leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Из стенограммы 483-го пленарного заседания СФ 04.06.20 - правчас Минтруд Котяков - окончание

Из стенограммы 483-го пленарного заседания СФ 02.06.20 - правительственный час Минтруд Котяков - окончание, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/7727280.html

А.О. Котяков. Спасибо за вопрос.
Мы на сегодняшний день чувствуем необходимость трансформации службы занятости. То есть сейчас тот объем имеющихся вакансий сформирован в основном по территориальному признаку, поэтому при возникновении острой нехватки персонала в конкретном субъекте достаточно сложно регулировать потоки трудовой миграции с разных субъектов для решения задач крупных инвестиционных проектов конкретных территорий. Поэтому «Работа в России» сейчас будет являться агрегатором всего объема вакансий по всей Российской Федерации без учета территориального признака, что позволит закрывать объем вакансий, сформированных в конкретном субъекте, за счет формирования предложений по приему на работу в конкретном субъекте под решение конкретных задач, в том числе (в качестве примера – то, что Вы сказали) по освоению Арктической зоны.
Председательствующий. Спасибо.
Олег Владимирович Цепкин, пожалуйста.
О.В. Цепкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Олегович! Во всех регионах стационарные учреждения социального обслуживания работают в режиме превентивной изоляции.
Вопрос, а может быть, и просьба. Планируется ли разработать критерии для перехода этих учреждений в обычный режим работы и планируете ли вообще вы эти критерии разработать и разослать по субъектам Российской Федерации? Это первое.
И второй вопрос. Службы занятости работают по регистрации безработных граждан в дистанционной форме. Планируется ли переходить на обычную форму работы в дальнейшем с безработными гражданами или в рамках программы по цифровизации службы эта работа в дальнейшем будет организована также в дистанционной форме? Спасибо.
А.О. Котяков. Спасибо за вопрос.
Отмечу, что необходимость перехода на жесткий посменный режим работы в стационарных учреждениях социального обслуживания – это вынужденная мера по результатам сегодняшних ограничений и пандемии. Снятие данного посменного режима работы возможно только в случае согласия и разрешения со стороны органов Роспотребнадзора. На сегодняшний день мы, к сожалению, находимся, скажем так, в тех жестких ограничениях, которые наши коллеги нам рекомендуют к выполнению.
В Российской Федерации сейчас 1,5 тысячи стационарных учреждений. В 197 этих учреждениях выявлена COVID-инфекция. Являются больными более 4200 человек. Поэтому я думаю, что на данный момент поднимать вопрос, скажем так, о снятии ограничений и переходе к обычному режиму работы этих учреждений, наверное, преждевременно.
Совместно с коллегами мы будем мониторить ситуацию. В случае ее стабилизации и улучшения мы естественным образом будем упрощать процедуру доступа к учреждениям и снимать режим посменной работы.
Что касается второй части вопроса. Вторая часть вопроса, я прошу прощения…
О.В. Цепкин. (Микрофон отключен.) Службы занятости, регистрация безработных.
А.О. Котяков. А, служба занятости, прошу прощения.
Что касается второй части вопроса – про службу занятости. Действительно, за последние несколько месяцев мы сделали серьезные изменения в организации бизнес-процессов наших структур. Это не только касается службы занятости, это касается деятельности и Пенсионного фонда, и самого Роструда. После снятия ограничений и возможности физического присутствия в центрах занятости наших граждан естественным образом мы сохраним возможность и цифровой, удаленной подачи заявлений на предоставление такого пособия, также предоставим гражданам возможность физического присутствия, потому что мы видим, что ряд услуг, которые до пандемии оказывались центрами занятости, на данный момент, к сожалению, в силу невозможности их перевода в цифровой формат нашим гражданам не оказываются. Но вектор именно на передовую систему предоставления очень удобных сервисов посредством цифровизации для наших граждан мы сохраним и будем его придерживаться как основного из приоритетных. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, у нас осталось 20 минут до завершения «правительственного часа». Предлагаю прекратить задавать вопросы. У нас должен еще аудитор выступить, и есть желающие выступить. Либо кто-то настаивает на вопросе? Как ваше мнение? Не настаиваем. Хорошо.
Антон Олегович, спасибо. Материалом владеете, отвечаете четко, предметно. Спасибо большое. Присаживайтесь.
Коллеги, переходим к выступлениям.
Слово предоставляется Алексею Александровичу Каульбарсу, аудитору Счетной палаты Российской Федерации.
Пожалуйста, Алексей Александрович, Вам слово.
А.А. Каульбарс. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Прежде всего хочу сказать, что в связи с объявлением пандемии коронавируса руководством Счетной палаты было принято решение приостановить проведение всех проверок до 1 июня и не начинать новых проверок до 1 июля. При принятии этого решения помимо заботы о здоровье сотрудников как Счетной палаты, так и проверяемых организаций мы еще исходили из того, чтобы наши проверки не мешали федеральным органам исполнительной власти осуществлять свою деятельность в этой очень сложной ситуации. Однако это не значит, что работа прекращается. В Счетной палате организовано проведение оперативного мониторинга показателей, которые характеризуют состояние дел в различных областях социально-экономической сферы, в том числе в связи с мерами, принимаемыми правительством в складывающихся условиях.
Антон Олегович очень подробно рассказал о мерах, которые были приняты правительством в социальной сфере. В связи с этим в своем выступлении я остановлюсь только на тех проблемах, которые, по нашему мнению, требуют особого либо дополнительного внимания.
Ситуация с коронавирусом внесла существенные коррективы в экономическую и социальную жизнь страны, выросло число граждан, потерявших постоянную работу или лишившихся иных источников дохода. В этой связи можно спрогнозировать, что после окончания пандемии может произойти существенное увеличение сроков, необходимых для поиска новой работы, а кроме того, может произойти изменение в структуре занятости населения в целом. Данные обстоятельства, на наш взгляд, требуют разработки целого комплекса соответствующих мер уже сейчас.
Президентом страны сформулированы конкретные меры поддержки наиболее незащищенных в социальном плане граждан. Сейчас самое важное заключается в том, чтобы эта помощь как можно скорее дошла до тех, кто в ней остро нуждается. В связи с этим одна из важных задач министерства труда состоит в организации контроля за доведением средств до каждой семьи с детьми, до каждого человека, потерявшего работу.
Информация, которую получает Счетная палата в ходе мониторинга, позволяет сравнивать меры, принимаемые разными странами и регионами, при этом мы пытаемся анализировать и дать предварительную оценку как тому, насколько достаточны принимаемые меры, так и тому, как эти меры воспринимаются населением.
На основе проведенного анализа хотел бы обратить ваше внимание на следующие моменты.
Как вы знаете, по поручению президента семьям, имеющим детей, установлена единовременная выплата в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка от трех до 16 лет, об этом подробно рассказал Антон Олегович. Возможно, имеет смысл рассмотреть целесообразность поддержки подростков в возрасте от 16 до 18 лет, а для тех, кто очно получает профессиональное образование, возраст мог бы быть увеличен и до 23 лет. Всего в этом случае речь идет о порядка 5 миллионах человек. Здесь можно сказать, что в международной практике, которую мы изучили (Канада, Испания, Соединенные Штаты), дополнительные выплаты предусматриваются на всех иждивенцев без указания возраста.
Для смягчения падения доходов семей с детьми можно было бы вернуться к опыту антикризисных мер 2009–2010 и 2015–2016 годов и проработать возможность независимо от дохода семьи выплачивать ежемесячное пособие из средств материнского капитала. Размер такого пособия может быть, например, 10 тыс. рублей на первого ребенка и 15 тыс. рублей на второго и последующих детей. Это позволило бы людям тратить часть средств из полагающегося им материнского капитала на расходы, которые в текущей ситуации могут быть более актуальными. По нашим расчетам, в 2020–2021 годах этой выплатой могли бы воспользоваться порядка 3 миллионов семей.
В условиях пандемии существенно возросло значение труда социальных работников. Президент поручил правительству обеспечить социальных работников, непосредственно работающих с инфицированными, дополнительными выплатами. В связи с этим напомню, что еще в 2012 году президентом было поручено, чтобы к 2018 году средняя заработная плата соцработников не была ниже уровня средней зарплаты по региону. Сегодня мы вынуждены констатировать, что при сокращении общего числа социальных работников на треть с 2012 года их средняя зарплата в 2019 году составила лишь 88,1 процента в среднем по региону. Считаем, что министерству труда необходимо обратить на сложившуюся ситуацию самое пристальное внимание.
В условиях кризиса можно было бы также рассмотреть возможность введения адресных социальных сертификатов на продукты питания и товары первой необходимости.
Здесь интересен опыт Китая, который ввел цифровые срочные ваучеры на покупку товаров первой необходимости из ограниченного списка.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Счетная палата будет проводить мониторинг общенационального плана действий по выходу из кризиса. В нем, безусловно, будут предусмотрены масштабные инструменты, обеспечивающие развитие экономики и социальной сферы.
Однако основная работа ляжет на плечи субъектов Российской Федерации. Они сейчас находятся в сложной финансово-экономической ситуации. Я хочу обратить внимание министра труда на необходимость поддержки регионов при взаимодействии с Минфином России, оказания помощи в обосновании необходимых объемов ассигнований, в первую очередь на решение социальных вопросов. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо Вам, Алексей Александрович. Присаживайтесь, пожалуйста. Благодарю Вас.
Коллеги, к тем, кто не успел задать вопросы, просьба сформулировать их, как мы всегда это делаем, в письменном виде, передать в комитет, и мы попросим Антона Олеговича лично ответить сенаторам на вопросы, которые они не смогли задать. Пожалуйста, сформулируйте их.
Переходим к выступлениям. Александр Георгиевич Варфоломеев, пожалуйста.
А.Г. Варфоломеев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Бурятия.
Уважаемый Антон Олегович! У меня предложение. Прошу Вас и ваше ведомство обратить особое внимание на предложения, которые поступают из регионов и от членов Совета Федерации, о необходимости закрепить как постоянную на сегодня временную норму, согласно которой размер пособия по временной нетрудоспособности за месяц для работающего человека не может быть меньше МРОТ с учетом районных коэффициентов. Эта норма, как известно, направлена на поддержку застрахованных граждан с невысокой зарплатой и страховым стажем до восьми лет и действует только до 31 декабря 2020 года. Прошу рассмотреть.
Председательствующий. Спасибо.
Антон Олегович, просьба учесть.
Ольга Федоровна Ковитиди, пожалуйста.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Олегович! Следствием сложившейся ситуации, о которой уже много говорили (не считаю нужным повторять), явился существенный рост безработицы. Вместе с тем федеральные меры в сфере рынка труда позволили удержать кратный рост безработицы. И тем не менее сегодня существуют вопросы, которые необходимо решать.
В Крыму с учетом рекомендаций, которые поступили от правительства, федеральных органов власти, были разработаны региональные меры поддержки. Но есть вопросы, которые нужно еще решить, – это вопросы экстерриториального принципа начисления пособия по безработице, а также невозможности зарегистрироваться в качестве безработного через портал «Работа в России» гражданам, которые имеют вид на жительство или разрешение на временное проживание (хотя действующее законодательство о занятости дает таким гражданам право на получение пособия по безработице), социальной незащищенности сегодня граждан, которые имеют право быть зарегистрированными только по месту пребывания и не имеют регистрации по месту жительства. Граждане, у которых зарегистрировано такое право и место пребывания, в случае потери заработка не могут получать пособие по безработице.
Вопрос актуальный, мы его обсуждали с коллегами из Комитета по социальной политике. Поэтому прошу обратить на это внимание. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Федоровна.
Елена Васильевна Бибикова, пожалуйста.
Е.В. Бибикова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Псковской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Антон Олегович, позвольте поблагодарить Вас за подробную информацию, содержательные ответы и совместную работу.
Вместе с тем хочу обратить Ваше внимание на следующее. В настоящее время в ряде регионов отрабатываются два пилотных проекта: первый – по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами; второй проект, о чем сегодня уже прозвучало, – это по более широкому применению и повышению эффективности социального контракта как формы оказания помощи малообеспеченным семьям и одиноко проживающим гражданам. Оба пилотных проекта получили достаточно высокую оценку как у экспертно-профессионального сообщества, так и у граждан, получающих данный вид поддержки, в том числе и в условиях распространения коронавирусной инфекции.
По социальному контракту… Мы сегодня услышали, что с нового года социальный контракт будет распространяться на территории всех субъектов Российской Федерации, в том числе и с увеличением бюджетного финансирования.
Хотелось бы попросить Вас ускорить создание системы долговременного ухода на территориях всех субъектов Российской Федерации, и в том числе с включением в бюджетные обязательства при формировании бюджета на 2021 год и последующие годы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Галина Николаевна Карелова, пожалуйста.
Г.Н. Карелова. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемые коллеги, позвольте тоже поблагодарить Антона Олеговича и за доклад, и за совместную работу, и за ответы. Мы все получили и в письменном виде ответы на те вопросы, которые мы давали предварительно.
Несомненно, в условиях новых вызовов министерством и правительством в целом проводится масштабная работа по обеспечению занятости населения и уровня доходов граждан.
Многое сделано для дополнительной поддержки семей с детьми, и в первую очередь многодетных семей.
Важно, что в ежедневном режиме командой Минтруда (и, Антон Олегович, за это особое спасибо) организован мониторинг ситуации в регионах. Мы, сенаторы, используем эти материалы в своей деятельности.
В целом за этот период у Совета Федерации и Министерства труда и социальной защиты сложилось как никогда эффективное взаимодействие. Я думаю, что оно продолжится и еще получит развитие.
Выработана повестка совместных действий, прежде всего в части дальнейшего совершенствования социального законодательства. Так, нам вместе необходимо внести изменения в Трудовой кодекс, законодательно закрепить порядок применения гибких форм занятости, в том числе удаленной, дистанционной, надомной работы, а также временной, сменной и сезонной работы.
Назрела потребность законодательно урегулировать и новые виды социальной помощи.
Надо ускорить внесение изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Также надеюсь, что мы вернемся и к выработке согласованной позиции по федеральному статусу многодетных семей.
Нам вместе предстоит провести (и сегодня на «разминке» это звучало) мониторинг реализации национального проекта «Демография» и при необходимости внести соответствующие коррективы.
Уверена, что мы эффективно и эти, и другие предложения, которые звучат от сенаторов, выполним вместе. И я Вам желаю удачи. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, нам, к сожалению, надо завершать. Поэтому просьба к коллегам Кравченко, Долгову: если у вас есть предложения, просьба их направить в комитет для учета в итоговом варианте нашего постановления.
Коллеги, мне кажется, прошло очень содержательное выступление. Сегодня Министерство труда и социальной защиты, что называется, находится на переднем фронте, потому что защита наших граждан, семей с детьми, занятость – все эти и другие острые вопросы, которые появились по итогам вот этого трудного пережитого нами периода, находятся в сфере ответственности этого министерства.
И я разделяю оценки коллег, кто высказался. Министерство и министр (который начал свою работу в таких экстраординарных условиях) работают спокойно, уверенно, системно, без пиара, без шума, но четко отстаивают права граждан, формулируют предложения, а главное – обеспечивают их реализацию.
Коллеги, ну, небывалая история, когда за два дня правительство 150 млрд рублей перечислило на выплату пособий семьям с детьми (это действительно небывалая история), за очень короткое время. И сегодня на министерстве лежит огромная ответственность по мониторингу того, как эти пособия доходят в регионы, в каждую семью, на каждого ребенка, есть ли сбои, по незамедлительной реакции на них, чтобы действительно граждане почувствовали реальную поддержку государства в этот трудный период. И я знаю, как много работают Антон Олегович и его команда и что очень ответственно подходят к делу. Проблем море, но они в очень спокойном режиме решаются.
Мне кажется, мы очень вовремя пригласили Антона Олеговича. Вчера мы отметили очень теплый и сердечный праздник – Международный день защиты детей, и именно вчера начались выплаты семьям с детьми. Это очень конкретное подспорье семьям с детьми – на каждого ребенка, в разных форматах. Вы знаете, те меры, которые были предложены президентом, они сегодня своевременно реализуются.
Но, чтобы ложка дегтя не испортила бочку меда, Антон Олегович, каждый день цифры, статистка – сколько выплатили, где сбои, где есть жалобы, где вовремя не рассмотрены обращения граждан – вот это сегодня сфера Вашей ответственности.
Мы настроены на взаимодействие и сотрудничество, как палата регионов, готовы оказывать министерству содействие. Сегодня сенаторами были высказаны конкретные предложения, и правильные предложения. Жизнь не заканчивается коронавирусом. Есть вопросы и по «корзине», которые сегодня озвучивались, и по многим другим темам. Надо оперативно реагировать.
Вот Вы должны, как министр труда и социальной защиты, быть главным защитником не только отрасли, но и наших граждан, чтобы они чувствовали, что головное министерство о них заботится, вносит предложения, совершенствуются нормативные акты. И люди должны, безусловно, всё это чувствовать.
Я хочу еще раз напомнить, что 8 июня будет праздник – День социального работника (Вы об этом сказали). Знаете, вот эта армия подвижников, которые работают в учреждениях соцзащиты, которые помогают бездомным, которые помогают одиноким, которые заботятся о семьях, – это действительно те люди, которые требуют особого отношения, заботы. И хорошо, что наряду с категориями медицинских работников 7,7 млрд рублей выделено из федерального бюджета на дополнительные доплаты социальным работникам, которые оказались также в ситуации оказания содействия больным коронавирусом и так далее. Надо, чтобы эти средства также своевременно были доведены до этих людей.
И хочется от всех нас, коллеги, от Совета Федерации, поздравить всех социальных работников с наступающим профессиональным праздником, поздравить Вас, Антон Олегович, Вашу команду и пожелать вам дальнейших успехов в вашей нелегкой работе. Спасибо еще раз.
И спасибо Вам за содержательное выступление, конкретное, спокойное, профессиональные и конкретные ответы. Я думаю, что Вы тоже взяли на карандаш как домашнее задание те предложения, которые были озвучены представителями регионов – сенаторами.
Еще раз спасибо огромное. Успехов Вам!
Слово предоставляется Инне Юрьевне Святенко, председателю Комитета по социальной политике.
Нет, Вы еще не уходите.
Инна Юрьевна, пожалуйста.
И.Ю. Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Комитетом подготовлен проект постановления с учетом поступивших предложений членов Совета Федерации, Министерства труда и социальной защиты, Счетной палаты, а также с учетом предложений, которые готовились в рамках деятельности рабочей группы Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленных на обеспечение функционирования и дальнейшее развитие экономики и социальной сферы в новых условиях.
Комитет предлагает принять данный проект постановления за основу и просит установить срок направления в адрес Комитета по социальной политике предложений по его доработке до 9 июня. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы к Инне Юрьевне Святенко? Нет.
Проект постановления у вас имеется.
Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации «О реализации мер по социальной защите граждан и обеспечению занятости населения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» (документ № 248) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 33 мин. 08 сек.)
За 143 чел. 84,1%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 143 чел.
Не голосовало 27 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Инна Юрьевна, прошу доработать проект постановления с учетом выступлений сенаторов, их предложений, доработать с министерством.
Коллеги, также прошу тех, у кого еще остались предложения, которые вы считаете важным отразить в постановлении Совета Федерации, до 9 июня направить их в комитет.
Спасибо большое еще раз, Антон Олегович. Спасибо Вам за участие. И успехов! Держитесь!
А.О. Котяков. Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Уважаемые сенаторы! Я искренне благодарю вас за поддержку и помощь в реализации наших предложений, а также благодарю за поздравление и оценку труда всего социального блока. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо. Успехов! (Аплодисменты.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments