leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Денис Мантуров рассказал сенаторам о поддержке промышленности - окончание

Поддержка помогла преодолеть турбулентность – Денис Мантуров рассказал сенаторам о поддержке промышленности
6. Правительственный час О мерах поддержки отраслей промышленности РФ в изменившихся экономических условиях

окончание стенограммы, продолжение см. https://leo-mosk.livejournal.com/7847176.html

Из стенограммы 485-го заседания СФ 08.07.20
В период активного распространения пандемии Минпромторг решил задачу с организацией поставок средств индивидуальной защиты и другой медицинской продукции. Между тем вывод из сложившейся ситуации – это потребность в формировании стратегических запасов такой продукции. И мы поддерживаем то, что сегодня Денис Валентинович говорил на этот счет.
Необходимость антикризисных мер очевидна. Важно, чтобы они были синхронизированы с документами стратегического планирования, носили последовательный и системный характер. По нашему мнению, антикризисные меры должны решать не только оперативные задачи по нормализации и восстановлению экономики, но и формировать качественные предпосылки для дальнейшего развития отраслей промышленности в изменившихся экономических условиях. В этой связи задача повышения эффективности и результативности бюджетных расходов особенно актуальна, а меры государственной поддержки должны быть более прозрачными и доступными.
В рамках своих контрольных полномочий Счетная палата даст оценку принятых мер. Мы запланировали уже в 2020 году открыть контрольное мероприятие по эффективности закупок, проводимых Минпромторгом. Вот в рамках борьбы с пандемией закупаются тепловизоры, аппараты искусственной вентиляции легких. И в 2021 году результаты по этим контрольным мероприятиям мы представим в Совет Федерации. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое, Андрей Виленович.
Коллеги записались…
Виктор Николаевич Бондарев, пожалуйста. Вам слово.
В.Н. Бондарев, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Кировской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Денис Валентинович! Спасибо за предоставленное слово.
По поручению палаты Комитетом по экономической политике и Комитетом по обороне и безопасности осуществляется мониторинг выполнения указаний Президента России по увеличению объемов выпуска предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Наша экономика в 90-е годы уже получила отрицательный опыт от непродуманных решений в ходе конверсии, результатами которой стали выпуск никому не нужного ширпотреба и развал ОПК. Сегодня задача состоит именно в развитии высокотехнологичных производств, которые смогут обеспечить в рамках диверсификации выпуск конкурентоспособной продукции, востребованной как в России, так и за рубежом.
Комитет запросил информацию о ходе диверсификации производства у ряда предприятий ОПК, из которой следует, что до них не доведены указания о производстве той или иной продукции, а самостоятельно изучить потребности рынка по номенклатуре товаров и объемам производства предприятия не могут.
Не менее существенная проблема заключается и в том, что собственных средств на дооснащение производства у предприятий фактически нет. Чтобы не повторять горькие уроки 90-х, необходимо немедленно принять программу диверсификации оборонно-промышленного комплекса, скоординированную по целям, ресурсам, срокам с государственным заказом, довести до каждого предприятия ОПК его роль и место в производстве гражданской продукции. Отсутствие данной программы приведет к размыванию средств федерального бюджета по различным идеям, стихийному производству того или иного продукта самими предприятиями без учета реальной потребности и конкурентоспособности, а также к отсутствию реальной ответственности должностных лиц за конечный результат диверсификации.
Состояние работы по импортозамещению свидетельствует о невысокой эффективности отраслевого подхода при решении комплексных экономических задач. Необходимо решительнее разрабатывать и внедрять меры по защите отечественного производителя. Определенные шаги в этом направлении сделаны, но не достигнута главная цель – товары иностранного производства продолжают закупаться за счет средств федерального бюджета.
Комитет полагает, что следует ввести ряд дополнительных ограничений для иностранных производителей, в частности запретить допуск иностранной продукции для реализации национальных проектов. А для повышения конкурентоспособности высокотехнологичных товаров российского производства на зарубежных рынках считаем целесообразным отменить вывозные таможенные пошлины на данный вид продукции и повысить таможенные пошлины на ввоз аналогичной продукции.
Источником финансирования программы диверсификации может быть Фонд развития промышленности. Так, по данным Счетной палаты, за 2014–2018 годы на капитализацию фонда из бюджета было направлено 86 с лишним миллиардов рублей. Однако, несмотря на высокий спрос на земные деньги со стороны предприятий, у фонда систематически остаются неизрасходованные бюджетные средства в объемах от 13 до 25 млрд рублей в год.
Еще один резерв на пути решения задач диверсификации – это освобождение предприятий ОПК от непрофильных активов, что будет способствовать удешевлению выпускаемой продукции.
В конце 2018 года в ходе открытого диалога с участием министра транспорта Евгения Ивановича Дитриха была озвучена значительная сумма – 6,3 трлн рублей – на развитие транспортной инфраструктуры, в том числе и авиационной, с возможностью воспроизводства полностью нашего, родного, самого безаварийного самолета в мире Ил-96. До сих пор в этом направлении не сделано ни одного шага. И это, к сожалению, не единичный пример.
Уважаемые коллеги, прозвучали лишь некоторые замечания и предложения по совершенствованию механизма диверсификации производства ОПК. Если Минпромторгом будут реализованы эти меры в ближайшее время – будет результат, в противном случае нас ждут 90-е годы. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Николаевич.
Андрей Викторович Кутепов, пожалуйста.
Не отвлекайте министра, пожалуйста. После заседания, ладно?
Пожалуйста. Андрей Викторович Кутепов.
А.В. Кутепов, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Денис Валентинович!..
Председательствующий. Погромче, Андрей Викторович.
А.В. Кутепов. Для поддержки предприятий всех отраслей промышленности был сформирован перечень, о котором мы сегодня слышали. В него входят 1335 предприятий. Поддержку получили только 139, что составляет 10 процентов от перечня предприятий. Отмечу, что это происходит по причине сложных процедур отбора, а также из-за необходимости предоставления еженедельных отчетов. По данным бизнес-сообщества, многим пришлось увеличить штат сотрудников, которым каждые три дня надо заполнять специальные стресс-тесты.
В части эффективности мер поддержки возникает много вопросов. Снижение ключевой ставки Центробанка привело к снижению ставок по кредитам коммерческих банков. Предприятиям становится выгоднее кредитоваться в обычном порядке, не заполняя множества форм ежедневно. Ряд предприятий теперь хотят выйти из этого перечня, так как помощь получить практически невозможно. Считаем необходимым доработать изначально правильный придуманный механизм поддержки предприятий.
В целом в отношении Минпромторга необходимо отметить, что его деятельность совмещает в себе более 25 советских министерств. Ведомство регулирует и одновременно контролирует все отрасли промышленности – от легкой до авиастроения, торговлю внешнюю, внутреннюю и электронную. Все это может привести к внутриведомственному конфликту, потому что цели и интересы у торговли и промышленности разные. Результаты такого разброса в курируемых сферах налицо: очевидно, что прорыва промышленности нет ни по каким отраслям. По государственным программам и нацпроектам переносятся показатели и сроки выполнения. Счетная палата отмечает отсутствие стратегии, с которой нужно согласовывать все программы и нормативные документы в сфере промышленности и торговли. Министерство не должно затыкать дыры – оно должно развивать промышленность, тем более в условиях необходимости возрождения российского производства. А по факту, как мы сегодня слышали, экспорт падает, а в сфере станкостроения рынок обеспечивается только на 20 процентов поставками отечественных предприятий.
Научное обеспечение деятельности промышленного комплекса страны требует пристального внимания министерства и развития. Компонентная отрасль нарушена. Донастройки требуют механизмы развития остальных отраслей.
Что касается общенационального плана в части деятельности министерства, предлагаемые меры не системны и не включают многие сферы. Министерству следует детально проработать вопрос восстановления промышленности после коронавируса. Готовы участвовать в этом.
По государственным программам. Считаем, что они должны проверяться Счетной палатой до их утверждения, а не в процессе реализации. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, может быть, завершим? Мы уже полтора часа работаем. (Оживление в зале.)
Те, кто не успел выступить, коллеги, также просьба, если у вас есть предложения, в письменном виде направить их министру.
Мне кажется, что сегодня прошло деловое, профессиональное обсуждение. Сенаторы высказали то мнение, которое существует в субъектах Федерации, у бизнеса.
В целом, коллеги, если подводить… мы не подводим итоги, мы констатируем на сегодня, как мы прошли этап пандемии. Надо сказать, что Россия справилась с этой задачей, мы прошли сложнейший этап без потрясений. Надо отдать должное правительству, в том числе Минпромторгу, которые умели принимать оперативные решения, реагировать на ситуацию. И в этой части хочется поблагодарить и правительство, в том числе Минпромторг, и президента, который реагировал своевременно. Ну и, как мы договорились, тем не менее сделать выводы.
Я не хочу повторяться, хочу сказать лишь об одном – о том, что тревожит. Действительно, нагрузка на Минпромторг сегодня колоссальная. Это, наверное, министерство, которое в наибольшей мере перегружено, имея в виду регулирование – столько отраслей, столько сложных задач!
Но в то же время, Денис Валентинович, хочется видеть больше как бы системности. Что я имею в виду? Вот планов громадье – у нас много стратегий, у нас много госпрограмм и так далее. Ну, они принимаются, наверное, легко, но еще более легко корректируются – уменьшаются, корректируются, переносятся сроки – и как бы нет четкого целеполагания по срокам, по финансовым ресурсам. Это зависит не только от вас, наверное, – и от Министерства финансов, которое так же вольно относится к ним.
Должны быть цели развития такой отрасли промышленности, такой, когда будет региональный самолет, когда будут финансовые ресурсы обеспечены, сроки и кто за это отвечает. Вот здесь просьба, конечно, еще раз посмотреть и переосмыслить то, что происходит со стратегическим планированием.
Второе. Я знаю, что вы уделяете внимание регионам. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы была более плотная связь с субъектами Федерации и вы содействовали развитию промышленности субъектов Федерации. Потому что в целом промышленность – это основа развития экономики, и у нас очень большой разрыв в экономическом и социальном развитии субъектов, в том числе и в сфере промышленности. Необходимо посмотреть, какие еще дополнительные меры можно принять, для того чтобы подтягивать отстающие регионы, создавать условия для их развития.
Следующее. Без обид, вы видите, что у нас, Совета Федерации, нет никакой цели, боже упаси, кого-то обидеть или что-то, но все-таки недостает самокритичности, Денис Валентинович. Вот надо как-то… Когда человек самокритичен, когда он не удовлетворен тем, чем он занимается (я имею в виду результаты), то это является таким мотивом для него более эффективно работать. Есть над чем трудиться.
Ваша пресс-служба, наверное, хорошо работает, я уверена. Просто вчера допоздна сидела, смотрела информационное поле, интернет, другие… Просто зачитаю (наверное, Вам это докладывали).
«Минпромторг подвергся критике в ходе международного промышленного марафона INNOPROM ONLINE. Участники марафона, в первую очередь машиностроители, в очередной раз посетовали на то, что импортозамещение, локализация реализованы только на бумаге – в презентациях Минпромторга, а в реальности компонентная отрасль бездарно отдана иностранцам ни за что – ни за технологии, ни за инвестиции – просто так. Производители конечной продукции как в судостроении, так и в сельскохозяйственном машиностроении и в самом массовом производстве отрасли – автопроме – сегодня вынуждены закупать комплектующие из-за рубежа.
То, что компонентная отрасль, которая является основой машиностроения, разрушена, участники рынка пытались донести до Минпромторга давно, еще когда Владимир Путин лично давал поручение правительству обеспечить стабильную работу автомобильной отрасли. Однако сегодня очевидно, что проблема гораздо шире и одной автомобильной отраслью не ограничивается.
«Мы полностью отдали иностранцам производство тяжелых дизельных двигателей для судов», – заявил глава Объединенной судостроительной корпорации (это не кто-то там, за углом). А глава акционерного общества «Петербургский тракторный завод» подчеркнул: «Мы 95 лет производим трактора, и если раньше мы использовали российские компоненты из автопрома, то сейчас у нас их просто нет».
Глава автомобильной компании «Группа ГАЗ» сказал: «Россия потеряла свою автокомпонентную отрасль. Что это означает? Исчезновение конструкторских компетенций, прямые экономические потери за счет снижения добавленной стоимости, угроза для технологической безопасности страны».
Минпромторг в лице заместителя министра Александра Морозова продолжает делать вид, что так и должно быть, не слышит производителей, рассуждает о перефокусировке господдержки на мифических технологиях будущего.
В пустоте печально повисает насущный и главный вопрос, которым и должно заниматься ведомство: а производство-то у нас будет?»
Я не знаю, все ли здесь правильно сказано, Денис Валентинович. Может быть, что-то не так, но надо постоянно встречаться с промышленниками, слышать их. И вот это импортозамещение должно касаться не только сферы высоких технологий – нужно, чтобы в составе российской продукции как можно больше была отечественная составляющая. Ни одна страна мира не производит все, и это делать не надо, но важно сохранить те компетенции, которые у России еще остались, те отрасли, где мы конкурентоспособны, где мы можем быть впереди планеты всей, ставить конкретные цели и задачи и обязательно их добиваться.
А так, в целом, конечно, действительно есть подвижки в самых разных сферах, есть позитивные тренды, тенденции, никто этого не отрицает. Но президент поставил четкие задачи, и в том числе перед Минпромторгом, – развитие электронной промышленности, станкостроение, авиастроение, отечественные и региональные самолеты, судостроение.
Мы все в одной команде. Мы так же, как вы, законодатели, заинтересованы, чтобы реально был сделан прорыв, о котором говорил президент.
И хочется, чтобы вы перестроились с той огромной текущей, рутинной работы, которой вы вынуждены заниматься и которая неизбежна, все-таки на прорывные вещи. Пусть это будет немного, но пусть это будет качественно, пусть это будет в конкурентном мире, чтобы Россия вернула себе статус крупной промышленной и высокотехнологичной державы. Хочется этого пожелать.
Мы – ваши союзники. Мы готовы… Если у вас есть какие-то пожелания в изменение законодательной базы, поддержке Минпромторга, еще в чем-то, – мы горой за это, потому что без этого страна не сможет развиваться.
Я благодарю Вас лично за сотрудничество с верхней палатой.
Я хочу поблагодарить Гульназ Маннуровну Кадырову. Это тот конкретный заместитель министра, который всегда принимает конкретные решения. Кто бы ни обратился, регионы и так далее, мы чувствуем реально ее заинтересованность развивать сотрудничество с регионами.
И мы все готовы любые задачи, которые стоят, разделить, и ответственность в том числе разделить. Это не только ответственность Минпромторга.
Я попрошу Комитет по экономической политике доработать проект постановления, потому что очень много было высказано предложений сегодня, а много не высказано, которые тоже должны найти отражение в нашем итоговом документе, попросить министра промышленности прийти к нам на открытый диалог.
И хотела бы (и это в стиле Совета Федерации) напомнить Вам, Андрей Викторович, что постановление, которое мы примем, должно быть на контроле не формально, а мы должны все время с министерством вести диалог, ежеквартально по тем или иным отраслям, которые больше всего беспокоят, по тем или иным направлениям. У нас должен быть диалог, у нас должно быть конструктивное взаимодействие и вот такое реальное движение вперед, что хотелось бы видеть.
Еще раз спасибо Вам большое за участие и предварительную проработку, вашей команде, которая активно занималась. Но, пожалуйста: самокритичный анализ и планы, стратегия дальнейшего развития, учитывая и новые условия, в которых мы оказались.
Андрей Викторович, по постановлению, пожалуйста.
А.В. Кутепов. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! На рабочих местах у сенаторов имеется проект постановления палаты по итогам проведенного «правительственного часа». Комитет предлагает его принять за основу.
И мы также обращаемся к коллегам с просьбой направить в наш адрес предложения, возможные дополнения к документу, которые мы хотели бы получить до 10 июля, чтобы у нас была возможность к следующему пленарному заседанию представить итоговый документ.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, проект постановления у вас имеется. Кто за то, чтобы принять постановление Совета Федерации «О мерах поддержки отраслей промышленности Российской Федерации в изменившихся экономических условиях» (документ № 294) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 37 мин. 53 сек.)
За 154 чел. 90,6%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 154 чел.
Не голосовало 16 чел.
Решение: принято
Решение принято.
И я прошу вас дать поручение, Денис Валентинович, коллегам, участвовавшим в подготовке «правительственного часа», активно подключиться к доработке проекта постановления. Это должен быть наш общий документ, в котором мы обозначим нашу общую, совместную последующую работу по выполнению тех задач, которые стоят.
Еще раз благодарю Вас, Денис Валентинович, благодарю, Гульназ Маннуровна, Вас, всех коллег, кто участвовал. Спасибо. До новых встреч!
Д.В. Мантуров. Спасибо большое. До свидания.
Председательствующий. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments