leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 27.05.20 правительственный час Максим Решетников – часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 27.05.20 правительственный час Максим Решетников – часть 1
Переходим к обсуждению вопроса для нас очень важного, думаю, что это мнение общее, потому что мы его с вами сформировали таким образом и предложили выступить в Государственной Думе Максиму Геннадьевичу Решетникову – Министру экономического развития. Максим Геннадьевич сегодня пришел не один, со своими заместителями, он впервые в Государственной Думе в новой должности. Давайте его поприветствуем.
Вопрос о теме, тема «О поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространение новой коронавируснои инфекции».
Пожалуйста, Максим Геннадьевич Решетников.
Решетников М. Г., Министр экономического развития РФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты!
В своем докладе я остановлюсь на видении текущей ситуации в экономике, которая сложилась в результате распространения коронавируснои инфекции и той системе антикризисных мер, которые правительство реализует в целях поддержки малого, среднего бизнеса.
Начну с оценки ситуации в экономике. Ситуация в мировой экономике остается крайне неопределенной, красноречивые показатели этой неопределенности это тот разброс оценок, который мы сейчас наблюдаем среди аналитиков и международных организаций.
Сейчас страны, которые в апреле, в марте-апреле ввели жесткие карантинные меры, начинают постепенно открывать свои экономики. Однако процесс открытия идет сложно и рассчитывать на быстрый отскок не стоит. Например, экономика Китая после снятия карантина восстановилась до уровня менее 75 процентов от предкризисного.
При этом сделка «ОПЕК+» помогла стабилизировать ситуацию, оценка цен на нефть 31 доллар за баррель сорта Urals по этому году и 35 по 2021-му. При этом сразу скажу, что с учётом нашей макроэкономической политики, накопленных прогнозов даже такой уровень цен на нефть позволяет нам с абсолютной уверенностью говорить о выполнении всех обязательств.
Теперь о ситуации в экономике страны. Для оперативного мониторинга министерство с начала апреля ежедневно разрабатывает индикатор экономической активности, он построен на анализе первичных данных о ситуации в потребительском секторе, мы используем данные онлайн контрольно-кассовой техники о перевозках грузов, потреблении электрической энергии, экспорте и импорте. Мы видим, что с 12 мая, когда регионы перешли к постепенному снятию ограничений, стали появляться признаки оживления. На сегодняшний момент мы достигли уровня в 79 процентов от докризисного, уровня экономической активности.
В то же время надо понимать, что значительный объём экономики находится что называется в заморозке, под ограничением во многом находится сектор непродовольственной розницы, выключен общепит и туризм. При этом эпидемиологическая ситуация постепенно улучшается, это значит, что уже сейчас есть возможности поэтапно снимать ранее принятые ограничения, и регионы этими возможностями пользуются.
Второй показатель, который мы анализируем, это уровень закрытости региональных экономик, это доля работников в секторах экономики, которые находятся под ограничениями, отнесённая к общему числу экономически активного населения. В конце апреля индекс закрытости в среднем составлял 28 процентов, то есть 28 процентов всех рабочих мест находились под теми или иными ограничениями. Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к снижению этих показателей, идёт рост открытости экономики. На сегодняшний момент под ограничениями находится уже только 17 процентов рабочих мест, хотя, конечно, это тоже большой показатель.
При этом необходимо отметить, что процесс открытия будет сопровождаться длительным периодом работы бизнеса в условиях дополнительных ограничений. Это и ограничения по используемой площади объектов, и по плотности клиентского потока, и временный запрет на проведение массовых мероприятий, и необходимость использования средств индивидуальной защиты. Исходя из этих предпосылок, наши оценки на этот и последующий год выглядят следующим образом.
Мы ожидаем снижение экономики в этом году до 5 процентов.
Уменьшится как потребительский, так и инвестиционный спрос, В 2021 году мы ожидаем восстановления экономики на 2,8 процента. Но этот прогноз мы сейчас корректируем с учетом мероприятий общенационального плана восстановления экономики, подготовка которого сейчас завершается на площадке правительства.
Считаем, что влияние эффекта ослабления валютного курса в марте-апреле этого года и его перенос на потребительские цены практически исчерпан. Инфляция остается на низких уровнях, У нас среднегодовой уровень инфляции сейчас апрель этого к апрелю прошлого года на уровне 3,1 процента. Поэтому мы исходим из того, что планку в 4 процента, этот целевой индикатор, мы не перешагнем.
Принятые меры по сохранению занятости позволяют ограничить, но не предотвратить высвобождение работников. На текущий год мы закладываем умеренный рост безработицы в среднем по году до 5,7 процента. При этом снижение реальных располагаемых доходов будет ограничено благодаря активной социальной политике. Мы в этом году тем не менее ожидаем снижения до уровня минус 3,8 процента. Во многом благодаря из-за результатов второго квартала мы ожидаем снижения реальных располагаемых доходов населения по второму кварталу на 6 процентов, но меры дополнительной социальной поддержки позволили нам как раз сгладить. Если бы мы их не приняли, падение было бы существенно больше – до 7,5 процента.
В следующем году мы ожидаем восстановления и доходов, и заработных плат примерно на 3 процента в реальном выражении.
В этих условиях антикризисная политика правительства охватывает несколько этапов.
Первый этап – это меры правительства в период действия жестких ограничений. Они были направлены на максимальное снижение условно постоянных, текущих издержек бизнеса, для того чтобы максимум средств высвободить для выплаты заработной платы. Дополнительно были выделены на этом этапе средства на поддержание доходов людей, которые остались Оез работы.
Следующий этап мер связан с прямой финансовой поддержкой компаний. Были запущены программы кредитования, увязанные с сохранением рабочих мест, списание налогов!и расширение прямой поддержки населения, в особенности семей с детьми.
Общая стоимость мер поддержки в рамках всех антикризисных пакетов на сегодняшний момент составила 3 триллиона 300 миллиардов рублей.
Значительная часть пакета мер рассчитана на компании, которые работают ш особо пострадавших отраслях, прежде всего, на субъекты малого и среднего бизнеса» В перечень вошли 42 сферы. На сегодняшний день в них занято более 6 миллионов человек, из них 3 миллиона 300 тысяч – в компаниях среднего бизнеса.
Одна из первых мер, принятых правительством для оказания поддержки бизнеса, это предоставление отсрочек по налогам. Было реализовано поручение президента страны о переносе сроков уплаты налогов и взносов ш социальные фонды. Это затронуло более 1 миллиона 600 тысяч организаций я индивидуальных предпринимателей, 1 относящихся к категории малого т среднего бизнеса в пострадавших отраслях. Общий объем перенесенных налогов и страховых взносов составил около 90 миллиардов рублей. Более толк, в дальнейшем по этим суммам будет предоставлена рассрочка в ... сроком на один год.
Кроме того, такие субъекты малого и среднего бизнеса бумут освобождены от платежей по налогам и страховым взносам за второй квартал текущего года примерно на такую же сумму. Для тех компаний, которые работают в пострадавших отраслях, но превысили порог МСП, есть возможность получить отсрочку по налогам в заявительном порядке условием здесь является снижение доходов более чем на 10 процентов. Мы оцениваем, что с мая по август воспользоваться такой отсрочкой смогут еще более 50 тысяч предприятий.
И, конечно, ключевая мера, которая окажет поддержку всему бизнесу в долгосрочной перспективе, А это снижение социальных взносов для всех субъектов МСП с 30 до 15 процентов. Это одна из наиболее мощных и в инансовом и в плане влияния на развитие предпринимательства принятых мер, Далее. Важной статьей затрат для малого и среднего бизнеса являются арендные платежи. Бизнес часто ставил вопрос, что действующие договора аренды в нынешних условиях, по сути, оказались кабальными. И, несмотря на то, что в большинстве случаев арендодатели ведут себя ответственно, идут навстречу бизнесу, договариваются о снижении 1 арендных платежей, I об отсрочках, но есть определенная, не очень большая часть арендодателей, которая пытается, что называется, выжать все соки из оизнеса.
11 вот этой небольшой части зачастую достаточно, чтобы поставить под вопрос существования всего малого и среднего бизнеса.
В этой связи поправки, которые были выработаны на площадке Государственной Думы, относительно возможности расторжения договоров аренды без уплаты штрафов для субъектов МСП в пострадавших отраслях, те поправки, которые здесь сформированы на прошлой неделе, и законопроект, который вами был поддержан, он существенно усиляет переговорную позицию малого и среднего бизнеса, и, соответственно, эта мера спасёт ни одну тысячу предприятий МСП.
В дополнение к этому надо сказать, что по 34 тысячам объектов имущества государственной и муниципальной собственности также были предоставлены отсрочки и рассрочки в соответствии с теми решениями, которые и вы, и в развитие этих норм уже Правительство РФ приняло.
Уважаемые депутаты, в соответствии с принятым вами законом, банки предоставляют кредитные каникулы организациям и гражданам, которые столкнулись с падением доходов на 30 и более процентов. Банками на сегодняшний момент уже перенесено почти 150 миллиардов рублей задолженности организаций и физических лиц, при этом две трети – это как раз задолженность организаций.
С мая заработала новая программа прямой финансовой поддержки бизнесу для сохранения занятости, так называемые гранты бизнесу на заработную плату. Они предоставляются в мае-июне, исходя из расчёта – один минимальный размер оплаты труда на каждое рабочее место на предприятии. Впервые государство применило такой инструмент. Главное требование к предприятиям – не менее 90 процентов рабочих мест должно быть сохранено.
По информации налоговой службы на сегодняшний день выдано более 600 тысяч грантов на сумму почти 32 миллиарда рублей. Это значит, что число поддержанных рабочих мест превысило 2 миллиона 600 тысяч.
16 мая правительство утвердило порядок реализации новой кредитной программы, направленной на поддержку занятости. Она доступна как компаниям из пострадавших отраслей, а также производственным компаниям, которые работают в... производство которых ориентировано на потребительский рынок, а также социально ориентированным некоммерческим организациям. Все они смогут получить кредит под 2 процента, всё, что сверх этого, будет просубсидировано из федерального бюджета. Этот кредит можно будет направить на возобновление деятельности, в том числе на рефинансирование ранее взятых кредитов, но, конечно, мы рассчитываем, что основной объем также пойдет на поддержание занятости и выплату заработной платы.
При этом главная особенность этой программы – это списание кредита в том случае, если к определенному сроку предприятие сохранит, точнее, к 1 марта следующего года предприятие сохранит не менее 90 процентов от тех рабочих мест, которые будут на 1 июня, то есть эта программа, по сути, является продолжением прямой финансовой поддержки предприятий. Потенциально эта программа даст возможность поучаствовать компаниям, где занято 7 миллионов человек, и мы рассчитываем, что как минимум половина этих компаний воспользуется указанной программой.
У нас также продолжает работать и действующая программа кредитов, так называемый «ФОТ под ноль». Это когда предприятия могут взять кредит в целях выплаты фонда оплаты труда под 0 процентов стоимости этого кредита, то есть полностью он субсидируется из федерального бюджета, плюс сниженные ставки, ликвидность по сниженным ставкам предоставляет Банк России. На сегодняшний момент банками одобрено более 23 тысяч кредитов на сумму 58 миллиардов рублей, а значит, тем самым мы поддержали 800 тысяч рабочих мест в пострадавших отраслях.
Мы также адаптировали большинство мероприятий действующего национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» к текущим условиям. Так, в действующей программе субсидирования по кредитам упрощены требования к заемщикам, предоставляются отсрочки по платежам, а также расширены возможности для рефинансирования ранее взятых кредитов и расширен круг, потенциальный круг участников этих программ.
Кроме того, на этой неделе до микрофинансовых организаций были доведены дополнительные средства – 12 миллиардов рублей. Потенциал этой меры поддержки составляет не менее 10 тысяч предпринимателей в год, у которых работает около 150 тысяч человек.
Кроме того, введены льготные продукты и в региональных гарантийных организациях. Теперь поручительство и гарантии выдаются по сниженной ставке вознаграждения.
Уважаемые коллеги, помимо мер поддержки финансового характера в условиях жестких ограничений, связанных с коронавируснои инфекцией, было крайне важно снизить для бизнеса административные издержки.
Поддержанный вами в конце марта первый пакет решений по снижению административной нагрузки стал беспрецедентным, как по скорости принятия решений, так и по масштабу. Мои коллеги уверяют меня, что он является беспрецедентным, если сравнивать с соответствующими регуляторными изменениями в других странах.
Второй пакет дополнительных мер был утвержден вами на прошлой неделе. Инициативы правительства преследуют две цели. С одной стороны максимально сократить все непроизводительные издержки бизнеса на период коронавируса и минимизировать контакты между людьми, на это направлено три группы решений.
Первое. Это мораторий на проведение практически всех проверок, только в апреле-мае это освободило бизнес от 150 тысяч различных проверочных мероприятий. Наш мониторинг показал, что в апреле 2020 года по отношению к апрелю 2019 года количество проверок снизилось в 15 раз. Благодаря вашей поддержке мораторий был впервые распространен и на средние компании и некоммерческие организации. Проведенный нами опрос в режиме «тайного покупателя» показывает, что три четверти компаний подтвердили отмену или приостановление проверок. Проверки, которые все-таки будет необходимо провести, они переходят в разряд, формат дистанционных. Мы надеемся, что это решение станет нормой для проверок и после стабилизации уже эпидемиологической ситуации.
Второе. Это реализация принципа «лицензия автоматом». Также благодаря принятым решениям сроки действия почти 70 видов различных разрешительных документов были автоматически продлены.
Третье направление в регуляторике – это сдвижка вправо сроков вступления в силу новых актов, которыми вводятся дополнительные требования к бизнесу. Также, благодаря оперативному рассмотрению 17 апреля в первом чтении Государственной Думой двух законопроектов об обязательных требованиях и о государственном (муниципальном) контроле, мы заложили базу для перехода контрольно-надзорной деятельности на рискоориентированный подход, исходя из принципа приоритета профилактической работы.
Кроме того, принятие Закона «Об обязательных требованиях...» является у нас необходимой вехой для запуска регуляторной гильотины, от которой мы все ожидаем существенного улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата. Эти предприятия включены также в наши предложения в общенациональный план восстановления экономики.
Наряду с этим мы предлагаем максимально продлить действие принятых решений по мораториям и ограничениям на проверки, а также продление принципа «лицензия автоматом» на 2021 год.
Уважаемые коллеги, за истекшие два месяца вами принято 20 законопроектов, которые непосредственно способствуют преодолению последствий инфекции, это беспрецедентный темп принятия решений. Однако оценка эффективности принятых мер напрямую связана с качеством применения их на местах, поэтому министерство проводит мониторинг того, как работают предложенные меры, доступны ли они гражданам и бизнесу, предлагают ли их банки, дает ли вся эта деятельность в конечном итоге необходимый эффект.
Каким образом организована эта работа? В отдельных случаях мы действовали методом тайного покупателя, собираем обратную связь через региональные центры «Мой бизнес», активно ведем работу в социальных сетях, где бизнес обсуждает между собой возникающие проблемы, задействуем ресурсы Корпорации МСП, активно ведем работу с регионами, еженедельно проводим встречи с ведущими бизнес-объединениями, анализируем данные государственных учетных систем в режиме онлайн, в первую очередь это, конечно, Налоговая служба, это созданный единый реестр проверок Генеральной прокуратуры, это данные Росстата, портала госуслуг.
Что показал мониторинг? Самый популярный вопрос, который мы с вами обсуждали и на встречах с фракциями, – это, конечно, применение общероссийских классификаторов видов экономической деятельности. Кроме того, было много вопросов по порядку получения налоговых отсрочек. Коллеги, кстати, из Налоговой службы оперативно развернули дополнительные мощности для «горячей линии» для консультаций бизнеса.
По программе кредитов «МРОТ под ноль» приходится прилагать значительные усилия для того, чтобы привлечь банки к этой работе, потому что для банков эта программа, значит, не всегда выгодна, это льготная программа, поэтому мы здесь административно в том числе просим их очень внимательно к этому отнестись, но в последнее время подвижки налицо.
Благодаря качественной обратной связи, плотной работе с депутатским корпусом мы оперативно отреагировали на запросы бизнеса, в том числе вносим изменения в перечень наиболее пострадавших отраслей.
Мы дополнительно распространили меры поддержки на предприятия непродовольственной торговли, стоматологии, кинотеатры, музеи и ряд других направлений. Это позволило дополнительно расширить меры поддержки на компании с занятыми... на которых занято 1 миллион 400 тысяч работников.
Также меры поддержки расширяются и на социально ориентированные некоммерческие организации. Для кредитных программ, для малых микропредприятий мы добились решения, что можно использовать не только основной ОКВЭД, но и дополнительные ОКВЭДы – это существенно расширило перечень участников этих программ.
Также предложили предоставить, нашли ещё одно решение, которое сейчас обсуждаем с ведомствами, предлагаем предоставить возможность уточнить код основного вида деятельности внутри класса, подклассы или группы, благодаря этому потенциально ещё 200 тысяч компаний смогут получить поддержку.
Благодаря принятым изменениям в 209-й закон и в Бюджетный кодекс, сняли ограничения на оказание поддержки для сферы общепита, мелкой розницы для компаний, которые торгуют подакцизными товарами. В настоящее время для них это было очень важно и бизнес обращался и к нам, и к вам с этим запросом.
Уважаемые коллеги, в своём докладе я перечислил основные меры поддержки бизнеса, которые уже реализуются правительством и некоторые оперативные результаты по ним. Вместе с тем сегодня приоритетный вопрос для предпринимателей и компаний – это скорейшее восстановление экономической деятельности, именно в кризис возникают новые возможности. За эти три-четыре месяца многие сферы прошли путь... Председательствующий. Добавьте время.
Решетников М. Г. ...который в иных условиях... Я заканчиваю, Вячеслав Викторович.
Председательствующий. Пожалуйста, пожалуйста. Просто попросил, чтобы добавили время.
Решетников М. Г. За эти три-четыре месяца многие сферы прошли путь, который в иных условиях занял бы годы. Я говорю в первую очередь про трансформацию взаимодействия государства и бизнеса, государства и граждан, бизнеса и граждан и для этого крайне необходимо, чтобы нормативная база приводилась в соответствие с этими новыми возможностями, помогала скорейшему их внедрению.
В этом вижу одну из важнейших задач совместной работы. Это одна из основных задач, которая стоит перед министерством, которую правительство ставит перед министерством и это одна из совместных наших с вами задач.
Нам предстоит ликвидировать ещё много старых норм. Это и полный отказ от требования ведения документов в бумажном виде. Очевидно, что необходимо внести изменения в трудовое законодательство, связанное с легализацией дистанционного режима работы, той самой удалёнки. Да и сама удалёнка, как вот сейчас многие эксперты отмечают, существенно изменит многие процессы, например, в сфере развития агломерации. Ведь очень многие почувствовали вкус удалённой работы и далеко не все теперь готовы тратить время на то, чтобы добираться до места работы и обратно.
Изменится торговля. Её существенная часть сейчас перешла в онлайн формат. Торговым центрам многим предстоит переосмыслить своё место. В том числе изменится и рынок офисной недвижимости. Предпосылки ко всему этому были и ранее, но кризис существенно ускорил все эти процессы. Для этого сейчас в правительство внесён проект общенационального плана действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. Существенный раздел в нём касается малого и среднего бизнеса, ведь это, действительно, одна из точек роста в экономике. Это капитал, который был создан с большим трудом, это более 15 миллионов рабочих мест. Поэтому наши меры поддержки, все институты развития, такие, как корпорация МСП, Российский экспортный центр, венчурные компании и другие должны своевременно и адекватно реагировать на те новые потребности и возможности, которые сейчас возникают.
Коллеги, я очень рассчитываю в этом на нашу совместную работу. Министерство абсолютно открыто, готово отвечать и отвечает на самые разные вопросы. Спасибо вам за тот диалог, который уже состоялся и который сегодня ещё состоится. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Максим Геннадьевич.
Уважаемые коллеги, мы договорились, что по три минуты времени предоставим аудитору Счётной палаты, представителю Комитета по контролю и Регламенту, и, соответственно, Сергею Александровичу Жигареву.
Нет возражений? Такой Регламент был предложен вам. Нет.
Пожалуйста, выступление аудитора Счётной палаты РФ Даниле Евгеньевичу Шилкову. Пожалуйста.
Шилков Д. Е., аудитор Счётной палаты РФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты!
Счётная палата также осуществляет мониторинг ситуации в различных сферах социально-экономического развития РФ и субъектов РФ в связи с распространением инфекции. Пока мы работаем в удаленном режиме, проводим дистанционный аудит.
Сегодня многие предприниматели и, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса оказались в непростой ситуации и особенно нуждаются в помощи государства. Правительство уже приняло ряд мер для поддержки наиболее пострадавших отраслей. Однако, по мнению Счётной, палаты эти меры необходимо распространить на весь малый и средний бизнес. Мы понимаем, что это удвоит, а, может быть, даже и утроит объем поддержки, но сегодня это надо нам пройти.
Счётная палата давно держит на контроле реализацию мер поддержки МСП. Ряд наших рекомендаций по итогам контрольных мероприятий уже реализован Правительством РФ. Например, в федеральный план статистических работ внесен показатель доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте, также внедрены правила предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на господдержку МСП, предусматривающие дифференцированный подход к расчету размера субсидий.
К сожалению, не все наши предложения пока учтены. Например, не проведена оценка влияния конкретных мер господдержки на развитие МСП, не унифицированы требования к организации деятельности региональной гарантийной и микрофинансовых организаций, не уточнен перечень показателей, характеризующий развитие сектора МСП. Но мы не планируем отступать и будем, надеюсь, вместе с вами добиваться реализации всех предложенных мер.
В 2019 году Счётная палата начала мониторинг национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». В ходе мониторинга Счётная палата обратила внимание на то, что средства на реализацию нацпроекта получают одни лица, а ответственность за достижение целей совсем другие. Так, например, 260 миллиардов рублей или 63 процента средств, предусмотренных на реализацию нацпроекта в 2019-2024 годах получат Корпорация МСП, Банк МСП, кредитные организации, при этом за целевые показатели нацпроекта, а это, как вы знаете, рост числа занятых в сфере МСП, рост МСП, ВВП и несырьевом экспорте отвечают не они, а высшие должностные лица субъектов.
В 2020 году Счётная палата продолжит мониторинг реализации нацпроекта.
Также в этом году мы планируем проверить деятельность корпорации МСП и в целом проанализировать систему господдержки малого и среднего предпринимательства, которая нуждается в системной институциональной переработке. Удар коронавируса по сектору МСП очень серьёзен, восстановление может занять несколько лет.
В этой связи повышается значимость принятия взвешенных решений в сфере стратегического управления и развития сектора МСП.
Председательствующий. Пожалуйста, добавьте минуту.
Шилков Д. Е. Да, спасибо. В том числе путём системного разворота в сторону частной инициативы. При этом нужно в первую очередь учесть меры, предлагаемые самими предпринимателями, сообществами предпринимателей, научными организациями. Эти предложения основаны на профессиональной оценке сложившейся ситуации и текущих рисков в сфере развития МСП. По результатам запланированных проверок будут подготовлены в том числе и предложения по перенастройке системы господдержки малого и среднего предпринимательства в России.
Завершая своё выступление, хочу отметить, что достаточность и результативность мер поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ, в том числе в условиях изменившейся экономической ситуации, станут центральными вопросами планируемых мероприятий департамента аудита господдержки предпринимательства и резервных фондов. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Даниил Евгеньевич.
Пожалуйста, член Комитета по контролю и Регламенту Александр Александрович Авдеев.
Авдеев А. А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Министерство экономического развития действительно делает очень много для того, чтобы помочь бизнесу выйти из кризисной ситуации. Комиссия, которая создана в Государственной Думе под руководством Дмитрия Валерьевича Сазонова, также подготовила более 500 предложений.
которые должны улучшить положение предпринимателей и помочь пройти этот непростой период.
Но вместе с тем этот кризис обнажил и системные проблемы, которые нам и раньше не позволяли сделать рывок в развитии малого и среднего бизнеса, и именно на этих вопросах я хотел бы сконцентрироваться. Вот слайд 2011 года, как вы видите, уже тогда ставилась задача, чтобы доля малого бизнеса в ВВП страны была не 20 процентов, а 50 к 2020 году, но, как мы видим, за эти 10 лет ничего практически не изменилось. Притом что, к примеру, в Китае даже за последние три года рост был 14 процентов.
Мы слышим, что мы обошли Испанию и Китай в рейтинге Doing Business и заняли 28 место. Но при этом доля малого бизнеса в экономике Испании 60 процентов, Китая – 84 процента, а у нас как было, так и остается 20 процентов. То есть место в рейтинге не всегда характеризует реальное состояние бизнеса в стране.
И вот те системные проблемы, которые нам не позволяют сделать ситуацию с развитием МСП лучше.
Одной рукой мы продлеваем надзорные каникулы, внедряем зеркальный реестр проверок, разрабатываем регуляторную гильотину и другие позитивные меры, но другой рукой мы повышаем НДС, что приводит к замедлению роста экономики. Значительное количество дел, возбуждаемых ФАС, касается именно малого бизнеса, что приводит к монополизации рынка крупными компаниями. Количество плановых проверок, может быть, и не увеличилось, но выросло количество внеплановых проверок.
Под видом выявления схем дробления бизнеса налоговые органы массово нам начисляют пени и штрафы и блокируют счет малых компаний и так далее. По факту мы видим, что меры, которые мы предпринимаем, они косметические. Опросы показывают, что только 15 процентов россиян верят, что принимаются активные и действенные меры для развития бизнеса, показывают серьезное недоверие бизнеса к силовым структурам. Поддержку в виде льготного кредитования смогли получить только 5 процентов, а 62 процента не верят в эффективность этой программы.
Мы изучаем меры, которые предпринимают другие страны в связи с пандемией. И в нынешних условиях мы видим, как оказывается помощь субъектам бизнеса. Это реальное снижение налогов, это реальная защита от излишнего контроля и надзора, реальный, недискриминационный доступ к мерам поддержки и кредитам.
Проведенная Счётной палатой оценка состояния гарантийной поддержки и микрофинансирования малого и среднего предпринимательства в 2015-2018 годах показала неэффективность использования вложенных 80 миллиардов средств. Даниил Евгеньевич об этом сказал.
Около 40 процентов нормативно-правовых актов разрабатывают с нарушением срока, и вот это вызывает тревогу. Сейчас нужны как раз оперативные меры.
На слайде перечислены проблемы, которые отмечает бизнес. И важно принять сейчас меры не только антикризисного характера, но и те, которые будут работать и дальше, позволяя расти экономике, развиваться субъектам МСП.
Предложение, Совместно со Счётной палатой до внесения бюджета провести системный анализ подходов... (Микрофон отключен.) Председательствующий. Добавьте минуту.
Авдеев А. А. Провести системный анализ подходов к развитию малого и среднего бизнеса для выработки эффективных мер как финансового, так и законодательного плана.
Для получения ответа на вопрос, почему за 10 лет мы ни на шаг не приблизились к выполнению поручения президента по росту малого и среднего бизнеса, принимались в бюджетных вливаниях меры поддержки. И здесь важна роль и позиция не только и не столько Министерства экономического развития, а позиция и понимание вопроса многих-многих других ведомств. Спасибо за внимание, Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Александрович Жигарев.
Жигарев С. А., председатель Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Максим Геннадьевич, дорогие коллеги!
В настоящее время российский малый и средний бизнес переживает тяжелые времена. По данным единого реестра государственных субъектов МСП на 20 мая в стране насчитывается 1 миллион 758 тысяч субъектов МСП из наиболее пострадавших в результате пандемии отраслей, а это почти одна треть от общего количества субъектов в стране.
При этом по результатам опросы, проводимые общероссийскими бизнес-объединениями среди предпринимателей, больше напоминают сводки с фронта. Так по итогам проекта «Бизнес – барометр страны», представленного Торгово-промышленной палатой РФ в адрес Государственной Думы, только 13 процентов предпринимателей смогли адаптироваться к сложной экономической ситуации, тогда как 54 процента респондентов отметили, что ничего не изменилось, бизнес стоит уже несколько недель, а 33 процента вообще заявили о том, что стало хуже, под меры поддержки государства не попали и увольняют сотрудников.
Безусловно, некоторую надежду предпринимателям вселили анонсированные в апреле-мае налоговые и финансовые меры господдержки для сохранения бизнеса. Однако более половины обратившихся в банки предпринимателей из числа участников опроса не смогли воспользоваться мерами государственной кредитной поддержки, столкнулись с отказами банков, причем в одной трети случаев без объяснения причин.
Более того, по результатам опроса вскрылась вопиющая ситуация. Большинство банков предлагают заемщикам собственные кредитные продукты не на льготных условиях в рамках объявленных президентом мер господдержки, а с высокими процентными ставками, разброс которых составляет от 7 до 28 процентов годовых.
Не менее серьезной проблемой, с которой сталкивается малый и средний бизнес, пытаясь получить господдержку на местах, является подтверждение принадлежности к числу пострадавших отраслей. Согласно постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 года за номером 409 принадлежность субъектов МСП к пострадавшим отраслям определяется по основному коду ОКВЭД, указанному в пострадавшей отрасли.
в ЕГРЮЛ или в ЕГРП, по состоянию на 1 марта 2020 года. Это означает, что если субъект МСП фактически работает и отчитывается в ФНС по виду деятельности, который входит в список пострадавших, но подтверждается дополнительным, а не основным кодом ОКВЭД, то этот субъект МСП не может претендовать не только на получение поддержки, но и на отсрочку по уплате налогов и страховых взносов. Для предпринимателей, не получающих доходов в силу того, что работа вынуждено приостановлена из-за действия режима повышенной готовности, это равносильно смертельному приговору.
О серьёзности проблемы свидетельствуют многочисленные жалобы предпринимателей, а также обеспокоенность, которая выражается с этой ситуацией, региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей.
В этой связи комитет предлагает Министерству экономического развития, как ведомства, ответственного за выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в области развития малого и среднего бизнеса, изменить подходы к принятию данного решения о признании МСП пострадавшими от распространения коронавируса, а именно исходить...
Председательствующий. Добавьте минуту.
Жигарев С. А. Прошу прощения, Вячеслав Викторович, очень редко не укладываюсь.
...кода ОКВЭД, а считать субъектом МСП, пострадавшим при падении выручки в апреле 2020 года по сравнению с апрелем 2019 года на 30 и более процентов.
Кроме того, комитет считает, в текущих условиях можно было бы отвести более активную роль в реализации широкомасштабных мер поддержки малого и среднего бизнеса корпорации «МСП».
В пользу того, что корпорация «МСП» умеет работать в мобилизационном режиме и решать объёмные задачи свидетельствует, в том числе, и рассылка информации об антикризисных мерах поддержки сферы закупок в адрес более 135 тысяч субъектов МСП, пострадавших крупнейших заказчиков, сокращении сроков заключения и уведомлений с трёх дней до шести часов, и неснижении объёмов закупок у субъектов МСП, проведённых с начала 2020 года, этого года, по госкорпорации и по госзаказу. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Александрович. Уважаемые коллеги, переходим к вопросам. Пожалуйста, фракция КПРФ – Шурчанов Валентин Сергеевич. Подготовиться Зайцеву.
Шурчанов В. С, фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Максим Геннадьевич, чтобы создать условия для малого и среднего бизнеса, необходимо поддержать реальное, в том числе, крупное производство, обеспечить опережающий рост внутреннего платёжеспособного спроса в сравнении с внешним, тем более что на сегодня долг российских заемщиков перед западными кредиторами составляет порядка 560 миллиардов долларов, что равно уже объему золотовалютных резервов.
Как Минэкономразвития предполагает устранить фундаментальные причины уязвимости России от мировых кредиторов? Какова ваша позиция по переходу преимущественно на внутренние инвестиции с условием применения как источника эмиссионного механизма рефинансирования ЦБ коммерческих банков под кредиты реальному производству, ну и, соответственно, отмены свободного плавания курса рубля, введения ограничений на трансграничное вижение капиталов, ликвидации приватизации Московской биржи международными... (Микрофон отключен,)
Председательствующий» Пожалуйста, Максим Геннадьевич Поближе к микрофону, погромче, не слышно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments