leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

СФ принял закон об ответственности за угрозы по неосторожности жизни и здоровью граждан

СФ принял закон об ответственности за угрозы по неосторожности жизни и здоровью граждан и за распространение недостоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации фейк-ньюс с опасностью паники – Андрей Клишас Многие так строят бизнес готовы идти на умаление прав человека Если прямой умысел может быть 205 терроризм и др. – Сергей Лисовский Где эти санитарно-эпидемиологические правила? ГД приняла закон и мне звонят Мы на улицу выйдем и нас на семь лет посадят? – Клишас правила публикуются Роспотребнадзоров – Матвиенко Указ мэра Москвы все должны выполнять Должна быть самоизоляция Люди Нарушают Конечно, опубликованные правила Незнание закона не освобождает от ответственности – Ахмат Салпагаров Чтобы не попасть под санкции работники должны быть где-то утверждены? – Клишас Карантин решением врача Порядок решением субъекта – Матвиенко Мэр сказал пропуска меня сенаторы спрашивают Сказали лучшие пропуска пятитысячная купюра
8. 929651-7 СФ в итоге обсуждения принял закон «О внесении изменений в статью 236 Уголовного кодекса РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» (об усилении ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил)
Председатель комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас
137 0 0

Из стенограммы 479 заседания СФ 31.03.20
Восьмой вопрос – о Федеральном законе «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ» – докладывает Андрей Александрович Клишас. Восьмой и девятый – о Федеральном законе «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».
Сначала восьмой, пожалуйста.
А.А. Клишас. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Федеральный закон преследует две цели.
Первая – усилить уголовную ответственность за действия, которые способствуют распространению массовых заболеваний людей. В этих целях федеральный закон вносит следующие изменения.
Действие части 1 статьи 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» Уголовного кодекса распространяется на нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее условия массового заболевания или отравления людей. В настоящее время данная норма применяется только в случае наступления негативных последствий. Ответственность за данное преступление существенно усиливается.
Усиливается ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека (это часть 2 статьи 236 Уголовного кодекса).
Устанавливается ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (новая часть 3 статьи 236). Совершение указанного преступления будет наказываться принудительными работами на срок от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет.
Вторая цель – пресечь распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. Такая информация вызывает панику, которая зачастую носит значительно больший разрушительный эффект, чем сама угроза.
Год назад мы с вами ввели административную ответственность за распространение так называемых недостоверных сообщений, которые передаются как достоверные, под видом достоверных, – то, что называется fake news в обществе. Вместе с тем, как показывают случаи последнего привлечения к ответственности за распространение этих фейков, нам регулирование в данной сфере необходимо усилить. Даже под угрозой значительных штрафов многие люди сейчас строят и свой бизнес, и свои какие-то экономические планы на освещении событий таким образом, что готовы идти на умаление прав человека. Мотивом здесь, как правило, служат либо корыстные, либо какие-то исключительно популистские цели. Поэтому за данного рода деяния существенно усиливается ответственность и устанавливается уголовная в конечном итоге.
Уголовный кодекс дополняется статьей 207.1 «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан». В соответствии с примечанием к данной статье обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие или которые могут повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. Максимальное наказание – ограничение свободы до трех лет.
Я почему так подробно останавливаюсь на этом, коллеги? Потому что здесь очень важна именно та самая правовая определенность, о которой мы постоянно говорим. Поэтому здесь с диспозицией шла достаточно предметная работа, несмотря на сжатые сроки рассмотрения проекта этого закона.
Уголовный кодекс также дополняется новой статьей 207.2, устанавливающей ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека.
Вот я обращаю на это внимание, это новая форма вины, которая здесь вводится, – по неосторожности. Мы сегодня на заседании комитета подробно обсудили с нашими специалистами, с Еленой Борисовной Мизулиной, с Алексеем Ивановичем Александровым. Потому что умышленное совершение указанных деяний, в форме прямого умысла – там совершенно другая ответственность и по другим статьям будет квалифицироваться. Мы посмотрели думскую стенограмму обсуждения по этому вопросу сегодня там, и у нас позиции абсолютно совпали. Максимальное наказание за данное преступление устанавливается в виде лишения свободы на срок до трех лет, а если указанные деяния повлекли по неосторожности, подчеркну, смерть человека или иные тяжкие последствия, максимальное наказание составит до пяти лет лишения свободы.
А вот теперь давайте посмотрим, а как же в итоге теперь будут квалифицироваться деяния (то же самое распространение фейков), если они преследуют цель намеренного причинения вреда. В данном случае здесь (это звучало сегодня в Государственной Думе, мы с этим согласны) это уже может быть статья 205 (то есть терроризм) – до пожизненного лишения свободы, либо статья 213 (хулиганство) – до семи лет, либо статья 281 (диверсия) – до пожизненного. То есть если это прямой умысел.
Уважаемые коллеги, мы предлагаем одобрить данный федеральный закон.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Александрович, за подробный доклад.
Есть вопросы.
Сергей Федорович Лисовский, пожалуйста.
С.Ф. Лисовский. Спасибо большое, Валентина Ивановна.
У меня вопрос такой. Вот здесь везде указаны санитарно-эпидемиологические правила. А вот на бытовом уровне, если я не специалист, откуда я знаю, какие это правила? Как они будут публиковаться, приниматься, как будут доводиться до населения? Даже, в частности, сейчас Госдума приняла этот закон, он пошел к нам, а мне уже звонят и говорят: «А вот если мы сейчас выйдем на улицу, нас на семь лет посадят?» Понимаете, да? Это бытовой вопрос, но он волнует людей. Спасибо.
А.А. Клишас. Вопрос-то в чем в итоге?
С.Ф. Лисовский. Вопрос вот в чем: санитарно-эпидемиологические правила как будут определяться? Потому что, я так понимаю…
А.А. Клишас. Они устанавливаются Роспотребнадзором.
С.Ф. Лисовский. А как они доводятся до населения?
А.А. Клишас. Все нормативные акты публикуются, в РФ по общему правилу применяются только опубликованные нормативные акты. Мы же не можем их включить в Уголовный кодекс.
С.Ф. Лисовский. (Микрофон отключен.) Я понимаю. Я не обсуждаю важность этого закона, его надо принять.
Председательствующий. Лисовскому включите микрофон.
Пожалуйста.
С.Ф. Лисовский. У меня вопрос… На бытовом уровне люди не всегда даже могут понять, что они что-то нарушили, а там грозит такой огромный срок. Поэтому, возможно, надо как-то проработать технологию, как будут все-таки обязательно доводиться эти правила.
А.А. Клишас. Я с Вами абсолютно согласен, но только это к кодексу не имеет отношения.
Председательствующий. Вы уже говорите о практике применения, Сергей Федорович, совершенно справедливо. Но давайте разберем данную ситуацию. Опубликованы санитарно-эпидемиологические правила, которые надо соблюдать, по городу Москве. Есть указ мэра Москвы. Все москвичи обязаны его выполнять. Указ опубликован везде, по телевизору рассказано и так далее. Условно говоря, главное требование – это самоизоляция. Люди нарушают – и в итоге сами заболевают и заражают огромное количество окружающих. Это нарушение? Грубое нарушение. Безусловно, правила должны публиковаться, ведь речь идет о специальных ситуациях, которые складываются, только в этих случаях. И, конечно же, опубликованные правила. Незнание закона не освобождает от ответственности.
А.А. Клишас. Валентина Ивановна права. Мы сегодня с вами уже одобрили закон, Андрей Викторович Кутепов его докладывал. Я обращал внимание, что сейчас федеральным законом соответствующие полномочия субъектам даны. И субъекты уже в рамках своего регулирования будут устанавливать те или иные правила, связанные с особенностями в каждом конкретном субъекте. Эти полномочия теперь есть и у правительства, и у субъектов. Президент подпишет этот закон, и тогда это регулирование будет.
Председательствующий. Конечно, надо не только публиковать, надо говорить, рассказывать людям, чтобы все люди услышали. Безусловно, это работа органов власти как субъектов, так и федеральных, в зависимости от уровня нормативного акта. Спасибо.
Ахмат Анзорович Салпагаров.
А.А. Салпагаров, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Андрей Александрович, у меня такой вопрос. Основное сейчас – что мы должны придерживаться самоизоляции, карантина. Это относится и к организациям, и к работникам. Но вместе с тем очень многие организации и работники задействованы в тех отраслях, которые не подпадают под нерабочие дни.
Там, чтобы не попасть под санкции тех законов, которые мы сейчас принимаем… То есть эти организации (их очень много), и в том числе работники, должны ли где-то заранее быть известны, утверждены? Тем более Минтрудом выпущены рекомендации, где сказано, что работодатель вправе по согласованию с работниками определять необходимость участия конкретного работника в производственном процессе. О в устном порядке это должен делать или письменно? И как потом обезопаситься от того, что привлекут и организации, и работников к ответственности в случаях, предусмотренных… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите Ахмату Анзоровичу микрофон.
Вы завершили?
А.А. Салпагаров. Да.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Андрей Александрович.
А.А. Клишас. Смотрите, либо я Вас не понимаю, либо Вы немного о другой ситуации говорите. Если это карантин, то это оформляется решением врача. Вам выдается соответствующее предписание о лечении. Вот об этом тогда идет речь, ни о каких участиях тогда в мероприятиях и так далее речи не идет.
А.А. Салпагаров. Нет, я говорю о другом. Может быть, тогда неправильно поняли друг друга. Можно тогда более подробно?.. (Микрофон отключен.)
А.А. Клишас. Пожалуйста.
Председательствующий. Нет. Я так понимаю, что Ахмат Анзорович говорит о тех производствах непрерывных, о производствах жизнеобеспечения, где граждане, несмотря на объявленный карантин, несмотря на самоизоляцию, вынуждены продолжать работать. Правильно?
А.А. Салпагаров. Правильно.
Председательствующий. И для этого у них должны быть спецпропуска, я не знаю, спецразрешения, чтобы они не подпали под действие этого закона, да? Он выйдет на улицу…
А.А. Клишас. Естественно, это будет оформляться решениями субъектов, этот орядок, и Роспотребнадзора, безусловно.
Председательствующий. Да. Поэтому, конечно, после принятия этого закона, и Ахмат Анзорович, и другие коллеги правы, при принятии особых мер должны быть подробнейшие разъяснения с учетом всех нюансов, чтобы люди, не по своей воле нарушающие санитарно-эпидемиологический режим, не попали под это наказание, правильно? Вот это должно быть обязательно урегулировано.
Вот мэр Москвы сказал, что будут пропуска. Меня сенаторы спрашивают: «А когда нам выдадут пропуска?» Я им привела пример: в интернете опубликовано, что уже самые популярные пропуска – это пятитысячная рублевая купюра. На всякий случай с собой надо иметь. (Оживление в зале.) Это шутка. Но на самом деле, конечно же, это все надо доводить до конца. Потому что часто у нас не исполняются законы из-за того, что они не доведены до ума нормативными актами, либо разъяснениями, либо на практике плохо реализуются. Спасибо.
Вопросов больше к Вам, Андрей Александрович, нет.
Коллеги, прошу подготовиться к голосованию за одобрение Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ». Идет голосование.
Результаты голосования (16 час. 07 мин. 32 сек.)
За 137 чел. 80,6%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 137 чел.
Не голосовало 33 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments