leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект первого чт-я о продлении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках

Законопроект первого чтения о продлении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках – Володин Против 38, в зале 18 депутатов КПРФ Когда говорите о чистоте выборов, начинать с себя
21. 896235-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва и выборы в органы государственной власти субъектов РФ»
Документ внесли 06.02.20. Депутаты ГД О.В.Савастьянова, Д.В.Ламейкин, В.В.Иванов, И.Е.Марьяш, А.А.Авдеев, Д.В.Сватковский (ЕР)
Представил депутат Дмитрий Ламейкин.
Зампред комитета по контролю и Регламенту Валерий Иванов.
Законопроектом предлагается продление на 2020 год эксперимента, осуществленного в соответствии с Федеральным законом от 29.05.2019 г. № 102-ФЗ «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), проводимых 8 сентября 2019 года»:
- законопроект предлагается применять при проведении дополнительных выборов депутатов ГД седьмого созыва, выборов, в т.ч. дополнительных, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и выборов высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) 13 сентября 2020 года;
- для граждан РФ, находящихся в день голосования на выборах в органы государственной власти субъекта РФ вне своего места жительства, но в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и обладающих активным избирательным правом на указанных выборах, предусматривается возможность реализации активного избирательного права, в т.ч. по одномандатному избирательному округу, на цифровом избирательном участке;
- цифровым избирательным участком является избирательный участок, определенный избирательной комиссией субъекта РФ, оснащенный техническими средствами в соответствии с перечнем таких средств, утвержденным ЦИК России. Цифровыми избирательными участками также являются избирательные участки, дополнительно образованные избирательной комиссией субъекта РФ в целях создания максимальных удобств для избирателей;
- перечень цифровых избирательных участков утверждается решением ЦИК России на основании предложений избирательных комиссий субъектов РФ;
- если цифровой избирательный участок дополнительно образован избирательной комиссией субъекта РФ, то формирование участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка осуществляется соответствующей территориальной комиссией в количестве 5-7 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса из резерва составов участковых комиссий;
- для участия в день голосования в голосовании на цифровом избирательном участке избиратель подает заявление о включении в список избирателей на цифровом избирательном участке с использованием портала «Госуслуги», через МФЦ, и в случаях, установленных ЦИК России, через территориальные и участковые комиссии. Список избирателей, подавших указанные заявления, составляется в порядке, установленном ЦИК России;
- регулируются вопросы организации голосования на цифровом участке, формирования данных о голосовании на цифровом избирательном участке;
- особенности организации голосования на цифровом избирательном участке, оформления и хранения связанной с таким голосованием избирательной документации, порядок формирования и состав передаваемых в соответствующую избирательную комиссию данных о голосовании на цифровом избирательном участке, включая сведения о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, и о количестве поданных за каждого кандидата, список кандидатов голосов избирателей, а также порядок передачи информации в соответствующие избирательные комиссии и порядок обработки данных о голосовании на цифровом избирательном участке и подсчета голосов избирателей в окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных законом, – также в территориальной избирательной комиссии, определяются ЦИК России;
- закрепляются положения, устанавливающие особенности назначения наблюдателей в участковую избирательную комиссию цифрового избирательного участка, а также члена участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка с правом совещательного голоса;
- регулируются порядок обжалования решений и действий (бездействия) участковой избирательной комиссии цифрового избирательного участка и ее должностных лиц, нарушающих положения законопроекта, и вопросы финансового обеспечения голосования на цифровых избирательных участках.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первое чтение 296 39 0 15:50

Стенограмма обсуждения
21-й вопрос. О проекте федерального закона "О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации".
Доклад Дмитрия Викторовича Ламейкина. Пожалуйста, Дмитрий Викторович.
Ламейкин Д. В., фракция 'ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Предлагаемый вашему вниманию законопроект направлен на дальнейшее развитие института выборов. Он предполагает создание дополнительных условий для реализации активного избирательного права наших граждан при строгом соблюдении основополагающих принципов избирательного права.
Проект предусматривает продление в 2020 году эксперимента, который успешно был реализован в прошлом году на выборах 8 сентября. И задача эксперимента — дать возможность принять участие в выборах своего избирательного округа тем гражданам России, которые в день голосования находятся за пределами территории работы своей участковой избирательной комиссии.
Напомню, что 8 сентября 2019 года в городе федерального значения Москве было открыто 30 цифровых избирательных участков, на которых можно было принять участие в выборах высших должностных лиц шестнадцати субъектов Российской Федерации, а также на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва по четырем одномандатным округам.
Ключевой элемент цифрового избирательного участка - это терминал для голосования, созданный концерном "Автоматика" Государственной корпорации "Ростех". Это уникальная разработка, комплексная система, которая специально создана для проведения голосования.
Комплекс полностью отключен от сети "Интернет". Он не использует в своей работе операционную, традиционную в нашем понимании операционную систему, и исключает любую возможность воздействия извне, тем самым обеспечивая безопасность и достоверность процесса голосования.
Программное обеспечение терминала дает техническую возможность содержать в памяти устройства до 3 тысяч бюллетеней.
Цифровые участки - это новый этап развития избирательной системы и механизма "мобильный избиратель", который был успешно реализован, вы помните, в период избирательных кампаний 2017 и 2018 года.
Механизм голосования на цифровом избирательном участке, он аналогичен технологии "мобильный избиратель" с той лишь разницей, что подача самого заявления осуществляется только через портал госуслуг, после подачи и проверки заявления избиратель включается в список избирателей на цифровом избирательном участке, и соответственно, исключается из списка по месту своего жительства.
Для участия в выборах в день голосования гражданин должен сам прийти на цифровой участок, предъявить свой паспорт, и после проверки его активного избирательного права член комиссии выдает ему карточку доступа к устройству для голосования, на котором избирателю будет предоставлен электронный бюллетень по соответствующим выборам.
По истечению времени голосования данное голосование на цифровом избирательном участке, включающее информацию о количестве избирателей в списке избирателей, числе электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен, числе проголосовавших и распределении голосов по кандидатам распечатывается на бумажном носителе, а также переносится на защищенный носитель информации, и затем направляется в соответствующие избирательные комиссии, определяющие результаты выборов для приобщения к итоговому протоколу.
В 2019 году избирателями было подано порядка 2600 заявлений на участие в голосовании на цифровых избирательных участках.
И очень показательная явка, она составила практически 70 процентов.
По итогам голосования ЦИК отметил, что ни одной жалобы на работу цифровых избирательных участков подано не было.
По итогам единого дня голосования 8 сентября 2019 года очень широкая дискуссия была в экспертном сообществе, в средствах массовой информации. И резюмируя, обобщая этот анализ, можно сказать, что вот эксперты и средства массовой информации сказали, что развитие цифровых избирательных участков является позитивным моментом, так как они на практике увеличивают возможности россиян по участию в голосовании, а, следовательно, укрепляют их право на выбор.
Представители международного экспертного сообщества также отметили, что в стране с самой большой территорией в мире введение цифровых участков облегчает и упрощает всю систему голосования.
По мнению многих экспертов, цифровые участки, видеокамеры, автоматический подсчёт голосов КОИБ и другие ноу-хау делают процесс выборов максимально чистым, лишая возможности искусственно влиять на результат.
Законопроект, представленный сегодня вашему вниманию, предусматривает, что избиратели, находящиеся в день голосования 13 сентября 2020 года за пределами территорий своих УИК, смогут реализовать своё активное избирательное право на проведение дополнительных выборов как депутатов седьмого созыва (это четыре одномандатных округа предполагается), так же и высших должностных лиц семнадцати субъектов Российской Федерации, повторюсь, по аналогии, как это было в прошлом году на выборах.
Но в этом году наряду с этим предлагается расширить возможности цифровых избирательных участков, и дать возможность гражданам голосовать также на выборах депутатов законодательных (представительных) органов одиннадцати субъектов, а также на дополнительных выборах в законодательные органы власти в девяти субъектах.
Перечень цифровых избирательных участков будет утверждаться решением Центральной избирательной комиссии России на основании тех предложений, которые поступят от комиссий субъектов Российской Федерации.
Правительство поддерживает представленный законопроект, и видится логичным продолжение успешного эксперимента, создающего максимальные комфортные условия для реализации избирательных прав гражданам России, и мы просим поддержать, коллеги, нашу инициативу.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, содоклад Валерия Викторовича Иванова. Иванов В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Рассматриваемый законопроект направлен на реализацию важного этапа развития института выборов и предполагает посредством применения информационных технологий создание дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации при строгом соблюдении основополагающих принципов демократических выборов.
Проект федерального закона предусматривает продление на 2020 год эксперимента, осуществленного в соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, проводимых 8 сентября 2019 года".
В целях реализации указанного эксперимента на территории Москвы было создано 30 цифровых избирательных участков. Всего было подано 2 тысячи 597 заявлений избирателей. Приняло участие в голосовании на цифровых избирательных участках 1 тысяча 768 человек, что составило явку 68 процентов.
6 декабря 2019 года по итогам проведения эксперимента состоялось заседание экспертного совета по вопросам совершенствования избирательного законодательства при Комитете Государственной Думы по контролю и Регламенту с участием представителей фракций политических партий в Государственной Думе, представителей ЦИК России и широкого круга экспертов. "Участники заседания экспертного совета признали итоги реализации эксперимента успешными и предложили рассмотреть возможность его продления и дальнейшего расширения.
Согласно данным, представленным ЦИК России, в 2020 году в 35 регионах пройдут дополнительные выборы депутатов Государственной Думы, а также выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что избиратели, находящиеся в день голосования на выборах 13 сентября 2020 года за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, смогут реализовать его путем голосования на цифровых избирательных участках. Перечень цифровых избирательных участков утверждается решением ЦИК России на основании предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Законопроект предполагает, что для участия в голосовании на цифровом избирательном участке избиратель подает заявление о включении в список избирателей на данном участке.
Все из 35-и, поступивших в комитет от органов государственной власти субъектов Российской Федерации отзывов на законопроект, положительные.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству концепцию данного законопроекта поддерживает без замечаний.
Правительство Российской Федерации данный проект федерального закона поддерживает.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет.
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Прошу поддержать.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Есть желающие задать? Есть желающие. Включите, пожалуйста, запись на вопросы. Пожалуйста, покажите список.
Тетерин Иван Михайлович.
Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Дмитрий Викторович, уточните, пожалуйста, изменится или нет порядок на назначения наблюдателя на избирательных участках, а также вопросы обжалования решения этих избирательных участков? Спасибо.
Ламейкин Д. В. Да, спасибо. На самом деле да, в тексте закона очень подробно прописано по назначению наблюдателя, это статья 6, второй пункт. И здесь каждая политическая партия, которая выдвинула список кандидатов, либо выдвинут кандидат, вправе направить на цифровые участки своих наблюдателей, то есть процесс... (Микрофон отключен.)
По аналогии с прошлым годом, то есть в данной части изменений не происходит и всё происходит согласно 212 федеральному закону "Об основах общественного контроля".
Председательствующий. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов.
Иванов С. В. Спасибо. Ну, тому из докладчиков, кто сможет ответить. Вот у нас в этом году намечается, как минимум, 17 выборов глав субъектов.
Будет образовано большое количество, опять же какое количество новых вот этих цифровых избирательных участков. Не могли бы вы сказать, в какую сумму выльется финансирование вот этих вот мероприятий?
Ламейкин Д. В. Да, микрофон включили. Спасибо.
Значит, по количеству избирательных участков решение будет приниматься Центральной избирательной комиссией, заложено это в тексте закона согласно тех заявок, которые поступят из субъектов. Но, значит, согласно тех объёмов финансирования, которые заложены на проведение, соответственно, этих выборов, финансирование будет обеспечено. За рамками не планируется привлечение каких-то дополнительных средств.
Председательствующий. Пожалуйста, Драпеко Елена Григорьевна.
Драпеко Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мне тоже хочется получить ответ, потому что мы пока не определились с системой наблюдения и контроля, достоверности. У нас пока нет гарантий, что те наблюдатели, которые сидят и смотрят на этот электронный ящик, в состоянии проконтролировать что-нибудь.
У нас в Ленинградской области скандальный случай, когда КОИБы подсчитали число голосовавших, председатель избирательной территориальной комиссии усомнилась в результате КОИБовского подсчёта голосов, был произведён ручной пересчёт, который подтвердил результаты того, что было в КОИБе, через несколько месяцев территориальная комиссия, подав сама на себя в суд, в суде доказала, что результат не установлен. Вот как нам защитить на самом деле волеизъявление... (Микрофон отключён.) Председательствующий. Пожалуйста.
Ламейкин Д. В. Микрофон, да. Спасибо.
Елена Григорьевна, ну, тогда немножко вернусь к самой технике, поскольку тот прибор, который будет обеспечивать электронное голосование, о котором я говорил в выступлении, он также снабжён бумажной лентой. И параллельное идёт дублирование: помимо цифрового учёта происходит фиксирование каждого голосования и результаты голосования именно не в хронологическом порядке, а в разброс с тем, чтобы не возникло вопроса сопоставления. Но по количеству как раз таки мы и по цифрам сможем на ленте убеждаться, если возникает такая ситуация.
По итогу проведения дня голосования, распечатывается протокол на бумажном носителе и также переносится на специальный цифровой носитель, который вносится в систему ГАС "Выборы" в итоге.
Председательствующий. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Валерий Викторович, вот вы как представитель, первый заместитель профильного комитета, вы не интересовались, а почему более технологически мощные на сегодня страны, такие как Германия и более компактные, у которых, кстати, МВД проводит выборы, они отказываются от электронных голосовании законодательно.
И второе. Мы потратили более 20 миллиардов в стране на то, чтобы установить видеокамеры, но они не работают. И КОИБы, о которых Елена Григорьевна говорила, вот я лично ловил КОИБы, которые на 50 голосов считали не так, как показано. Понимаете?
Но алгоритм КОИБа я нигде не смог взять, точно так же как и результаты видеокамер. Вот до "Телекома" дошёл и всё друг на друга показывают и нигде получить нельзя результаты.
Вот для чего вам и без того вызывающую недоверие избирательную систему... (Микрофон отключён.)
Иванов В. В. Уважаемый Николай Васильевич, вы задаёте немножко вопрос не по существу, он не относится к данному законопроекту. Речь в данном законопроекте идёт о цифровых избирательных участках.
Когда гражданин Российской Федерации, работающий, допустим, в городе Москве, но прописан в городе Иваново, в моём родном городе Иваново, и там идут выборы высшего должностного лица и он, в силу определённых обстоятельств, не может приехать в город Иваново, да, он пишет заявление в городе Москве, приходит на участок и, воспользовавшись вот данной системой, которую ему предлагают, он может свое избирательное право, активно избирательное право применить. Поэтому здесь речь идет именно о том, чтобы человек, который мог свое активное избирательное право, значит, применить, он мог действительно этим воспользоваться. Здесь речь идет не о КОИБах, а речь идет об, извините меня участках, которые дают право голосовать в Российской Федерации.
Председательствующий. Ремезков Александр Александрович, пожалуйста.
Из зала. Извините, это я по ошибке нажала не свою кнопку. Председательствующий. Коллеги, на свою карточку, пожалуйста, на свою карточку.
А вы задавали, да? Ну коллеги, ну зачем это тогда? Пожалуйста, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите запись. Покажите, пожалуйста, список.
Иванов Сергей Владимирович, Авдеев Александр Александрович и Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста.
Коллеги, проход освободите между рядами. Пожалуйста.
Иванов С. В. Уважаемые коллеги! Уважаемый Вячеслав Викторович! Действительно законопроект не про КОИБы.
Я хочу вам напомнить, Вячеслав Викторович, когда принимался в первом чтении данный законопроект, вас, к сожалению, здесь не было, вот. Но, я вам сказал, коллеги, что смысл понятен всего этого, то есть, если в Курске проходят выборы губернатора, то люди, находящиеся в Москве смогут на них проголосовать, но я также и сказал, что, коллеги, этот законопроект не будет принят, вы не сможете за него проголосовать, потому что как я посчитал в зале на тот момент находилось человек 120.
После чего Александр Дмитриевич сказал: коллеги, кто в зале, зайдите. Ну они зашли, все выступили, всё про всё, проголосовали.
Голосовало 300 человек. Депутат Куринный сказал: Александр Дмитриевич, занято всего 130 человек. На что потом сказали, что всё нормально, заседание объявляется закрытым. Вот так работает эта система, уважаемые коллеги.
Значит, смотрите, я вам сейчас расскажу про то, как работает данная система на примере немножко другого, так называемого, дистанционного электронного голосования.
Вот недавно в Москве на трёх избирательных участках проходило, так называемое, дистанционное электронное голосование. JT самый главный итог, который мы можем сделать, это то, что на всех этих участках, где всё это электронное голосование дистанционное проходило, везде кандидаты, ну, так скажем, от администрации набирали в 1,5-2 раза больше голосов, чем независимые кандидаты. Понимаете, коллеги, вот для чего всё это делается, потому что ни проверить это, ни установить подлинность всех этих блокчейнов и прочих вещей, ну не представляется возможным от слова "вообще".
Вот я всем из фракций, кто интересуется выборами, могу дать адрес. Специальная группа после проведения этого дистанционного электронного голосования провела полнейшее расследование очень подробное с графиками, совсем про всё, где всё указала: и как людей заставляли регистрироваться на сайте госуслуг, и как потом их следили, как они голосуют, за кого они голосуют. Более того, эта система, она ведь из 12 часов, отпущенных для голосования, 4 часа, вообще, не работала, то есть, представляете, 30 процентов времени и не работала. По ходу, этим всем руководила не Московская городская избирательная комиссия, а Департамент информационных технологий города Москвы.
Уважаемые коллеги, вот правильно говорится, ну и так уже абсентеизм процветает, не хотят люди ходить на выборы, не верят. Для чего же вы вот это всё делаете?
И самое главное, что мировая практика ну у тех же самых американцев. Вспомните, мы их не любим, но они, может, нехорошие там, супостаты, нам санкции всякие устраивают, но до сих пор они перфокарточками, дырочки делают, потому что можно показать, вот как люди голосуют. А вы и здесь вот делаете то, что, извините, ну выборам никак не добавляет доверие, к сожалению. Лично я голосовать за это продление не буду.
Да, кстати, и денежки надо считать. Образуется большое количество новых избирательных участков. В законопроекте написано, что финансирование не требуется. Требуется, коллеги.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Владимирович.
Пожалуйста, Авдеев Александр Александрович.
Подготовиться Коломейцеву.
Авдеев А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, не могу ни в коем случае сказать, что, к счастью, скорее, к большому сожалению, мы обсуждаем как раз этот законопроект, в то время, когда во всем мире бушует коронавирус, и люди ограничены в собственном перемещении. И если мы говорим о том, что люди не хотят ходить на выборы, то тем более мы не должны заставлять их ездить на выборы. Люди в наше время очень мобильны, не привязаны ни к месту жительства, ни к месту работы. Они перемещаются, находятся на отдыхе, в командировках, на вахтах и так далее. И нас с вами вместе с правительством, избирательной комиссией нужно думать о том, как реализовывать в современных условиях права граждан на голосование на их выбор. И в данном конкретном случае закон не о дистанционном голосовании, об открытии цифровых участков, и чем шире будет охват этого эксперимента, подчеркиваю, это ещё пока эксперимент, это пока ещё не система, тем лучше можно отработать как раз те вопросы, нарекания, проблемы, которые возникают в ходе дискуссии, оборудование усовершенствовать, цифровые алгоритмы и протоколы сделать более прозрачными. И вот если принять этот закон уже в этом году, то уже в этом году можно будет провести голосование на 250 избирательных кампаниях, и открыть более тысячи таких цифровых участков. И тогда в отличие от предыдущего эксперимента все партии по всей стране практически могут использовать свою возможность назначить наблюдателей на данные цифровые участки. И, в том числе, кандидаты в губернаторы, которые, как правило, мы знаем, выдвигаются, в том числе, от партий.
Надо признать, что нареканий на эксперимент в 2019 году не было. И, несмотря на то, что Сергей Владимирович Иванов сказал, что, посмотрите, как голосуют, надо сказать, что в 2019 году этот эксперимент показал, что голосование было крайне разношерстное, никакого перекоса в сторону "ЕДИНОЙ РОССИИ" не было. И давайте вспомним, что сейчас действуют другие нормы, позволяющие голосовать в случае отсутствия по месту, где приписан и к какому ИКу. Это вопросы, связанные с укрепительными удостоверениями, досрочным голосованием, они вызывают не меньше, а то даже и больше вопросов, и проблем, и претензий.
Ну и один пример, который, мне кажется, стоит из числа многих примеров привести. Давайте вспомним, у нас более 4 миллионов студентов в стране, и более миллиона из них учатся не по месту жительства. У нас только в Москве и Санкт-Петербурге примерно полмиллиона студентов, которые в момент голосования находятся не по месту жительства. Так вот, этим экспериментом мы даём возможность всем осуществить своё волеизъявление и проголосовать.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Председательствующий. Спасибо.
Николай Васильевич, ну, здесь все, наверное, хотели бы тоже выступать от фракции, но понимают. Ну, вы исходите из того, что во фракции, от которой вы выступаете, присутствует менее 20 процентов депутатов. Уважайте тех, кто пришёл в зал. Хорошо. Также и вас будут уважать.
Пожалуйста, от фракции поставьте.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Как вы тут часто говорите, закон совсем не про это. Если вы внимательно посмотрите все избирательные законы, начиная от закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, то вы там, к сожалению, для себя обнаружите, что у нас после того, как в Приморье трижды не была избрана городская Дума, снят порог явки, кроме выборов президента. Понимаете? Поэтому у нас один человек придёт и выборы состоялись. Поэтому аргумент первый отпадает мгновенно.
Второй аргумент, вот уважаемому коллеге. В условиях ЧС и военного положения выборы ни в одной стране не проводятся. Это второй аргумент.
Третий аргумент. Вы для начала сделайте, чтобы связь работала. Вот специально сейчас ехал на "Ласточке" в Орёл, на большей части территории Тульской, Орловской области не работает связь, понимаете или нет? Это в двадцати километрах... В пятнадцати минутах от Тулы. А что можно говорить о более отдалённых местах?
Третий аргумент. Дорогие вы мои, ни на каком электронном участке вы ничего не проконтролируете. Вы попробуйте по закону потребовать от большинства комиссий, чтобы они хотя бы провели в соответствии с нынешним законодательством подсчет голосов, как того требует закон, разложить, и каждый бюллетень показать.
Это чувствуется, что никто из вас, в принципе, или большая часть, извините, будет некорректно, не участвовали в выборах не благодаря, а вопреки, вот тогда бы вы всю, весь, как бы сладость выборов прочувствовали в полном объеме, особенно когда вы ловите за руку внаглую бросающих бюллетени, а против них никаких мер нет, понимаете?
Четвертый момент.
Вы поймите, вот увлечение технологиями там, где не надо ими увлекаться, они вредят, почему? Потому что справедливость и законность власти, она прежде всего справедливостью и голосования и подсчетом голосов определяется, понимаете?
И сегодня у нас институт выборов крайнее недовольство вызывает у избирателей, и из-за этого резко упала явка.
Я вам уже с этой трибуны говорил, возьмите, в динамике посмотрите последние три проведенных избирательных кампании в городах-миллионниках, и вы увидите, что идет последовательная тенденция снижения явки.
А оттого, что вы поставите и в одном месте нажмете кнопку, от этого легитимность власти не повышается, понимаете?
В Германии, подчеркиваю, страна, которая, к сожалению, ну поменьше нас, по населению уже скоро нас догонит, но технологически она значительно мощнее, понимаете? Но у них запрещено законом проведение электронными системами выборов. Почему? Потому что они реально понимают следствия и последствия вообще-то всех этих вопросов, когда фальсификация выборов, непресекаемая законом, может привести к стенке на стенку, понимаете?
А у нас на это дело, вот давайте мы электронные участки, а давайте мы то, а давайте сё....
Да давайте научимся делать сначала электронные системы сами. У нас же, вы поймите, у нас большая часть железа, она завозится извне, понимаете? И там можно вам закладки всякие сделать, и будут голосовать вообще не вы, а где-то за кордоном, и делать вам результат.
Поэтому с нашей точки зрения, преждевременно вводить электронные участки там, где научились на нормальных организовывать выборы.
Я уже вам говорил, более 20 миллиардов рублей бюджетных денег были потрачены на то, чтобы на 100 тысячах участках поставить видеокамеры. Но ими же никто не пользуется. Более того, большая часть их уже не работает или сняты, даже те, которые были включены. За ними же смотрели совершенно специальные люди, а вы получить их результаты съёмок — не получите, понимаете.
Поэтому, с нашей точки зрения, если мы хотим, чтобы люди доверяли выборам, чтобы они более активно ходили на выборы, давайте установим порог явки; б) как это есть в ряде так называемых цивильных странах — не пришли вы на выборы, до следующей избирательной кампании не имеете права в этот орган обращаться, потому что вы проявили инфантильность. Это будет более действенно и правильно, чем введение фиктивных вопросов по псевдовыборам.
Понимаете?
И заключительная часть.
Вы понимаете, если люди живут в Москве, то, какое им дело, кого избрали в Иваново. Получается, что люди, которые не живут на территории, будут формировать власть, не живя там. Нам бы лучше тех, кто живёт на территории, чтобы они более ответственно подходили к выдвижению, избранию и функционированию властей избранных. Тогда, скажем, у нас многие вопросы будут решаться совсем по-другому.
Мы не можем поддержать этот закон, и будем голосовать против.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, полномочный представитель президента. Правительство. Заключительное слово докладчика, Дмитрий Викторович Ломейкин, есть желание?
Пожалуйста.
Ламейкин Д. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемые коллеги, обсуждение пошло в сторону, и как-то мы шире стали смотреть. Ведь, поясню, данная инициатива всё-таки направлена на продление эксперимента, который успешно, ещё раз подчеркну, прошёл в прошлом году.
По итогам проведения выборов ни одного нарекания не возникло, официально ни одна жалоба не была подана, ни в ходе обсуждения и изучения тех материалов, которые по итогам выборов были. Нашим комитетом дважды собирались большие площадки, экспертные площадки, причём в декабре крайняя проходила очень широкой аудиторией, все фракции были представлены.
Ни одна фракция не высказала ни одного замечания конкретного, только КПРФ сказала, что не поддерживает, не видит необходимости поддерживать, но конкретных претензий к данной системе не было озвучено. Остальные фракции вообще негативных оценок данного эксперимента не дали.
Ещё раз подчеркну данная система, она абсолютно автономна, она замыкается на систему ГАС "Выборы", которая за всю историю своей работы ни разу не была взломана, и четкость работы этой системы не вызывает ни у кого сомнения так же, как и прошедший эксперимент по цифровым участкам. Цифровой участок — это такой же участок. Цифровой участок отличается только тем, что вместо бумажного бюллетеня, а бюллетени вводятся в систему машины, потому что вот как в предстоящем году предусматривается большое количество выборов, и человек получает доступ.
Когда мы говорим о том, что человек живет на другой территории, мол, дескать, зачем ему давать такое право? Друзья, во-первых, есть право граждан, но, во-вторых, очень важный момент, ведь порой, даже находясь на территории своего субъекта или даже своего избирательного округа, мы в день выборов находимся где-то дальше. Мы, у нас нет возможности приехать непосредственно на наш участок, где мы обычно голосуем. И именно с этой целью создаются условия, когда у граждан появится такая возможность прийти, естественно, подав за 45 дней заявление, и принять участие.
Но здесь очень важный момент, было сказано о связи, опять же, никакие средства связи в данном случае не используются. Повторюсь, что он электронный только потому, что сам носитель является электронным.
Поэтому убедительная просьба, коллеги, действительно подойти рационально и посмотреть на то, чтобы наша система развивалась, чтобы мы создавали те прозрачные и комфортные условия для наших граждан с целью возможного участия их в выборном процессе посредством голосования, поэтому просьба поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, заключительное слово, Валерий Викторович Иванов, есть желание? Нет.
Уважаемые коллеги, ставится на голосование 21-й вопрос нашей повестки - о проекте федерального закона "О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации" (первое чтение).
Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. Результаты голосования (15 час. 50 мин. 57 сек.)
Проголосовало за 296 чел 65,8 %
Проголосовало против 39 чел 8,7 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 335 чел.
Не голосовало 115 чел 25,6 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. За — 296. Против — 39.
Воздержавшихся нет. Принято решение.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments