leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принята пара законопроектов первого чтения о квотировании закупок отечественного производства

Принята пара законопроектов первого чтения о квотировании закупок отечественного производства на основании двух систем Минфина и Минпромторга – Гутенев В конкурсной документации указываются уникальные характеристики импортной продукции
34. 969960-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части определения минимальной доли закупок для государственных и муниципальных заказчиков)
Документ внесен правительством 09.06.20.
Представил зампред правительства Юрий Борисов.
Зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев.
Законопроектом предусматривается:
- определение Правительством РФ минимальной доли закупок государственными и муниципальными заказчиками товаров (работ, услуг), произведенных в государствах – членах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). При этом перечень таких товаров (работ, услуг) утверждается Правительством РФ;
- порядок выполнения государственными и муниципальными заказчиками минимальной доли закупок и особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги;
- полномочия Правительства РФ по определению:
требований к содержанию и форме отчета об объеме закупок товаров, произведенных в государствах – членах ЕАЭС, работ, услуг, для выполнения, оказания, которых поставляется товар, произведенный в государстве – члене ЕАЭС, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе;
требований к содержанию обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе;
уполномоченного ФОИВа, осуществляющего оценку выполнения государственным и муниципальным заказчиком минимальной доли закупок;
порядка использования единой информационной системы в целях оценки выполнения государственным и муниципальным заказчиком минимальной доли закупок;
случаев, порядка и последствий проведения оценки выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также показателей оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Первое чтение 344 0 0 15:39

35. 970027-7 Одновременно принят сопутствующий законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части определения минимальной доли закупок для заказчиков – юридических лиц)
Документ внесен правительством 09.06.20.
Представил Заместителя Председателя Правительства Юрий Борисов.
Зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев.
Законопроектом предусматривается:
- определение Правительством РФ минимальной доли закупок заказчиками – юридическими лицами (на которых распространяется ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») товаров (работ, услуг), произведенных в государствах – членах ЕАЭС. При этом перечень таких товаров (работ, услуг) утверждается Правительством РФ.
- полномочия Правительства РФ по определению:
требования к содержанию и форме отчета о выполнении заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе;
требования к содержанию обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе;
уполномоченного ФОИВа, осуществляющего оценку выполнения заказчиком минимальной доли закупок.
? Первое чтение 341 0 9 15:40

Стенограмма двух законопроектов
Стенограмма двух законопроектов
Коллеги, дальше мы рассматриваем 34-й и 35-й вопросы. Совет Государственной Думы принял решение рассматривать их с одним докладом и одним содокладом. Я сейчас озвучу названия этих законопроектов.
34-й вопрос – проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
И 35-й вопрос – о проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Докладывает официальный представитель правительства Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Иванович Борисов. Юрий Иванович, пожалуйста.
Борисов Ю. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты!
Я вижу, у вас очень напряженная работа, вы устали, ну уж потерпите немножко, для нас это очень важный законопроект, я попытаюсь вам донести все наши боли в этом вопросе.
Вашему вниманию представляются проекты федеральных законов, направленных на поддержку российских товаропроизводителей «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-й федеральный закон) и «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-й федеральный закон).
Законопроекты разработаны во исполнение решений, принятых 19 сентября 2019 года Военно-промышленной комиссией Российской Федерации под председательством Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и предусматривают наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению минимальной доли закупок товаров, произведённых в государствах-членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения которых поставляется такой товар, от совокупного годового объёма закупок соответствующего товара.
Законопроекты также устанавливают порядок выполнения государственными, муниципальными заказчиками и госкомпаниями минимальной долей закупок, особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работ, услуг.
Иными словами, смысл представляемых законопроектов – введение в 44-й и в 223-й федеральные законы системы квотирования закупок отечественных товаров в качестве системного решения, которое позволит обеспечить приоритет отечественным производителям.
Уважаемые коллеги, для того чтобы у вас сложилось верное представление о том, почему правительство считает необходимым введение такого инструмента, приведу несколько цифр.
На сегодняшний день ёмкость внутреннего рынка товаров, услуг, которые торгуются по 44-му и 223-му федеральным законам, без малого 30 миллиардов рублей, триллионов рублей и порядка менее одной трети приходится на российскую продукцию – это без учёта работ, услуг, а остальное – это импорт.
Глядя на такое соотношение, невольно возникает вопрос, а почему так много импорта мы закупаем? Значит ли это, что у нас нет необходимых компетенций и производственных мощностей и мы просто не можем произвести конкурентоспособные товары? Ответ однозначный: можем и есть.
Да, мы пережили не лучшие времена и этим отчасти объясняется ситуация...
Председательствующий. Добавьте время, два законопроекта.
Борисов Ю. И. ...сложившаяся на рынке закупок сегодня. Посла распада Союза и лихих 90-х промышленность оказалась на грани выживания.
Полная либерализация торговых отношений, отказ от государственного регулирования в сфере технологий и производства привели к резкому росту импорта. Мы фактически подарили свой внутренний рынок иностранным производителям под оглушительные аплодисменты наших западных партнёров, которые прекрасно понимали, что отвоёвывать рыночную долю в современном конкурентном мире технологий – задача отнюдь непростая.
Сохранившись, и даже показав рост в 2000-е по отдельным направлениям, мы столкнулись с санкциями против России, что поставило под угрозу развитие подавляющего числа высокотехнологичных отраслей.
Тем не менее политика импортозамещения дала свои результаты. С 2015-го по 2019-й годы на проекты импортозамещения промышленности из всех источников было затрачено более двух триллионов рублей, что позволило существенно развить отечественную производственную и технологическую базу. Благодаря этой работе мы достигли уровня компетенции, достаточного для конкуренции с импортной продукцией на внутреннем рынке по широкому спектру позиций.
Да, безусловно, этот уровень разнится от отрасли к отрасли, поэтому обсуждаемые законопроекты представляют собой гибкий инструмент, дающий правительству право устанавливать квоты для различных наименований продукции в каждой из отраслей.
Квоты будут включаться именно там, где мы видим наличие возможности у промышленности, но в противовес этому доминирование импорта по непонятным причинам.
Решения будут приниматься на базе мониторинга спроса и производственных возможностей, организованного на базе двух систем: единой информационной системы Минфина и Государственной информационной системы промышленности Минпромторга.
Необходимость введения механизма квотирования продиктована ещё и тем, что существующие инструменты поддержки отечественных производителей и преференций – это третий лишний – либо преференции по цене, либо недостаточны, либо при желании легко обходятся в конкурсных процедурах.
По сути, это та самая тонкая настройка внутри 44-го и 223-го федеральных законов, которая работает не во всех сегментах, и поэтому требует дополнения в виде тех мер, которые мы предлагаем ввести.
Таким образом, предлагаемый законопроектами механизм квотирования не изменяет действующий национальный режим, а напротив будет дополнять его и закрывать те сегменты, где он пока не работает.
В начале выступления я привел цифры по рынку закупок за 2019 год, пытаясь докрутить эту тонкую настройку, мы потеряли не только время, но и огромные средства, которые ушли зарубежным поставщикам. Примеров, как обходятся действующие меры поддержки недобросовестными организаторами закупок очень много и они показательны. Из-за жесткого временного Регламента не буду сейчас останавливаться на них. Но в ответах на ваши вопросы, готов к этому вернуться при необходимости.
Работая над законопроектами, мы очень плотно взаимодействовали с регионами. Подавляющее большинство высказывается за наличие такого инструмента в их арсеналах. Отзывы и обращения субъектов Федерации у нас тоже есть, при желании можем привести вам все примеры.
Уважаемые коллеги, мы начали работать над этими законопроектами более года назад, задолго до кризиса, с которым столкнулась Россия и весь мир. Уже тогда мы понимали, что отечественному производителю необходимо плечо со стороны государства и не в виде точечных мер, а в виде системной поддержки на уровне государственной политики, как это делается во всех развитых странах, где государство оказывает колоссальную поддержку своей промышленности. И самые яркие примеры в этом смысле, как ни странно, это США и Китай.
Однако именно теперь, когда начнется передел мирового рынка, борьба за рыночные ниши разгорится с невероятной силой. Это и вызов, и шанс. Мы должны сделать всё возможное для того, чтобы конкурентоспособная высокотехнологичная российская продукция заняла лидирующие позиции на мировом рынке. Но для этого она должна занять прочные позиции внутри России. Этот тезис подтверждает опыт всех развитых стран.
Президент поставил перед нами задачу к 2024 году стать пятой экономикой в мире. Не поддерживая, не развивая реальный сектор экономики, мы % не выполним эту задачу. Поэтому в конечном итоге работающая промышленность – это рост ВВП, инвестиций в конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, это рабочие места и как результат рост благосостояния наших граждан.
Именно это наша с вами общая цель, на которую мы и работаем вместе. Российская промышленность с нетерпением ждет принятия этих законов. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Иванович, за обстоятельный доклад. Присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству выступает Владимир Владимирович Гутенев, первый заместитель председателя комитета.
Гутенев В. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, Юрий Иванович подробно изложил суть законопроектов. И наш комитет отмечает историческую значимость, ну, по крайней мере, в новейшей истории Российской Федерации, данного закона.
Закон призван решить одну, но очень важную задачу – развернуть государственных заказчиков к производителям отечественной продукции.
Для этого многое сделано, пройден большой путь. Достаточно успешно реализуется программа импортозамещения. Юрий Иванович говорил о таких механизмах, как третий лишний, различные ценовые преференции. Но тем не менее перед нами стоит очень важная задача эффективно использовать те финансовые ресурсы, которые будут выделяться в рамках национальных проектов.
Хочу привести только несколько цифр. Юрий Иванович говорил о том, что мы всего лишь треть нашей продукции промышленности поставляем в рамках 30 триллионов рублей, я хотел бы сказать о не менее значительной сумме, это по девяти национальным проектам более 3,2 триллиона рублей – то, что должно осваиваться отечественной промышленностью.
Необходимо отметить, что система государственных закупок в последние годы, к сожалению, зачастую была ориентирована на зарубежных поставщиков.
У многих заказчиков велика привычка, когда в конкурсной документации указываются уникальные характеристики импортной продукции, которые не являются необходимыми, которые не связаны с функциональными свойствами или указываются сроки поставки продукции уже под готовые партии зарубежной продукции, и отечественным производителям соответственно невозможно конкурировать по срокам.
Зачастую под копирку пишутся обоснования невозможности закупки отечественной продукции. И такой подход сразу отсекает от участия в госзакупках не только, не давая возможности конкурировать, но и в принципе принимать полноценное участие. С введением отраслевых квот заказчики должны будут на постоянной основе ориентироваться на закупку отечественной продукции. И это положительным образом повлияет на темпы роста потребления нашей высокотехнологичной продукции.
Кроме того, предлагаемое законопроектом введение системы квот по госзакупкам у отечественных производителей может серьезно поддержать малый и средний бизнес в субъектах Российской Федерации. С учетом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
Коллеги, кто-то настаивает задать вопросы докладчику? Нет.
От фракций будут ли желающие выступить? Тоже нет.
Вопрос ясен. Юрий Иванович очень подробно, аргументировано и обстоятельно доложил законопроекты. И комитет их поддерживает.
Тогда переходим к голосованию.
Ставится на голосование 34-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Включите режим голосования. Первое чтение. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 39 мин. 45 сек.)
Проголосовало за 344 чел 76,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 344 чел.
Не голосовало 106 чел 23,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.
Ставится на голосование 35-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Включите режим голосования. Первое чтение. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 40 мин. 19 сек.)
Проголосовало за 341 чел 75,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 341 чел.
Не голосовало 109 чел. 24,2 %
Решение: принято Принимается в первом чтении единогласно.
Юрий Иванович, спасибо вам и всем вашим коллегам, которые пришли доложить законопроекты.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments