leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Счетная палата указала на недостатки реализации Системы управления рисками ФТС

Счетная палата указала на недостатки реализации Системы управления рисками Федеральной таможенной службой
Система управления рисками (СУР) в таможенных органах призвана ускорить и упростить пропуск товаров через границу. Однако, реализация действующей Системы не позволяет достичь эти и иные цели СУР, установленные Таможенным кодексом. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки ФТС и подведомственных ей Московской областной и Тверской таможен.
«Таможенные органы используют систему управления рисками при выборе объектов и форм таможенного контроля. Основная цель применения системы – обеспечить эффективный таможенный контроль, сосредоточить внимание на наиболее рискованных объектах и упростить перемещение тех, по которым не требуется применять меры по минимизации рисков. Однако, судя по выявленным нарушениям, заявленные цели не всегда достигаются», – отметил на Коллегии аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.
Например, проверка установила признаки недостоверного заявления сведений о товарах по 1 461 декларации. Причем по всем ним Московская областная и Тверская таможни применяли различные профили рисков. А товары были выпущены без выявления нарушений.
«Всего было установлено нарушений таможенного законодательства на сумму более 90 млн. рублей, что является потерями федерального бюджета», – констатировал аудитор Батуркин.
Он напомнил, что таможенные органы обязаны применять СУР, чтобы выявить потенциально рискованные поставки и уделить их проверкам особое внимание. Но в случае идентичных товарных поставок одними и теми же участниками ВЭД, таможенные органы применяли эту Систему выборочно. Порой товары автоматически выпускались без применения СУР и дополнительных форм таможенного контроля. Такой карт-бланш в 2018 - 2019 годы получали организации, которые ФТС России ранее отнесла к категории – низкого уровня риска. Причем эта категория сохранялась и для несуществующих или обанкротившихся компаний.
«При автоматическом категорировании к группе низкого уровня риска были отнесены ликвидированные организации, что противоречит правилам работы СУР. Такие компании должны автоматически исключаться из перечня участников ВЭД. Одновременно организации, попавшие в категорию низкого уровня риска, но уже ликвидированные или не отвечающие ее критериям, длительное время (сроком до 6 месяцев) из нее не исключались. Это же касается и компаний, в отношении которых начата процедура банкротства», – привел примеры Андрей Батуркин.
Помимо этого, контрольное ведомство выявило признаки необоснованной дополнительной финансовой нагрузки на участников ВЭД. Так, при проверке таможенной стоимости товаров, Московская областная таможня приняла более 150 решений, в которых усматриваются признаки неправомерного взыскания денежных средств.
«Кроме того, – отметил аудитор, – проверка показала, что в среднем по ФТС России возвращается более 66 % от внесенного обеспечения, при этом в ряде таможенных органах это значение превышает 90%. Это указывает на низкую эффективность дополнительных проверочных мероприятий по результатам применения СУР и на признаки необоснованного взыскания обеспечения».
Помимо дополнительной финансовой нагрузки отдельные участники ВЭД сталкивались с ограничением своих прав на подачу таможенной декларации. Речь идет об организациях, которые попали в категорию среднего или высокого уровня рисков. В отличие от низкорисковых организаций, они не могут обращаться в любой таможенный орган.
«Эти компании вынуждены подавать декларацию только в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары. Это указывает на признаки нарушения прав лиц, установленных пунктом 1 статьи 109 Кодекса Евразийского экономического союза. Нами установлено более 13 тыс. таких случаев», – сообщил Андрей Батуркин.
Отдельно аудитор остановился на показателях результативности применения СУР. В 2018 - 2019 годах таможенные органы искусственно завышали их, чтобы достичь контрольные показатели деятельности. В частности, проверка установила случаи двойного учета одних и тех же результатов применения профилей рисков.
В ходе анализа нормативной правовой базы Счетной палатой тоже были выявлены нарушения. «Акты ФТС России, регламентирующие применение СУР, изданы с нарушением законодательства Российской Федерации, а также они не проходили антикоррупционную экспертизу в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», – пояснил Андрей Батуркин.
Проверка выявила и другие нарушения в деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками.
Представители ФТС России, участвовавшие в заседании коллегии, согласились с выводами Счетной палаты и заявили о готовности провести работу по устранению нарушений и недостатков.
Ознакомиться с отчетом можно по ссылке:
http://audit.gov.ru/upload/iblock/2e4/2e4755c636ea380d698bd99a9c2caafe.pdf
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments