leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект первого чтения об освобождении институтов развития от уголовной ответственности

Законопроект первого чтения об освобождении венчурных институтов развития от уголовной ответственности – Вячеслав Никонов Освобождает от ответственности если не все получится Нужны оправки в УК – Николай Коломейцев У вас более 30 институтов развития деньги оказываются в оффшорах и США Только Роснано вывело 47 млрд
11. 929579-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в части поддержки высокорисковых инновационных и технологических проектов)
Документ внесен правительством 25.03.20.
Представила замминистра экономического развития Оксана Тарасенко.
Председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Законопроект направлен на формирование единой системы принципов обеспечения государственной поддержки инновационной деятельности и реализации высокорискованных технологических проектов и предусматривает следующее:
1) Вводятся новые понятия:
- «технологический проект» – комплекс мероприятий, ориентированный на осуществление научно-исследовательских работ, создание, развитие и (или) масштабирование производства продуктов или технологий, характеризующийся высокой степенью риска и неопределенностью результатов реализации такого комплекса мероприятий;
- «венчурное и (или) прямое финансирование инновационных и (или) технологических проектов» – долгосрочное вложение средств, предоставленных в рамках финансирования государственной поддержки инновационной деятельности за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, в рамках одной или сочетания нескольких из следующих форм вложений (финансирования): участие в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, приобретение прав, связанных с таким участием, приобретение инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, участие в фондах прямых инвестиций в соответствии с законодательством РФ или применимыми согласно положениям законодательства РФ нормами законодательства иностранного государства на территории РФ, участие в договорах инвестиционного товарищества, участие в иных формах коллективных инвестиций, основанных на принципах совместного инвестирования денежных средств в рамках общей инвестиционной стратегии (политики) и совместного участия с другими инвесторами в распределении прибыли и убытков от инвестирования, предоставление кредитов, займов, иных долговых инструментов, в т.ч. с условием их конвертации (зачета), выдача гарантий и поручительств, а также в рамках иных не противоречащих законодательству РФ форм вложений;
- «институт инновационного развития» – организация, осуществляющая поддержку инновационной деятельности путем предоставления мер государственной поддержки лицам, осуществляющим инновационную деятельность, в формах, предусмотренных законопроектом, в т.ч. путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных и (или) технологических проектов (перечень федеральных институтов инновационного развития утверждается Правительством РФ, а перечни региональных институтов инновационного развития – органами исполнительной власти субъектов РФ);
2) Предусматриваются особенности и условия венчурного и (или) прямого финансирования инновационных и (или) технологических проектов:
- государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в т.ч. через институты инновационного развития, путем осуществления ими венчурного и (или) прямого финансирования инновационных и (или) технологических проектов;
- источником средств для венчурного и (или) прямого финансирования инновационных и (или) технологических проектов могут являться средства, предусмотренные законодательством РФ, включая бюджетные средства;
- плановыми (прогнозными) результатами (эффектами) реализации инновационных и (или) технологических проектов, осуществляемых за счет венчурного и (или) прямого финансирования, могут являться финансовые, экономические, социально-экономические, научно-технические и (или) иные общественно полезные результаты;
- при осуществлении венчурного и (или) прямого финансирования инновационных и (или) технологических проектов учитывается неопределенность рыночных и технологических перспектив реализации таких проектов, которая может повлечь в т.ч. потерю финансовых и иных ресурсов;
- институты инновационного развития при предоставлении венчурного и (или) прямого финансирования инновационных и (или) технологических проектов, а также при предоставлении мер государственной поддержки в иных формах, проводят надлежащие экспертизы указанных проектов до начала их финансирования, в процессе их реализации и после завершения (при необходимости), а также обеспечивают целевое расходование бюджетных средств, выделенных в целях поддержки инновационной деятельности;
- условия и допустимые формы государственной поддержки инновационной деятельности, особенности определения целевого характера использования направленных на государственную поддержку технологических и (или) инновационных проектов бюджетных средств и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, устанавливаются Правительством РФ;
3) Предусматривается, что оценка эффективности институтов инновационного развития, осуществляющих венчурное и (или) прямое финансирование инновационных и (или) технологических проектов, а также результатов такой деятельности проводится по принципу интегральности и ретроспективности, который означает, что оценке подлежит достижение целевых и промежуточных, а также плановых (прогнозных) результатов инновационной деятельности с момента первоначального получения субъектом государственной поддержки средств государственной поддержки.
Первое чтение 307 0 1 13:22

Стенограмма обсуждения
11-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике.
Докладывает официальный представитель Правительства заместитель Министра экономического развития Оксана Валерьевна Тарасенко.
Тарасенко О. В., официальный представитель Правительства РФ заместитель Министра экономического развития РФ.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Минэкономразвития представляет законопроект, разработанный в соответствии с поручением президента. Целью законопроекта является формирование единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности.
Впервые в законопроекте предлагается закрепить понятия: «технологический проект», «венчурное и прямое финансирование», и определение института инновационного развития.
По аналогии с мировыми практиками устанавливается принцип проведения оценки эффективности использования бюджетных средств при реализации инновационных и технологических проектов по портфелю.
Закрепляется также принцип аудита процесса, предоставление государственного венчурного финансирования, его особенности планируется установить подзаконным актом правительства. Они будут включать формы и условия применения бюджетных средств, критерии и принятие решения о финансировании стартапов, методы управления рисками, правила оценки эффективности и другое.
Таким образом, произойдёт взаимоувязка бюджетного законодательства в части предоставления бюджетных средств и особенность инновационной высокорисковой деятельности.
Мы остаёмся в диалоге с нашим профильным комитетом, провели ряд консультаций, и в настоящее I время проводим работу по дальнейшему усовершенствованию законопроекта. Благодарю за внимание. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Оксана Валерьевна. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Вячеслав Алексеевич Никонов председатель Комитета по образованию и науке.
Никонов В, А., Председатель Комитета ГД по образованию и науке, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Глубокоуважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Пётр Леонидович Капица, известный академик, Нобелевский лауреат, организатор науки говорил: руководить – это, значит, дать хорошим людям работать. Вот законопроект как раз об этом.
Современная экономика, она инновационная экономика, и чем дальше, тем больше это будет так.
Коронавирусный кризис вывел сейчас высокотехнологичные отрасли на самый пик. К сожалению, наши венчурные информационные разработки идут не самым лучшим образом во многом, потому что государственная помощь обставлена большим количеством условий, и те, кто рискует предпринимать венчурные разработки, а они и не всегда дают результат, рискует столкнуться с прокуратурой, со Счётной палатой и с уголовным преследованием.
Вот законопроект как раз ровно об этом, чтобы венчурные исследования, которые проводятся, всё-таки избавляли людей от уголовной ответственности, если вдруг у них что-то не получится. Хороший законопроект. Он решает далеко не все вопросы, которые возникают. Очевидно, что эти проблемы не решить только поправками в законодательство о науке. Нужны, безусловно, поправки в Уголовный кодекс, что мы будем предусматривать, я думаю, при втором чтении. Есть довольно много замечаний к представленному правительству законопроекту, но мы готовы с ним работать. И я уверен, что ко второму чтению он будет лучше. А если мы его примем уже в том виде, в каком мы его видим, мы действительно дадим хорошим людям работать. Комитет просит поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.
Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемая Оксана Валерьевна, ну, вероятно готовя этот закон, вы в министерстве проанализировали все институты развития, их у вас более 30. Скажите, пожалуйста, почему столь низкая эффективность и почему колоссальные деньги, выделенные Роснано, это первая группа института развития, «Сколково» фактически зачастую оказывались в оффшорных юрисдикциях или в американских? И ответственность, мы помним, Меламеду объявили, а он уже в Америке и так далее. Вот ваш закон уберегает утечку финансов, вот выделенных на нужное дело? Спасибо.
Тарасенко О. В. Спасибо большое за вопрос.
Ну, во-первых, я хочу сказать, что под министерством находятся РВК, Роснано и другие институты развития, но не 30 штук. При этом в настоящий момент мы проводим работу действительно по проверке и мониторингу эффективности деятельности институтов развития совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Наш законопроект, он прежде всего направлен на то, чтобы добросовестный инвестор имел возможность инвестировать и не бояться необоснованного уголовного преследования.
Таким образом мы как раз и устанавливаем такие правила игры, по которым добросовестный инвестор сможет следовать и соответствующие критерии к нему будут применяться.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. Осадчий Н. И., фракция КПРФ. Спасибо.
Вопрос к представителю правительства. Уважаемая Оксана Валерьевна, вопрос касается понятийной части законопроекта. Вот есть определение, которое вы предлагаете: технологический проект – комплекс мероприятий, ориентированный на осуществление научно-исследовательских работ и так далее, характеризующийся высокой степенью риска и неопределенностью результатов реализации такого комплекса мероприятий.
Ну, не слишком ли сужается понятие «технологический проект» в данном случае?
И второе. То, что касается институтов инновационного развития. Почему вы предлагаете записать, что перечень этих институтов утверждается Правительством РФ? Ведь они уже существуют эти институты, и перечень определенный есть. Какие-то еще вы планируете? Если есть такое предположение, то, пожалуйста, проинформируйте. Спасибо.
Тарасенко О, В. Спасибо большое за вопрос.
Касательно определения «технологический проект» у нас были соответствующие замечания профильного комитета. Мы это понятие доработаем, учтем и ко второму чтению представим иное определение, более широкое.
Касательно права наделения правительства правом утверждения перечня институтов развития, перечня в настоящий момент нет. Председательствующий. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Уважаемая Оксана Валерьевна, скажите, пожалуйста, каким образом в законе решается проблема снижения рисков уголовного преследования за вложение в высокорисковые активы?
Вот я внимательно прочитал вдоль и поперек закон несколько раз, почитал пояснительную записку, ну, цель благая, всё понятно, но каким образом она решается? Покажите, пожалуйста.
Спасибо.
Тарасенко О. В, Речь идет, прежде всего, про государственное финансирование. Мы же все понимаем, что инвестирование в высокотехнологичные проекты, в стартапы, это всегда огромный риск.
Поэтому таким образом мы устанавливаем определенные особенности для определения того, насколько проект успешен или нет?
Для этого вводится портфельный подход, то есть таким образом будет оцениваться в целом, на сколько... То есть оценка венчурного фонда будет учитывать всю совокупность вложений во все проекты, а не в каждый в отдельности. И венчурный фонд будет признаваться успешным, когда растёт стоимость портфеля, при этом отдельные проекты могут быть убыточными. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить от фракции? Есть. Включите запись на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович.
Я напоминаю, что у нас по три минуты выступления.
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Наша фракция поддержит этот законопроект, но не потому что он хороший, а потому что если мы его не поддержим, то лучше законопроект всё равно правительство не внесёт, как я уже с этой трибуны говорил. И одна надежда на наших специалистов в комитете, надеюсь, что Вячеслав Алексеевич, он высказал уже позицию, что вы готовы дорабатывать этот законопроект.
На самом деле его не просто дорабатывать, его нужно будет просто переписать, потому что это не закон, он не решает тех задач, которые поставил президент.
Представитель правительства мне не ответила на вопрос. Я задал вопрос: где в законе написано, где, какое положение, вот он, весь закон, я прочитал его весь, решает проблему, поставленную президентом? Вы не ответили. Но не потому что вы не смогли ответить, просто нет этого положения здесь. То есть он не о том, о чём просит президент, это формальное выполнение указания президента, о чём я неоднократно говорил с трибуны этой Думы. Ну нельзя так относиться к поручениям президента.
Дальше. Очень важная вещь здесь записана, да? Вот в пояснительной записке вы написали, что надо снижать риски уголовного преследования.
Действительно, у нас инвестиции в высокорисковые активы, в венчурные инвестиции ну крайне малы, и они крайне малы не только потому, что государство не вкладывает, частный бизнес тоже не вкладывает. Почему? Да потому что если вы вкладываете деньги на первоначальном этапе в какие-то прорывные технологии, которые технологически применить на территории РФ не можете, то есть коммерциализовать эти результаты этой деятельности вы не можете здесь, то вы вкладываете деньги в развитие других экономик, потому что они там коммерциализуются. Поэтому нужно всю цепочку просмотреть.
И вот такими вот законопроектами эта проблема не решится. А знаете, что решит, какие задачи решит этот законопроект? Постановление правительства утвердит список специальных институтов развития, которые получат государственные деньги и которые их освоят, и теперь без риска уголовного преследования. Вот я боюсь, что по этому пути как раз всё и пойдет.
Чтобы меня убедить в обратном, ну напишите закон, где будет четко написано, что эти риски будут минимизированы. Пока что в этом законе этого нет.
Но я надеюсь, что ко второму чтению он серьезно изменится.
Поэтому еще раз хочу сказать, что мы готовы поддержать этот законопроект, потому что проблема, поставленная президентом, она правильная, ее нужно решать, но решать ее, видимо, придется нам.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Маловато времени для серьезного вопроса, но я постараюсь.
Вот я думал как, выйдет замминистра и скажет – у нас в 2020 году заканчивается первый вариант! стратегии инновационной системы на долгосрочную перспективу, понимаете, который был принят в 2011 году.
К сожалению, правительство есть, деньги тратит... Я вот вам рекомендую, есть доклад НИИ при Минфине известного Назарова на 208-ми страницах, где есть анализ всех институтов развития (их 30). У меня есть перечень. У меня времени нет их перечислять, вот они на пять групп разбиты. Я вам могу потом сказать. Я вот остановлюсь только на первой.
Есть материалы Счётной палаты. Мы с группой депутатов в прошлом созыве (117), возмущённые непонятностью расходования больших средств на «Роснано», сделали поручение Счётной палате об эффективности, и что выявили. Все отъезды Меламеда с этим связаны. Выявили то, что 302 миллиарда с учётом госгарантий были выделены «Роснано», 167 миллиардов – «Сколково». Но когда Счётная палата начала проверять, то, оказывается, деньги списывались двумя ведомствами по одним проектам и зачастую, вот вдумайтесь, только «Роснано» 47 миллиардов вывело в офшорные юрисдикции. Понимаете?
Поэтому с моей точки зрения начинать надо не с этого. Вот Министерству экономического развития, его новому составу первое, что надо сделать, проинвентаризировать, а там до 10 триллионов за это время выделено в эти 30 институтов развития. Ну что это за институты развития? «Внешэкономбанк», который вы взяли, изменения внесли, переголосовали, и забыли почти 4 триллиона, понимаете, которые, как расходованы.
В Ростовской области через «ВЭБ» профинансировано создание эффективного предприятия «Евродон», которое дало в депрессивной шахтёрской зоне 12 тысяч рабочих мест и 500 тонн мяса индейки в год, понимаете. Что сделали? 47 миллиардов потратили, отдавали кредиты уже по миллиарду в год, платили заработную плату, налоги, взяли его, не перекредитовали, обанкротились, сегодня ничего, 47 миллиардов похоронено. И можно найти кучу других вопросов.
Я уже называл «Роснано» и «Сколково». Назовите мне хоть один позитивный момент, ради чего они были созданы, не найдёте. Но деньги-то, надо спросить, где они. А вы предлагаете освободить от уголовной ответственности жуликов, которые ... триллионы, выделенные на полезное дело.
Поэтому с нашей точки зрения вначале должна быть экспертиза... (Микрофон отключён.)
Председательствующий, Добавьте минуту.
Коломейцев Н. В. ...объединить, и только после этого все остальные вопросы.
А так вы предлагаете освободить тех, кто уже разворовал, это неправильно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Загребин Алексей Егорович, пожалуйста. Загребин А. Е., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Представляемый проект федерального закона нацелен на создание адекватных правовых условий и гарантий как институтов инновационного развития, так и компаний, осуществляющих инновационную деятельность в целях выполнения поручения Президента РФ.
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» считает обсуждаемый законопроект актуальным, соответствующим приоритетам научно-технологического развития РФ, и будет голосовать за его принятие в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Оксана Валерьевна, у вас есть возможность с заключительным словом выступить.
Тарасенко О. В. Да, спасибо большое за обсуждение. Будем работать над законопроектом ко второму чтению совместно со всеми комитетами под руководством нашего профильного комитета.
Хотела бы ещё раз сказать, что в посткризисную экономику высокотехнологичная сфера, она будет одним из драйверов экономик, поэтому этот законопроект 1 крайне важен, он действительно описывает единые принципы по финансированию и возможности добросовестным, ещё раз говорю, участникам процесса спокойно инвестировать в стартапы и поддерживать технологичные российские компании. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Вячеслав Алексеевич, будете выступать? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
Включите режим голосования. Первое чтение.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 21 мин. 46 сек.)
Проголосовало за 307 чел 68,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 308 чел.
Не голосовало 142 чел. 31,6%
Результат: принято
Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments