leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

СФ принял закон о едином регистре сведений о населении – Андрей Епишин ФНС подготовила ролик

СФ принял закон о едином регистре сведений о населении – Андрей Епишин ФНС подготовила ролик Цели сокращение срока предоставления государственных услуг Автоматическая перепись населения Внимательно изучили оснований для опасения не имеется – Полетаев Основная дискуссия была в сфере безопасности – Даниил Егоров Центр ФНС защита на максимально высоком уровне Система видеонаблюдения Не связан ни с одним внешним контуром – Елена Мизулина в законе нет ничего кроме слов о федеральном регистре Мы даже не знаем будет ли отечественного производства Ничего не знаем о людях Сертификация формально проходит Используются американские системы Мы не знаем окончательный перечень сведений Утверждается правительством Мы видимо разные законы читаем Негативные последствия значительно превосходят позитивные намерения Аннулируется требования согласия гражданина на обработку данных Перечень сведений открытый Правительство расшифрует как угодно Отклонить закон и создать согласительную комиссию – Егоров Оборудование будет использоваться исключительно отечественное из реестра Минкомсвязи Система ЗАГСов является основой Регистр не добавляет сведения Сведения о доходах не входят – Михайлов Кто главный отвечающий за безопасность? – Егоров Регистр гармонизирует данные о населении Мы несем уголовную ответственность – Светлана Горячева Параллельно закону надо было принять изменения в УК – Маргарита Павлова Помимо удобства закон несет риски В режиме самоизоляции не могут открыто выразить свое мнение В преддверии голосования по Конституции не нужно создавать напряжение – Андрей Клишас Вопросы подзаконных актов с ФНС Можно принимать как есть Просьба Мизулиной посвящать в свои планы по законам обсуждаемым комитетом – Валентина Матвиенко Регистр не собирает новых сведений о гражданах лишь консолидирует Не собирает сведения медицинских о доходах Уголовная ответственность за разглашение
5. 5759897-7 СФ в итоге обсуждения принял закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ»
Зампред комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Андрей Николаевич Епишин
130 4 4

Из стенограммы 483-го пленарного заседания СФ 04.06.20
Пятый вопрос – о Федеральном законе «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».
Андрей Николаевич Епишин, пожалуйста.
В нашем заседании принимают участие Даниил Вячеславович Егоров, руководитель Федеральной налоговой службы, а также Виталий Григорьевич Колесников, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы.
Пожалуйста, Андрей Николаевич.
А.Н. Епишин. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Федеральная налоговая служба подготовила полутораминутный видеоролик о федеральном законе. Если не возражаете, предлагаю его посмотреть.
Председательствующий. Да, давайте посмотрим, конечно. Пожалуйста. (Идет демонстрация видеоролика.)
Спасибо.
Так можете уже и не докладывать, Андрей Николаевич? Все понятно.
А.Н. Епишин. Нужно доложить.
Председательствующий. Коротко тогда, пожалуйста.
А.Н. Епишин. Уважаемые коллеги! Проект закона внесен правительством и имеет долгую историю. Он разработан в целях реализации указа президента от 15 мая 2016 года и «дорожной карты» по формированию и ведению единого информационного ресурса, содержащего сведения о населении.
Еще раз подчеркну: основная цель создания единого федерального информационного регистра – создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их актуальность и достоверность. Другими целями являются: упрощение и сокращение сроков получения государственных услуг; исключение необходимости сбора и предоставления документов; официальный статучет, автоматическая перепись населения, по сути; планирование социально-экономического развития регионов, то есть строительство социальных объектов. Создание федерального регистра позволит повысить качество составления государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов. Еще раз повторяю, обращаю внимание, что все сведения о физическом лице надежно будут защищены.
Предусматривается поэтапное вступление закона в силу с 2026 года. В Совет Федерации поступило много обращений граждан и организаций, в которых выражались определенные опасения в связи с принятием данного закона. Мы их очень внимательно проанализировали, обсудили в комитетах с Федеральной налоговой службой, с представителями правительства. Оснований для этих опасений не имеется.
Особенность закона состоит в том, что его реализация потребует принятия большого количества подзаконных нормативных актов, в том числе указа президента. С учетом внимания общественности к данному закону Совет Федерации в лице нашего комитета будет осуществлять мониторинг своевременности принятия указанных актов. Такая работа в рамках парламентского контроля нами ведется постоянно.
Соисполнитель – Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству – поддержал данный закон. Комитет по бюджету предлагает Совету Федерации одобрить данный федеральный закон. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Николаевич.
Коллеги, есть записавшиеся на вопросы, на выступления.
Работаем так: конкретные вопросы и четкие ответы.
Владимир Владимирович Полетаев, пожалуйста.
В.В. Полетаев, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Вопрос к представителю правительства.
Уважаемый Даниил Вячеславович! Закон, безусловно, своевременный и, я бы сказал даже, прогрессивный. Но основная дискуссия была в сфере безопасности. Поэтому мой вопрос касается того, что проект цифрового профиля критиковали именно за возможную утечку информации. Как она будет защищена? Можно гарантировать это?
Председательствующий. Уважаемые коллеги, я еще раз хочу поприветствовать Даниила Вячеславовича Егорова. Он у нас впервые как руководитель Федеральной налоговой службы. И надеюсь, Даниил Вячеславович, что у нас сложатся конструктивное взаимодействие, сотрудничество, так же как было с Вашим предшественником.
Пожалуйста, отвечайте на вопрос.
Д.В. Егоров, руководитель Федеральной налоговой службы.
Спасибо большое, Валентина Ивановна. Мы приложим все усилия для этого.
Спасибо большое за вопрос. Для нас разработка этого регистра всегда обусловлена прежде всего интересами безопасности. У нас для этого очень богатый опыт реализации информационных систем. И этот регистр будет создаваться в центрах обработки данных Федеральной налоговой службы. Защита там реализуется по максимальному уровню. Более того, там разработаны специальные протоколы как для разработчиков, так и для обслуживания этой системы, и для операторов системы, которые работают в этой системе, если я говорю об операторах, исключительно в состоянии видеонаблюдения.
Более того, все преобразования, которые реализуются в рамках этого регистра, осуществляются в отдельном контуре, то есть он не связан ни с одним внешним контуром.
Следующий вопрос, который перед нами стоял, и перед нами стояла задача обособить лиц со специальным статусом – это свидетели, судьи и так далее.
Также по ним была проведена работа, и они изымаются из общего регистра и существуют, и сведения о них учитываются в отдельном регистре. И, более того, все, что будет внедряться, будет оттестировано ФСТЭК и Федеральной службой безопасности. То есть мы соответственно будем эту систему реализовывать по максимально высоким стандартам, которые существуют, так как мы понимаем значимость и те риски, которые мы должны обсудить. При этом хочу обратить внимание, что те системы, которые существуют сегодня в рамках работы Федеральной налоговой службы, также работают по максимальному уровню защищенности. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста.
Е.Б. Мизулина, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Омской области.
Уважаемый Даниил Вячеславович! У меня несколько вопросов, если можно.
Один вопрос (только что прозвучал Ваш ответ) – относительно того, достаточно ли будут защищены данные, которые будут находиться в федеральном регистре. Но из закона это не следует. В законе, кроме таких слов, больше ничего нет. Там даже нет запрета использования программного и технического обеспечения нероссийского производства (хотя бы это), не говоря уже о том, что фактически мы ничего не знаем о тех людях, которые будут иметь доступ фактически к досье на каждого российского гражданина, потому что перечень сведений, который заложен в этом законе, полный.
Я сейчас второй вопрос задам по этому поводу. Поэтому просила бы…
Да, относительно сертификации – она упоминается в законе (в части 7 статьи 9). Но специалисты в области IT-технологий утверждают, что сертификация формально проходит, она не ограждает от того, что используется прежде всего американское… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Пожалуйста, продлите время.
Елена Борисовна, завершайте.
Е.Б. Мизулина. …что используется американское программное обеспечение и на нем работают даже в госорганах. За примером далеко ходить не надо – у нас, в Совете Федерации, пожалуйста, тоже заседания комитетов проходят в режиме онлайн, гугловское…
И это первый вопрос относительного того, как быть с вот этими вещами, а не техническими вопросами, которые касаются вас.
Второе. Закон действительно рамочный. 20 подзаконных актов. Мы принимаем «кота в мешке». Это печально.
Но по гражданам, по сведениям… Здесь прозвучало (и в ролике), что всего сведений совсем мало. А там идентификаторы. Ну, во-первых, идентификаторы, вы прекрасно понимаете, – электронная форма персональных данных. Это отличительный признак данной информации, цифровой. Значит, ну, смотрите по перечню сведений. 24 в статье 7 указано. Это открытый перечень, обращаю внимание коллег, не исчерпывающий. 24 прямо указано. Причем указано: идентификаторы и информация, хранящаяся в других информационных системах. Перечень будет утверждать правительство. То есть уже сейчас мы не знаем окончательный перечень этих сведений. Обратите внимание: сведения о семейном положении, в том числе акты о регистрации брака и расторжении брака. А что помимо «в том числе»? Что за сведения о семейном положении? Утверждать будет правительство. Я прошу обратить внимание коллег: мы фактически делегирует правительству лишить наших граждан конституционного права на неприкосновенность частной жизни, на конфиденциальность. И вы знаете, что в Великобритании была попытка введения.
Председательствующий. Елена Борисовна, это вопросы. Вопросы сейчас. Потом Вы выступите.
Е.Б. Мизулина. (Микрофон отключен.) А у меня вопрос. Объясните вот эти моменты.
Председательствующий. Включите микрофон.
Сформулируйте.
Е.Б. Мизулина. У меня два вопроса. Первый – относительно того, сможем ли мы защитить. Какое программное обеспечение использоваться будет и техническое? Чье производство технического оборудования?
И второй вопрос – по сведениям, относительно того, что перечень сведений открытый. И как вы эту проблему решите? Она в законе уже сейчас есть.
Председательствующий. Пожалуйста, отвечайте, Даниил Вячеславович.
Д.В. Егоров. Спасибо большое за вопрос.
Что касается оборудования, то оборудование будет использовано исключительно отечественное. Мы также согласовываем это…
Е.Б. Мизулина. (Микрофон отключен.) А программа?
Д.В. Егоров. Что?
Из зала. (Микрофон отключен.) Программное обеспечение.
Д.В. Егоров. Программное обеспечение и оборудование отечественные из реестра Минкомсвязи. Это первое.
Второе. Говорить о том, что обогащаются неким образом данные в этом реестре, мне кажется, не совсем корректно. Мы ведь сегодня создали систему ЗАГС. И в системе ЗАГС, которая является корневой основой для этого реестра, все данные об актах гражданского состояния присутствуют уже сегодня. Сам по себе реестр не добавляет никаких данных в данные о человеке.
Третье. Туда не входят никакие данные свойств личности – ни биометрические данные, ни данные о доходах. И то, что в статье 7 указано, – это закрытый, а не открытый перечень. Ровно то, что там описано, только это там и будет присутствовать.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Николаевич Михайлов, пожалуйста.
А.Н. Михайлов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
У меня тоже вопрос к представителю правительства. Но поскольку предшествующие мне коллеги уже достаточно подробно отразили, я хотел бы спросить: а мировая практика изучалась и в скольких странах действует подобное новшество, которое вы сегодня вносите?
Второе. Судьба остальных кодов или тех, которые на сей момент у нас в стране действуют, какова? Они у нас же есть, и их несколько. Как Вы к этому отнесетесь?
И третий вопрос. Кто все-таки главный отвечающий за безопасность данных и вообще граждан? Потому что когда такого рода решения принимаются, здесь очень важно, чтобы какая-то одна структура, ее руководитель и сотрудники несли персональную ответственность, причем весьма и весьма строгую, ведь мы действительно ставим граждан пока не в очень удобное положение. Поэтому (микрофон отключен) хотел бы, чтобы на эти вопросы ответили.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Даниил Вячеславович.
Д.В. Егоров. Безусловно, мы изучали международный опыт. Мы изучали практику Швейцарии, мы изучали практику Норвегии, мы изучали практику работы в том числе и в периметре директивы ЕС. Это первое.
Второе. Что является основой этого регистра (что, мне кажется, особенно ценно) – это то, что этот регистр гармонизирует данные. Он стыкует данные о человеке в разных ведомствах. Именно это его основная, принципиальная задача. Именно это для нас является основой, для того чтобы выполнять функцию по реализации услуг населению настолько качественно, насколько это возможно. И, если мы видим сегодня выплаты с субсидиями, которые реализуются семьям с детьми, они обеспечены именно реестром ЗАГС, который является первоосновой для этого регистра.
Поэтому мне представляется, что здесь, безусловно, правомерен вопрос о том, что нам необходимо очень серьезно его защищать, и здесь мы несем в том числе и уголовную ответственность за защиту этих данных. Но говорить о том, что мы ставим в неудобное положение граждан… Мне кажется, наоборот как раз, мы реализуем это для того, чтобы выполнять функции государства максимально качественно.
Председательствующий. Спасибо.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста, вопрос.
С.П. Горячева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Приморского края.
Спасибо большое.
В общем-то, видите, вся дискуссия вокруг главного: насколько это обеспечит неприкосновенность частной жизни, о чем уже сказала Елена Борисовна.
Скажите, пожалуйста, Вам не кажется, что параллельно с этим законом, чтобы этих вопросов было меньше, вам нужно было внести поправки в административное и уголовное законодательство, где предусмотреть тогда уже более жесткую и конкретную ответственность тех высоких должностных лиц, которые будут потом нести ответственность, если гражданин посчитает (а может, даже и в Гражданский кодекс), что его права ущемлены, что, извините, уже кто ни попадя ему названивает, как у нас сейчас это делается, между прочим? Звонят начиная от стоматологической клиники, заканчивая какими-то опросами и черт знает чем. Вам не кажется, что нужно это сделать, пока не поздно? Спасибо.
Д.В. Егоров. Спасибо большое за вопрос.
Как я уже сказал, у нас есть уголовная ответственность. Если говорить об административной ответственности, то сегодня поправки в Государственной Думе в части административной ответственности также рассматриваются.
Председательствующий. Спасибо.
Переходим к выступлениям.
Присаживайтесь, Андрей Николаевич.
Пожалуйста, Елена Борисовна Мизулина.
Е.Б. Мизулина. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации!
Уважаемый Даниил Вячеславович, мы с Вами, к сожалению, видимо, разные законы читаем, у Вас один, а у меня другой, потому что статья 7, еще раз утверждаю, содержит открытый перечень сведений, которые будут помещаться в федеральный регистр, и не обезличенных, а персональных.
Уважаемые коллеги, я не могу поддержать этот закон, я воздержусь при голосовании за него, так как те негативные последствия, которые наступят от принятия этого закона, значительно превосходят позитивные ожидания от него.
Во-первых, закон нарушает принцип неприкосновенности частной жизни и право на конфиденциальность, без которого человек жить не может. У каждого человека должна быть личная жизнь и возможность именно в своей семье самому лично этой жизнью распоряжаться.
К сожалению, гражданина в этом законе нет вообще.
И конституционное право, а это статьи 23 и 24, о том, что обработка, сбор, хранение, передача и использование персональных данных гражданина возможны только с его согласия, этим законом фактически аннулируется. У нас не будет больше действенных конституционных норм статей 23 и 24 закона о персональных данных в части, касающейся требования о получении согласия гражданина на обработку, использование, хранение и передачу его персональных данных, поскольку все будет производиться принудительно. Только органы и организации, которые владеют какой-то информацией и персональными сведениями, будут передавать их в федеральный регистр. Я бы просила это понять.
Второе. Этот закон содержит на самом деле открытый перечень сведений и информации (я насчитала конкретно 24 вида в части 2 статьи 7). Но есть еще оговорка (в части 9 статьи 8… нет, сейчас уже…) относительно того, что перечень сведений и порядок предоставления сведений другими информационными системами определяются правительством. Какой перечень сведений? Например, такие термины, как сведения о родственниках, о семейном положении, не определены нигде в законодательстве. Соответственно, это предполагает, что либо правительство расшифрует так, как удобно, и, соответственно, не в интересах граждан, либо еще что-то. Произвол здесь из закона сегодня очевиден. Конечно, вы можете говорить, что вы так не сделаете, но нельзя голосовать за закон, когда очевидно уже на этапе голосования по нему, что он содержит эти риски.
Третье. Фактически гражданин не имеет возможности, прежде всего, в период с 2023 по 2025 год ознакомиться со сведениями, а по этому закону с 2023 года уже государственные и муниципальные услуги будут оказываться с помощью… (микрофон отключен) …федерального регистра…
Председательствующий. Елена Борисовна, я Вас благодарю. Ваша точка зрения услышана. Ваше время истекло. Если Вы хотите завершить – пожалуйста.
Включите микрофон.
Е.Б. Мизулина. Завершить разрешите?
Председательствующий. Да, пожалуйста.
Е.Б. Мизулина. Я предложение внесу.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Я предлагаю отклонить этот закон, предложить Государственной Думе создать согласительную комиссию (тем более переходный период длинный – пять лет), согласовать поправки, которые устранят эти проблемы (я не все еще обозначила).
Поправки мною на основе предложений экспертов, специалистов и общественности подготовлены, их 20, я могу передать их в комитет по бюджету. Соответственно, Совет Федерации спокойно мог бы согласовать все то, что сегодня граждан волнует и действительно является нарушением наших конституционных прав. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, мы на полчаса (это впервые) задерживаем «правительственный час». Поэтому просьба ко всем выступающим не повторяться, а если есть предложения – очень коротко.
Маргарита Николаевна Павлова, пожалуйста.
М.Н. Павлова, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Я хотела бы поддержать коллегу Мизулину, потому что считаю, что помимо удобства этот закон несет в себе и риски для национальной безопасности страны. Мы все, сенаторы, получили рассылку. Люди сейчас находятся в условиях самоизоляции, они не могут открыто выразить свое мнение, вынуждены это делать на каких-то электронных платформах, в социальных сетях, проводить онлайн-митинги. И, конечно же, они требуют элементарного: такие законы должны приниматься только после широкого обсуждения.
К тому же с принятием этого закона сильно поменяются устои государства, работа госорганов, межведомственное взаимодействие. И я считаю, что мы не имеем права, особенно накануне голосования по поправкам в Конституцию, создавать ненужное социальное напряжение. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Андрей Александрович Клишас, пожалуйста.
А.А. Клишас. Валентина Ивановна, я очень коротко скажу.
Мы вчера на заседании комитета достаточно подробно обсудили этот закон. У нас был представитель налоговой службы, ему задавали вопросы. К сожалению, Елена Борисовна Мизулина действительно воздержалась, но ни одного из замечаний не высказала, тем более мы не в курсе тех поправок, которые, как оказывается, у нее готовы и на необходимости принятия которых она настаивает.
Вопросы по этому закону есть, они лежат только в плоскости подготовки подзаконных актов. Эти вопросы мы тоже вчера с представителем налоговой службы обсудили, получили очень конструктивную позицию, которая говорит о том, что с нами будут работать по всем аспектам, которые действительно вызывают в обществе дискуссию и опасения. Поэтому я считаю, что его можно принимать в том виде, как есть. Мы с налоговой службой и с другими профильными ведомствами подробно отработаем все эти вопросы.
И будем благодарны, если Елена Борисовна Мизулина нас тоже будет посвящать в свои планы в части поправок в законы, которые обсуждает комитет. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, завершим обсуждение.
Я хочу лишь сказать, что регистр не собирает новые данные о гражданах, а лишь консолидирует уже имеющуюся разрозненную информацию. Это очень важно. Второе, регистр не будет содержать никаких данных о свойствах личности – медицинских, биометрических, сведений о доходах и так далее. Он крайне необходим для оказания адресной социальной помощи семьям.
И что касается опасений справедливых насчет возможности утечки и так далее… Коллеги, уже есть статья 102 Налогового кодекса, где предусмотрено вплоть до уголовного наказание тем, кто позволит разглашение каких-либо данных.
И также хочу сказать, что состав сведений, включаемых в регистр (внимательно посмотрите закон), строго ограничивается этим законом, и нет никакой свободы, он закрытый.
Поэтому я бы поддержала позицию комитета и Андрея Александровича Клишаса, что закон крайне необходим. Но параллельно хочу дать поручение комитету, Елену Борисовну попросить, Светлану Петровну Горячеву, коллегу Павлову, других подключиться к разработке и анализу тех нормативных актов, которые будут сопровождать этот закон. Чтобы все те тревоги, которые вы высказали, были в нормативных актах предупреждены и чтобы этого не допускалось.
Коллеги, просила бы поддержать этот закон с учетом обсуждения и с учетом важности его для той огромной работы, которую выполняет налоговая служба. Еще раз: он не собирает новые данные – он консолидирует. 15 ведомств направляют свои сведения – надо все это консолидировать.
Да, Елена Борисовна. Вы хотели по ведению? Пожалуйста.
Е.Б. Мизулина. Да. Спасибо, Валентина Ивановна. Я по поводу разъяснений Андрея Александровича в мой адрес.
Я действительно вчера в удаленном доступе участвовала в обсуждении. Коллеги, просто для понимания. К сожалению, мне не было предоставлено слово в дискуссии, не удалось попросить... Ведь я же не могу включить микрофон, у нас такая система.
Председательствующий. Елена Борисовна, это уже частности.
Е.Б. Мизулина. И мне предоставили слово… не слово, а отразили только, как я голосую. И Андрей Александрович не поинтересовался, почему у меня такое мнение, почему я воздержалась.
Поэтому фактически, Андрей Александрович, Вы не хотели слышать мое мнение.
Председательствующий. Елена Борисовна, просьба подключиться сейчас активно к анализу нормативной базы.
Насколько я знаю (и, наверное, Даниил Вячеславович подтвердит), все проекты нормативных актов и указа президента подготовлены. Поэтому давайте берем в руки, анализируем, делаем замечания и таким образом усовершенствуем нормативными актами, ужесточим, где надо, и так далее.
Коллеги, прошу подготовиться к голосованию за одобрение Федерального закона «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (11 час. 33 мин. 07 сек.)
За 130 чел. 76,5%
Против 4 чел. 2,4%
Воздержалось 4 чел. 2,4%
Голосовало 138 чел.
Не голосовало 32 чел.
Решение: принято
Коллеги, решение принято.
Еще раз, Виталий Григорьевич, Даниил Вячеславович, спасибо за участие в работе.
Шестой вопрос мы рассмотрим позже.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments