leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

ЕР отклонила законопроект СР о недопущении прекращения тушения лесного пожара

ЕР отклонила законопроект СР о недопущении прекращения тушения лесного пожара – Олег Нилов Исключить вредоносное действие приказа Минприроды – Ганзя Тушили всего 3,5% «Зона контроля» Сибирь и Дальний Восток
16. 766522-7 Госдума в итоге обсуждения отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменения в статью 53.4 Лесного кодекса РФ» (в части недопущения прекращения или приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров)
Документ внесли 31.07.19 Депутаты ГД С.М.Миронов, О.А.Нилов, М.В.Емельянов, О.В.Шеин (СР).
Представил депутат Олег Нилов.
Член комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Андрей Чернышев.
Законопроектом предлагается ввести запрет на прекращение либо приостановку работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров, в том числе при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен.
Принятие законопроекта приведет к ограничению запрета прекращения либо приостановки работ по тушению лесных пожаров только зонами контроля лесных пожаров, в то время как на другие зоны он распространяться не будет.
Первое чтение 89 0 0 15:02

Стенограмма обсуждения
16-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации".
Докладывает Олег Анатольевич Нилов.
Коллеги, напоминаю, у нас особый порядок рассмотрения законопроектов: доклад — пять минут, содоклад — три минуты. Пожалуйста.
Нилов О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Пора переключиться и на другие проблемы, которые с наступлением весны каждый год последних лет начинают в прямом смысле припекать и прижигать Россию и не только Россию.
Я в своём законопроекте говорю в очередной раз о лесных пожарах и о тех мерах, которые должно предпринимать правительство, должна Дума менять в своём законодательстве России и регионов. Но, к сожалению, пока этого не удавалось добиться. Сейчас речь идёт о том, чтобы исключить, как я считаю, вредоносные действия приказа Минприроды, который был в 2015 году издан 08.10 числа за номером 426. Этот приказ предлагает исключить и предоставить такую возможность борцам, огнеборцам с лесными пожарами тушение пожаров, которые не угрожают населённым пунктам, не угрожают объектам экономики и в случае, когда прогнозируемые затраты на тушение лесных пожаров превышают прогнозируемый вред, который может быть ими причинён.
Наше предложение - исключить действие вот подобных законов, ну, которые однозначно являются следствием того, что, например, в последние годы мы несём колоссальные потери - от 10 до 13 миллионов гектар, поражённых пожаром в разной степени. Ну чтобы проще было понимать, что это такое, это площадь, например, Греции, примерно такая.
Площадь всех лесов Украины - 9 миллионов гектар. Ну там уже тоже вырубили, наверное, половину, так в теории должно быть.
И особенно вот поражает 3-й пункт этого приказа, когда прогнозируемые затраты превышают ущерб. А кто посчитал вот этот ущерб, эти сотни тысяч гектар просто леса?
А животный мир? А среда обитания? А дом, в котором живут люди, который, может быть, находится в нескольких километрах, но этот дом сгорел, и им чем питаться? Где работу найти? Где хотя бы собирательством заниматься? Вот это разве может быть посчитано?
Я уже не говорю про выделение С02, понимаете какая катастрофа? Вот мы легко значит входим в разные международные организации, я бы сегодня хотел Сергею Викторовичу Лаврову задать, например, этот вопрос.
Почему мы с такой лёгкостью в Парижском клубе принимаем в том числе на себя ограничения, а не фиксируем вот эти выделения С02, колоссальные объёмы? Сотни миллионов тонн С02 выделяются ежегодно при вот как раз горении этих лесов, которые даже не тушатся и их необязательно тушить.
А другие экологические катастрофы. Вы знаете, всё взаимосвязано: и наводнения, и вот эти климатические потрясения. А как следствие, может быть из-за этих климатических потрясений и распространение различных болезней, в том числе вирусов, всё взаимосвязано.
Поэтому, уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать этот законопроект. Да, это тяжело, да, это дорого, ну вот здесь опять-таки я в очередной раз хотел бы обратиться к нашему МИДу: почему не ставится вопрос, почему только Россия должна бороться за спасение лёгких планеты? Ну или Бразилия, Австралия, где сосредоточены эти колоссальные богатства.
Почему Саудовская Аравия, потребляя кислород, только устраивает нам проблемы в виде каких-то войн гибридных за нефть и ресурсы? Давайте эти вопросы ставить и Саудовской Аравии, и Катару и другим странам, где потребляется кислород совершенно свободно, а бороться с огнём должна Россия.
Но, конечно, ждать помощи можно, но, я думаю, что это будет очень долго. Поэтому нам самим нужно спасать своё богатство колоссальное, которое, к сожалению, последние... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Олег Анатольевич.
С содокладом выступает Андрей Владимирович Чернышев от Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Чернышев А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Мы на комитете внимательно рассмотрели данный законопроект, хочу сказать, что есть, конечно, определённое количество возражений юридического толка, но сейчас это уже становится неважным, так как по нашей информации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации проводит работу по отмене, полной отмене такого понятия, как зоны контроля при тушении лесных пожаров. В этой связи данный законопроект представляется не актуальным, и решение комитета - обратиться к Государственной Думе с предложением не поддерживать данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Коллеги, мы договорились так, что по этим законопроектам вопросы можно задать, но всё-таки в исключительных случаях. Кто-то настаивает, то будем задавать.
Пожалуйста, покажите список.
Тетерин Иван Михайлович.
Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Олег Анатольевич, а если мы возьмём такую величину, как бесконечность, мы не упрёмся в эту величину, соизмеряя затраты, ущербы и прочее? Спасибо.
Председательствующий. Олегу Анатольевичу Нилову включите микрофон.
Нилов О. А. Я понимаю, конечно, что страна настолько огромна, Россия, что чуть ли не до бесконечности можно, действительно, считать, что простираются наши богатства, то есть леса, моря и реки. Но вы понимаете, что пожар, который на бесконечном ну как бы расстоянии начинает полыхать, он рано или поздно, во-первых, уничтожит колоссальное количество этих богатств, а, во-вторых, он может и добраться и до населённых пунктов, и до тех объектов, о которых идёт речь.
Поэтому, вот я не понимаю как, бесконечное богатство это, в том числе, что причина его не охранять, не сберегать, не считать? Вот получается так, бесконечное богатство лесное не приносит в казну ни копейки прибыли, одни потери. Ну как так можно? Так нельзя. Поэтому я и предлагаю не потакать тем, кто считает, что хватит на всех и лесов хватит, ну извините, тут грубо я, конечно, грубый пример, бабы нарожают. Нет, вот это все очень от лукавого.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. Выборный А. Б. Благодарю. Уважаемый Олег Анатольевич!
Уточните все-таки, в чем же все-таки необходимость внесения данной законодательной инициативы? Как вы знаете, право принимать решение о приостановке тушения лесного пожара предоставлено комиссии на основании соответствующего приказа Минприроды. Соответственно, чтобы изменить эти правила достаточно внести соответствующие изменения в этот приказ. Вы же предлагаете правила, которые установлены приказом министерства изменить федеральным законом. Где же все-таки логика здесь?
Нилов О. А. Анатолий Борисович, ну извините, это неприлично вопросом на вопрос, но, это вы, конечно, не отвечайте.
А где логика, когда мы в Конституцию вносим, например, поправки о том, чтобы необходимо было индексировать пенсии, тоже вроде бы логики нет. Но, почему это необходимо вносить в закон? Потому что правительство у нас, знаете, может сегодня один закон отменить, завтра другой... другим постановлением все это вернуть обратно и так, как дышло. Поэтому вот причина внесения именно в кодекс, именно в закон.
Да, они, как мой оппонент-содокладчик сказал - выразили намерение отменить. Но сегодня как факт нет этого, а весна уже идет, пожары уже начались. Почему мы должны их ждать, почему их должны уговаривать? Вот почему нужно внести в закон. Поэтому... для того, чтобы неповадно было на эту тему больше кому-либо в правительстве размышлять, вот для чего.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Андрей Владимирович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступление. Покажите список.
Ганзя Вера Анатольевна. Напоминаю, три минуты выступление.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Мы должны с вами помнить, что у нас вообще лесов — это две третьих территории нашей страны, а если посмотреть по годам, то 9 тысяч... от 9 тысяч и до 35 тысяч пожаров ежегодно у нас происходит. Вот я просто взяла сводку на 1 августа 2019 года. 12 миллионов 555 тысяч гектаров леса - территория горела. Действующих пожаров тогда было на территории... это уже то, что огнём прошло, а действующих пожаров на 1 августа было 3,5 миллиона гектаров. Ущерб примерно составляет 20 миллиардов рублей каждый год. Из них 7 миллиардов рублей - это как раз та самая древесина, которая могла бы быть заготовлена.
Человеческий фактор - это, безусловно, 90 процентов всех пожаров, потому что эти пожары в основном низовые. Но кто конкретно сегодня отвечает за это? Те люди, которые бросают окурки, вот по этому человеческому фактору, или те люди, которые принимали в своё время тот самый Лесной кодекс?
Я вам напомню, что 5 августа 2019 года здесь, в Государственной Думе, прошло рабочее совещание. Речь шла как раз о пожарах, о причинах и что делать. Речь шла о перераспределении полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в этом вопросе, увеличении количества лесничих, изменении подходов к определению класса пожара и, конечно, о финансировании средств пожаротушения. Вот об этом шла речь. Каковы, так скажем, последствия этого рабочего совещания, пока сказать трудно, но наступает весна, дальше придёт лето, и мы снова можем столкнуться с теми же самыми проблемами, потому что, насколько я знаю, серьёзных изменений пока не предвидится.
Если мы посмотрим по цифрам, то... о том, о чём сегодня этот законопроект, вот зона охраны, где тушение было пожаров, это было всего 3,8 процента, все остальное горело в зоне контроля, и решение было принято не тушить. Это абсолютно неправильное и беспрецедентное решение. Тушили всего 116 тысяч гектаров из 3,5 миллиона. Вообще, если посмотреть, мои коллеги дорогие, карту, я ее посмотрела, там зона контроля, зона охраны, то есть там, где нужно тушить пожары, где можно не тушить. Я вам скажу, что зона контроля, получается, Сибирь и Дальний Восток. Это что за дискриминация, собственно, такая?
Поэтому я считаю, что нужно возвращаться нам к той самой советской системе охраны лесов от пожаров, которая была выстроена, которая действовала и которую надо сегодня возвращать в Лесной кодекс Российской Федерации. Мы поддержим данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста.
Андрейченко А. В., фракция ЛДПР.
Понятно, что какие-то меры планируются, какие-то меры предпринимаются. Думаю, Николай Петрович про это много тоже скажет. У нас есть рабочая группа, которая в комитете работает над этим, также бюджетный комитет работает над тем, чтобы увеличить финансирование. Но действительно правильно было замечено, что сезон, он уже начинается, уже первые такие большие пожары, к сожалению, скорее всего, нас ждут в ближайшее время. И поэтому тут уже нужны экстренные меры.
И правильно говорили с этой трибуны о том, что количество лесников, да, до сих пор оно в принципе увеличивается очень медленно. То есть, по сути, мы не имеем сейчас ресурсов, чтобы все контролировать. Но такие понятия, как зона контроля, зона охраны, здесь действительно нужно ставить какие-то цели перед собой, все-таки контролировать больше, тушить больше, потому что экономические потери, их очень тяжело оценить. Причем, даже согласно просто такой логике, часто существуют некие нестыковки.
Например, промышленная рубка разрешена в зоне, предположим, контроля, но почему-то мы там не тушим. Такая странная ситуация? Да, странная. Также нужно еще разбираться и с тем, понимать все-таки, что пожар, начавшийся где-то там в такой отдаленной зоне, он потом может перекинуться, и случаи были, и дойти уже до жилых домов и там уже... У нас вот часто возникает, и на рабочей группе мы тоже об этом обсуждали с представителями ведомств, ситуация, когда, предположим, 500 метров до леса тушат одни, дальше они не тушат, потом где-то тушат другие. И всё часто упирается в финансирование, вот в такие вот различные нестыковки, а нестыковки эти приводят к ужасающим последствиям, которые были в прошлом году, и мы от таких же новых последствий не застрахованы.
С коллегой, например, сейчас сидели, обсуждали тот же Красноярский край, который очень сильно пострадал. Денег физически там больше не стало, то есть федеральных денег, которые, например, туда пошли. То есть в принципе здесь, опять же повторяем этот тезис, проще заложить деньги, всё-таки предотвратить, чем потом вот так вот в экстренном порядке эти деньги тратить.
Что же ещё касается чисто таких климатических, экосистемных моментов, то пожар, большой пожар даже в отдаление от населённых пунктов, он в принципе может приводить к изменению климата в целом. То есть дополнительно даже, грубо говоря, если там огонь не доходит до чего-то, но в целом создавать дополнительные условия, которые будут способствовать пожарам уже и, извиняюсь за терминологию, снова и в зонах охраны, соответственно, это населённые пункты, это уже леса и такие же задымления потом, понятно, как были, соответственно, в Новосибирской области, да в принципе по всей Сибири, они, конечно, тоже здоровью человека в принципе вредят, потому что есть у массы людей проблема дыхательных путей, которую это только обостряет.
Поэтому всё это влияет на нашу с вами жизнь и на нашу экономику.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Николаев Николай Петрович, пожалуйста.
Николаев Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
На самом деле у нас всегда тема лесов — это тема не конкретного законопроекта, а тема вообще. Потому что я думаю, что нет ни одного человека, который не был бы согласен с теми тезисами, о которых говорил Олег Анатольевич, что да, нужно леса беречь, нужно их охранять, нужно их тушить, нужно не допустить и так далее, и так далее.
Но мы сейчас с вами рассматриваем абсолютно конкретный документ. И, конечно, то, что вот такая дискуссия всегда у нас возникает, мне это нравится, это очень хорошо, потому что это даёт нам возможность добиваться конкретных результатов.
Итак, что мы добились? Я к вопросу не о законопроекте, а вот той тематике, которую поднял Олег Анатольевич. Вот на сегодняшний день уже приказ, подготовленный Министерством природных ресурсов об отмене зон контроля, он не только подготовлен, но находится на регистрации в Минюсте. То есть это не намерение, это не планы, это конкретные действия, сейчас он будет зарегистрирован, и всё, больше темы зон контроля не будет. Если она вновь появится, мы опять должны с вами, я считаю, поднимать этот вопрос, но всякое может быть.
Что касается финансирования и вообще комплексного подхода, то, как вы знаете, мы сейчас тоже вместе, все фракции, работаем над тем, чтобы поменялась, в конце концов, методика распределения субвенций на исполнение функций, вот исполнение лесных отношений. Поэтому мы можем с вами поднимать эти вопросы, это очень важно, очень нужно, очень полезно. Мы можем их доносить до правительства, мы можем их транслировать в регионах. На протяжении двух лет мы уже проводим под эгидой Государственной Думы Национальный лесной форум.
Но я возвращаю вас именно к этому документу, потому что мы с вами сейчас будем голосовать именно за данный законопроект. Вот этот законопроект, он на сегодняшний день просто не нужен, потому что эта проблема уже решена. Ну не говоря уж о тех аргументах, которые уже сегодня здесь прозвучали, что такого понятия как зоны контроля в Лесном кодексе нет, и это всё отрегулировано именно постановлениями правительства, значит, и меняться должно на уровне постановлений правительства, в ведомственных приказах и других нормативных актах.
Поэтому мы не будем голосовать за этот законопроект, при этом абсолютно разделяя всю озабоченность, которая здесь прозвучала в отношении сохранения и приумножения наших лесов. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Петрович.
Олег Анатольевич, пожалуйста, заключительное слово. Включите депутату Нилову микрофон.
Нилов О. А. Спасибо за поддержку и Николаю Петровичу тоже.
Но посмотрите, почему нужно именно сейчас добиться всё-таки отмены этого злосчастного приказа?
Потому что когда появится отмена, появится обязанность тушить пожары, а денег не будет, даже сейчас уже поздно.
Поэтому, Николай Петрович, если вы поддерживаете идею, давайте немедленно сделаем поручение Думы к Михаилу Мишустину, к вице-премьеру Абрамченко, который, пролетая недавно над Иркутской областью, у него волосы дыбом встали от того, что там натворили сплошными вырубками и пожарами.
Уважаемые коллеги, действительно забота о лесах - это одно. Забота о людях, которые тонут в результате паводков. А почему паводки? Да, потому что каждое дерево от полутонны до тонны потребляет влаги, воды дождевой и если это не потребляется, это по рекам устремляется куда? И вот вам очередные будут потопы.
Поэтому, Николай Петрович, готовы вы выступить вот с таким поручением правительству о том, чтобы ускорить действия там, Минюста, кого угодно, чтобы эта отмена произошла вот сейчас немедленно, а затем тогда и выступить с необходимыми поправками в бюджет. Спасибо. Прошу прокомментировать, Николай Петрович.
Председательствующий. Содокладчик не будет выступать с заключительным словом? Нет.
Николаю Петровичу включите микрофон, он просит по ведению, ну, заодно...
Николаев Н. П. Спасибо большое.
Я просто коротко прокомментирую. У нас были соответствующие решения, рекомендации парламентских слушаний, что значительно более статусно, чем просто поручение. У нас уже были поручения соответствующие и именно благодаря, я считаю, и парламентским слушаниям, и нашим рекомендациям, и, в том числе поручениям сейчас все это исполняется.
Мы говорим, опять же повторюсь, не о планах, а о свершившемся факте -принято решение об упразднении зон контроля. Все, точка. Сейчас это просто оформляется.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 02 мин. 37 сек.)
Проголосовало за 89 чел 19,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 89 чел.
Не голосовало 361 чел 80,2 %
Результат: не принято.
Отклоняется законопроект.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments