leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.06.20 правительственный час Денис Мантуров – часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.06.20 правительственный час Денис Мантуров – часть 1
Уважаемые коллеги, у нас в рамках «правительственного часа» сегодня выступление Министра промышленности и торговли Дениса Валентиновича Мантурова. Тема определена нами совместно: «О мерах по обеспечению устойчивого развития отраслей промышленности и торговой деятельности в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции».
Пожалуйста, Денис Валентинович. Денис Валентинович к нам пришёл вместе со своими заместителями, руководителями департаментов. Все они присутствуют здесь. Маску можно докладчику снимать. Это решение мы обсуждали, как только у нас начались выступления.
Мантуров Д. В., Министр промыгиленности и торговли Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Но вот в таком формате мы с вами в последний раз встречались полтора года назад. И мне, конечно же, сегодня хотелось, выйдя на трибуну, докладывать вам положительные повестки о результатах и давать качественные прогнозы. И ещё несколько месяцев назад для этого были все необходимые предпосылки.
По итогам 2019 года индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности составил 2,6 процента. И в этом году мы рассчитывали преодолеть уровень в 3 процента.
Но, к сожалению, существенные коррективы в эти планы внёс двойной удар по нашей экономике – это распространение коронавируса и резкое падение цен на нефть, хотя по инерции нам удалось в первом квартале даже показать рост на 2,6 процента в обрабатывающей промышленности. Но уже в апреле в полной мере сказалось влияние кризиса.
Началось снижение в производстве строительных материалов и металлургии в связи с остановкой строек и падением мировых цен на металлы, сократились поставки грузовых вагонов из-за сжатия грузопотока и сильно просели продажи автомобилей. В результате за апрель снижение в обработке достигло 10 процентов, но в целом за четыре месяца мы удержали уровень прошлого года.
При этом некоторые отрасли, задействованные в борьбе с коронавирусом по очевидным причинам, продемонстрировали позитивную динамику. Сейчас сложно давать какие-либо прогнозы, как и весь мир, мы пока еще на начальном этапе формирования новой реальности. Одновременно меняется образ жизни людей, объёмы, цены и структура глобального спроса, возникают риски для одних секторов экономики, но появляются перспективы для других. Эти изменения дали нам возможность убедиться в том, что многие направления и механизмы, которые мы с вашим участием развивали в промышленности, оказались абсолютно правильными, но ряд новых ориентиров мы сформировали в последние месяцы.
Первое, с чем нам пришлось столкнуться еще в марте, это ажиотажный спрос на продовольствие. Мы с Минсельхозом оперативно задействовали все возможности товаропроизводителей и торговых сетей, которые в разы увеличили поставки по самой востребованной номенклатуре, при этом договаривались с губернаторами, чтобы в регионах не блокировали движение грузового транспорта. Торговые сети пошли навстречу запросам товаропроизводителей по авансированию закупок, а также выполняли наши требования, круглосуточно поддерживая двухмесячные запасы.
Предприятия торговли ответственно отнеслись к соблюдению новых санитарных требований. Сети дополнили свой ассортимент масками, перчатками и антисептиками. В результате нам удалось удовлетворить практически все запросы покупателей, не допустив ни скачкообразного роста цен, ни дефицита, в отличие от других стран. Мы это с вами по новостям всё видели.
Сейчас наши оперативные запасы превышают четыре недели. И мы регулярно мониторим ситуацию во всех регионах по 67 ключевым товарным позициям.
В целом проделанная за последние три месяца работа показала, что торговая система отлажена и работает. Но нам нужно продолжать развивать принципы многоформатной торговли, о чем шла речь на совещании у президента по развитию сельского хозяйства в части создания дополнительных каналов продаж для наших сельхозтоваропроизводителей. В первую очередь за счет развития нестационарной мобильной торговли и рынков.
Как мы и предлагали, при обсуждении алгоритма послаблений сейчас, наконец-то, заработала непродовольственная розница. Это важно в первую очередь отраслям потребительского сектора, для которых она выступает основным товаропроводящим звеном.
Здесь главной системной проблемой, которую мы с вами начали решать, является рынок незаконной продукции. Наиболее эффективное оружие борьбы с нелегальным оборотом, который мы развертываем, это система прослеживаемости товаров.
На сегодня закончены добровольные эксперименты по четырем видам продукции и столько же в стадии завершения. В обязательном порядке маркируются две товарные группы. Это изделия из натурального меха и лекарства для семи нозологии. С июля к ним добавятся все лекарства, а также табачная продукция и обувь. Тем самым мы продолжим поэтапно наращивать номенклатуру маркируемой продукции, выдавливая с рынка контрафакт.
Второе направление борьбы с коронавирусом, где Минпромторг выступал главным исполнителем, это производство средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования и лекарств. В этой работе было задействовано огромное количество предприятий по широкому кругу отраслей. Мы перевели в режим 24 на 7 все мощности медицинской промышленности по выпуску масок и защитных костюмов, перебросили на их производство предприятия легкой промышленности и производителей гигиенических товаров, тем самым отчасти загрузили мощности в период простоя. С Росздравнадзором исключили проволочки в проведении испытаний и выдаче регистрационных удостоверений на новые изделия. Обеспечили через Фонд развития промышленности финансирование проектов по наращиванию мощностей для выпуска средств индивидуальной защиты. При этом если вначале мы закупали производственные линии для производства масок и нетканых материалов, то сегодня наши машиностроители сами начали изготавливать оборудование по этой номенклатуре.
В целом с начала марта мы увеличили выпуск всех видов масок в 5 раз, почти до 9 миллионов в сутки, а к концу следующего месяца достигнем уровня 12 миллионов масок в сутки. При этом сбили среднюю розничную цену с 55 в марте до 13 рублей за штуку на вчерашний день по данным Федеральной налоговой службы, и она продолжит снижаться.
Производство одноразовых и многоразовых защитных костюмов выросло в 25 раз, и добились роста в девять раз по выпуску кожаных антисептиков.
По медицинскому оборудованию обеспечили всё необходимое для дополнительных инфекционных коек. Производство аппаратов ИВЛ увеличили в 35 раз с 60 до 2 тысяч в месяц. Завершаем поставку 1 тысячи 200 реанимобилей в регионы нашей страны, и начинаем поставки «Скорых помощей». Эти закупки полностью профинансированы правительством.
Что касается средств тестирования. Ещё в марте мы их не делали вообще, а теперь только предприятия Фарминдустрии, которые были поддержаны Минпромторгом, производят 200 тысяч тестов в сутки.
По лекарствам. Наши фармпроизводители выпускают 17 препаратов, используемых в лечении коронавируса. За последний месяц зарегистрировано и запущено в производство три препарата: «Олокизумаб» и «Левилимаб» для тяжёлой формы пневмонии и «Авифавир» непосредственно для коронавируса. Такие препараты выпускает всего лишь пять стран, и теперь к их числу присоединилась наша страна.
Что касается интересующего всех вопроса по вакцине, Могу сказать, что в этом месяце наши фармкомпании с организациями Минздрава и Роспотребнадзора начали клинические исследования, и мы будем информировать вас о ходе этих работ.
В итоге за три месяца мы многократно нарастили мощности и сформировали запас прочности практически по всей противовирусной номенклатуре.
Это позволяет нам закрывать текущие потребности разных категорий потребителей.
Кроме того, у нас появилась возможность сформировать государственный материальный резерв по средствам индивидуальной защиты, который должен постоянно обновляться. На этот счёт есть соответствующее поручение президента. Мы также рассчитываем в ближайшее время начать экспортные поставки обозначенной номенклатуры.
А в целом, что касается экспорта, мы нацелены сейчас на новые продуктовые ниши. Учитывая, насколько приоритетно для нас это направление, помимо предусмотренных в этом году средств, рассчитываем дополнительно получить 10 миллиардов рублей на логистическую субсидию. За счёт этого мы поддержим увеличение внешних поставок как минимум на 200 миллиардов рублей. В первую очередь, это касается новой конкурентной продукции, созданной в рамках реализации планов импортозамещения. За прошедшие пять лет на это направление было привлечено 2,2 триллиона рублей, из них 420 миллиардов – это бюджетные средства. К настоящему моменту 420 проектов уже вышли на серию и 950 завершаются.
Учитывая, что действующие планы импортозамещения в этом году формально заканчиваются, мы приняли решение подготовить их новую версию до 2024 года, и они будут ориентированы теперь не только на конечную продукцию, но и на замену комплектующих и материалов. Под эту задачу мы трансформируем системные механизмы государственной поддержки. В частности Фонд развития промышленности направит на проекты импортозамещения практически все 40 миллиардов рублей, которые выделяются правительством в этом году.
Одним из главных результатов импортозамещения, которых удалось достичь, стало расширение участия промышленности в национальных проектах. Мы готовы поставлять технику, оборудование и материалы по девяти нацпроектам совокупно на 3,2 триллиона рублей, что составляет, по сути, половину от всех закупок по промышленной номенклатуре. Рассчитываем, что существенная часть этих поставок обеспечит оборонно-промышленный комплекс, который активно занимается диверсификацией.
Хотел бы отметить, что в прошлом году доля гражданской продукции, выпускаемой оборонными предприятиями, достигла 24 процентов. Это намного выше планового показателя, который обозначил президент. При этом чтобы обеспечить закупки именно российской высокотехнологичной продукции, правительством принята нормативная база по запретам и ограничениям на допуск иностранных товаров. В свою очередь на законодательном уровне по поручению президента мы подготовили поправки в 44-й и 223-й федеральные законы по наделению правительства правом утверждать квоты на закупки российских товаров.
Учитывая, насколько важно сейчас загрузить мощности, хотел бы попросить вас, Вячеслав Викторович, по возможности поставить эти законопроекты на первоочередное рассмотрение. Вчера они были внесены правительством в Государственную Думу. Их принятие является главным гарантом того, что спрос со стороны государства будет сфокусирован на отечественной промышленности.
Помимо расширения объемов государственных закупок в отраслях мы подготовили дополнительные адресные меры для их поддержки, они одобрены на отраслевых совещаниях у президента и включены в проект общенационального плана развития экономики. Коротко остановлюсь на этих механизмах.
Программы стимулирования спроса в автопроме будут дополнительно профинансированы на 25 миллиардов рублей, в их числе новые меры, такие как поддержка доступной аренды, а также приняты решения по опережающим госзакупкам ведомств и госкомпаний. В совокупности за этот год мы поддержим более 220 тысяч автомобилей. К сожалению, даже с этими мерами вряд ли удастся избежать снижения показателей отрасли в текущем году, тем не менее мы сохраним дилерскую инфраструктуру, всю кооперационную цепочку и самое главное обеспечим занятость, в том числе в смежных отраслях.
Чтобы купировать риски для авиастроения, принят дополнительный пакет стимулирующих мер совокупно на 15 миллиардов рублей на два года, за счет них мы сможем поставить 59 самолетов Sukhoi Superjet и 66 вертолетов для санитарной авиации, при этом сохраним мощности и компетенции для дальнейшей работы по всей линейке новых самолетов.
Правительством также принято решение о дополнительной поддержке производителей сельхозтехники и оборудования для пищевой промышленности, 4,5 миллиарда рублей предусмотренные для увеличения объемов скидки и лизинга позволят нашим аграриям закупить около 15 тысяч единиц почвообрабатывающей, уборочной и мелиоративной техники, а также оборудования для переработки сельхозсырья, Хотел бы отметить, что за 4 месяца текущего года по пищевому машиностроению рост составил 5,6 процента, а выпуск сельхозтехники увеличился на 22 процента.
Что касается отраслей потребительского сектора. На дополнительные меры стимулирования в лёгкой промышленности будет выделено почти 1,1 миллиарда рублей. Также с коллегами из правительства ищем возможность увеличения средств на поддержку социально значимых отраслей, которые мы стремимся возродить, в их числе народные художественные промыслы, производство музыкальных инструментов, спортивных товаров и средств реабилитации.
В заключение хотел бы сказать, что, несмотря на все риски, которые мы отслеживаем, наши компании достаточно уверенно смотрят в будущее. Мы рассчитываем, что выполнение всех мероприятий общенационального плана и ваша помощь на законодательном уровне позволят нам без особых потерь пережить этот кризис, как мы это делали уже не раз в предыдущие годы.
Уважаемые депутаты, по традиции мы сегодня внесли все письменные ответы на поступившие в наш адрес вопросы. А сейчас я готов ответить на устные вопросы. И благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Денис Валентинович.
Слово предоставляется для выступления аудитору Счётной палаты Российской Федерации Андрею Виленовичу Перчяну.
Пожалуйста, Андрей Виленович.
Подготовиться Ольге Викторовне Савастьяновой.
Перчян А. В., аудитор Счётной палаты Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У меня очень короткий доклад, потому что, понятно, сегодня ваше внимание, конечно, в первую очередь министерству, министру.
Минпромторгу действительно отведена очень значимая роль в реализации мероприятий по нормализации работы пострадавших отраслей экономики.
В части господдержки промышленности предусмотрены секторальные меры, направленные на восстановление и развитие отдельных отраслей. По нашему мнению, перечень поддерживаемых отраслей промышленности и инструменты господдержки необходимо расширять.
Особенностью сегодняшнего кризиса является то, что наряду с традиционной у нас поддержкой наиболее крупных, значимых предприятий организована массированная и очень масштабная поддержка и предприятий МПС.
Но хотел бы обратить внимание, что есть ещё одна категория предприятий, которая уже не МСП, но они и не являются частью госкорпораций, холдингов. Это, в основном, региональные предприятия и зачастую именно они являются основой региональной экономики. На наш взгляд, вот на эту категорию предприятий необходимо обратить дополнительное внимание.
Предусмотренные меры поддержки промышленности включают как новые мероприятия, так и традиционные. В основном это предоставление субсидий юридическим лицам и осуществление Минпромторгом госзакупок у единственных поставщиков из числа российских производителей.
Субсидии юридическим лицам, безусловно, являются действенным инструментом государственной поддержки. В то же время получатель субсидий – это достаточное ограниченное количество организации соответствующих отраслей промышленности, получающих господдержку, в основном, на постоянной основе.
Я хотел бы сказать, что в соответствии с поручениями президента мы постоянно проверяем Министерство промышленности и торговли по реализации тех закупок, которые, скажем, организованы у одного поставщика или у группы поставщиков, – это и автомобили скорой помощи, и школьные автобусы. И последний раз поручение было по музыкальным инструментам, о чём сегодня Денис Валентинович говорил.
Я хотел бы сказать, что Минпромторг справляется очень неплохо с этими поручениями.
Все деньги полностью освоены. Оборудование, транспорт доставлены в регионы. Но хотел бы при этом обратить внимание, что..- (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте 30 секунд.
Перчян А. В. ...такая поддержка всё-таки должна рассматриваться как временная.
Ну и, наверное, завершая, хотел поддержать министра в том, что действительно в очень краткие сроки было организовано дополнительное производство средств индивидуальной защиты, оборудования.
И Счётная палата считает, это действительно нужно сделать, организовав стратегические запасы, чтобы не повторилась ситуация, когда мы все были в очень серьёзном дефиците.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Виленович. Вот вы сказали о том, что меры поддержки должны быть временными по закупке «скорых», школьных автобусов. Наверное, это так. И вы правильно говорите. Но насколько временными? У нас с вами региональные бюджеты дотационные, регионы не могу самостоятельно обновить парк трамваев, автобусов, троллейбусов, самостоятельно.
Поэтому пускай это будет временно, но нам надо взять и от начала до конца решить эту проблему. А чтобы её решить потребуется, наверняка, несколько лет.
И поэтому правильно делает министерство, работая на внутренний спрос и решение проблем, которые сегодня без них не могут ни муниципалитеты, ни регионы сами реализовать за счёт своих возможностей. Может кто это сделать?
Порядка 16 регионов, которые у нас являются регионами-донорами.
Поэтому было бы правильно, может быть, нам, вот Счётной палате проанализировать состояние вопроса на уровне муниципалитетов, где износ общественного транспорта достигает 99 процентов, и подумать над этим.
Сформировать программу, поддержать министра. Ему же тоже не просто. Он находится в конкурентном поле.
Вот здесь вопрос уже во многом и Счётной палаты, и Государственной Думы. И если мы озвучим с вами, какой износ парка трамваев, вот Евгений Сергеевич Москвичев не слушает, значит, обсуждает другие темы, а ему надо в первую очередь сейчас взять и сказать: молодцы, что разместили заказы по скорым, по школьным автобусам. Президент дал поручение расширить этот перечень, и машины полиции специализированные, пожарные автомобили в этой же линейке и многое другое.
Нам надо сейчас вот в это кризисное время сделать всё, чтобы через внутренний спрос поддержать нашу промышленность. Поверьте, это будет не на один, не на два года. У нас выработан ресурс в регионах, транспорт, который должен на благо граждан. Вот давайте мы изучим эту ситуацию, и раз вы ведёте это министерство, к этой теме вернёмся, поручим профильному комитету и поддержим министра в этом вопросе.
Потому что когда министр выступал у нас, Николай Васильевич Коломейцев выходил, цифру, озвученную министром, не слышал, 4,5 миллиарда на обновление парка сельхозмашин. А это Ростовская область. А что такое 4,5 миллиарда? Это небольшая сумма. Другое дело, что надо разобраться с теми, кто производит эту технику и миллиарды начисляет себе на дивиденды и их выводит.
Но вместе с этим правильно было бы найти средства, для того чтобы увеличить финансирование сельхозмашиностроения, для того чтобы модернизацию провести на селе, производительность труда вырастет за счёт этого. Это нам также было бы правильно в разрезе того, что делает министр, его поддержать, потому что он же по этому пути идёт, просто у него ресурса неТ.
И даже те же 25 миллиардов, которые сейчас выделяются на поддержку автомобильной промышленности, если только мы начнём в том числе включать в реализацию этой программы другие сферы, сферу общественного транспорта, у нас, понятно, что эта цифра будет невысокой. Нам надо для того чтобы обновить общественный транспорт в субъектовом центре, ну, не меньше, наверное, двух-трех миллиардов. Только в одном. Это значит, у нас какая сумма будет? Вот здесь правильно было бы Счётной палате и профильному комитету проработать вопрос, предложить. А министерство по этому пути, мы видим, идет, но поддержка такая необходима.
Поэтому говорить о том, что это временная мера, насколько она временная, коллеги? Если мы задачу ставим обновления парка техники, но при этом говорим, что даже обновление в рамках госзаказа для наших нужд, государства, муниципалитетов, регионов потребует несколько лет. Вот вам и временная мера. Это, извините, с вашей подачи. Потому что всё-таки нам здесь надо более активно плечо подставлять Министерству промышленности. Это базовое министерство, которое участвует в реализации всех национальных проектов. Не решат они самостоятельно одни эту проблему, потому что там всё вокруг них вертится, а денег у них недостаточно. Об этом.
И про маски то же самое, и про другие вопросы. Нам надо всё это брать на контроль и со своей стороны инициировать финансирование. Они тогда будут эти все вопросы решать, производя. Закладывать где? В госрезерве.
Коллеги, вот такой разговор должен быть. Потому что у министра единственная возможность диалога с обществом – общаясь с депутатами. И кроме вопросов законотворчества здесь есть вопрос отчета и вопрос обратной связи.
Мы с вами в ближайшее время будем свидетелями выражения воли нашими гражданами по тем поправкам, которые приняты о Государственной Думе. И, надо сказать, что если граждане поддержат, у нас многие вопросы будут решаться по-другому. Наполнятся, те нормы, которые до этого были декларативными, ну и наполнение произойдет другим содержанием и институтов власти. Поэтому и нам надо выходить на другой уровень работы и диалога, беря ответственность и за работу министра, но и с другой стороны, с себя спрашивай, и со Счётной палаты спрашивай. Потому что у нас с вами парламентский контроль приобретать будет совершенно другое значение, другую роль. И вот в этой связи хотелось, чтобы мы вот таким образом построили диалог и вместе с этим поддержали министра ключевого министерства. Спасибо.
Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова.
Пожалуйста. Вот видите, Андрей Виленович хочет добавить.
Перчян А. В. Вячеслав Викторович, безусловно, Счётная палата готова заниматься вот в таком режиме. И мы отметили по всем мероприятиям, что к Минпромторгу вопросов нет, и эта закупка была осуществлена эффективно. Но в том же мероприятии мы предположили, что можно было бы это делать в плановом порядке, например, включив эти затраты в национальные проекты. Безусловно, с удовольствием совместно поработаем. И то, что от нашей организации, от Счётной палаты требуется, мы готовы отдать.
Председательствующий. Это не организация, это институт парламентского... президентского контроля. И второе. Вы возьмите и посчитайте, сколько надо средств и времени для того, чтобы нам решить проблему модернизации на селе, переоснащения новой техникой. Посчитайте и посмотрите, сколько времени нам надо для того, чтобы школьные автобусы в полном объеме были поставлены. Ведь здесь-то вообще в чистом виде госзаказ, муниципальный заказ. А вы сейчас вот, та статья расходов, не та. Бухгалтерский подход – это, знаете, вещь хорошая, но если уж здесь мы обсуждаем доклад министра, нам надо посмотреть немножко и поглубже, и посистемнее. Президент этого требует. План действий, значит, и мы должны действовать. Вот о чем речь. И при этом все институты должны качество работы показывать. Спасибо.
Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова. Вот сейчас у нас комитет покажет качество работы. Что, вы хотите назад вернуться?
А для чего тогда мы время тратим министра? Он пришёл-то для того, чтобы мы, с одной стороны, ему обозначили проблемы, а, с другой стороны, плечо подставили, ну и где-то покритиковали. А как вы хотите? Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому здесь и здоровая критика, если она прозвучит, никто на неё не обидится, а потом, у нас конкурентное поле. Вот единственное – Николай Васильевич Коломейцев замолчал, но это ненадолго. Пожалуйста.
Савастьянова О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, коллеги, приглашенные!
Я хотела бы остановиться на трёх моментах. Первое – эффективность парламентского контроля.
В конце 2018 года в рамках «правительственного часа» с участием Дениса Валентиновича депутатами были поставлены серьёзные вопросы по организации производства, поддержке и совершенствованию закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий.
В 2019 году министерством была проведена большая работа, а именно: реализуются механизмы финансирования ранних фаз исследований фармацевтической и медицинской промышленности, разработан комплекс мер, позволяющий совершенствовать закупку медицинских препаратов и медицинских изделий, в семи городах Российской Федерации созданы соответствующие профильные инновационные центры, совершенствуется законодательство, и мы с вами не просто об этом знаем, а ощущаем результаты этой совместной работы.
Второе. В национальном проекте отмечаем рост несырьевого экспорта, а также снижение доли импорта в нефтегазовой, тяжёлом машиностроении, машиностроении для пищевой промышленности. При этом 82 процента несырьевого экспорта приходится на три отрасли. Мы отмечаем, к сожалению, неисполнение показателей практически по большинству позиций и также очень высокую импортозависимость высокотехнологичной продукции.
Поэтому, исходя из этого, в-третьих, а также из того, что в общем национальном плане действий отводится очень большая и значимая роль министерства в решении востребованных нами задач, также то, что министерством накоплен успешный опыт действий в условиях пандемии и санкций, а также принятие оперативно-выверенных решений для вновь появляющихся проблем, мы считаем, необходимо провести предметный анализ оценки и критически важных и уязвимых отраслей экспортно-импортных направлений для нашей российской промышленности.
Почему мы об этом говорим? Потому что условия глобального кризиса, действия, соответственно, ведущих стран по продвижению товаров своих производителей, а также серьёзные проблемы с импортными поставками, нарушение или, я бы сказала, не нарушение, а изменение выгодной взаимозависимости может привести не только к снижению сырьевых доходов, но и экспортной выручки, а также к тому, что поставит под сомнение возможность удовлетворения внутреннего спроса и сохранение наших, на внутреннем рынке наших отечественных производителей. Поэтому мы предлагаем четыре решения.
Первое. Для нашей совместной работы, мы это принципиально обозначаем, проведение данного анализа риска, первое.
Второе. Принятие мер стимулирования для географической и товарной диверсификации импортно-экспортных поставок.
Третье. Расширение... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время.
Савастьянова О. В. Расширение преференциального режима как для государственных закупок, в том числе с внедрением механизма офсетных закупок и налогообложения.
И четвёртое. Увеличение инвестиций в импортозамещение, потому что, по сути, на сегодняшний день потенциал дешёвого импортозамещения, он исчерпан, и мы считаем, что каждая сэкономленная копейка в программе, в данной программе, она может привести к увеличению рублем убытка.
Считаем, что для совместной работы, о том, о чём говорил Вячеслав Викторович и министр в своих инициативах, нам эти задачи посильны для решения. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Александрович Жигарев. Что? Ваше выступление уже кто-то озвучил?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. А, вот так даже? Видите, манёвр какой политический делает председатель комитета? Жалко нет Владимира Вольфовича, не слышит он этого.
Жигарев С. А., председатель Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР.
Он с нами, Вячеслав Викторович.
Председательствующий. Понятно, что он за вами сейчас смотрит по монитору. Вы думаете, как по-другому?
Жигарев С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Денис Валентинович! Уважаемые коллеги!
Отмечая эффективность предпринимаемых мер поддержки отраслей промышленности комитет вместе с тем предлагает Министерству промышленности и торговли Российской Федерации уделить особое внимание обеспечению возможного перехода на следующий уровень передела по отраслям промышленности.
По оценкам экспертов, влияние пандемии мы будем наблюдать год, а то и больше, что в итоге приведет к закрытию около 30 процентов предприятий малого бизнеса, 15-20 процентов среднего и около 5 процентов крупного. Это как возможный сценарий выхода из COVID-кризиса, его хотелось бы избежать.
Для этого наша рекомендация министерству – необходимо приложить усилия и средства для обеспечения возможности перехода нефтегазовой и угольной промышленности в продукцию высокой добавленной стоимости.
Сейчас удельный вес отечественного газа и нефтехимии составляет порядка 1,5
процента с перспективой роста до 2030 года лишь до 2,1 процента. В других же развитых нефтегазовых странах он не менее 5-10 процентов. Угольная отрасль России также имеет немалый потенциал по переработке исходного сырья, то же касается и других отраслей.
Российской промышленности надо взять курс на индустриализацию, привлекать инвесторов налоговыми льготами, отменять налог на прибыль и увеличивать доходы от НДС, акцизов, а также увеличить налоги на потребление. Одновременно необходимо сохранить финансирование инвестиционных программ в запланированных объемах, а особенно не дать эти программы сократить госкорпорациям.
Кроме того, проанализировав предложения бизнеса, поступившие в адрес комитета, о необходимости дополнительных мер поддержки, министерству предлагается рассмотреть следующие возможности.
Субсидирование расходов по уплате процентной ставки при приобретении в кредит производственного оборудования или коммерческих автомобилей российского производства на сумму до 10 миллионов рублей на одного получателя, а также предоставление субсидии организациям промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, действующим в 2020 году, и получение в российских кредитных организациях, в Государственной корпорации «ВЭБ.РФ», в Фонде развития промышленности, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами.
Предоставление в первоочередном порядке субсидий на расширение производства для организаций, производящих медицинские изделия из числа наиболее важных для борьбы с распространением инфекций, грантовые поддержки разработок критически значимых для борьбы с коронавирусом с оптимизированной продукцией выдачи.
Кроме того, комитет считает, что в текущих условиях сокращение пассажиропотока и увеличение расходов представляем целесообразным рассмотреть возможность переноса сроков вступления в силу норм, устанавливающих обязательства предприятий по оснащению автобусов приборами ККТ и ГЛОНАСС, а также ввести мораторий на поднятие стоимости горюче-смазочных материалов. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Александрович.
Сергей Александрович, а наше предложение мы позже озвучим или включим в постановление по итогам сегодняшнего выступления министра, которые касаются оказания поддержки общественному транспорту?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Постановление будет.
Вот, наверное, все-таки правильно было бы и вам этот вопрос адресовать. Коллеги, мы понимаем, что самый дорогостоящий общественный транспорт, который ходит в городах и без него не обойтись – это трамвай.
Сколько трамвай стоит, Евгений Сергеевич? Москвичеву включите микрофон. Да, но включите микрофон Москвичеву, пожалуйста.
Москвичев Е. С, председатель Комитета ГД по транспорту и строительству, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Стоит от 30-ти до 50 миллионов.
Председательствующий. Вопрос, Сергей Александрович. А почему тогда у нас трамваи не попали в перечень поддержки в этом году, тем более, если опять-таки мы с вами понимаем, о чем речь идет? В большинстве регионов трамваи, во-первых, они ходят, как правило, только в субъектовых центрах, так вот в большинстве регионов в субъектовых центрах износ парка трамваев составляет под 100 процентов. Своих средств на это нет. Почему мы министра не поддерживаем?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Нет, ну, как занимаемся? Вот мы с вами выступаем, у нас предложения есть в этой части, Евгений Сергеевич? Нет, подождите, вот почему мы не формулируем вот эти предложения? Ведь вот на самом деле оторвали министра, время очень напряженное, мы чувствуем непосредственно, что происходит в регионах, а эти темы не поднимаем сюда. Почему? Предложения надо, правильно. Исходя из того, как чувствует та или другая сфера, надо её поддержать, вот и всё. Потому что у нас получается, президент это всё видит, он решения принимает, а мы молчим. Ведь вопрос заключается в том, что, может быть, там мы не сможем сдвинуть с мёртвой точки эту проблему, но она, во всяком случае, начнёт обсуждаться. Мы её зафиксируем, мы её обозначим, а так получается, из зала выходим и говорим: там не решается у нас вопрос.
Сколько стоит троллейбус, Евгений Сергеевич?
Москвичев Е. С. 11-15 миллионов, от укомплектованности.
Председательствующий. Сколько стоит автобус?
Москвичев Е. С. 9, 10, 11. Значит, сельский автобус стоит... Вот сегодня 23 тысячи населённых пунктов не имеют регулярного сообщения по пассажирским перевозкам. Мы предложения свои давали, надо минимум 30 тысяч автобусов. Автобус в среднем сельский стоит от 4 до 5 миллионов.
Председательствующий. Но у нас есть расчёты, сколько требуется для оснащения новым транспортом для замены того транспорта общественного, который выработал ресурс свой, срок нормативный, сколько требуется троллейбусов, трамваев, автобусов? Вот для того чтобы люди увидели у себя на улицах нормальный транспорт общественный, сколько требуется?
Включите Москвичеву микрофон.
Москвичев Е. С. Вячеслав Викторович, по нормативу каждый год должно обновляться 12 процентов. На сегодняшний день в России обновляется от 3 до 5 процентов. К примеру, наши соседи белорусы указом президента установили 7 процентов обновление. У нас на сегодняшний день 1 миллион автобусов, 200 тысяч троллейбусов и около 15 тысяч трамваев. Поэтому если 3-5 процентов обновляется, отсюда все они списываются. Поэтому мы считаем, что норматив содержания должен быть установлен, мы уже три года об том говорим. И к сведению, сегодня мы после вот пленарных заседаний проводим ВКС с 50 субъектами Российской Федерации, где Минпромторг принимает участие, именно по этому нормативу, по этому вопросу, чтобы были заявки. И у нас ещё 6 миллионов грузовых автомобилей. То есть, если 5 процентов обновлять, то умножьте 6 миллионов на 5 процентов – 300 тысяч надо выпускать, а покупается максимум 100 тысяч (тире) 70 тысяч автомобилей.
Председательствующий. Вот вам арифметика. И то, что сказал Евгений Сергеевич, – это ещё не максимально необходимое, а где-то, наверное, усреднённое, ближе к минимуму.
Сергей Александрович, давайте мы с конкретными предложениями выйдем, потому что задача Министерства промышленности производить, они смогут производить, а наша задача в этом вопросе им плечо подставить. И, приняв это решение, дальше мы должны его обсуждать на уровне Министерства экономического развития, в вашем комитете на уровне Министерства финансов, но мы должны обозначить проблемы, которые сегодня объективно есть.
Вот у нас Виктор Борисович Кидяев, возглавляя ассоциацию органов местного самоуправления, наверняка тоже может взять и высказаться по этому вопросу, потому что у органов местного самоуправления средств на это нет, а регионы средства не закладывают. Об этом речь идёт. Поэтому давайте уходить в конкретику.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments