leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Правительственный час 484 СФ Владимир Якушев - окончание стенограммы

Министр Якушев не хочет смешивать программу переселения из аварийного жилья с помощью пострадавшим от ЧС - правчас 484 СФ - окончение стенограммы
Правительственный час: Об исполнении федеральных проектов в сферах жилья, развития городской среды и сокращения аварийного жилищного фонда
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Владимирович Якушев

начало стенограммы, окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/7769472.html

Из стенограммы 484-го пленарного заседания СФ 17.06.20
А.В. Кондратьев, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Тамбовской области.
Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович, частично Вы на этот вопрос ответили, но я хотел бы скорректировать. Я понял про административный нажим, но тем не менее есть регионы, которые готовы активнее, с опережением реализовывать программы переселения из аварийного жилья, но доведенные на два года лимиты федерального софинансирования не позволяют это сделать. Планирует ли министерство как-то решать данный вопрос? Вот попредметнее в этом хотелось бы разобраться. Спасибо.
В.В. Якушев. Я тогда еще раз повторюсь, потому что это уже очень предметное решение. Опять же, это те вопросы, которые поднимают субъекты, которые поднимает сегодня Совет Федерации, неоднократно поднимались на площадке Государственной Думы, это как раз вопрос о том, чтобы субъекты Российской Федерации смогли воспользоваться своими лимитами не только на два года, а до конца программы, до 2024 года. Вот именно такую поправку мы сформулировали. Этот законопроект на сегодняшний день мы уже внесли на площадку правительства. И эта поправка даст возможность сегодня субъектам, не останавливаясь, в рамках лимита до 2024 года осуществить эту программу за год, за два, за три, у кого на сегодняшний день есть какие ресурсы, есть возможности и, самое главное, желание реализовать данную программу. Поэтому законодательно мы это закрепим в ближайшее время.
Председательствующий. Спасибо
Сергей Николаевич Лукин, пожалуйста.
С.Н. Лукин, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Воронежской области.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович, Вы в своем докладе коротко обозначили эффективность деятельности программы «Стимул», которая направлена на опережающее развитие транспортной и социальной инфраструктуры. Но заявочная кампания заканчивается, как правило, в июне, ну, в середине, первой половине июля. Однако в текущем году участие многих регионов в заявочной кампании оказалось под угрозой срыва в связи с тем, что заявки могут быть приняты только по утвержденному проекту планировки территорий, который утверждается органом местного самоуправления. Для этого необходимо провести общественные слушания, которые запрещает Роспотребнадзор. Необходимо увеличить срок подачи заявок из регионов, для того чтобы не наступило дисбаланса вовлечения земельных участков в жилищное строительство. Вот каково Ваше отношение к этому вопросу? И просьба увеличить срок хотя бы включительно по сентябрь.
И второй вопрос - системообразующие предприятия. Что касается системообразующих предприятий, всего-навсего пять регионов сегодня участвуют... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Сергей Николаевич, завершайте.
С.Н. Лукин. Спасибо.
...сегодня участвуют в этой программе. В остальных регионах даже относительно крупные региональные компании не попали в системообразующие. Будет ли увеличено количество системообразующих предприятий по дополнительному списку? Спасибо.
В.В. Якушев. Я в своей презентации сказал, каким критериям должна соответствовать компания. Те компании, которые попали на сегодняшний день, я еще раз повторюсь, в своем портфеле имеют 53,5 млн кв. метров строящегося жилья, учитывая, что их всего на данный момент по системе 98 миллионов, то есть это бо́льшая часть. При этом, как правило, это группа компаний, работающая не в одном, а в разных субъектах Российской Федерации. И пять субъектов - это Вы назвали те, в которых у них находятся материнские компании. Но, как правило, эти субъекты представлены не в одном десятке субъектов Российской Федерации, поэтому география здесь достаточно обширная.
Что касается расширения этого списка, он не закрыт, и в случае, если компания соответствует данным требованиям, нужно направить заявку в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и мы этот вопрос будем прорабатывать.
Теперь то, что касается программы «Стимул». По программе формирования комфортной городской среды мы приняли решение, учитывая, что не было возможности полноценно отрабатывать в силу разных ограничительных мер, на один месяц продлить принятие заявок. Готовы в данном случае (сейчас посмотрим, как будет идти заявочная кампания) в принципе отреагировать и также продлить принятие заявок.
При этом хочу отметить, что в рамках проекта постановления, которое мы внесли сегодня в Правительство Российской Федерации и получили основные согласования, мы опять же отвечаем на те вопросы, которые нам задавали субъекты Российской Федерации. Программа эта будет формироваться не на один год, а на три, потому что субъекты просили об этом, чтобы в перспективе видеть и развивать эту инфраструктуру не накоротке, в течение одного года, а все-таки на три года.
Поэтому вот это мы тоже вносим и отвечаем на главный вопрос. Я министром пришел, два года работаю, и в принципе с первого дня все субъекты говорят о том, что эта программа должна быть на три года, тогда понятно, как я строю, как я выполняю показатели и могу что-то планировать на трехлетку в рамках действующего бюджетного финансирования. Это правильно. Поэтому в постановление мы это внесли и еще раз расширили там возможности под коммунальную инфраструктуру, когда коммунальную инфраструктуру можно развивать, используя такие инструменты, как плата за технологическое присоединение, и отправить компенсацию туда. И то же самое, когда эти денежные средства могут использоваться на плату концедента, для того чтобы у нас те большие участки и где сегодня есть интересанты-концессионеры, которые готовы очень быстро там создать всю необходимую коммунальную инфраструктуру... такая возможность для субъекта тоже есть, а субъект определяет и сам принимает решение.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть предложение предоставить возможность Александру Николаевичу Михайлову задать вопрос и вопросы прекратить, потому что еще много сенаторов, желающих выступить. Нет возражений? Нет.
Кто не успеет задать вопрос, традиционно в письменном виде направьте в комитет, и мы попросим Владимира Владимировича лично рассмотреть ваши вопросы и лично ответить.
Пожалуйста, Александр Николаевич Михайлов.
А.Н. Михайлов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за доклад - обстоятельный, как всегда. Мы всегда говорили на одном языке, потому что много решали разных проблемных вопросов как по жилью, так и по инфраструктуре. Владимир Владимирович, есть одна все-таки тема, которая касается Курского региона. Я не знаю, есть ли такой вопрос в других...
Благодаря нашей совместной работе (спасибо Вам) в 2019 году начались строительство и реконструкция очистных сооружений города Курска. Там необходимость такая есть, через четыре года возникнет критическая ситуация. В 2019 году освоено было 442 млн рублей, и вдруг поступает информация, что на 2020 год и на период плановый 2021-2022 годов средства не предусмотрены.
Во-первых, правомерно ли такой объект... (Микрофон отключен.)
Валентина Ивановна, секундочку можно еще?
В.В. Якушев. Валентина Ивановна, можно отвечать? Вопрос понятен в принципе.
Председательствующий. Да-да, пожалуйста.
В.В. Якушев. Я его очень хорошо знаю, потому что мы с коллегой его, как говорится, на прямом проводе отрабатывали. Действительно, мы подготовили все документы, все документы внесены в правительство. Мы подтвердили, что данный проект должен быть завершен, в противном случае мы придем к ситуации, когда через два года потраченные 400 миллионов уйдут в никуда, если у нас очистные сооружения там не заработают. Поэтому мы над этим работаем, есть понимание вице-премьера о том, что те объекты, которые начаты, должны быть завершены. Он нас полностью поддерживает в этом вопросе. Поэтому мы все-таки надеемся на то, что будет определенная поддержка, и как раз сейчас мы отрабатываем запрос на то, какие проекты в высокой степени готовности необходимо закончить для того, чтобы потом не получить тех отрицательных результатов. Проект по Курску в этот список вошел.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
Присаживайтесь, пожалуйста.
В.В. Якушев. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас за конкретные ответы.
Слово предоставляется Светлане Юрьевне Орловой, аудитору Счетной палаты Российской Федерации.
Светлана Юрьевна, пожалуйста. Рады Вас видеть. Вам слово.
С.Ю. Орлова. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Хочу сказать, что нацпроект «Жилье и городская среда», естественно, непосредственно затрагивает интересы большинства российских граждан и является залогом успешного преодоления социально-экономического кризиса в стране, вызванного пандемией коронавируса. Учитывая, что этот кризис по своей природе отличается от кризисов 2008 и 2014 годов, от правительства, Минстроя требуются во многом нестандартные, ранее не апробированные меры, способные устранить последствия в строительной отрасли и в сфере ЖКХ.
Кратко остановлюсь на текущем исполнении нацпроекта, реализация которого осуществляется на фоне существенного сокращения доходов региональных бюджетов.
Так, хочу обратить ваше внимание: на 14 июня текущего года, по оперативным данным, 76 субъектов (без города Москвы) - прогнозируемые объемы выпадающих доходов консолидированных бюджетов до конца года составят 1,3.
Как и в предыдущем году, отмечается недостаточно высокое кассовое исполнение по расходам федерального бюджета, которое на 1 июня текущего года составило только 41 миллиард (это 36 процентов, общая сумма - 113 миллиардов). При этом аналогично в 2019 году указанный уровень кассового исполнения обеспечен в основном за счет перечисления Минстроем имущественного взноса в фонд ЖКХ (это 35,4 миллиарда).
По федеральному проекту «Жилье» исполнение составляет порядка 13 процентов. По проекту «Формирование комфортной городской среды» - 4,4 процента. Низкое кассовое исполнение по указанным проектам свидетельствует о наличии рисков неосвоения регионами средств в 2020 году в полном объеме и соответственно образования и последующего возврата в федеральный бюджет значительных остатков неиспользованных средств.
Кроме того, при реализации мероприятий по комфортной городской среде, это и коллеги отмечают, и в предыдущие годы... привести к смещению существенного объема работ на неблагоприятный погодный период. Мы об этом знаем, и вы об этом тоже знаете. При этом Счетная палата в целом согласна с позицией Минстроя об отсутствии значительных рисков при реализации в 2020 году проектов по комфортной среде и устойчивому сокращению непригодного для проживания аварийного жилищного фонда, а также по жилью, по реализации программы «Стимул».
При этом хочу обратить внимание Минстроя на необходимость применения мер воздействия к органам власти регионов - республик Ингушетия, Тыва, Приморского края, до настоящего времени не завершивших программу переселения 2014-2017 годов. Так, в трех указанных регионах не переселены 3 тысячи человек, проживающие на 37 тыс. кв. метрах аварийного жилья.
Счетная палата также неоднократно высказывала замечания по поводу действующей методики (сейчас здесь в зале как раз было обсуждение, коллеги этот вопрос поднимали). Разница между стоимостью 1 кв. метра по методике Минстроя и фактической стоимостью в регионах различается. К примеру, в Сахалинской области она составляет 55 процентов, в Крыму - 61 процент, в Нижегородской области - 67 процентов, в Алтае - 71 процент. Не буду повторять, уже Владимир Владимирович сказал, что они действуют в этом направлении. Надеюсь, что Минстрой ускорит принятие разработанного им проекта приказа об утверждении новой методики, позволяющей максимально приблизить определение средней стоимости 1 кв. метра к фактической стоимости жилья в регионах.
В настоящее время наибольшую озабоченность вызывает выполнение установленных нацпроектом показателей по вводу жилья. Отмечу, что этот показатель не был достигнут еще в нормальных условиях в прошлом году, в этом году его достижение еще больше осложнено экономическим кризисом. Высокая вероятность недостижения указанного показателя, признаваемая Минстроем, обусловлена такими рисками, как: снижение спроса на жилье, приобретаемое через ипотеку, из-за сокращения доходов граждан; увеличение стоимости строительства жилья при одновременном сокращении объемов его ввода и реализации; увеличение числа проблемных объектов. Мы понимаем, мы недавно посмотрели фонд... то, что касается дольщиков. Там есть серьезные проблемы.
И, конечно, один из элементов, которым Минстрой должен заняться (и сейчас сказал об этом Владимир Владимирович), - это общенациональный план по восстановлению экономики. Меры приняты, средства выделены, суммы приличные.
И что касается индивидуального жилищного строительства, считаем, что это может стать локомотивом, потому что эта тема сегодня, после кризиса востребована. Спасибо большое.
Председательствующий. Светлана Юрьевна, спасибо огромное за такую аналитику и, главное, предложения, которые созвучны мнению членов Совета Федерации. Благодарю Вас.
Коллеги, пожалуйста.
Владимир Казимирович Кравченко.
В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
В унисон, после Счетной палаты. По мнению многих экспертов и представителей компаний-застройщиков (они сходятся во мнении), установленный показатель к 2024 году - это показатель достаточно трудновыполнимый (я имею в виду 120 млн кв. метров), если использовать только существующие механизмы ведения жилой застройки с использованием эскроу-счетов. Одним из индикаторов, подтверждающим эти слова, может быть количество выданных разрешений на строительство - наблюдается тенденция к уменьшению.
Об этом говорили и Вы, уважаемый Владимир Владимирович, констатируя по итогам 2019 года уменьшение количества выдачи разрешений на строительство. «Если эта тенденция не будет уменьшаться, мы получим понижающий тренд», - цитирую Вас. Тенденция действительно настораживающая, поэтому озвучиваю предложения, поступившие от региона и строителей.
Во-первых, на наш взгляд, необходимо снижать процентную ставку банковских кредитов для стабильных застройщиков по проектному финансированию, в том числе и ИЖС. Эта мера позволит повысить привлекательность проектного финансирования, скажется на стоимости 1 кв. метра и для граждан. Возможно, это новый федеральный проект по субсидированию.
Во-вторых, необходимо урегулировать вопрос об определении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения для субъектов Российской Федерации. Так, для Томской области определена стоимость 1 кв. метра в 43 тысячи, тогда как рыночная цена 1 кв. метра по всем типам квартир составляет 53 тысячи. Соответственно, разница в 10 тысяч ложится на региональный бюджет.
В-третьих, считаем необходимым передать на уровень регионов часть полномочий по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, в частности по утверждению цен стройресурсов для расчета цены строительства ресурсным методом для нужд региона. С 2016 года все полномочия по формированию стоимости строительства переданы Минстрою. В итоге система ценообразования, которая формируется по заниженным нормативам и индексам, не привязанным к специфике регионов, влияет на начальную цену контрактов. В итоге подрядчики отказываются работать на объектах государственного и муниципального заказа или работают на грани нулевой рентабельности, а иногда и в минус, лишая себя ресурсов для развития.
В-четвертых, по нашему мнению, нужно внести корректировки в программу стимулирования жилищного строительства «Стимул». Корректировки должны позволять выкупать объекты инженерной и транспортной инфраструктуры в районах компактной застройки. В целом, как подчеркивают эксперты и представители компаний-застройщиков, необходимо более системное объединение ресурсов нацпроектов. К примеру, очень часто нет увязки между строительством объектов социальной сферы и дорожной инфраструктуры и планами возвещения микрорайонов комплексной застройки. Например, у нас есть отдельный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», но программные мероприятия не предусматривают строительство дорог в микрорайонах комплексной застройки. В местных и региональных бюджетах с учетом их дефицитности средств на это нет. Эти работы зачастую перекладываются на застройщиков, что ведет и к удорожанию, и к потере качества.
Уважаемый Владимир Владимирович, прошу рассмотреть эти инициативы по существу. (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, Владимир Казимирович.
В.К. Кравченко. Прошу рассмотреть эти инициативы, включить их в проект постановления Совета Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Казимирович. Как всегда, четко, конкретно и по делу. Спасибо. Чувствую, проконсультировался со строителями, с региональными властями и довел их мнение до министра. Вот этот подход очень корректный.
Аркадий Михайлович Чернецкий.
А.М. Чернецкий, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Свердловской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, хочу обратить Ваше внимание на проблему расселения из аварийного жилья.
Владимир Владимирович в своем выступлении сказал, что за 2019 год плановые показатели выполнены и их выполнение в 2020 году, в общем, сомнений не вызывает. Но выполнение всей программы, на мой взгляд, может быть поставлено под удар в связи с тем, что разбивка по годам чрезвычайно неравномерная. Первые три года выделяется на эту программу по 35 млрд рублей, а последние годы - по 110 млрд рублей. Строительство - это процесс, причем который не терпит ситуации: сегодня деньги дали, а завтра дом появился. И если мы не будем заниматься заделами, если мы не будем наращивать производство в части незавершенного строительства, то получать результаты в 2024 году будет достаточно сложно.
В связи с этим у меня есть следующее предложение, оно у нас отчасти сформулировано в рекомендациях.
Но обращаю Ваше внимание и прошу поддержки, Валентина Ивановна.
Нам нужно в рамках общего финансирования программы с 2022, 2023, 2024 годов перебросить минимум 50 миллиардов на 2021 год, тогда будет нормальная равномерная работа и мы сможем выполнить те показатели, которые предусмотрены проектом. Если этого не будет, даже те меры, о которых Владимир Владимирович говорил (то, что, возможно, регионы будут получать возможности), в полной мере не будут реализованы в связи с отсутствием общего лимита необходимого финансирования из федерального бюджета. Есть просьба нам занять такую позицию - при согласовании бюджета настаивать на выполнении этого пункта.
Председательствующий. Спасибо, Аркадий Михайлович.
На мой взгляд, предложение разумное. Давайте попросим министерство его изучить, обосновать и вступить в диалог с Вами, и давайте отразим это в постановлении.
Возможно, есть какие-то иные подводные камни, о которых мы не знаем, или готовность строительного комплекса осваивать, но по логике предложение абсолютно разумное, я его поддерживаю. Давайте попросим министерство рассмотреть.
Олег Владимирович Цепкин, пожалуйста.
О.В. Цепкин. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович! Владимир Казимирович уже сказал по поводу максимальной процентной ставки для строителей (12 процентов она сегодня составляет). Я хочу акцентировать внимание на том, что ключевая ставка Центробанка у нас гораздо ниже и продолжает снижаться (сегодня она уже составляет 5,5 процента). И хочу добавить, что, по нашей информации, Центробанк совместно с Минстроем и ДОМ.РФ работу в этой части уже ведет. Есть соответствующие рекомендации по оптимизации финансирования проектов. Но данного вопроса - по ограничению максимальной ставки по кредитам - там пока нет.
И второй вопрос (как предложение, скорее всего). Предлагается рассмотреть вопрос о принятии нормативного правового акта, который позволит органам местного самоуправления изымать земельные участки, предоставленные для жилищного строительства, если строительство объекта не начато в течение действия разрешения на строительство при условии продления его не более одного раза на основании сведений, полученных в ходе проведения земельного контроля. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Олег Владимирович.
Коллеги, есть предложение предоставить возможность выступить Валерию Владимировичу Рязанскому и завершить, у нас закончилось время для «правительственного часа». Нет возражений? Если кто-то будет по минуте - мы такую возможность дадим.
Пожалуйста, Валерий Владимирович Рязанский.
В.В. Рязанский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области.
Спасибо, Валентина Ивановна. Я сэкономлю время.
Я хочу напомнить о том, что три года назад по инициативе Совета Федерации Совет законодателей обозначил проблему, связанную со счетчиками, переводом электросчетчиков, водяных счетчиков, газовых счетчиков все-таки на плечи снабжающих организаций. Надо сказать, что единственное министерство, которое справилось с этой задачей, - Министерство энергетики. И 1 июля наступает то время, когда это уже обязанность снабженческих организаций, а не жильцов.
И я обращаю внимание... Я получил ответ из министерства, но, к сожалению, он нас опять отправляет к обсуждению стратегии, подходов и так далее, а за три года мы, честно говоря, не приблизились к выполнению этой задачи в сфере жилищно-коммунального хозяйства, именно по водоресурсам, по ресурсам, связанным с газом. Мне кажется, что нашему профильному комитету, который ведет эту работу, надо обратить особое внимание на постановление в этой части.
Председательствующий. Спасибо.
Надо еще раз в постановлении это обязательно отразить.
И хотим обратить Ваше внимание, Владимир Владимирович: концептуально всеми поддержан такой подход. Хотелось бы, чтобы кроме Министерства энергетики, естественно, ваше министерство занялось этой темой.
Королёв Олег Петрович настаивает на выступлении.
Пожалуйста, включите микрофон.
Пожалуйста.
О.П. Королёв, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Липецкой области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! К глубокому сожалению, в России продолжается процесс почти массового переселения граждан из обезлюдивающей России в крупные мегаполисы. Известно, в какие мегаполисы, какой численности и как идет этот процесс. В детали не углубляюсь - здесь все опытные люди.
Я хочу обратиться к Вам лично, уважаемая Валентина Ивановна, с предложением. Просил бы Вас дать поручение профильным комитетам подготовить на одно из возможных, по Вашему усмотрению, заседаний Совета Федерации рассмотрение вопроса об этой политике - по переселению в крупные мегаполисы, по территориальному развитию России. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Олег Петрович.
Коллеги, в принципе тема имеет место быть и вызывает беспокойство. Есть предложение поручить Комитету по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера откликнуться и предложить какой-то формат (или это будет расширенное заседание комитета, или «круглый стол»), с тем чтобы выработать рекомендации. Поддерживается.
Н.В. Фёдоров. (Микрофон отключен.) И Майоров...
Председательствующий. Да, и Майоров Алексей Петрович.
Коллеги, завершаем рассмотрение этого вопроса. Я хотела бы тоже сказать несколько слов.
Прежде всего, хочу поблагодарить Владимира Владимировича. С его приходом, коллеги, мы видим, что работа министерства стала предметной, регионально ориентированной. Идет более быстрое совершенствование нормативной базы. И очень хорошие рабочие контакты со всеми субъектами Федерации.
Владимир Владимирович, благодарю также за взаимодействие с Советом Федерации.
Тема жилья и среды, в которой живут люди, затрагивает каждого. И поэтому значимость вашего министерства и тех вопросов, которыми Вы занимаетесь, очень, очень высока. Понятно, что проблем в этой сфере накопилось много, но есть приоритеты, на которые ориентировал президент, и безусловный приоритет - это расселение ветхого и аварийного жилья.
Темпы расселения. Ну, уже стыдно, когда в наше время люди живут в абсолютно непригодном, признанном аварийным жилье. И здесь темпы расселения очень разные по разным регионам, и эти темпы, безусловно, надо наращивать. Нельзя допускать, чтобы дома реально, уже по факту стали аварийными. Надо думать, какие еще новые формы поддержки, новые форматы стимулирования... Потому что, по сути, у нас на подходе за аварийным жильем... у нас пятиэтажки. Да, хорошо Москва... Петербург сейчас начал заниматься. Но, по идее, надо программу реновации по всей стране... Выработать правила, принять законы, сделать этот процесс экономически выгодным для инвесторов. Без инвесторов никаких государственных средств не хватит.
Поэтому, коллеги, также прошу в проект постановления записать обязательно: обратиться в министерство, разработать законопроект (давно и многие сенаторы поднимали эту тему) о реновации пятиэтажек и другого ветхого, непригодного жилья.
В больших городах... У нас «кораблями» в Петербурге называют (я не знаю, это 60-70-е годы)... Они уже на подходе, они уже скоро потребуют (не завтра, конечно) реновации и так далее. Поэтому нужен закон, который бы создал экономические механизмы в том числе для ускоренной реновации ветхого жилья.
Следующая тема, на которую хотелось бы обратить внимание...
Понимаете, вот то, что мы только до 1 января 2017 года занимаемся расселением... Хорошо, что не до 1 января 1917-го, а 2017-го. Но мы все понимаем, что это самообман, мы понимаем размер беды. Поэтому здесь надо очень ускоряться.
Следующий вопрос - это обманутые дольщики. Вы знаете, вот этот фонд, который занимается обманутыми дольщиками... Конечно, людей надо защитить, безусловно, это ответственность государства. Но то, как мы это делаем, вызывает вопросы. Вместо того чтобы найти этих жуликов, которые украли деньги граждан, привлечь к ответственности... Никто этим не занимается. И по-прежнему: было ООО »Ромашка», через месяц ООО »Лютик» - и продолжает строить, продолжает обманывать граждан.
Здесь должны быть усилена роль региональных органов власти, повышена их ответственность. У нас есть саморегулируемые организации строительных компаний. Вот эти все механизмы не работают. Очень легко дать 30 миллиардов фонду, который решает в Москве проблему обманутых дольщиков...
Я попрошу это в постановление записать: все-таки проанализировать эффективность вот этого инструмента. Может, было бы проще отдать регионам эти средства? Губернаторы на местах могли бы быстрее и эффективнее решить эту задачу. Нужны финансовые инструменты, но насколько эффективно по всей стране заниматься проблемой дольщиков таким вот образом? Какая эффективность этой работы? Просьба внимательно проанализировать.
Далее, ДОМ.РФ. Я неоднократно на эту тему с упорством говорила и говорю. Я надеюсь, что с приходом нового руководителя ДОМ.РФ там будет наведен порядок. Ну, есть Банк ДОМ.РФ - с какой стати мы выделили такие деньги на его докапитализацию? Кто-то может мне сказать? Так нужен ли такой банк, если он содержится за счет государства? Я могу ошибиться в цифре, 14 или 15 миллиардов, сколько-то, большие средства, мы выделили из федерального бюджета на его докапитализацию. Что это за инструмент? Инструменты - для привлечения инвестиций, для повышения эффективности расходования федеральных средств. Например, строчка «50 миллиардов ДОМ.РФ на закупку квартир у застройщиков».
Ну, послушайте, это что такое вообще? Мы что, не доверяем губернаторам? В регионе - понятна история. Нет, мы в Москве будем через ДОМ.РФ закупать квартиры у застройщиков.
Также прошу в постановление записать (я ничего не утверждаю, я лишь высказываю сомнения, которые есть у меня и которые я слышу со всех сторон): проанализировать эффективность фонда по обманутым дольщикам, ДОМ.РФ, целесообразность выделения таких больших средств из федерального фонда на закупку квартир, эффективность работы Банка ДОМ.РФ и так далее.
Если этот инструмент нужен, Владимир Владимирович, тогда возьмите на контроль и наведите порядок. А если нет, давайте другие, более современные инструменты, которые бы обеспечивали более эффективное расходование федеральных средств. Денег государство выделяет много. Вот надо, чтобы каждый рубль эффективно работал и на каждый рубль в эту сферу привлекалось по 5 рублей инвестиций. Для этого нужно создать мотивацию, для притока инвестиций в эту сферу.
И надо давать не рыбу, а давать удочки. Вот я, как бывший губернатор, говорю: если бы давали больше средств на развитие инфраструктуры (это действительно затратная сфера), на подготовку участков для комплексной застройки, по крайней мере до участка подведение коммуникаций, то процесс строительства шел бы гораздо быстрее, были бы выше темпы роста строительства и стоимость жилья для граждан была бы другой. Так вот, инфраструктура - это удочка, а вы - 50 миллиардов, 30 миллиардов, а вы раздаете рыбку, которая не дает такого эффекта.
И поддержка развития инфраструктуры в регионах должна идти не только за счет федерального, регионального бюджетов, но и за счет всех ресурсоснабжающих компаний, которые ежегодно получают рост тарифов, а инвестиционные программы желают быть лучшими и более емкими. И за этим тоже кто-то должен следить. Здесь тоже нужен порядок.
В целом еще раз хочу сказать, Владимир Владимирович, что вы - молодцы, вы очень много делаете, вы очень много меняете. И мы готовы... Вносите предложения, президент дал поручение. Надо совершенствовать законодательство в сфере строительства не с точки зрения ослабления контроля за безопасностью, а с точки зрения - убирать, убирать вот эти все препоны, бюрократию всю эту и так далее. Вносите предложения. Мы готовы вот паровозом идти и принимать законы, нужные для отрасли. Но здесь нужна бо́льшая активность ваша и других ведомств, которые в этом заинтересованы.
Пожалуйста, Олег Владимирович Мельниченко.
О.В. Мельниченко, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Пензенской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Хочу поблагодарить Владимира Владимировича Якушева за организацию очень плотного и, с нашей точки зрения, продуктивного взаимодействия с комитетом.
Сегодня огромное значение имеет подготовленный план действий в части поддержки строительной отрасли. Комитет вносил в Минстрой целый комплекс предложений. Значительное количество этих предложений учтено полностью либо частично. Это и предложение по совершенствованию института территориального планирования, право субъектов Федерации наделять муниципалитеты полномочием по утверждению правил землепользования и застройки, предложения в «Стимул», которые тоже нашли свое отражение, упрощение порядка реализации проектов по комплексному развитию территорий и развитию застроенных территорий и многие-многие другие. Я хочу поблагодарить за наше плотное взаимодействие с министерством.
Нашим комитетом совместно с Комитетом по аграрно-продовольственной политике и природопользованию подготовлен проект постановления. Я предлагаю его сегодня принять за основу, с учетом всех поступивших предложений и Ваших предложений, Валентина Ивановна, все это оперативно доработать и на следующем пленарном заседании 8 июля 2020 года принять постановление в целом.
Прошу поддержать. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Владимирович, мне докладывал Олег Владимирович Мельниченко, что вчера очень содержательно прошло расширенное заседание комитета, участвовало много сенаторов, были четыре Ваших заместителя, ответили на массу вопросов, которые были у сенаторов. Поблагодарите своих заместителей тоже за участие. Мне кажется, это такой хороший рабочий формат взаимодействия.
Коллеги, кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации «Об исполнении федеральных проектов в сферах жилья, развития городской среды и сокращения аварийного жилищного фонда» (документ № 260) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 19 мин. 17 сек.)
За 149 чел. 87,6%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 1 чел. 0,6%
Голосовало 150 чел.
Не голосовало 20 чел.
Решение: принято
Проект постановления принят за основу.
Просьба все предложения, которые есть, направить в комитет по федеративному устройству.
Владимир Владимирович, благодарю Вас за участие в нашей работе. Успехов! До новых встреч! Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments