leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

В законодательство вводится понятие «профессиональная тайна» для сотрудников ФСБ и уволенных

В законодательство вводится понятие «профессиональная тайна» для сотрудников ФСБ и уволенных – законопроект Вяткина и Пискарева в первом чтении – Брыкин Зачем вводить это в закон? – Вяткин Такая информация не загрифована – Пискарев Перечень отдаем директору ФСБ Если потребуется для СВР внесем – Сергей Иванов Что они так часто стали попадать под огонь прессы, что-то публиковать? А если директор примет решение не публиковать о пытках? По Конституции запрещено
42. 982396-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»
Документ внесли 02.07.20. Депутаты ГД В.И.Пискарев, Д.Ф.Вяткин (ЕР)
Представил депутат Дмитрий Вяткин.
Председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Законопроектом предлагается:
- установить, что военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также лица, уволенные из органов ФСБ, обязаны соблюдать конфиденциальность информации о деятельности органов ФСБ, составляющей профессиональную тайну, под которой понимается информация, не содержащая сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, отнесенные к служебной информации ограниченного распространения, разглашение (распространение) которой может создать угрозу собственной безопасности органов ФСБ и/или нанести ущерб их репутации;
- установить, что подготовленные указанными выше лицами для открытого опубликования (размещения, распространения) информационные материалы, касающиеся деятельности органов ФСБ (за исключением информационных сообщений, пресс-релизов, иных сообщений и материалов, подготовленных уполномоченными должностными лицами для информирования СМИ и общественности с официальных позиций), подлежат экспертной оценке в органах ФСБ, которые должны установить в данных материалах наличие (отсутствие) информации о деятельности органов ФСБ, составляющей профессиональную тайну, и представить автору соответствующее заключение. Перечень такой информации, а также порядок проведения экспертизы (оценки) указанных материалов на предмет наличия (отсутствия) в них указанной информации определяется руководителем ФСБ России. Опубликование (размещение, распространение) информационных материалов, касающихся деятельности органов ФСБ, без соответствующего заключения органа ФСБ не допускается.
Первое чтение 352 0 1 16:01

Стенограмма обсуждения
42-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О федеральной службе безопасности».
Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин.
Ни i кип Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», в соответствии с которыми военнослужащие, федеральные государственные I гражданские служащие, работники, а также лица, уволенные из «органов Федеральной службы безопасности, обязаны соблюдать конфиденциальность информации о деятельности органов Федеральной службы безопасности, составляющей профессиональную тайну.
Профессиональная тайна – это те сведения, которые не относятся к сведениям, содержащим государственную тайну, или сведениям, отнесенным к служебной информации.
Любая информация, которая может содержать профессиональную тайну, перед её обнародованием должна проходить соответствующую экспертную оценку в органах Федеральной службы безопасности. Порядок такой экспертной оценки, а также перечень информации, которая может быть отнесена к профессиональной, будет определяться директором Федеральной службы безопасности. Без соответствующего заключения распространение такой информации из соответствующего перечня не допускается. Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Федорович. С содокладом выступает Василий Иванович Пискарев.
Пискарев В. И. Спасибо большое. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Докладчик подробно изложил концепцию законопроекта. Со своей стороны сообщу вам о том, что базовым законодательным актом в сфере защиты информации является 149-й ФЗ, который называется «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Именно этим ФЗ впервые вводится понятие «профессиональная тайна», то есть информация, полученная гражданами при исполнении ими своих обязанностей либо организациями при осуществлении отдельных видов деятельности.
Она подлежит защите в случаях, если на них, то есть на граждан или на организации федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. То есть в действующем нормативно-правовом регулировании уже содержится институт профессиональной тайны, ну а данный законопроект фактически лишь направлен на его развитие.
Вместе с тем на сегодняшний день в законодательстве, регулирующем деятельность Федеральной службы безопасности, правовые нормы по определению вот такой тайны, её защиты отсутствуют, поэтому законопроектом предлагается данный пробел устранить. В этих целях предусмотрено внесение изменений в статью 7 149-го ФЗ. Они очень простые.
То есть сотрудники органов ФСБ, а также лица, уволенные со службы, обязаны будут соблюдать конфиденциальность информации о деятельности органов безопасности, которая составляет вот эту профессиональную тайну.
По мнению профильного комитета, принятие законопроекта по защите профессиональной тайны в органах ФСБ России будет являться дополнительным механизмом, способствующим обеспечению собственной безопасности этой службы, ее сотрудников, а также минимизировать возможные риски причинения ущерба репутации, что на сегодня весьма важно.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеется. Комитет рассмотрел данную инициативу и ее полностью единогласно поддержал.
В связи с изложенным, коллеги, прошу также поддержать и проголосовать за данный законопроект в первом чтении. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Брыкин Николай Гаврилович. Брыкин Н. Г. Спасибо, Иван Иванович.
Мне, честно говоря, непонятна законодательная инициатива авторов, в чём мой вопрос.
Сотрудники органов госбезопасности, переходя на службу, они подписывают контракт, они получают допуск, начиная от формы 2 и выше. Бесспорно, значит, если это распространение происходит, допустим, информации, они несут за это ответственность, это нормативными внутренними документами прописано. Зачем это вносить в закон? Это первая часть вопроса.
И вторая. А чем отличаются сотрудники СВР, Росгвардии, Генпрокуратуры и МВД? Почему тогда мы не вносим поправки в данный федеральный закон?
Спасибо.
Председательствующий, Ну, автор, наверное, он внес законопроект. Дмитрий Федорович Вяткин, пожалуйста.
Вяткин Д. Ф. Уважаемый Николай Гаврилович! Собственно говоря, вот эта профессиональная информация, она не загрифована и относится к иным любым сведениям, которые так или иначе характеризуют работу Федеральной службы безопасности. Это первое.
Соответственно, распространение такой информации может выходить за пределы пятилетнего срока, когда действуют определенные ограничения в отношении сотрудников, вы их знаете прекрасно.
И третье. Всё, что касается иных органов и организаций, то, по большому счёту, они также могут выйти с инициативой, ну, не напрямую, понятно, о том, чтобы защитить распространение, так сказать, той или иной профессиональной информации, была бы их воля.
Председательствующий. Пожалуйста, Василий Иванович. Пискарев В. И. Сказано. Всё правильно сказал Дмитрий Федорович. У нас есть на сегодня, в законе прописано, вот о котором говорит автор вопроса, две категории сведений, это гостайна, понятно, с грифом гостайны, служебная тайна – это документ служебного пользования, ДСП. Но есть ещё сведения, которые могут быть использованы супротив интересов службы или отдельных её членов, это службы или сотрудника. Поэтому это понятие, оно не новое, в законопроекте оно не вводится новым понятием, оно существует, просто интегрировано в закон о ФСБ. Если потребуется аналогичное изменение в закон о СВР и закон, скажем, о МВД, мы также можем рассмотреть эту ситуацию, но пока на сегодня такая работа проведена с Федеральной службой безопасности.
Председательствующий. Спасибо. Коткин Сергей Николаевич. Котки н С. Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Дмитрий Федорович, первую часть вопроса Николай Гаврилович озвучил. Подскажите, пожалуйста, вот не согласовал автор, не получил заключение органа Федеральной службы безопасности, чем это грозит автору вот такой публикации?
Председательствующий. Дмитрию Федоровичу Вяткину включите микрофон.
Вяткин Д. Ф. Уважаемый Сергей Николаевич, в настоящий момент Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за распространение сведений, которые охраняются законом, соответственно, вводя соответствующие ограничения и порядок распространения, согласования на распространение таких сведений, мы эти сведения под защиту закона ставим. Ну а всё, что касается усиления ответственности, я думаю, этот вопрос обсуждаемый.
Председательствующий. Спасибо.
Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Спасибо.
Наверное, содокладчику тогда вопрос. Василий Иванович, вот скажите, пожалуйста, там написано, что сотрудники обязаны соблюдать конфиденциальность информации о деятельности. Можно ли сказать, что конфиденциальная информация о деятельности, которую они обязаны будут соблюдать, является информацией, например, о методах воздействия на людей, попавших в их, так скажем, сферу деятельности, ну, о пытках, например, или ещё о чём-то.
И второй вопрос. Дмитрий Федорович, обычно всегда в пояснительной записке указывается, что послужило причиной подобной инициативы? Что, так часто они стали попадать под огонь прессы за какие-то вещи или какие-то они стали совершать публикации, которые наносят ущерб этой службе, репутации её? В чём причина-то?
Председательствующий. Василий Иванович, вы начнёте, да?
Пискарев В. И. К кому адресован?
Председательствующий. Первая часть, я понял, вам, а вторая Дмитрию Федоровичу.
Дмитрий Федорович, начните вы тогда. Можете обе части осветить, если вы считаете возможным.
Вяткин Д. Ф. Уважаемый Сергей Владимирович!
Такие выводы были сделаны действительно на основе изучения опыта и работы, ну в первую очередь западных спецслужб, западных иностранных спецслужб в целом, которые по крупицам, из открытых источников могут собирать ту или иную информацию, которая в настоящий момент может и не относиться к особо охраняемой и охраняемой законом и на основании этого делать выводы, которые чувствительны для системы нашей национальной безопасности.
К сожалению, это так. Тем более в век информационных технологий, в век открытости по сути дела огромных объёмов и массивов информации, в век, когда при помощи электронно-технических средств возможно очень быстро обрабатывать огромный объём и информации, и на основании этого делать соответствующие выводы.
Появление вот специального перечня тех сведений, которые будут составлять профессиональные сведения, которые незагрифованы напрямую, представляются оправданными.
Председательствующий, Пожалуйста, Василию Ивановичу включите. Пискарев В. И. Уважаемый Сергей Владимирович, по поводу того, какие сведения могут оказаться в качестве тех, которые будут занесены в понятие «профессиональная тайна». Там, в законопроекте имеется ссылка на то, что порядок, форма, понимание, перечень будет определяться директором службы безопасности. Здесь мы отдаём это право на усмотрение директора службы.
Это справедливо, поскольку он отвечает в целом за службу, за отдельных её сотрудников, ну и в целом за обеспечение безопасности нашей страны.
В этой связи мы доверяем руководителю, поэтому полагаем возможным такое развитие этой инициативы. Это первое.
А второе. Мы, ну я говорю «мы»Л потому что я тоже соавтор, разрабатывали эту инициативу совместно с органами федеральной безопасности. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Василий Иванович.
Коллеги, будут ли желающие выступить?
Иванов Сергей Владимирович. Есть ещё желающие? И Выборный Анатолий Борисович.
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Большое спасибо, уважаемые коллеги!
К сожалению, лично я не стану поддерживать данный законопроект не только потому, что не совсем убедительно авторы всё это высказали, и не только потому, что я хочу там нанести какой-то ущерб безопасности нашего государства. Вот на прямые ответы нет прямых вопросов.
А если руководитель органов Госбезопасности там, Федеральная служба безопасности, примет решение о том, что сотрудник не должен говорить о том, что они пытают, например, подследственных, которые у них там оказались. А ведь у нас пытки по Конституции запрещены. И что надо делать будет тогда такому человеку? Я спрашиваю, чем вызвано, что у нас там, я не знаю, куча пошла мемуаристов, которые пишут и рассказывают, как они ведут оперативную работу или ещё что-то? Нет, говорят, какие-то, знаете, вот кто-то, где-то в соцсетях что-то написал, огромный массив информации. Обработали и, раз, у западных спецслужб появилась полная картина, как работают наши спецслужбы. Да спецслужбы во всём мире работают одинаково. И лично меня вы не убедили в том, что эта норма направлена на то, чтобы заставить людей, которые там работали и ушли, чтобы они не рассказали вещей действительно, которые нелицеприятные, но которые у нас по Конституции запрещены, вот и все.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста.
Выборный А. Б. Уважаемые коллеги, как мы видим, речь идёт о той информации, которая не содержит государственную тайну и не относится к служебной информации ограниченного распространения, но при этом её разглашение может создать угрозу, как безопасности органов Федеральной службы безопасности, так и нанести ущерб данному органу и государству в целом.
В этой связи обязанность соблюдать конфиденциальность информации возлагается на военнослужащих, федеральных государственных и гражданских служащих (ну, по сути, носителей этой информации), работников, а также лиц, уволенных из органов Федеральной службы безопасности.
Что же касается перечня такой информации, то она будет определяться именно, как сказал представитель комитета и автор этого данного законопроекта, руководством Федеральной службы безопасности.
Конечно, здесь можно согласиться с тем, что информирование о деятельности органов безопасности, например, о некоторых результатах борьбы с терроризмом необходимо, но с ограничениями.
И по этой причине информационные материалы о работе Федеральной службы безопасности, которые подготовлены для открытого публикования, будут оцениваться именно экспертами органов безопасности. Они же будут и определять, можно ли их публиковать, и не подставит ли это под удар, как сотрудников, так и Федеральную службу безопасности и государство в целом. Без этого заключения, как мы видим, публикация таких материалов будет запрещена.
По этим основаниям фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» данный проект федерального закона поддерживает и предлагает принять в первом чтении. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Борисович. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности». Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 01 мин. 32 сек.)
Проголосовало за 352 чел 78,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 353 чел.
Не голосовало 97 чел 21,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments