leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

СФ принял закон о предупреждении и ликвидации нефтеразливов

СФ принял закон о предупреждении и ликвидации нефтеразливов - Нарусова Компании лоббируют принятие или непринятие как им выгодно в ущерб государственным интересам
27. 376642-7 СФ в итоге обсуждения принял закон «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» (в части предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов)
Член комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Иванович Орденов
157 0 0

Из стенограммы 485-го заседания СФ 08.07.20
Двадцать седьмой вопрос – о Федеральном законе «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – докладывает Геннадий Иванович Орденов.
С нами Константин Николаевич Румянцев, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пожалуйста, Вам слово.
Г.И. Орденов, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Астраханской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Федеральный закон направлен на совершенствование правовых норм, регулирующих вопросы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Правовое регулирование указанной сферы имеет свои отличительные черты как для морских акваторий, так и для сухопутных территорий Российской Федерации. В морских акваториях для организаций установлен уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при наличии положительного заключения экологической экспертизы. В то же время для сухопутных территорий отсутствует аналогичное регулирование на законодательном уровне. При этом существующая процедура утверждения указанных планов приводит к затягиванию сроков ввода в эксплуатацию построенных объектов нефтяной отрасли.
Таким образом, по поручению Президента Российской Федерации были внесены изменения в природоохранное законодательство, чтобы устранить указанные пробелы.
Устанавливается, что на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка, транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме этого, Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению правил утверждения, согласования и изменения плана предупреждения и ликвидации нефти и нефтепродуктов на территориях и в акваториях водных объектов, а также способов финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации таких нефтеразливов – это банковская гарантия, договор страхования, создание резервного фонда или гарантийное письмо органа власти, являющегося собственником имущества. При этом предусматривается, что все виды финансового обеспечения направлены на полное возмещение причиненного вреда.
Также предусмотрена разработка методики расчета данного финансового обеспечения ликвидации нефтеразливов на суше.
Кроме того, законом устанавливаются требования о проведении природоохранных мероприятий при строительстве и эксплуатации объектов нефтегазового комплекса. С учетом новых требований определяются четкие сроки согласования плана Росприроднадзором: 20 дней для согласования, 10 дней – если внесены повторные изменения в эти согласования.
Закон начинает действовать с 1 января 2021 года. При этом предусмотрены переходные положения, позволяющие компаниям утвердить планы до 1 января 2024 года. Такой срок обусловлен необходимостью проводить комплексные учения перед утверждением плана.
Принятие федерального закона снизит риски загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, приведет к повышению эффективности государственного надзора и готовности к ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов.
Учитывая высокую значимость закона, комитет предлагает одобрить данный федеральный закон. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Геннадий Иванович.
У Александра Николаевича Михайлова вопрос. Пожалуйста.
Адресуйте, к кому вопрос.
А.Н. Михайлов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области.
Спасибо, Валентина Ивановна. К представителю правительства.
Я хотел бы задать такой короткий вопрос. Знаете, что касается самого закона и внесения изменений, о чем докладчик говорил, здесь, как говорится, никаких сомнений нет. Он, наверное, уже раньше должен был быть принят. Вопрос вот в чем. Все ли учтено в данных изменениях в федеральный закон, которые мы сегодня утвердим, в плане предупреждения ситуаций, подобных той, которая, скажем, случилась сейчас вблизи Норильска? Ведь важно не то, что делается потом (это очень неприятный момент). А вот в плане предупреждения, того, чтобы такие ситуации не возникали, все ли предусматривается в законодательстве? Какова Ваша точка зрения? Или потом придется принимать еще какие-то поправки?
К.Н. Румянцев, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! В том объеме, в котором Федеральный закон «Об охране окружающей среды» может регулировать данные ситуации, мы считаем, что данные поправки охватывают наибольшее количество возможных ситуаций подобного рода. Вместе с тем, чтобы не допускать их возникновения, безусловно, впоследствии (и эта работа уже начата), безусловно, надо будет вносить изменения в законодательство, которое регулирует в том числе и надзорную деятельность по линии Ростехнадзора, Росприроднадзора, отдельно, возможно, в какие-то строительные нормы и правила.
То есть с точки зрения недопущения возникновения таких ситуаций работа еще, безусловно, будет продолжена. Но с точки зрения именно законодательства, регулирующего охрану окружающей среды, данные поправки учитывают максимальное количество ситуаций и замечаний, которые мы прорабатывали в ходе его подготовки. Спасибо.
Председательствующий. Константин Николаевич, мой коллега прав в том, что этот закон давно надо было принять, он давно лежал в Госдуме. Почему министерство?.. Что, сил у вас не хватало, настойчивости, понимания важности этого закона? Почему он так долго не принимался? Только когда уже президент дал жесткое поручение, вы сумели его так быстро принять. В чем причина?
К.Н. Румянцев. Валентина Ивановна, совершенно справедливо. Понимаем и соглашаемся, что необходимо было сделать это раньше. Если честно, первая попытка была еще в 2015 году. Честно говоря, основное новшество данного закона в том, что те компании, которые осуществляют деятельность в сфере как раз обращения, транспортировки и так далее нефти и нефтепродуктов, данным законом облагаются некоей дополнительной финансовой нагрузкой в части обеспечения как раз работ по последующей ликвидации возможных аварий. И мы прекрасно понимаем, что компании довольно критично всегда относятся к данным инициативам, и это в том числе затягивает процедуру согласования подобных инициатив.
Председательствующий. Константин Николаевич, такое, знаете, легкое какое-то объяснение. Вы для того и существуете, чтобы быть главными защитниками экологии, природы, действовать энергично, остро. Понятно, что компании не хотят дополнительных финансовой нагрузки и ответственности, – ну, вот и пришли к тому, к чему пришли, понимаете? А если бы приняли раньше закон, такого бы не случилось.
Поэтому просьба просто к вам и пожелание к министерству, если хотите, быть более зубастыми, более активными и более эффективно выполнять возложенные на вас обязанности. Ведь смогли сразу принять. Как только президент дал поручение дополнительно – сразу приняли. Надо больше воли и действий. Спасибо.
Людмила Борисовна – по ведению. Пожалуйста.
Л.Б. Нарусова. Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Вот из ответа, который сейчас дал заместитель министра на вопрос коллеги Михайлова, – давайте вещи своими именами называть – абсолютно явно, что Вы признали, что компании лоббируют принятие или непринятие невыгодного для них закона в ущерб государственным интересам. Так, а вы-то зачем?
Председательствующий. Вопрос понятный. Спасибо.
Коллеги, больше желающих нет.
Прошу подготовиться к голосованию за одобрение Федерального закона «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Идет голосование.
Результаты голосования (13 час. 39 мин. 44 сек.)
За 157 чел. 92,4%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 157 чел.
Не голосовало 13 чел.
Решение: принято
Решение принято.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments