leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Попытка создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности – второе чтение

Попытка создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности – второе чтение
11. 828239-7 Госдума в итоге обсуждения поправок приняла законопроект второго чтения «О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса РФ» (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности)
Документ внесен правительством
Он принят в первом чтении 10.12.19 с названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ».
Представил председатель комитета бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предлагается:
- установить, что положения актов законодательства о налогах и сборах, в т.ч. в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр, предусмотренный ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ» (далее – реестр), сведений о заключении с налогоплательщиком (плательщиком сборов) соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – последующие акты законодательства о налогах и сборах), не применяются в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов), являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в части правоотношений, связанных с исполнением такого соглашения. При этом акты законодательства о налогах и сборах, вводящие новые налоги и (или) сборы, применяются такими налогоплательщиками (плательщиками сборов) при условии признания утратившими силу в связи с введением нового налога и (или) сбора норм законодательства, которыми на дату включения налогоплательщика (плательщика сбора) в реестр осуществлялось нормативное правовое регулирование обязательного платежа, имевшего схожий объект обложения с новым налогом и (или) сбором;
- предусмотреть, что в отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с субъектом РФ, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций и транспортному налогу;
- предусмотреть, что в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов), являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с РФ и субъектом РФ, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, а также в части изменения объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на прибыль организаций, изменения сроков уплаты и (или) порядка возмещения НДС и (или) введения новых налогов и (или) сборов;
- предусмотреть, что в отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с субъектом РФ и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, а также в части изменения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по земельному налогу;
- предусмотреть, что в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов), являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменений, указанных во всех вышеуказанных случаях;
- установить, что особенности применения актов законодательства о налогах и сборах, не распространяются на последующие акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие налоговые льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, условия и сроки применения и прекращения действия указанных льгот;
- установить, что все указанные выше особенности применения законодательства о налогах и сборах применяются в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов) до наступления наиболее ранней из следующих дат:
даты истечения указанного в реестре срока применения стабилизационной оговорки, установленного соответствующим соглашением о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ»;
даты включения сведений о расторжении соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений в реестр.
Второе чтение 313 0 0 13:20

Стенограмма обсуждения
Коллеги, 11-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности) (второе чтение). Андрей Михайлович Макаров.
Уважаемые коллеги, это, в общем-то, законопроект сопутствующий ранее принятому, поэтому тема Андрея Михайловича — это тема, в том числе преференции в рамках реализации этого закона.
Пожалуйста, Андрей Михайлович. Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Строго говоря, наверное, мало что есть добавить к тому, что уже было сказано по основному закону.
Ну вот с точки зрения налогов, бизнес говорил: не надо трогать другие режимы, которые уже работают, потому что они работают сейчас и ни в коем случае не надо делать.
И это решение было зафиксировано и в парламентских слушаниях, которые проводил Вячеслав Викторович, и в том постановлении Думы, которое принималось при прохождении закона в первом чтении, оно выполнено полностью.
Вот вместо этих поправок в режимы включено то, что все эти годы просил бизнес, так называемая "дедушкина оговорка", то есть незыблемость вот тех условий, налоговых условий, которые больше всего волновали бизнес.
Вот, строго говоря, смысл того, что сейчас стало в этом законе, я практически изложил.
Что же касается поправок, их поступило двенадцать: четыре поправки рекомендованы комитетом к принятию и восемь — к отклонению. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.
У нас, коллеги, в таблице поправок номер 1 — четыре поправки. Есть замечания? Ставится на голосование... Есть?
Пожалуйста, включите запись по таблице поправок номер 1. Покажите список.
Уважаемые коллеги, председательствующему сделано замечание со стороны коллег по президиуму: обращают внимание, что записавшихся по поправкам нет, есть по ведению. Было нарушение ведения процедуры.
Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович.
Уважаемые коллеги, будьте более терпимы друг к другу.
Харитонов Н. М., председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, прошу вынести на отдельное голосование поправку номер 3 из таблицы поправок, рекомендованных Комитетом по бюджету и налогам - к принятию. Объясню, почему?
Председательствующий. Номер 3.
Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок номер 1 за исключением поправки номер 3.
Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 05 мин. 31 сек.)
Проголосовало за 265 чел 58,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 265 чел.
Не голосовало 185 чел 41,1 %
Результат: принято Принимается таблица поправок номер 1 за исключением поправки номер 3.
Николай Михайлович Харитонов вынес поправку номер 3 на отдельное голосование.
Пожалуйста, Николай Михайлович, обоснуйте свою позицию. Харитонов Н. М. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Андрей Михайлович!
Напомню, что концепция рассматриваемого законопроекта при внесении была направлена на унификацию порядка применения пониженных налоговых ставок для резидентов ТОР, свободного порта Владивосток по аналогии с порядком, установленным для инвесторов-участников региональных инвестиционных проектов. Данной поправкой предлагается соответствующую норму исключить. Автор поправки правительство.
Наше возражение состоит в следующем. Государственной Думе, комитету о таком решении сообщили только вчера на заседании Комитета по бюджету и налогам без каких-либо предварительных обсуждений. Наш комитет внёс со своей стороны поправку в части норм, предлагаемых к исключению.
Мы предприняли попытку регулировать разногласия в правоприменении. Суть проблемы разъясню при обсуждении поправок, рекомендованных к отклонению. Но, к сожалению, решение вопроса, который обозначался в концепции законопроекта, откладывается.
При обсуждении в комитете нам сказали, что вопрос будет урегулирован правительством отдельным законопроектом, который будет внесён в ближайшее время. У меня вопрос. Почему не удалось решить обозначенный вопрос унификации в рамках данного законопроекта? Прошу обозначить конкретный срок внесения законопроекта в Государственную Думу и готовность услышать позицию комитета по данному вопросу, с которой вы наверняка ознакомились. И Иванову, и Макарову, пожалуйста.
Председательствующий. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров.
Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемые коллеги, я хотел бы просто обратить внимание, что этот вопрос, об этом вопросе мы узнали с вами не вчера, а в тот момент, когда мы проводили парламентские слушания и законы рассматривались в первом чтении и тогда нам дали поручение и комитету, соответственно, по экономической политике, и нам дали поручение, что из закона должны быть исключены все иные режимы, чем кроме того, который рассматривается в этом законе.
Все коллеги, бизнес говорили, что этот механизм, его создание, ведь, на самом деле, изначально говорили, это будет инвестиционный кодекс и поэтому все режимы объединялись в общий, в общий.
Когда стало ясно, что в этой ситуации могут оказаться под ударом те нормы того же самого ТОСЭР, о котором вы волнуетесь, потому что, на самом деле, там были противоречия серьезные, было принято решение Государственной Думы в первом чтении, что вот все эти режимы должны сохраниться в том виде, в каком есть, если надо что-то там улучшать, то давайте мы будем улучшать те законы, которые направлены именно на эти режимы, а вот в данном случае оставить только тот режим, который и направлен на защиту инвестиций вот в той новой форме, которую предложило правительство. Ровно это, ровно это и было сделано при доработке правительством, при тех поправках, которые доработало правительство вместе с нами, вместе с экспертами, вместе с бизнесом. Это, кстати то, что просил весь бизнес - не трогать другие режимы.
Почему на комитете мы сказали сейчас, что поправка имеет право на сосуществование, я сейчас даже не хочу говорить о том - правильная она или неправильная, но то, что ее надо рассматривать в рамках самостоятельного закона по ТОСЭР как самостоятельную, это признало и правительство, и сказало, что они сейчас готовят поправки к закону по ТОСЭР, где этот вопрос тоже они предлагают рассмотреть именно по этому пути, который установила Государственная Дума при рассмотрении закона в первом чтении и то, что звучало как просьба бизнеса на парламентских слушаниях, это и реализовано.
Поэтому естественно из Налогового кодекса, из Налогового кодекса эта норма точно также ушла, как и из базового закона, поэтому мы в данном случае Налоговый кодекс приводим в соответствие с базовым законом, с базовым законом, который только что вы проголосовали, на самом деле, это-то сделано в базовом законе. Как же может налоговый закон отличаться от базового? Налоговый закон, закон - спутник, коллеги, мы только что проголосовали это уже.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.
Николай Михайлович, вы... Коллеги, нарушено было ведение? В какой части? 3 минуты отводится на ответ. В какой части было нарушено ведение? Коллеги, это не по ведению.
Пожалуйста, вопрос был адресован Андрею Михайловичу и заместителю Министра финансов Российской Федерации Иванову Андрею Юрьевичу.
Во-первых, надо поблагодарить правительство, Министерство финансов, то, что при рассмотрении во втором чтении, несмотря на то, что процедура не предусматривает их участия, но пришли и сегодня готовы ответить на вопросы. Пожалуйста, Андрей Юрьевич, на вопрос Николая Михайловича Харитонова ответьте и дополните Андрея Михайловича, если необходимо.
Иванов А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, хотелось бы присоединиться к тем аргументам, о которых сказал Андрей Михайлович. Действительно вот те изменения и те поправки по отклонению, которые мы предлагаем от имени правительства, они связаны с систематизацией в целом комплекса законов - и основного закона о защите поощрений, и Налогового кодекса, который сопутствует.
Действительно в периметре у нас были территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, и так далее, но мы договорились, и вы сегодня это отметили, что мы идём с этими уточнениями по каждому отдельному закону на осень. У нас формируется рабочая группа, мы в рамках этой рабочей группы, работая с этими предложениями, обязательно рассмотрим и учтём.
Но в части именно территорий опережающего развития хотелось бы доложить депутатам, что 12 марта принят в первом чтении... приняты изменения в Налоговый кодекс, связанные с законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне", и вот в этом законе, принятом в чтении, уже есть норма о раздельном учёте применительно к тем инвестиционным режимам, о котором здесь говорил депутат.
Поэтому для того чтобы... это второй аргумент. Первый — привели в соответствие с формой поддержки в виде защиты и поощрения капиталовложений. Второе — эти изменения уже в первом чтении депутатами одобрены, и не нужно их повторять в других поправках в Налоговый кодекс. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка номер 3 из таблицы поправок номер 1. Комитет предлагает принять эту поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 12 мин. 26 сек.)
Проголосовало за 282 чел 62,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 282 чел.
Не голосовало 168 чел 37,3 %
Результат: принято Принимается поправка номер 3 единогласно. Спасибо. Коллеги, по таблице поправок номер 2, она состоит из 8 поправок. Комитет предлагает эти поправки отклонить. Есть ли замечания? Есть.
Включите, пожалуйста, запись. Покажите список.
Коллега Коломейцев, не мешайте Николаю Михайловичу Харитонову. У вас не надо ничего проверять, у вас 30 все работает. А сейчас, значит, вы просто перепутали кнопки. Видите, как вы жмете кнопку, так и высвечивает?
По ведению - Харитонов Николай Михайлович.
Работает все.
Харитонов Н. М. У меня есть мнение, есть вопрос. Председательствующий. Пожалуйста. Харитонов Н. М. Спасибо.
Прошу вынести на отдельное голосование поправку номер 8 из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Объясню, почему.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, Ставится на голосование таблица поправок номер 2. В этой таблице 8 поправок, за исключением поправки номер 8, вынесенной Харитоновым Николаем Михайловичем на отдельное голосование. Просьба проголосовать. Комитет предлагает отклонить данные поправки, но по процедуре мы голосуем, если хотим, чтобы это решение состоялось, за таблицу номер 2, за исключением поправки номер 8.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 14 мин. 57 сек.)
Проголосовало за 264 чел 58,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 264 чел.
Не голосовало 186 чел 41,3 %
Результат: принято
Принимается таблица поправок номер 2 за исключением поправки номер 8, вынесенной на отдельное голосование Николаем Михайловичем Харитоновым.
Пожалуйста, Николай Михайлович.
Харитонов Н. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Андрей Михайлович!
Мы с пониманием относимся к задаче ускорения работы по пакету законопроектов, готовы решать и в рамках отдельного законопроекта проблему, поднимаемую нашей поправкой, которая, кстати, внесена депутатами — членами комитета нашего в полном составе.
Суть поправки заключается в следующем.
Инвестор получает право на пониженную налоговую ставку с момента получения статуса участника регионального инвестиционного проекта -резидента ТОР или свободного порта Владивосток, так или иначе, это право получает на пять лет.
Нас насторожил комментарий, который был дан по данному вопросу на заседании комитета, он заключается в следующем: проблемы нет, Минфин дал соответствующее разъяснение в 2017 году.
Обращаю внимание, что по вопросу применения пониженных ставок по налогу на прибыль от курсовых разниц до 1 января 2018 года совершенно иной позиции придерживаются суды, первые апелляционные и кассационные инстанции. Это не частные ситуации. Позиция судов основана на общем подходе, изложена Верховным Судом Российской Федерации в 2017 году. Среди кассационных инстанций — это арбитражный суд Дальневосточного округа, арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2013 году подъём Сибири и Дальнего Востока обозначен национальным приоритетом на весь XXI век. Тогда и были введены соответствующие льготы. Но из-за разногласий и судебных тяжб срываются многомиллиардные инвестиции. О каком доверии инвесторов тогда может идти речь? Сейчас курс валюты растёт, складывается отрицательная курсовая разница, никто компенсировать эту разницу не спешит.
Считаем, что данная ситуация требует нашего вмешательства, вмешательства законодателей. Чьи позиции нам ближе Минфина или судов?
Наш комитет в рамках данной поправки предложил норму прямого действия, она решит не только проблемы, которые уже есть, но и не допустит их появления, в том числе, для инвесторов территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток и Арктической зоны.
Призываю решить данный вопрос, оформить это решение, если необходимо, протокольно, постановлением Госдумы.
Председательствующий. Спасибо, Николай Михайлович.
Пожалуйста, позиция комитета - Андрей Михайлович. Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемые коллеги, строго говоря, мы уже обсудили это, когда мы обсуждали поправку в таблице номер 1, и насколько я понимаю, /Дума уже проголосовала противоположное решение, поэтому в данном случае это противоположная поправка к тому, что мы только что проголосовали. Но поскольку я уверен, что своим выступлением Николай Михайлович в первую очередь хотел успокоить тех людей на Дальнем Востоке, кого эта проблема действительно волнует, поэтому я их успокою.
В 2018 году по этому поводу Министерство финансов дало официальное разъяснение. А именно в соответствии с Налоговым кодексом именно Министерство финансов имеет право давать разъяснения по налоговому законодательству для широкого круга лиц. И вот всё в этом разъяснении изложено.
Что же касается правки закона, потому что Николай Михайлович же говорит о проблемах в судебной практике, если есть необходимость в уточнении закона, мы рассмотрим эту поправку в том законе, к которому эта поправка будет иметь отношение. Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка номер 8 из таблицы номер 2, вынесенная Николаем Михайловичем Харитоновым на отдельное голосование. Комитет против принятия данной поправки.
Включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 19 мин. 03 сек.)
Проголосовало за 46 чел 10,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 46 чел.
Не голосовало 404 чел 89,8 %
Результат: не принято Отклоняется поправка под номером 8.
И обращаю внимание наших коллег, голосовать необходимо только за себя.
Ставится на голосование 11-й вопрос нашей повестки — о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности) (второе чтение).
Пожалуйста, включите режим голосования.
Кто за создание стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (13 час. 20 мин. 02 сек.)
Проголосовало за 313 чел 69,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 313 чел.
Не голосовало 137 чел 30,4%
Результат: принято
Уважаемые коллеги, законопроект во втором чтении под номером 11 о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" принят единогласно.
Андрей Михайлович, пожалуйста. Включите центральную трибуну.
Макаров А. М. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Закон в пакете, поэтому также, как и предыдущий закон, комитет просит поставить его на рассмотрение на пленарное заседание завтра на 19-е число. Спасибо.
Председательствующий. 19 марта.
Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы в приоритетном порядке для рассмотрения поставим этот вопрос в третьем чтении завтра? Поддерживаем? Поддерживаем. Принимается решение, ваша поддерживается инициатива, Андрей Михайлович.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments