leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ

Принят закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ – Юрий Синельщиков Самый важный закон и одновременно самый некачественный Отношение к контролерам как к врагам Проводится со взломом как обыск после совершения преступления
3. 850621-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам голосования приняла закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 21.07.20.
Представил член комитета по контролю и Регламенту Александр Авдеев.
Законопроектом предусматривается:
1) Общие положения:
- для целей ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся: мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; оперативно–разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие; производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора; расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу; деятельность органов внешней разведки; деятельность органов государственной охраны; деятельность органов ФСБ;
- законопроект не применяется к организации и осуществлению: экспортного контроля; государственного портового контроля; государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества; налогового, валютного и таможенного контроля; государственного и муниципального финансового контроля; федерального государственного надзора в области использования атомной энергии; государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юр. лиц; контроля за соблюдением законодательства о гособоронзаказе; федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции и т.д.;
- государственный контроль (надзор) подразделяется на федеральный (осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения РФ, полномочий органов государственной власти РФ по предметам совместного ведения) и региональный (осуществляется в рамках полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения, полномочий субъекта РФ по предметам ведения субъекта РФ);
- предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами; соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах; соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством РФ; исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
2)Виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами; виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ;
- федеральным законом или законом субъекта РФ о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю;
- для каждого вида контроля (надзора) предусматривается обязательное принятие положение о нем (утверждаемое, соответственно: Президентом РФ или Правительством РФ; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; представительным органом муниципального образования). Федеральные законы о видах контроля могут устанавливать положения, которые должны содержаться в положении о виде контроля;
- федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено:
освобождение контролируемого лица от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) или в случае получения контролируемым лицом заключения о подтверждении соблюдения обязательных требований, выданного организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции;
признание контрольными (надзорными) органами результатов деятельности СРО с добровольным членством по осуществлению этой СРО контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов – на основании соглашения, заключаемого СРО с контрольным (надзорным) органом (в этом случае деятельность контрольного (надзорного) органа не осуществляется в отношении членов данной СРО);
3) Информационное обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- предусматривается создание: единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля; единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий; информационной системы досудебного обжалования; реестра заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; информационных систем контрольных (надзорных) органов;
- не допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
- информирование контролируемых лиц о совершаемых контрольным (надзорным) органом действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, через портал «Госуслуги», а также посредством средств связи;
- документы, направляемые контролируемым лицом контрольному (надзорному) органу в электронном виде, могут быть подписаны видами электронной подписи, определенными законопроектом; при этом гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, вправе направлять контрольному (надзорному) органу документы на бумажном носителе;
4) Применение системы оценки и управления рисками:
- контрольный (надзорный) орган относит объекты контроля к одной из шести категорий риска причинения вреда (ущерба): чрезвычайно высокий риск; высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск;
- для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска, в положениях о виде контроля должны быть установлены виды контрольно-надзорных мероприятий, которые могут проводиться в отношении объектов, включенных в данную категорию риска, и их периодичность (частота). При этом в отношении объектов с чрезвычайно высоким риском проводится не менее одного и не более 2-х плановых контрольно-надзорных мероприятий в год, в отношении объектов с высоким или значительным риском – не менее одного в 4 года и не более одного в 2 года, в отношении объектов со средним или умеренным риском – не менее одного в 6 лет и не более одного в 3 года;
- виды и содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются положением о виде контроля в зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
5) Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов:
- оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется по каждому виду контроля в порядке, определяемом Правительством РФ, на основе системы показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в которую входят ключевые и индикативные показатели видов контроля;
- контрольные (надзорные) органы ежегодно осуществляют подготовку докладов о виде контроля, и на их основании ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, каждый год готовит сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в РФ, который ежегодно (начиная с 2022 года) не позднее 1 июля направляется Правительством РФ в Государственную Думу и Совет Федерации, а также размещается для всеобщего сведения на официальном сайте Правительства РФ в сети «Интернет»;
6) Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается по каждому виду контроля и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет». Профилактические мероприятия, предусмотренные программой, обязательны для проведения контрольным (надзорным) органом, при этом контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, и не предусмотренные программой;
- контрольно-надзорные органы могут проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит;
- профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с их согласия либо по их инициативе;
7) Процедура осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом или без такого взаимодействия, а именно:
взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка (инспекционный визит и выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. посредством аудиосвязи или видеосвязи);
без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование (проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа);
- основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть:
наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
поручение Президента РФ или Правительства РФ;
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок;
- для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное его уполномоченным должностным лицом;
- контрольные (надзорные) мероприятия (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом) могут проводиться только путем совершения следующих контрольных (надзорных) действий: осмотр; досмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; отбор проб (образцов); инструментальное обследование; испытание; экспертиза; эксперимент;
- по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт, с которым знакомится контролируемое лицо; оно вправе в течение 15-ти рабочих дней с даты получения акта подать на него возражения, после чего контрольным (надзорным) органом проводятся консультации с контролируемым лицом, результаты которых оформляются протоколом консультаций; протокол консультаций рассматривается контрольным (надзорным) органом при принятии решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия;
- по результатам контрольных (надзорных) мероприятий принимаются следующие решения:
в случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
в случае выявления нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган обязан выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, незамедлительно принять предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению причинения вреда (ущерба) или прекращению его причинения, принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности; рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, подлежат отмене, если такое мероприятие было проведено с грубыми нарушениями требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий; отсутствие согласования с органами прокуратуры, если такое согласование обязательно; нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия и т.д.). В таком случае повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры;
8) Предусматриваются специальные режимы государственного контроля (надзора):
- мониторинг – получение информации о деятельности граждан и организаций, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в т.ч. с применением технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудиозаписи, видеозаписи, измерения. При этом контролируемые лица освобождаются от плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- постоянный государственный контроль (надзор) – постоянное пребывание инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора) – может вводиться при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального пробирного надзора. Определение объектов постоянного государственного контроля (надзора) производится в соответствии с федеральным законом о виде контроля.
ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года за исключением отдельных положений.
Третье чтение 308 0 2 14:14

Стенограмма обсуждения
Пункт 3-й повестки. Проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Александр Александрович Авдеев. Пожалуйста. Авдеев А. А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Сегодня неоднократно звучал вопрос о реформировании контрольно-надзорной деятельности.
и Михаил Владимирович поднимал этот вопрос, и Андрей Михайлович очень активно об этом говорил. И мы, Комитет по контролю и Регламенту подготовил закон к рассмотрению в третьем чтении. Но я бы хотел обратить внимание, что комитетом подготовлен не только законопроект, но и постановление, которое дает нам возможность контролировать процесс его внедрения. И работа находится только в самой начальной стадии. В постановлении мы указываем, что правительству до 1 сентября нужно представить план-график утверждения нормативных актов. До 1 ноября внести сопутствующие законы, до 1 декабря перечень видов федерального государственного контроля и последующее формирование единого реестра видов федерального государственного контроля и надзора и так далее. То есть, принимая этот закон, мы этим постановлением контролируем процесс его внедрения.
Комитет по контролю и Регламенту предлагает принять данный законопроект в третьем чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Включите запись. Покажите список. Синелыциков Юрий Петрович, пожалуйста. С места. А, нет, на трибуну.
Синелыциков Ю. П., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, мы рассматриваем этот законопроект как самый важный из числа тех, которые были приняты в текущей сессии. Но он и самый некачественный из числа тех, которые лично я видел за 8,5 лет моей работы в Государственной Думе.
С учетом этого, нельзя, конечно же, голосовать против законопроекта, но и недопустимо его поддерживать.
Ну фракция работала над поправкам в течение восьми дней от зари до зари. Благо что у нас был... спасибо карантину. К сожалению, ни одна из наших поправок принята не была.
Недостатки законопроекта. Прежде всего он изложен языком, который просто-напросто непригоден для прочтения. Ганзя об одном из таких «шедевров» вчера говорила. Их, к сожалению, там немало.
Второе. К контролерам здесь отношение примерно как врагам народа.
Ф100 199 Чего стоит только новелла о том, что право подконтрольной организации не предоставлять документы контролеру, если эти документы можно получить в другой организации. По кругу будет бегать годами.
Третье. Драконовские меры в отношении самих подконтрольных. Например, досмотр, применяется он при выездной проверке и при рейдерском осмотре, то есть не обязательно в связи с какими-то там нарушениями или в связи с какой-то информацией. Он производится со вскрытием помещений, транспортных средств, упаковки продукции, с удалением пломб, печатей, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей, иными способами. Это совершенно равнозначно обыску, который проводятся по уголовным делам. Но там обыск проводится в связи с информацией о совершенном преступлении и санкцией суда. Здесь просто так зашли и все взломали.
Далее. Из 456 поправок ко второму чтению удовлетворено: правительственных – 93, депутатов и других лиц – всего-навсего 7. Правительство написало, по существу, новый закон. Оно его несколько улучшило, но непонятно, почему оно это не сделало до внесения законопроекта в Госдуму. Но проект не стал пригодным, и немалый труд профильного комитета оказался бессмысленным.
И последнее. На заседании комитета 17 июня была утверждена таблица поправок № 2 к проекту закона. И на пленарном заседании вчера при обсуждении этой таблицы выяснилось, что она отличается от утвержденной ранее профильным комитетом. Это несоответствие было обнаружено мною в зале уже после начала обсуждения законопроекта, и лишило нас возможности вынести на... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Завершили, да?
Добавьте время, пожалуйста.
Синелыциков Ю. П. Это лишило нас возможности вынести таблицу на отдельное голосование. Как утверждают депутаты, такие неожиданности встречались и ранее. Это достаточно серьезные нарушения.
Прошу я Председателя Думы (обратимся к нему отдельно, раз его здесь нет) организовать проверку этих обстоятельств с заменой утверждённой ранее таблицы поправок, и принять меры к недопущению подобных нарушений впредь.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Савастьянова Ольга Викторовна.
Савастьянова О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддержит данный законопроект, потому что для этого есть обоснованные причины.
Первое. Все обсуждения проходили в публичном формате. Это было не информирование о законе, а именно обсуждение поправок в части их авторства, в части их аргументов и в части причин, по которым следует либо принять предложенную поправку, либо её отклонить. Поэтому, как результат, те решения, которые были приняты, они носят коллективную, солидарную позицию, и были поддержаны.
Второе. Очень важно не просто принять закон, очень важно, чтобы закон работал, и было соответствующее качество этого закона.
При подготовке и рассмотрении ставилась задача не просто уйти от избыточных, ненужных и формальных процедур, а работать на опережение и упреждение возможных негативных последствий, защитить здоровье наших граждан, обеспечить безопасность и высокое качество жизни. Поэтому все поправки, которые непосредственно принимались и рассматривались, они прошли через этот фильтр. То есть те изменения, которые были предложены, они соответствуют основным задачам и целям закона.
Далее. При рассмотрении данного законопроекта нами были внесены предложения, и в самом законопроекте предложены нормы, которые обеспечивают постоянный парламентский контроль данного закона.
Более того, те постановления, которые мы вынесли на обсуждение, с одной стороны, предусматривают конкретные пункты, обязывающие правительство представить информацию по тем важным решениям, которые должны быть приняты в части обеспечения данного закона, а он вступает в действие с 1 июля следующего года, а также ряд пунктов, по которым также есть обязанность для Правительства Российской Федерации, прежде чем будут приняты важнейшие решения о видах контроля, о реестре и так далее, эти проекты документов должны быть обсуждены на площадке Государственной Думы.
Таким образом, данный законопроект очень важен. Важны и соответствуют государственному подходу изменения, которые были предложены.
Таблицы поправок Комитета по контролю и Регламенту, обсужденные на заседании комитета с решением о внесении редакционных правок, были размещены в системе СОЗД в 20.00 в пятницу, за четыре дня, даже более чем это требуется Регламентом, поэтому у всех была возможность с ними ознакомиться. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (третье чтение).
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 14 мин. 53 сек.)
Проголосовало за 308 чел 68,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 310 чел.
Не голосовало 140 чел 31,1 %
Результат: принято Принят в третьем чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments