leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Счетная палата поздравляет предпринимателей России с профессиональным праздником

Счетная палата поздравляет предпринимателей России с профессиональным праздником
26 мая страна отмечает День российского предпринимательства. Этот праздник посвящен тем, кто, создавая и развивая собственный бизнес, вносит вклад в развитие экономики страны.
Сегодня из-за пандемии коронавируса многие предприниматели и, в первую очередь представители малого и среднего бизнеса, оказались в непростой ситуации и особенно нуждаются в помощи государства. Правительство уже приняло ряд мер для поддержки наиболее пострадавших отраслей бизнеса. Однако, по мнению главы Счетной палаты, эти меры необходимо распространить на весь малый и средний бизнес. «Да, это удвоит и утроит объем поддержки, но сегодня на это надо пойти», – считает он.
Счетная палата давно держит на контроле реализацию мер поддержки МСП. Ряд наших рекомендаций по итогам контрольных и аналитических мероприятий уже реализован Правительством РФ:
* в Федеральный план статистических работ внесен показатель «Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте»;
* внедрены правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, предусматривающие дифференцированный подход к расчету размера субсидии.
К сожалению, не все наши предложения пока учтены. Например, не проведена оценка влияния конкретных мер господдержки на развитие МСП, не унифицированы требования к организации деятельности региональных гарантийных и микрофинансовых организаций, не уточнен перечень показателей, характеризующих развитие сектора МСП. Но мы не планируем отступать и будем добиваться реализации всех предложенных нами мер.
В 2019 году Счетная палата начала мониторинг национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».
Первые промежуточные результаты были подведены в начале 2020 г. и опубликованы на нашем сайте. В ходе мониторинга Счетная палата обратила внимание, что средства на реализацию нацпроекта получают одни лица, а несут ответственность за достижение целей – совсем другие. Так, 260,5 млрд рублей или 62,9% средств, предусмотренных на реализацию нацпроекта в 2019-2024 годах получат Корпорация МСП, Банк МСП, кредитные организации и др. При этом за целевые показатели нацпроекта (рост числа занятых в сфере МСП, рост доли МСП в ВВП и в несырьевом экспорте) отвечают не они, а высшие должностные лица регионов.
В 2020 году Счетная палата продолжит мониторинг реализации нацпроекта. Также в этом году мы планируем проверить деятельность Корпорации МСП и в целом проанализировать систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которая нуждается в системной, институциональной переработке. «Об этом мы говорили еще до наступления нынешних кризисных явлений, которые лишь подтвердили правильность сделанных выводов. По результатам запланированных проверок будут подготовлены в том числе и предложения по «перенастройке» системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России», – пояснил аудитор Счетной палаты Данил Шилков.
Экскурс в историю проверок в сфере МСП
* Анализ мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах
Меры господдержки, оказанные субъекта МСП в 2014-2017 гг. не привели к существенному росту их количества: оно оставалось примерно на одном уровне (5,5-6 млн), а численность работников изменялась незначительно (18,9-19,3 млн человек). Таким образом, поставленная Президентом цель – довести численность работников в малом и индивидуальном предпринимательстве до 20 млн человек к 2018 г. – не была достигнута.
* Проверка реализации Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015-2017 гг.
В 2015-2017 гг. субъекты малого и среднего предпринимательства получили от Корпорации «МСП» 4912 гарантий на сумму 44 млрд руб. В целом реализация Программы обеспечила достижение плановых значений показателей, установленных Приоритетным проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и основными положениями Стратегии развития Национальной гарантийной системы.
* Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на развитие микрофинансирования и гарантийной поддержки в субъектах Российской Федерации
Меры гарантийной и микрофинансовой поддержки не способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионах. За гарантийной поддержкой в 2015-2017 гг. обратились около 0,1% от общего количества субъектов МСП, за микрозаймами – 0,3-0,4%. При этом большинство предпринимателей, получивших поддержку, не улучшили свои финансовые показатели, а отдельные и вовсе прекратили свою деятельность вскоре после ее получения.
* Проверка эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе в 2015-2018 гг.
В 2015-2018 гг. в регионах ДФО наблюдалась тенденция увеличения объемов финансовой поддержки, предоставленной малому и среднему бизнесу организациями инфраструктуры поддержки субъектов МСП, институтами развития и кредитными организациями. Однако это не привел к увеличению основных показателей развития МСП в этих регионах.
* Оценка состояния гарантийной поддержки и микрофинансирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2015-2018 годах и первом полугодии 2019 года
В 2015-2018 годах не сформировалась устойчивая тенденция роста малого и среднего бизнеса. Численность работников, занятых в сфере МСП, изменялась незначительно - в диапазоне 18,9–19,3 млн человек. Количество субъектов МСП оставалось примерно на одном уровне: 5,5–6 млн, одновременно число средних предприятий снизилось с 20,4 до 16,7 тысяч.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments