leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект о возмещении затрат на целевое обучение

Законопроект о возмещении затрат на целевое обучение и об исключение правительственного перечня специальностей целевого обучения – Вострецов Обучение не бесплатное губернатор должен отвечать за заказ специалистов
23. 868839-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 711 Федерального закона «Об образовании в РФ» (в части уточнения особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования)
Документ внесен правительством 24.12.19.
Представил статс-секретарь – замминистра науки и высшего образования Марина Лукашевич.
Член комитета по образованию и науке Ольга Пилипенко.
Законопроектом предусматривается, что организация, осуществляющая образовательную деятельность и являющаяся заказчиком целевого обучения, обязана в порядке, установленном бюджетным законодательством, возместить расходы соответствующего бюджета на обучение гражданина в случае, если организация нарушила принятое на себя обязательство по договору о целевом обучении по трудоустройству такого гражданина после завершения его обучения. Срок возмещения указанных расходов, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от их возмещения, порядок определения размера такого возмещения в федеральный бюджет устанавливается Правительством РФ в положении о целевом обучении, а в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты – органами гос. власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Предусматривается, что указанные изменения не будут распространяться на правоотношения, возникшие из договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу ФЗ.
Также исключается полномочие Правительства РФ по утверждению перечня специальностей, направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах квоты приема на целевое обучение (поскольку правом по установлению такой квоты наделено Правительство РФ, которое при ее установлении определяет перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым устанавливается квота, – соответственно исключаемая норма является дублирующей).
Первое чтение 347 0 0 15:23

Стенограмма обсуждения
23-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь -заместитель Министра науки и высшего образования Марина Борисовна Лукашевич.
Лукашевич М. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" подготовлен по итогам правоприменительной практики целевого обучения в период 2018-2019 учебного года. В целях урегулирования возникших в этот период коллизий в законопроекте предлагается исключить дублирующее полномочие правительства по утверждению перечня специальностей, направлений подготовки по которым проводится приемно-целевое обучение за счет средств любых бюджетов.
Обязать организацию, осуществляющую образовательную деятельность и являющуюся одновременно заказчиком целевого обучения в случае нарушения ею обязательств по трудоустройству гражданина, возместить расходы бюджета, затраченные на его обучение в доход соответствующего бюджета.
Установление сроков возмещения, порядка определения размера, порядка и основания освобождения от такого возмещения закрепляются за правительством, регионом или органом местного самоуправления в зависимости от средств бюджета, за счет которого велось обучение.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Марина Борисовна. Присаживайтесь. С содокладом от Комитета по образованию и науке выступает Ольга Васильевна Пилипенко.
Пилипенко О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 71.1 "Об образовании..." (в части уточнения особенностей приема на целевое обучение по образовательным программ высшего образования).
К аргументированному докладу Марии Борисовны хотелось бы добавить то, что принятие рассматриваемого законопроекта соответствует поручениям Президента Российской Федерации об обеспечении субъектов специалистами социально значимых профессий и специальностей, но и наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельностью в определении перечня профессий, по которым будет вестись целевой прием для установления квоты в данном направлении.
Ну и во-вторых, вводит обязанности самой образовательной организации, которая ведет образовательную деятельность, возмещать расходы, если обучение гражданина и гражданин не остался работать, и не выполняет функции целевого обучения, и нарушил свои обязательства по трудоустройству.
Уважаемые коллеги! Законопроект прошел официальную рассылку к первому чтению.
Мы получили от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации 46 и 54, соответственно, отзывов. Все отзывы положительные. 35 субъектов Российской Федерации законопроект поддержали.
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не содержит. И учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении и рассматриваемый законопроект. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Васильевна.
Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Сапко Игорь Вячеславович.
Сапко И. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Спасибо.
К докладчику вопрос.
В настоящее время муниципалитеты озабочены как состоянием рынка труда, так и отсутствием квалифицированных кадров.
Предусмотрены ли сейчас какие-то механизмы заключения органами местного самоуправления договоров о целевом приёме и о целевом обучении в интересах организации, в уставном капитале которого нет доли муниципального образования на условиях трудоустройства и работы целевого специалиста в данной организации? Спасибо.
Лукашевич М. Б. Спасибо, Игорь Вячеславович.
Действующее законодательство предусматривает возможность заключения договора о целевом обучении с уже поступившим гражданином, либо в период его поступления для вот данной категории организаций, о которых вы говорили.
В рамках именно целевого приёма более, скажем так, льготный режим поступления. Такие организации у нас с вами в статье 711 в настоящее время не предусмотрены.
Председательствующий. Спасибо.
Вострецов Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Да, Марина Борисовна.
Ну вы в курсе, что сегодня в большинстве регионов имеется большое количество нехватки как медиков, так и учителей. При этом вот президент поставил задачу - в медицине довести целевиков, их до 70 процентов, да.
Вот есть ли у вас статистика, сколько из целевиков не получают работу, которые получили это образование, да? Это первый вопрос.
И планируете ли вы долю целевиков для субъектов, но, как по медикам, также и по педагогам увеличивать? Спасибо.
Лукашевич М. Б. Спасибо, Сергей Алексеевич.
Значит, в настоящее время у нас ведется мониторинг целевого обучения. Поскольку у нас с вами новый порядок, собственно говоря, этого подхода был введен только в 2018 году, сейчас говорить ещё о тех ситуациях, с которыми мы столкнулись, с тем, что нас студенты-выпускники не обеспечены работой, ну, пока с учетом периода нам не приходится.
Тем не менее в этом году у нас увеличена квота для приема по целевому обучению по ординатуре и по отдельным специальностям медицины в рамках исполнения именно Послания президента.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н. Уважаемая Марина Борисовна, если у министерства есть данные, поделитесь, пожалуйста, какую долю сейчас составляют целевики от общего количества студентов Российской Федерации? И каких случаев, прежде всего, коснется законопроект, поскольку я подозреваю, что не все депутаты поняли, для чего он принимается? Спасибо.
Лукашевич М. Б. Спасибо, Олег Николаевич.
Значит, я напомню, что у нас без аспирантуры, ординатуры и ассистентуры стажировки сейчас по программам высшего образования вне зависимости от формы обучения обучаются чуть больше 4 миллионов студентов.
Что касается количества обучающихся из них в рамках целевого обучения, то это около 200 тысяч, включая уже в данном случае аспирантуру, ординатуру, а категории студентов, о которых идет речь в данном законопроекте, касается в настоящее время 346 человек, которые заключили целевой договор непосредственно с той же образовательной организацией, в которой они обучаются. Как правило, это, естественно, касается наших медицинских вузов, в которых есть клинические структуры, и это касается наших педагогических вузов, в которых есть в качестве структурных подразделений школы, кому требуются педработники.
Также в прошлом году большой объем у нас был заключен в рамках целевого обучения по аспирантам. Это в общем такая целевая была аудитория. Председательствующий. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. Выборный А. Б. Спасибо.
У меня вопрос к представителю Правительства России, и вопрос также касается целевого обучения.
Уважаемая Марина Борисовна, согласно законопроекту, образовательная организация, заказчик целевого обучения, обязана возместить расходы, если нарушила принятые на себя обязательства по трудоустройству после обучения.
Скажите, а каковы, на ваш взгляд, могут быть основания, которые вы предполагаете предусмотреть в соответствующем постановлении Правительства России, освобождения сторон договора о целевом обучении от их возмещения?
Лукашевич М. Б. Спасибо, Анатолий Борисович.
Практически это действующая норма сейчас постановления правительства 302 прошлого года, принятое, которая уже установила определенный набор оснований, при которых у нас собственно снимается ответственность с той организации, которая не обеспечила трудоустройство.
Как правило, это связано с медицинскими показаниями (инвалидность), также это касается отсрочек, связанных, если человек пошел на контрактую службу, там же предусмотрены меры, когда возникла ситуация с попечительством относительно граждан... членов семьи данного гражданина, и он из-за этого не может, например, переехать в какой-то другой регион, если это было предусмотрено до этого и вещи, связанные с беременностью и родами. То есть эти основания они уже, в общем-то, предусмотрены.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И. Спасибо.
Вопрос представителю правительства. Уважаемая Марина Борисовна, в развитие вопроса, который задал Олег Николаевич Смолин, но чуть шире.
Подскажите, пожалуйста, какова в целом динамика количества бюджетных мест в вузах, ну, скажем, год-два, и в том числе по целевому набору?
Лукашевич М. Б. Николай Иванович, относительно динамики. Мы по количеству бюджетных мест сохраняем эту динамику в рамках 57 процентов от выпускников школ, не снижаем. Она, вот эта динамика, чуть выше той гарантии, которая у нас с вами сейчас предусмотрена в действующем законе, это 800 человек на 10 тысяч населения определённой когорты возраста.
Что касается целевого обучения, то динамику мы увидим немножко позже, по итогам приемной кампании этого года. Это будет осенью соответственно этого года, поскольку у нас первый приём был в 2018 году в связи с изменившимися условиями, и в этом году мы уже только осенью увидим эти цифры и сможем посмотреть на динамику.
Председательствующий. Спасибо.
Будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Смолин Олег Николаевич. С места включите микрофон.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович!
Первое, что я хочу сказать, я думаю, законопроект нужно поддержать, сомнений это не вызывает. Речь идёт о повышении ответственности сторон за трудоустройство в рамках целевого обучения. Напомню, речь идёт о тех случаях, когда вузы сами для себя заказывают специалистов. У них должны быть тс же обязательства, что и у других заказчиков.
Пользуясь случаем, хочу прокомментировать общий ход дискуссии.
Коллеги, что касается динамики количества студентов, я напомню, что в советский период их было 220 на 10 тысяч населения. Сейчас, после того, как в закон внесли новую форму, якобы красивую - 800 студентов бюджетных на 10 тысяч молодёжи, на самом деле количество студентов на 10 тысяч населения сократилось менее чем до 130 по сравнению с советскими временами. Во всём мире, кстати, считается не от количества молодежи, а от количества населения число студентов.
Что касается целевого обучения. Мы поддержали этот законопроект, хотим ещё раз подчеркнуть, что и советская система распределения была не только кнутом, но сочетанием кнута и пряника. Студента не просто отправляли в определенное место, но создавали ему условия для работы, выпускника я имею в виду, да? Если это сельский учитель, то это обязательно жилье, коммунальные услуги, соответственно 25-процентная надбавка к заработной плате.
Поэтому и целевое обучение, по нашему глубокому убеждению, должно быть сочетанием кнута и пряника с упором на пряник. Именно потому оно сейчас охватывает менее 5 процентов от общего количества студентов, что далеко не все заказчики находят деньги на этот самый пряник. Значит мы должны эти средства увеличить.
Напомню, что Президент Российской Федерации выступил с инициативой проекта "Земский учитель", но когда мы смотрели бюджет на 2020 год в разных регионах, мы видели в регионе 720 тысяч, 600 с чем-то тысяч, тогда как на одного специалиста положено по миллиону. Получается, как в известной истории - два землекопа и две трети.
Но даже если считать, что регион софинансирует этих выпускников, то разве один выпускник программы "Земский учитель" может обеспечить необходимое количество учителей в наших школах? Вопрос упирается как всегда, как часто, в финансовые ресурсы.
Поэтому поддерживая законопроект, мы хотели бы обратить внимание на то, что финансирование целевого обучения должно быть увеличено.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.
Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. С места включите микрофон.
Вострецов С. А. Да, также поддерживаю законопроект. Однозначно, ответственность должна быть, это и больше порядка будет соответственно, но в качестве пожелания, Марина Борисовна, вот мы говорим, что у нас бесплатное высшее образование, но на самом-то деле это же ведь не так. Ведь по сути это образование оплатили наши налогоплательщики, они специалистов оплатили, а специалисты к ним не приехали.
Может быть систему распределения для вот этих бюджетников не вводить только тогда, когда у нас уже специалистов хватит везде?
И к вопросу о том, что ну не поедет сегодня специалист, даже за миллион, в Тынду, москвич, не поедет, поэтому нужно больше и четче работать по контрольным цифрам с регионами, с губернаторами, и чтобы они тоже ответственность несли. И может быть это в критерий оценки деятельности губернаторов, сколько они специалистов заказывают, сколько трудоустраивают.
И вы же знаете, что есть еще одна проблема, на сегодня фактически все врачи и учителя, они совместители, они работают на 1,8 ставки, чтобы среднюю зарплату по региону, как президент установил, получать. Нужно тоже порядок здесь наводить. Нужно окладную составляющую часть тоже здесь выравнивать, чтобы она была как у медиков, президент поставил тоже 70 процентов, вообще по бюджету, тогда у нас разницы в регионах не будет такой. Конечно, если в Москве платят учителю 150 тысяч, а где-нибудь в Забайкалье 15-20 тысяч, и кхо туда поедет, за какими деньгами.
Поэтому в целом для министерства подумать о целевиках, потому что молодой специалист, который получил бесплатное образование, оно не бесплатное, я еще раз говорю, это услуга, которую оплатили граждане, и они имеют право на этого специалиста. И делать квотирование может быть какое-
то, что для такого региона - столько-то. И тогда губернаторы, которые заказывают эти контрольные цифры по этим специалистам, пусть отвечают за них, и тогда ответственность будет: заказал - устрой или уйди в отставку, соответственно.
Поэтому как-то Минобру нужно не точечно вот эти вот решать, потому что сейчас 10 процентов целевиков, они ничего не закроют, да и их не устраивает, как вы говорите, значит, не работает система, нужно какую-то новую придумывать методу, чтобы вот всё-таки люди, получившие образование, доезжали до тех регионов, где они нужны.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Марина Борисовна, вы можете выступить с заключительным словом. Нет необходимости.
Ольга Васильевна? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 23 мин. 31 сек.)
Проголосовало за 347 чел 77,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 347 чел.
Не голосовало 103 чел 22,9 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments