leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Приняты в первом чтении два законопроекта о спортивном арбитраже в российской юрисдикции

Приняты в первом чтении два законопроекта о спортивном арбитраже в российской юрисдикции – в иностранной дорого и неэффективно Устраняется норма ГК запрет на рассмотрение трудовых споров спортсменов в третейском суде – Михаил Кузьмин 2 час без вентиляции сидим
8. 918227-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов»
Документ внесен правительством 11.03.20
Представила статс-секретарь – замминистра спорта Ксения Машкова.
Член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Павлова.
Законопроектом предлагается предусмотреть следующее:
– индивидуальные трудовые споры спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений могут рассматриваться не только комиссиями по трудовым спорам и судами, но также могут быть переданы в арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, рассматривающим споры в профессиональном спорте и спорте высших достижений (далее – арбитраж), при условии наличия между сторонами спора арбитражного соглашения;
– арбитражное соглашение может быть заключено в момент возникновения индивидуального трудового спора либо одновременно с заключением трудового договора;
– в арбитраже рассматриваются индивидуальные трудовые споры по исковым заявлениям работника (спортсмена, тренера), работодателя или профсоюза, представляющего интересы работника;
– при обращении в арбитраж работники освобождаются от оплаты расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже;
– правила арбитража индивидуальных трудовых споров утверждаются некоммерческой организацией, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, администрирующее арбитраж, по согласованию с профсоюзом работников физической культуры и спорта, являющимся стороной отраслевого соглашения, заключенного с Минспорта России.
Первое чтение 335 0 0 15:22

9. 918105-7 Одновременно принят сопутствующий законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта, связанных с вопросами спортивного арбитража)
Документ внесен правительством 11.03.20
Представила статс-секретарь – замминистра спорта Ксения Машкова.
Председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев.
Законопроектом предлагается:
– определить дополнительные требования, одному из которых должны соответствовать не менее половины арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего арбитраж (третейское разбирательство) споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений:
обладание опытом работы в области физической культуры и спорта (тренер, спортсмен, спортивный судья) не менее 5-ти лет, предшествующих дате включения в список арбитров;
опыт разрешения споров в области профессионального спорта и спорта высших достижений в качестве третейских судей либо опыт работы в органах общероссийских спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг, (осуществляющих досудебное урегулирование споров в области профессионального спорта и спорта высших достижений), не менее 4-х лет, предшествующих дате включения в рекомендуемый список арбитров;
– уточнить категории споров, рассматриваемых третейским судом в рамках арбитража (третейского разбирательства) по соглашению действующего арбитражного учреждения в профессиональном спорте и спорте высших достижений;
– закрепить норму об исключительной подсудности арбитражных споров о нарушении антидопинговых правил, о спортивных санкциях и индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений – данные споры являются предметом арбитража (третейского разбирательства), администрируемого исключительно постоянно действующим арбитражным учреждением, созданным с учетом требований законодательства о физической культуре и спорте;
– установить необходимость формирования списка членов создаваемых общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами органов по урегулированию (разрешению) споров не менее чем из 10-ти человек, из которых не менее 1/3 должны иметь высшее юридическое образование. Положение о таком органе и его состав утверждаются органом управления соответствующей общероссийской спортивной федерации или профессиональной спортивной лиги в соответствии с их уставами;
– в ГПК РФ – предусмотреть возможность передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейского суда в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, образованным с учетом требований законодательства о физической культуре и спорте.
Первое чтение 336 0 0 15:22

Стенограмма обсуждения двух законопроектов
Коллеги, 8-й и 9-й вопросы они взаимосвязаны. Если не возражаете, мы их с одним докладом и двумя содокладами послушаем. Нет возражений? Нет.
8-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов». И 9-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь – заместитель Министра спорта Ксения Викторовна Машкова. Пожалуйста.
Машкова К. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра спорта Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Вашему вниманию представляются два законопроекта, разработанные во исполнение поручения Президента Российской Федерации о совершенствовании правового регулирования арбитража в сфере профспорта и спорта высших достижений. Основной целью их принятия является создание словий для рассмотрения в российской юрисдикции индивидуальных трудовых споров и значительной части споров о нарушении антидопинговых правил с участием субъектов российского спорта.
В настоящее время данная категория дел рассматривается, в основном, иностранными арбитражными учреждениями и трибуналами.
9-м по порядку повестки законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, направленный на установление возможности передачи индивидуальных трудовых споров в сфере профессионального спорта и спорта высших достижений в арбитраж администрируемый специализированным арбитражным учреждением, особенности функционирования которого закреплены в законе «О спорте».
Кроме того, законопроектом предусмотрен ряд изменений в закон «О спорте», который направлен на совершенствование организации деятельности спортивного арбитража в части уточнения требований к арбитрам специализированного арбитражного учреждения с учётом специфики спортивных споров, закрепление исключительной арбитрабельности споров, отдельньпс категорий споров в рамках специализированного спортивного арбитража. Это, во-первых, индивидуальные трудовые споры спортсменов и тренеров. Во-вторых, это допинговые споры. И, в-третьих, это споры о применении спортивных санкций.
Вторым законопроектом, 8-м по порядку повестки, предлагается внести корреспондирующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, дополнив его отдельной статьёй об особенностях передачи и рассмотрения в спортивном арбитраже индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профспорте и спорте высших достижений.
Законопроектом предусматривается возможность инициирования рассмотрения индивидуальных трудовых споров не только раоотниками и работодателями, но и профессиональными союзами, обращающимися в защиту прав и законных интересов спортсменов и тренеров.
Кроме того, предусматривается освобождение работника на этапе подачи иска в арбитраж от оплаты расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже, а также предусматривается согласование правил арбитража индивидуальных трудовых споров с профессиональным союзом работников физической культуры и спорта.
Уважаемые коллеги, это долгожданные и очень важные для российского спорта изменения, которые направлены на обеспечение полноценного функционирования национального арбитражного учреждения в сфере спорта.
Их принятие позволит сформировать эффективный профессиональный и независимый, и беспристрастный, и, самое главное, ещё финансово доступный механизм, по сравнению с зарубежными спортивными арбитражами, для защиты прав и законных интересов субъектов российского спорта. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь, Ксения Викторовна. По 8-му вопросу с содокладом выступает Ольга Ивановна Павлова от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Павлова О. И., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Комитет концептуально поддерживает законопроект. Проектируемые подходы к вопросу подсудности индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров были заложены! ещё постановлением Пленума Верховного Суда в 2015 году, в соответствии с которым споры, возникающие по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения гражданско-правовых условий трудового договора со спортсменом или тренером как субъектов спорта, могут передаваться по соглашению сторон в специализированные третейские суды.
Действительно суды общей юрисдикции могут не учитывать специфику спортивных правоотношений. А обращение в международный спортивный арбитраж или иностранный третейский суд становится дорогим и неэффективным способом защиты трудовых прав.
В то же время к законопроекту есть ряд замечаний.
Согласно законопроекту арбитражное соглашение может быть заключено в момент возникновения индивидуального трудового спора либо одновременно с заключением трудового договора.
Уважаемые коллеги, формулировка «в момент возникновения индивидуального трудового спора» не отвечает принципам ясности и определённости. Учитывая, что момент возникновения спора имеет важное юридическое значение, безусловно, требуется уточнение этой проектируемой нормы.
Кроме того, как указано в проекте, при обращении в постоянно действующее арбитражное учреждение с иском работники освобождаются от оплаты расходов, связанных с разрешением споров в арбитраже. Указанное положение также требует доработки в части определения справедливой и чёткой системы распределения судебных расходов. Также Правовое управление обращает внимание на то, что требуется внесение корреспондирующих изменений в часть 6 статьи первой Федерального закона 382 «Об арбитраже», определяющей порядок рассмотрения указанной категории трудовых споров.
Все перечисленные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Законопроект поддержали 14 субъектов Российской Федерации, комитеты-соисполнители также поддерживают законопроект. На основании вышеизложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов просит принять законопроект в первом чтении. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать решение комитета.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Ивановна.
С содокладом по 9-му вопросу выступает Михаил Владимирович Дегтярев. Пожалуйста.
Дегтярев М. В. Уважаемый Иван Иванович, коллеги!
Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 года. Все изменения направлены на совершенствование деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения. И в целях устранения коллизии предлагается исключить норму Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, запрещающую рассмотрение в арбитраже, то есть третейском суде, индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров, в том числе в числе изменений дополнительные требования к профессиональному опыту арбитров спортивного арбитража.
По результатам рассмотрения органы государственной власти субъектов высказались положительно, 50 регионов, и законодательные органы субъектов – 29 положительных отзывов. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает. Поэтому наш Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи также просит поддержать пакет законопроектов. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов.
Желающие выступить? Есть? Нет. Тогда, коллеги... А, есть. Валерий Георгиевич Газзаев. Ещё есть желающие выступить? Нет, коллеги, уже это... Пожалуйста, Валерий Георгиевич. Ну уже вопросы прошли. Валерий Георгиевич, пожалуйста.
Газзаев В. Г., председатель Комитета ГД по делам национальностей, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Спасибо.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты! Данный проект федерального закона направлен на предоставление возможности профессиональным спортсменам и тренерам рассматривать индивидуальные трудовые споры в специализированном третейском суде.
Безусловными плюсами таких изменений будут следующие. Первое – это скорость рассмотрения вопроса. Второе – рассмотрение спора арбитрами со знанием спортивной специфики в отличие от судов общей юрисдикции. И третье – снижение расходов сторон спора. Остановлюсь подробнее на двух последних плюсах.
На данный момент разрешение индивидуальных трудовых споров в подавляющем большинстве видов спорта, таких как волейбол, баскетбол, гандбол и прочее происходит в судах общей юрисдикции. При этом судьи, как правило, не обладают достаточным пониманием специфики профессионального спорта. А при рассмотрении спора в специализированном спортивном арбитраже сторона такого спора может быть уверена, что арбитр, рассматривающий спор, знаком со спортивной спецификой и примет объективное и правильное решение.
В некоторых видах спорта ситуация несколько иная. Например, в российском профессиональном футболе такие споры, как правило, разрешаются специальным органом досудебного урегулирования, то есть Палатой по разрешению споров Российского футбольного союза с возможностью дальнейшего обжалования решения Палаты РФС в спортивном арбитражном суде в Лозанне.
Обращение в КАС стоит достаточно дорого, здесь уже говорилось об этом, от 10 до 15 тысяч швейцарских франков. А возможность передачи индивидуального трудового спора в российский спортивный арбитраж позволит существенно, во-первых, снизить расходы сторон футбольного трудового спора на обжалование решения палаты РФС.
Тем не менее важно понимать, российский спортивный арбитраж обладает полномочиями по разрешению споров на национальном уровне, то есть только между российскими юридическими и физическими лицами. Иностранные спортсмены и работники российских спортивных клубов по-прежнему смогут обращаться в международные органы разрешения споров. Например, по общему правилу ФИФА все футбольные споры разных стран мира разрешаются только в органах ФИФА. Такие правила являются обязательными и для Российского футбольного союза, как для члена ФИФА.
При этом важно понимать, что футболист-иностранец вряд ли захочет рассматривать свой трудовой спор в России. Он, скорее, будет больше доверять органам ФИФА, чем российскому спортивному арбитражу. Все остальные международные споры, например, допинговые и дисциплинарные разбирательства в отношении российских спортсменов, инициированные международными спортивными федерациями, аналогичным образом будут разбираться исключительно в международных спортивных инстанциях, таких как органах международных спортивных федераций и КАС. На практике российский... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте 30 секунд. Продолжайте, Валерий Георгиевич, продолжайте.
Газзаев В. Г. На практике российский спортивный арбитраж будет рассматривать споры национального уровня, когда все стороны спора являются российскими гражданами или юридическими лицами.
С учетом вышеизложенного хочу сказать, что фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» поддержит этот закон. Ира, а тебя приглашаю сюда выступить.
Председательствующий. Спасибо.
По ведению – Кузьмин Михаил Владимирович.
Кузьмин М. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Иван Иванович, ну вот Валерий Георгиевич молодец, конечно, и на комитете побывал. Ну, давайте с уважением относиться друг к другу. Если у нас нет принципиальных возражений, ну чего же мы тогда... о чем мы объясняем и говорим? Разве мы не согласны с представителем правительства, с министерством. Давайте с уважением относиться. Четвертый час без вентиляции сидим. Валерий Георгиевич, уважаемый коллега депутат.
Председательствующий. Михаил Владимирович, спасибо, я думаю, депутаты вас услышали, но право депутата выступить есть, я лишить такого права его не могу.
Коллеги, докладчик, есть желание высказаться в заключении? Нет. Содокладчики? Тоже нет.
Переходим к голосованию. Обсуждение завершено.
Ставится на голосование 8-й вопрос проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 22 мин. 19 сек.)
Проголосовало за 335 чел 74,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел. 0,0 %
Голосовало 335 чел.
Не голосовало 115 чел 25,6%
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно, И ставится на голосование 9-й вопрос – проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 22 мин. 53 сек.)
Проголосовало за 336 чел 74,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел, 0,0 %
Голосовало 336 чел.
Не голосовало 114 чел 25,3 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments