leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Кудрин – СФ: Переходим на дистанционный режим - Об отчете о работе Счетной палаты РФ

Кудрин – СФ: Переходим на дистанционный режим
10. 12:15-12:50 Об отчете о работе Счетной палаты РФ в 2019 году
Председатель Счетной палаты РФ Алексей Леонидович Кудрин
Кудрин Новый формат бюллетеня СП с аналитическими комментариями. Переходим на дистанционный режим. В прошлом году опубликовали отчет открытость государства России. Проработали вопрос более раннего рассмотрения бюджета. 256 выходов на проверки. Выявлено 884 млрд нарушений на 112 млрд больше.

Из стенограммы 478 заседания СФ 25.03.20
Коллеги, переходим к рассмотрению десятого вопроса – об отчете о работе Счетной палаты РФ в 2019 году.
Предлагается следующий порядок рассмотрения данного вопроса: выступление Председателя Счетной палаты РФ Алексея Леонидовича Кудрина – до 20 минут, затем 20 минут – на ответы докладчика на вопросы и принятие постановления. То есть на этот вопрос 40 минут по регламенту мы выделяем.
Коллеги, нет у вас возражений? Нет.
В нашем заседании принимают участие Галина Сергеевна Изотова, заместитель Председателя Счетной палаты РФ, а также аудиторы Андрей Николаевич Батуркин, Татьяна Викторовна Блинова, Светлана Юрьевна Орлова, Андрей Виленович Перчян, Алексей Львович Саватюгин, Олег Генрихович Савельев и Данил Евгеньевич Шилков.
Уважаемые коллеги, слово для отчета предоставляется Председателю Счетной палаты РФ Алексею Леонидовичу Кудрину.
Алексей Леонидович, рады Вас приветствовать в Совете Федерации и предоставляем Вам слово. Пожалуйста.
А.Л. Кудрин. Добрый день, уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Сегодня я хотел бы представить отчет Счетной палаты за 2019 год. Вы все видели материалы, поэтому я сначала обозначу принципиальные, на наш взгляд, моменты.
Одним из больших изменений в 2019 году стала ротация аудиторского состава.
Благодарю вас, уважаемые члены Совета Федерации, за назначение нового заместителя председателя и трех новых аудиторов.
С приходом новых аудиторов поменялась структура Счетной палаты. Мы выделили отдельные направления и отдельные департаменты – департамент здравоохранения и спорта, департаменты образования, науки, инноваций и ряд других департаментов. Мы обновили направления нашей работы, сконцентрировав ее на тех направлениях, которые сегодня наиболее важны для нашего населения, для успеха реализации национальных проектов.
В 2019 году Счетная палата продолжила трансформацию в соответствии с нашей стратегией развития, которую мы приняли больше года назад. И миссия Счетной палаты, напомню, заключается не только в анализе, контроле бюджетных ресурсов, но и в совершенствовании государственного управления, которые должны создать бо́льшую результативность всех бюджетных средств и предотвращать нарушения. И поэтому наша задача – не просто хватать за руку уже по результатам того, что произошло, а это переход к новому качеству работы, к стратегическому аудиту, как тщательному анализу государственной политики, оценке рисков, выявлению системных проблем и предложению конкретных решений.
Президент России поддерживает эту миссию, и он сказал (хочу процитировать): «Поддерживаю настрой руководства Счетной палаты не только выявлять, фиксировать проблемы, но и дополнять финансовый аудит комплексным анализом национальных проектов и инвестиционных программ, оценкой того, насколько их конкретное наполнение, практические меры отвечают тем вызовам, с которыми сталкивается весь мир сегодня и, в частности, наша страна».
Проверка Счетной палаты не заканчивается подготовкой отчета и выставлением представлений. Мы видим задачу в том, чтобы сопровождать рассмотрение ключевых проблем и рисков и переломить негативную ситуацию в рассматриваемой сфере, чтобы добиться решения проблем, которые иногда не решались годами. Я сегодня приведу примеры тех наших результатов, которые соответствуют этому нашему новому подходу. Этот подход и вами поддерживался, когда мы представляли здесь отчет прошлого года. Даже министерства теперь нам стали говорить: хорошо, что вы не цепляетесь за каждые 100 тыс. рублей нарушений в бухгалтерском учете, а даете предложения по системным вопросам.
Эти подходы также сегодня стали трендом и работы аудиторского сообщества мира. В прошлом году Россия провела на своей площадке конгресс Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ). В сентябре прошлого года в Москву приехали представители 169 стран. Вообще такого представительства в новой истории практически не было. На уровне практически министров и вице-премьеров… это руководители счетных органов своих стран представляли свои государства.
Предложенная нами Московская декларация, в которой описаны наши подходы, была единогласно поддержана и станет основным документом, которым будут руководствоваться в ближайшие годы. Как раз там и сформулированы подходы, акценты на стратегический аудит, выявление системных проблем, определение достижения национальных целей и так называемых целей устойчивого развития. Теперь это мандат международного сообщества аудиторов (имеется в виду, государственных аудиторов).
Ориентируясь на стратегический подход, в 2019 году мы начали мониторинг национальных целей и национальных проектов. Пять пилотных национальных проектов мы проанализировали к середине года, к осени – остальные восемь нацпроектов. Результаты были доложены на заседании совета по стратегическому развитию в декабре, по которому по нашим предложениям президент дал поручения.
Сами отчеты направлены в Совет Федерации и в Государственную Думу, они опубликованы. Сегодня являются основной анализа нацпроектов. Там много, на что можно обратить внимание. Министерства признали эти замечания, в основном исправили уже, но мы понимаем, что в этом году будет новая корректировка национальных проектов, и поэтому в середине года или осенью мы дадим новый мониторинг этих проектов, который представим и в Совет Федерации.
Есть соответствующая информационная панель исполнения национальных проектов у нас на сайте. По сути, такой публичный институт есть только в Счетной палате, поскольку другие центры мониторинга более закрыты, они в основном для целей работы самих министерств и ведомств и не являются настолько открытыми, как наш.
Мы также еще в большей степени ориентируемся на решение социально значимых проблем. Прежде всего это касается темы инклюзии, то есть вовлечения в нормальную жизнь социально уязвимых слоев общества. В фокусе нашего внимания обеспечение жильем детей-сирот и инвалидов, обеспечение инвалидов протезами, организация медико-социальной экспертизы. Это все названия проблем, которым были посвящены проверки в прошлом году.
Проверка обеспеченности детских поликлиник стала темой Бюллетеня Счетной палаты, который вышел в феврале с экспертными заключениями. Теперь у нас и новый формат Бюллетеня Счетной палаты, в котором мы не просто публикуем отчеты, а мы публикуем и комментарии экспертов и министерств и ведомств к нашим отчетам.
Наиболее важным в целях достижения тех результатов, о которых я сказал, является совершенствование работы Счетной палаты. Прежде всего это обучение сотрудников. Мы сейчас продолжаем обучение по различным гибким тематикам, гибким методам управления проектной работой, аналитикой данных, применению цифровых методов и дистанционного аудита министерств и ведомств. Сейчас это особенно актуально в условиях нынешней пандемии.
В этом году мы планируем целую серию вебинаров, удаленных курсов для наших инспекторов. Мы хотим, чтобы они соответствовали требованиям современного аудитора.
Второе – это цифровизация. Мы, как я сказал, переходим на дистанционный режим. Например, ряд оперативных отчетов о работе наших фондов, в частности фонда обязательного медицинского страхования, формируется теперь на 80 процентов автоматизированно. То есть соответствующий шаблон, алгоритм берет из всех источников нужные данные, их упаковывает, соответственно проводит определенный ряд операций, и тем самым на 80 процентов такой отчет уже формируется автоматизированно. Дальше нужны только аналитика, обобщение аудиторов и инспекторов. Соответственно, мы бо́льшую часть оперативных докладов об исполнении бюджета (промежуточных, я имею в виду, которые мы даем поквартально) и отчетов фондов мы уже будем делать таким образом. Это повышение производительности нашего труда, облегчение работы аудиторов и повышение оперативности таких отчетов.
С учетом цифровых методов нам удастся охватывать большее количество объектов и контрактов, поэтому мы не просто будем увеличивать долю стратегического аудита, аналитического, но мы не будем забывать и обычный финансовый аудит, анализ непосредственно контрактов, состояния бухгалтерского учета, проводить аудит достоверности, и тем самым мы не уменьшим число таких проверок.
И третье направление совершенствования нашей работы – это методология. Подготовлен проект нового стандарта по стратегическому аудиту. Эта работа велась почти год. Еще год нам надо будет на апробацию этого стандарта, но, собственно, ближайшие проверки уже будут идти в соответствии с этим стандартом.
Отдельно упомяну о том, что мы повышаем качество отчетов и ввели специальную шкалу оценки наших отчетов.
Мы способствуем открытости, поскольку это один из важнейших принципов государства, а особенно – работы с государственными финансами. И для вас, как представителей избирателей, очень важно, чтобы Счетная палата расширяла объем информации об исполнении государственного бюджета, государственных программ и нацпроектов, чтобы она доходила до населения.
Мы опубликовали 104 наших отчета. Это на 55 процентов больше, чем в предыдущий год. Мы стали писать отчеты проще, яснее, чтобы они были прочитаны бо́льшим количеством людей, поняты. Соответственно, мы получили очень серьезную дискуссию в прессе. У нас существенно увеличился отклик СМИ на наши отчеты. И, конечно, это как раз тот механизм информирования населения о нашей работе.
Наша работа по открытости сопровождается анализом открытости всего государства. В прошлом году мы опубликовали отчет «Открытость государства в России», в котором предложили рейтинг открытости ведомств. Вы можете с этим ознакомиться.
В нашей работе в 2019 году мы учитывали рекомендации Совета Федерации по итогам рассмотрения отчета в прошлом году. В Совет Федерации направляются все наши документы – как документы самой Счетной палаты, так и результаты наших проверок. Параллельно мы работаем над обеспечением доступности наших отчетов, проводим проверки по вашему заданию.
Отмечу серьезный прогресс в одном из обозначенных вами год назад направлений. Мы совместно, комплексно проработали возможность более раннего рассмотрения отчета об исполнении бюджета. Это важнейшая тема, сейчас по ней принята «дорожная карта» подготовки такого более раннего рассмотрения федерального бюджета. Это требует изменения ряда нормативных документов правительства, и в первую очередь работы самого правительства. Оно и отчет должно представлять раньше. Поэтому следующий год будет годом подготовки. И с 2022 года, я надеюсь, мы перейдем на новый порядок рассмотрения отчета по итогам соответствующего года.
Перейду к показателям. В 2019 году мы провели 319 мероприятий, 186 из них связаны с нашими функциями по проверке бюджета, 133 мероприятия были тематическими. По заданию Совета Федерации мы провели 25 мероприятий, что значительно больше, чем в предыдущие годы (тогда было 10 и 16). Это, например, проверка курортов Северного Кавказа, проверка эффективности использования лесов, проверка уровня развития, дотационности регионов, которые мы опубликуем в Бюллетене Счетной палаты в апреле. Также отмечу, что в рамках тематических и бюджетных проверок мы обязательно выбираем объекты в регионах.
Всего в прошлом году мы осуществили 248 выходов на проверки в 68 субъектов РФ. Выявлено 884,6 млрд рублей нарушений (на 112 миллиардов больше). 36 процентов – это нарушения бухгалтерского учета, 25 процентов – нарушения в процессе формирования и исполнения бюджета – например, неправильное использование субсидий и другие. Такие нарушения исправляются иногда даже в ходе проверок.
По итогам нашей работы в бюджетную систему были возвращены 4,5 млрд рублей, 51 материал направлен в Генеральную прокуратуру, 22 – в другие правоохранительные органы, возбуждено 25 уголовных дел, по 20 материалам проходит проверка. К дисциплинарной ответственности привлечены 436 должностных лиц, из которых 23 уволены. К административной ответственности привлечены 40 юридических и должностных лиц.
В 2019 году мы провели 1281 экспертизу проектов нормативных правовых актов (почти на 100 экспертиз больше).
И, конечно, я хочу охарактеризовать некоторые результаты наиболее ключевых проверок. Напомню, что целый ряд наших проверок сегодня – не просто проверки, в результате которых мы пишем представления и ждем их исполнения. Мы сопровождаем в течение примерно двух лет какие-то важнейшие острые темы и в результате нескольких проверок хотим изменить тенденцию на положительную в этих направлениях.
Приведу примеры. Во-первых, проблема незавершенного строительства. На протяжении многих лет проблема нарастала, поручения президента не выполнялись. В прошлом феврале мы начали вести эту тему системно, провели несколько специальных проверок, активно отрабатываем эту тему с региональными КСО, запустили информационную панель, в которой вы можете встретить объем незавершенного строительства в каждом министерстве и ведомстве, или главном распорядителе бюджетных средств, и в каждом субъекте РФ.
Мне стали звонить губернаторы, депутаты местных собраний стали выяснять, почему такая разница зачастую в объемах незавершенного строительства в соседних субъектах РФ. Хочу напомнить, что в стране 9 тысяч проблемных объектов, включая 3260 объектов долгостроя, когда стройка ведется более 5 лет, а 5600 – это брошенные объекты, когда строительство не ведется более полугода, из них 1400 объектов на сумму 137 млрд рублей – это социальные объекты в регионах, которые не достроены. То есть не достроены поликлиники, школы, объекты культуры и спорта. И зачастую, когда мы принимаем новые решения и новые обязательства, новую федеральную инвестиционную программу, мы должны думать, почему мы не достроили, бросили и вообще из нашего внимания выпали недостроенные объекты. Это омертвленные ресурсы, которые когда-то в виде налогов поступили от наших граждан.
Правительство определилось с «дорожной картой» по снижению «незавершенки». И новый вице-премьер Хуснуллин уже провел селекторное совещание с регионами, он взял наши материалы для своей непосредственной работы по исправлению ситуации. Видим подвижки и в ряде регионов. Принимаются планы работы с «незавершенкой», определяются ответственные, проводится инвентаризация – какие объекты продать, какие достроить, какие просто списать, потому что они уже утратили какие-то свойства, связанные с возможностью их достроить.
Надеемся, что согласованное введение единого номера для всех объектов строительства в стране заработает, тем самым мы более четко сможем выявлять своевременно такие объекты и брать их на заметку.
На нашей информационной панели мы будем в этом году видеть ситуацию пообъектно. Сейчас пока еще нет пообъектного распределения, мы хотим ввести пообъектное. По каждому объекту вместе с региональными КСО, общественниками, будем вести работу.
Приведу еще такой пример наших результатов – это тема жилья для детей-сирот, потому что это превратилось в один из самых больших невыполняемых мандатов государства. Я недавно говорил, что было 174 тысячи сирот, которые не получили. По итогам прошлого года их стало 191 тысяча, то есть за год очередь увеличилась (с прошлого года их число выросло, как я сказал, на 16 тысяч).
Мы смогли договориться (спасибо Татьяне Алексеевне Голиковой, она взяла под личный контроль в правительстве эту тему), провели совещание у председателя правительства. Даны поручения в течение шести лет решить эту проблему. И я надеюсь, что в поправках к бюджету, которые будут очередными, в апреле – мае мы увеличим, правительство предложит увеличить субсидию субъектам на решение этой проблемы. Оцениваем эти потребности на шесть лет, чтобы полностью ликвидировать очередь, в 225 млрд рублей дополнительно к тому обычному объему, который выделяют субъекты РФ.
Соответственно, в ближайшее время мы опубликуем Бюллетень Счетной палаты с итогами этих проверок и комментариями экспертов, специалистов, представителей правительства.
Еще одна большая тема – это эффективность использования лесов. Здесь много системных проблем: лесные пожары, соответственно, страдает экология, сложности с лесовосстановлением, незаконная вырубка. Соответственно, мы теряем 10–12 миллиардов в год на незаконных рубках леса. Вместе с лесными пожарами и другими факторами, по нашим оценкам, с 2010 по 2018 год ущерб составил более 500 млрд рублей. Соответствующие данные вы в ближайшее время сможете посмотреть, отчеты уже представлены в Совет Федерации.
Обращу внимание на проблему несбалансированности бюджетов субъектов. Мы также провели проверку по этому вопросу. Сейчас эта тема становится более актуальной в связи с тем, что в этом году мы ожидаем сложную экономическую ситуацию. Возможно, что у нас не будет экономического роста в этом году. Возможно, что у нас уменьшатся доходы бюджетов субъектов РФ.
У нас в 2019 году 72 региона являлись получателями дотации на выравнивание. При этом межбюджетные трансферты выросли с учетом национальных проектов, но связанность этих ресурсов из федерального бюджета увеличилась, то есть субъекты меньше могут распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. Мы комплексно проанализируем эту ситуацию совместно с Советом Федерации и Государственной Думой.
Завершая тему, подчеркну, что мы продолжаем теснейшее взаимодействие с контрольно-счетными органами в этом году. Мы проводили методологические семинары, стратегические сессии по помощи в анализе национальных целей, национальных проектов, по мониторингу незавершенного строительства, мы помогали КСО подключиться к информационным ресурсам и держим это на контроле.
Совместно с КСО в 2019 году мы провели 12 проверок, в которых, как правило, участвовали десятки КСО, то есть когда это были комплексные проверки по какой-то проблеме, в том числе (я уже называл) и по незавершенному строительству, и по детям-сиротам. Совместно с контрольно-счетными палатами Камчатского края, Иркутской области проведен анализ ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке.
В целом, хочу отметить, Счетная палата продолжает активно работать и выступать стратегическим партнером парламента, а с Советом Федерации – особенно активно, учитывая сложность и важность именно региональной проблематики в нашей стране. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонидович, за очень хороший доклад, аналитичный. Благодарю Вас. И, главное, за проделанную работу хочу поблагодарить Вас и Вашу команду аудиторов Счетной палаты. Итоги очень убедительные.
Переходим к вопросам.
Дмитрий Александрович Шатохин.
Коллеги, как всегда, просьба: краткий вопрос и, по возможности, краткий ответ. Много желающих.
Пожалуйста.
Д.А. Шатохин, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Коми.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Алексей Леонидович! Счетная палата России в 2019 году обеспечила возврат почти 4,5 млрд рублей в бюджеты всех уровней. Вроде бы солидная сумма, но чисто арифметически это меньше, чем в 2017-м в пять раз, а в 2018-м – в два раза. С чем это связано? Может быть, методика поменялась, уменьшилось количество нарушений? И стоит ли нам сопоставлять цифры по годам, те, которые я назвал? Спасибо.
А.Л. Кудрин. Спасибо большое за вопрос.
Сразу отмечу относительно того, что Вы сказали, что разница в пять раз, допустим, по сравнению с 2017 годом. В 2017 году была одна субсидия, которую вернула Волгоградская область, на сумму более 10 млрд рублей, тем самым она и создала вот эту разницу.
Я, должен сказать, специально рассматривал разногласия с субъектом РФ. По ней, я напомню, были включены (по этой субсидии) методы бюджетного принуждения. Должен сказать, ситуация, как всегда, была спорная. Регион не выполнил свои пропорции софинансирования объектов. Но даже когда он в значительной степени построил объекты, но, не выполнив соответствующие пропорции, вернуть нужно было, по нашим правилам, всю субсидию целиком, даже как бы отвлекая средства, несмотря на то что многие ресурсы уже были затрачены.
Мне показалось, что эта практика не совсем правильная. Поэтому мы очень осторожно в эти годы относимся к возврату субсидий такого рода из субъектов РФ. Я сторонник применения больше административных методов – всякого рода протоколов или взысканий, которые касаются чиновников, которые это допустили. Но регион не должен терять несколько миллиардов, в данном случае было больше десятка миллиардов рублей.
Но еще вот в 2018 году… Назову, конечно, нашу известную такую организацию, которая в 2018 году проверялась и по которой нами были выявлены большие нарушения, – это «Роскосмос». Действительно, в 2018 году значительная часть нарушений касалась «Роскосмоса» – на сотни миллиардов по неправильному учету, и из них 2,6 миллиарда было возвращено в федеральный бюджет. Там еще было 3 миллиарда похищенных, по которым ведется уголовное дело. Соответственно это был особый пример такого выхода.
Надеюсь, что у нас таких государственных корпораций больше нет. И поэтому мы работаем по меньшему количеству таких нарушений. Например, Шереметьевская таможня 1,1 млрд рублей вернула, Управделами – 2,1 млрд рублей в связи с задержкой строительства самолетов, ФГУП «Спорт-Инжиниринг» – 0,1 млрд рублей в прошлом году. То есть мы выявляем. Это большой список такого рода организаций, просто не такие масштабные нарушения, как вот оказались в тех случаях, про которые Вы говорили. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Николаевич Рябухин, пожалуйста.
С.Н. Рябухин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Алексей Леонидович! В части взаимодействия Счетной палаты РФ с контрольно-счетными органами субъектов Федерации два коротких взаимосвязанных вопроса. Во-первых, как Вы оцениваете уровень этого взаимодействия? А во-вторых, что Вы считаете первоочередным, первостепенным для контрольно-счетных органов регионов? Какие приоритеты в непростых, как Вы сказали, условиях и ситуации?
А.Л. Кудрин. Спасибо за вопрос.
Благодаря Голиковой Татьяне Алексеевне в свое время была начата проверка оценки работы нормативно-правовой базы и работы контрольно-счетных органов. Уже на мою долю практически пришлось проведение всех этих оценок по 45 субъектам. Часть этих материалов я уже вам докладывал.
Самыми такими известными были вещи, которые самые острые, они до сих пор остаются в основном нерешенными, – это, например, подключение контрольно-счетных органов к информационным ресурсам субъектов. Представляете, даже на конец прошлого года КСО 50 субъектов не были подключены к информационным ресурсам. За последние два месяца благодаря работе с Министерством финансов 20 из них были подключены, но это еще не все. То есть не все регионы считают возможным, чтобы КСО работали в современных условиях. Как возможно сегодня работать дистанционно без подключения даже к материалам электронного бюджета? Сейчас, повторяю, Минфин сделал серьезные шаги навстречу КСО и субъектам.
Но, например, в ряде субъектов в законодательстве не было права, чтобы КСО проверяли или давали оценку и заключение на региональные программы. Больше половины КСО не имели в законодательстве субъектов такого права. Они проверяли, ну, более такие, частично такие локальные вещи, связанные с анализом объектов и финансового положения отдельных объектов и учреждений. Сейчас мы добились этого.
Если говорить о приоритетах, о чем Вы спросили, на первом месте это будет совершенствование федерального закона № 6, в который мы хотим внести изменения для дальнейшего усиления независимости и вот этой обеспеченности КСО, чтобы было прописано их обязательное подключение и к информационным ресурсам, к анализу региональных программ в условиях национальных проектов.
Это, мне кажется, является обязательным условием. Мы хотим укрупнить организационную, функциональную независимость. Мы даже с Минфином договорились и дали разъяснение, что при анализе выполнения соглашений с субъектами численность КСО не будет учитываться и в случае ее изменения в сторону повышения в анализе качества работы исполнительных органов субъектов РФ. Потому что у нас зачастую КСО в первую очередь сокращались, когда надо было привести численность в соответствие. Мы об этом договорились.
На втором месте – образовательная среда, непрерывное функциональное развитие сотрудников КСО. Мы на своей площадке проводим такое обучение и усилим его.
И третье – информационная среда. Как я сказал, это цифровая площадка, портал КСО. Он сейчас только для специалистов открыт. Это по всем результатам работы КСО. Эта площадка работала раньше, но не в полной мере, данные не актуализировались. Сейчас мы хотим сделать, чтобы это была полноценная информационная база по работе всех КСО и результатам работы КСО. Надо будет посмотреть, что должно быть открытым в этой базе.
Вот это три главных направления – правовое, образовательное, информационное, – которые мы сохраним в работе с КСО.
Председательствующий. Спасибо.
Василий Николаевич Иконников, пожалуйста.
В.Н. Иконников, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области.
Алексей Леонидович, я хотел бы поблагодарить Вас за то, что Вы объективно оцениваете ситуацию с межбюджетными трансфертами регионов и сбалансированностью регионов.
Я хотел бы поднять вопрос о региональных долгах. Они сегодня значительные. Совокупный долг субъектов и муниципалитетов – более 2 трлн рублей. Это путы, которые нужно снимать, либо учитывать все это при планировании предстоящего бюджета. Как Вы видите решение вопроса долговой нагрузки регионов и, как возможный один из вариантов, замораживание долговых обязательств регионов на пять – семь лет в части возврата бюджетных кредитов?
Ну и просьба, если можно, проанализировать влияние долговой нагрузки на развитие регионов в рамках формирования федерального бюджета на 2021 год и последующие годы. Спасибо.
А.Л. Кудрин. Спасибо.
Да, долг до прошлого года уменьшался. И это была положительная практика, у нас восстановился экономический рост. Но сейчас, я согласен… и уже прошлый год был проблемным. Это связано с тем, что ряд регионов даже уменьшили свои доходы, ряд по крайней мере сильно не нарастили. Общий объем доходов субъектов РФ вырос на 9,5 процента. Ну а если без Москвы брать, то где-то около 2 процентов в среднем по всем субъектам без Москвы. Это, конечно, очень небольшая сумма, а дефицит у большинства сохраняется. Поэтому, конечно, это вызывает наращивание долга.
В этом году ситуация будет намного сложнее. Как я уже сказал, проблемы коронавируса и его распространения, остановка целого ряда производств, нарушение производственных цепочек приведут к тому, что мы в этом году, скорее всего, не будем иметь экономического роста. Я говорю даже мягко сейчас, потому что сейчас прогнозы уточняются. Скорее всего, будет снижение ВВП. Это означает, что мы и в субъектах РФ увидим уменьшение доходной базы, притом что обязательства, как правило, не сокращаются.
Думаю, что здесь потребуется принятие антикризисных мер, в том числе тех, которые мы применяли, когда я был министром финансов, в 2008–2009 годах, – помощь из федерального бюджета в виде дополнительных дотаций субъектам РФ.
В этой связи считаю, что и вопрос долговой политики требует внимания в части какого-то нового раунда реструктуризации. Я сейчас не буду говорить параметры, заморозить это или иначе как-то поступить. Конечно, это требует анализа. Всегда важно, чтобы это не единый какой-то был подход… точнее, единый подход, но учитывающий обстоятельства субеъктов РФ. Потому что те, кто больше накапливал долги, получается, выигрывают. Здесь должен быть разумный баланс. Но повторяю: в любом случае многим потребуется дополнительная помощь в этом году. Мы должны понимать, что мы сейчас уже вступаем в эту ситуацию.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Владимирович Полетаев, пожалуйста.
В.В. Полетаев, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Алексей Леонидович! Как Вы сказали, Счетная палата недавно опубликовала рейтинг открытости федеральных структур. Пока условно открытыми можно назвать лишь четыре ведомства – это МВД, Минфин, Минкультуры, Минэнерго. Таким образом, можно сделать вывод о том, что недостаточно эффективно поставлена работа с гражданами напрямую и ряд ведомств не имеют обратной связи непосредственно с населением и с бизнесом.
Какими будут позиция и реакция Счетной палаты по данному вопросу? Спасибо.
А.Л. Кудрин. Спасибо.
Наш первый шаг в части продвижения открытости (как я сказал, это важнейшая функция вообще государства и нашей Счетной палаты) – делать данные о государственных финансах открытыми, обсуждаемыми, чтобы граждане влияли (в конце концов и на выборах своих представителей в парламенте) при подготовке и принятии ключевых решений по бюджету, по приоритетам. В этом смысле это будет нашей миссией по-прежнему. Мы обозначили ее среди четырех приоритетов работы Счетной палаты.
В прошлом году мы опубликовали доклад с рейтингом министерств и ведомств. Мы подробно проанализировали, по каким показателям, мы видим, выполняется сегодняшний закон. То есть мы пока даже не просим что-то большее – мы просим быть открытыми настолько, насколько наш закон обязывает. И даже закон не исполняется в полной мере. Это был информационный доклад. За ним не следовало каких-то наказаний. Но хочу сказать, что многие министерства на это обратили внимание и уже ситуацию исправляют.
Мы пойдем дальше. Сейчас, в ближайшие дни вы увидите опубликованный доклад о состоянии государственных информационных систем министерств и ведомств – тоже информационный обзор, тоже мы дали рейтинг 50 ключевых информационных ресурсов, хотя их больше – под 800. По некоторым данным, еще больше, но некоторые не работают, некоторые не обновляются, некоторые созданы, но реально ими пользоваться нельзя в силу некачественности такого рода информационных ресурсов. Это наш следующий шаг, мы идем дальше.
Но далее мы будем, конечно, проводить аудит открытости и такого рода информационных систем, в рамках которого будем давать уже и представления министерствам и ведомствам. Вот так, шаг за шагом мы готовимся к более серьезным мерам.
Председательствующий. Спасибо.

Окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7522549.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments