектов).
IV. Минпромторг России. Поддержка промышленных решений.
Всего на конкурс подано 349 заявок с общим объемом запрашиваемого бюджетного финансирования - более 31 ООО млн руб.
Признано прошедшими конкурсный отбор 88 проектов.
Соглашения о предоставлении субсидии заключены с 79 российскими организациями на общую сумму 5 973 млн. руб. на три года, (общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на меру поддержки в 2019 году - 2
000 млн руб.; на 2019-2021 гг. - 6 ООО млн руб.)
V. Фонд «Сколково». Поддержка отраслевых проектов внедрения СЦТ.
Всего на конкурс подано 34 заявки с общим объемом запрашиваемого бюджетного финансирования - 3 766 млн руб.
Победителями конкурсного отбора признаны 6 проектов на общую сумму 935,9 млн руб. (общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на меру поддержки в 2019 году - 1 500 млн руб.; целевой показатель - 6 проектов).
VI. Фонд содействия инновациям. Поддержка малых предприятий. Всего на 2 конкурса по направлению ((Цифровые технологии» по программам
«Старт» и «Развитие» подано 822 заявки с общим объемом запрашиваемого бюджетного финансирования - 8 585,5 млн руб.
Победителями конкурсного отбора признаны 197 проектов на общую сумму 2 452,5 млн руб. (общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на меру поддержки в 2019 году - 2 ООО млн руб.; на 2019-2021 гг. - б ООО млн руб.); целевой показатель -100 проектов).
VIL Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) -Поддержка региональных проектов внедрения СЦТ.
Всего на конкурс подано 118 заявок с общим объемом запрашиваемого бюджетного финансирования - 16 172,6 млн руб.
Победителями конкурсного отбора признаны 13 проектов на общую сумму 1 877,74 млн руб. (общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на меру поддержку в 2019 году - 3 250,0 млн руб., целевой показатель - 13 проектов).
- В настоящее время во исполнение пункта 2 раздела III протокола заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 20 февраля 2020 г. № 2 ведется работа по актуализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Программа) и входящих в нее федеральных проектов, включая уточнение целей, задач, целевых показателей, результатов и объемов финансирования.

- В рамках указанной работы в том числе прорабатываются предложения по корректировке и повышению эффективности системы мер государственной поддержки проектов с учетом результатов отбора проектов в 2019 году.
- Информация о реализации Программы, мерах поддержки проектов и операторах мер поддержки будет размещаться на официальном сайте Программы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://digital.ac.gov.ru.
2. В части обеспечения сельских территорий расширенным телевидением и радио.
В соответствии с пунктом 15 Плана мероприятий по реализации в 2018 - 2020 годах Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее — план), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 118-р (далее — распоряжение), о содействии в освещении средствами массовой информации реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий Минкомсвязь России проинформировала государственные СМИ о мероприятиях плана.
В декабре 2018 г. завершено строительство сети наземного телевизионного вещания в рамках ФЦП. С декабря 2018 г. 98,5% населения Российской Федерации в цифровом эфире бесплатно доступны 20 обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов первого и второго мультиплекса. Это является новым федеральным стандартом медиа потребления. Еще несколько лет назад 40% граждан Российской Федерации, а это как раз те, кто проживает в сельской местности, принимали не более 3-4 телеканалов.
В целях обеспечения доступности обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов для 1,5% населения, проживающего вне зоны охвата цифровым эфирным наземным вещанием, 19 декабря 2018 года принят Государственной Думой, 21 декабря 2018 года одобрен Советом Федерации и 27 декабря 2018 года подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон от 27.12.2018 № 529-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 федерального закона «О связи» (далее -Закон), опубликованный и вступивший в силу 28 декабря 2018 г.
Законом установлена обязанность операторов спутникового телевидения обеспечивать жителям населенных пунктов вне зоны цифрового эфирного вещания возможность просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телерадиоканалов без абонентской платы на основании договора при условии однократной оплаты подключения к сети оператора и наличия приемного оборудования.
Созданная в рамках ФЦП инфраструктура позволит в дальнейшем использовать ее и для других нужд цифровой экономики, в частности предоставления широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по технологии LTE.

МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
(РОСРЫБОЛОВСТВО)
Информационно-аналитические материалы к круглому столу по теме «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса. Аквакультура»
В настоящее время отечественная аквакультура демонстрирует достаточно высокие темпы развития. По итогам 2019 года в России произведено 286,8 тысяч тонн продукции аквакультуры. Прирост к 2018 году составил 20% (48 тысяч тонн), к показателям 2015 года - 61 % (109 тысяч тонн).
Наблюдаются положительные тенденции переориентации рыбоводных хозяйств на производство продукции более ценных видов. Так, в 2015 году доля карповых в общих объемах продукции аквакультуры составляла 67 %, в настоящее время этот показатель снизился до 52 %. В 2019 году произошёл значительный прирост производства лососей, морепродуктов, ламинарии.
Производство лососевых в 2019 году увеличилось на 24 тысячи |гонн, выращена 91 тыс. тонна форели, семги и иных лососей. С 2015 года, когда началась политика импортозамещения, объемы производства продукции товарной аквакультуры из лососевых увеличились в 2 раза с 44,9 тысяч тонн в 2015 году до 90,8 тысяч тонн в 2019 году. При этом в 2019 году 1доля производства лососевых составила 32 %, что на 4 % выше показателей прошлых лет.
Интенсивно развивается аквакультура беспозвоночных и выратцийание водорослей. В этих направлениях отмечается наиболее высокий при|эост: объемы производства ламинарии увеличились в 2,2 раза, беспозвоночных; - в 2,3 раза. Основное производство приходится на Дальний Восток, где выращен 91 % морепродуктов (гребешков - 1,6 тысяч тонн, трепангов 3,6 тысячи тонн, устриц - 2,3 тысячи тонн, мидий - 1,3 тысячи тонн, одну тысячу тонн морских ежей). Значительный вклад в марикультуру беспозвоночных вносит и Южный ФО, где выращено 1,9 тысяч тонн моллюсков, в том числе 0,68 тысяч тонн мидий и одна тысяча тонн устриц. Практически вся марикультура Южного ФО осуществляется в Крыму и Севастополе.
Значительно увеличились объемы производства продукции товарной аквакультуры осетровых. В 2019 году произведено 6,3 тысячи тонн данной продукции, что в 3 раза выше показателей 2015 года, когда объём производства осетровых составил 2,1 тысячу тонн. К 2018 году прирост составил 44 %. Наиболее высокие темпы прироста производства осетровых зафиксированы в Южном Федеральном округе, где в 2019 году произведена практически половина отечественной продукции осетровых видов - 3,1 тысячи тонн; э|го в 5 раз выше показателей 2015 года и в 2 раза - 2018 года. В Центральном Федеральном округе в 2019 году получено свыше 1,2 тысяч тонн продукции осетровых видов.
В 2019 году произведено 38,5 тысяч тонн посадочного материала, соответственно, объем товарной продукции составил 248,3 тысячи тонн. Из них порядка 54 % (133 тысячи тонн) получено при осуществлении пастбищной и прудовой аквакультуры (то есть на аквафермах с низкой степенью индустриализации). В 2015 году этот показатель составлял 71 %, в 2018 году -62 %. В свою очередь, интенсивно развивается индустриальная аквакультура. С 2015 года объемы производства индустриальной аквакультуры увеличились в 2,5 раза и составили в 2019 году 115 тысяч тонн. Из них свыше ПО тысяч тонн выращено в садках и иных гидротехнических сооружениях, используемых при марикультуре. Объем товарной продукции, полученной в заводских условиях (бассейнах и/или установках замкнутого водоснабжения) в 2019 году составил 4,5 тысячи тонн, что в 2 раза больше, чем в 2015 году.
В область полномочий Росрыболовства в части товарной аквакультуры входит предоставление в пользование водных биоресурсов для целей аквакультуры (производителей) и предоставление в пользование рыбоводных участков, контроль эффективности их использования.
Росрыболовством ведутся работы по цифровизации данных административных процедур. В том числе разрабатывается геоинформационная система «Рыбохозяйственные участки». Кроме того, с 2018 года функционирует Интернет-сервис по определению границ РВУ на морских акваториях Дальнего Востока и проведению аукционов в электронной форме. Всего в 2018-2019 гг. проведено 84 электронных аукциона в отношении 17,5 тысяч га рыбоводных участков. Всего по результатам электронных торгов предоставлено в пользование 69 участков суммарной площадью 14,6 тысяч га. В настоящее время прорабатывается вопрос по включению в геоинформационную систему «Рыбохозяйственные участки» модуля, обеспечивающего сбор и обработку отчетности, предоставляемой пользователями рыбоводных участков об объемах выпуска и изъятия объектов аквакультуры. При этом данные сведения носят фрагментарный характер, так как не охватывают значительную часть производства - продукцию, полученную без предоставления в пользование рыбоводных участков (то есть при осуществлении прудовой аквакультуры и аквакультуры в заводских условиях (бассейнах и/или установках замкнутого водоснабжения)). Для обеспечения полноты информационных массивов, а также обеспечения прослеживаемости продукции товарной аквакультуры, необходима интеграция баз данных Росрыболовства и включение в единое информационное пространство в области АПК.
Таким образом, товарная аквакультура не менее других отраслей сельского хозяйства нуждается в цифровой трансформации и обладает необходимым для этого потенциалом.
Предложения в проект итогового документа заседания
Минсельхозу России совместно с Росрыболовством проработать вопрос включения сектора товарной аквакультуры в ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство».

Ростелеком
Материалы для круглого стола на тему «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса»
1. Потребность в продовольствии в мире растет, а текущие темпы производства с/х продукции не могут обеспечить ее. Россия не исключение.
2. Президент сформулировал задачу удвоения экспорта сельскохозяйственной продукции к 2024 году: до 45 млрд. долларов.
3. Стоимость рекультивации 1Га - от 35 тыс. руб. (данные из открытых источников) Ориентировочные затраты на 1Га в 2019 году. Реальное хозяйство в Поволжье - порядка 100 тыс. га. в обороте.
№ п/п Культура Тыс. руб./Га
1 Озимая пшеница 19
2 Яровая пшеница 9
3 Подсолнечник 12
4 Сахарная свекла 71
5 Кукуруза зерновая 17
Затраты на цифровизацию на текущий момент - ориентировочно 50 руб/Га и снижаются. Цифровизация позволяет повысить урожайность от 10 до 30%. Т.е. в 2019 году используя инструменты цифровизации можно было дополнительно получить от 13 млн.т. зерновых.
4. На каждом этапе производства сельхозпродукции существуют потери, которые совокупно существенно снижают маржинальность отрасли. Цифровизация позволяет не только повысить урожайность, но и снизить затраты, тем самым сделав продукцию более конкурентоспособной.
5. Объем прямых инвестиций в агротехнологии низкий - слабая цифровизация АПК. Необходимо инвестировать и развивать новые технологии в сельском хозяйстве
6. Необходимо объединение всех участников рынка агротехнологии при поддержке государства. Сейчас много игроков на поле цифровой трансформации агросектора (МСХ, АЦ МСХ, РСХБ, Цифровая экономика и т.д.) и пока корреляция усилий недостаточна.
7. На отечественном рынке есть компании, представляющие решения для отдельных отраслей сельского хозяйство и этапов производства сельхохпродукции, но эти системы не взаимоувязаны между собой и с государственными системами.
8. Создание единой открытой платформы позволит объединять различные сервисы между собой и с государственными системами без необходимости трудоемкого переноса массивов данных «вручную», а также уменьшить потери на каждом этапе производства сельхозпродукции
9. Комплексное внедрение сервисов для сельхозтоваропроизводителей позволит существенно упростить взаимодействие власти и бизнеса.
10. Данные - ценный актив для государства и сельхозпроизводителей. Общий сбор и управление данными позволит улучшать технологии производства сельхозпродукции, а также планирование и прогнозирование работы отрасли в целом.
11. Ростелеком - уникальная компания, которая присутствует во всех сегментах рынка телекоммуникаций - теперь уже и в сегменте мобильной связи (Те1е2). оптоволоконные линии связи, в рамках программы устранения цифрового неравенства, заведены в населенные пункты с численностью жителей менее 500 человек - т.е. как раз туда, где присутствуют сельхозтоваропроизводители.
12. В соответствии с принятой стратегией Ростелеком становится не только оператором телекоммуникационных услуг, но и полноценным бизнес-партнером. Уже есть ряд отраслевых сервисов, прошедших стадию пилотных проектов и востребованных на рынке.
13. Опыт и компетенции Ростелекома по созданию цифровых платформ и экосистем подтвержден крупными успешными проектами федерального масштаба - Госуслуги, система биометрической идентификации и т.д.
14. Ростелеком имеет все необходимые ресурсы и компетенции для того, чтобы совместно с государственными органами власти, наукой и агробизнесом реализовать портфель проектов цифровой трансформации такой стратегической отрасли экономики, как сельское хозяйство.

окончание материалов см. https://leo-mosk.livejournal.com/7475040.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments