leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Правительственный час 484 СФ Владимир Якушев - начало стенограммы

Министр Якушев не хочет смешивать программу переселения из аварийного жилья с помощью пострадавшим от ЧС - правчас 484 СФ - начало стенограммы
Правительственный час: Об исполнении федеральных проектов в сферах жилья, развития городской среды и сокращения аварийного жилищного фонда
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Владимирович Якушев

Из стенограммы 484-го пленарного заседания СФ 17.06.20
Коллеги, продолжаем нашу работу. Переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа» - «Об исполнении федеральных проектов в сферах жилья, развития городской среды и сокращения аварийного жилищного фонда».
По данному вопросу на нашем заседании присутствует Светлана Юрьевна Орлова, аудитор Счетной палаты, которую мы особо приветствуем.
Да, Светлана Юрьевна, можно и поаплодировать, правильно. (Аплодисменты.)
Предлагается следующий порядок проведения «правительственного часа»: выступление Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимира Владимировича Якушева - до 15 минут, далее - ответы докладчика на вопросы, выступление аудитора Счетной палаты (до пяти минут) и выступления членов Совета Федерации, постановление. Нет возражений? Принимается.
Слово предоставляется Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимиру Владимировичу Якушеву.
Владимир Владимирович, прошу Вас на трибуну.
В.В. Якушев. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые коллеги! Я расскажу сегодня о том, как мы двигаемся в рамках исполнения национального проекта, в который входят у нас четыре федеральных проекта. Ну и, естественно, что сегодня в рамках национального плана есть ряд мероприятий по поддержке строительной отрасли и отрасли ЖКХ, очень оперативно приняты два так называемых антикризисных закона, и, пользуясь случаем, я хочу поблагодарить членов Совета Федерации за очень быструю реакцию на все те проблемы, которые в данном случае стояли перед теми отраслями, которые администрирует наше министерство. Мы очень много это с вами обсуждали. И мне кажется, что те меры, которые на сегодняшний день закреплены в этих законах, они действительно очень важны для наших отраслей.
Дальше, не теряя времени, я перехожу к презентации, которая представлена вашему вниманию.
Четыре федеральных проекта, которые входят в национальный проект «Жилье и городская среда». Непосредственно первый - это ипотека, второй - это жилье, третий - это создание комфортной городской среды и четвертый федеральный проект - это переселение из непригодного для проживания жилищного фонда.
На том слайде, который представлен сейчас вашему вниманию, мы показываем, как у нас идет ввод жилья на территории Российской Федерации. Мы отразили специально на этом слайде 2015 год. Мы видим, что в 2015 году у нас был такой очень удачный исторический максимум - ввод составил 85,3.
В 2016, 2017, 2018 годах, к сожалению, мы уменьшали ввод. И в 2019 году был перелом - мы ввели 82 млн кв. метров, увеличив прирост к предыдущему году на 8,3 процента, из них 43,5 млн кв. метров - это многоквартирные дома и 38,5 - это индивидуальное жилищное строительство.
Что происходит в этом году? Первый квартал был достаточно удачным, и положительная тенденция продолжилась - мы получили прирост на 4,1 процента по отношению к 2019 году, а вот на 1 мая мы получили уже падение по вводу на 5 процентов. Естественно, что здесь сыграли роль ограничительные меры. Напомню, что эти ограничительные меры ввели 51 субъект Российской Федерации в разной мере, причем два субъекта Российской Федерации - Москва и Московская область - строительство остановили полностью. Поэтому нам очень важно сейчас это наверстать и, естественно, сохранить положительную динамику по увеличению ввода жилья, потому что это один из главных показателей работы нашей отрасли.
Следующий слайд, пожалуйста.
На этом слайде мы показываем топ-15 субъектов Российской Федерации, которые на сегодняшний день дают до 80 процентов ввода жилья на территории Российской Федерации, а также распределение по федеральным округам. В 2020 году эта тенденция не меняется, эти субъекты также остаются лидерами. Ну, и я уверен в том, что Московская область и Москва, несмотря на те вынужденные меры, которые были приняты в апреле - мае, наверстают это в своей дальнейшей работе.
Следующий слайд, пожалуйста.
То, что касается... В рамках федерального проекта «Жилье» у нас предусмотрен финансовый механизм по стимулированию инфраструктуры на тех площадках, где у нас строятся новые микрорайоны. Что касается 2019 года, в этой программе приняли участие 42 субъекта, построено 136 объектов строительства, на это было выделено 22,4 млрд рублей из федерального бюджета.
В 2020 году в этой программе принимают участие уже 51 субъект, 170 объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры планируется построить, на это предусмотрено 27,8 млрд рублей из федерального бюджета. Причем нужно сказать, что правила были изменены в этом году - и сегодня средства можно направлять не только на дорожную и социальную инфраструктуру, но и в том числе на коммунальную. Мы это обсуждали с вами, мы это обсуждали с субъектами Российской Федерации. И, конечно, такая форма поддержки сегодня востребована, для того чтобы как можно быстрее вводить в оборот подготовленные для строительства площадки.
Следующий слайд, пожалуйста.
На этом слайде показано, как мы работаем сегодня в рамках проектного финансирования. С 1 июля 2019 года (закон был принят) мы все вошли в эту программу, и сегодня совершенно по-новому финансируется жилищное строительство. Справа мы видим, что 99,8 млн кв. метров сегодня находится в стадии строительства, из них 32 980 тыс. кв. метров жилья уже строится по проектному финансированию с использованием счетов эскроу. Это говорит о том, что данный механизм приживается и все больше и больше проектов работают как раз с использованием нового механизма.
В таблице представлены банки, которые сегодня обеспечивают отрасль проектным финансированием, они здесь представлены в некоем рейтинге, у кого сколько проектов, кто какую площадь на сегодняшний день обслуживает, в скольких регионах представлен. Мы видим, что из 95 уполномоченных банков в соответствии с постановлением правительства наиболее активно работают 30, причем эта активность у них тоже разная. Три явных лидера - Сбербанк, ВТБ и Банк ДОМ.РФ. И дальше, мы видим, по проектам идет снижение, поэтому в этом плане, конечно, мы постоянно ведем работу, для того чтобы активность кредитных учреждений наращивалась.
Следующий слайд - это та тема, которая обсуждается у нас с вами на всех площадках. Мы понимаем, что она имеет социальное напряжение в субъектах Российской Федерации. Это, естественно, количество домов, строительство которых сегодня остановлено в силу недобросовестной работы застройщиков и появления обманутых дольщиков.
В 2019 году у нас полноценно заработала система, в которой мы видим практически каждый строящийся дом.
И тех, что мы можем отнести сегодня к проблемным домам, - 3107. Они разбиваются на четыре группы. Но конкурсное производство и процедура банкротства, здесь понятно уже, 100-процентная проблема. И, естественно, проблему обманутых дольщиков необходимо решать, и предусмотрены разные механизмы. Подключаются субъекты Российской Федерации, выделяются земельные участки, для того чтобы компенсировать эти затраты, плюс в течение двух лет выделяются денежные средства из федерального бюджета на решение проблемы обманутых дольщиков.
Две группы - нарушены сроки завершения строительства и нарушены сроки передачи объектов. Из них какие-то объекты действительно технически будут доработаны, потому что они построены. Но основная масса - это тоже те дома, которые перейдут в группу проблемных.
Создав эту информационную систему, коллеги, мы сегодня в режиме онлайн можем понимать, где какие есть у нас проблемы. И, конечно, администрировать стало это гораздо легче, потому что раньше мы собирали эту информацию от субъектов, эта информация очень часто не отвечала действительности. Поэтому это очень большая работа, которая была проведена в 2019 году, и в 2020 году она на достаточно другом качественном уровне проводится.
Было принято два федеральных проекта (я о них сказал) антикризисных: закон от 1 апреля и федеральный закон от 8 июня 2020 года. В этих законах были предусмотрены меры по поддержке строительной отрасли и отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Первый из них - это нормативно-правовые меры и финансовые. Я бы хотел очень коротко остановиться, что это за меры.
Следующий слайд покажите, пожалуйста.
На этом слайде показано, что те административные процедуры, которые проходят сегодня в жилищном строительстве, мы продлили на один год. Это необходимо было сделать, потому что передвижение людей было невозможно, естественно, многие организации работали на удаленке, и, конечно, для того чтобы не остановить процесс, мы предложили продлить это все на один год. И я опять же хочу поблагодарить Совет Федерации за то, что мы были поддержаны в этих решениях.
Также был утвержден перечень мер поддержки по системообразующим организациям строительной отрасли и предприятиям ЖКХ. Вошло по нашим двум отраслям 76 таких организаций: 54 - это стройки, 22 компании - это жилищно-коммунальное хозяйство. Вы знаете, что в этих законах предусмотрены отдельные меры поддержки тех предприятий, которые относятся к системообразующим.
Нужно сказать, что те предприятия, которые вошли в этот список от строительной отрасли, в своем портфеле имеют 53,5 млн кв. метров жилья, которое они на данный момент строят. Поэтому это основные предприятия, которые сегодня дают основной ввод жилья. И 22 компании ЖКХ, которые также получили поддержку. Здесь их определили по двум параметрам: если они имеют выручку более 12 млрд рублей и это касается теплоснабжения, и предприятия, которые связаны с водоснабжением и водоотведением, имеют выручку 3,5 млрд рублей, они работают сегодня в городах федерального значения либо в областных центрах.
Следующий слайд покажите, пожалуйста.
Теперь то, что касается непосредственно финансовых мер. Именно они больше всего обсуждаются, именно их мы сегодня мониторим и рассчитываем на то, что они должны помочь нашим отраслям в этот непростой период пройти его более мягко.
Первое - это субсидии в объеме 12 млрд рублей кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, которые выданы сегодня застройщикам. 15 июня закончен сбор заявок кредитных организаций, до 22 мая будут подведены итоги комиссией, которая работает на площадке Минстроя. И где-то мы видим... Я не могу назвать точные цифры, к сожалению, просматривается каждый кредитный договор, и это было только 15 июня, но тем не менее приблизительно мы планируем, что в рамках данной поддержки мы должны поддержать строительство где-то порядка 4 млн кв. метров жилья, это достаточно прилично. Эта мера будет действовать до конца 2021 года. Но есть требования, которые предъявляются сегодня к строительным компаниям: это сохранение трудового коллектива и введение без нарушения сроков тех объектов, которые они должны были ввести в 2020 и 2021 годах.
30 млрд рублей выделено сегодня фонду защиты прав граждан. После долгих консультаций на разных площадках все поддержали это, для того чтобы продолжить историю, связанную с тем, чтобы количество обманутых дольщиков в нашей стране уменьшилось.
Ранее я показывал, сколько у нас сегодня объектов остановлено. Этот вопрос требует такой системной поддержки. Поэтому дополнительно 30 млрд рублей выделено.
Я напомню, что в прошлом году было выделено 35 млрд рублей. Поэтому сегодня у фонда серьезная, сложнейшая задача эти 65 млрд рублей отработать в субъектах Российской Федерации и уменьшить количество обманутых дольщиков.
Следующая поддержка касается ДОМ.РФ. Средства в размере 50 млрд рублей они сегодня выделили на покупку новых квартир в субъектах Российской Федерации, определили лимиты. Это как раз то решение, для того чтобы поддержать спрос, а спрос в разных регионах сегодня где-то восстанавливается, где-то восстанавливается не в том темпе, в котором нам хотелось бы. И вот эта мера поддержки как раз поможет сегодня застройщикам реализовать быстро свои квартиры и получить оборотные средства. Сейчас запущены в двух субъектах Российской Федерации: в Воронежской области на 640 млн рублей объявлен аукцион и в Красноярском крае - на 1 045 млн рублей.
Ну и мы считаем, что самая эффективная мера на сегодняшний день (граждане активно этой мерой пользуются) - это субсидирование по программе льготной ипотеки для граждан под 6,5 процента годовых. Эти кредиты будут выдаваться до 1 ноября 2020 года. Сегодня поступило 170 тысяч заявок, процент одобрения этих заявок очень высокий - 82 процента, 40 тысяч кредитов на сегодняшний день выдано. И благодаря этой программе мы рассчитываем, что в стройку придет и создаст дополнительный спрос на 740 млрд рублей. При этом нужно отметить, что две кредитные организации - Сбербанк и ВТБ - снизили первоначальный взнос с 20 до 15 процентов.
Следующий федеральный проект - это «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». На этом слайде мы с вами видим, как отработан 2019 год. Отработан он достаточно неплохо, но для разгона программы и план был не такой высокий - всего лишь 141 тыс. кв. метров, которые мы должны были расселить. 2020 год - это уже 1 миллион, достаточно сильный шаг вперед.
Что по факту мы имеем на 1 июня? На 1 июня по факту мы расселили уже 1,074 миллиона (107 процентов от плана). И граждан переселили 66 038 человек, а по плану у нас было 54 600 человек. То есть по факту сегодня мы идем с опережением графика и рассчитываем, что по итогам работы в 2020 году план должен быть перевыполнен ориентировочно в 1,5 раза. При этом нужно отметить, что 29 субъектов сегодня полностью выполнили целевой показатель 2020 года на 1 июня этого года.
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». В нем приняло участие 3158 муниципальных образований в 2019 году. Достаточно серьезная география. И вы, коллеги, прекрасно знаете о том, что... (Микрофон отключен.)
Все у меня, да? Можно две минуты? Я очень коротко.
Председательствующий. Да, пожалуйста, Владимир Владимирович.
Включите микрофон.
В.В. Якушев. Я хочу сказать вот о чем (в принципе слайд очень показателен). По плану мы планировали, что у нас будет благоустроено 5017 объектов, по факту получилось - 22 027. Программа востребована и очень хорошо воспринимается в субъектах Российской Федерации.
Следующий слайд, пожалуйста.
На этом слайде я бы только хотел обратить внимание на то, что помимо федеральных денег, которых было запланировано 49 миллиардов, по факту программа получила поддержку в 76 млрд рублей. Причем нужно сказать, что регионы и местные бюджеты дополнительно профинансировали эту программу на 32 миллиарда. Это говорит о том, что программа достаточно серьезно востребована.
Следующий слайд, пожалуйста.
За неимением времени я не буду его комментировать, остановлюсь на следующем слайде.
Следующий слайд.
Это очень важный указной показатель, сколько людей у нас должно было принять участие в голосовании, для того чтобы поддержать проекты благоустройства. План был - 9 процентов, 8,5 миллиона человек, по факту - 10,5 получилось и 9,8 миллиона человек. План 2020 года - 12 процентов, и 12 миллионов человек мы должны получить проголосовавших за объекты, которые делаются на территориях субъектов.
Следующий слайд.
Индекс качества городской среды. Здесь в принципе тоже понятно, в 2018 и 2019 годах, как у нас он был просчитан, план и факт. И по 2020 году мы должны получить 335 городов с благоприятной городской средой. И процент городов с благоприятной городской средой у нас должен быть 30 процентов.
И последний слайд.
Это финансовые ресурсы, которые выделены на программу... на национальный проект «Жилье и городская среда». Эти денежные средства распределены сегодня по федеральным проектам. У нас достаточно серьезные планы, много работы. И, конечно, для того чтобы нам освоить, как мы говорим, вернее, показать кассу, а касса заключается в том, чтобы не просто передать эти деньги на территории субъектов, а, главное, чтобы эти денежные средства дошли до конкретных объектов и эти объекты были построены... Это главная задача. Именно это мы сейчас администрируем, работаем над тем, чтобы субъекты более активно контрактовались и, естественно, вовремя оплачивали те работы, которые на сегодняшний день выполнены.
Работаем практически в штабном режиме. Результаты лучше, чем в предыдущем году, потому что административные процедуры у нас в этом плане выстроились и работают уже качественнее, чем по прошлому году. Уверен в том, что процент выполнения по нашему министерству будет высоким. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович, за убедительный доклад. Благодарю Вас.
Коллеги, переходим к вопросам.
Александр Константинович Акимов, пожалуйста.
Кратко вопрос - кратко ответ.
А.К. Акимов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович, я хотел бы поблагодарить за очень подробный доклад. Наш комитет очень активно работает с министерством, у нас никаких вопросов нет, особенно по реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
У меня первый вопрос такой. Сейчас принимается программа по социально-экономическому развитию арктических регионов (я задавал вопрос). И там, конечно, очень существенный процент износа жилья - примерно 30-40 процентов ветхого и аварийного жилья. Это, конечно, надо учесть. Это девять регионов. Сейчас эта программа разрабатывается. Как это вы учитываете? Это во-первых. И там стоимость жилья очень высокая.
Второй вопрос у меня по городу Якутску. Мы выездное заседание делали... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, пожалуйста.
А.К. Акимов. Эта столица алмазного края отмечает в 2022 году 100-летие своего образования. 300 тысяч... Но, к сожалению, аварийное жилье составляет около 30-40 процентов. Там многое делается, Вы знаете об этом. Я просил бы помочь все-таки городу в решении этой проблемы. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Владимир Владимирович.
В.В. Якушев. Что касается непосредственно каждого региона. Очень много этих вопросов, в том числе и в тех вопросах, ответы на которые мы подготовили нашим уважаемым сенаторам. Мы готовим сейчас поправки в федеральный закон № 185. Это как раз те вопросы, которые постоянно поднимают субъекты Российской Федерации. И будет предложен механизм, когда субъекты Российской Федерации смогут гораздо быстрее двигаться по реализации этого проекта, но в лимитах тех бюджетных обязательств, которые у нас определены до 2024 года. И мы с вами помним, что у нас есть граница - 1 января 2017 года, именно тот аварийный фонд, который поставлен на учет до этой даты. Именно из этого посчитаны лимиты сегодня в субъектах Российской Федерации. Денежные средства рассчитаны именно исходя из этих показателей. Но, если субъект Российской Федерации хочет двигаться вперед и сносить быстрее, такая возможность после внесения этой поправки будет.
Сегодня звучат еще предложения о том, что где-то программы идут быстрее, где-то программы идут слабее и необходимо иметь возможность перебрасывать с одного субъекта на другой. Но мы, как министерство, пока не поддерживаем эту идею, мы считаем, что все-таки субъекты в рамках лимитов до 2024 года все денежные средства должны обязательно выбрать. Если где-то работают нерасторопно власти, люди не должны страдать. Но мы со своей стороны в административном, так сказать, нажиме (в хорошем смысле этого слова) и в помощи субъектам будем дальше работать над этой программой. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Дина Ивановна Оюн, пожалуйста.
Д.И. Оюн, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва.
Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за то, что в такой важной программе, как стимулирование жилищного строительства, которая помогает строить инженерные сети, вы сейчас зарезервировали для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью (менее 0,75) 30 процентов выделяемых средств. Это очень важно.
А вопрос мой касается расчета стоимости 1 кв. метра. Вот ныне действующая методика Минстроя, например, для Тувы... Имеющаяся вот эта стоимость ниже фактической в полтора раза, возможно, и не позволяет привлекать инвесторов, для Тувы это очень важно. Я знаю, что вы разработали новую, которая отталкивается от стоимости на первичном и вторичном рынках жилья. Все-таки когда она будет введена в действие? Какие перспективы?
В.В. Якушев. Что касается новой методики по расчету квадратного метра, это была очень творческая, длинная работа, мы очень долго согласовывали это с субъектами Российской Федерации. Пришли к выводу, что как раз сумма первички и вторички, деленная на два, - это наиболее справедливая стоимость квадратного метра. И по факту, когда мы проверили все субъекты Российской Федерации, мы практически попали в рынок. Мы это проговаривали с субъектами, я думаю, коллеги не дадут соврать, отрабатывали это с каждым регионом.
Данная методика внесена сегодня в Минфин, в Минэкономразвития. Мы проводим согласование. Нужно понять, что принятие данного решения приведет к тому, что утверждение этой методики... Когда мы дадим возможность увеличивать цену квадратного метра, мы понимаем, что тогда у нас показатель по национальному проекту по объему переселения из аварийного фонда может поплыть. Поэтому сейчас мы должны скорреспондировать теперь показатели национального проекта с нашим национальным планом, мы находимся в этой работе. Я показал сегодня, что мы идем с перевыполнением. Если наша новая методика ляжет как раз на это перевыполнение и больших дополнительных средств не потребуется из федерального бюджета (а сегодня, мы понимаем, немножко не та ситуация, чтобы увеличивать эти объемы) и если это где-то будет примерно совпадать, я думаю, это будет серьезным аргументом как раз для наших коллег из Минфина. А в принципе мы эту методику уже разработали два месяца назад. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Иван Николаевич Абрамов, пожалуйста.
И.Н. Абрамов, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Владимир Владимирович! У меня вопрос, который касается переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В декабре мы приняли изменения, которые сегодня позволяют включать в реестр многоквартирные дома, в том числе которые признаны аварийными после 1 января 2017 года, но по причине физического износа.
К сожалению, жизнь у нас показывает, что каждый год в регионах то наводнение, то пожар. И регионы предлагают рассмотреть такую возможность, как включение и по иным причинам, а именно вследствие стихийных бедствий. У нас, например, в Амурской области порядка 5,5 тысячи таких граждан, которые нуждаются в помощи от государства, и никаких резервных фондов, к сожалению, не хватает. Вы все понимаете, что все бюджеты у нас дотационные.
И второе. Как Вы считаете, может быть, пора у нас сделать следующий шаг... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте вопрос, Иван Николаевич.
И.Н. Абрамов. ...сделать следующий шаг и провести по крайней мере мониторинг и прикинуть, какие средства нужны, для того чтобы уже и одноквартирные аварийные дома включать в реестр?
В.В. Якушев. Уважаемые коллеги! Позиция министерства на данный момент. Что касается чрезвычайных ситуаций, когда дома у нас в силу подтопления либо пожаров приобретают состояние аварийных, это действительно так и соответствует этим критериям.
Наша позиция все-таки эти две программы не мешать, потому что есть сегодня региональные программы, выстроена определенная очередность, какой дом за каким будет сноситься, граждане об этом знают. И если мы в рамках чрезвычайной ситуации начнем признавать эти дома, у нас, по большому счету, наша с вами уже сбалансированная по всем показателям программа, мягко говоря, разбалансируется и нам нужно будет ее пересогласовывать. Поэтому мы предлагаем программу переселения граждан из непригодного жилищного фонда не трогать, она как идет своим чередом, так она и будет идти, и мы видим ее эффективность.
Что касается чрезвычайных ситуаций, мы прекрасно знаем, что при любой такой ситуации Президент Российской Федерации эту ситуацию держит на контроле, наше министерство является также администратором по выделению дополнительных ресурсов из федерального бюджета, для того чтобы поддержать субъект и решить этот вопрос в рамках чрезвычайной ситуации. В противном случае у нас получится вот такая некая нескоординированность. Есть федеральный проект, есть его показатели - мы обязаны их выполнить.
Что касается чрезвычайной ситуации, к сожалению, у нас сегодня может в любом субъекте Российской Федерации это произойти. Каждый раз с вами менять показатели федерального проекта - думаю, это неправильно, и мы, самое главное, просто собьем темп. Поэтому здесь мы идем по чрезвычайной ситуации, здесь мы идем в рамках переселения из аварийного жилья. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Юрьевич Пронюшкин, пожалуйста.
А.Ю. Пронюшкин, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Владимирской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за содержательное выступление. У меня два вопроса (коротко).
В связи с непростой эпидемиологической ситуацией сейчас застройщиками активно обсуждается вопрос, связанный с необходимостью разработки механизма поэтапного перевода денежных средств с эскроу-счетов на счета застройщиков в рамках проектного финансирования. Интересна позиция министерства по этому вопросу.
И второе. Учитывая значительную составляющую в общем объеме вводимого жилья индивидуального жилищного строительства, планируются ли министерством меры поддержки субъектов по строительству объектов инженерной инфраструктуры как раз таки к микрорайонам индивидуальной застройки? Спасибо.
В.В. Якушев. Уважаемые коллеги! Что касается второго вопроса, министерством еще в рамках работы предыдущего правительства подготовлена и внесена в правительство программа по развитию индивидуального жилищного строительства. От этой программы никто не отказался, она точно так же рассматривается и обсуждается.
Вы правильно заметили, что главный момент здесь - это поддержка инженерной инфраструктуры. Именно она дает потом возможность достаточно активно двигаться и строиться, потому что граждане находят варианты, как профинансировать эту историю, если мы даем им земельный участок с подготовленной инфраструктурой.
Вопрос, естественно, упирается в финансирование. Поэтому сегодня мы рассматриваем достаточно серьезные подходы, потому что Минфин напрямую не готов рассматривать прямое финансирование инфраструктуры под индивидуальное жилищное строительство, но при этом посмотреть механизмы, когда мы сможем запустить либо какие-то долговые обязательства с более дальним сроком погашения этих долговых обязательств... сегодня рассматривать готов. Поэтому мы находимся в активной фазе обсуждения. Надеемся, что все-таки такой механизм на сегодняшний день появится.
И второй момент очень важный. Есть поручение президента, которое он озвучил в своем послании, - что необходимо создать продукт, когда гражданин сможет воспользоваться этими денежными средствами, взять их в заем в банке, но эти условия должны быть предметно понятные и посильные, для того чтобы построить индивидуальный жилой дом. Ипотека в прямом виде здесь невозможна, потому что это несколько иные механизмы, чем с многоквартирным домом. Но программу «Сельская ипотека», которую ведет сегодня Министерство сельского хозяйства... Они нашли такой механизм (здесь долго объяснять, я не буду терять время) - механизм вполне рабочий. Мы с ними рассмотрели эту идею. И вот когда они сказали, что лимита в этом году мало и необходимо средства направить на то, чтобы увеличить субсидирование процентной ставки по ипотеке (а она там очень мягкая - 3 процента)... Условно ее будем ипотекой называть, но на самом деле это такой квазикредитный продукт.
Поэтому сегодня в рамках того финансирования, которое есть у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, мы даже приняли решение отказаться от 500 млн рублей и отдать эти средства Министерству сельского хозяйства, для того чтобы они продолжили этот продукт, который сегодня пользуется огромной популярностью.
Поэтому вот эти мероприятия, мне кажется, сегодня уже наработаны, дают конкретный результат.
И в рамках опять же антикризисных мер мы поддерживали наших коллег в том, что на эту программу надо добавить средства, потому что занять под 3 процента... В принципе сегодня на селе людей, которые готовы это сделать, уже достаточно большое количество.
И первый вопрос (я прошу прощения)?..
А.Ю. Пронюшкин. Об эскроу-счетах, разработке механизма.
В.В. Якушев. Что касается поэтапного открытия, действительно этот вопрос дискутируется на разных площадках. Наша совместная позиция с Центральным банком: на данный момент система и банки к такому непростому вопросу не готовы, потому что это требует достаточно жесткого администрирования. Нужно определить выполнение работ на этапе 30-50 процентов, подтвердить выполнение этих работ. Пока банковская структура к этому не готова. И поэтому на одном из совещаний у главы государства было принято решение пока эту тему оставить, отложить на среднесрочную перспективу.
Но, несмотря на это, в тех поправках, которые сегодня готовятся по изменениям в федеральный закон № 214 (этот законопроект внес депутат Николаев), предусмотрено решение, которое мы поддержали, когда застройщику можно отдать денежные средства и раскрыть эскроу-счета не после регистрации права собственности, а после того, как объект будет введен в эксплуатацию. Считаем, что здесь уже никаких рисков нет и застройщик минимум на три месяца раньше получит свои денежные средства, которые вложены на сегодняшний день в реализацию конкретного проекта, и вернет проектное финансирование, соответственно, перестает за него платить проценты. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Константин Константинович Долгов.
К.К. Долгов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Мурманской области.
Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович! Сначала принципиальный вопрос: все-таки есть ли перспективы и дождемся ли 2-процентной, льготной ипотеки для Арктической зоны Российской Федерации по аналогии с дальневосточной ипотекой? Это принципиальная тема, много раз ее обсуждали, но в этих условиях она новую актуальность получает.
И очень быстро два вопроса, принципиальные для Мурманской области. Есть ли возможность предусмотреть направление средств, выделяемых фонду ЖКХ, субъектам на ремонт пустующих муниципальных помещений для дальнейшей реализации в рамках программы переселения? Это в целях выполнения поручения президента об ускоренной реализации программы переселения.
И понятно, что Мурманская область по объективным причинам не справляется с установленными показателями по вводу жилья. Это давняя проблема. Есть ли возможность все-таки корректировки показателей по паспорту федерального проекта «Жилье» с переносом части планируемого объема ввода на будущие периоды в связи с тем, что сейчас правительством Мурманской области активно реализуются проекты жилищного строительства? Спасибо.
В.В. Якушев. Это уже три вопроса, но я постараюсь в телеграфном режиме на них ответить.
Первый вопрос - то, что касается капитального ремонта, и то, что касается Мурманской области. Мы действительно обсуждали этот вопрос, для того чтобы создать этот фонд. Нужно сказать, что те субъекты Российской Федерации, которые входят в Арктическую зону, имеют достаточно хороший коэффициент бюджетной обеспеченности. И мы с коллегами договорились, что то, что касается капитального ремонта, в рамках программы капитального ремонта и возможностей помочь из регионального бюджета, что все-таки этим будет заниматься региональный бюджет.
Что касается 2-процентной ипотеки... По Дальнему Востоку сегодня этот продукт дает достаточно хороший результат. Позиция министерства и вице-премьера Хаснуллина Марата Шакирзяновича всегда заключалась в том, что ипотека - это один из важных моментов, который формирует спрос. Поэтому мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы было как можно больше инструментов по ипотеке и проектов, где у нас достаточно низкая процентная ставка, потому что она формирует спрос и, соответственно, формирует как раз заказ строительной отрасли увеличивать объемы жилищного строительства. Поэтому здесь, конечно, это вопрос Минфина. Вообще администрирование ипотеки входит в полномочия Министерства финансов. Если будет поддержано такое решение, Министерство строительства и ЖКХ, конечно, эту историю тоже будет поддерживать.
И третий вопрос...
К.К. Долгов. Третий вопрос - по корректировке показателей.
В.В. Якушев. Да. Я думаю, что у коллег в этом зале по этой теме очень много вопросов. Как же будут пересматриваться показатели? На сегодняшний день я могу сказать о том, что тоже идет достаточно серьезная работа на площадке министерства под руководством вице-премьера. Нам очень важно теперь те мероприятия, которые вошли в нацплан, и те мероприятия, которые находятся у нас в паспорте национального проекта, скорреспондировать между собой, наложить те меры поддержки, которые на сегодняшний день приняты, насколько они простимулируют сегодня ввод жилья, и понять для себя, насколько посильно сегодня строительной отрасли те показатели, которые есть у нас по вводу жилья, до 2024 года осилить. Мы готовим еще ряд предложений, при поддержке которых мы просматриваем все-таки к 2024 году выход на 120 млн кв. метров. Внутри, возможно, будут какие-то предложения по корректировке, но тем не менее все обсуждения сегодня идут именно в той парадигме, что 2024 год - 120 миллионов. Это большая работа с точки зрения регуляторики строительной отрасли и уменьшения административных барьеров, и, конечно, определенной финансовой поддержки.
Поэтому мы, проведя эту работу (естественно, мы будем делать это вместе с субъектами Российской Федерации), через определенное время будем готовы, когда будет уже окончательно утвержден национальный план, это 19-е число...
И, проделав эту работу, будем уже готовы предметно вести дискуссию с каждым субъектом Российской Федерации по тем обязательствам, которые они на себя взяли, что им по силам и что им мешает, до 2024 года. Это с повестки дня не снимается.
Председательствующий. Спасибо.
Алексей Владимирович Кондратьев.

овончание сьтенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/7769758.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments