leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект первого чтения об уголовной ответственности за уничтожение воинских захоронений

Законопроект первого чтения об уголовной ответственности за уничтожение либо повреждение воинских захоронений – Ильдар Бикбаев юридические лица нарушали то что мы рассматриваем – Савельев Иногда с попустительства местных властей – Шперов Ответственность без срока давности – Володин в том числе за рубежом по нашим законам Памятники Ленину защищены статусом, защитникам Отечества нет – Плетнева За рубежом что с ними делать? – Рыжак Писатель Быков защищает Власова – Шерин Нельзя позволять никчемным государствам самоутверждаться за счет России
13. 917030-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ» (в части установления уголовной ответственности за уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвященных дням воинской славы России)
Документ внес президент 07.03.20.
Представил статс-секретарь – замминистра обороны Николай Панков.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Виктор Пинский.
Законопроектом предлагается:
1) В Уголовном кодексе РФ – установить уголовную ответственность за уничтожение или повреждение расположенных на территории РФ или за ее пределами воинских захоронений, а также, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвященных дням воинской славы России (в т.ч. мемориальных музеев или памятных знаков на местах боевых действий), а равно памятников, других мемориальных сооружений или объектов, посвященных военачальникам России, в целях причинения ущерба историко-культурному значению таких объектов. Указанные деяния предлагается наказывать штрафом в размере до 3 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на тот же срок.
То же деяние, совершенное:
- группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой;
- в отношении воинских захоронений, а также, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, посвященных борьбе с фашизмом или дня воинской славы России в период Великой Отечественной войны (в т.ч. мемориальных музеев или памятных знаков на местах боевых действий), а равно памятников, других мемориальных сооружений или объектов, посвященных военачальникам России, посвященных военачальникам России, боровшимся с фашизмом;
- с применением насилия или с угрозой его применения, -
будет наказываться штрафом в размере от 2-х до 5-ти млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 5-ти лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 5-ти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2) В УПК РФ:
- расследование уголовных дел об указанных выше преступлениях возложить на следователей Следственного комитета РФ;
- предусмотреть, что если преступление совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающими постоянно в РФ, и направлено против интересов РФ, уголовное дело может расследоваться по месту, определенному Председателем Следственного комитета РФ или руководителем следственного органа федерального органа исполнительной власти;
– установить, что если преступление совершено вне пределов РФ и предварительное расследование уголовного дела осуществлялось на территории РФ, такое уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой было окончено предварительное расследование.
Верховный Суд РФ (официальный отзыв от 13.02.20) – замечаний не имеется.
Первое чтение 359 0 0 14:20

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к вопросам первого чтения - законопроекты, рассматриваемые в первом чтении.
13-й вопрос из приоритетной повестки. Президент внес законодательную инициативу в Государственную Думу, и мы с вами рассматриваем проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвященных дням воинской славы России).
Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации Николая Александровича Панкова.
Пожалуйста, Николай Александрович.
Панков Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации статс-секретарь — заместитель Министра обороны Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для России 9 Мая — самый святой праздник, самый великий праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память — не только дань огромного уважения героическому прошлому, она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство.
Однако, как всем вам хорошо известно, в ряде стран в последние годы усиливаются русофобские настроения, информационные и политические кампании. Совершаются противоправные действия, направленные на отрицание Победы, вклада советского народа в борьбу с фашизмом, уничтожение или осквернение воинских захоронений и памятников, других мемориальных сооружений, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвященных воинской славе России.
Представленным на ваше рассмотрение проектом федерального закона предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьёй 243.4, предусматривающей установление ответственности за уничтожение либо повреждение расположенных на территории Российской Федерации или за её пределами воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или посвященных дням воинской славы России.
Одним из квалифицирующих признаков, влекущим повышенный размер наказания, предлагается считать совершение деяния в отношении объектов, посвященных борьбе с фашизмом или дням воинской славы России в период Великой Отечественной войны.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления уполномоченных на уголовное преследование и судопроизводство органов.
Реализация законопроекта не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета. Прошу, уважаемые депутаты, законопроект поддержать.
Доклад закончен.
Председательствующий. Спасибо, Николай Александрович. Содоклад Виктора Витальевича Пинского. Пожалуйста, Виктор Витальевич.
Пинский В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ'. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Трудно переоценить подвиг советского народа, благодаря которому наши предки ценой своей жизни победили в Великой Отечественной войне, разфомив фашистских захватчиков, по сути, спасли весь остальной мир от фашистской чумы. Но мы видим, что в последнее время участились случаи, когда подвиг защитников Отечества попирается различными недоброжелателями, делаются попытки переписать итоги войны и роль в ней страны-победительницы.
Президент Российской Федерации предложил прописать в Основном законе страны, что умаление значения подвига народа при защите Отечества недопустимо.
Если граждане поддержат закон о поправке к Конституции Российской Федерации, память защитников Отечества, а также историческая правда будут одним из главных приоритетов государственной политики.
Министерство обороны на заседании Российского организационного комитета "Победа" в декабре прошлого года сообщило о том, что в нашей стране имеется 31 тысяча воинских захоронений, а ещё более 12 тысяч воинских захоронений находятся за пределами Российской Федерации, в 56 государствах покоится более 4-х миллионов человек.
Была приведена удручающая статистика, и в последнее время участились противоправные действия по отношению к захоронениям советских воинов за рубежом. Акты надругательства и вандализма над памятниками постоянно совершаются на Украине. Такие факты имеют место в Германии, в Польше, в Чехии, в Венгрии, в Австрии, в Эстонии, в Латвии и в других странах.
До сих пор в Уголовном кодексе была только одна охранительная норма — это статья 244-я пункт "б" этой статьи, которая предусматривала ответственность за надругательство над памятниками, посвященных борьбе с фашизмом или местами захоронения участников борьбы с фашизмом.
В законопроекте, который мы сегодня рассматриваем, предлагается дополнить главу 25 - это "Преступление против здоровья населения и общественной нравственности", новой статьёй 2434, которая предусматривает ответственность за повреждение или уничтожение более широкого круга объектов, установленных в память о защитниках Отечества, что обеспечит более эффективную их защиту.
Это помимо воинских захоронений и памятников, также стелы, обелиски, мемориальные музеи и другие объекты, посвященные дням воинской славы.
Максимальная санкция в части первой составит лишение свободы до трёх лет, в части второй предлагается предусмотреть квалифицирующие признаки в виде совершения этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с применением насилия или угрозой применения насилия в отношении памятных объектов, посвященных борьбе с фашизмом. А. по этим преступлениям предусмотрены более строгие наказания, максимальное наказание — до 5 лет лишения свободы.
Ещё одна важная часть законопроекта устанавливает механизм расследования уголовного дела и рассмотрение его судом в случае, когда преступление совершено иностранцем за пределами нашей страны и когда оно направлено против интересов России. В этой части в действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса был пробел. Предлагается, что вместо предварительного расследования будет определяться руководителем того следственного органа, который возбудил уголовное дело, а рассматриваться будет тем судом, в чью юрисдикцию входит территория, на которой будет окончено расследование.
Согласно проекту закона преступление будет расследоваться следователями органов внутренних дел, а также следователями того органа, который выявил совершение преступления.
Комитет концепцию данного проекта поддерживает. Также концепцию проекта поддерживает правительство, Верховный Суд. У Правового управления замечаний к проекту закона не имеется. Комитет просит поддержать и рассмотреть его в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Витальевич.
Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику.
Есть.
Включите запись. Покажите, пожалуйста, список. Бикбаев Ильдар Зинурович, пожалуйста. Бикбаев И. 3., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Николай Александрович! Я с предложением рассмотреть ко второму чтению поправку, которая бы несла по своей сути ответственность и в том числе для юридических лиц, нарушивших вот те положения, которые в данном законопроекте рассматриваются.
Я исхожу из того, что имею двадцатилетний опыт работы в увековечивании памяти погибших при защите Отечества и поисковой деятельности, и были факты, когда и юридические лица нарушали то положение, которое мы рассматриваем.
Мною будет подготовлена поправка. В случае положительного рассмотрения хочу ее вынести на второе чтение.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ну это предложение, поэтому, когда вынести поправку для обсуждения во втором чтении, внесете ее в соответствии с процедурой, можно будет этот вопрос обсуждать в рамках комитета.
Пожалуйста, Шперов Павел Валентинович.
Шперов П. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Виктор Витальевич!
Каким образом будет организовано уголовное преследование лиц, которые совершили преступления в отношении войск и захоронений, памятников, стел, обелисков и тому подобное, находящихся за рубежом? Во многих странах такие действия декриминализованы и ответственность уголовная не наступает.
И параллельно второй вопрос. Что со сроками данности привлечения к уголовной ответственности? У нас получается это статья не тяжкая и поэтому сроки давности будут достаточно короткие. Может быть, есть смысл ввести без срока давности за подобные преступления, сделать отдельную поправку? Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Николай Александрович.
Панков Н. А. На самом деле, это, наверное, один из самых сложных вопросов, которые мы имели в виду, работая над законопроектом. Поправки к уголовному законодательству корреспондируются целым рядом других статей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ну вот с прозвучавшим предложением, наверное, есть смысл согласиться и поработать еще.
Председательствующий. Давайте, подумаем, чтобы не было срока давности и у тех, кто совершит такой поступок, было бы понимание, что, независимо от того, сколько времени прошло с момента их кощунственного поступка, действий, это невозможно просто будет взять и отнести к сроку давности и предать забвению.
Пожалуйста, Виктор Витальевич. У вас предложение?
Пинский В. В. Нет. У меня по первому вопросу. По первому вопросу, вопросу, касающемуся привлечения лиц, которые... иностранцев, которые совершили преступление за рубежом. У нас уже уголовно-процессуальным законом предусмотрена эта норма, статья 460, она действует в случае, если лицо, иностранный гражданин совершает преступление против интересов России на территории чужого государства, значит, у нас здесь действуют международные правовые договоры либо письменные обязательства Генеральной прокуратуры, то есть этот порядок предусмотрен. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, нет возражений, мы попросим коллегу Шперова, чтобы он подготовил поправку, и если её поддержат представители других фракций, депутаты, в плане, чтобы ответственность распространялась без срока давности, об этом речь шла, тогда договорились. Да, давайте так и поступим. Потому что это очень будет важное решение, и мы с вами сможем защитить в любой обстановке, в любой ситуации наши памятники от вандализма, посягательства, даже если кто-то это скроет.
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
У меня и к Николаю Александровичу, и к Виктору Витальевичу вопрос.
Как вы считаете, вот в случае совершения таких уголовных деяний кроме уголовной ответственности следует ли ставить вопрос о перезахоронении тех надгробий... перезахоронении тех могил, где будут разрушены надгробья или памятники, и причём с финансовой ответственностью той страны, в которой происходит вот такой вандализм. Не считаете ли вы, что это нужно делать одновременно, эти вопросы ставить? Спасибо.
Панков Н. А. Олег Анатольевич, спасибо огромное.
На самом деле такая постановка вопроса, по нашему мнению, имеет право на жизнь, на проработку. Не буду скрывать, что у нас работа продолжается и, возможно, это будут и еще наши инициативы вот по этой теме, по этим вопросам.
Всё непросто. Надо на самом деле спокойно прорабатывать, вести консультации и только потом облекать в форму каких-то конкретных законопроектов.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Савельев Дмитрий Иванович.
Савельев Д. И., фракция ЛДПР.
Спасибо большое.
Уважаемый Николай Александрович! Иногда снос и разрушение таких мемориальных сооружений и памятников происходят с попустительства местных властей, руководствующихся так называемыми модернизационными подходами, когда надо что-то построить, что-то сносят с позицией восстановить в другом месте, и в итоге ничего не восстанавливается. В прессе мы видим, что иногда такие вот моменты происходят в основном в сельской местности, там, где это не так, скажем так, заметно. И в итоге вот это вандалыюе действие происходит с попустительства, а иногда с негласного одобрения конкретного должностного лица.
Скажите, пожалуйста, возможно ли нам включить в часть вторую обсуждаемой статьи и такой квалифицирующий признак, как лицо с использованием своего служебного положения, как вы считаете?
Панков Н. А. Я пока не готов к ответу. Я прошу прощения, действительно воздержусь.
Председательствующий. Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Благодарю.
Уважаемый Николай Александрович, говоря об уничтожении и повреждении воинских захоронений, мы, по сути, ведем речь о вандализме, за что предусмотрена уголовная ответственность по статье 214 Уголовного кодекса. Скажите, в рамках проработки данной законодательной инициативы обсуждался ли вопрос о том, чтобы в статье 214 Уголовного кодекса предусмотреть соответствующий квалифицирующий признак, который мы обсуждаем в рамках данной законодательной инициативы, и, соответственно, усилить, установить более жесткую уголовную ответственность за такие преступления? И в чем вы видите преимущества именно в этой редакции предлагаемых новелл?
Панков Н. А. На самом деле проектируемая нами статья, она корреспондирует и с 214-й статьей Уголовного кодекса Российской Федерации "Вандализм", и с целым рядом других статей Уголовного кодекса. Но на самом деле вот говорить только о применении 214-й статьи, на наш взгляд, неправомерно. Она касается охраны общественной безопасности и общественного порядка за пределами Российской Федерации, и в данном случае не представляется возможным считать соблюдение интересов Российской Федерации.
Председательствующий. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Вячеслав Викторович.
Николай Александрович, скажите, пожалуйста, вот здесь стоит "штраф в размере от двух до пяти миллионов или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого". А нельзя здесь более конкретно, как нанёс ущерб, вот это и будет суммой штрафа или какая-то конкретная сумма?
Спасибо.
Панков Н. А. На самом деле разработчики законопроекта, они предлагают не только штраф, но и в данном случае, когда вы ссылаетесь на конкретные подходы по штрафу, до пяти лет лишения свободы.
Ну вот нам показалось целесообразным всё-таки остановиться на таких подходах, и мы просим вас их поддержать, а там жизнь покажет.
Председательствующий. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Николай Александрович, я убеждён, что все фракции поддержат этот законопроект, поскольку миллионы наших солдат отдали свои жизни за освобождение от фашизма многих стран Восточной Европы, как писал когда-то поэт-фронтовик Борис Слуцкий:
И мрамор лейтенантов - Фанерный монумент — Венчанье тех талантов, Развязка тех легенд.
Но вопрос мой отчасти уже прозвучал, я хочу его уточнить.
Если речь идёт о вандализме, который совершается за пределами Российской Федерации, предполагается, что в отношении тех, кто это совершил, материалы будут передаваться в международный розыск, они будут объявляться, или речь идёт о том, что они будут, что называется, браться в наручники, когда появятся на территории Российской Федерации, или есть какие-то ещё пути, которые позволят нам более успешно защищать захоронения наших солдат на иностранных территориях?
Спасибо.
Панков Н. А. Олег Николаевич, речь идёт об использовании в полном объёме всех процессуальных, уголовно-процессуальных инструментариев без каких-либо исключений.
Председательствующий. Пожалуйста, Плетнева Тамара Васильевна.
Плетнева Т. В., председатель Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ.
Уважаемый Николай Александрович, конечно, я думаю, что дай бог, чтобы у нас никаких штрафов никому не было и никакого вандализма. Я надеюсь, что в нашей стране это не звучит. А то, что вы этот законопроект внесли, каждый закон, каждое действие, которое возвеличивает нашу Победу, это огромный плюс нашей стране.
Но у всех один и тот же больной вопрос: вот как за рубежом, что с ними делать вообще? Я вот когда смотрю, снимают памятники, всё, ну не знаю, что бы сделала. Я добрый человек, но прямо прибила бы.
Вот скажите, вообще, может быть, с ними отношения всякие заканчивать или санкции вводить какие-то? Ну мы должны защищать, люди гибли, их же соотечественники тоже там гибли. Я не понимаю вообще. Вот у всех, у всех, кто задавали вопросы, вот это вот болит - что нам сделать ещё.
Панков Н. А. Тамара Васильевна, вот, наверное, сейчас как раз тот случай, когда мы пытаемся что-то делать. Вот если вы проголосуете за данный законопроект, это будет первое дело, первый кирпичик. Будем накапливать опыт, будем работать.
Я не случайно несколько раз оговорился, что законопроект, конечно же, очень непростой. Тяжело шла разработка, тяжело шло согласование, но тем не менее он имеет все согласования. Непростой в применении, если хотите, он показывает вектор, направление нашей работы. Будем вместе с вами работать и дальше, будем совершенствовать меры.
Я говорил и ещё раз повторю, у нас идеи есть, в том числе вы не оговорились, и санкционного характера. Надо и в этом направлении нам всем вместе поработать. А почему нет?
Председательствующий. Пожалуйста, Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Вопрос к Николаю Александровичу как человеку опытному и военному. Мы обсуждаем вопрос, который относится к сфере высокой морали. Ещё несколько лет назад даже в голову никому не могло прийти, что кто-то будет рушить памятники нашим воинам.
Скажите, что произошло, вот с вашей точки зрения, что мы сейчас вынуждены даже до Уголовного кодекса вот дойти и именно на уровне Уголовного кодекса ставить эти вопросы. И второй вопрос к Виктору Витальевичу.
Виктор Витальевич, вы приводили примеры там за рубежом и так далее вот эти безобразные действия, на территории нашего государства, когда на "вечных огнях" варят сосиски, жарят шашлыки, значит, производят какие-то вот другие безобразные вещи, это будет распространяться и на тех вандалов... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Пожалуйста, кто ответит?
Пожалуйста, Николай Александрович, а затем Виктор Витальевич.
Панков Н. А. Я постараюсь очень-очень коротко ответить на вопрос, если хотите, мировоззренческий.
Мне кажется, каждый из сидящих в этом зале сам для себя давным-давно ответил, что происходит и почему происходит, почему сносят памятники, которые раньше воспринимались во всем мире, как священные памятники, почему переписывается история. На самом деле мы знаем ответы на эти вопросы, но вот, может быть, сейчас мы впервые пытаемся реагировать вплоть до мер уголовного преследования. Мы делаем правильно, это первый шаг в правильном направлении. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Виктор Витальевич. Считаете...
Пинский В. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Ну, здесь много на самом деле можно сказать по этому поводу, почему так происходит и этот закон принимается, в том числе для того, чтобы этого не было. Ну, надо воспитывать нам память о наших предках, надо больше об этом говорить. Я сказал уже, что вот у нас это сейчас будет закреплено в Конституции, это очень важно, это значит, что все будут знать, что память наших предков, историческая правда охраняется нашим государством. И мы дальше будем принимать законы, которые будут ужесточать меры за осквернение, вандализм в отношении памяти наших событий.
Председательствующий. Правильно вы говорите.
Потому что, уважаемые коллеги, возможно, кто-то из вас не в курсе, но, допустим, все памятники Владимира Ильича Ленина относятся в большинстве своем к объектам историко-культурного наследия федерального уровня, минимум, регионального, они все защищены, а наша память, наши памятники, посвященные тем, кто погиб, защищая страну, они оказались без вот этого статуса.
Более того, не наказывают тех, кто занимается вандализмом, кощунством, да и просто надругательством. Вот нет такой нормы, а жизнь подсказывает, что она должна быть, и при этом, как здесь правильно сказали, без срока давности. И это касается, кстати, и тех памятников, которые находятся на территории Российской Федерации и за пределами Российской Федерации. В этом случае следственные органы будут проводить процессуальные действия в отношении ситуации, которая произошла за пределами нашей страны, но по нашему законодательству будет оценена, и без срока давности жестко достаточно можно будет наказать тех, кто замахнулся и истоптал нашу память.
Это, коллеги, на самом деле топтание на ком? Это перечеркивание памяти в отношении кого? Тех, кто не может сам себя защитить, но мы живем благодаря нашим близким, родным, кто погиб во время Великой Отечественной войны, в горячих точках, и если только мы не защитим память о них, они себя защитить не могут.
Вот сегодня президент внес законопроект, который как раз ставит целью решить эти задачи, причем если мы с вами постараемся обсудить этот вопрос в рамках второго чтения дополнительно с его полномочным представителем по данному вопросу, надеюсь, что всем будет совершенно очевидно, что нам надо память беречь, а тот урод, который надругался, будет отвечать по закону, а тем более если группа лиц, там наказание очень серьезное.
У нас примеры такие есть, вот когда здесь коллеги говорили, недавно столкнулся с ситуацией, когда целый мемориал разбомбили, раздолбили и в угоду размещения торгового центра взяли выбросили на задворки. При этом было обращение к прокурору района, прокурор не отреагировал, к органам власти, органы власти не отреагировали. А речь шла о тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны, работая на авиационном заводе, тех, кто работал рядом, обеспечивая Победу в тылу. Там были фамилии выгравированы, обелиски были. Всё это взяли и не только предали забвению, а разбомбив выкорчевали, убрали, и там сегодня торговый центр, потому что не хватало места под торговый центр. Вот этом случае, если норма будет принята, причём без срока давности, если это группа лиц — до пяти лет лишения свободы, если это один человек сделал - до трёх лет лишения свободы, большие штрафы.
Понятно, те, у кого в голове уже не только пусто, но и вещества никакого нет и совести тоже, то их хотя бы это остановит, но такие случаи есть.
Есть случаи, когда эти чёрные копатели пытаются памятники взять и либо повредить, либо снести для того, чтобы тоже свои какие-то цели порешать и забраться, это обычно касается воинских захоронений, также будут понимать, что ответственность серьёзная. Но и понимая вообще, что так нельзя делать, у нас другое будет отношение к нашей памяти, вот об этом законопроект. И мы с вами должны его обязательно принять, потому что он сформирует отношение и тех, кто придёт на смену нам, детей, внуков, будут по-другому относиться, что нельзя так вести себя.
Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите запись.
Этот вопрос очень серьёзный, поэтому давайте также к нему и относиться.
Покажите список.
Рыжак Николай Иванович.
Коллеги, поступает предложение: по одному от фракций. Правильно? Потому что, думаю, что мнение от фракций, если сформулируют наши коллеги, оно будет отражать позицию всех депутатов.
От "ЕДИНОЙ РОССИИ" Яровая Ирина Анатольевна. От ЛДПР кто?
Игорь Владимирович, принимайте решение. От КПРФ кто? Харитонов, Осадчий, кто? Осадчий.
От ЛДПР - Шерин. Спасибо.
Рыжак Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Конечно, этот вопрос всколыхнул весь зал.
Президент вполне закономерно вышел с этой законодательной инициативой, и мы тоже участвовали в том, что этот вопрос поставлен, когда голосовали за поправки, когда поддержали идею о том, что Российская Федерация обязана и защитит историческую правду, и будет чтить государство память защитников Отечества.
Но я хотел бы сказать не только об этом, а хотел бы сказать о том, что 25-я глава Уголовного кодекса, она имеет вторую часть — это преступления против общественной нравственности.
И вот когда группа депутатов "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" обратилась в Генеральную прокуратуру с вопросом о том, что как корреспондируется и как сформулирована позиция Генеральной прокуратуры относить их, тех, кто подстрекает к этому, к разрушению памятников, потому что разрушают вандалы, варвары.
А вот те, кто готовит основу идейную и формирует умысел преступный, они остаются в стороне, а у нас в стране есть полки с книгами этих писателей. Мы уже говорили с Анатолием Николаевичем Грешневиковым, есть такой писатель Быков, который защищает Власова, оправдывает его предательские действия, есть историк Петров, который говорит о том, что памятники чекистам, в том числе Кузнецову, - это памятник террористу. Есть какая-то реакция общества, есть ли реакция правоохранительных органов? Всё это остаётся в стороне. Вот это не должно быть таким образом, нельзя соглашаться с такой позицией.
И мне кажется, что, Вячеслав Викторович, хорошие предложения поступили, но мы не всегда сможем договориться с той или иной стороной. И вот когда Николай Александрович говорит, что это первый случай, - это и плохо, что это первый случай. Должна быть идеология в стране, а вот эти вопросы, о которых я уже сказал, и которые другие новеллы были внесены в Конституцию, они тоже содержат в себе идеологические предпосылки. Без идеологии никакая политическая организация, коим является государство, существовать не может.
Потому надо нам всерьёз подумать о том, чтобы идеологическая содержательная часть в Конституции нашла своё отражение. И Конституция -это постоянно развивающийся документ. Рано или поздно мы идём поступательно к этому вопросу.
Совсем недавно на прошлой неделе мы с Сергеем Михайловичем, Елена Григорьевна участвовала, Игорь Юрьевич участвовал, вручали сувениры и отмечали благодарностью лучшие произведения наших молодых прозаиков, поэтов, драматургов. Всё это происходило в Доме Союзов. Ну хоть одно телевизионное наше информационное агентство отреагировало вот на этот момент? Как раз там звучали вот эти тезисы о сохранении памяти павших, о возвеличивании наших Героев, об истоках, о нашей истории, о работе с молодёжью. Никого это не заинтересовало. Хорошо, что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" взяла на себя вот эту ответственность. Но, я думаю, что это должно реализовываться на общероссийском уровне.
Нельзя игнорировать, проходить мимо вот таких явлений. Я вот смотрел, как выходили за своими сувенирами эти люди из каких-то бедных наших сел, деревенек, в том числе, с города-героя Севастополя пришел парнишка совсем бедный, но в глазах какая у него понимаете заряженность, какая благодарность, какая полнота патриотизма у этого маленького, совсем маленький мальчонка, и получил эту премию. Вот, где мы должны начинать выращивать вот это, вот эти ростки патриотизма, патриотизма не наигранного, естественного, народного, который исходит из народных корней, вот на это же надо реагировать.
Я думаю, что и наши профильные комитеты, я вот заслушивался, когда Елена Александровна выступала, но почему-то комитет сейчас как-то уходит в сторону от этих вопросов, в том числе, и комитет по образованию, ни в коем случае мы не должны упускать эти вопросы особенно сейчас. Мы насытили нашу Конституцию новыми новеллами, я думаю, скажу выстраданными какими-то моментами, но, если мы сейчас не переведем это в практическую плоскость, если народ не почувствует, что даже социальная программа это как заявленные вопросы, но нет реального содержания, отвернутся.
И как раз вот то, что сейчас в Интернете гуляет, что это было ради карьеры дальнейшего президента, тогда мы скомпрометируем и себя, и президента, и я бы скажу, даже доверие народа не оправдаем. Сейчас надо все делать, чтобы все задышало живым вот этим творчеством и живой практической работой, тогда народ почувствует, что действительно это выстраданная Конституция, она отвечает как раз современному международному положению, положению как раз с экономикой, положению в области гуманитарной сферы, в сфере образования, во всех сферах жизни, и мы ответим на эти вопросы народа. Ни в коем случае нельзя сейчас остаться в стороне и каким-то образом, чтобы бюрократическая вот эта блажь не посетила ни один ум ответственного государственного человека.
Инициатива, конечно, очень своевременная, она, конечно, в русле как раз Года памяти и славы, о которой говорил президент, и наш долг, каждого народного избранника, внести свой конкретный вклад в реализацию этого законопроекта. Благодарю за внимание. Председательствующий. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7489388.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments