leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Цифровизация сельского хозяйства потребует 70 тыс специалистов для загрузки данных - окончание

Цифровизация сельского хозяйства потребует 70 тыс специалистов для загрузки данных - круглый стол Лисовского цифровая трансформация АПК
Первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский провел в комн. 808 А круглый стол «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса»

окончание материалов, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7474444.html

Информационно-аналитический материал к круглому столу Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «Цифровая трансформация агропромышленного комплекса»
Цифровое государственное управление
В рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Минсельхозом России создается Информационная система цифровых сервисов агропромышленного комплекса (далее — Система цифровых сервисов АПК, Система) в объеме первого этапа первой очереди, а также разработана концепция, которая определяет и уточняет основные принципы, мероприятия, участников создания и эксплуатации Системы, предложения по изменениям, вносимым в законы и подзаконные акты Российской Федерации, с учетом изменившихся условий.
Система цифровых сервисов АПК разрабатывается с целью обеспечения возможности получения гражданами и бизнесом комплексных государственных услуг в сфере сельского хозяйства, сгруппированных по основным жизненным ситуациям в сфере господдержки. Основной задачей Системы является обеспечение цифровой трансформации сервиса предоставления мер государственной поддержки субъектам АПК (сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участникам рынка сельскохозяйственной продукции) и другим получателям мер государственной поддержки АПК.
Пользователями Системы со стороны органов государственной власти станут работники Минсельхоза России, 84 региональных органа управления АПК (за исключением города Москвы), а также более 13 ООО органов местного самоуправления. Вместе с тем к работе с Системой будут привлечены банки-партнеры, выдающие сельскохозяйственные кредиты на льготных условиях, и АО «Росагролизинг».
Потенциальными конечными пользователями Системы цифровых сервисов АПК являются более 120 тысяч субъектов АПК.
Срок создания Системы декабрь 2021 года.
Размер финансового обеспечения мероприятия по информатизации составляет 2,645 млрд рублей.
В 2020 году будут реализованы 1-ая и 2-ая очереди создания Системы, которые создадут условия для цифровизации процесса предоставления мер государственной поддержки АПК в части предоставления субсидий, льготных услуг и льготного кредитования.
В 2021 году планируется создание 3-ей очереди Системы, после чего будет обеспечена цифровизация процессов поддержки сельскохозяйственного рынка Российской Федерации и льготной транспортировки сельскохозяйственной продукции.
Создание Системы цифровых сервисов АПК сделает возможным перевод в электронный вид, ускорение процессов получения и повышение результативности мер государственной поддержки в сфере сельского хозяйства для всех категорий пользователей.
После ввода Системы в эксплуатацию не менее 75% субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и не менее 50% оформления и предоставления льготных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей будет осуществляться в электронном виде посредством Системы. Система позволит производить сдачу отраслевой отчетности АПК в электронном виде.
Концептуальные основы создания национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство»
В соответствии с планом мероприятий ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» в декабре 2019 года созданы концептуальные основы (далее - Концепция) национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство» (далее - Платформа), которая станет фундаментом цифровой трансформации аграрно-промышленного комплекса путем внедрения цифровых технологий и платформенных решений для развития АПК.
В рамках Платформы планируется создание сервисов, направленных на получение и анализ достоверных и актуальных данных о функционировании и развитии агропромышленного комплекса России с целью обеспечения принятия обоснованных и своевременных управленческих решений. Часть предусмотренных Концепцией сервисов направлены на предоставление сельскохозяйственным производителям информации, необходимой в их производственной деятельности.
Платформа предусматривает интеграционные механизмы взаимодействия с внешними информационными системами, в том числе со смежными информационными системами Минсельхоза России, информационными системами
подведомственной ему Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, системами региональных органов управления АПК, а также системами и сервисами других федеральных органов исполнительной власти для обеспечения сквозных потоков данных и избежания дублирования при сборе и накоплении информации.
Сбор и анализ отраслевых данных агропромышленного комплекса
Первой информационной системой, создание которой предусмотрено Концепцией, является информационная система сбора и анализа отраслевых данных АПК «Единое окно».
В 2019 году в качестве задела для создания «Единого окна» в составе Центральной информационно-аналитической системы Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (ЦИАС СГИО СХ) создана Информационная подсистема сбора, актуализации и обработки аналитических показателей.
Мероприятия по созданию «Единого окна» запланированы на 2020 год. На данные цели федеральным бюджетом на 2020 год предусмотрено финансирование в размере 300 млн рублей.
В результате в конце 2020 года функциональность «Единого окна» обеспечит получение оперативной отраслевой информации о текущем состоянии АПК, упорядоченной в виде единой модели отраслевых данных, которая станет единым и непротиворечивым источником достоверных сведений, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений.
В «Едином окне» будет проводиться оперативная аналитическая обработка данных и составление отчетности в автоматизированном виде, что окажет информационно-аналитическую поддержку при выработке и реализации мер государственной экономической и социальной политики в области АПК.
Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение плодородия почв
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 2 апреля 2018 г. № 130 в целях мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Минсельхозом России используется Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (далее — ЕФИС ЗСН).
Основные функции ЕФИС ЗСН:
• получение, хранение и обработка сведений об использовании и состоянии земель сельскохозяйственного назначения;
• учет мелиорируемых земель и земель сельскохозяйственного назначения, фактических посевных площадей, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений;
• интеграция и комплексный анализ сведений из различных источников о качественных характеристиках земель сельскохозяйственного назначения и их фактическом использовании;
• визуализация результатов государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
• формирование статистической отчетности о землях сельскохозя йственного назначения.
ЕФИС ЗСН реализована на базе геоинформационных технологий, позволяющих осуществлять интеграцию и совместный анализ данных из различных источников, и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих возможность информационного взаимодействия с источниками данных и удаленного доступа к данным широкого крута авторизованных пользователей через геопортал.
Региональные органы управления АПК наполняют ЕФИС ЗСН сведениями о границах и площадях сельскохозяйственных угодий и видах выращиваемых сельскохозяйственных культур; подведомственные Минсельхозу России центры и станции агрохимической службы - показателями почвенного плодородия и информацией о негативных процессах; подведомственные Минсельхозу России управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения - информацией об объектах и сооружениях мелиорации.
Важным источником информации в ЕФИС ЗСН для определения состояния сельскохозяйственных культур являются данные дистанционного зондирования Земли, позволяющие получать сведения о развитии посевов в виде графиков хода вегетационных индексов.
ЕФИС ЗСН, используя получаемую информацию, позволяет обеспечивать:
• систематическое заполнение и актуализацию культур для каждого поля с автоматическим построением графиков, отображающих структуру севооборота;
• получение сведений о землепользователях для каждого поля;
• выявление угодий с низким уровнем плодородия с передачей информации в надзорные органы и систематизацией результатов агрохимических обследований;
определение рейтингов контуров земель сельскохозяйственного назначения по состоянию посевов.
В 2020 году планируется проведение работ по развитию ЕФИС ЗСН, направленных на решение следующих задач:
• аутентификация внешних пользователей посредством Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, создающей условия для информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ЕСИА); расширение возможностей по импорту и экспорту данных в ЕФИС ЗСН;
• ведение реестра плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
• ведение государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения;
• создание картографического слоя сведений о кадастровых участках на основании данных Единого государственного реестра недвижимости.
Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса России
Минсельхозом России подготовлен проект Государственной программы обеспечения эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса до 2030 года (далее - Госпрограмма), в состав которой входит ведомственный проект по информационному обеспечению Госпрограммы.
В рамках ведомственного проекта планируется дальнейшее развитие ЕФИС ЗСН, направленное на:
• цифровизацию процессов выявления и оценки сельскохозяйственных земель, подлежащих вовлечению в оборот;
• создание «витрины» земель для формирования публичных предложений по передаче прав на участки, подлежащие вовлечению в оборот;
• создание цифровых сервисов, подтверждающих проведение правообладателем работ по рекультивации и мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, вовлеченных в оборот, в том числе сервисов по сбору и проверке сведений об освоении земель сельскохозяйственного назначения, вовлеченных в оборот.
Также проект Госпрограммы предусматривает создание государственной информационной системы управления мелиоративным комплексом, которая, с одной стороны, обеспечит мониторинг и контроль мероприятий по реконструкции мелиоративных сооружений, и, с другой стороны, мониторинг функционирования мелиоративного комплекса и телематическое управление насосным оборудованием, в частности, на основании предиктивной аналитики погодных условий.
Эксплуатация мелиоративного комплекса с использованием современных цифровых технологий позволит максимально оперативно реагировать на изменение погодных условий, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций, что позволит снизить их негативные последствия на вегетацию растений. Выявление «узких мест» в мелиоративных каналах на основании данных о скорости потока и уровне грунтовых вод создаст базу для максимально эффективного подхода к расчистке каналов и проведения противопаводковых мероприятий.

Обеспечение прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции
Минсельхозом России создана и планируется к вводу в эксплуатацию федеральная государственная информационная система в сфере семеноводства (далее — Система).
Система предназначена для учета данных о посевах семян, апробации и лабораторных исследованиях, обороте на рынке семян, включая их импорт и экспорт, позволяет обеспечить прослеживаемость семян и предоставить участникам их оборота информацию по текущим и предыдущим поколениям семян, учтенным в Системе. Также предусмотрена возможность нанесения QR-кода на упаковку для возможности получения быстрого доступа к информации о партии семян.
Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 3205-р, предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве», в котором будут определены участники системы, перечень содержащейся в ней информации, полномочия органов государственной власти, принципы функционирования системы, а также порядок информационного взаимодействия с другими государственными информационными ресурсами и порядок предоставления заинтересованным лицам информации, содержащейся в Системе.
ФГИС «Семеноводство» является первой федеральной государственной информационной системой, созданной с использованием технологии блокчейн, - распределенной базы данных транзакций, в которой все транзакции хранятся в едином самосогласованном реестре, что повышает степень доверия пользователей к содержащейся в ней информации за счет обеспечения прозрачности, целостности и неизменности данных.
Систему планируется использовать в качестве основы для обеспечения прослеживаемости иной подконтрольной продукции АПК. В первую очередь, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29 января 2020 г. № Пр-146 ланируется создание государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, что в комплексе с Системой позволит построить прозрачную цепочку от зерна на этапе селекции до готовой продукции, поставляемой как на экспорт, так и на внутренний рынок. Система позволит установить место происхождения, производителя и последующих собственников, включая первичную и промышленную (в том числе глубокую) переработку, хранение, транспортировку, перевалку, перегрузку и подработку, отгрузку, реализацию зерна и продуктов его переработки. Кроме того, в Системе будет содержаться информация о результатах исследований по показателям качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, информация о количественно-качественных характеристиках зерна на всех этапах его производства, получаемая в результате мониторинга товарных и потребительских свойств зерна.
С целью нормативного правового обеспечения Системы планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год предусмотрено внесение изменений в закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Государственная поддержка автоматизации сельскохозяйственных производителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528, а также Перечнем направлений целевого использования льготных инвестиционных кредитов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 24 января 2017 г. № 24, сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на получение кредитов по льготной ставке в целях приобретения средств автоматизации производства, в том числе автоматизированных программ управления селекционно-племенной работы, автоматизированных электронных информационных и расчетных систем, средств автоматизации для системы капельного орошения и других средств автоматизации.
Стимулирование государством процесса приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями средств автоматизации с последующим контролем внедрения вышеупомянутых средств является важнейшей точкой роста, которая обеспечит повышение эффективности производственных процессов.
16.03.2020
ТОП-10 проблем Пользователей при работе в ФГИС «Меркурий»
1. Нестабильность в работе системы ФГИС «Меркурий»
Фиксируется примерно 1-2 раза в неделю и днем и ночью продолжительностью до ] часа. Во время пиковой нагрузки на систему Меркурий происходит нарушение работы шлюза, отсутствие связи с сервером системы. Интерфейс при этом работает нормально, не работает шлюз. Но через интерфейс оформляется только 30% сертификатов, в основном он ориентирован на очень маленькие компании, основной рынок работает через шлюз.
Периоды времени с увеличенным временем отклика от систем ВЕТИС сохраняются.
2. Отсутствие правил/инструкций поведения пользователей при нестабильности системы (не сформулирована и не утверждена законодательно)
Во время пиковой нагрузки на систему Меркурий, примерно 1 -2 раза в неделю и днем и ночью продолжительностью до 1 часа, происходит нарушение работы шлюза, отсутствие связи с сервером системы.
Пользователи системы лишены инструкции, как единообразно действовать в таких случаях. Не ясно, через какой срок после публикации объявления о неработоспособности системы и каким образом, с каких процедур, можно начинать работать.
3 Отсутствие моратория на применение контрольно-надзорными органами штрафов в отношении поставщиков подконтрольной продукции в связи с рисками не оформления ЭВС по причине сбоев системы «Меркурий»
Сохраняется нестабильность в работе системы, отсутствуют разработанные и утвержденные единые для всех пользователей методические указания при глобальном крахе системы Меркурий. При этом последствия для организаций-поставщиков - катастрофические. Сети просто не принимают товар со всеми вытекающими последствиями (штрафами и проч).
Зачастую покупатель часто просто не может принять продукцию, т.к. программные средства работают только в автоматическом режиме, а принять товар без ЭВСД нельзя по закону.
4 Отсутствие отклика системы (ответа на запрос) при провале системы, дублирование выписанных
ЭВСД О возможных ошибках и информации о их исправлении регулярно выгружается на сайте Россельхознадзора РФ, но! публикации о проблемах сроком до 1 часа не происходит(отключения с ответом «500»).
Как следствие: срывы времени отгрузок покупателям, которые даже нечем обосновать!
Периодически из-за провалов серверов ГИС «Меркурий» проходит сбой и автоматически выписанное ЭВСД дублируется 3-5 раз, следовательно, сырье списывается вместо 1 раза - 3-5 раз, при обнаружении таких инцидентов дубли сертификатов вручную аннулируются (но их видно только через интерфейс), но при этом списанное сырье «откатить» назад уже нельзя.
Тех поддержка на звонки либо не отвечает, либо отвечает, что все хорошо.
5 Отсутствие связи систем Меркурий и Цербер для автоматической компартмента контрагента
Несмотря на то, что системы Цербер и Меркурий построены на одних и тех же базах данных хозяйствующих субъектов, видимая связь Меркурия с Цербером в контексте проверки компартмента контрагента отсутствует.
При гашении сертификатов нет никакого предупреждения для пользователя и не предусмотрена блокировка действия пользователя при гашении сертификата с предприятия-поставщика, обладающего более низкой степенью защиты. При этом технически это возможно, так как по регионализации синхронизация есть и пользователь получает или предупреждение о неблагополучии региона или блокируется дальнейшее оформление документа (в зависимости от вида продукции и региона).
Пользователи вынуждены вручную, на отдельном компьютере проверять каждого контрагента в системе Цербер. Кроме банального неудобства, трудо- и временных затрат часты непреднамеренные ошибки пользователей ввиду доверия к системе и отсутствия понимания о ее недонастройке, а подобная непреднамеренная ошибка способна в итоге привести к потере компартмента.
6 Отсутствие четких инструкций по отправке продукции клиентам из ближнего зарубежья
Нет технических средств и четких инструкций по отправке продукции клиентам из ближнего зарубежья.
7 Отсутствие возможности внесения результатов лабораторных испытаний уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов
Необходима возможность внесения результатов лабораторных испытаний уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов (была технически доступна только лабораториям, зарегистрированным в ГИС «Веста», гос. вет. врачам и аттестованным специалистам, что противоречит нормам Приказа Минсельхоза № 646 от 18.12.2015 с изменениями (Приказ №249 от 27.06.2018).
8 В журнале продукции есть активная ссылки только на производственный ВСД
Очень нужно для работы, что бы активная ссылка была и на входящего ВСД (сейчас только номер).
9 Дублирование площадок
Вследствие перерегистрации предприятий в системе происходило дублирование площадок, так как новых клиентов регистрировали заново, не проверяя старые данные. Пользователям приходилось обновлять данные клиентов вручную в своей базе. + Жалобы контрагентов на отсутствие документов, так как они поступали на устаревший адрес.
После исключения из Цербера неподтвержденных площадок ситуация улучшилась, сильно почистили недействующие и задублированные площадки. При этом сталкивались с ситуациями, когда зачищали по ошибке действующие площадки.
10 Затруднен поиск по базе, нет возможности быстрого поиска отдельных контарегентов, транзакций и ветеринарных документов
Затруднен поиск отдельных транзакций и ветеринарных документов, существующих полей недостаточно. Нет нормального поиска контрагентов за пределами подконтрольного региона.
Необходим также поиск по площадкам и субъектам РФ.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments