leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Национальный индекс тревожностей: чего боялись россияне в I квартале 2020

Национальный индекс тревожностей: чего боялись россияне в I квартале 2020
Опубликованы результаты »Национального индекса тревожностей». Исследование ранжирует фобии россиян на основе анализа СМИ и социальных медиа. Наибольшее количество страхов породила, ожидаемо, пандемия коронавируса, которая разворачивается по всему миру и заполняет все новостные каналы.
В исследовании за I квартал выделены сразу три крупных фобии, связанных с коронавирусом: россияне боятся заражения вирусом, экономических последствий пандемии и изменения привычного образа жизни в связи с карантинными мерами. Политическая ситуация в стране, а также падение цен на нефть и девальвация рубля занимают, наравне с коронавирусом, первые места в рейтинге фобий по суммарному присутствию в СМИ и соцсетях.
Особый интерес в исследовании за текущий квартал вызывает разница распределения страхов по суммарному присутствию и показателю приживаемости. »Индекс приживаемости фобий» – значимый показатель актуальности проблемы и глубины дискуссии по ней. В частности, он демонстрирует, что несмотря на огромное количество сообщений вокруг эпидемии коронавируса, граждан сильно волнуют экологические проблемы регионов и распространение ВИЧ в стране.
Показатель приживаемости также позволяет определить псевдофобии, т.е. темы, которые широко присутствуют в СМИ, но вызывают незначительный интерес при обсуждении в соцсетях. К таким псевдофобиям в текущем квартале относятся страх третьей мировой войны и военного конфликта с Турцией.
«Индекс тревожностей за первый квартал показал две ярких фобии. Первая – она пока нарастает – тема коронавируса. Если еще некоторое время назад это был страх перед неизвестным, то теперь это опасения заболеть и столкнуться с проблемами в связи с изоляцией. Вторая – страх политической неопределенности, резких перемен, он набирал обороты с 15 января (выступление президента с посланием федеральному собранию) и не утихает до сих пор, потому что каждые две-три недели появляется новый повод для обсуждения в соцсетях: смена правительства, поправки к Конституции, поправка Терешковой и решение Конституционного суда по ней», – отмечает Петр Кирьян, директор по медиапроектам КРОС и автор исследования «Национальный индекс тревожностей».
«Люди начинают опасаться за свое будущее. Угроза того, что кризис может затронуть тебя лично, стала реальной. Эпидемия коронавируса и падение цен на нефть тут, конечно, совсем неудачно совпали, став своеобразным идеальным «черным лебедем». В нашем рейтинге они разведены, потому что в процессе его подготовки ситуация стремительно менялась, но сейчас уже обе эти тревожности, фактически, можно объединять в одну – это тревожность по поводу резкого падения уровня жизни ввиду экономического кризиса, с которым, возможно, многим придется столкнуться в ближайшие месяцы. Угроза потери работы и доходов материализуется для людей, особенно для тех, кто занят в индустриях туризма, авиаперевозок, развлечений, общественного питания», – поясняет Андрей Лебедев, директор по аналитике КРОС и автор исследования «Национальный индекс тревожностей».
Подробнее о главных фобиях
Заражение коронавирусом
Растущее количество зараженных во всем мире и выявление все новых случаев болезни в России привели к тому, что страх заразиться коронавирусом вышел на первое место по совокупному присутствию в СМИ и соцсетях. Увеличению сообщений способствует пропаганда мер безопасности по снижению риска заражения и введение все новых мер по борьбе с эпидемией – карантина, отмены занятий в школах и др.
Политическая ситуация в стране (смена Правительства, поправки в Конституцию)
Внезапная отставка правительства РФ во главе с Дмитрием Медведевым в январе 2020 г. и инициирование президентом РФ правок в Конституцию РФ привели к широкому обсуждению внутриполитической тематики. В данном контексте обсуждается будущее России после 2024 года, возможности досрочных выборов в Госдуму в связи с изменениями в Конституцию, затрагивающими полномочия Госдумы, тема «обнуления» президентских сроков.
Экономический кризис из-за коронавируса
В СМИ широко обсуждается влияние эпидемии коронавируса на различные отрасли экономики. В частности, речь идет об обвале на рынках туризма и авиаперевозок, снижении потребления топлива и обвале мировых цен на нефть, падении курса рубля и ограничении производства ряда товаров и комплектующих.
Карантинные меры в России и мире в связи с коронавирусом
Помимо страха непосредственного заражения коронавирусом, граждане боятся изменения своего привычного образа жизни в связи с ограничением авиасообщения, закрытием границ и отменой массовых мероприятий. Стоит отдельно отметить, что при вдвое меньшем количестве публикаций в сравнении со страхом заражения, фобия изменения привычного образа жизни получила такой же уровень Индекса приживаемости.
Псевдофобии
Возможная третья мировая война
Со 2 на 3 января в результате налета США на аэропорт Багдада произошло убийство главы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерала-майора Касма Сулеймани. Многие СМИ сообщили, что приказ Трампа о нанесении удара может привести не просто к эскалации конфликта, а третьей мировой войне. Убийство Сулеймани называли самым рискованным шагом, который предпринял Дональд Трамп за время нахождения у власти. СМИ добавляли, что может вспыхнуть также «танкерная война» в Персидском залив, тогда наверняка в широкомасштабные боевые действия втянутся и другие государства. В том числе – Саудовская Аравия, Израиль и Турция. По американским военным объектам в Ираке были нанесены авиаудары. В результате произошел всплеск обсуждения темы возможного начала третьей мировой войны в соцсетях.
Возможная война с Турцией
В феврале 2020 г. произошел очередной виток эскалации конфликта Турции и Сирии в Идлибе, что послужило поводом для опасений о том, что дальнейшее обострение может привести к прямому вооруженному столкновению между Турцией и Россией.
Социологическое исследование на платформе Mail.ru Group
С целью выяснить, что беспокоит людей в эпидемии короновируса, КРОС также провел социологический опрос и сопоставил полученные результаты с исследованием «Национальный индекс тревожностей».
Соцпорос проводился с помощью исследовательской платформы Mail.ru Group на базе панели во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Опрашивались жители городов РФ с населением 100К+, в возрасте 18+. Полученные данные были взвешены по полу/возрасту/гео по Росиндексу по пользователям интернета 18+, города РФ 100К+. Всего было опрошено 1600 человек. Большинство данных опроса получено 25 марта 2020 г., после официального обращения В.В. Путина.
Результаты соцопроса показывают, что больше всего люди не доверяют официальной статистике – 40% опрошенных беспокоит неизвестность по поводу реального количества заболевших. Почти столько же (36%) волнуются из-за отсутствия вакцины и методики лечения. 20% жителей переживают, что в их городе нет необходимого оборудования для оказания качественной медицинской помощи. 27% россиян переживают за родственников старшего поколения и опасаются, что пожилые люди могут не получить помощь. 15% опрошенных беспокоит летальность короновируса среди людей старшего возраста.
25% респондентов гораздо больше переживают за экономические последствия, вызванные пандемией, и на фоне текущих новостей риск заболеть короновирусом их волнует в меньшей степени. Небольшое количество россиян (16%) боятся, что, попав на карантин, могут остаться без зарплаты и работы.
«Замеры на платформе Mail.ru Group пришлись на период обращения Владимира Путина к нации. После выступления президента граждане восприняли угрозу вируса серьезней, чем прежде. Глава государства обычно выступает с обращениями по праздничным вопросам и заметно реже по вопросам национальной важности. Во втором случае выступление говорит о серьезности проблемы и наличии угроз. Первым вопросом после принятия серьезности угрозы стали обсуждение числа потенциальных больных и способов поддержать лечение. Сомнения в том, что в конкретном городе нет возможности оказывать экстренную помощь пока не получили очень широкого распространения. В «Индексе тревожностей» мы исследуем оценки людей и их реакцию в персональном пространстве социальных медиа. Это и реакция на новостную картину СМИ и на те тревоги и угрозы, которые граждане разделяют лично. Это позволяет дополнить данные социологических исследований (по четкой выборке и метрике) массивом уникальных оценок и характеристик. Для того, чтобы собрать такие данные научным путем ранее требовались бы полевые исследования, однако высокое проникновение Интернета в России и популярность соцсетей дает возможность работать по выборке онлайн сообщений, комментариев и оценок, дополняя социологов данными из онлайн поля», – отмечает Петр Кирьян, сопоставляя данные исследования КРОС «Национальный индекс тревожностей» и результаты соцопроса.
Подробнее ознакомиться с методологией и результатами исследования «Национальный индекс тревожностей» за I квартал 2020 года можно по ссылке: https://www.cros.ru/ru/kb/research/.
Дополнительная информация: Диана Радица, raditsa@cros.ru, +7 965 151-05-77
Методология исследования
«Национальный индекс тревожностей» показывает доминирующие в обществе тревоги и фобии, формируемые СМИ и жизненным опытом россиян. Исследование проводится на основе анализа СМИ и социальных медиа. Методика учитывает степень важности темы и длительность информационной волны при анализе СМИ, а также значимость темы для людей при анализе соцсетей. Замер проводится ежеквартально. Индекс позволяет изучить «серую зону» фобий граждан: регулярные социологические опросы не настроены на выявление персональных тревог, а пресса не может формировать информповестку, опираясь на частную жизнь граждан.
Медиаюнг (MJng) – единица измерения воспроизводства тревоги и ее проникновения в СМИ и социальных сетях. Считается как производная упоминаемости темы в СМИ/соцсетях от отношения потенциальной суммарной аудитории темы и реально измеряемой аудитории темы в СМИ/соцсетях.
«Национальный индекс тревожностей» за I, II, III, IV кварталы 2019 года: https://www.cros.ru/ru/kb/research/.
Справка о компании – авторе исследования
Компания КРОС основана в 1995 году и входит в число крупнейших коммуникационных агентств мира (по версии ведущих отраслевых изданий PRWeek и The Holmes Report). В 2019 году КРОС признан Агентством года в России и странах СНГ (The Holmes Report's Agency of the Year 2019). КРОС реализует коммуникационные кампании – помогает сформировать вокруг деловых и общественных проектов клиентов среду, которая позволит достигнуть лучших результатов. Аналитика и медиаисследования – основа любой успешной коммуникационной кампании. Мы понимаем значимость прогнозирования и оценки всех факторов коммуникационной среды. Имея большой опыт в проведении исследований в интересах наших клиентов, мы выпускаем публичный экспертный продукт «Национальный индекс тревожностей».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments