leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Депутаты предлагают антимонопольный запрет на злоупотребления в деятельности цифровых агрегаторов

Депутаты предлагают антимонопольный запрет на злоупотребления в деятельности цифровых агрегаторов – протокольное поручение Думы
ПОРУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Вносится депутатами Государственной Думы E.B. Марковым К.И. Черкасовым
Такси играет важнейшую роль в обеспечении транспортной связности городов; в ряде населенных пунктов такси выполняет функцию общественного транспорта. Так, по данным Росстата, в городах с населением менее 50 тыс. человек доля населения, для которого при сбоях в работе общественного транспорта единственной альтернативой является такси или частный извоз, составляет 45,7%.
По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, объем рынка в денежном выражении по данной отрасли составил 671 млрд рублей в году и по прогнозам достигнет 709 млрд рублей в 2019 году. Значительно повысилась социальная значимость этой отрасли с точки зрения обеспечения занятости населения, работа в такси остается важным источником дополнительного заработка граждан. Количество официально занятых в отрасли в 2018 году составило 584 тысячи человек, в 2019 году численность работников показывает рост на 3% и, по прогнозам, достигнет порядка 600 тыс. таксистов.
Появление агрегаторов такси (посредников между пассажирами / клиентами и водителями такси) с 2012 года в Российской Федерации привели к значительному увеличению числа пользователей данным видом транспорта в связи с общедоступностью, с другой стороны, существенно изменили экономику перевозчиков. При этом, такая цифровая трансформация такси происходит при фактическом невмешательстве государства.
Значительными темпами растет нелегальный рынок перевозок такси. Его объем в денежном выражении вырос на 35% с 75 млрд рублей в 2017 году до 101 млрд рублей в году и составляет не менее 12% от общего объема рынка такси. Несмотря на очевидный рост использования такси населением, число выданных разрешений на таксомоторную деятельность в 2018 году упало на 8% в сравнении с 2017 и так и не восстановилось в 2019 году, составив 441 тысячу разрешений против 467 тысяч на 2017 год. Доля нелегальных поездок составляет порядка 16% по России.
Отсутствие должного контроля за водителями приводит к снижению безопасности перевозок, а увеличение количества водителей создает необходимость для адаптации механизмов обеспечения контроля и транспортной безопасности, в том числе с использованием цифровых технологий.
Кроме того, недавно Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» было проведено исследование рынка такси, которое проводилось с учетом данных Росстата РФ, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, официальных отчетов о деятельности ведущих таксимоторных компаний, а также путем проведения онлайн-опросов среди пассажиров (1571 респондент) и водителей такси в г. Москве (101 респондент).
Итоги исследования показали, что в настоящее время благодаря появлению агрегаторов граждане в г. Москве стали чаще пользоваться услугами такси (в 2012 г. -335 тыс. человек, в 2018 г. - около 2 млн. человек). При этом, после появления агрегаторов показатели по непосредственным доходам водителей такси с 2013 по 2019 гт. сократились на 71,6%. При этом, после появления агрегаторов показатели по непосредственным доходам водителей такси с 2013 по 2019 гг. сократились на 71,6%, за последние 10 лет доля дохода водителя в структуре выручки сократилась с 72% до 23%. При этом экспертами отмечается массовый уход перевозчиком от уплаты налогов, а результаты контрольных закупок в Москве покачали, что без разрешений работает более 30% такси.
Таким образом, падение качества услуг, постоянно возникающие дорожные инциденты и аварии с участием низкоквалицированных водителей такси, которые везут пассажиров, в среднесрочной перспективе представляют собой реальную угрозу.
Кроме того, возникает опасность монополизации рынка такси с приходом на рынок Сбербанка, а также развитием Яндекс.Такси, что в свою очередь негативным образом повлияет на увеличение стоимости услуги и поставит под вопрос безопасность поездок на такси. При этом за качество поездок агрегаторы такси, как посредники, ответственности не несут и в случае ДТП и увечий пассажира, который выбрал именно этот агрегатор такси, придерживаются позиции «доски бесплатных объявлений». Вопрос ответственности агрегаторов неоднократно обсуждался на площадке Госдумы, однако наиболее проработанный комплексный законопроект № 864881-7 был снят с рассмотрения Комитетом по транспорту по формальным причинам.
С учетом вышеизложенного, просим поручить Комитету Государственной Думы но экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству совместно с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации изучить проблематику рынка такси и рассмотреть целесообразность внесения дополнений в действующее транспортное, налоговое и антимонопольное законодательство в части введения антимонопольного запрета на злоупотребления в деятельности цифровых агрегаторов, обеспечивающих взаимодействие продавцов и покупателей услуг, в том числе запрет на навязывание невыгодных условий продавцам и (или) покупателям.
С данной информацией просим ознакомить депутатов.

Стенограмма
Проект поручения депутатов Маркова и Черкасова. Депутату Маркову Евгению Владимировичу включите микрофон. Марков Е. В., фракция ЛДПР.
Уважаемые коллеги, очень кратко. У нас... Мы сегодня все с вами пользуемся сервисами агрегаторов такси, рынок достаточно неплохо у нас отрегулирован, но после встречи с руководителем Федеральной антимонопольной службы мы были едины во мнении, что недостаточно отрегулирован процесс комиссионных, которые взимаются агрегаторами с водителей. И мы просим комитет по экономической политике вместе с ФАС обратить на этот вопрос внимание и достаточно тесно его и глубже изучить, ну и принять соответствующее решение.
Председательствующий. Спасибо, Евгений Владимирович.
Коллеги, профильный комитет не возражает против принятия этого поручения.
Есть ли, кто возражает? Нет.
Поручение принимается.
Всем большое спасибо.
Заседание объявляю закрытым.
В 16.15 заседание Совета Государственной Думы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments