leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 13.05.20 правительственный час Минздрав Михаил Мурашко - часть 2

Стенограмма пленарное заседание ГД 13.05.20 правительственный час Минздрав Михаил Мурашко охраняет от коронавируса – часть 2
Мурашко М. А. Конечно же, безусловно, вы правы, вы видите ту проблему, которая существует. Финансовое наполнение и содержание учреждения, которое несёт на себе не только лечебную нагрузку, но и ряд научных, в том числе и научно-практических решений, конечно же, должно идти и тариф должен быть другой, и источников должно несколько быть.
На сегодня федеральные учреждения получают из нескольких источников в большинстве своём финансирование – это есть и бюджетная часть, есть и по высокотехнологичной помощи, есть часть на научные разработки. Ну вот та часть, которая в том числе работает в ОМС, действительно, вы абсолютно правы, находится в конкуренции с муниципальной сетью, с государственной сетью субъекта.
И понятно, что своя рубашка ближе к телу, но получается ситуация подчас такая, что когда необходимо: сложный случай, трудный диагноз, то нужно федеральное учреждение. Поэтому мы в любом случае должны его содержать, у него другой функционал, у него другие возможности должны быть и, соответственно, другой уровень специалистов, которые имеют больший опыт.
Поэтому, конечно же, для того, чтобы был опыт нужна практика. Поэтому формат какой? У нас есть несколько вариантов, есть проекты, которые мы готовы их обсудить. На мой взгляд, это назревшая ситуация, в том числе и касаемая определённого блока межтерриториальных расчётов. Это у нас сегодня идут там обсуждения, варианты, мы рисуем модель, как это должно работать. Да.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Альбертович.
А вот в объёме тех коек-мест, которые развёрнуты под коронавирусных больных, какой процент составляют койко-места, развёрнутые в федеральных медицинских учреждениях, в ваших подведомственных? В процентном соотношении есть у вас, вот цифры по памяти можете назвать, или надо уточнить?
Мурашко М. А. Сейчас у нас это 15 процентов задействовано от общей сети. Разные учреждения по-разному вовлеклись. Мы тоже подходили. Здесь абсолютно правильная позиция, то, что сказали выступающие, Галина Сергеевна говорила, в том числе не уменьшить те объёмы помощи, которые нужны, я говорил об этом тоже, от онкологической и так далее, поэтому нам пришлось выбирать, какие учреждения. Ну и, в том числе, мы отдали те учреждения, которые наиболее сильные и многопрофильные стационары.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, речь идёт об оказании помощи больным в федеральных медицинских учреждениях. Если говорить в среднем по стране, министр называет, 15 процентов объём коек-мест развёрнутых в этих медицинских учреждениях, – это, как правило, высокотехнологичные медицинские учреждения и они очень эффективные. Нам надо их не только сохранить, но и поддержать, финансируя за счёт других источников, потому что соревнования в рамках ФОМСа приводят к размыванию и усреднению качества здравоохранения, а всё-таки это наше достояние, если хотите. Потому что формировались медицинские кадры и научные школы десятилетиями, если не столетиями, поэтому нам правильно было бы поддержать здесь, и дальше уже вместе со Счётной палатой, работая с Минздравом, выходить на предложение. В ходе обсуждения бюджета, возможно, мы сможем здесь найти новые решения, которые помогут нам сохранить эту базу и её развить, самое главное.
Спасибо, Галина Сергеевна, спасибо, Михаил Альбертович. Пожалуйста, председатель комитета по контролю и Регламенту Ольга Викторовна Савастьянова, подготовиться Дмитрию Анатольевичу Морозову.
Савастьянова О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Приглашенные!
Мне нет необходимости представлять информацию о ситуации, которая хорошо известна каждому сидящему в этом зале, потому что с первых минут возникновения проблемной ситуации депутаты активно включились в решение конкретных проблем медицинских учреждений в субъектах РФ, что стало серьезным подспорьем для решения многих вопросов.
Комитет провел мониторинг мер и тех законопроектов по решению данных проблем, и мне бы хотелось на основе анализа этих вопросов остановиться на окне тех новых возможностей, которые позволяют решать сегодняшние проблемы и минимизировать риски в будущем.
Таким образом, я бы хотела обратить ваше внимание на три основных направления.
Первое. Это вопросы управления охраны и здоровья граждан. В соответствии с федеральным законом эта задача далеко миссия не только отраслевого ведомства, это системная задача, требующая постоянного межведомственного взаимодействия всех основных базовых отраслей в РФ на основе единой государственной политики и соответствующего структурного обеспечения. Поэтому, возможно, есть необходимость подумать о постоянно действующем координирующем органе.
Далее. Второе. Комитетом проведен более комплексный мониторинг в 14 субъектах РФ, который показал системность отработки многих вопросов новых абсолютно, нехватку ресурсов практически во всех регионах и хочу остановиться на такой серьезной проблеме как разность осуществления мер в субъектах РФ. Я бы так сказала необоснованная разность одних и тех же законов и решений, которые предоставляют абсолютно разные возможности для наших граждан.
В качестве примера хотела бы привести вопросы заработной платы. Два постановления Правительства РФ, определены финансы, разработан единый порядок Министерством здравоохранения, но, далеко не все и об этом говорил Президент РФ, наши медицинские работники и те, кто имеет право на эти доплаты, получили эти средства. Получили, не получили именно в силу творческих (в кавычках) ограничений, которые разработаны в регионах и которые не предусмотрены ни одним федеральным решением.
Исходя из этого, вся эта ситуация, она требует дополнительного профессионального анализа. Я поддерживаю также те предложения, которые были высказаны в выступлении Галины Сергеевны, и также мы можем предложить Счётной палате провести отдельный мониторинг по заработной плате, для того чтобы все средства дошли до каждого медицинского работника.
Следующее. Это вопросы особенности пандемии. Здесь хотелось бы обратить ваше внимание, что запас прочности должен быть не только в отраслевом ведомстве, но и сопутствующих отраслевых ведомствах, и это также должно нас сакцентировать на изменение мер и решений, касающихся стратегического запаса резервного фонда, и особо также хотела обратить ваше внимание на то, что по итогам принять отдельные меры по восстановлению и реабилитации медицинских работников. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Викторовна.
Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич Морозов.
Морозов Д. А. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемый Михаил Альбертович, коллеги!
Очень высоко оценивая деятельность министерства, позволю себе ряд предложений по текущей ситуации и на перспективу.
Первое. Полномочие правительства по особенностям оказания медицинской помощи будет принято в законе через неделю, надеюсь, и в то же время убеждены в необходимости определения понятия «временные клинические рекомендации» в 323-м законе.
Следующее. Очень важно сохранить должный уровень медицинской помощи пациентам с неинфекционными патологиями, об этом говорили, особенно ургентными заболеваниями. Нам кажется, что координатор по работе этого направления должен входить из каждого регионального антиковидного штаба, немаловажно сохранить кадровый потенциал.
Далее. Конечно, беспрецедентен информационный ресурс, о котором говорил министр, в развитии федерального консультативно-реанимационного центра, нам кажется, необходимо организовывать региональные на базе ведущих медицинских университетов.
Далее. Будут закреплены в законе новые возможности телемедицины, использования искусственного интеллекта. Нам нужно завершить формирование личных кабинетов пациентов, подключение больниц к Интернету, по поручению президента, переход на электронный медицинский оборот. Просим поддержать наши законопроекты.
Принят закон о дистанционной продаже лекарственных средств, и я хотел бы обратить внимание на необходимость комплекса подзаконных актов, касающихся качества доставки и работы информационных систем. Нам кажется важным формирование оперативного запаса лекарств, возможность перебросить лекарства из учреждения в учреждение, из города в город, в другой регион должна быть законодательно предусмотрена, и это наша задача.
Назрела необходимость централизации закупок лекарств для орфанных пациентов, без сомнения. Сегодня рассмотрим законопроект о регистрах, о них говорил Михаил Альбертович, начало лекарственного страхования.
Кадры. Активно заработала система НМО, но реаниматолога быстро не подготовишь, поэтому считаем целесообразным организацию групп мобильного усиления.
То же самое касается адресной поддержки ученых, академической, университетской науки, лабораторной базы. Мы уверены в целесообразности организации научного противоэпидемического совета той координационной группы, которая успешно работает в Минздраве.
Необходима концепция современной производственной медицины, развитие профпатологий и равноправного участия врачей в управлении предприятием.
Защита медицинского персонала – главная задача. Полагаем, нужен федеральный стандарт безопасности работы медиков на всех уровнях, что позволит нам предупреждать внутрибольничные инфекции.
Просим поддержать наш законопроект по упрощению процедуры получения информированного добровольного согласия в скорой помощи. Сэкономим время.
Следуя поручениям президента, вопросы отраслевой оплаты труда, возможности предоставления жилья с последующей приватизацией, выплат стимулирующего характера, чтобы они были доведены в полном объеме. Распространение выплат помимо фельдшеров на медсестер и акушерок считаем очень важным. Равно как страхование медицинских работников, работающих с COVID. Президент подчеркнул необходимость принятия закона в продолжение своего указа. Комитет подготовил законопроект, мы обсудили его и просим учесть.
Ну и, наконец, законопроект о биологической безопасности. Он подготовлен ко второму чтению. С учетом новых реалий, считаем, надо ускорить согласование и принять важный закон. Работаем в одной команде, поддерживаем полностью работу министерства.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Уважаемые коллеги, наверное, вы согласитесь, если в ходе обсуждения потребуется принятие законов и внесение в них поправок, мы попросим председателя комитета Дмитрия Анатольевича, коллег по Комитету по охране здоровья вместе с Министерством здравоохранения подготовить такие изменения и внести для рассмотрения в приоритетном порядке. Спасибо.
Коллеги, переходим к вопросам. Фракция КПРФ, Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста.
Куринный А. В., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Михаил Альбертович, из числа дополнительных вот этих надбавок, которые анонсированы президентом, их получит только один из пяти врачей и один из шести средних медицинских работников. Потому что это только те, кто непосредственно контактирует с коронавирусными инфекциями, имеют право на эти выплаты. На наш взгляд, это несправедливо, поскольку всего один из 5-6 зараженных попадает в официальную статистику. И, соответственно, врачи скорой помощи, врачи поликлиник, врачи приемных отделений стационаров, ни точно так же имеют риск заражения, но не имеют права на выплаты. Как будет изменена ситуация в этом направлении?
Второе. В 20 регионах водители скорой помощи переведены на аутсорсинг и не являются сотрудниками медицинских учреждений. Соответственно, даже при прямом контакте с COVID они на выплаты права не имеют.
Ну, и последний вопрос, это финансирование. Представитель Счётной палаты озвучила 3,6 процента от ВВП. Это ниже в два раза, чем необходимо по данным ВОЗ. Я думаю, пора пересмотреть отношение к здравоохранению, как к некой вот такой нелюбимой падчерице государства. Это вопрос национальной безопасности. Каковы планы и стратегия увеличения финансирования?
Председательствующий. Пожалуйста, Михаил Альбертович.
Мурашко М. А. Глубокоуважаемый Алексей Владимирович, в первую очередь, наверное, по дополнительным выплатам. Я уже говорил, что часть вопросов была закрыта в плане амбулаторно-поликлинической помощи, когда мы оставили подушевой норматив и ушли от объемов. Мы видим, что снижение объемов, нагрузки и так далее при распределении произошло.
Конечно же, нужно... Этот вопрос очень хороший. Я вообще двумя руками за любое повышение медицинским работникам оплаты труда. Поэтому мы готовы проработать это с правительством. Сейчас, конечно же, важно, чтобы все элементы медицинской системы работали, потому что мы видим, что часть, где поток пациентов уменьшился, там нужно просто хотя бы зарплату поддержать даже. Поэтому в этом вопросы мы сформировали определенный пакет и по выпадающим доходам, и мы его направим тоже в правительство обсуждать.
По аутсорсингу. Значит, эта проблема действительно вышла на прошлой неделе, постановление правительства редактируется, Минфином сегодня согласуется, и вносятся изменения, чтобы на аутсорсинговые компании, водители которых принимают участие, выплаты пошли. Поэтому, да, к нам сигнал этот поступил, потому что это немедицинские организации, по сути дела, представляющие транспортные услуги, но у кого-то просто машины предоставлялись, у кого-то машины с водителем. Поэтому, да, это будет донесено, уже проект подготовлен и согласован.
Увеличение финансирования системы здравоохранения важный элемент. Мы видим, что даже сегодняшняя ситуация нам позволила, страховая медицина и фактически наличие у каждого страхового полиса позволили избежать вот того провала, когда пациенты, скажем, в зарубежных странах некоторых не обращались, потому что или нет полиса, или нужно соплатёж осуществить, а иногда соплатёж достаточно высокий, и это способствовало распространению.
Поэтому увеличение финансирования однозначно должно идти. 11а наш взгляд, здесь ключевых два направления.
Первое – это инфраструктурные затраты. И мы вынуждены были сейчас отложить первинку, потому что первичка, первичное звено для нас является приоритетом, и все программы сданы, но в этот период начинать с модернизации первички сложно. Поэтому мы её начнём, в неё финансирование. Ну и ОМС. Прошу поддержать наши предложения, которые пойдут, в том числе, и которые упоминались, о федеральных учреждениях.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Альбертович. Пожалуйста, фракция ЛДПР – Натаров Сергей Васильевич. Подготовиться Тарасенко.
Натаров С. В., фракция ЛДПР.
Михаил Альбертович, сегодня субъекты совершенно разные. У нас в здравоохранении нет сегодня вертикали. И зачастую мы видим сегодня поручения министерства федерального для региональных министерств и министров, они зачастую идут как рекомендации. Поэтому и возникают во многих субъектах сегодня вспышки и разная ситуация даже по борьбе с коронавирусом.
Поэтому, как вы считаете, необходимо ли вернуться к той вертикали, которая, возможно, была или хотя бы к назначению региональных министров с согласованием федерального министерства?
Также вы же сказали сегодня о той части проблем с кадрами. Сегодня Вячеслав Викторович задавал вопрос по федеральным. Мне бы хотелось уточнить, вот в сегодняшней борьбе как помогло сегодня частное здравоохранение вот этой всей ситуации или мы сегодня... там же тоже тысячи врачей, огромное количество... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Пожалуйста.
Мурашко М. А. Глубокоуважаемый Сергей Васильевич, по вертикализации я всегда за, нужно понять только уровень вертикализации. Конечно, точно нужно согласовывать руководителей системы здравоохранения и готовить их специально, потому что вот сегодняшняя ситуация показывает, что те более опытные специалисты, они более грамотно действовали и вот эти, сегодня уже упоминались и в выступлении Счётной палаты, что регионы не все одинаково ровно выходили на задачу.
Поэтому вертикализация определенная нужна, но не в ущерб, соответственно, вот того плюрализма мнений и развития системы. Частная система участвует, но участвуют, в основном, только те, кто имеет большие клиники, те, которые и в системе ОМС работали и так далее, вот они, да. Те же небольшие медицинские организации, ну, фактически они вышли на стоп и механизмы их вовлечения, ну, фактически только добровольные, но и участия они особого не изъявляют.
Поэтому есть те специалисты, кто пришли работать из частных компаний, есть те, которые совмещали и там, и там, поэтому нельзя тут в какой-то степени упрекать коллег. Но, я думаю, что, я уже говорил, что мы должны переосмыслить и понять, как, что, когда вовлекается при необходимости, для нас это для всех большой урок и большая задача подумать, как это должно работать в дальнейшем. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Тарасенко Михаил Васильевич. Подготовиться Тумусову Федоту Семеновичу.
Тарасенко М. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Михаил Альбертович, безусловно, меры по поддержке медиков непосредственно работающих с больными коронавирусом позитивно восприняты не только медицинским сообществом, но и страной в целом, однако, из некоторых регионов поступают жалобы на занижение объявленной финансовой поддержки. Есть факты, когда на местах устанавливают чуть ли не поминутную фиксацию контактов медиков с носителями вируса и на этой основе снижают начисление выплат. Бывают случаи, когда федеральные выплаты начисляются в полном объеме, а существующие доплаты из других источников снижаются.
Вызывает вопросы и участие в этом стимулировании медперсонала, находящегося не в красной зоне, а в пограничной, об этом уже говорил коллега Куринный, например, специалисты компьютерной томографии, рентгенологи и другие. Нам известна последовательная принципиальная позиция Минздрава в этих вопросах.
Чем депутаты, на ваш взгляд, могут реально помочь в устранении имеющихся перекосов на местах? Спасибо.
Мурашко М. А. Михаил Васильевич, спасибо большое. По специалистам, которые относятся к рентгенологам, работающих на компьютерных томографах, патанатомам мы 6-го числа дали разъяснения, и данные специалисты вошли в список выплат федеральных, для того чтобы получили средства, поскольку они точно так же контактируют с пациентами из красной зоны , и для них это такой же риск здоровью.
То, что касается второй части вопроса по... Отвлекся.
Председательствующий. Коллеги, об этом мы говорили, что в маске слышно намного хуже.
Мурашко М. А. Чем помочь вам, да.
Председательствующий. Поэтому вот эти фейки, которые устроили некоторые СМИ, говоря о том, что можно в маске вести заседание, говорю вам: тяжело, вот вам пример. Мы до чего сейчас доведем министра? Если можно, Михаил Альбертович, ваших коллег отсадите вот подальше и воспользуйтесь тем, что рядом с вами никого не будет.
Мурашко М. А. Хорошо, спасибо большое.
Председательствующий. А там есть вот рядышком кресло, пересядьте.
Мурашко М. А. Спасибо за помощь.
По помощи я упоминал, сегодня очень важно, запрос на социальную справедливость, он высок в обществе, и сегодня он ещё больше. Поэтому вот те горячие линии, которые мы обратились к губернаторам, чтобы они открыли, они должны как раз взять на себя определенную разъяснительную и урегулирующую часть, это первое. Поэтому я прошу депутатов, чтобы каждый по своему региону, по округам к этому подключились и проконтролировали.
И вторая часть – это мы дадим ещё раз разъяснения, ни в коем разе не должно быть там поминутной какой-то оплаты, то есть есть смена, когда человек работает в «красной зоне», вся смена должна быть оплачена. Поэтому если вышел на скорую, на машину, та, которая работает сегодня с,этой категорией пациентов, ездит на температурящих больных и так далее, он тоже должен получить за смену, конечно, это так. И машина должна поставлена в это, вот здесь ещё профилактика инфицирования других пациентов, здесь нужно четко потоки выделять, потому что вот микс такой, он тоже опасен для работы и персонала, и для пациентов.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Альбертович.
Уважаемые коллеги, ответы министра крайне важны не только для нас, а его слышит вся страна, и, соответственно, эта позиция Министра РФ, Министра здравоохранения, тем более, по таким вопросам, как оплата труда, это крайне важный разговор. Поэтому вот эти ответы чёткие, прямые, которые можно услышать, они сегодня очень и очень важны.
Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», Тумусов Федот Семёнович.
Подготовиться Осадчему Николаю Ивановичу.
Тумусов Ф. С, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Спасибо.
Уважаемый Михаил Альбертович, нам сегодня, конечно, надо крепко подумать, что мы будем делать после победы над коронавирусом. Мы считаем, что коренным образом надо поменять всю организационную и финансовую структуру здравоохранения в стране, начиная с профилактики и лечения, и реабилитации здорового образа жизни. Лекарством надо обеспечивать, а не только торговать. Нас спасает бюджетное финансирование, а не страховые компании, и это, конечно, надо законодательно закрепить.
Мы предлагаем начать с разработки и принятия кодекса здравоохранения, в котором бы были системно отражены методы и меры государственного регулирования единой неделимой системы здравоохранения в стране. И, конечно, это бы учитывало и территориальные особенности, и традиции, и готовность к эпидемиям и чрезвычайным ситуациям. Как вы относитесь к этому мнению нашему?
Мурашко М. А. Формат нормативно-правового регулирования в виде кодекса существует, мы его обсуждали. Думаю, что в рамках гильотины, в том числе, есть в ряде стран, но так, чтобы впрямую кодекс по здравоохранению сформировать, честно говоря, не сталкивался, но есть формат кодексов для продукции. Поэтому ваше предложение, оно интересно, мы его начнём, так сказать прорабатывать, в том числе и я вот говорю, очевидная вещь, это для продукции, для медицинской продукции, лекарства, медизделия, клеточные продукты – вот это та часть, которая точно уже просится сегодня в это направление, в том числе в рамках ЕврАзЭС. Поэтому идея великолепная, мы её начнём реализовывать, в части уже есть наметки по проработке. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция КПРФ, Осадчий Николай Иванович.
Подготовиться Диденко Алексею Николаевичу.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Михаил Альбертович, вопрос о сбалансированности системы медицинской помощи в текущей ситуации, основные силы и ресурсы, направленные на противодействие эпидемии – это правильно, но ни эпидемия, ни карантин не отменяют других серьёзных неинфекционных заболеваний: системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, психических расстройств и так далее.
Телемедицинские технологии не компенсируют диспансерного наблюдения, да и медицинские работники в поликлиниках и на скорой помощи обеспечены средствами индивидуальной защиты недостаточно.
Между тем, с января по март текущего года, по данным Росстата, от болезней системы кровообращения умерло более 216 тысяч человек, органов пищеварения – более 25 тысяч, что выше показателей прошлого года. Каким вам видится, не снижая уровня борьбы с коронавирусом, решение этой проблемы? Каковы конкретные действия Минздрава, направленные на её решение?
Спасибо.
Мурашко М. А. Спасибо большое, Николай Иванович. Ну первое. По сердечно-сосудистым заболеваниям мы... по этому году конкретно у нас идёт динамика по снижению смертности, видимо, определённый режим самоизоляции и стиль жизни. Плюс, я говорил, что увеличился объём рентген-эндоваскулярных вмешательств – это тоже элемент снижения смертности.
Плюс, в этом году 10 миллиардов рублей направлено на пациентов по обеспечению лекарственными препаратами, они в этом году направлены.
И мы тут ряд регионов очень сильно раскритиковали, даже я вынужден был подписать письмо в Генеральную прокуратуру по неосвоению средств и по необеспечению пациентов лекарственными препаратами тэтой категории. Поэтому вот этот блок, он крайне важен. И мы старались отделения сердечнососудистой хирургии, кардиологические отделения оставить работающими, где это было возможно.
То, что касается пищеварительной системы, мы видим, что в том числе у нас есть оперативный мониторинг по смертности. К сожалению, в этот период роль алкоголя в структуре смертности начала возрастать. И мне кажется, вот эти обсуждения, которые были – поднять возраст для продажи алкоголя до 21 года.
Если вы посмотрите статистику, как только исполняется 18 лет, смертность между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками начинает резко меняться. Если до 18 лет это, примерно, в одних цифрах идёт, то после 18 лет, когда более свободная жизнь наступает, здесь мальчики сразу же дают более высокие показатели смертности. Поэтому не хотел бы сейчас прямо вот кардинально заявлять, но, я думаю, что нужно подумать, алкоголь в определённой степени – это путь по сокращению смертности, заболеваемости именно о сокращении употребления алкоголя. На мой взгляд, – это путь, который реализуется достаточно хорошо. И именно для того, чтобы не формировать культуру в последующем привязанности, это уже можно сделать сегодня. Я думаю, что депутаты об этом обсуждали и говорили и, если готовы к реализации, почему нет.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция ЛДПР. Диденко Алексей Николаевич. Подготовиться Гусевой Ирине Михайловне.
Диденко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемый Михаил Альбертович, самой важной поправкой в Конституцию РФ, согласно опросу общественного мнения, граждане РФ считают возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению доступности первичной медицинской помощи.
Понятно, что после проведения голосования общероссийского и поддержки поправок придётся нам корректировать текст федерального законодательства. Но уже сегодня вот в муниципальном сообществе есть запрос на понимание, всё-таки как будет организовано обеспечение первичной медицинской помощи. Будет ли это возврат в системе, которая существовала до 2013 года, когда у муниципалитетов были соответствующие полномочия и необходимые для их реализации источники доходов, или это будет какой-то новый принципиальный механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации задач обеспечения доступности качественной медицинской помощи первичного звена? Спасибо.
Мурашко М. А. Спасибо большое, Алексей Николаевич.
То, что поправка к Конституции. Ну, наверное, не открою большой тайны, но в том числе, по-моему, с депутатом Вяткиным мы обсуждали здесь, в Государственной Думе, как муниципальная власть может участвовать, в том числе, в работе медицинской организации, которая находится на её территории. Мы не меняем подчинённости государственной, нет, об этом речь не идёт, но, какие вопросы звучали, что глава муниципального района говорит, что на моей территории находится больница, которая относится к вышестоящему облздраву и при этом я не могу, соответственно, там дорожку сделать или купить дополнительные аппараты, или покрасить два кабинета, хотя ко мне обращаются мои жители. Это как раз вот тот элемент, когда ответственность муниципалитета и возможность муниципалитета участвовать в деятельности больницы это нормально.
Вот сегодня очень простой такой момент, когда возникла ситуация напряжения в больницах, сколько людей добровольно начали помогать. Я просто очень благодарен, в том числе, среди депутатов те, которые помогали, чем могли, в том числе, поддержка медицинских работников, средства индивидуальной защиты, многие делали действительно очень серьезные и важные шаги по оборудованию и так далее, муниципалитет в этом тоже должен участвовать, должна быть возможность, тем более он отвечает, глава муниципального образования отвечает перед своими жителями. Поэтому это нормальный путь и то, что это в Конституции звучит, мне кажется, это элемент, который позволит меняться муниципальному здравоохранению. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Гусева Ирина Михайловна. Подготовиться Шеину Олегу Васильевичу.
Гусева И. М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Михаил Альбертович, очень важный вопрос. Во время борьбы с коронавирусной инфекцией были выявлены серьезные проблемы в системе ОМС. Врачи жалуются на то, что заложенные в системе тарифы не покрывают реальные расходы и приходится привлекать средства из федерального бюджета. Не кажется ли вам, что по итогам борьбы с пандемией система ОМС нуждается, нужно пересмотреть, посмотреть и система нуждается в серьезном реформировании?
Мурашко М. А. Да, глубокоуважаемая Ирина Михайловна!
Но, те расходы, которые на сегодняшний день понесло государство, конечно же, просто и система ОМС, закрыть было невозможно, ну в том числе, я перечислял уже сегодня там дооснащение коек, заработная плата, это должен был поддержать федеральный бюджет, что он и сделал, это председатель правительства, президент впрямую поставили задачу для министерства и для регионов это сделать.
Я говорил об увеличении тарифа на лечение этих пациентов, действительно расходы, в том числе связанные там с лекарственной терапией, поддержкой дыхательных функций, и так далее, конечно же, это более дорогой тариф. То, что система ОМС должна трансформироваться, однозначно.
Ну, во-первых, информационные технологии туда должны прийти более глубоко, мы должны видеть сквозной систему расчётов, персонификацию, мы должны понимать, куда что уходит. Вопрос не идёт об оптимизации, ни в коем разе, вопрос идёт о том, чтобы понимать, где за что заплатил и какой результат, отдали деньги и будьте любезны, дайте так, чтобы результат был. Эффективность и безопасность должна звучать в онлайн. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, следующее слово Шеину Олегу Васильевичу для вопроса. Пожалуйста, Олег Васильевич. И подготовиться Казанкову Сергею Ивановичу. Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Шеин О. В., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Михаил Альбертович!
Руководством страны, министерством сделано очень многое для дополнительных выплат медработникам, занятым на борьбе с COVID, но я бы хотел остановиться на тех сотрудниках, которые не работают в красной зоне.
Не секрет, что многие больницы были переоборудованы под госпитали, у нас, к примеру, в Астраханской области крупнейшая областная клиническая больница ушла под госпиталь, часть сотрудников ушли работать в него, а часть отправили домой на 2/3 оклада, то есть на 10-15 тысяч рублей в месяц. Я полагаю, такой случай может быть не единичен, и хотел спросить, разделяет ли министерство такую позицию в данном случае региональных властей, особенно в свете указа президента номер 206, о сохранении за сотрудниками заработной платы в период нерабочих дней. Врачи, мне кажется, ничуть не хуже, чем все другие любые работники. Спасибо.
Мурашко М. А, Спасибо большое, Олег Васильевич.
Ну, в первую очередь необходимо сказать, что ситуация по плановой помощи действительно по всему миру претерпела изменения. В ряде государств больницы, оказывающие помощь, вообще вынуждены были закрыться, поскольку... ну, и мы видим в том числе, скажем, институт Бурденко, в апреле месяце количество поступающих пациентов сократилось на 7 процентов.
И многие учреждения сегодня в силу того, что пациенты опасаются, ну и, в общем, обоснованно опасаются в этот период идти на большие вмешательства, я уже говорил о том, что 400 очагов возникло в больницах. Заносы, несмотря на все профилактические меры, существуют и бывают. И вопрос, сохранение две трети заработной платы, это раздел, касаемый исполнения кодекса. Но я по этой больнице сейчас не готов конкретно ответить, по какому персоналу это есть. Я сегодня уточню этот вопрос и направлю письменный ответ. Хорошо? Именно конкретно по той больнице, которую вы обозначили. В чем там заключается, почему персонал вывели, какие возникали проблемы при этом. Хорошо? Я посмотрю и сегодня вам дам ответ.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция КПРФ, Казанков Сергей Иванович. Подготовиться Нилову Ярославу Евгеньевичу.
Казанков С. И., фракция КПРФ.
Глубокоуважаемый Михаил Альбертович! (Я здесь.) Вот у моих избирателей есть, я считаю, совершенно обоснованные опасения. Этой коронавирусной инфекцией тяжело болеют именно люди возрастные, и которые имеют хронические заболевания в стадии декомпенсации. Многие из них проживают именно в сельской местности и даже, так говоря, в мирное время, до пандемии, смертность у нас в России на селе была в полтора раза выше, чем вы городе. И это понятно. Потому что у нас врачей не хватало первичных, 27 тысяч человек. Например, в районе Юринском Республики Марий Эл такие врачи как кардиолог, невролог, эндокринолог приезжают в район один раз в месяц. Я писал про это, мне написали, что это нормально, это не является нарушением. И люди там болеют. Там много именно людей возрастных, пожилых, которыми никто не занимается. Я переживаю.
В Москве вы развернули койки, здесь набрали врачей, студентов – с пандемией справимся. А как будет на селе, где нет коек, где нет врачей? Что будет там? Какие меры вы собираетесь предпринять?
Мурашко М. А. Ну я уже в выступлении упоминал. Спасибо за вопрос, Сергей Иванович. Там, где плотность населения ниже, конечно, вероятность распространения инфекций значительно снижается, особенно в частном домостроении. Контакты минимизируются, особенно те, которые ведут домашнее хозяйство. Это тоже один из элементов дистанцирования. Потому что мы видим, что, скажем, дорога на работу – метро, общественный транспорт – значительно повышает риск. Поэтому вот это та ситуация, когда проживание в сельской местности создает определенный приоритет для того, чтобы минимизировать контакты и, соответственно... Но хочу сказать, что по всем регионам сделаны схемы маршрутизации для этой категории пациентов. В случае возникновения заболевания, конечно же, этого пациента, если он транспортабельный и даже если он нетранспортабельный, то оказывается помощь до стабилизации на месте, потом должен перевестись в профильный стационар, и это будет лучше.
Мы сегодня столкнулись с вахтовиками, ровно такая же ситуация. Вахтовики, несколько регионов (Мурманская область, Якутия, Красноярский край), и ровно фактически такая же задача. То есть система развертывания на месте частичная, дальше эвакуация и оказание помощи уже непосредственно там. Система маршрутизации, она должна быть. Единственное, что мы всегда должны помнить, эта работа с населением должна быть построена таким образом, чтобы человек понимал, когда обратиться, куда обратиться, вовремя прийти. Ну, вот вовремя обратиться – это, наверное, один из ключевых элементов успеха в лечении, поэтому...
Ну, а сельское здравоохранение, я говорил о поставке, в том числе мобильных комплексов медицинских, которые фактически работают. Но сейчас их активность в этот период несколько снизилась, как все остальное в связи с дополнительной нагрузкой и с риском собирать пациентов в большом количестве. Но те мобильные медицинские отряды, которые формируются -вот это тот путь, когда дойти ближе до пациента. Но в тяжелых ситуациях пациент должен знать, что лучше приехать туда, где лучше. Вот это вот ключевая вещь – при тяжелых состояниях езжай туда, где лучше. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция ЛДПР, Нилов Ярослав Евгеньевич. Подготовиться Петрову Александру Петровичу.
Нилов Я. Е., председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.
Уважаемый Михаил Альбертович, в продолжение вопроса укрепления вертикали в системе хотел бы обратить внимание на те вопросы, которые больше всего сегодня волнуют врачей из так называемой «красной зоны». Они при моих разговорах с ними просили обратить ваше внимание на необходимость унифицированных протоколов, наконец, на необходимость чётких показаний к госпитализации, на необходимость чётких критериев излечения и на необходимость анализа летальности.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments