leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Набиуллина обещает что потери России будут меньше других стран - отчет ЦБ в Думе

Набиуллина обещает что потери России будут меньше других стран 5-6% ВВП Накоплен буфер капитала 5,6 трлн ЦБ Снижена ключевая ставка Рекомендации банкам не выплачивать дивидендов и бонусов повышенных Кибермошенничества через социальную инженерию, люди сами отдают свои данные и банки не при чем МФО Набиуллина закрывать не хочет – Валентин Шурчанов Восстановить валютный контроль – Николай Коломейцев Рост нулевой – Сергей Катасонов ЦБ под отчет ГД Рост денежной массы не повлияет на инфляцию ЦБ надо активнее – Антон Гетта Через ОСАГО водители спонсируют лихачей
3. 975433-7 Госдума в итоге обсуждения одобрила постановление «О годовом отчете Центрального банка РФ за 2019 год»
Документ внес 19.06.20 Комитет по финансовому рынку
Представила Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина.
Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Отчет подготовлен в соответствии с ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и отражает основные итоги деятельности по выполнению законодательно возложенных на Банк России функций.
В 2019 году показатели платежного баланса страны определялись неблагоприятной конъюнктурой международного товарного рынка. В результате профицит счета текущих операций уменьшился практически в 2 раза по сравнению с 2018 годом до 64,6 миллиардов долларов США. При этом экспорт товаров в 2019 году сократился приблизительно на 5,5% за счет падения цен на основные топливно-энергетические товары на 10% при одновременном росте физических объемов экспорта некоторых товаров. Структура экспорта в целом не изменилась, в ней доминирует экспорт топливно-энергетической продукции (более 60% общей стоимости экспорта). При этом импорт товаров в 2019 году вырос приблизительно на 2,3% за счет увеличения ввоза товаров в натуральном выражении. Дефицит баланса внешней торговли услугами в 2019 году расширился на 20,7% в основном за счет увеличения импорта услуг на фоне роста реального эффективного курса рубля. Чистый вывоз капитала частным сектором в 2019 году установился на отметке 21,9 млрд. долл. США. При этом этот показатель существенно сократился со значения 63,6 млрд. долл. США в 2018 году. Внешний долг РФ в 2019 году, в отличие от прошлого года, вырос на 7,9% и составил 491 млрд долларов США на конец года, основной прирост пришелся на задолженность сектора органов государственного управления. Несмотря на этот рост, долговая нагрузка на российскую экономику оставалась умеренной: отношение внешнего долга к ВВП составило 29% (на начало 2019 года – 27%), а внешних долговых обязательств органов государственного управления к ВВП – 4% (на начало 2019 года – 3%).
Банк России в 2019 году продолжил наращивать объем международных резервов с 468,5 до 554,4 млрд. долларов, а также увеличивать долю в них монетарного золота.
В 2019 г. Банк России проводил денежно-кредитную политику в соответствии с принципами инфляционного таргетирования. В качестве приоритетной цели денежно-кредитной политики Банк России ставит поддержание годовой инфляции вблизи 4%.
Инфляционные ожидания в экономике в целом имели тенденцию к снижению. Эти факторы позволили Банку России в 2019 году перейти во втором полугодии от умерено-жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике. Снижение инфляции к лету 2019 года позволило Банку России в июне-декабре снизить ключевую ставку в целом на 1,5 процентных пункта до 6,25%. С учетом принятых решений ключевая ставка вошла в оцениваемый Банком России диапазон значений нейтральной ставки -2-3% годовых в реальном выражении и 6 – 7% годовых в номинальном выражении при целевой инфляции 4%.
В течение 2019 года наблюдалось укрепление российской валюты, после столь же значительного снижения обменного курса рубля в 2018 г., что рассматривается как фактор снижения инфляции. К числу внешних факторов укрепления рубля в 2019 году относилось сохранение сравнительно высоких цен на нефть, несмотря на замедление роста мировой экономики, а также смягчение денежно-кредитной политики ФРС США, ЕЦБ, центральных банков других стран.
В отчете отмечается, что в 2019 г. продолжился тренд на снижение валютизации вкладов и кредитов, что говорит о росте доверия к рублю. Доля валютных депозитов юридических лиц сократилась с 36% до 27%, а в рублевом выражении валютные обязательства банков перед юр. лицами сократились на 15%, что предполагает их уменьшение не только за счет валютной переоценки, но и за счет сокращения объемов в валюте. Валютная структура вкладов физлиц при этом существенно не изменилась – доля валютных депозитов населения составляла около 20% весь минувший год.
В 2019 году действующими кредитными организациями получена чистая прибыль в размере 1,7 трлн рублей (в 2018 году -1,0 трлн рублей).
Достаточность собственных средств (капитала) сектора за 2019 год увеличилась с 12,2% до 12,3%. Более заметно выросла достаточность базового и основного капитала – с 8,3% до 8,6% и с 8,9% до 9,3% соответственно.
Рост кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2017-2019 годы был ускоренным по сравнению с динамикой за 2015-2016 годы. Рост кредитования МСП в 2019 году составил 14,8% (2018: 11,4%, а задолженность по кредитам (кредитный портфель), предоставленным субъектам МСП, увеличилась на 12,4% (2018: 1,1%). В истекшем 2019 году рост кредитования в целом сопровождался улучшением качества кредитного портфеля. За 2019 год совокупная доля проблемных и безнадежных ссуд (IV и V категорий качества соответственно) снизилась с 10,8 до 9,6% от общего размера кредитного портфеля.
В Отчете особое внимание уделено эффективности нового механизма санации банков через использование средств Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Представлена информация об эффективности работы с субъектами, находившимися в процедуре санации в 2019 году, а также оценка в отношении каждой из санируемых кредитных организаций, исходя из задач санации, решаемых с использованием средств ФКБС.
Доля наличных платежей в розничном обороте продолжала сокращаться в 2019 году и равнялась 35,3% (2018: 44,4%), на 13% выросло количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли и услуг, высокими темпами росло количество счетов с дистанционным доступом. В рамках поддержки кредитования МСП развивались принципиально новые способы финансирования такие как краудфинансирование и инвестиционные платформы (был принят отдельный закон для регулирования этой деятельности).
В Отчете приводится статистика по количеству операций с картами «Мир», которое увеличилось по сравнению с 2018 г. более чем в 1,7 раз, а объём операций – более чем в 1,6 раз. Доля карт «Мир» в общероссийской эмиссии платёжных карт возросла до 25,2% (2018: 19,2%), а доля объёма внутрироссийских операций по картам «Мир» в общем объёме операций по платёжным картам до 19,3% (2018: 14,5%). Росту распространения карт и повышению эффективности их использования способствовали маркетинговые мероприятия, развитие программ лояльности и мобильного бесконтактного платежного приложения Mir Pay. Важным достижением является обеспечение приема карт «Мир» за пределами РФ, в том числе на популярных туристических направлениях.
Несмотря на сокращение общего числа некредитных финансовых организаций (НФО), в каждом из сегментов финансового рынка, в Отчете отмечается их развитие. Так, инвестиционный портфель пенсионных средств НПФ за 2019 г. увеличился на 10,8% (в 2018 году всего на 4,9%), портфель пенсионных накоплений – на 10,1% (в 2018 всего на 5,2%), а портфель пенсионных резервов – на 12,1% (в 2018 на 4,2%). В страховом секторе прирост страховых взносов незначительно увеличился на 0,1%, а совокупные активы страховщиков увеличились на 20,1%, выплаты по договорам страхования между тем повысились на 16,9%. Рентабельность активов в секторе в 2019 году изменилась незначительно и составила 7,9%, при этом активы страховщиков увеличились на 14,4%. Согласно Отчету, существенный рост наблюдался в добровольном медицинском страховании в то время как в остальных сегментах наблюдалась стагнация или снижение.
После реформы тарифообразования в сегменте ОСАГО отмечается снижение на 4,8% средней премии по ОСАГО по сравнению с 2018 годом. В то же время цена полиса ОСАГО за первые 156 дней 2020 года выросла на 0,74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост конкуренции на рынке ОСАГО и рост стоимости запасных частей оказывают давление на показатели рентабельности деятельности страховщиков ОСАГО, комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО за 2019 год вырос на 6,6 процентного пункта.
В сегменте рынка микрофинансирования в 2019 наблюдалось сокращение темпов роста портфельных активов (портфель микрозаймов за год вырос на 29% (в 2018 году – на 45%). Размер портфеля составил 0,2 трлн. рублей или чуть более 1% от портфеля кредитов банков населению. При этом замедление динамики рынка микрофинансирования в 2019 году главным образом было связано с принятием Банком России мер по снижению долговой нагрузки населения и ограничению кредитных рисков микрофинансовых организаций (МФО). В сегменте наблюдается консолидация, количество МФО в 2019 году сократилось на 11,4%.
В Отчете отмечается, что в 2019 году количество открытых паевых инвестиционных фондов (ПИФ) сократилось на 13 до 255, при этом количество владельцев их паев возросло на 30,0%. В результате общее число владельцев паев ПИФ возросло на 14,3%, до 1897,9 тыс. владельцев. В 2019 году чистые активы ПИФ увеличились на 33,8% и составили 4469,7 млрд рублей. При этом чистые активы закрытых ПИФ возросли на 28,5%. Их объем составляет 88,3% от общего объема чистых активов ПИФ. Средства ПИФ по-прежнему вкладываются в основном в недвижимость (18,1% всех активов), уставные капиталы российских организаций (16,3%) и акции российских эмитентов (15,0%).
В Отчете отмечается, что за 2019 год количество кредитных и некредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, сократилось на 9,9% и составило 484 организации. Из них 263 – это некредитные финансовые организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУРЦБ-НФО), в том числе инвестиционные советники, 221 организация – кредитные организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУРЦБ-КО). При этом количество профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся деятельностью по инвестиционному консультированию, за 2019 год увеличилось на 245% и по состоянию на 01.01.2020 составило 69.
На конец 2019 года количество индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), открытых клиентами ПУРЦБ-НФО и ПУРЦБ-КО, составило 1,64 млн счетов (на конец 2018 года – 596,3 тыс. счетов), из них 1,42 млн счетов – брокерские. Заметно снизился порог входа в отрасль: клиенты открывают ИИС с небольшими вложениями – как правило, для пробных инвестиций на фондовом рынке. Основными факторами роста клиентской базы являлись постепенное снижение процентных ставок и, как следствие, доходности депозитов, налоговая льгота в отношении ИИС и приход на рынок крупнейших игроков финансового рынка, возможность онлайн-продажи без прихода клиента в офис, автоматизация и стандартизация внутренних процессов компаний, а также повышение финансовой доступности и финансовой грамотности населения.
Отдельного внимания заслуживает эффективная работа Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Банк уделял большое внимание совершенствованию нормативной базы в этой сфере и приведению его в соответствие с последними изменениями в законодательстве. Деятельность Банка России в этом направлении была положительно оценена международными экспертами по итогам проведенной в 2019 году оценки российской системы ПОД/ФТ Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Законодательство, регулирующее деятельность Банка России и финансовых учреждений в сфере ПОД/ФТ, признано соответствующим международным стандартам, а эффективность работы Банка России оценена на высоком уровне.
Благодаря целенаправленным действиям Банка России в 2019 году объемы вывода денежных средств по сомнительным основаниям уменьшились до исторически низкого уровня – 63,5 миллиардов рублей, а объемы обналичивания средств сократились в 1,9 раза. По данным Отчета также сократились и объемы сомнительных транзитных операций до 0,7трлн. рублей (2018: 1,3 трлн. рублей).
В 2019 году за нарушение требований нормативных актов в области ПОД/ФТ и ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в отношении 182 кредитных организаций были применены меры на основании ст. 74 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», в рамках консультационного надзора Банком России были применены меры в виде письменной информации руководству и/или совету директоров кредитной организации о недостатках в её деятельности и рекомендаций по их исправлению в отношении 243 кредитных организаций. Эти цифры свидетельствуют о сокращении количества нарушений требований законодательства в сфере ПОД/ФТ по сравнению с 2018 годом. Тем не менее, количество банков, нарушающих законодательство ПОД/ФТ, а также суммы нарушений остаются существенными, и эти факты свидетельствуют о необходимости продолжения оказания Банком России методологической помощи кредитным организациям в выстраивании ими эффективной системы внутреннего контроля, удовлетворяющей текущим требованиям надзора.
В 2019 году Банк России продолжил работу по реализации комплексной программы по дестимулированию недобросовестного поведения на финансовом рынке, защите прав потребителей, созданию системы поведенческого надзора и финансовому просвещению. В Отчете впервые приведена информация об общем количестве лиц в базе данных, ведение которой осуществляется в соответствии со статьями 75 и 76.7 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», по данным на 01.01.2020 – 7504. В Отчете приведена статистика по динамике и количеству жалоб по секторам финансового рынка, согласно которой тренд на снижение количества жалоб продолжился: в 2019 году Банком России получено 246,6 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг, что на 2,8% меньше, чем в 2018 году.
Проектом постановления предлагается
1. Принять к сведению годовой отчет Центрального банка РФ за 2019 год;
2. Рекомендовать Центральному банку РФ:
1) проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности, создание макроэкономических условий для быстрого и устойчивого восстановления российской экономики от последствий изменившейся экономической ситуации, вызванной пандемией коронавирусной инфекции (далее – пандемия COVID-19);
2) в целях повышения предсказуемости решений по ключевой ставке обеспечивать более глубокое раскрытие оценок и прогнозов базовых индикаторов экономики (инфляции, внутреннего валового продукта, платежного баланса РФ);
3) уделять повышенное внимание вопросам финансовой стабильности РФ, снижать риски волатильности во всех сегментах российского финансового рынка, связанные в первую очередь со значительными колебаниями курса рубля по отношению к другим валютам;
4) в целях смягчения негативного влияния последствий пандемии COVID-19 на все сферы экономической деятельности РФ активнее применять регуляторные меры для сохранения банковским сектором РФ потенциала роста кредитования организаций реального сектора экономики и ипотечных заемщиков;
5) в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной пандемией COVID-19, гибко подходить к применению мер пруденциального регулирования финансовых институтов, по возможности переносить сроки вступления в силу нормативных актов Банка России, устанавливающих новые или изменяющих действующие требования к кредитным организациям, если реализация этих нормативных актов предусматривает трансформацию внутренних бизнес-процессов и существенные изменения форм отчетности финансовых институтов;
6) расширять риск-ориентированный подход в надзоре на всех сегментах финансового рынка, развивать взаимодействие с финансовыми организациями по вопросам методологии и практики стресс-тестирования, развития единой межбанковской базы данных по регистрации риск- инцидентов;
7) продолжить работу по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, повышению темпов роста их кредитования: смягчить требования к заемщикам, скорректировать ценовые условия кредитования, расширить объемы и лимиты на банки;
8) продолжить работу по предоставлению дистанционного доступа к банковским услугам жителям населенных пунктов вне зависимости от численности их населения; по устранению барьеров в получении финансовых услуг инвалидами, лицами пожилого возраста и другими группами граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты;
9) в условиях угрозы возникновения новых пандемий развивать практику безналичных платежей и дистанционных каналов банковского обслуживания, уделяя особое внимание безопасности и удобству осуществления таких операций;
10) продолжить развитие цифровизации финансового сектора экономики, в том числе в целях сокращения издержек на формирование отчетности, создания условий для формирования и хранения документов в электронных архивах;
11) учитывая высокую зависимость благополучия граждан от устойчивости и эффективного функционирования страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, применять в этих секторах финансового рынка меры регулирования и надзора, способствующие сохранению средств граждан и повышению качества оказываемых им услуг;
12) принимать меры по активному развитию конкуренции на финансовом рынке: не допускать чрезмерную концентрацию активов, создавать условия для развития региональных и малых банков, уделять большее внимание расширению региональной сети банков, снижать свое участие в капиталах банков.
3. Рекомендовать Правительству РФ совместно с Центральным банком РФ:
1) продолжить работу по развитию государственных программ поддержки ипотечного кредитования, в том числе в сельской местности, программу ипотечного кредитования под 6,5 процента годовых, принятую в качестве дополнительной меры поддержки заемщиков в связи с изменившейся экономической ситуацией, вызванной пандемией COVID-19;
2) расширить взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ в целях исключения предъявления банкам требований, несоразмерных объему и специфике их деятельности, а также заведомо невыполнимых требований, обеспечения обоснованного, рационального и риск-ориентированного подхода при проведении проверок, в том числе исключения контроля исполнения нормативно не закрепленных требований;
3) активнее использовать механизмы межведомственного взаимодействия при решении вопросов, связанных с доступом к информации из государственных систем, а также с созданием реестров гарантий, залогов, кредитов для обеспечения полноты оценки рисков;
4) расширять возможность применения единой системы идентификации и аутентификации и использования инфраструктуры цифрового профиля, а также альтернативных способов идентификации лиц, исключающих физический контакт, но обеспечивающих личное присутствие физического лица в целях установления личности;
5) обеспечивать подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, направленных на совершенствование регулирования института государственных и муниципальных гарантий в целях повышения эффективности использования данного вида обеспечения при выдаче банками кредитов организациям и предприятиям реального сектора экономики.
4. Считать целесообразным рассмотрение Государственной Думой в первоочередном порядке проектов федеральных законов, предусматривающих:
1) установление механизма ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемым с нарушением законодательства РФ, регулирующего отношения на финансовом рынке, в том числе внесудебного ограничения доступа к сайтам, имеющим заведомо мошенническую направленность, на основании решения Банка России;
2) совершенствование законодательного регулирования деятельности финансовых организаций при реализации требований по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации;
3) совершенствование обмена информацией между операторами связи и финансовыми организациями и создание Единой информационной системы проверки сведений об абоненте – физическом лице и пользователях услугами связи абонента – юридического лица, индивидуального предпринимателя либо физического лица;
4) установление регулирования в отношении финансовых активов, создаваемых и (или) выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий (цифровых финансовых активов);
5) обеспечение надлежащей защиты прав неквалифицированных инвесторов посредством разделения инвесторов на категории в зависимости от уровня их знаний и (или) навыков работы на финансовом рынке и предоставления им соответствующего уровня защиты;
6) создание технологических платформ (маркетплейсов), обеспечивающих возможность удаленного взаимодействия между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями или эмитентами в целях получения финансовых услуг и заключения финансовых сделок;
7) комплексную модернизацию системы формирования кредитныхисторий с учетом уровня развития современных финансовых технологий;
8) совершенствование порядка использования и хранения электронных документов;
9) создание и использование инфраструктуры цифрового профиля;
10) совершенствование подходов к определению контролирующих лиц, установлению механизма временного ограничения Банком России распоряжения имуществом контролирующих финансовые организации лиц в рамках судебных процедур (предварительных обеспечительных мер).
Постановление 326 14 0 13:44

Стенограмма пленарное заседание ГД 23.06.20 отчет ЦБ Эльвира Набиуллиниа:
- начало https://leo-mosk.livejournal.com/7795157.html
- окончание https://leo-mosk.livejournal.com/7795228.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments