leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Вышла в свет статья Натальи Вакуровой Место телевидения среди каналов коммуникации на самоизоляции

Вышла в свет статья Натальи Вакуровой «Место телевидения среди каналов коммуникации на самоизоляции по оценке студенческой аудитории» // Наука и практика глобально меняющегося мира в условиях многозадачности, проектного подхода, рисков неопределенности и ограниченности ресурсов. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции 19-20 июня 2020 года Санкт-Петербург. Стр. 34-43

УДК 316.776.23:070.1
ББК 76.0

МЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ СРЕДИ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ НА САМОИЗОЛЯЦИИ ПО ОЦЕНКЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ

Н.В.Вакурова, АНО ВО «Институт современного искусства», г. Москва, Россия
Л.М.Московкин, ЗАО «Редакция газеты «Московская правда», г. Москва, Россия

Аннотация. Проведен экспертный опрос студенческой аудитории для зондирования перемен в связи с коронавирусной ситуацией и роли телевидения в оценке перемен. Сделан вывод о доминирующем влиянии телевидение оказывает на сознание аудитории независимо от личного смотрения. Студенты из числа наших респондентов оказались достаточно консервативным и устойчивым сегментом аудитории. Негативные прогнозы их не пугают. Полученный результат нетривиален и он обнадеживает. В целом отражает общероссийскую картину по опросам ВЦИОМ.
Ключевые слова: блогосфера, викиномика, пропаганда, самоизоляция, экспертный опрос

THE PLACE OF TELEVISION AMONG THE CHANNELS OF COMMUNICATION ON SELF-ISOLATION ACCORDING TO THE ASSESSMENT OF THE STUDENT AUDIENCE

N.Vakurova, ANO VO «Institute of contemporary art», candidate of philological Sciences, associate Professor, head.Department
L,Moskovkin, ZAO «Editorial Office of the newspaper «Moskovskaya Pravda», special reporter

Annotation. An expert survey of the student audience was conducted to probe changes in connection with the coronavirus situation and the role of television in assessing changes. It is concluded that television has a dominant influence on the audience's consciousness, regardless of personal viewing. Students from among our respondents turned out to be a fairly conservative and stable segment of the audience. Negative forecasts do not frighten them. The result is not trivial and it is encouraging. In General, it reflects the all-Russian picture according to VCIOM polls.
Keywords: blogosphere, wikinomics, propaganda, self-isolation, expert survey

Кампания «пандемия коронавируса» с самого начала 2020 года кардинально изменила жизнь людей. В составе кампании в подавляющем большинстве стран мира синхронно проведена акция самоизоляции, которая пришлась на три весенних месяца. Как и любое системное явление, акция может быть интерпретирована совокупностью паритетных моделей.
Акция может быть описана в терминологии правовой, политологической, эпидемиологической, эволюционно-генетической и ряде других включая классическое для русской гуманитарной философии понятие «умственной эпидемии». Список моделей для обсуждаемого случая не может быть закрытым. Будучи паритетными, модели имеют разную разрешающую способность в плане познания или властного управления. Второе не вытекает из первого и с ним не связано.
Наличие признаков политической рекламы отмечалось и ранее в алармических сообщениях «Умрут миллиарды!» К моменту пандемии технологии PR и рекламы мультиплицировались в комплекс интегрированного маркетинга коммуникаций. На его основе созданы мультивалентные технологии социальной инженерии. Производится маятниковая онлайн-офлайн трансляция мемов-оборотней с функцией хештегов в сети и идентификации соучастников на площади по речевкам и плакатам.
Многочисленные исследования в частности группы А.В.Вырковского показали жесткую управляемость деструктивного применения викиномики как технологии двойного назначения. [4]
Исторически события развивались стремительно, но не одномоментно и нелогично. Китай сообщил Всемирной организации здравоохранения о появлении новой инфекции 31 декабря предыдущего года. ВОЗ присвоила вирусу обозначение COVID-19 и 11 марта объявила пандемию, то есть до развития вспышки заболеваемости. Карантинные ограничения в странах мира начались раньше решения ВОЗ.
Развитие событий обнажило кризис политологии, политических институтов и международных альянсов. Они оказались неспособны его предвидеть и фактически устранились от борьбы с нарастанием кризисных явлений.
Вместо этого официальные СМИ были использованы для нагнетания страха. Те же источники осенью 2019 года вспышку атипичной пневмонии освещали как обычный сезонный подъем заболеваемости без указания на коронавирус.
Поскольку официально карантин объявлен не был, СМИ бвло предписано использовать эвфемизм «режим самоизоляции». Карантинные мероприятия с самого начала кардинально изменили жизнь населения, спровоцировали цепочки неплатежей и значительные экономические потери.
Вопреки логике, протесты в разных странах мира по значительно более слабым поводам были сильнее. Протестов против административных ограничений прпктически не было. Их организаторы терялись с выбором, под какими лозунгами выводить народ. Гнев протестующих был использован для абсурдного сжигания вышек 5G, якобы имеющих отношение к распространению коронавируса.
Впервые в истории несогласие населения с действиями властей запустило самоорганизацию в сети цепочек викиномики для обмена верифицированной информацией, поиска причин и формирования адекватных моделей сложившейся ситуации.
Естественный процесс не смог размыть рост сетевого и цифрового мошенничества, с которым на государственном уровне системная борьба не проводится.
Разнородную группу несогласных с ограничениями ввиду их несоразмерности искусственно объединили под новым мемом «ковид-диссиденты». Попытка определить их контент как фейковый провалилась. Вместо этого блогосферу назвали пятой властью и вновь противопоставили официальным СМИ. Так было в 2008-2009 гг. в связи с деформированным освещением резонансных событий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и фактора «трех восьмерок» войны на Южном Кавказе.
Власть была поставлена перед фактом обрушенного доверия аудитории к официальным СМИ. Вопрос был решен приданием блогосфере статуса СМИ. Фактически уравняли в правах коммуникатора и коммуниканта. Профессиональным журналистам пришлось включиться в процесс и догонять блогогеров на их поле.
Был активизирован процесс конвергенции в журналистике. К обязанностям корреспондентов добавили ведение блогов. Затем к прямому общению с Интернет-аудиторией подключили представителей власти. СМИ их охотно цитировали. Появилась новая форма журналистского расследования, основанная на викиномике.
Согласно сообщению главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, Интернет-источники за пределами США были использованы для того, чтобы вывести во власть Дональда Трампа в обход официальных СМИ, которые полностью составили административный ресурс Хилари Клинтон.
Тем более странно, что прошедшая вспышка коронавируса осталась без освещения и каких-либо заметных реакций на федеральном уровне, кроме подавления информации о ней.
Тогда официальным СМИ не пришлось делиться с властью с блогосферой. Коронавирусная история отразилась на публичном информационном поле принципиально иначе. Оно подверглось радикальной трансформации. После нескольких лет неопределенных отношений СМИ и блогосферы произошло окончательное обособление и противопоставление пятой власти.
После катастрофы 29 мая 2020 года с разливом 21 тыс. тонн топлива в промзоне Норильска стало понятно, блогосфера стала ведущей властью, отражающей доминанту массового сознания. С ней приходится считаться официальной власти и СМИ.
Изменения отразились на контенте mainstream media. Выявилась их прямая задача опровергать национальные СМИ. Оставив им новую для них алармическую роль, MSM предоставили крышу содержательной общественно значимой информации. При этом их повестка (agenda) остается в целом неадекватной национальным интересам вопреки попыткам поставить отдельные издания под контроль национальной власти.
Трансформация дошла до лингвистических изменений. До этого практиковалась языковая избыточность в типе «боестолкновение» и плеоназмы «системный кризис» (кризис как эволюционный режим вне системы невозможен). Коронавирус вызвал к жизни семантические противоречия, воспринимаемые на уровне оксюморона «принудительная самоизоляция», «1 мая – День международной самоизоляции трудящихся».
Мотивация состояла в том, что блогеры почувствовали себя «умными дураками» (классический оксюморон) и сдаваться не собирались.
Эвфемизмы вроде квалификации организованного извне международного анархизма как национальной оппозиции сменились гиперболами «пандемия», «большинство инфицированных переболело бессимптомно».
Семантические противоречия несли одновременно признаки гиперболы и метафоры. Смертность от секундарных инфекций, коморбидных патологий и гипериммунной реакции цитокинового шторма в посмертных диагнозах списывалась на коронавирус, чтобы избежать обвинений в .ее сокрытии.
Судя по мему «добровольно – принудительно», в России к этому привыкли и относятся скорее с юмором, чем злобой.
Первая же неделя принудительной самоизоляции запустила динамичное усиление содержательно-познавательного телеконтента и стимулировала масштабный мозговой штурм в сети. В блогосфере стала доступна информация о происхождении и течении пандемии, также о внутренней ситуации в Китае и что борьба за власть в этой стране послужила триггером глобального запуска проекта «пандемия коронавируса».
В рамках викиномики каждый участник дискуссии получил возможность управлять ее ходом в каком-то исследовательском русле. Блогосфера сгенерировала инструменты локализации штатных провокаторов вплоть до утраты ими управляющей роли.
В конструктивном применении викиномики роль самопроизвольной самоорганизации значительно выше деструктивного. Она не требует постоянного манипулятивного контроля, достаточно управления случайностью в запуске цепочек самоорганизации.
Например, профессиональный блогер Руслан Ткаченко обосновал. что в пропаганду пандемии было влито больше средств, чем в рекламу конституционного процесса. В теме пандемии политическая реклама впервые проникла на порнографические сайты.
Сообщение блогера направило дискуссию в исследовательское русло.
Информацию общественно-значимого характера практически постоянно вывешивала профессиональный журналист Светлана Светлова. Ее аккаунт содержил также эстетически активные и эмоционально окрашенные картинки, с юмором отражающие состояние самоизолированных.
Выполнив свою роль блогера, Светлова удалила аккаунт.
События на публичном информационном поле позволили эволюционисту Юрию Чайковскому сформулировать идею генерации системного общественного целеполагания отдельно и независимо от целеполагания людей как элементов системы. [6] Фактически Чайковский сопоставил поведение вируса в организме хозяина с поведением мема-оборотня в обществе.
Сходство паттернов самоорганизации в разных сферах жизни стирает грань аналогии и гомологии.
Так акция «пандемия коронавируса», запущенная в рамках интегрированного маркетинга коммуникаций, стала многогранным экспериментом над человечеством, стимулирующим его развитие через викиномику.
В сети можно найти множество текстов о викиномике, ее происхождении и назначении. Викиномика связывается с так называемым пиринговым производством товаров и услуг в самоорганизующихся сообществах.
Считается, что термин «викиномика» происходит от сочетания «вики» и «экономика», а само явление описано в книге «Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything» Don Tapscott и Anthony D. Williams, опубликованной в декабре 2006 года. В книге описывается, как для достижения коммерческого успеха некоторые компании в начале XXI века использовали в своих бизнес-технологиях принципы массового сотрудничества как взаимодействие равных (пиринг) и идеологию открытого кода.
Корень Wiki в свою очередь закрепился как приставка в обозначении сайтрв, на контент которого пользователи могут быстро влиять.
Методы викиномики применялись задолго до появления названия. Например, у нас есть случайный опыт на сайте «Русского журнала» в 1999 году. Марк Цукерберг изобрел способ незатратного решения задач способом, который он назвал промышленным фейсбуком.
Древний прообраз современного фейсбука можно найти на стенах новгородских храмов, испещренных безадресными посланиями. Формат фейсбука позволяет людям не только обмениваться релевантной информацией, но и находить актуальные задачи вместе с их формулировкой и решением.
То есть явление, ныне обозначаемое мемом «викиномика», изначально составляло информационную деятельность. С развитием сетей оно распространилось практически на все сферы общественной жизни.
Таким образом, слово «викиномика» используется в условиях множественности частных и неадекватных определений, пересекающихся со смыслом других словесных новаций: аутсорсинг, коворкинг, краудсорсинг. Определения расходятся с реальностью подобно терминам «информатика» или «система».
Сетевая эволюция понятия «викиномика» выявляет типичное явление, повышающее значимость викиномики как инструмента познания. Вследствие сочетания цензуры в Интернете с рекламной политикой поисковых агрегаторов искусственно затрудняется прямой поиск конкретной информации. К 2020 году выстроена такая организация сети, которая завлекает пользователя и не приносит удовлетворения адекватно его запросу. Процесс поиска затягивается по модели Ивана Сусанина. Сисадмины воспринимают пользователей в качестве диверсантов, покушающихся на их власть.
Достаточно часто запрос связывается с рекламной информацией на другую тему, получившую политический или коммерческий заказ на продвижение. Заголовки не соответствуют тексту. Размытый текст может не содержать конкретной информации. Стал практически недоступен смысл ключевых понятий: мем, система, вирус, эволюция. Актуальность расходится с релевантностью. Релевантность искусственно деформируется в сторону неадекватной повестки.
Информирующая журналистика испытывает пресс метажурналистики mainstream media, использующей презюмирующие установки и заготовки. В режиме дистанционной работы проблемы информирующей журналистики усилились в связи с распространением новых презумпций на официальные СМИ. Пресс-конференции переведены в онлайн и сократились по времени в среднем вдвое. Вопросы журналистов фильтруются либо не предусмотрены в зависимости от остроты темы. Отсутствие открытой дискуссии придало мероприятиям рекламный характер.
С другой стороны, развитие ситуации в мире хронически ставит журналистов в тупик. Каждому приходится делать свой гражданский выбор: следовать каким-то спасительным установкам или для каждой публикации проводить отдельное расследование.
Последние годы викиномика бурно развивается и применяется в совершенно разных целях от разрушительного проекта disser.net до организации обучающих сообществ по интересам к литературе, поэзии, кино, фотографии, полиграфии, кинологии, фигурному катанию, микро- или Макроэволюции, выполнению родительской миссии и многое другое.
Большинство инициаторов сетевой самоорганизации в форме вики-цепочек не задумываются о теории и не знают названия «викиномика».
Однако к кризису 2020 года, обозначенному мемом «пандемия коронавируса», российское общество подошло в полной готовности информационного самообслуживания.
Нам представилась возможность использовать экспертный опрос студенческой аудитории для зондирования оценки перемен. К этому времени у нас накоплен многолетний опыт опросов по отношению студентов к СМИ или выборам и экспериментов на фокус-группе с нетривиальным результатом. [1, 2]
После двух недель самоизоляции был проведен опрос студентов, которые уже почувствовали на себе перемены, вызванные карантинными ограничениями.
В опросе приняли участие студенты с 1 по 4 курс очного отделения Института современного искусства. Именно студенты-очники наиболее адекватно смогли оценить новый образ жизни (не надо каждый день ходить в институт) и новый (дистанционный) формат общения с преподавателями (для студентов заочного отделения это более привычная практика).
Мы исходили из того, что студенты, которые являются наиболее активными пользователями Интернета, в условиях самоизоляции не только станут еще больше времени уделять сетевым источникам информации и социальным сетям, но и обратят внимание на телевизор, который дома, скорее всего, смотрят старшие члены семьи. Поэтому часть вопросов специально посвящена телевидению и его оценке студентами. Появилась ли потребность смотреть новости по телевидению? Что изменилось в новостных и аналитических программах, стали ли они более информативными?
Ответы на эти вопросы были неоднозначными: с одной стороны, большинство ответили, что телевизор как не смотрели, так и не смотрят, с другой – перечисляют конкретные телеканалы, которые им нравятся или не нравятся.
Характерно, что Интернет, как и раньше, респонденты в первую очередь используют для общения, хотя, казалось бы, теперь большую часть времени нужно уделять учебе, которая проходит удаленно с использованием различных Интернет-платформ.
Учитывая то, что в исследовании участвовали студенты, обучающиеся по направлению «Журналистика», опрос носит экспертный характер, хотя уровень ответов можно расценить в основном как массовый.
Например, выяснилось, что почти никто не знает, что такое викиномика.
Подтвердился известный вывод: больше всего респонденты хотят от новостей развлечений – 36%. (стр. 123) [5]
Также важно было выявить, насколько осознанным является отношение студентов к новостям о коронавирусе как к информационной кампании, которая имеет свою динамику и соотнесенность с релевантными темами за пределами пандемии. В полной мере данный аспект не был выявлен, возможно, по причине неготовности респондентов к самостоятельной аналитике.
Наиболее развернуто мнение опрошенных представлено в ответах на последний (открытый) вопрос о последствиях пандемии.
Анкету назвали «Как изменилась роль телевидения и других источников информации в моей жизни на самоизоляции»
Судя по ответам, из мессенджеров студенты в основном пользуются WhatsApp и в меньшей степени Telegram. Оба в зарубежной юрисдикции. Отечественный мессенджер Tam-Tam им неизвестен.
Из поисковых систем лидирует Google, на втором месте Yandex. Десять лет назад было наоборот.
Распределение между социальными сетями отражает общероссийскую картину по данным директора РАЭК Сергея Плуготаренко. Все опрошенные имеют аккаунты в сети Вконтакте. За ней по убывающей идут Instagram, Facebook, Twitter, TikTok, YouTube и Snapchat.
Отечественная сеть с надежной индексацией LiveJourna студентами не используется.
Ответы на вопросы о телевидении показали неизменность пренебрежительного отношения студентов к данному виду СМИ. Однако во время самоизоляции трое обнаружили на ТВ интересную информацию. Двое отметили качественное изменение контента и столько же повышение его качества.
Заверения студентов о несмотрении телевидения противоречат широкому перечню четырнадцати предпочитаемых телеканалов. Еще больше противоречий проявляются в сравнении с перечнями источников, которым студенты доверяют и не доверяют.
В ответах обнаруживается иллюзия свободы выбора в Интернете: «смотришь только то, что хочешь, что тебе нужно». Ответы на другие вопросы свидетельствуют, что студенты попадают в описанную Натальей Касперской «воронку вовлечения». Вовлечение может быть связано с ангажированностью источника информации в соответствии с источником финансирования.
Один развернутый ответ отражает состояние телевидения и его причины: «В плане формы, телевидение, за счет больших денежных средств, выделяемых на него государством, держится на высоте и постоянно улучшается, но в плане содержания телевидение переживает не лучшие времена. Оно перестало насыщать людей нужной информацией, для многих стало бессодержательным, слишком пресным и однотипным».
Общее мнение можно выразить кратко: без Интернета жизнь была бы медленнее, не было бы возможности оперативно получать необходимую информацию, а без телевидения – скучнее, но возможно, люди бы больше общались и путешествовали. (стр. 412) [7]
Анализ ответов на вопросы показал, что самоизоляция заставила обратить внимание на телевидение и студенты обнаружили качественные изменения. Охват каналов оказался достаточно широким.
Вопрос 1. Смотрите ли вы ТВ во время самоизоляции?
1.1. – 4 ответа – не смотрел и не смотрю
1.2 – 14 ответов – посмотрел и вернулся в Интернет
1.3. – 3 ответа – стал смотреть, так как появилась интересная информация
1.4. – 2 ответа – не смотрел, но стал смотреть, так как все время нахожусь дома
1.5. – 1 ответ – раньше тоже смотрел

Вопрос 2. Как вы оцениваете качество ТВ передач?
2.1. – 5 ответов – было и остается низким
2.2. – 2 ответа – повысилось
2.3. – 2 ответа – структура контента качественно изменилась
2.4. – 7 ответов – стало больше информативности
2.5. – 1 ответ – остается средним
2.5. – 1 ответ – просто появилась новая тема
2.5. – 1 ответ – стало слишком много информации о вирусе, сплетен
2.5. – 1 ответ – зависит от передачи и канала, на котором ее показывают
2.6. – 1 ответ – всвязи с карантином многие передачи изменили формат, интересно да этим наблюдать
2.7. – 1 ответ – в настоящий момент все новости повторяются и посвящены одной теме. Новостей стало больше, но полезной информации все так же мало.
2.8.- 1 ответ – Так как давно бросила смотреть, не могу оценить нынешнее состояние. Что касается предыдущих лет, то мне всегда было удобнее пользоваться интернетом – смотришь только то, что хочешь, что тебе нужно. Проблема не столько в качестве, сколько в специфике работы ТВ.
2.9. – 1 ответ – В плане формы, телевидение, за счет больших денежных средств, выделяемых на него государством, держится на высоте и постоянно улучшается, но в плане содержания телевидение переживает не лучшие времена. Оно перестало насыщать людей нужной информации, для многих стало бессодержательным, слишком пресным и однотипным.

Вопрос 3. Какой канал вы предпочитаете?
3.1. – 6 ответов – Первый
3.2. – 6 ответов – Пятница
3.3. – 4 ответа –Культура
3.4. – 3 ответа – Россия 24
3.5. – 3 ответа – НТВ
3.6. – 3 ответа – ТНТ
3.7. – 2 ответа – Россия 1
3.8. – 2 ответа – СТС
3.9. – 2 ответа – Ю
3.10. – 1 ответ – Матч ТВ
3.11. – 1 ответ – TV1000
3.12. – 1 ответ – 2х2
3.13. – 1 ответ – Супер
3.14. – 1 ответ – Муз-ТВ
3.15. – 1 ответ –Ру-ТВ

Вопрос 4. Как вы относитесь к рекламе на ТВ?
4.1. – 11 ответов – мешает, как назойливое насекомое
4.2. – 5 ответов – безразлично
4.3. – 3 ответа – местами интересно
4.4. – 2 ответа – воспринимаю как информацию

Вопрос 5. Читает ли кто-либо в вашей семье печатную прессу?
5.1. – 13 ответов – Нет
5.2. – 4 (5) ответов – бабушка (бабушки)
5.3. – 3 ответа – я
5.4. – 3 ответа – отец (папа)
5.5. – 2 ответа – мама
5.6. – 1 ответ – брат
5.6. – 1 ответ – дядя
5.7. – 2 ответа – Не знаю
5.8. – дедушка читает каждый выпуск газеты «Комсомольская правда». – Я читаю журнал «Профиль» чаще в онлайн-версии, но бывает и в печатном виде.

Вопрос 6. Ваши родители предпочитают ТВ или интернет?
6.1. – 1 ответ – ТВ
6.2. – 3 ответа – Интернет
6.3. – 19 ответов – Используют и то, и другое

Вопрос 7. Каким мессенджером вы пользуетесь?
7.1. – 16 ответов – Telegram
72. .– 22 ответа – WhatsApp
7.3. – 0 ответов – Viber
7.4. – 0 ответов – Tam-Tam

Вопрос 8. Какой поисковой системой вы пользуетесь?
8.1. – 9 ответов – Google
8.2. – 5 ответов – Yandex
8.3. – 9 ответов – Пользуюсь разными системами

Вопрос 9. В каких социальных сетях зарегистрированы ваши аккаунты?
9.1. – 22 ответа – Вконтакте
9.2. –21 ответ – Instagram
9.3. – 18 ответов – Facebook
9.4. –12 ответов – Twitter
9.5. – 2 ответа – TikTok
9.6. – 1 ответ – YouTube
9.7. – 1 ответ – Snapchat
9.8. – 0 ответов – LiveJournal

Отвиты показывают неглубокое пользование Интернетом и в частности социальными сетями. Результат корреспондируется с ответами на 12 вопрос, то есть получение информации из сети некритичное и нетворческое
Однако один развернутый ответ на 13 вопрос о доверии к источникам содержит небольшую инструкцию по верификации информации; «Информацию я нахожу в Интернете (поисковая система «Яндекс» чаще всего используется мной для поиска). Информацию я проверяю на нескольких сайтах, если везде информация совпадает, есть какая-либо ссылка на литературу или авторитетное мнение в источнике, то я буду доверять сайту. Всегда верю электронным словарям, учебникам. Википедии верю, но частично и перепроверяю».

Вопрос 10. Вам известно, что такое викиномика?
10.1.– 17 ответов – Нет, впервые слышу
10.2. – 5 ответов – Да, теоретически
10.3. – 0 ответов – Да, участвовал в подобных проектах, отвечая на вопросы в сети
10.4. – 0 ответов – Использую для поиска решения, когда не могу найти ответ на вопрос

Неожиданный результат свидетельствует о серьезном отношении студентов к конституционному процессу
Вопрос 11. Вас интересуют поправки в Конституцию?
11.1. – 9 ответов – Да, это важно, буду голосовать
11.2. – 10 ответов – Пока не решил, буду ли голосовать
11.3. – 3 ответа – Нет, не интересуюсь этим, голосовать не собираюсь

Цель получение информации превалирует над общением или учебой.
Вопрос 12. Для чего вы используете социальные сети?
12.1. – 21 ответ – Для получения информации
12.2. – 18 ответов – Для общения
13.3. – 17 ответов – для учебы и делового общения в дистанционном формате
13.4. – 1 ответ – для делового общения в дистанционном формате
13.5. – 1 ответ – Выделила все пункты, потому что для всего этого использую социальные сети.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/7810616.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments