leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Дегустацию и продажу алкоголя допустили на специализированные ярмарки не больше 14 дней

Дегустацию и продажу алкоголя допустили на специализированные ярмарки не больше 14 дней и только для продукции ЕврАзЭС, ограничений на другую продукцию нет – первое чтение - Виктор Евтухов По потреблению Россия не в первой десятке
10. 944923-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и статью 21 Федерального закона «О рекламе» в части организации специализированных ярмарок винодельческой продукции, произведенной в государствах – членах Евразийского экономического союза»
Документ внесен правительством 18.04.20.
Представил статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Андрей Ветлужских.
Законопроектом предлагается:
1) в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»:
- ввести понятие «специализированная ярмарка винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров)» – торговое мероприятие, организуемое в соответствии с требованиями Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» об организации и функционировании ярмарок и требованиями законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, определяющем в т.ч. требования к месту проведения указанного мероприятия, со сроком проведения не более 14 календарных дней, на котором осуществляются розничная продажа винодельческой продукции и безвозмездная раздача образцов такой продукции для их дегустации и где 100% торговых мест отведено под розничную продажу винодельческой продукции, произведенной в государствах – членах ЕАЭС из выращенного на территории этих государств винограда, и (или) безвозмездную раздачу образцов такой продукции для ее дегустации;
- ввести понятие «дегустация винодельческой продукции на специализированных ярмарках винодельческой продукции» – оценка качества винодельческой продукции путем ее потребления, осуществляемая при безвозмездной раздаче образцов такой продукции лицам, достигшим совершеннолетия;
- предусмотреть, что ограничения, установленные в настоящее время для розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, распространяются на розничную продажу винодельческой продукции или безвозмездную раздачу образцов такой продукции для ее дегустации при проведении специализированных ярмарок винодельческой продукции;
- установить, что предусмотренные законом требования о наличии стационарных торговых объектов, стационарных производственных помещений, отдельных складских помещений не распространяются на розничную продажу винодельческой продукции при проведении специализированных ярмарок винодельческой продукции;
- предусмотреть, что для розничной продажи винодельческой продукции и (или) безвозмездной раздачи образцов такой продукции для ее дегустации на специализированных ярмарках винодельческой продукции не требуется отдельной лицензии – такую деятельность вправе осуществлять лица, имеющие одну из следующих лицензий:
на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции;
на розничную продажу алкогольной продукции;
на производство, хранение, поставку и розничную продажу произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции;
2) в ФЗ «О рекламе»:
- разрешить рекламу вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах – членах ЕАЭС из выращенного на территории этих государств винограда, на специализированных ярмарках винодельческой продукции, в т.ч. проводимых в нестационарных торговых объектах;
- разрешить проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции и (или) ее дегустацией, вне стационарных торговых объектов, если такие рекламные акции проводятся в местах проведения специализированных ярмарок винодельческой продукции.
Первое чтение 303 32 1 14:37

Стенограмма обсуждения
10-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и статью 21 Федерального закона «О рекламе» в части организации специализированных ярмарок винодельческой продукции, произведённой в государствах – членах вразийского экономического союза».
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Леонидович Евтухов.
Пожалуйста.
Евтухов В. Л.., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект о совершенствовании правового регулирования организации розничной продажи, рекламы и потребления винодельческой продукции, произведённой в странах Евразийского экономического союза, из выращенного на территории этих стран винограда в рамках проведения специализированных ярмарок.
Наш законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2015 года, согласно которому правительству было поручено представить предложения по организации розничной продажи винодельческой продукции, произведённой в Российской Федерации, из выращенного на территории Российской Федерации винограда на специализированных торговых мероприятиях, и в соответствии с поручением заместителя председателя правительства Алексея Васильевича Гордеева.
Необходимость разработки законопроекта «■■ обусловлена тем, что в настоящее время нормативно-правовое регулирование розничной продажи алкогольной продукции не позволяет организовывать специализированные ярмарки, которые направлены на продвижение винодельческой продукции, прежде всего, как я и говорил, Российской Федерации и стран Евразийского союза.
Кроме того, законодательство Российской Федерации не учитывает специфики ярмарочной деятельности.
Так, в настоящее время реклама алкогольной продукции не допускается на ярмарках.
Также в законодательстве Российской Федерации «О торговле» не содержится определения понятий «специализированной ярмарки» и «дегустации продукции на ярмарке». В связи с этим у нас есть ограничения, которые создают препятствия для участия производителей винодельческой продукции в специализированных ярмарках.
В связи с этим законопроектом предусматривается введение в закон об алкоголе понятий «специализированная ярмарка винодельческой продукции» и «дегустация винодельческой продукции на специализированных ярмарках винодельческой продукции».
Внесение изменений в закон об алкоголе, разрешающих продажу, в розничную продажу потребление винодельческой продукции на специализированных ярмарках. Внесение в закон «01 рекламе», 38-ФЗ, разрешающий рекламу винодельческой продукции на специализированных ярмарках.
Законопроект позволит организовать специализированные мероприятия, которые направлены на продвижение винодельческой продукции из стран Евразийского экономического союза.
Законопроект прошёл общественное обсуждение, независимую антикоррупционную экспертизу, замечаний не поступило. Получено положительное заключение Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия, согласован со всеми ведомствами. Замечания, которые были, мы их учли.
Также законопроект был проработан с Аппаратом Правительства Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и рассмотрен на Комиссии правительства по законопроектной деятельности.
Спасибо Комитету Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Также законопроект был согласован, там были отдельные замечания небольшие.
Просьба поддержать. Спасибо.
Председательствующий.
Спасибо, Виктор Леонидович.
Присаживайтесь.
С содокладом выступает Андрей Леонидович Ветлужских. Ветлужских А. Л., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет действительно поддержал этот законопроект, считая его логичным шагом по продвижению идеи темы развития российского и стран ЕврАзЭС виноделия и виноградарства.
Закон развивает целое направление – это представление розничной продажи, дегустации, рекламы на ярмарках и для этого появляется новый термин, новое понятие, как «ярмарка специализированной винодельческой продукции». Кроме этого он разрешает вот эту розничную продажу и дегустацию, рекламу на выставках пищевой продукции и выставках общественного питания.
Есть понятие «специализированная выставка», понятие «дегустация» и важно очень, что на этих ярмарках они не превратятся ни в какие стационарные объекты (то есть это не больше 14 дней), и сто процентов продукция виноделия из стран ЕврАзЭС из винограда сделана в ЕврАзЭС.
Комитет предложил уточнить некоторые термины, посмотреть, есть ли необходимость изменения в закон о торговле и дополнить ряд обоснований, и всё это можно во втором чтении внести, и рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Леонидович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Алыпевских депутат. Ещё есть вопросы? Есть.
Тогда включите режим записи на вопросы. Извините, я не все руки увидел.
Покажите список. Морозов Антон Юрьевич. Морозов А. Ю., фракция ЛДПР.
Уважаемый Виктор Леонидович, ЛДПР принципиально против алкоголизации населения. И в этом смысле не кажется ли вам, что когда мы откроем дополнительные возможности для рекламы алкогольной продукции, будь то вино или какие-то другие напитки, мы, по сути, расширяем аудиторию людей, которые будут потреблять эти напитки и какая вообще необходимость в этом? В развитых европейских странах напитки (алкоголь) продаётся в специализированных магазинах и туда доступ несовершеннолетних запрещён вообще, А если мы будем это на ярмарках продвигать, то это только будет усугублять существующую проблему алкоголизма в России.
Председательствующий, Пожалуйста, Виктор Леонидович.
Евтухов В. Л. Да. Спасибо за вопрос.
Уважаемый Антон Юрьевич, ну я, честно говоря, не считаю, что у нас есть сегодня глобальная проблема алкоголизма в России. Здесь есть разные экспертные мнения, но наша страна далеко не на первом месте по потреблению алкогольной продукции, тем более что мы говорим исключительно о вине, исключительно российского и евразийского происхождения.
Задача законопроекта, мы говорим о ярмарочных мероприятиях, вот правильно было сказано о том, что это мероприятия с ограниченным сроком проведения, задача законопроекта, всё равно, да, мы не запрещаем же продажу никакой алкогольной продукции в рознице, тем более вина, задача этого законопроекта – все-таки популяризировать российское, евразийское вино, для того чтобы оно было конкурентоспособным, именно поэтому и Государственная Дума очень важный проект рассматривала, да, «О виноделии и виноградарстве». У нас большие традиции в виноделии.
К сожалению, тяжело нашим компаниям, нашим производителям конкурировать с тем вином, которое завозится из-за рубежа, из разных абсолютно стран, при этом у нас сегодня, я об этом могу сказать, да, что у нас введена классификация российских вин защищенным географическим указанием, защищенным наименованием места происхождения, у нас сегодня таких 15 ЗГУ и 23 ЗНМП, производится более тысячи 600 различных наименований этой продукции.
Поэтому как раз я считаю, что, наоборот, вот такое цивилизованное потребление и популяризация российского виноделия, она пойдёт только на пользу. А сегодня российский гражданин, если он захочет, я извиняюсь, напиться, он может приобрести алкогольную продукцию в любом количестве, в любом месте, и как раз наша совместная с вами задача – все-таки подвигать российских наших граждан к тому, чтобы это было цивилизованное потребление, ну, и желательно не крепких напитков, а вот таких напитков, как вино, прежде всего, российское.
Председательствующий, Спасибо.
Говорил Николай Васильевич.
Говорин Н. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Спасибо.
Виктор Леонидович, скажите, пожалуйста, а кто будет иметь право организовывать указанные ярмарки? И как часто они могут быть? Пожалуйста, и поясните, а какие страны, кроме России, вы знаете, где потребление, объём потребления алкоголя на душу населения превышает Российскую Федерацию? Спасибо.
Евтухов В. Л. Ну, я не хотел бы сейчас наших соседей здесь обижать, отвечая на вторую часть вопроса, ну, а, может быть, это ни для кого не будет обидно, но, по оценкам, Россия находится даже не в первой десятке и не в первой двадцатке по потреблению алкогольной продукции. И есть много стран, где алкогольная продукция потребляется в большем количестве. Это я не говорю о том, что она потребляется там в каких-то безобразных.,, каким-то безобразным образом, да, но это так, это факт.
Что касается ярмарок, их организуют муниципалитеты, субъекты Российской Федерации, они выдают разрешения.
Это их усмотрение, и наша задача была сделать так, чтобы это было урегулировано надлежащим образом, и чтобы на этих ярмарках опять-таки, повторюсь ещё раз, реализовывалась и представлялась только продукция стран ЕврАзЭС и только из винограда. Обязательное условие – из винограда, который выращен на территории этих государств.
Председательствующий. Спасибо.
Алимова Ольга Николаевна.
Алимова О. Н. Уважаемый Виктор Леонидович, ну вот законопроектом предлагается действительно, в общем-то, понятное нововведение специализированные ярмарки винодельческой продукции. 11у, допускаем, что это, возможно, необходимо для развития винодельческой отрасли. Но мы с вами прекрасно помним, что с то, что записано на бумаге, в реальности несколько иное.
Как это будет на практике. Помним, как цыгане торговали вином, таксисты из багажников, бабульки на ящиках из-под овощей. И. возможно, под этим нововведением будет что-то подобное.
Теперь проза жизни, вопрос. Это же не носки купить, да? Поэтому будут ли предусмотрены все необходимые санитарные условия, места общественного пользования для соблюдения гигиены?
Евтухов В. Л. В обязательно порядке, Ольга Николаевна. Спасибо за вопрос. Эти требования сегодня уже существуют. Требования Роспотребнадзора и их соблюдение. Ответственность за их соблюдение, безусловно, в компетенции санитарных врачей регионов, их служб. Ну и, конечно же, муниципальных и региональных властей. Конечно, любое мероприятие можно исказить, довести до безобразия. Но я считаю, что на сегодняшний день органы власти на местах имеют все необходимые возможности и права, для того чтобы нормально организовывать такие ероприятия.
Председательствующий. Спасибо. Алыпевских Андрей Геннадьевич. Альшевскнх А. Г. Спасибо.
Виктор Леонидович, я правильно понимаю, что пока нет понимания, как часто будут проходить подобные мероприятия по специализированным вот этим ярмаркам?
И подскажите, пожалуйста, по каким критериям или показателям мы можем, мы и вы можем оценить эффективность данной законодательной инициативы?
Евтухов В. Л. Я думаю, что основным показателем, как один из инструментов продвижения российского виноделия и производства российского вина – это изменение структуры потребления данного продукта в принципе в розничной продаже. То есть увеличение потребления российского вина и сокращение потребления этого продукта из других стран.
А как будет часто проводиться, действительно мы не можем об этом сказать, потому что это компетенция местных региональных властей, еще раз хотел это подчеркнуть. 11 мы не хотели в это... и считаем, что мы не вправе в это вмешиваться и диктовать условия в данной законодательной инициативе.
Председательствующий. Спасибо.
Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Виктор Леонидович, во многих деревнях нашей Российской Федерации отсутствуют даже магазины потребкооперации. Вы говорите, специализированные ярмарки. Что это означает? Это означает, что будут только винно-водочные товары в ходе этой ярмарки, или, если организуют данную ярмарку, то обязательно наличие и других товаров? Потому что. если только вино, неважно, там цель она одна – достижение алкоголизации, эффект алкоголизации... Потому что если только одно вино, неважно, где оно произведено, то, извините меня, можно в люоой деревне, где даже нет магазинов потребкооперации, устроить вот эту ярмарку. И вот будут ездить вот эти живопырки, там с бортов автомобилей они будут продавать вот эти алкогольные напитки. В какой форме все это будет? Потому что, если уж делать ярмарку, ну, то понятно... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Пожалуйста.
Евтухов В. Л. Игорь Юрьевич, спасибо за вопрос.
Сегодня ограничений о том, чтобы на данных ярмарках продавалась другая продукция, сельхозпродукция, никаких нет. Сами муниципалитеты будут устанавливать эти требования и эти возможности. Наоборот, безусловно, на таких ярмарках, по нашему мнению, ну, мы можем только здесь высказать свои предложения и пожелания, должна продаваться другая продукция, для того чтобы это было хорошее, качественное мероприятие. Одно лишь вино продаваться на ярмарке, по моему мнению, это довольно странное будет мероприятие. Но сегодня никаких ограничений для местных властей, для того, чтобы надлежащим образом организовать реализацию всей продукции на этой ярмарке, нет. Спасибо.
Председательствующий.
Спасибо, Андрей Леонидович, присаживайтесь, спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть? Нет. А-а, есть, извините, Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Когогина Альфия Гумаровна, Стоп.
«ЕДИНОЙ РОССИИ» просьба определиться. Пока выступает Диденко Алексей Николаевич.
Диденко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович.
Хочу сказать, что фракция ЛДПР будет голосовать против предложенной инициативы. Как справедливо отметил Антон Юрьевич Морозов, задавая вопрос от фракции, последовательная линия фракции ЛДПР – это сокращение потребления алкоголя в любом виде и вне зависимости от типа потребления, потому что у нас здесь есть отдельно взятые депутаты, которые пропагандируют смену типа и парадигмы потребления: со скандинавского, северного типа, когда крепкие напитки пьют, на южный тип, когда пьют вино, пиво, я не знаю, что угодно, не крепкое. Вот нужно прекратить эти спекуляции и разговоры, потому что любые исключения из этой последовательной линии, они неизбежно будут сказываться на количестве потребления, на качестве потребления и, в конечном счёте, на здоровье наших граждан.
Тут сказали, что в России мало потребляют, и нет прямой зависимости от количества потребления и смертности, так вот я для представителей правительства хочу сказать, что у нас вторая причина смертности населения -внешние причины, а в структуре смертности от внешних причин алкоголь на втором месте. И мужчины в трудоспособном возрасте 35-45 в местах лишения свободы – смертность в десять раз меньше, именно потому, что у них нет свободного доступа к алкоголю ввиду того, что они находятся в местах с особым режимом.
И куча-куча других данных, которые собраны, все проанализированы, они в Комитете по охране здоровья есть, они есть во фракции ЛПДР, в аппарате фракции. Если есть необходимость просветить представителей авторов законодательной инициативы, мы всё это направим.
Поэтому любые новые формы и дополнительные формы розничной продажи алкогольной продукции, ещё и под таким красивым названием «ярмарка», «выставка» и ещё что-то иное, они не просто недопустимы и очень вредны, особенно на фоне происходящих процессов, связанных с распространением новых инфекций (предрекают вторую волну), и вообще любые новые формы массового скопления людей, у нас получается, мы ярмарки по алкоголю проводим, а массовые мероприятия, митинги мы проводить не можем. Вот почему такие исключения из правил?
В этой связи фракция ЛДПР напоминает лишний раз, что у нас есть ряд инициатив, в том числе ограничение продажи алкоголя в торговых центрах, в супермаркетах | по аналогии с продажей табачной продукции, когда мы предполагаем отдельные закрытые терминалы без выставки и выкладки этих товаров как с табачной продукцией, возможности розничной продажи алкоголя в отдельных алкомаркетах в отдельно стоящих зданиях, запрет продажи алкоголя в многоквартирных домах и в любых формах шаговой доступности и многое-многое другое, в том числе связанное с рекламой алкоголя, в нашем пакете фракции ЛДПР это есть, и, разумеется, по этим причинам мы не можем поддержать предложенную инициативу. Председательствующий. Спасибо.
Когогина Альфия Гумаровна с места, включите микрофон. Когогина А. Г. Спасибо, Иван Иванович.
«ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет голосовать за принятие законопроекта, и я объясню, почему.
Во-первых, поддержка отечественных производителей, в том числе и производителей качественных вин – один из приоритетов экономической политики России. Сегодня созданы благоприятные условия для устойчивого развития отрасли виноградарства и виноделия и повышения качества продукции и конкурентоспособности напитков, произведенных из российского сырья. Это стало возможным благодаря реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и принятого нами базового Закона «О виноградарстве и виноделии».
Наши виноделы из Крыма, Краснодарского края, Ставрополья, Дагестана уже сегодня производят качественную продукцию, не уступающую мировым аналогам. Среди производителей, коллеги, много субъектов и малого, и среднего бизнеса, и, согласитесь, мы должны предоставить им возможность для продвижения своей продукции и ознакомления с ней россиян и наших гостей, в том числе с использованием новых площадок.
Я согласна с Виктором Леонидовичем, что культура питья не имеет ничего общего с алкоголизмом, напротив, считаю, что это противоположные понятия.
Отдельно хочу отметить, что «ЕДИНАЯ РОССИЯ» считает приоритетным здоровье нации и в рамках проекта «Народный контроль» проводит постоянно антиалкогольные рейды против продажи алкоголя несовершеннолетним, без лицензии, продажи алкоголя с поддельными акцизными марками. «ЕДИНАЯ РОССИЯ» последовательна в этом и будет поддерживать законопроект, голосовать за.
Спасибо за внимание.
Председательствующий, Спасибо, Альфия Гумаровна.
Виктор Леонидович, будете выступать с заключительным словом?
Пожалуйста.
Евтухов В. Л. Уважаемые коллеги, понятно, что есть разные мнения и эти мнения существовали и существуют на протяжении уже многих веков и не только в нашей стране, каким образом снижать алкоголизацию населения, как прививать культуру потребления.
К сожалению, как показывает практика, все запреты, которые в нашей стране были по алкогольной продукции, приводили к тому, что население начинало либо гнать самогон, либо потреблять суррогаты. И когда мы говорим о том, что у нас люди умирают, да, к сожалению, они умирают, умирают не только в нашей стране, но умирают они, как правило, от того, что потребляют напитки, которые они умудряются покупать у непонятных производителей.
Поэтому наша задача, безусловно, конечно же, помимо этого закона, это наведение порядка на рынке производства и продажи алкогольной продукции, то, чем занимаемся и мы, и Росалкогольрегулирование, прежде всего, и правоохранительные органы.
А что касается российских виноделов, но надо просто поехать и посмотреть, как они работают, как тяжело им приходится, как им непросто конкурировать, сколько инвестиций и сколько труда вкладывается в производство винограда, в производства из винограда вина. Это действительно очень тяжелый, очень на сегодняшний день маломаржинальный, но, на наш взгляд, это очень важный труд и очень важное направление, на наш взгляд, для Российской Федерации, именно замещение иностранного продукта российским, тем более, что российского вина, и в старые времена были хорошие традиции и оно было популярно, и сегодня, кстати, завоевывает призы на многих международных фестивалях. Просьба поддержать. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование законопроект под номером 10 в порядке работы.
Включите режим голосования, первое чтение. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 37 мин. 41 сек.)
Проголосовало за 303 чел 67,3 %
Проголосовало против 32 чел 7,1 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 336 чел.
Не голосовало 114 чел 25,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments