leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Для депутатов на непостоянной основе сохраняется гарантия рабочего места и зарплаты – первое чтение

Для депутатов на непостоянной основе сохраняется гарантия рабочего места и зарплаты – первое чтение – Володин Министерство запрашивало мнение Конгресса муниципальных образований – Черкасов К сожалению мы не учли
20. 874374-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (по вопросу уточнения статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и депутата представительного органа муниципального образования)
Документ внесен правительством 28.12.19.
Представил замминистра труда и социальной защиты Алексей Черкасов.
Председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко.
Законопроектом в целях обеспечения единых подходов к установлению порядка осуществления полномочий депутатов без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), а также с учетом подходов к правовому регулированию данного вопроса, сложившихся в субъектах РФ и муниципальных образованиях, предлагается:
- определить продолжительность гарантируемого периода, в течение которого за депутатами, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), сохраняется место работы (должность) на период осуществления полномочий депутата, – не менее 2-х и не более 6-ти рабочих дней в месяц;
- установить, что продолжительность сохранения места работы (должности) на период, необходимый для осуществления полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, будет определяться законом субъекта РФ, а депутата представительного органа муниципального образования – уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ в обозначенных пределах.
Первое чтение 380 0 1 15:16

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 20-го вопроса о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексея Анатольевича Черкасова.
Пожалуйста, Алексей Анатольевич.
Черкасов А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Проект федерального закона разработан в связи с обращениями субъектов Российской Федерации о необходимости устранения пробелов федерального законодательства в части вопросов осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности.
Как известно, статус региональных и муниципальных депутатов представительных органов устанавливается федеральными законами 1 84-фз об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов и 131-ым Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом указанные федеральные законы не содержат прямых норм, обязывающих работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных и общественных обязанностей в случае, когда эти обязанности должны выполняться в рабочее время, как это следует из Трудового кодекса Российской Федерации.
Также указанным федеральным законом не определён временной период, в течение которого депутату гарантируется сохранение основного рабочего места при осуществлении депутатской деятельности.
В целях обеспечения системного подхода к установлению порядка осуществления полномочий депутатов без отрыва от основной деятельности, которую он осуществляет, законопроектом предлагается закрепить в федеральных законах 184-ФЗ и 131-ФЗ обязанность работодателя по сохранению за депутатом места работы на время исполнения им своих обязанностей, а также установить единые пределы данного временного периода не менее двух и не более шести рабочих дней в месяц.
При этом законопроектом устанавливается возможность самостоятельного определения субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями конкретной продолжительности осуществления данной деятельности в своих правовых актах в пределах установленных границ.
Принятие законопроекта позволит соблюсти баланс интересов как работника, для которого закрепляется соответствующее право на осуществление депутатских обязанностей, так и работодателя по средствам установления единых стандартов осуществления депутатских полномочий без отрыва от основной деятельности.
Прошу поддержать законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, содоклад Алексея Николаевича Диденко.
Диденко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
Уважаемый Александр Викторович, уважаемые коллеги!
Докладчик предельно ясно суть проекта изложил. По технике он очень простой - в два наших базовых закона, которые касаются региональных и местных парламентов, вносится две поправки, в 184-й и 131-й соответственно, которые оговаривают, что для депутатов, работающих на непостоянной профессиональной основе, сохраняется гарантия - сохраняется рабочее место и сохраняется заработная плата на период осуществления им депутатских полномочий, в случае если осуществление таких полномочий происходит в рабочее время.
Мы на комитете внимательно инициативу рассмотрели, считаем возможным также скорректировать норму Трудового кодекса — 170-ю статью, которая касается выполнения работником государственных и общественных функций с такими же гарантиями — за ними на это время сохраняется и рабочее место, и заработная плата, если выполнение государственных и общественных функций происходит в рабочее время.
Также на комитете был небольшой спор по поводу продолжительности вот этих вынужденных пропусков рабочих дней.
В частности, вызвала спор продолжительность от трех до шести дней. Некоторые депутаты полагают с учетом того, что регионы у нас очень разные, кроме заседаний пленарных также в региональных парламентах проходят заседания комитета, депутаты очень часто входят в несколько комитетов, в этой связи нам представляется, что, наверное, шесть дней - это маленький срок, возможно, эту продолжительность немного увеличить.
Я уверен, что все эти замечания и поправки можно в рамках второго чтения поправить. Призываем коллег к работе над законопроектом во втором чтении. Концепция законопроекта поддерживается. Просьба принять в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, пожалуйста, вопросы? Есть вопросы.
Включите запись.
Покажите, пожалуйста, список.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Благодарю.
У меня вопрос к представителю Правительства России.
Уважаемый Алексей Анатольевич, устанавливая таким образом единые правила игры для депутатов, которые осуществляют свои полномочия на непостоянной основе в субъектах и в муниципальных образованиях, скажите, а почему гарантированный период, в течение которого за ними сохраняется место работы, предлагается в пределах не более шести рабочих дней? Например, в Московской городской Думе только для принятия бюджета всего потребовалось шесть рабочих дней: два дня для первого чтения, два дня для второго и два дня для третьего чтения.
Черкасов А. А. Спасибо за вопрос, Анатолий Борисович.
Мы на самом деле очень внимательно проанализировали практику региональную и муниципальную. Во-первых, всего в десятке регионов вообще такие нормы существуют, гарантирующие место. Мы проанализировали эти регионы, и такой диапазон предложен законопроектом исходя из того, что на сегодняшний день минимальная продолжительность, когда депутаты отвлекаются от основной работы, в ряде регионов это два дня (Удмуртия, Дагестан) и максимально — это Москва, где шесть дней.
Поэтому мы предложили как бы вот такой диапазон. Как председатель комитета сказал, мы, безусловно, готовы рассмотреть, помочь сформулировать поправки, если действительно этот диапазон, немножко требуется там, более гибче его установить. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.
У меня вопрос к двум докладчикам. Дело в том, что сохраняется лишь место работы, а вот про зарплату там ничего не сказано. И многие работодатели зарплату просто не платят, там, ссылаясь на то, что они это делать не обязаны. В каких-то регионах или муниципальных образованиях существует практика компенсации, они даже принимают свои нормативные акты, в каких-то она не существует. Нельзя ли нам централизованно закрепить здесь эту в данном случае обязанность органа государственной власти либо органа местного самоуправления о том, что в случае, если работодатель не оплачивает это время, а это достаточное время, то тогда, значит, оно оплачивается за счет соответствующего бюджета, но с ограничениями, конечно. То есть не более там, в рамках вот такой-то суммы, то есть средней зарплаты, но не более там, зарплаты депутата, работающего на постоянной основе.
И второй момент, касающийся, скажем так, отсутствия на несколько часов. С ним как быть? Вот я дежурил просто хирургом, и мне приходилось иногда уходить на несколько часов на заседание комитета, не на весь день, не на всё дежурство, не на сутки, а там, на два часа, на три часа. Они будут суммироваться, как-то учитываться?
Черкасов А. А. Спасибо за вопрос. Но у нас на самом деле исполнение в принципе государственных общественных обязанностей, гарантий при их осуществлении, закреплены нормами Трудового кодекса, который не обязывает выплачивать за этот период какую-то зарплату, а обязывает только сохранить место. При этом в соответствии с Трудовым кодексом, 165 статья, как вы правильно сказали, выплачивается компенсация. Нами проведен анализ вот на тех регионах, практику которых мы изучали, вот где установлены эти нормы, то во всех в них такая компенсация положена и она выплачивается, как правило, как раз в процентном отношении там от ста, даже и больше размера денежного вознаграждения депутата, который на постоянной основе.
Поэтому в данном случае мы как раз не влезаем в вопрос сохранения зарплаты и так далее, для нас важно принципиально было именно закрепить сами вот эти гарантии.
По поводу второго вопроса, сейчас вылетело из головы, по часовому, да. Ну, здесь мы тоже не привносим новеллу, мы в данном случае, это в принципе является прерогативой каждого региона, как устанавливать конкретную продолжительность. И это в законопроекте прямо указано, каждый регион сам это определит, в том числе, если есть необходимость почасовую форму обеспечить учета времени, это регион может и сам сделать в данном случае. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Спасибо, Алексей Николаевич. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите запись.
Коллеги, ещё раз обращаю внимание, по существу, потому что у нас с вами на принятие сегодня повестка до 30-го вопроса включительно. Хотелось бы, чтобы уложились в нормы Регламента, отведённые для заседания. Ну и исходя из ситуации, было бы правильно нам с вами больше здесь уделять внимания вопросам, которые от нас граждане ждут.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, коротко, буквально штрихами.
Такая в данном случае норма должна была давным-давно появиться. Она действительно касается и депутатов наших государственных органов представительных регионов и депутатов муниципальных органов, потому что очень часто жалуются на то, что они уходят с рабочего места, выполняя свои депутатские обязанности, даже чисто формальные - на заседания комитетов, на заседания, соответственно, парламента целиком, я уже не говорю про рабочие комиссии, про рабочие группы, которые существуют, про разного рода мероприятия, которые проходят в округе, а это и встречи с избирателями, какие-то конфликтные ситуации. И часто возникает вопрос, что им не оплачивается в последующем, то есть рабочее место вроде сохраняет там, скрипя зубами, работодатель, а оплаты никакой не существует. Поэтому было бы правильней записать это непосредственно в федеральном законе, потому что отдавать это на откуп регионалам - то ли найдут, то ли не найдут, то ли сделают, то ли не сделают, чтобы такая компенсация была предусмотрена. Повторяю, ни в каких там жирных каких-то объёмах, исключительно в размере средней заработной платы, не выше того, что даже положено депутату. Это было бы правильно сделать и закрепить, ещё раз повторяю, в федеральном законе. Точно так же как в федеральном законе закрепить правила учёта вот этого самого времени отсутствия, потому что очень сложно будет в последующем анализировать региональную практику, где кто-то установит шесть дней, кто-то установит пять дней, как вы запрашивали, как считали. У меня тоже в данном случае большие сомнения по поводу того, что вам предоставили какую-то такую достоверную информацию, истинную информацию:
кто-то кому-то передал, кто-то там чего-то сформировал, приблизительно посчитал и в среднем направил. Потому что есть бюджетный комитет, который заседает гораздо чаще, есть социальный, там есть комитет по местному самоуправлению, есть, которые вообще редко собираются, поэтому полностью отдавать это всё регионам, а тем более резко урезать. Понятно, что если будет компенсация, то будет попытка уменьшить количество этих дней.
Есть и способы борьбы с неправильными депутатами, когда им ограничивают возможность участия в разного рода муниципальных либо вот в таких региональных мероприятиях путём вот подобного рода зачёта времени. Сам с этим сталкивался.
В нашем законе написано, что мы обязаны ещё предупреждать, в нашем Ульяновском региональном, за двое суток работодателя, что мы желаем там покинуть с такого-то по такое-то время.
Комитеты не всегда назначаются, к большому сожалению, не всегда предупреждают, как положено по Регламенту, там за три дня или за пять дней, говорят: завтра комитет. И, порой, оповестить даже вовремя работодателя нельзя было и уйти. Ну, соответственно, приходилось как-то договариваться и выходить из этой ситуации. Ну я повторяю, это, может быть, в том числе и способом политического давления, чего допустить нельзя.
И гарантии надо закреплять в этом федеральном законе, мы его поддержим в первом чтении. Соответствующие поправки тоже предоставим в комитет. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Марков Андрей Павлович.
Марков А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый правительством законопроект основан на изучении существующей практики депутатской деятельности в регионах и в муниципалитетах тех депутатов, которые работают на непостоянной основе.
Вот выработка единых подходов, их закрепление в федеральном законе важны, на взгляд фракции, для депутатов и для работодателей. Это такие взаимные гарантии, что, с одной стороны, депутату гарантируется сохранение место работы на устанавливаемый период.
С другой стороны, гарантии получает и работодатель, потому что тоже не скроем, бывают случаи, когда депутат может злоупотреблять своим правом или использовать свой статус не в интересах избирателей, а в каких-то других.
Что касается вопросов, которые возникли в связи с дополнительными финансовыми гарантиями, то мы должны помнить, что мы не имеем права принимать законодательство, не обеспечивая регионы федеральными средствами на эту деятельность. А посчитать, мне кажется, просто невозможно сегодня, сколько каждый регион может тратить на компенсацию депутатам, точнее, работодателям, которые отправляют, да, своих депутатов на заседания региональных парламентов или муниципальных советов, более того, это дело действительно регионов, потому что в регионах, в некоторых регионах такие компенсации установлены.
Поэтому самый большой спор, да, он вызывал это сроки, вы абсолютно правы, не менее двух, не более шести дней, но это тоже вопрос, который регулируется, на мой взгляд, ко второму чтению, а концептуально вот такие взаимные гарантии и депутатская работа, которые работают на непостоянной основе и для работодателей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает, будет голосовать в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, полномочный представитель президента, правительства заключительное слово, есть желание? Алексей Анатольевич? Черкасов А. А. Нет. Спасибо. Председательствующий. Нет.
Алексей Николаевич Диденко есть желание заключительного слова? Нет.
Коллеги, вот в виде предложения. Знаете, когда у нас речь идет о каком-то сообществе, в данном случае, в любом случае это сообщество депутатов органов местного самоуправления, правильно было бы комитету направлять на экспертную оценку рассматриваемую законодательную инициативу в тот же Конгресс муниципальных образований. У нас так получилось, что руководитель этого конгресса в нашем зале, а получается вот все обсуждение оно идет, да, в рамках опять Регламента и здесь никто не скажет, что это не так, но было бы более, может быть, интересно уточнить у конгресса их оценку принимаемого решения, это можно было бы сделать и министерству. А вот министерство при подготовке запрашивало мнение Конгресса муниципальных образований? Это, кстати, особая общественная организация, которая прописана, в том числе, в федеральном законе и ее статус регламентирован, это не структура там одна из многих общественных организаций, это единственная структура.
Пожалуйста, Алексей Анатольевич.
Черкасов А. А. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Нет, к сожалению, да, мы не учли, мы основывались действительно на региональном опыте, на обращениях законодательных собраний регионов, которые в том числе были направлены нам через Государственную Думу соответственно. Нет, такой институт мы, к сожалению, не привлекли, но, я думаю, сделаем.
Председательствующий. Коллеги, ну, во-первых, исходить из того, что региональные законодательные собрания — это правильная и хорошая коммуникация. Более того, мы этот законопроект рассылаем в регионы, в каждое Законодательное Собрание, но здесь речь идёт о другом предмете регулирования, здесь речь идёт о местном самоуправлении.
А почему тогда мы не запрашиваем информацию, и нет обратной связи именно с этим сообществом?
Да, действительно там у нас их большое количество, органов местного самоуправления, где-то порядка более двух тысяч, но у нас есть Конгресс муниципальных образований, Александр Юрьевич, ну задумайтесь. Понимаете, министерство выходит субъектом данной законодательной инициативы в правительство, правительство выходит в Государственную Думу, а поговорить, спросить, посоветоваться, уточнить позицию тех, кого это касается, забыли. Исходя из опыта. А какой опыт? Не хочется никого обижать.
Если этот опыт есть, но он опять в одном муниципалитете один, в другом - другой, но можно же это всё взять и обсудить с представителями сообщества. Виктор Борисович, но и, с другой стороны, Конгрессу муниципальных образований взять и это созерцать со стороны, тогда непонятно, кто, чьи права отстаивает, интересы представляет? Закон-то от "А" до "Я" касается как раз тех, кто входит в Конгресс муниципальных образований. У вас нет инициативы, у них нет желания. А дальше появится закон, основанный на теории, об этом речь идёт. Это хорошо, у нас в этом зале много депутатов, которые, прежде чем избраться в Государственную Думу, были депутатами муниципальных образований, а есть те, кто избрался сразу, и не понимает, а что там за проблема такая? Так ведь? Так.
Поэтому вижу грустные лица Ирины Михайловны Гусевой, которая возглавляла крупнейшее муниципальное образование и избиралась в Волгограде, вижу её коллегу в Ульяновске, которая также была депутатом муниципальным и возглавляла городское собрание. Ну и что? Где оно у нас, качество? Пожалуйста. Как же вы работаете с этим предметом?
Черкасов А. А. Вячеслав Викторович, у нас на самом деле не так много законопроектов, при которых как бы мы стараемся совершенствовать именно гарантии депутатов. У нас в основном как бы госслужащие разного уровня. Я имею в виду региональные и федеральные.
Председательствующий. Вы правильно говорите. С госслужащими, там есть у нас профсоюз государственных служащих. Есть здесь, с кем этот диалог выстроить? Выстраивайте его. А если брать депутатов органов местного самоуправления, есть конгресс. Есть, когда речь идет о депутатах субъектов Российской Федерации, есть Совет законодателей. Почему вы их не берете себе в партнеры, не берете их себе, если хотите, в экспертное сообщество, где можно взять с ними и профессионально обсудить эти темы, и потом уже к нам прийти и сказать: послушайте, вот в этом регионе так, а в этом по-другому, потому что там очень много особенностей. Мы их, эти особенности, учли или не можем учесть все.
Просто здесь как раз тот случай, когда в этом зале, наверное, порядка более 60, наверное, наших коллег-депутатов Государственной Думы возглавляли либо районные муниципалитеты, либо муниципалитеты субъектовых центров. А если ещё посчитать тех, кто избирался, их будет ещё больше. Но правильно было бы выйти сюда системно. Взяли на экспертизу, отдали в Конгресс муниципальных образований. И вышли. У нас вот этого системного подхода нет. А в итоге принимаем решения, которые потом критикуются. А ведь эти решения мы с вами проведем через первое, второе и третье чтения, и потом они лягут на стол президенту.
Об этом речь идёт. Виктор Борисович, что же вы так? Взяли бы и сказали, почему с вами диалога-то нет? Вот так вот, конгресс, назовём словами такими — конгресс.
Коллеги, ставится на голосование вопрос под номером 20 нашей повестки.
Просьба включить режим голосования. Первое чтение. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (15 час. 16 мин. 23 сек.)
Проголосовало за 380 чел 84,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 381 чел.
Не голосовало 69 чел 15,3 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments