leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Здравствуй, дорогой вирус! - Психология пандемии

Психология пандемии
Здравствуй, дорогой вирус!
Круглый стол «Психологические вызовы пандемии коронавируса: как с ними справляться» состоялся в понедельник в МИА «Россия сегодня».
Ситуация неопределенности, ограниченности действий, угроза жизни и здоровью, характерная для пандемии коронавируса, не может не влиять на психологическое благополучие населения. Ограничительные меры делают из людей параноиков.
Таковы оценки организаторов мероприятия. Они в общем верны, но несовсем. Исследования психологов опровергают некоторые устойчивые мифы современности и показывают, что люди реагируют на хронический стресс по-разному до противоположности.
Зав.кафедрой педагогики и медицинской психологии Первого меда Мария Киселева предупредила, что последствия пандемии будут иметь пролонгированный характер. После снятия ограничений кто-то пускается во все тяжкие. Другие напуганы. Нарастают конфликты внутри коллективов. Те, кто остался на работе, счтают себя героями.
Мария Киселева рассказала, как относиться к ЕГЭ и ее рекомендации носят универсальный характер. Самое главное не готовиться к ЕГЭ как к концу света. Использовать дыхательные техники при возникночвении признаков паники. Вдох должен быть вдвое меньше выдоха. Попытаться зафиксироваться, где мы находимся. Оглядеться, посчитать пять-шесть предметов. Определить запахи. Задействовать вкус. У абитуриентов есть водичка, сделать глоток.
Психологи считают тревогу нормальным состоянием. Поддаваться или использовать для адаптации, решает сам человек. СМИ могут тревогу усиливать. Соответвенно надо выбрать для себя источник информации. И не надо самому становиться врачом или экспертом по ковид. В случае признаков написать гневное письмо коронавирусу: «Здравствуй, дорогой вирус!»
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса сообщил, что уровень тревоги у молодежи России ниже, чем в других странах. Дети до трех лет показали прогресс. Родители остались с детьми и насытили общение. Подростки столкнулись со сложностями дистанционного обучения. Проверка пройдена успешно и российский опыт востребован за рубежом. Однако контент не выдержал проверки.
Имеются в виду рекомендации для родителей.
Преподаватель психологии Юлия Красавцева рассказала о результатах исследование врачей, которые работали в красной зоне. Изучали отношение к работе, симптомы тревоги и стресса в зависимости от экстраверсии, интроверсии, открытости новому опыту, эмоциональной стабильности.
Свою работу врачи ассоциируют с триадой: бессонные ночи, кофе и очень здорово. Что самое тяжелое? Ответ удивил. Риск заболеть самому на третьем месте. На первом риск заразить близких. На втором неопределенность.
Возраст и открытость новому опыту снижают стрессрвре воздействие. Экстраверсия, добросовестность, сознательность, желание делать все как нужно усиливают ощущение тревоги и стресса среди врачей.
Парадоксальный результат в том, что врачи вне красной зоны оценивали свои симптомы выше, чем те, кто непосредственно работал с пациентами ковид. У них депрессия была выше.
Добавила парадоксов преподаватель кафедры педагогики и медицинской психологии Первого меда Дарья Довбыш. Как ни странно, подростки нуждаются в информации о коронавирусе. 30% говорит, что стало тяжелее учиться. 40% указали, стало тяжелее общаться со сверстниками. Понятно, до трех лет дети нуждаются в присутствии значимого взрослого. Но и подростки говорят о семье. Общения стало больше, но от этого выросло количество конфликтов. Основные вызовы следующие: травля онлайн или кибербуллинг, сдача экзваменов, дефицит ресурсов для получения помощи и поддержки. Многие привычные места школа спортивные секции не работают.
Таким образом, Интернет-зависимость оказалась мифом. Во многом задает тон жизни подростков семья. Ребенку необходимо, чтобы семья стала источником поддержки, а не источником стресса.
Вовлеченность, ответственность и контроль помогают аережить хронический стресс. На кафедре педагогики и медицинской психологии Первого меда разработали тренинг жизнестойкости. Люди могут влиять и активно участвовать, а не чувствовать себя пассивными жертвами. Жизнестойкость снижает эмоциональное выгорание, повышает эффективность и качество жизни. Причем даже у больных. Тренинг жизнестойкости помогает снизить субъективные последствия в депрессии и объективные давление.
Техника тренинга жизнестойкости включает три этапа: реконструкции ситуации, фокусирование с обращением к внутреннему смыслу для инсайта, затем на базе достигнутого компенсаторное самосовершенствование.
Если предстоит какое-то пугающе событие, нужно проанализировать, какой может быть наихудший, наилучший и реалистичный исход. Вспомнить, что случалось раньше, что при этом происходило и чем закончилось. Соответственно принять превентивные меры.
Преподаватель той же кафедры Виталий Епишин представил материалы исследования «Жизнестойкость как адаптационный ресурс личности в период пандемии COVID-19». Сведения собирали с 14 марта по 15 мая. Жизнестойкость человека позволяет ему не снизижать производительность и гасить конфликты. Вовлеченность, убежденность и контроль риска – три составляющих жизнестойкости.
Что бы ни происходило, человек воспринимает любое событие как возможный источник чего-то важное. Он принимает риск и сохраняет, убежденность в том, что жизнь всегда содержит какие-то изменения. Пытается справляться не через регрессивное поведение зависимости, а пытается справляться своими силами.
Помимо жизнестойкости рассматривали осмысленность жизни. Люди с низкими показателями жизнестойкости показали нарастание тревоги по всему периоду. С высокими – сначала испытывали тревогу. Потом наступала обратная реакция.
Психолог Епишин особо подчеркнул, что жизнестойкость не врожденное генетически обусловленное свойство. Это можно сформировать у людей.
Закончил известной бытовой формулой: «Что нас не убивает, делает нас сильнее».
Автором концепции жизнестойкости назван Сальватере Мадди. Я слышу о нем впервые. Все остальное хорошо известно в описании генетической инженерии in populi, которая на эволюционно-генетическом языке объясняет, как работает приведенная Епишиным формула.
Интересное кино показала нам пандемия. Философствования на темы социал-дарвинизма куда-то провалились и специалисты занялись любимым делом изобретения велосипедов. Кризис с хроническим стрессом действительно разваливает популяцию на полярные группы и выделяет для будущей жизни тех особей, у которых он стимулирует жизненную силу. Это суть эволюционной концепции Эразма Дарвина, известной по учению его последователя Жана Батиста Ламарка.
Круглый стол на площадке ведущего агентства страны оказался очень полезным в практическом плане. Действительно, пандемия реально стала мощным источников доказательной информации.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments