leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Штрафы за нарушение заказчиком установленного срока оплаты товаров, работ, услуг субъектам МСП

Штрафы за нарушение заказчиком установленного срока оплаты товаров, работ, услуг субъектам МСП – Катасонов Потребовалось шесть лет Для предпринимателя уголовная ответственность, сделайте симметрично Когда прекратим издеваться над МСП? – Михаил Евраев Правительство готовит совершенствование 44-ФЗ и 223-ФЗ
23. 902432-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства»
Документ внесен правительством 17.02.20.
Представил заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев.
Зампред комитета по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение заказчиком установленного законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юр. лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства в размере, – в виде штрафа: для должностных лиц – в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юр. лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Первое чтение 368 0 0 14:19

Стенограмма обсуждения
Пункт 23. Проект федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства». Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Михаила Яковлевича Евраева. Пожалуйста.
Евраев М. Я., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Представляемый законопроект направлен на защиту субъектов малого и среднего предпринимательства. Разработан во исполнение национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Законопроект предусматривает административную ответственность за нарушение заказчиком установленного 223-ФЗ срока оплаты товаров, работ, услуг по заключаемым договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день в 223-ФЗ, в законе срок оплаты должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком акта о приемке. И данная норма распространяться будет вне зависимости от того, это спецторги или это обычные торги, на которых победил субъект малого или среднего предпринимательства.
Размер санкции предусматривает штраф для должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей. Аналогичная норма у нас с вами существует в 44-ФЗ. В 223-ФЗ данной нормы не было.
Соответствующий законопроект ее предлагает.
Просим поддержать данный проект федерального закона. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова.
Бессарабов Д. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В силу того, что поддержка малого и среднего предпринимательства является важнейшим направлением государственной экономической политики, представляется, что проектируемые санкционные меры позволят дисциплинировать заказчиков в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по договору обязательств.
Учитывая, что административная ответственность за указанные правонарушения до настоящего времени законодательством не предусмотрена, полагаем целесообразным поддержать концепцию представленной законодательной инициативы. Вместе с тем, хотели обратить ваше внимание и внимание разработчиков на то, что текст законопроекта не содержит положения о том, а кто, какие должностные лица, какие органы вправе составлять протокол административного правонарушения за данные нарушения и, собственно говоря, рассматривать соответствующую категорию дел. Но эти вещи устранимые. Комитет доработает законопроект ко второму чтению, а концептуально предлагаем его поддержать. У нашего Правового управления тоже замечаний концептуального характера нет. Те рабочие замечания будут комитетом устранены. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы. Все работает. Почему не работает?
Будьте добры, повторите запись на вопросы, включите запись. Покажите список.
Осипов Илья Владимирович, пожалуйста. Осипов И. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Вопрос представителю правительства. Михаил Яковлевич, рассматривался ли в правительстве или, может быть, в вашем ведомстве вопрос о расширении списка тех юридических лиц, на которых распространяется этот закон? В частности, например, о включении туда фондов капитального ремонта, которые на сегодняшний день работают по другим правилам и, к сожалению, заключают договора с субъектами малого предпринимательства на срок оплаты до года, что само по себе, с одной стороны, абсурдно, а, с другой стороны, на мой взгляд, является еще и фактором, создающим коррупционную среду. Спасибо.
Евраев М. Я. Спасибо большое за вопрос.
На самом деле скажу честно, данный вопрос не рассматривался, но при рассмотрении законопроекта во втором чтении я думаю, что вполне целесообразно к этому вернуться, потому что субъекты малого и среднего предпринимательства должны находить защиту у государства как по 223-му ФЗ, так и по другим законам. Поэтому я думаю, что мы с комитетом поработаем и ко второму чтению этот вопрос рассмотрим. Спасибо.
Председательствующий. Бикбаев Ильдар Зинурович.
Бикбаев И. 3., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемый Михаил Яковлевич, возможно ли во втором чтении дополнение этой нормы, чтобы норма распространялась, в том числе, и в защиту некоммерческих организаций, которые сегодня являются поставщиками многих социальных услуг? Спасибо.
Евраев М. Я. Коллеги, с некоммерческими организациями сложнее. Линия на защиту малого и среднего предпринимательства, она проходит по Кодексу об административных правонарушениях по многим позициям. По некоммерческим организациям до сих пор как специального такого субъектного состава мы в сфере 44-ФЗ либо 223-ФЗ не выделяли. Но, вы знаете, можно подумать, я думаю, что это вопрос для обсуждения опять-таки ко второму чтению. Спасибо.
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Михаил Яковлевич, вот смотрите, у нас постановлением правительства в 2014 году был определён порядок и этот срок (15 дней) по малому бизнесу. Вот понадобилось шесть лет, чтобы мы пришли к ответственности заказчиков перед оплатой вот субъектов малого и среднего бизнеса. Как вы оцениваете, почему такой большой срок, ведь огромное количество нарушений и сломанных судеб, и бизнеса было за это время?
И в связи с этим, там кроме этого достаточно много предложений от субъектов по взаимодействию с заказчиками. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас что-то сейчас в разработке, что вы либо внесли, либо готовите к первому чтению? Это я спрашиваю для того, чтобы понять, готовить ли предложения в данный законопроект ко второму чтению либо мы увидим ваши инициативы другие по поддержке малого бизнеса.
Евраев М. Я. Спасибо за вопрос.
Что касается нормы, то, наверное, в первую очередь, речь идёт про норму, которая была в 44-м законе, про срок оплаты по контрактам, которые заключаются по 44-му закону, потому что в 223-м ФЗ довольно-таки недавно относительно, несколько лет назад была введена норма про предельный срок оплаты для субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем изначально данная норма заключалась в 30 днях, потом она была скорректирована и вступила в действие с 1 января этого года, стала 15 рабочих дней, то есть большая защита субъектов малого и среднего предпринимательства, то есть динамика определенная в этом направлении есть. Это первое.
Второе, что касается в целом других идей по защите малого и среднего предпринимательства по другим направлениям, могу сказать, что, да, конечно, у нас есть порядка пяти-шести, мы предлагаем поправок, будем предлагать со стороны правительства. Понятно, что они должны ещё пройти определенное согласование внутри Правительства Российской Федерации, но мы хотели бы, чтобы административная защита была не только по оплате по заключенным контрактам, но и по другим направлениям работы малого и среднего бизнеса по 223-му закону.
И также хотел бы сказать, что помимо административной ответственности, коллеги, мы с вами понимаем, что у нас есть с вами гражданско-правовая ответственность в случае, если заказчик несвоевременно оплачивает свои обязанности, несвоевременно выполняет свои обязанности по оплате по договорам вне зависимости от того, субъекты малого предпринимательства или это обычный хозяйствующий субъект. То есть такая гражданско-правовая ответственность также есть дополнение к административной. Спасибо.
Председательствующий. Боженов Сергей Андреевич.
Боженов С. А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо, Александр Дмитриевич.
Михаилу Яковлевичу вопрос я хотел бы задать, может быть, для уточнения.
Во-первых, большое спасибо, что эта проблема сегодня решается, и она действительно назрела и вот так долго не решалась, это плохо. Вместе с тем мне кажется, что в ходе её решения мы опять упускаем некоторые моменты в части того, что субъекты малого и среднего предпринимательства сегодня постоянно расширяются.
Может быть, этот момент надо учесть, потому что сегодня уже и самозанятые могут участвовать во всех этих мероприятиях, особенно в фермерских делах, особенно в питании школьников, и они, получается, не подпадают под это действие. Я думаю, что это надо учесть и не только. Там внимательно надо посмотреть, а муниципальные предприятия, которые тоже попадают в эти условия иногда и тоже не могут добиться оплаты? Я думаю, что вот как тут быть, Михаил Яковлевич?
Евраев М. Я. По самозанятым, я думаю, что вы абсолютно правы и, конечно, они также должны получать такую же поддержку, как и субъекты малого и среднего предпринимательства.
Что касается муниципальных предприятий, то, я думаю, что они должны находиться, как обычные хозяйствующие субъекты в такой среде, у нас не должно быть приоритета по видам собственности, как вы знаете, в Конституции, поэтому вот так я могу ответить на ваш вопрос. Спасибо. Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Михаил Яковлевич, тоже для уточнения, а срок сегодня исполнения договоров, он как-то по 223 регулируется или все будут ставить 31 декабря текущего года и тянуть весь год, по большому счету, исполнение, чтобы не нарваться на штраф?
Евраев М. Я. Конечно, регулируется. Обратите, пожалуйста, внимание, как раз, когда выступал, специально отметил, что сейчас в 223 ФЗ такой срок стоит 15 рабочих дней, он ранее был 30 дней календарных, с 1 января этого года, 2020-го, он был сокращен до 15-ти рабочих дней, то есть более 15-ти рабочих дней срок по оплате, в принципе, для субъектов малого и среднего предпринимательства стоять не может.
Председательствующий. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу?
Включите запись на выступления, Покажите список. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста. Марданшин Р. М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает представленный законопроект, который направлен на обеспечение своевременной оплаты товаров, работ, услуг при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.
И, как уже было сказано, что неисполнение заказчиками вот финансовых обязательств по договорам, влечет негативные социально-экономические последствия, в частности, возникновение долгов по оплате труда, по налоговым платежам, а также срыв обязательств перед контрагентами, И в целях обеспечения вот этой своевременной выплаты по договорам, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства, законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и установить ответственность за нарушение заказчиком срока и порядка оплаты по договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Предлагается штрафы установить для должностных лиц – до 50 тысяч рублей, Для юридических лиц – до 100 тысяч рублей.
И мы считаем, что предлагаемые изменения, они в первую очередь призваны минимизировать риски поставщика и дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по договору обязательств, в связи с чем фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», как я уже говорил, поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председательствующий, Спасибо.
Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М. Уважаемые коллеги и Михаил Яковлевич!
Мы, конечно, поддержим (фракция ЛДПР) данный законопроект. Мы видим, как сегодня тяжело малому бизнесу, и не только связано это с пандемией.
К сожалению, тот комплекс проблем и вопросов, который накопился сегодня во взаимоотношениях между заказчиком по этим, там 44-му, 223-му и малому бизнесу, он, этот ком, очень огромный.
Я неслучайно спросил: почему нам понадобилось шесть лет для того, чтобы принять ответственность заказчика в КоАПе? До этого не было прописано. То есть мы в 2014 году постановлением правительства приняли, срок установили там 30 дней, 15 дней, но при этом мы совершенно точно знаем, как себя ведут заказчики с субъектом малого бизнеса. Малый бизнес, он потому и малый называется, что для того, чтобы зайти на конкурс, он должен заложить последнее, взять кредит, и зачастую взаимоотношения потом внутри компании, между оплатой заработной платы сотрудникам, погашению кредита, налогов -это всё напрямую связано с тем, как рассчитывается заказчик.
Вот я же неслучайно вам задал вопрос, Михаил Яковлевич: а дальше-то что? Ну не заплатил. Вы представляете, этот чиновник получит штраф 30 тысяч рублей, а предприниматель – уголовную статью. Мы же сколько выходили с предложением: ну давайте мы симметрично сделаем. Не платит заказчик, но вы освободите предпринимателя от уголовной ответственности. У нас что получается, за 50 тысяч или 100 тысяч, на которые вы там оштрафуете министерство или какую-нибудь гэбэушку, у нас предприниматели все под уголовные статьями? Я уже не говорю о том, что в конечном итоге, если они не могут рассчитаться по налогам, – это банкротство.
По отчёту Генеральной прокуратуры размер недоплаты (вот они опубликовали в апреле) 35 миллиардов, это сумма, которую не получил малый бизнес, это которые они выявили в ходе проверок и заставили заплатить заказчиков, 35 миллиардов для малого бизнеса.
Если мы возьмём 2020 год, первые пять месяцев, 6 процентов всех административных нарушений, которые были сделаны прокуратурой, это неоплата заказчиков малому бизнесу, то есть колоссальные проблемы.
Но в этой проблеме, я ещё раз говорю, я не случайно вам задал вопрос – а что дальше. Ну мы с вами же встречались, мы же говорили, у нас приезжаешь на территорию, приходят предприниматели, они, скажем так, ну, в таком в полушоковом состоянии, они не знают, куда идти, куда просить. Они взяли на последние возможные средства кредит, взяли контракт и не могут решить с заказчиком никак.
Александр Дмитриевич, минуту добавьте мне. Председательствующий, Добавьте время.
Катасонов С. М. Я к вам приходил, обращался вот с теми обращениями, которые с Оренбургской области ко мне приходят. Вот кроме того что они не платят вовремя, с какого момента, это же специально, вот я думал, правильно вопросы задали, так не 15 дней, это не с момента там заключения договора, это с момента подписания формы 2, формы 3. А эту форму как они подписывают? Ну мы тоже знаем, там невозможно. А как они себя ведут с включением в случае неисполнения сроков в РНП? У меня по территориям есть статистика, до 50 процентов заходящих, малый бизнес, на конкурсы направляет в РНП, – всё, нет этого предприятия, это конец. И я к вам приходил, и мы пытались разобраться. И у меня был вопрос к вам какой? Первое, гарантия. Когда мы прекратим издеваться над малым бизнесом, когда заказчик в техническом задании пишет сумасшедшие условия, хотя в Гражданском кодексе есть чёткое определение что такое «гарантия» и его требования. Откуда заказчик придумывает свои собственные условия и потом сразу включает в РНП, как уклонившегося от заключения контракта? Это какой-то ужас. Значит, и вот вопрос с синхронизацией, если они не оплачивают, то как-то освободить от ответственности. Поэтому хотелось бы, если будете отвечать, всё-таки что у нас с этой гарантией, что с синхронизацией ответственности для того, чтобы мы поняли, в этом законопроекте нам двигать или мы видим, на подходе вашей инициативы мы говорили, что у вас как бы есть целый ряд, и если они есть, мы готовы как бы объединиться и дальше в других законах доработать? Ну, подождём ещё полгода. Этот закон поддержим.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Докладчик? Пожалуйста.
Евраев М. Я. Да, спасибо большое. Коллеги, спасибо за поддержку.
Сразу хотел бы, может быть, коротко очень сказать несколько моментов.
Первое. Есть, конечно, много вопросов по работу 223-го ФЗ, безусловно, и скажу, что это не единственная инициатива по защите малого и среднего предпринимательства ввести норму соответствующую в Кодекс об административных правонарушениях.
Более того, Федеральная антимонопольная служба сейчас изменила практику по включению в реестр недобросовестных поставщиков, мы к таким делам относимся крайне внимательно и никогда не включаем предпринимателей без наличия вины.
И также могу сказать, что сейчас Правительство Российской Федерации готовит серьёзный, подготовило уже серьёзный, большой пакет законопроектов, который готовил Минфин, Федеральная антимонопольная служба и Федеральное казачество, так называемый «оптимизационный пакет» по 44-му ФЗ, по его совершенствованию и многие нормы, направленные как раз на защиту малого и среднего предпринимательства. И такие же нормы мы готовим по 223-му ФЗ. Спасибо.
И я думаю, что многие, коллеги, прозвучавшие здесь предложения по доработке ко второму чтению, мы, конечно же, обязательно учтём. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства». Пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 19 мин. 37 сек.)
Проголосовало за 368 чел 81,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 368 чел.
Не голосовало 82 чел 18,2 %
Результат: принято Принимается единогласно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments