leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении президентский законопроект о возврате воспитания в школу – пафоса много

Принят в первом чтении президентский законопроект о возврате воспитания в школу – пафоса много а смысл кривой – Вячеслав Володин Около пятидесяти законов надо будет принять в случае поддержки Конституции в том числе о воспитании
9. 960545-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»
Документ внес 21.05.20 президент
Представил Министра просвещения РФ Сергей Кравцов.
Председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Законопроектом предлагается:
- уточнить понятие «воспитание» – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде;
- определить механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ. Так, воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы должны разрабатываться с учетом соответствующей примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы, включаемых в примерные основные образовательные программы. Рабочая программа воспитания, разработанная и утвержденная образовательной организацией, будет определять комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы по соответствующей основной образовательной программе: цель, задачи, основные направления и темы воспитательной работы, возможные формы, средства и методы воспитания, включая использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), подходы к индивидуализации содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся, показатели эффективности воспитательной работы, в том числе планируемые личностные результаты воспитания, и иные компоненты. Календарный план воспитательной работы, разработанный и утвержденный образовательной организацией, будет содержать конкретный перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией и (или) в которых образовательная организация принимает участие, в соответствии с основными направлениями и темами воспитательной работы, выбранными формами, средствами и методами воспитания в учебном году или периоде обучения. Право на участие в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы получат советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, мнение которых будет учитываться при принятии локальных нормативных актов образовательной организации.
ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2020 г. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями ФЗ с 1 сентября 2021 г. Предусматривается обязанность образовательных организаций проинформировать обучающихся об изменениях, внесенных в соответствии с ФЗ.
Первое чтение 348 0 0 14:34

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к законопроекту, инициированному Президентом Российской Федерации.
9-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Доклад официального представителя Президента Российской Федерации Министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова. Пожалуйста, Сергей Сергеевич.
Кравцов С, С, официальный представитель Президента Российской Федерации Министр просвещения Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, который отметил, что приоритетной задачей Российской Федерации является формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная этническая идентичность, уважение к культуре, к традициям людей, которые живут рядом.
Уже определённые работы проведены по организации воспитательной работы в школах, но данный законопроект фактически возвращает воспитание и ответственность за воспитательную работу в общеобразовательные учреждения: не только семья, но и школа должна воспитывать будущего гражданина нашей страны.
В целях определения системы организации воспитательной работы в сфере образования, в рассматриваемом законопроекте предлагается.
Первое. Расширить понятие «воспитание», закреплённое в статье 2 федерального закона следующим дополнением: формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, к человеку труда и к старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и к традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.
Второе. Дополнить определение образовательной программы календарным планом воспитательной работы.
Третье. Дополнить учебно-методическую документацию, которая входит в примерную образовательную программу.
Также четвёртое. Дополнить статью 12 новым содержанием, закрепляющим механизм организации воспитательной работы.
Пятое. Наделить советы обучающихся правом принимать участие в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.
Очень коротко скажу, что на сегодняшний день уже разработана министерством и одобрена на заседании Федерального учебно-методического объединения примерная программа воспитания для школ. В соответствии с поручением президента разработана новая программа патриотического воспитания учащихся с 2021-го по 2024 год, которая станет организационной основой реализации данного законопроекта.
Ну и в завершение хочу поблагодарить комитеты и фракции Государственной Думы, с которыми мы подробно обсудили данный законопроект, которые активно приняли участие в обсуждении данного законопроекта, и символично, что данный законопроект рассматривается в празднование 75-летия Великой Победы и накануне Парада Победы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Сергеевич.
Уважаемые коллеги, действительно этот законопроект очень важный, и это, если хотите, событие, которое ждали долгие годы. У нас с вами воспитание возвращается в школу, в высшие учебные заведения.
Давайте послушаем содоклад Вячеслава Алексеевича Никонова и, если можно, дальше сформулируем позицию от фракции, учитывая, что договаривались, что будем более эффективны в организации работы. Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич.
Никонов В. А., председатель Комитета ГД по образованию и науке, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие коллеги! Что такое нация? Нация – это её память, её памятники, её герои, её традиции и её подрастающее поколение.
Нация может быть уничтожена только изнутри, когда перестаёт в себя верить и, к сожалению, с нами это происходило, когда мы переставали в себя верить.
Украина хорошо нам показывает, что означает воспитание. Там воспитали русских, которые убивают русских за то, что они хотят говорить по-русски. Они выстроили нацию, которая обслуживает чужие интересы и, которая в качестве своих героев взяла Мазепу и Бандеру, лузеров и предателей.
Наша нация воспитана на совершенно других образцах и на других приемах. Это нация Жукова, нация Александра Невского, это нация, проложившая ко всему человечеству дорогу в космос. Это нация великих свершений и великой науки, нация Королева, Курчатова, Жореса Алферова, которому во многом человечество обязано современной цифровизацией.
Мы с вами наследники цивилизации ценностей, ценностей свободы, справедливости и очень важно, чтобы наше подрастающее поколение такие понятия, как честь, достоинство считали своими понятиями, что те кодексы чести, которыми руководствовались веками наши предки, были их кодексом чести, чтобы они чтили нашу тысячелетнюю историю, чтобы для них были дороги гробы предков, чтобы они понимали, что такое наша Победа, что не понимают на Западе. Потому что у них никогда не было такой Победы, ни у кого и никогда. Это была величайшая Победа в истории человечества, одержанная над самым страшным врагом в истории человечества, ценой самых больших потерь в истории человечества.
Если кто-то может еще предъявить такую Победу, пусть предъявят сейчас, когда мы празднуем 75-летие. Но не предъявят, потому что ни у кого такой Победы никогда не было.
И сейчас мы это закрепляем в законе «О воспитании», мы закрепляем это в нашей Конституции. Мы будем воспитывать победителей.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.
Уважаемые коллеги, мы как поступим? Можно ограничиться выступлениями от политических фракций или мы с вами... Коллеги, было высказано ранее предложение по одному выступлению от политических фракций. Если мы пойдем по этому пути, до трех минут Регламент.
Нет возражений?
Пожалуйста, включите запись на выступления.
Да, действительно обсуждали, и отдать должное министру просвещения, он встречался со всеми фракциями, этот вопрос достаточно подробно обсуждали в профильном комитете. Но еще раз говорю, что такие были договоренности.
Пожалуйста, покажите список.
Зайцев Максим Сергеевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Смолину. Рыжак Николай Иванович от «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» и Дамдинов Алдар Валерьевич от «ЕДИНОЙ РОССИИ».
Пожалуйста.
Зайцев М. С. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Фракция ЛДПР безусловно поддержит данный законопроект.
Сегодня главной темой стоят вопросы патриотизма, любви к Родине и уважение к старшим, о чем ЛДПР говорит уже более 30 лет.
Нам приятно и важно, что нас услышали, и был внесен соответствующий законопроект о поправках к закону об образовании.
И поскольку в ближайшее время пройдет голосование по поправкам в Конституцию, и именно статья 67-я о ценности детства и создании духовного, нравственного и интеллектуального развития детей является определяющей, по нашему мнению, среди множества других поправок.
Сегодня, уважаемые коллеги, мы стоим перед выбором. Любить и уважать свою страну и историю или потерять национальную идентичность, ориентируясь на страны Запада или, как некоторые говорят, на Восток.
Нам пора понять, что люди не выбирают национальность или страну, в которой рождаются. Но здоровый патриотизм, уважение к предкам и законам должно присутствовать в каждой стране. А развитие способностей каждого молодого человека должно стать важнейшей задачей на самом высоком – на государственном уровне, и это особенно важно для одаренных детей, так как их развитие происходит очень быстро и в более раннем возрасте, чем у сверстников.
И здесь главенствующей ролью будут преподаватели и учителя. А так как семья не всегда имеет возможность обеспечить всем необходимым талантливого ребенка, появление одаренных детей и обеспечение их развития -это государственная задача. Выработка навыков патриотизма – это сверхзадача. И именно эту задачу нужно решать сегодня специалистам.
Сегодня молодое поколение учится не на своих ошибках, а на опыте своих родителей. И если за четверть века они наблюдали социальную несправедливость в области образования, невозможно пробиться таланту, то они ищут способы самореализации в других странах. Молодое поколение – это залог возрождения и развития России. Поэтому ЛДПР не безразлично положение современной молодежи. Мы поддержим указанный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. Фракция КПРФ. Подготовиться Николаю Ивановичу Рыжаку. «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович, Сергей Сергеевич, мы поддержим законопроект, по крайней мере, по трем причинам.
Первая. Нам нравится идея воспитания. Она полностью соответствует отечественной традиции. И когда-то великий Менделеев говорил, что обучение без воспитания – это меч в руках сумасшедшего.
Второе. Мы разделяем в основном ценности, которые записаны в законе. Но хотел бы обратить внимание, что там нет таких ценностей, характерных для современной цивилизации и нашей культуры, как свобода, солидарность и справедливость.
Третье. Мы разделяем идею участия советов старшеклассников и студентов в подготовке образовательных программ. Однако я должен вам сказать, что в образовательном сообществе есть разная реакция на этот законопроект не из-за идеи, а из-за его конкретного содержания.
Первое. В законопроекте воспитание рассматривается как процесс отдельный от обучения. Между тем, советская педагогика давно сформулировала идею воспитывающего обучения, и я бы добавил -обучающего воспитания. Мы не можем воспитывать отдельно обучающегося, мы должны воспитывать личность в целом.
Второе. Законопроект не предполагает ресурсов. Комитет, правда, предлагает их перераспределить в пользу воспитания. Но я напомню, что мы занимаем 98 место в мире по уровню финансирования образования.
Нужно записать в законопроект хотя бы или в его | финансово-экономическое обоснование хотя бы то, что уже есть в национальном проекте, в федеральных проектах в области образования. Это снимет дискуссии в педагогическом сообществе.
Третье. Враг воспитания – это низкий статус педагогического работника. Напоминаю, согласно данным Общероссийского народного фронта в 75 регионах из 85 указ президента от мая 2012 года так и не исполнен. Нужно записать в закон хотя бы надбавку классному руководителю, которую уже ввёл Президент Российской Федерации. В этом случае естественно её исключить потом в случае разных кризисных обстоятельств будет труднее. В целом же, если статус педагога мы не поднимем в ближайшее время, увы, может оказаться так, что некому будет не только воспитывать, но и учить.
Четвёртое. Другой враг воспитания – это бюрократизация. Дети безошибочно чувствуют, когда мы что-то делаем для них, а что-то для галочки, К сожалению, комитет Госдумы прошлого созыва показал, что каждое учебное заведение заполняет 300 отчётов по 12 с лишним показателям. Нам нужно проводить разбюрократизацию образования. Календарные планы воспитательной работы – это то, что вызывает наибольшие вопросы в педагогическом сообществе.
И последнее. Воспитывает человека главным образом не школа и вуз, но социальная информационная среда. Если школы и вузы будут сеять разумное, доброе, вечное, а среда наоборот, результат будет не очень хорошим.
Коллеги, мы подготовили проект поправок к законопроекту. Надеемся, что вы поддержите не только этот законопроект, но хотя бы часть и наших поправок, которые должны сделать его более привлекательным для нашего образования. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.
Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Подготовиться Дамдинову.
Мы что, не видели, как нравственно опустошается наше подрастающее поколение, какие духовно-нравственные, я бы сказал, потери несет общество в целом? Мы видели.
И только когда обсуждали поправки, когда вступили в период празднования этой славной даты, когда президент обратил внимание на каждом из этих этапов, выступая и отстаивая идею нашей исторической правды, как раз когда говорил о поправках, когда мы обсуждали, общество всколыхнулось, и тогда Дума отреагировала.
А мы же неоднократно здесь в этом составе поднимали именно эти вопросы. Почему мы следуем все-таки только тогда, когда идет определенная политическая отмашка? Это не делает, в общем-то, чести и каждому из нас, в том числе и мне. Видимо, не сумели мы договориться, не сумели мы донести нашу позицию до этого.
И еще. Человек – продукт общественный. Он должен воспитываться, формироваться как личность в социуме.
Мы росли во дворах, была обратная связь, было чувство соприкосновения, когда ты что-то говоришь, поступаешь неправильно.
Нельзя увлекаться дистанционным управлением. Должна действительно существовать вот эта незримая обратная связь, как воспринимаются твои поступки, твои слова, твои действия.
И конечно, в заключение, можно подготовить календарный план, можно иметь хороших преподавателей, воспитателей, но если кругом с экранов телевидения, с других источников массовой информации льется совсем другая информация, противостоять этому потоку весьма и весьма трудно.
Я вспомню слова еще не менее выдающегося нашего исторического деятеля Александра Сергеевича Пушкина, основателя, кстати, «Литературной газеты», он сказал, что если власть не контролирует средства массовой информации, то это тот снаряд, который разнесет все нравственные ориентиры страны в клочья.
(Микрофон отключен.) Вдумайтесь, пожалуйста, в эти слова. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Николай Иванович. Пожалуйста, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Дамдинов Алдар Валерьевич. Пожалуйста.
Дамдинов А, В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Законопроект, представленный уважаемым Сергеем Сергеевичем от имени Президента страны сегодня крайне актуален, это один из самых значимых законопроектов нашего времени.
Буквально через несколько дней мы с вами будем голосовать за жизненно важные поправки в главный закон нашей страны. Именно они будут определять наше ближайшее будущее, будущее страны, будущее наших детей. От нас с вами зависит, как мы воспитаем у детей активную гражданскую позицию, основанную на традиционных культурных, духовно-нравственных ценностях российского общества. Своим примером нам нужно показать, как ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности.
Хотел бы отметить вклад каждой фракции в патриотическое воспитание подрастающего поколения. И в КПРФ, и в ЛДПР, и в «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» действуют самые разные патриотически направленные программы, которые пользуются большим интересом со стороны молодёжи. В нашей партии давно снискали популярность такие всероссийские акции, как «Диктант Победы» под руководством, кураторством уважаемого Александра Евсеевича, «Свеча Памяти», «Цветы Победы», шефская помощь ветеранам и много других хороших начинаний.
Всё это делается не ради каких-либо отчётов, а ради сохранения исторической памяти и воспитания подрастающего поколения. Благодаря этой работе всего депутатского корпуса мы помогаем ребятам, активным участникам акций понять, что они могут и должны принимать решения, затрагивающие их [рава и интересы, в том числе, в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
Акцент| на это мы видим и в этом законопроекте. Законопроект действительно является логическим продолжением и развитием государственной политики в области воспитания, и закрепляет на законодательном уровне механизмы организации воспитания в основном Федеральном закона «Об образовании».
У нас уже действует стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой воспитание рассматривается как стратегический национальный приоритет.
Президентом страны объявлена национальная программа «Десятилетие детства», Российское движение школьников. Кроме того, Президентом нашей страны дано поручение подготовить федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование»
Представленный законопроект уточняет понятие «воспитание» и в новой редакции будет способствовать не только развитию системы организации обновлению содержания и механизмов воспитания.
Благодаря программам воспитания нового поколения наши дети смогут противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и другим негативным социальным явлениям.
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддержит представленный законопроект. Спасибо.
Председательствующий, Спасибо, Алдар Валерьевич. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Официальный представитель президента? Заключительное слово есть желание, Сергей Сергеевич?
Кравцов С. С, Спасибо.
Я ещё раз хотел бы, коллеги, всех поблагодарить. Действительно, те вопросы, |которые мы обсуждали, мы и. дальше их будем обсуждать. Поблагодарить за обсуждение данного законопроекта, надо идти вперед. Спасибо.
Председательствующий, Спасибо. Вячеслав Алексеевич? Нет.
Ставится на голосование 9-й вопрос нашей повестки – о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (первое чтение).
Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 34 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 348 чел 77,3
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел.
0,0 %
Голосовало 348 чел.
Не голосовало 102 чел 22,7 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно: 348 за, против нет, воздержавшихся нет.
Уважаемые коллеги, поздравляю вас, и хочется высказать слова благодарности официальному представителю президента за ту работу, которая была проведена. Коллеги, ну и давайте поблагодарим автора законодательной инициативы – Президента Российской Федерации.
(Аплодисменты.)
Именно благодаря его решению мы сегодня рассматриваем этот законопроект, который находит поддержку абсолютно всех политических фракций. Это не только долгожданно, но и крайне важно сегодня. Речь идет о воспитании наших детей, и, конечно, для нас это приоритет.
Тем более эта норма вытекает из поправки в Конституцию, которую мы с вами приняли.
И в ближайшее время состоится голосование, надеемся, что эта норма и другие будут приняты.
А тем, кто выступает с иной точки зрения, хочется еще раз сказать, что в данном случае поправки в Конституцию, включая вопросы, связанные с воспитанием детей, крайне важны. Вот мы сейчас с вами как раз принимаем закон, который вытекает из нормы Конституции. А вообще если говорить о Конституции, порядка 50 федеральных законов нам придется принять в случае поддержки Конституции, и они будут касаться разных сфер нашей жизни, стандартов, прав граждан, но и, конечно, вопросов воспитания наших детей.

Коллеги, у нас очень большой с вами раздел, соответственно, законопроектов второго чтения, 22 законопроекта выносится для рассмотрения во втором чтении. Давайте мы, если не возражаете, договоримся о том, чтобы в соответствии с процедурами, с регламентами рассматривать законопроекты во втором чтении. А что касается третьего чтения, у нас с вами будет три недели, начиная с 7-го, пленарное заседание начнется и завершится лишь 23-го июля. Поэтому нам можно будет в третьем чтении рассматривать в соответствии с нормой Регламента уже на следующих заседаниях, иначе мы не успеем рассмотреть все 73 вопроса.
Нет возражений? Нет возражений. Тогда второе чтение рассматриваем, и третье чтение, уже будет рассмотрен вопрос в любом случае в июле месяце.
Договорились?
Пожалуйста. Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Да, таблицы поправок, да. Всё, пожалуйста,
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments