leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Татьяна Голикова рассказала сенаторам о борьбе правительства с коронавирусом - начало стенограммы

Татьяна Голикова рассказала сенаторам о борьбе правительства с коронавирусом https://leo-mosk.livejournal.com/7672231.html
6. 11:02-12:12 Правительственный час «О ситуации с коронавирусной инфекцией и мерах по противодействию ее распространению в РФ»

начало стенограммы
Из стенограммы пленарного заседания СФ 20.05.20
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа» – «О ситуации с коронавирусной инфекцией и мерах по противодействию ее распространению в РФ».
Предлагается традиционный порядок проведения «правительственного часа»: выступление Заместителя Председателя Правительства РФ Татьяны Алексеевны Голиковой – до 20 минут, далее – вопросы и ответы докладчика на вопросы, выступления членов Совета Федерации и принятие постановления.
Коллеги, нет у вас возражений? Нет.
По данному вопросу на заседании присутствует заместитель Председателя Счетной палаты РФ Галина Сергеевна Изотова. Мы договорились, что выступления не будет (вместе с тем довожу до вашего сведения, что предложения Счетной палаты в полном объеме будут учтены в постановлении Совета Федерации), с тем чтобы оставить больше времени на вопросы.
Галина Сергеевна, я благодарю Вас за подготовку, за участие. Спасибо большое.
Коллеги, на последнем заседании Совета Федерации вы поднимали вопрос о том, что нужно пригласить Татьяну Алексеевну Голикову на наше заседание.
Татьяна Алексеевна, зная Вашу занятость, благодарю Вас за то, что Вы нашли такую возможность, и предоставляю Вам слово. Пожалуйста.
Слово Татьяне Алексеевне Голиковой.
Т.А. Голикова, Заместитель Председателя Правительства РФ.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, добрый день! Спасибо за возможность осветить эту тему.
Прошло уже очень много времени с 31 декабря 2019 года, когда впервые Россия была проинформирована о новой коронавирусной инфекции в Китайской Народной Республике. И я хочу сказать, что с первых дней развития ситуации нами был организован соответствующий эпидемиологический мониторинг, поэтому меры в нашей стране принимались еще до появления первых случаев заболевания.
По итогам совещания 27 января 2020 года у председателя правительства был создан оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, а первые два случая были зарегистрированы в РФ 31 января.
Напомню, что Всемирная организация здравоохранения признала вспышку неизвестной пневмонии чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, 30 января, а 11 марта ВОЗ объявила это пандемией.
31 января председателем правительства были утверждены Национальный план по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российскую Федерацию и соответствующие меры реагирования. И 31-го же января новая коронавирусная инфекция была внесена Правительством РФ в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Позднее, по мере развития ситуации были созданы еще два координационных органа под руководством председателя правительства и рабочая группа Госсовета под руководством мэра Москвы. Координирующие органы были созданы также в регионах страны.
Для того чтобы минимизировать проникновение вируса на территорию страны, были приняты дополнительные меры по усилению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Во всех пунктах пропуска организован усиленный двойной контроль прибывающих лиц с использованием стационарного и переносного тепловизионного оборудования.
Одновременно с этим был отработан алгоритм действий медицинских работников при подозрении на новую инфекцию, был обеспечен контроль за готовностью медицинских организаций к приему больных, проработаны вопросы немедленной изоляции лиц с подозрением на заболевание и установления медицинского наблюдения за контактными лицами, определены алгоритм лабораторной диагностики и еще достаточно серьезный набор мероприятий, который позволил нам отсрочить время распространения практически на два месяца. Отмечу, что по поручению правительства только Роспотребнадзором было принято более 260 локальных нормативных актов.
С 31 декабря 2019 года по сегодняшний день на пунктах пропуска государственной границы досмотрено более 5 миллионов наших граждан и иностранных граждан. За этот период выявлено 609 человек с признаками инфекционных заболеваний. Во всех случаях проведен полный комплекс мер, позволивший не допустить осложнения эпидситуации. Организованы медицинское наблюдение за всеми прибывающими, их анкетирование и передача в медицинские организации по месту жительства.
Под медицинским наблюдением в целом по России за истекший период 2020 года находилось более 1 миллиона человек, на сегодняшний день это более 267 тысяч человек.
Для здоровых людей, которые не имеют возможности изолированного проживания, в регионах предусмотрено создание 526 обсерваторов более чем на 50 тысяч мест. На сегодняшний день развернуто 314, там размещено более 16 тысяч наших граждан.
С 30 марта Правительством РФ было принято окончательное решение о закрытии всех сухопутных и воздушных границ. Для дальнейшего возврата наших граждан из-за рубежа оперативным штабом был, как вы знаете, утвержден специальный алгоритм. Возврат осуществляется так называемыми вывозными рейсами постепенно, по графику. Это было сделано для того, чтобы не распространять инфекцию, особенно в крупных агломерациях и транспортных узлах, к которым в первую очередь относится Московский транспортный узел. Было принято решение пропускать ежедневно в Московский транспортный узел не более 500 человек, в региональные транспортные узлы – до 200. Все граждане, как вы знаете, подлежат изоляции либо на дому, либо в обсерваторе на 14 дней. Хочу сказать, что за этот период мы вернули порядка 17 тысяч наших граждан.
Нам было очевидно, что избежать появления заболевания в РФ невозможно. Первые завозные случаи у нас были из Западной Европы. И для того чтобы минимизировать последствия, мы готовили систему здравоохранения. В первую очередь это касалось развертывания необходимого числа коек с оборудованием, снабжением кислородом в соответствии с теми минимальными требованиями, которые были нами разработаны и одобрены рабочей группой Госсовета. Необходимый объем коечного фонда составил 95 тысяч коек и был рассчитан с учетом эпидситуации и наличия уже развернутых коек.
Хочу сказать, что на сегодняшний день субъекты РФ, чтобы страховать ситуацию с развитием заболевания, развернули уже на сегодняшнее утро 164,4 тысячи коек в инфекционных стационарах и приспособленных помещениях, обеспечены подводкой кислорода всего более 93,8 тысячи коек, аппаратами для искусственной вентиляции легких – более 24,7 тысячи коек. Обеспеченность коек интенсивной терапии и реанимации аппаратами искусственной вентиляции легких сегодня составляет 104,8 процента. Сегодня по всей РФ занято 99 558 коек, на ИВЛ находится 2131 пациент.
Хочу также сказать, что на оказание финансовой помощи субъектам РФ и федеральным клиникам в части перепрофилирования из федерального бюджета выделено 76 млрд рублей.
Весь этот период идет активная подготовка медицинских работников для работы с пациентами с новой коронавирусной инфекцией. С начала 2020 года подготовлено около 1,4 миллиона человек, а сейчас суммарно в стационарных и амбулаторных условиях медицинскую помощь таким пациентам оказывают почти 360 тысяч медицинских работников. В стационарах медицинскую помощь пациентам оказывают 250 тысяч медицинских работников, в том числе более 79 тысяч врачей, около 124 тысяч фельдшеров, медсестер, медбратьев и более 49 тысяч младшего медицинского персонала. Кроме того, в оказании медицинской помощи принимают участие 41 тысяча студентов, ординаторов и аспирантов.
Хочу сказать, что на выплаты медицинским работникам за счет всех источников на данный момент предусмотрено 57,4 млрд рублей, выплачены из них по сроку за апрель и частично в отдельных субъектах РФ уже за май 12,5 млрд рублей, из которых по президентским выплатам – 9,3 млрд рублей.
Одной из проблем, с которой нам пришлось столкнуться, особенно в самом начале развития ситуации, был недостаток средств индивидуальной защиты. Для ее решения в марте 2020 года постановлением правительства была упрощена процедура выдачи регистрационных удостоверений для ввозимых импортных средств индивидуальной защиты и медицинских изделий. Мы максимально сократили сроки регистрации (до шести дней) и дали право обращаться на рынке незарегистрированным медицинским изделиям, которые носят одноразовый характер, если они зарегистрированы в стране-производителе, нужно только уведомить о таком средстве Росздравнадзор.
Внесены изменения в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории России и ввоз которых на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, и об освобождении от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин.
Еще один важный аспект этой работы – это диагностика новой коронавирусной инфекции. В настоящее время в стране ведется разработка вакцин на 14 платформах в общем количестве 47. Мы очень рассчитываем, что какие-то из них дадут ощутимый результат.
По состоянию на середину мая в государственный реестр медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, включены сведения о 24 тест-системах. Это тест-системы, которые осуществляют ПЦР- и ИФА-диагностику. По состоянию на 20 мая проведено более 7,3 миллиона лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию. И вы знаете, что Россия по тестированию является абсолютным лидером в мире. Тестирование сейчас обеспечивается в 650 лабораториях, в том числе в 560 лабораториях Роспотребнадзора и государственных медицинских учреждений регионов страны, а также в 90 частных лабораториях. Из федерального бюджета на разработку тест-систем и вакцины для государственных учреждений выделено 3,1 млрд рублей.
Приняты меры по устранению дефицита отдельных лекарственных средств. Вы знаете, что весь мир находится в поиске лекарственного средства по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. И здесь нами тоже выполняются определенные работы. Клинические испытания проводятся в отношении пяти препаратов, включая отечественных производителей. На государственной регистрации находятся еще четыре препарата, которые планируется использовать в схемах лечения.
Для того чтобы снизить риски заражения в медицинских организациях, особенно пожилых людей, нами установлены особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с которой мы, к сожалению, до 31 декабря 2020 года приостановили проведение плановой диспансеризации населения, но это, конечно, временно, мы ее возобновим, когда эпидемиологическая ситуация улучшится. Но это позволило нам высвобожденные деньги направить на соответствующее тестирование. И в этой связи я хочу сказать, что мы для граждан, которые находятся под риском, осуществляем тестирование за счет средств ОМС.
Также я бы хотела сказать о том, что, как вы знаете, мы ввели упрощенный порядок предоставления листков нетрудоспособности в том числе для граждан, которые вынуждены находиться на самоизоляции, это граждане «65 плюс». Сегодня, хочу сказать, работодателями без участия граждан подано 776 тысяч листков нетрудоспособности на таких граждан. И уже на сегодняшний день оплачено 7,7 млрд рублей.
Ограничения, которые связаны с распространением новой коронавирусной инфекции, затронули, конечно, все сферы из тех, которые находятся в моем координировании. Это и сфера образования. И здесь в регионах с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией было сокращено посещение детьми яслей, детских садов, обеспечена работа дежурных групп с соблюдением мер профилактики и с учетом потребностей родителей. Обучающиеся школ, колледжей и вузов были переведены на дистанционный режим обучения. На сегодняшний день более 50 тысяч образовательных организаций проводят обучение дистанционно. Отмечу, что наиболее успешно дистанционная форма обучения организована в Москве, Московской области, в республиках Татарстан, Саха (Якутия), Калининградской и Калужской областях.
Учитывая различные санитарно-эпидемиологические ситуации в регионах, мы приняли решение дать право регионам самостоятельно принимать решение о завершении учебного года по согласованию с учредителем и региональным министерством образования. В настоящее время во всех субъектах такие решения приняты. Из почти 40,5 тысячи школ около 10 тысяч завершили учебный год для 1–4-х классов, более 5 тысяч – для 5–8-х классов. И самое позднее завершение в 1–8-х классах запланировали на 30 мая Владимирская, Амурская области, Республика Саха (Якутия) и Забайкальский край. Занятия в 9–11-х классах в 25 регионах страны закончатся 5 июня.
Хочу также поблагодарить вас за ту работу, которую вы проводите по оперативному внесению изменений в законодательство РФ. И здесь, как вы знаете, вносятся изменения в законодательство в части особенностей проведения в 2020 году итоговой государственной аттестации обучающихся. Экзамены в рамках государственной итоговой аттестации девятиклассников, как вы знаете, проводиться не будут, чтобы снять нагрузку и с детей, и с родителей, и с учителей. Школьников аттестуют по их текущим результатам.
Решение по ЕГЭ будет принято в ближайшее время, но, по информации субъектов РФ, которую мы сейчас аккумулируем, более 70 регионов подтвердили уже сегодня готовность к оснащению пунктов проведения ЕГЭ соответствующими средствами индивидуальной защиты.
Также изменены формы итоговой аттестации и для выпускников вузов. Вузам дана возможность применять дистанционные образовательные технологии для проведения государственных экзаменов. Особенности проведения устанавливаются локальными нормативными актами соответствующих организаций.
Уважаемые коллеги! Проведенные мероприятия наряду с введенными президентом нерабочими днями и рядом других мер позволили сдержать резкий рост числа заболевших в РФ и предотвратить пиковую нагрузку на систему здравоохранения, выиграть время для принятия дополнительных мер.
На сегодняшний день показатель летальности в РФ от COVID-инфекции составляет 0,95 процента и значительно ниже, чем по миру в целом. Хочу отметить, что самый низкий показатель летальности от COVID-19 сегодня зарегистрирован в Тамбовской области, Свердловской области, Республике Татарстан, Рязанской, Курской, Липецкой, Ульяновской областях, Республике Тыва. При этом в Курганской области, Республике Алтай, Сахалинской области, Ненецком автономном округе летальные случаи не зарегистрированы.
Что на сегодня? Как вы знаете, за последние сутки в РФ подтвержденных случаев коронавирусной инфекции 8764. Мы наблюдаем снижение темпов прироста, хотя пока эти цифры большие. Существенное снижение демонстрирует Москва, но некоторый рост мы еще видим в других субъектах РФ, поскольку они были вовлечены в эпидпроцесс с опозданием порядка на две недели. Из этого количества (8764 новых случаев) более 4 тысяч случаев – это случаи без клинических проявлений, остальные – с клиническими проявлениями.
Хочу сказать также, что на 20 мая показатель выявленных лиц с положительным тестом на COVID-19 на 100 тысяч населения, что является как раз мониторируемым показателем, самым основным, превышен в 13 регионах страны, он выше, чем среднероссийский. Среднероссийский сегодня составляет 210,2 на 100 тысяч населения. Очевидно, что самые высокие показатели по распространению на 100 тысяч населения – это Москва, Московская область, Мурманская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.
За весь период у нас выздоровели 85 392 человека. К сожалению, умерли за весь период 2972. На протяжении последнего времени, как я уже отметила, темпы прироста снижаются. Снижение темпов прироста позволило и президенту страны, и правительству принять решение о смягчении ограничительных мер. Вы знаете, что смягчение ограничительных мер делится на две части. У нас заработали промышленность, стройки, агропромышленный комплекс, ряд других направлений, но те сферы услуг, которые непосредственно контактируют с населением, они, как вы знаете, открываются в соответствии с указом президента и методическими рекомендациями главного санитарного врача в три этапа. И здесь очень важно соблюдать те показатели, которые объявлены как показатели критериальные для перехода на тот или иной этап ослабления ограничительных мероприятий, чтобы потом не пришлось возвращаться обратно. Это очень чувствительные показатели, которые мы с вами должны вместе мониторировать.
Сегодня по самому ключевому показателю – коэффициенту распространения – могут перейти на первый и даже последующие этапы 17 регионов страны, но это данные на сегодняшний день.
Как вы понимаете, все ограничительные мероприятия привели к необходимости поддержки наших граждан и поддержки рынка труда. Вчера этому было посвящено большое, серьезное обсуждение у президента страны.
Я бы хотела вас проинформировать о том, что на цели поддержки граждан и рынка труда сегодня уже из федерального бюджета выделено 474 млрд рублей. А если сюда добавить еще выплаты, решения о которых были приняты по посланию президента, на детей от трех до семи лет, то это получится почти 600 млрд рублей. Из суммы 474 миллиарда, которые как новые ассигнования, 110,4 миллиарда – это мероприятия, которые предусмотрены для наших граждан и поддержки их на рынке труда. На сегодняшний день они уже исполнены на сумму 82,7 млрд рублей, в том числе по реализации мероприятий на рынке труда – 21,2 млрд рублей.
Хочу сказать, что работа в этом направлении будет продолжена. В ближайшее время в соответствии с поручением президента страны будет проведено совещание по образованию, которое состоится завтра, и реагированию сферы образования на ситуацию с ограничительными мероприятиями, а также совещание по дополнительным мерам, которые сейчас отрабатывает и практически уже отработало правительство, для поддержки наших граждан на рынке труда.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за возможность представить вам эту информацию и хочу пожелать вам здоровья. Берегите себя!
Председательствующий. Спасибо большое, Татьяна Алексеевна. Взаимно. Благодарю Вас за такой содержательный доклад, за системные выводы. Спасибо.
Переходим к вопросам.
Ольга Федоровна Ковитиди, пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Татьяна Алексеевна, спасибо за Вашу работу. Время показало, что стратегия борьбы с коронавирусной инфекцией была избрана верно. Но вопрос конкретный.
В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» федеральными проектами развития детского здравоохранения, развития первичной медико-санитарной помощи к концу 2020 года определено охватить в субъектах определенное количество людей диспансеризацией, в то время как постановлением правительства № 710 временно приостановлено проведение диспансеризации. Скажите, пожалуйста, будет ли в связи с этим корректировка показателей, для того чтобы была объективная информация?
И второе. Вы знаете о том, что остановлены все плановые приемы, тарифы пересчитаны за плановые осмотры, но показатели никто не разъясняет. Есть пожелания субъектов о том, чтобы все-таки были более конкретные разъяснения, методические рекомендации по каждому направлению, включая финансы, юристов, даже кадры.
Спасибо большое за работу.
Т.А. Голикова. Спасибо.
Уважаемые коллеги! Я хочу в целом проинформировать о том, как ситуация развивается по национальным проектам и, конечно, по диспансеризации.
В настоящее время в соответствии с поручением президента готовится проект национального плана по выходу из кризисной ситуации. Часть мероприятий национальных проектов, которые предусмотрены на 2020–2021 годы (а это сроки, на которые планируется принять общенациональный план), будут туда интегрированы, которые мы можем исполнять, которым не препятствует эпидситуация и там, где мы чувствуем, что показатели могут быть достигнуты.
Что касается тех направлений, которые не могут быть реализованы или могут быть реализованы с ограничениями в связи с эпидситуацией в регионах страны, то в течение лета до осени, то есть до формирования бюджета, нами будут скорректированы и отдельные мероприятия с точки зрения сдвижки вправо, и, соответственно, показатели этих мероприятий, для того чтобы, с одной стороны, все-таки исходить из выполнения тех национальных целей и национальных приоритетов, которые были обозначены президентом в указе 2018 года, а с другой стороны, снять напряжение, чтобы можно было делать это в более плановом режиме.
Что касается диспансеризации, да, мы ее приостановили. Исключительно только из соображений того, чтобы сохранить максимально жизни и здоровье наших граждан. Как только будет такая возможность, мы ее восстановим.
И что касается тарифов... Мы сейчас рассматриваем вопросы, которые касаются перегруппировки программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и, конечно, рассматриваем вопросы поддержки тех организаций, которые не работают с COVID-19, которые оказывают плановую помощь и которые оказались, в общем, со сниженным, наверное, финансированием в силу того, что они не имеют такого количества пациентов, которых они бы имели в случае, если бы ситуация была обычной.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Вячеславович Калашников, пожалуйста.
С.В. Калашников. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Татьяна Алексеевна! Мы все погружены в огромный информационный поток о том, что творится в связи с эпидемией. Хотелось бы в Вашем выступлении прояснить некоторые вопросы. К сожалению, существующая информация не дает представления ни о параметрах, ни об истинных причинах этого заболевания.
Самый простой вопрос. Вот у нас есть сумма заболевших (подчеркиваю: заболевших, а не зараженных), есть сумма вылечившихся и сумма умерших. Эти цифры друг с другом не соотносятся. Вопрос: вот те, которые и не выздоровели, и не умерли, – они где, в каком состоянии и сколько их?
Особая проблема – это проблема смертности. Мы не можем, к сожалению, сопоставить общую смертность в стране за определенный период с данными за 2019, за 2018 и предыдущие годы. Смертность от COVID – это абстрактная цифра… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте, Сергей Вячеславович.
С.В. Калашников. Она не может существовать только в рамках определенных нозологий. Могли бы Вы назвать конкретно, насколько увеличилась смертность, например, в России и как это структурируется по различным нозологиям?
Я мог бы приводить еще целый ряд вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Спасибо.
Т.А. Голикова. Я просто вынуждена буду сейчас дать некоторые пояснения, но я предполагала, что вы владеете этим и так.
О чем идет речь? Статистика смертности ежемесячно публикуется Росстатом – в конце месяца за предшествующий месяц.
С.В. Калашников. (Микрофон отключен.) За 2020 год не публикуется.
Т.А. Голикова. То есть где-то 29–30 мая мы увидим статистику по причинам смертности в РФ за апрель. Сейчас Росстатом начиная с 20-го числа согласно всем нормативным актам ведется сверка между Федеральной налоговой службой, которая собирает данные ЗАГС, и территориальными органами Росстата, которые эту статистику собирают и потом сводят в консолидированном виде по стране и по отдельным регионам в целом.
Что касается COVID. COVID… смертность от COVID, собственно, выявилась в РФ и начала регистрироваться в апреле. Это новое заболевание, оно особым образом кодируется в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения и по общим правилам, которые установлены международной классификацией болезней № 10. И в этом случае мы руководствуемся… 20 апреля вышли новые рекомендации по поводу того, как кодировать причины смертности от COVID. Но, изучив эти рекомендации, мы пришли к выводу, что никакой разницы между тем, как мы кодировали без этих рекомендаций, и тем, как мы будем кодировать с этими рекомендациями, у нас нет. Соответственно, для того чтобы определить сопоставимые ряды по смертности, мы должны будем получить как минимум данные за апрель (это был первый месяц в РФ, когда смертность от COVID начала регистрироваться) и только после этого делать выводы о том, по каким причинам растет или снижается смертность.
Для справки: в РФ смертность за три месяца этого года снизилась на 3,3 процента, или на 21 тысячу человек. По предварительным данным, хочу здесь особо подчеркнуть: на которых мы не базируемся, но которые мы берем для оценки общей ситуации (это данные налоговой службы), смертность в апреле может снизиться на 3,8 процента (я имею в виду весь прошедший период с начала года). Но не могу точно сейчас ручаться за эту цифру, потому что ее можно будет представить полностью только после того, как официально данные опубликует Росстат.
Что касается статистики по заболевшим, то это тоже статистика. Она тоже официально собирается и также официально будет представлена.
Что касается еще одного показателя – показателя летальности, который я привела в своем докладе, то показатель летальности сейчас составляет в РФ 0,95 процента и, как я уже сказала, в разы ниже, чем общий показатель по миру. Этот показатель считается как количество умерших, которых мы регистрируем в оперативном мониторинге, но, подчеркиваю, не в официальной статистике, к тому количеству заболевших, которое на сегодняшний день зафиксировано в РФ. С точки зрения заболевших это абсолютно корректная и абсолютно точная информация, потому что регистрируется она особым образом, на основе данных лабораторий и медицинских организаций, которые проводят тестирование на COVID-19. Я сказала, что есть бессимптомно протекающие заболевания, есть заболевания с симптомами. Если симптомы развиваются серьезно, то человек поступает в медицинскую организацию, и информацию о количестве выписанных из медицинских организаций мы тоже регулярно представляем.
На что еще хочу обратить внимание? Хочу обратить внимание на тестирование (может быть, не так я выпятила эту тему). Почему мы с самого начала начали наращивать тестирование в РФ? Для чего это было нужно? Понятно для чего – для того чтобы максимально выявлять, для того чтобы профилактировать и предупреждать. И понятно, что чем больше мы выявляем, тем ниже у нас будет и процент летальности, и показатели смертности в будущем.
Хочу также обратить внимание на то, что показатель тестирования является одним из ключевых, основных, которые определяют готовность субъекта РФ к переходу на тот или иной этап послабления мероприятий в отношении сферы услуг. Это важно. И на первом этапе этот показатель составляет 70 исследований на 100 тысяч в день, на втором этапе – это 90 тысяч, на третьем этапе – это 130 тысяч. Для чего это делается? Это понятно – для того чтобы мы максимально быстро могли реагировать на развитие ситуации.
Нам часто задают вопрос и говорят: «Вот вы говорите, что, например, в городе федерального значения Севастополе низкий показатель заболеваемости. Наверное, там скрывают. Наверное, там низкий показатель тестирования». Коллеги, каждый регион, с одной стороны, самостоятельно, с другой стороны – с федеральной поддержкой развивал эту ситуацию с тестированием. И чем больше (мы это видим реально сегодня) регион тестирует, тем лучше у него ситуация. То же самое относится… Я не случайно привела город федерального значения Севастополь – потому что на сегодняшний день он демонстрирует самый низкий темп прироста в России по заболеванию новой коронавирусной инфекцией.
Извините за такое расширенное информирование вас, но это тема, которая постоянно звучит и, я думаю, будет еще долго звучать, потому что любую страну, не только Российскую Федерацию, в конечном итоге по завершении пандемии будут оценивать, а какое количество человеческих жизней удалось спасти. Поэтому мы, со своей стороны, наши уважаемые коллеги – врачи, социальные работники и все те, кто задействован сегодня в этом процессе, делаем все возможное, для того чтобы спасать самое главное – человеческую жизнь.
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Алексеевна.
Коллеги, в темпе вопросы.
Татьяна Алексеевна, много вопросов, просьба тоже это учитывать.
Дмитрий Александрович Шатохин, пожалуйста.
Д.А. Шатохин, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Коми.
Татьяна Алексеевна, Вы достаточно подробно рассказали об обсерваторах и обсервациях. Очень коротко. У меня вопрос: стоит ли обсервацию признать страховым случаем и, соответственно, финансирование обсерваторов, которые сегодня финансируются абсолютно из разных источников, в том числе из ОМС производить?
И второе. Стоит ли рассчитывать субъектам, где обсервация сегодня по численности наибольшая (это, понятно, Московская область – Шереметьево, Ленинградская область, Екатеринбург и северные регионы, один из которых я представляю, где мы производим обсервацию вахтовиков), на возмещение какие-то расходов? Спасибо.
Т.А. Голикова. Спасибо. Этот вопрос был в перечне вопросов, ответы на которые мы достаточно детально дали в представленной вам информации.
Я сразу хочу сказать, что это региональное полномочие – содержание обсерваторов, как бы грустно это ни звучало для коллег из субъектов РФ. Но мы не можем уравнять оплату медицинских работников и там, и там, поскольку обсерваторы – это учреждения, скажем так, или структурные подразделения, которые должны работать с людьми, находящимися под подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией, а не с заболевшими. Ведь сегодняшние выплаты как раз нацелены на стимулирование наших врачей, среднего и младшего медицинского персонала на работу с заболевшими, на работу в «красной зоне».
Председательствующий. Спасибо.
Татьяна Алексеевна Кусайко, пожалуйста.
Т.А. Кусайко, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Мурманской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Татьяна Алексеевна, Вы коснулись вопросов перепрофилирования коек под «ковидных» больных. Мой вопрос состоит вот в чем: на Ваш взгляд, можно ли предусмотреть утверждение стандарта оснащения коек для лечения внебольничных пневмоний именно по той причине, что COVID может быть причиной внебольничной пневмонии, разработать стандарт подобно стандарту для коек под COVID для той цели, чтобы при определении объема федеральной поддержки, предоставляемой субъектам на развертывание коек фонда для лечения пациентов с COVID, учитывались также расходы на развертывание коек для пациентов с внебольничными пневмониями? Спасибо.
Т.А. Голикова. Спасибо.
Коллеги, я просто сразу хочу сказать, что стандарт для внебольничной пневмонии особо не отличается от стандарта для COVID, и это все то же самое – это обеспечение кислородом, это обеспечение аппаратами ИВЛ, аппаратами ЭКМО. И многие субъекты РФ, разворачивая дополнительные койки, собственно, этим и руководствуются, и мы их на это и нацеливали.
Стандарт делится, скажем, на финансовый стандарт с точки зрения обеспечения и стандарт медицинский с точки зрения того, как это должно выглядеть. У нас (я хочу объяснить) как такового финансового стандарта не было, это были рекомендуемые минимальные нормативы, которые мы доводили до регионов с учетом того, что у них уже имелось, и с учетом потенциальных затрат, которые могли бы быть. И что важно – по ходу мы корректировали этот подход, исходя из того, о чем нам говорили регионы страны и медицинские работники, как это должно было бы выглядеть, по одной простой причине – что мы столкнулись с этим впервые.
Что касается внебольничных пневмоний (и ОРВИ, кстати, которые больше на дому… но тем не менее), в этом году мы существенно нарастили диагностику, в том числе внебольничных пневмоний, и это дало нам возможность в том числе вот так среагировать на заболеваемость и смертность, которые есть в РФ. Но тем не менее мы сейчас думаем о том, чтобы изменить наши подходы к развитию инфекционной службы в РФ, дополнив определенными и нормативами, и нормативными документами, с тем чтобы этим можно было руководствоваться в перспективе.
Председательствующий. Спасибо.

стенограммы, окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/7683542.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments