leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Из стенограммы 483-го пленарного заседания СФ 04.06.20 - правчас Минтруд Котяков - начало

Из стенограммы 483-го пленарного заседания СФ 02.06.20 - правительственный час Минтруд Котяков - начало

Переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа» – «О реализации мер по социальной защите граждан и обеспечению занятости населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции».
Предлагается, коллеги, следующий порядок проведения «правительственного часа»: выступление Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Антона Олеговича Котякова – до 15 минут, далее ответы докладчика и приглашенных на вопросы, выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации Алексея Александровича Каульбарса – до 5 минут, а также выступления членов Совета Федерации и принятие постановления. Не будет возражений против такого порядка?
В нашем заседании также принимает участие Андрей Николаевич Пудов, статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Антон Олегович, пожалуйста, Вам слово. Приносим извинения, что мы задержали Ваше выступление, но в силу объективных причин. Пожалуйста, Вам слово.
А.О. Котяков, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.
Добрый день, уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Я благодарю вас за приглашение.
В ходе подготовки к сегодняшнему «правительственному часу» мы получили больше сотни вопросов от вас в письменной и устной формах. Этот факт только подчеркивает, что ситуация на рынке труда, ситуация, связанная с безработицей, социальной защитой граждан, – важнейший на сегодняшний день вопрос, который волнует каждого из нас.
Накануне, 1 июня, в нашей стране праздновался День защиты детей. И я начну именно с этого приоритетного направления – поддержки семей с детьми. Особое внимание уделяется семьям, где растут дети до трех лет. Это наиболее уязвимая категория, где чаще всего работает только один родитель, второй находится в отпуске по уходу за ребенком.
С начала этого года в соответствии с посланием президента ежемесячные выплаты на первого ребенка были продлены до достижения им возраста трех лет. Напомню, что ранее такая выплата предоставлялась только до достижения ребенком полутора лет.
Кроме того, теперь за пособием могут обратиться семьи, где среднедушевой доход не превышает двух прожиточных минимумов на человека. Ранее такая отсечка (такой порог отсечения) составляла один прожиточный минимум. Благодаря этому сегодня уже 718 тысяч семей ежемесячно получают пособие в размере регионального прожиточного минимума на ребенка. Всего этим правом могут воспользоваться 80 процентов нашей семей, проживающих в Российской Федерации, и в 2020 году на эти цели нами будет направлен 151 млрд рублей.
Сама процедура назначения данной выплаты предполагает подтверждение статуса нуждающегося при ее ежегодном назначении. В период коронавирусной инфекции нами были внесены изменения в порядок ее предоставления. И теперь выплата на определенный период времени продлевается автоматически, то есть граждане получают ее автоматически, без предоставления пакета документов.
Сейчас дополнительно для всех семей, где воспитываются дети до трех лет, за апрель, май и июнь введена ежемесячная выплата по 5 тыс. рублей на каждого ребенка. Эти пособия могут быть назначены почти на 5 миллионов детей. Сейчас они уже выплачиваются 3 700 тысячам, то есть семьям, в которых проживают 3 700 тысяч детей. И на данный момент перечислено 36,5 млрд рублей.
Как и поручал президент, заявления принимаются дистанционно – через портал госуслуг и на сайте Пенсионного фонда – до 1 октября.
Со стороны граждан были нарекания на необходимость получения СНИЛС в процессе подачи документов на назначение данной выплаты. Хочу сказать, что критика была обоснованной и Пенсионный фонд проанализировал базу данных ЗАГС. Инициативно мы начали оформление СНИЛС для несовершеннолетних детей, не имеющих этого документа. И уже с мая при обращении за пособием родителям достаточно воспользоваться сервисом на портале государственных услуг, то есть для этого необходимо просто нажать кнопку при формировании заявления на получение данного пособия, СНИЛС будет запрошен в органах Пенсионного фонда и подставлен автоматически. Это было сделано, для того чтобы наши родители, не нарушая режим самоизоляции, имели возможность сформировать заявление в своем личном кабинете на едином портале государственных услуг.
С понедельника начались выплаты детям в возрасте от трех до 16 лет. Я хочу сказать, что на сегодняшний день такой дополнительной помощью могут воспользоваться семьи, в которых воспитывается 22 миллиона детей. Прием заявок стартовал на следующий день после того, как об этом заявил Владимир Владимирович Путин 11 мая. С учетом этого, конечно же, в первые часы работы, в пиковые минуты нагрузка достигла 40 тысяч обращений от граждан в минуту для подачи заявлений. С учетом этого Минкомсвязь достаточно оперативно приняла дополнительные меры по повышению пропускной способности каналов. И мы со своей стороны продлили работу клиентских служб Пенсионного фонда.
Таким образом, заявления были обработаны в кратчайшие сроки, и вчера с учетом тех данных, о которых я уже говорил (вчера был первый день, когда стартовала эта выплата), мы выплатили пособие 15 миллионам, то есть его получили семьи, воспитывающие 15 миллионов детей. Выплата по своему абсолютному размеру составила 150 млрд рублей. Хочу сказать, что впервые такое значительное количество граждан получили выплату одномоментно и за столь короткие сроки.
Здесь главным фактором послужило, скажем так, эффективное межведомственное взаимодействие. В частности, Минкомсвязь обеспечила возможность дистанционной подачи заявлений. Мы совместно с коллегами из ФНС, с органами ЗАГС оцифровали базу данных по всем документам о рождении детей в возрасте до 16 лет, что позволило нам определить и четко обеспечить родительские права, данные о ребенке и своевременно осуществить эту выплату.
Отмечу, что выплата на детей от нуля до трех лет, о которой я говорил и выплата на детей от трех до 16 лет назначаются всем семьям на каждого ребенка этого возраста вне зависимости от доходов родителей.
Еще одна выплата, которую начали получать наши граждане вчера, – это выплата для малообеспеченных граждан, воспитывающих детей от трех до семи лет включительно. Эта выплата выплачивается семьям, если среднедушевой доход семьи составляет ниже одного прожиточного минимума на каждого члена семьи и финансируется за счет двух источников – это федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации. В среднем по стране выплата будет составлять половину прожиточного минимума и соответствовать 5500 рублям. Выплата начисляется гражданам начиная с 1 января текущего года. С учетом того что мы выплату начали с 1 июня, граждане смогут получить в июне выплату сразу же за шесть месяцев, то есть в среднем по стране граждане получат по 33 тыс. рублей одномоментно.
За вчерашний день мы выплатили на 345 тысяч детей семьям соответствующие средства – это почти 3 млрд рублей. Это дополнительно к тем мерам поддержки, о которых я говорил ранее. В целом этой выплатой будет охвачено порядка двух миллионов детей, воспитывающихся в наших семьях.
Особо уязвимы на сегодняшний день в текущей ситуации семьи, где один или оба родителя остались без работы. И сегодня вами была поддержана одна из мер, направленная на помощь этой категории граждан. Президент 11 мая дал поручение в два раза увеличить минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 года. Сегодня пособие в минимальном размере получают граждане, которые не были трудоустроены на момент рождения первенца, – как правило, это молодые мамы, студенты. И теперь это пособие будет составлять 6752 рубля.
Безработным гражданам, которые потеряли работу после 1 марта и воспитывают детей до 18 лет, пособие на сегодняшний день назначается в максимальном размере, а доплата за каждого несовершеннолетнего ребенка составляет 3 тыс. рублей в течение трех месяцев. В правительство уже внесен проект постановления, который предусматривает распространение этой выплаты на всех безработных граждан – не только на тех, которые потеряли работу после 1 марта, а на всех граждан, которые на сегодняшний день будут признаны безработными и встанут на учет в центрах занятости.
Кроме того, в марте был увеличен в 1,5 раза размер максимального пособия по безработице. Если ранее это пособие составляло 8 тыс. рублей, сегодня его размер соответствует минимальному размеру оплаты труда, а это 12 130 рублей.
С 9 апреля мы упростили порядок регистрации в центрах занятости. Теперь гражданину достаточно подать заявление и заполнить резюме на портале «Работа в России». Отмечу, что за период с 9 апреля на данный момент этим сервисом воспользовались более 1,6 миллиона человек. То есть гражданин дистанционно через систему личного кабинета на сегодняшний день имеет возможность подать заявление в центр занятости для признания его безработным.
Гражданам, потерявшим работу после 1 марта, как я уже сказал, назначается пособие по безработице вне зависимости от дохода на прошлом месте работы. Сегодня это пособие в максимальном размере получают 450 тысяч наших граждан. С 1 мая (задним числом) втрое увеличивается минимальный размер пособия по безработице. Напомню: сейчас этот размер составляет 1,5 тыс. рублей. А после принятия проекта постановления этот размер будет составлять 4,5 тыс. рублей. То есть пособие будет в диапазоне от 4,5 тыс. рублей до 12 130 рублей.
Для индивидуальных предпринимателей, вынужденных закрыть свое дело, на три месяца также устанавливается максимальный размер пособия по безработице – 12 130 рублей.
В поступивших в министерство вопросах вы поднимали эту проблему. Действительно, несправедливо, что те граждане, которые платили налоги, сами создавали рабочие места, прежде получали минимальное пособие – 1,5 тысячи.
Президент и председатель правительства поддержали предложение поднять размер такого пособия для этой категории граждан до максимального размера – 12 130 рублей.
Кроме того, отмечу, что у части граждан, которые ранее были признаны безработными, на сегодняшний момент заканчивается, истекает период получения пособия и если они не смогли найти работу, то они оставались без средств к существованию.
Мы вышли с инициативой (в принципе нас поддержали), чтобы продлить такого рода выплаты еще на три месяца, до тех пор, пока ситуация на рынке труда не стабилизируется. Таким образом, если у человека заканчивается на сегодняшний день период выплаты пособия, он будет автоматически продлеваться на три месяца.
Сегодня соискатели именно при поиске работы оказываются в непростых условиях. Коэффициент напряженности на рынке труда достаточно высокий, он составляет 1,8, то есть на 10 вакансий приходится 18 человек соискателей.
Есть и благоприятные тенденции. На портале «Работа в России», где размещается объем предлагаемых для рынка вакансий, за последний месяц количество вакансий увеличилось на 200 тысяч. То есть на данный момент соискатели могут выбирать потенциальное место работы из числа 1 150 тысяч вакансий.
В ряде регионов по итогам мая количество принятых на работу граждан выше, чем количество уволенных. Это, например, такие регионы, как Камчатский край, Тамбовская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Амурская область. Однако в большинстве регионов ситуация достаточно сложная.
Остановлюсь чуть подробнее на мониторинге рынка труда. Сегодня для комплексной оценки ситуации и формирования прогнозов мы ведем его в режиме онлайн, то есть в режиме реального времени. Прежде предприятия подавали данные о планируемых увольнениях в службу занятости. Эти сведения еженедельно аккумулировались в региональных центрах занятости и направлялись в Роструд. Мы оцифровали этот механизм полностью. То есть на сегодняшний день на базе портала «Работа в России» все предприятия получают возможность в режиме реального времени подать сведения о переводе своих сотрудников на удаленную работу, в режим неполного рабочего времени, а также о планах по высвобождению персонала.
На данный момент на портале зарегистрированы и предоставляют сведения 190 тысяч предприятий в Российской Федерации, а численность работников, которые на этих предприятиях трудятся, составляет 50 процентов от всего занятого на сегодняшний день в Российской Федерации населения.
Поступающие сведения анализируются в разрезе регионов, отраслей, форм собственности, численности сотрудников соответствующих предприятий.
Что касается распределения долей граждан по режимам занятости, то на сегодняшний день ситуация следующая. Более 10 процентов наших граждан работают удаленно, это примерно 5 750 тысяч человек. И хочу сказать, что за последнюю неделю количество таких граждан – работающих удаленно – увеличилось еще на 100 тысяч. 1 500 тысяч направлены в простой (это 2,6 процента от всего трудоспособного населения). 1 300 тысяч граждан заняты неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (это примерно 2,4 процента всех сотрудников). И около 280 тысяч наших граждан отправлены в неоплачиваемый отпуск (это 0,5 процента от общей численности всех занятых в экономике).
В мониторинге также отражаются сведения о найме и сокращении персонала на всех предприятиях – юридических лицах на следующий день после кадрового события. То есть сейчас организован сбор отчетности со всех предприятий – юридических лиц через Пенсионный фонд, в режиме онлайн представляются сведения, и мы на следующий день видим все кадровые изменения на конкретном предприятии.
С 1 апреля по сегодняшний день в России было уволено 2 300 тысяч человек, а принято на работу 1 900 тысяч человек, то есть разница (сальдо) составила 400 тысяч высвобождений.
За вычетом сезонного фактора увольнения в большей степени затронули следующие отрасли – розничная торговля непродовольственными товарами, предприятия общественного питания, авиаперевозки и обеспечение аэропортовой деятельности, гостиничное хозяйство, культура и развлечения.
В региональном разрезе в абсолютных цифрах самая большая разница между принятыми и уволенными гражданами в таких субъектах, как город Москва, Свердловская область, Санкт-Петербург, Нижегородская и Московская области. Но во всех перечисленных субъектах разница в численности высвобождаемой рабочей силы составляет менее 1 процента… (микрофон отключен) …от экономически активного населения.
Председательствующий. Продлите время.
Антон Олегович, завершайте, пожалуйста.
А.О. Котяков. По доле официально зарегистрированных безработных от экономически активного населения самая сложная ситуация на 1 июня сложилась в республиках Тыва (12 процентов от экономически активного населения), Чечня (более 10 процентов), Ингушетия (9,4 процента), Алтай (6 процентов), Кабардино-Балкария (более 5 процентов). Во всех остальных субъектах этот показатель меньше 5 процентов.
По расчетам Росстата, на 1 мая численность безработных в Российской Федерации по методике Международной организации труда составила 4,3 миллиона безработных, или 5,8 процента трудоспособного населения. По сравнению с мартом общая численность безработных граждан выросла на 800 тысяч человек, или на 23 процента.
При этом численность зарегистрированных безработных на сегодняшний день в центрах занятости составила 2 100 тысяч человек. Если прежде за пособием по безработице к нам в центры занятости приходил каждый пятый из тех, кто оставался без работы, то на сегодняшний день к нам приходит каждый третий.
В сложившейся ситуации поддержка доходов населения через социальные выплаты – это дополнительная помощь. И здесь нужно сказать, что нам в целом нужно улучшение ситуации в сфере занятости.
Нами был разработан целый комплекс мер по поддержке рынка труда. Здесь я отмечу усилия правительства по грантовой поддержке, о которой вы сегодня слышали, предоставлению кредитов на выплату заработной платы с возможностью списания их в конце первого квартала 2021 года, снижению взносов в страховые фонды с 30 процентов до 15 для субъектов малого и среднего бизнеса. Все это в значительной степени повлияло на стабилизацию на рынке труда и позволило на большинстве предприятий сохранить трудовые коллективы.
Для дальнейшей поддержки занятости Минтруд предлагает, во-первых, на сегодняшний день урегулировать все имеющиеся формы гибкой занятости – это и платформенная занятость, и удаленная занятость, и комбинированная занятость. То есть для этого нам необходимо с коллегами проработать именно законодательные инициативы.
Второе, на чем бы мы хотели остановиться, – это улучшение и скорейшее внедрение электронного кадрового документооборота.
И еще ряд, скажем так, предложений, которые на сегодняшний день находятся на рассмотрении на площадке правительства.
При этом я несколько слов хотел бы сказать о поддержке граждан с ограниченными возможностями. До 1 октября установлен временный порядок проведения медико-социальной экспертизы. На сегодняшний день в случае, если у гражданина заканчивается срок определения ему программы реабилитации, обеспечения средствами технической реабилитации, программа предполагает автоматическое продление данного срока. Плюс на основании документов, поступающих от медицинских учреждений, нами также производится назначение программы реабилитации для конкретного гражданина.
Ну и на сегодняшний день мы подготовили проект федерального закона о проактивном назначении пенсий для граждан, имеющих ограничения, а именно назначении пенсий по инвалидности в беззаявительном порядке. Нам будет достаточно документов, которые будут находиться в органах МСЭ и в органах системы здравоохранения.
Уважаемые коллеги! Наша встреча проходит накануне Дня социального работника, который отмечается 8 июня. Сегодня социальные работники, конечно, находятся в зоне повышенного риска, с повышенной нагрузкой. 70 процентов наших стационарных учреждений социального обслуживания перешли на закрытый сменный режим работы, то есть сотрудники находятся две недели внутри учреждения вместе с теми, за кем они ухаживают и присматривают.
С учетом особых условий мы вышли с инициативой (и президент поддержал ее) о введении доплаты за каждую смену находящимся на карантине сотрудникам. Соглашения уже на сегодняшний день подписаны, денежные средства начали выплачиваться. Поэтому я надеюсь, что в данной ситуации наши коллеги из социального блока останутся довольны теми нововведениями, которые были озвучены.
Поэтому благодарю за внимание. Готов перейти к ответам на вопросы.
Извините, что задержался.
Председательствующий. Спасибо, Антон Олегович, за содержательный доклад.
Коллеги, динамично: краткий вопрос – и по возможности краткий ответ, Антон Олегович. Много желающих задать.
Сергей Герасимович Митин, Вы хотели по ведению что-то сказать? Пожалуйста. А, нет, Вы ошиблись.
Татьяна Алексеевна Кусайко.
Следите за экраном, коллеги.
Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.
Т.А. Кусайко, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Мурманской области.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Олегович, я прежде всего хотела бы поблагодарить Вас и Вашу команду за активный диалог и за то, что вы всегда на связи.
А вопрос мой касается жителей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе работающих граждан и получателей страховых пенсий по старости и инвалидности. Законодательством Российской Федерации предоставлено право на компенсацию стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно один раз в два года. В связи с введенными ограничительными мероприятиями в условиях пандемии не каждый сможет воспользоваться данным правом. Хотела бы услышать Ваше мнение о возможности переноса реализации права на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно с 2020 года на 2021 год. Спасибо.
А.О. Котяков. Спасибо за вопрос.
К нам поступает достаточно много предложений по регулированию в текущих условиях рынка труда, по нововведениям, и этот вопрос поднимался несколькими субъектами Российской Федерации, именно северными регионами, поступало предложение рассмотреть эту ситуацию.
Мы на сегодняшний день сформировали проект постановления о временном регулировании рынка труда до конца 2020 года. Как я уже сказал, он формировался на основании предложений субъектов, профсоюзов и работодателей. Этот проект постановления внесен на площадку трехсторонней комиссии и будет рассматриваться в ближайшее время. В нем содержится норма о предоставлении данным гражданам права распорядиться этими ресурсами до конца 2021 года. Соответственно, как только мы его примем, это право у людей, которые проживают в районах Крайнего Севера, возникнет.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Федорович Лисовский, пожалуйста.
С.Ф. Лисовский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курганской области.
Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Олегович! Сохранение рабочих мест зависит от сохранения работы малого и среднего предпринимательства, особенно если взять такие регионы, как Курганская область, которую я представляю. А помощь малому и среднему предпринимательству у нас связали с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (коротко – коды ОКВЭД). В свое время, когда работали предприятия среднего и малого предпринимательства и писали устав, они не придавали этому значение, потому что коды ОКВЭД нужны государству как инструмент учета и контроля за налоговыми платежами и деятельностью предприятий.
Сейчас получается, что многие предприятия, действительно работающие и пострадавшие (действительно пострадавшие), из-за того, что они в свое время не учли вот эти коды, которые опять же им не нужны для их деятельности, теперь выпали из системы поддержки. Нельзя ли все-таки обратиться в налоговую службу, которая в принципе должна была эти коды регулировать, и она прекрасно видит, кто за что получает деньги и в какой области экономики работает все-таки… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Спасибо.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.Ф. Лисовский. (Микрофон отключен.) Я не успел... (Оживление в зале.)
Председательствующий. Извините, пожалуйста.
С.Ф. Лисовский. (Микрофон отключен.) Добавьте мне немного времени.
Председательствующий. Лисовский Сергей Федорович, Вы не удовлетворены ответом?
С.Ф. Лисовский. (Микрофон отключен.) Нет, я не успел задать вопрос. Мне надо пять секунд, чтобы закончить.
Председательствующий. Еще раз: что Вы хотите услышать?
С.Ф. Лисовский. (Микрофон отключен.) Я не успел вопрос задать. Пять секунд мне нужно, чтобы закончить.
Председательствующий. А, пять секунд.
Пожалуйста, завершите.
С.Ф. Лисовский. Нельзя ли все-таки эту помощь связать не с кодами ОКВЭД, а с балансами, которые сдавали предприятия по прошлому году? Спасибо.
А.О. Котяков. Спасибо за вопрос.
Я сразу же отмечу, что на площадке правительства, когда вводилась мера, в частности, где непосредственно я участвовал в обсуждении, это грантовая поддержка организациям для сохранения занятости, по одному МРОТ на каждого сотрудника из сохраненной численности персонала с 1 апреля по 1 июля...
Обсуждалось достаточно большое количество инструментов, каким образом учитывать и каким образом выявлять те организации малого и среднего бизнеса, которые наиболее пострадали. И вместе с предпринимательским сообществом, с профсоюзами мы все пришли к пониманию, что наиболее объективным показателем, который не может быть скорректирован рукотворно, является именно соотнесение к тем отраслям, которые являются наиболее пострадавшими.
Поэтому на данный момент этот показатель является, наверное, наиболее объективным. Если есть предложения по расширению этого перечня, это можно будет сделать через Министерство экономического развития, которое вместе с Федеральной налоговой службой его будет рассматривать.
Председательствующий. Спасибо.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.П. Горячева. Большое спасибо.
Уважаемый Антон Олегович! Мой вопрос касается доходов населения, и это все обострилось как раз в период пандемии. По статистике, 40 процентов работающего населения получает заработную плату в пределах двух-трех прожиточных минимумов. Прожиточный минимум – 12 130 рублей. Нетрудно посчитать, сколько это, да? И все это только потому, что у нас заниженная потребительская корзина. Она не пересматривалась в России с 2013 года, хотя раз в пять лет должна была пересматриваться. Но вот так, обещали министры до Вас, но…
А что туда входит? Скажу буквально… Мяса – 160 граммов в сутки на работающего человека, 50 граммов рыбы, 30 граммов масла, правда, хлеба аж 350 граммов. Это в северной стране. Ну, говорят, служебной собаке даже побольше.
В феврале президент, будучи в Липецке, сказал, что нужно пересматривать потребительскую корзину… (микрофон отключен) …в сторону увеличения …
Председательствующий. Продлите время.
Светлана Петровна, завершайте.
С.П. Горячева. …сказал, что нужно ее пересматривать. Готовы ли Вы это делать и когда? Спасибо.
А.О. Котяков. Спасибо, Светлана Петровна, за вопрос.
У нас действительно есть четкое поручение Владимира Владимировича начиная с 2021 года (и это предусмотрено действующим законом, действующим законодательством) обеспечить пересмотр потребительской корзины. Поэтому я думаю, что в ближайшей перспективе… мы сейчас уже на площадке Минтруда делаем соответствующие расчеты, работаем с институтами, с экспертным сообществом относительно как раз компонентов, входящих в состав именно продуктовой корзины, которая входит (и является неотъемлемой частью) именно в прожиточный минимум. Соответственно, как только мы сформируем свои предложения (а это должно произойти до конца текущего года), мы с вами совместно будем рассматривать данный законопроект, определяющий все компоненты, входящие в эту экономическую категорию.
Председательствующий. Спасибо.
Максим Геннадьевич Кавджарадзе.
М.Г. Кавджарадзе, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Липецкой области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Олегович! Вот антикризисный пакет в Германии составил в условиях пандемии 1,3 трлн евро (это 37 процентов ВВП). В России он составил 2 процента от всего ВВП: 1,5 процента – путем перераспределения средств на нацпроекты и 1,5 процента – от снижения налогов. Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, почему такая разница?
А.О. Котяков. Если мы рассматриваем абсолютное значение средств на антикризисный пакет, то здесь нужно исходить прежде всего из объема выпадающих доходов, которые были сформированы в бюджете. Если мы целостно посмотрим на те меры поддержки, которые оказывает государство в рамках антикризисного пакета, то нам необходимо оценить и выпадающие доходы, связанные со снижением доходной базы, сегодня это и выпадающие доходы по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль и так далее. То есть правительством было принято решение о сохранении всего объема предусмотренных действующим законом о бюджете мер государственной и социальной поддержки. То есть объем размеров Пенсионного фонда сохранен, точно так же как и объем федеральных мер непосредственного финансирования. Соответственно, все эти выпадающие доходы компенсированы за счет ресурсов федерального бюджета. И, как Вы уже правильно отметили, более 2 трлн рублей на сегодняшний день выделено дополнительно на те меры поддержки, которые направлены именно на поддержку бизнеса и на поддержку наших граждан.
Поэтому относительно соотнесения абсолютных величин мне достаточно сложно сказать, а относительно значимости выделяемых ресурсов я думаю, что вы понимаете, что это сумма, которая соответствует 20–30 процентам существующего бюджета Российской Федерации на сегодняшний день. Это достаточно значимый ресурс, который был изыскан дополнительно для сохранения всех существующих обязательств со стороны Правительства Российской Федерации.
Председательствующий. Спасибо.
Дина Ивановна Оюн, пожалуйста.
Д.И. Оюн. Спасибо.
Уважаемый Антон Олегович, спасибо огромное от регионов, в которых хорошая демография, за помощь многодетным семьям. От Тувы спасибо за то, что регион в числе 21 пилотного включили в программу по социальному контрактованию. Это очень хорошая поддержка, но эта поддержка по четырем направлениям – трудоустройство, переобучение, открытие своего дела и помощь в плохой материальной ситуации. Можете ли вы дать возможность регионам, учитывая, что первые два направления сейчас крайне сложно реализовать (а у вас есть критерии реализации), все-таки перенаправить больше средств на последние два?
И еще. Идет корректировка по объектам капитального строительства по вашим программам (мы понимаем почему). Можно ли для центра занятости (Вы сегодня озвучили, на какой позиции у нас по безработице Тува) сохранить эти средства? У нас там необорудованные помещения, ему нужно помочь. Спасибо.
А.О. Котяков. Спасибо за вопрос.
О социальном контракте. На сегодняшний день действительно практика социального контракта пилотируется в 21 субъекте Российской Федерации. На это выделяется около 7 млрд рублей. Начиная со следующего года социальный контракт появится во всех субъектах Российской Федерации (85 субъектах), и общая сумма составит 29 миллиардов.
У нас уже сейчас в рамках пилотирования появилась необходимость корректировки нормативной базы на текущий финансовый год, даже в рамках пилотирования, и мы это сделаем на вторую половину текущего года. Плюс ко всему мы уже сейчас понимаем, что есть необходимость корректировки вообще в принципе основных подходов к социальному контракту на 2021 год.
То есть мы сейчас откорректируем базу 2020 года на пилотируемую часть, а с 2021 года перепишем нашу нормативно-правовую базу. В том числе по вопросам, что Вы поднимали, которые касались и распределения по долям, по направлениям, которые можно было бы использовать. Сейчас мы находимся как раз в диалоге с субъектами в части того, каким образом с учетом текущей ситуации выстроить правильные распределения по направлениям.
Что же касается 2021 года, то этот инструмент, мы думаем, будет основным инструментом, скажем так, позволяющим нам выводить определенные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из-за черты бедности, потому что он будет учитывать индивидуальную траекторию каждой конкретной семьи и формировать те меры поддержки, которые нужны точечно для конкретных граждан.
Поэтому я хочу сказать, что мы сейчас подготовим соответствующие изменения. У нас сейчас тоже, вы знаете, организовано такое оперативное взаимодействие с субъектами, организован чат, где мы обсуждаем проекты документов. Точно так же мы этот проект документа, проект постановления будем обсуждать с нашими коллегами из регионов.
Что касается переноса остатков средств на очередной финансовый год, здесь существует четко регламентированная процедура, определенная Министерством финансов Российской Федерации. Мы со своей стороны, скажем так, будем соблюдать все необходимые требования. И в принципе при определенном выполнении регламентных процедур возможность перенести остатки с очередного финансового года на следующий существует.
Председательствующий. Спасибо.
Иван Николаевич Абрамов.
И.Н. Абрамов, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Антон Олегович, как Вы относитесь к такому предложению по сфере занятости, как отмена страховых взносов для тех предприятий (например, на шесть месяцев, может быть, на год), которые у нас создали новые рабочие места, и не только в пострадавших отраслях? То есть мы наряду с тем, что помогаем людям, должны и стимулировать этот рынок, который будет давать нам новые рабочие места.
Кроме того, может быть, нам вообще каким-то образом пересмотреть в связи с этим миграционное законодательство и посмотреть ситуацию со всей нашей трудовой миграцией? Все-таки к нам тоже приезжает очень много граждан из-за рубежа, и тем самым в принципе они наши трудовые места занимают. Поэтому хотел бы услышать от Вас, как Вы к этому предложению относитесь.
А.О. Котяков. Спасибо за вопрос.
Действительно, у нас на сегодняшний день есть необходимость стимулирования предприятий к формированию новых рабочих мест и для набора новых сотрудников. И сейчас одна из мер, которую мы обсуждаем совместно с коллегами из Министерства образования и науки, – это дополнительное стимулирование работодателей к приему молодых кадров, которые были выпущены в течение этого года и ближайшего времени, и тех граждан, которые находятся на учете в службах занятости. Обсуждается на сегодняшний день механизм прямого субсидирования таких рабочих мест. Но, скажем так, варианта освобождения всего объема занятых от уплаты страховых взносов – такого варианта пока, на сегодняшний день, в повестке нет.
Что же касается мигрантов, ситуация в миграционной политике достаточно разная во всех субъектах Российской Федерации. В части регионов мы видим на сегодняшний день острую нехватку в миграционном притоке для реализации тех задач, которые сейчас существуют в субъектах. Поэтому миграционная политика – это один из вопросов, который сейчас стоит в повестке правительства. Мы совместно с МВД обсуждаем принципы, изменение принципов в части миграционной политики, контроль за рынком труда в конкретном субъекте. Поэтому мы этому уделяем достаточно внимания и в ближайшее время, я думаю, сформируем наши предложения.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Константинович Акимов, пожалуйста.
А.К. Акимов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Спасибо.
Антон Олегович, как Вы знаете, сейчас правительством разрабатывается ряд очень серьезных документов по дальнейшему развитию Арктической зоны Российской Федерации: налоговые преференции, пакет законов по государственной поддержке предпринимательской деятельности и так далее. Там самая большая проблема касается трудовых ресурсов, Вы хорошо знаете, рабочей силы, подготовки кадров. Но там большая проблема. Вот вахтовый метод в какой-то степени показал и свои плюсы, и минусы, например на Чаяндинском месторождении, и в других местах, это Вы знаете. И сегодня у нас есть информация по этим поселкам. И, конечно, Арктическая зона – это самая основная проблема.
Как Минтруд готовится к данной программе? Разработана ли специальная программа? (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, пожалуйста.
А.К. Акимов. Антон Олегович, разработана ли специальная программа по привлечению трудовых ресурсов, подготовке кадров для Арктической зоны Минтрудом (я конкретно Вас спрашиваю) и отработаны ли вопросы трудового законодательства, связанные с материальным стимулированием? Спасибо.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/7727404.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments