leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Банк не сможет отказать в выполнении распоряжений клиентов без изучения документов

Банк не сможет отказать в выполнении распоряжений клиентов без изучения документов, только если они не представлены – первое чтение
22. 948530-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части уточнения порядка применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций)
Документ внесен правительством 25.04.20.
Представил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Зампред комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский.
Законопроектом предлагается:
- установить, что исчерпывающий перечень способов получения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами (к которым относятся кредитные, страховые и микрофинансовые организации, операторы по приему платежей, НПФ, почта и т.д..), информации, которую они обязаны запрашивать при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, и документов, в которых данная информация может содержаться, устанавливается в соответствии с требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (положение вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования ФЗ);
- дополнить перечень оснований для документального фиксирования организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, информации, полученной ими в результате реализации правил внутреннего контроля (далее – фиксирование информации), включив в этот перечень такое основание, как решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников этой организации возникают подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля;
- предусмотреть, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами, в случае непроведения в соответствии с требованиями, установленными законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами, идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца или упрощенной идентификации клиента – физического лица обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание. Это требование не распространяется на случаи, когда в соответствии с законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами такая идентификация или упрощенная идентификация лица не проводится;
- исключить следующие положения:
запрет кредитным организациям заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления им документов и сведений, необходимых для идентификации клиента;
право кредитных организаций отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации;
- предусмотреть, что решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, принимается руководителем организации, осуществляющей операции с денежными средствами, или специально уполномоченным им лицом. При этом клиенту должна быть предоставлена информация о времени и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами, публичными правилами, и в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня принятия решения об отказе;
- предусмотреть, что в случае принятия кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) в связи с наличием подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в связи с принятием в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, такая кредитная организация обязана представить клиенту, которому отказано в заключении договора банковского счета (вклада) или с которым такой договор расторгнут, информацию о времени и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором банковского счета (вклада), и в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении такого договора;
- закрепить обязанность кредитных организаций в случае отмены судом ранее принятых ими решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении такого договора по указанным выше основаниям представлять в Росфинмониторинг сведения о такой отмене в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем вступления в законную силу соответствующего решения суда, в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Росфинмониторингом;
- установить, что полученная от ЦБ РФ информация об отказах организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, от проведения операций клиентов в связи с наличием подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также информация об отказах кредитными организациями в заключении договора банковского счета (вклада) в связи с наличием указанных подозрений не может использоваться организациями, осуществляющих операции с денежными средствами, в качестве единственного основания при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
ФЗ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки их вступления в силу.
Первое чтение 364 0 0 13:32

Стенограмма обсуждения
22-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра финансов Алексей Владимирович Моисеев.
Моисеев А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект, направленный на исключение возможности злоупотребления со стороны банков при использовании и открытии или отказе в открытии счетов при использовании причин, связанных со 115-ФЗ, а именно с подозрением в отмывании денег. В частности, предусматривается, что непредоставление в кредитную организацию документа, который предназначен для фиксации информации в соответствии с положениями данного закона, не будет являться основанием для принятия решения об отказе в заключении договора банковского счёта либо отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом.
Кроме того, при заключении договора, банковского счёта физическим лицом наличие подозрений у кредитной организации использования такого счёта в целях легализации, полученных преступным путём, и финансированию терроризма не будет являться основанием для отказа, также не будет являться основанием для отказа от заключения такого договора.
Кроме того, предусматривается информирование клиентов об отказе в заключении договора банковского счёта, включая причины таких отказов. Также устанавливается срок для информирования о принятии такого решения, которое установлено в течение пяти дней.
Таким образом, данный законопроект позволит существенно повысить прозрачность работы банков с клиентами в части борьбы с отмыванием капиталом и ответить на многочисленные жалобы, когда клиенты банков подозревают их в неправомерных отказах в заключении договора банковского счета.
Прошу поддержать. Председательствующий. Спасибо, Алексей Владимирович. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Игорь Борисович Дивинский, первый заместитель председателя Комитета по финансовому рынку. Дивинский И. Б., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович, выступающий сегодня от обеих лож, и правой, и левой, в полной мере осветил концепцию законопроекта об исключении необоснованного отказа банками в совершении операций клиентов со ссылкой на антиотмывочное законодательство.
Законопроект разработан в том числе и в соответствии с рекомендацией Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта. Есть замечания в части отсутствия возможности у банка отказать клиенту и физическому лицу в заключении договора счёта или вклада, даже если у банка есть достоверные и неопровержимые доказательства о высоком риске совершения клиентом операций в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Например, нахождение лица в перечне лиц, в отношении которых имеются сведения об их экстремистской деятельности.
Вместе с тем отмечу, что замечания комитета могут быть уточнены при принятии законопроекта во втором чтении.
Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, что законопроекта предусмотрено установление отложенного, то есть увеличенного срок; вступления в силу отдельных предлагаемых изменении в закон с цель обеспечения и принятия необходимых для его реализации подзаконных нормативных актов и подготовки организации осуществляется кооперацией денежными средствами или иным имуществом к исполнению уточнённых обязательств.
Законопроект получил все необходимые согласования. С учётом изложенного комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Бикбаев Ильдар Зинурович. Бикбаев И. 3., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Алексей Владимирович, добрый день!
Скажите, пожалуйста, насколько возможно вот предусмотреть в порядке определений источников доходов, поступаемых бенефициарами, владельцами, клиентами именно с точки зрения противодействия источников их дохода со стороны террористических организаций и других, или полученных коррупционным путём? Вообще, возможно это предусмотреть в дальнейшем? Спасибо.
Моисеев А. В. Уважаемый Ильдар Зинурович, я думаю, что в целом, конечно, закон направлен, 115 ФЗ направлен на исключение оборота любого рода таких доходов, и, конечно, финансирование терроризма – это один из элементов.
Распространение этого на антикоррупционное преступление, это, конечно, вопрос другой. В принципе, там антикоррупционное регулирование, оно намного схоже, но это немножко другой блок регулирования и это надо рассмотреть.
Ну а как сказал Игорь Борисович, комитет будет внимательно рассматривать, законопроект готов ко второму чтению. Поэтому, я думаю, что любая такого рода поправка будет внимательно рассмотрена.
Председательствующий. Спасибо.
Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.
Алексей Владимирович, какие дополнительные данные имеются в виду для идентификации клиента? Не вызовет ли необоснованных отказов кредитных организаций? Они и так очень много требуют документов на предприятиях. Спасибо.
Моисеев А. В. Да. Нет, вы знаете, наоборот, имеется в виду о том, что законопроект, он запрещает банкам отказывать необоснованно. Поэтому банк вместо того, чтобы, если возникает подозрение, он сможет вместо того, чтобы отказать, он должен будет запросить документы. И только, если он не получит документы дополнительно, тогда он будет отказывать вместо того, чтобы просто, не получив документы, сразу отказать, то есть, смысл в этом.
Председательствующий. Спасибо.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Благодарю.
Уважаемый Алексей Владимирович, вот в продолжение предыдущей мысли, это очень важно для правоприменителей.
Скажите, в случае принятия данного проекта федерального закона и вступления его в силу с точки зрения правоприменителя.
Вот смотрите, в положении, соответственно вступает в законную силу, и положение о том, что, согласно полученная от Центрального банка информация не может использоваться организациями в качестве единственного основания при определении степени риска совершения клиентом операций в целях легализации доходов, полученных преступным путём или финансирование терроризма.
А вот теперь, как с точки зрения правоприменителя при определении степени такого риска, каковы критерии?
Как в целом определить достаточность оснований на этот счёт, ведь очевидно, что чем выше вариативность при принятии подооных решений, тем выше коррупциогенность. Учтены ли вами при подготовке данного проекта федерального закона и коррупциогенные риски? Спасибо.
Моисеев А. В. Вы знаете, есть у нас такая организация под названием Росмониторинг, вам всем хорошо известная, которая разрабатывает методики совместно с Центральным банком по работе банков с клиентами и выявлению подозрительных операций. И у них там есть целые вот эти матрицы и светофоры о том, какие, какого рода сигналы и подозрения должны быть, должны использоваться для того, чтобы признавать клиента, отмывающим деньги или финансирующим терроризм. Я не могу их раскрывать, вот на самом деле я их даже и не знаю, потому что это действительно секретная информация, которая не должна быть распространена для того, чтобы преступники не знали заранее, что делать, что не делать. Но я вас уверяю, что вот эта комплексная информация, она доводится до банков, и у банков есть специальные офицеры, которые занимаются этими вопросами.
Поэтому здесь просто смысл в том, что чисто формальная информация, поступившая от Центрального банка, не может быть единственной. У банка должны быть другие основания дополнительные. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.
Ставлю на голосование законопроект в первом чтении пункт 22 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 32 мин. 00 сек.)
Проголосовало за 364 чел 80,9%
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 364 чел.
Не голосовало 86 чел 19,1 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Алексей Владимирович, спасибо вам, вы несколько законопроектов сегодня представили.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments