leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят закон об обязательных требованиях в РФ –з Авдеев Это и есть регуляторная гильотина

Принят закон об обязательных требованиях в РФ –з Авдеев Это и есть регуляторная гильотина Готовятся к отмене тысячи актов
4. 851072-7 Госдума без обсуждения приняла закон «Об обязательных требованиях в РФ»
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 21.07.20.
Представил член комитета по контролю и Регламенту Александр Авдеев.
Законопроектом предусматриваются:
1) Сфера применения ФЗ:
- обязательные требования – это определенные ФЗ правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, аккредитации и иных разрешений, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
- определяется, что ФЗ не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа; устанавливаемых в сфере обороны, гособоронзаказа, военно-технического сотрудничества, госбезопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в т.ч. противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка; в сфере действия законодательства РФ о налогах и сборах, бюджетного законодательства РФ, законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о таможенном регулировании и таможенном деле в РФ; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов и т.д.;
- порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством РФ о техническом регулировании;
- необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей;
- обязательные требования должны быть исполнимыми; не допускается установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования;
2) Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования:
- обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., актами, составляющими право ЕАЭС, положениями международных договоров РФ, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента РФ. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента РФ, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства РФ, ФОИВов. В соответствии с ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обязательные требования могут быть установлены соответственно нормативными правовыми актами Госкорпорации «Росатом» и Госкорпорации «Роскосмос» (далее – уполномоченные организации);
- обязательные требования, предусматривающие получение гражданами и организациями разрешений (в формах лицензий, согласований, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, заключений, экспертиз и иных разрешений), устанавливаются федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами – нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;
- при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- при установлении обязательных требований нормативными правовыми актами Правительства РФ, ФОИВа или уполномоченной организации должны быть соблюдены принципы, установленные ФЗ, и определены: содержание обязательных требований; лица, которые обязаны соблюдать обязательные требования; формы оценки соблюдения обязательных требований и ряд других элементов;
- создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия;
3) Действие обязательных требований:
- положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ (положение вступает в силу с 01.02.2021 г.);
- указанные выше правила о вступлении в силу соответствующих нормативных правовых актов не применяются к нормативным правовым актам, подлежащим принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части, а также нормативным правовым актам, направленным на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф;
- подзаконным нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать 6-ти лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства РФ. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом Правительством РФ, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока действия не более чем на 6 лет;
- в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований;
4) Открытость и предсказуемость
- проекты нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, подлежат публичному обсуждению;
- обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах, не применяются;
- обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, на которых они распространяются, путем опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих указанные обязательные требования, с соблюдением соответствующей процедуры;
5) Оценка проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и применения обязательных требований:
- ФОИВ, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, или уполномоченная организация в порядке, определяемом Правительством РФ, готовит доклад о достижении целей введения обязательных требований;
- оценка фактического воздействия проводится в отношении нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, в порядке, установленном Правительством РФ. Указанным порядком определяются также порядок и основания признания утратившими силу или пересмотра устанавливающих обязательные требования нормативных правовых актов Правительства РФ, ФОИВов и уполномоченных организаций, их положений;
- ФОИВы и уполномоченные организации при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, проводят процедуру оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ). Правила ее проведения в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых ФОИВами и уполномоченными организациями, определяются Правительством РФ;
- в целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству РФ проводятся правовая экспертиза проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, и государственная регистрация нормативных правовых актов ФОИВов, устанавливающих обязательные требования;
- экспериментальный правовой режим состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории, в т.ч. в полном или частичном отказе от применения определенной группой лиц или на определенной территории обязательных требований либо в отказе от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности. Порядок установления и период действия экспериментального правового режима в сфере применения обязательных требований определяются в соответствии с федеральными законами;
6) Официальные разъяснения обязательных требований:
- ФОИВы в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а равно изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований. ФОИВы, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обязаны руководствоваться официальными разъяснениями обязательных требований;
- ФОИВы, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, и ФОИВы, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обеспечивают информирование лиц, которые обязаны соблюдать обязательные требования (далее – контролируемые лица), о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований;
7) Обеспечение реализации положений ФЗ («регуляторная гильотина») (положения не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, нормативные правовые акты Правительства РФ, ФОИВов, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером по которым выступает РФ):
- Правительством РФ до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечивается признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, ФОИВов, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора);
- независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории РФ или отменены указанные нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в таких актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности;
- Правительство РФ вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых вышеуказанные положения не применяются;
- с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий, аккредитации и иных разрешений не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.
ФЗ вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Третье чтение 348 0 1 14:16

Стенограмма
4-й пункт. Проект федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Александр Александрович Авдеев, пожалуйста.
Авдеев А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Этот закон – та самая как раз «регуляторная гильотина», о которой так много говорится. На текущий момент правительством уже отменены тысячи устаревших советских актов, и готовятся к отмене ещё тысячи, но цель данного законопроекта «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» – как раз создать долгосрочную систему установления оценки применения обязательных требований.
И, во-первых, это необходимо для того, чтобы отменить с 1 января 2021 года все устаревшие требования и нормы.
А, во-вторых, это введение в действие новых норм, которые содержат актуальные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода.
К данному законопроекту Комитетом по контролю и Регламенту также подготовлено постановление, которое позволяет анализировать внедрение данного закона и практику его реализации, и ставит также этот вопрос на такой серьезный парламентский контроль.
Предлагаем поддержать и принять в третьем чтении.
Председательствующий, Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», пункт 4-й. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 16 мин. 36 сек.)
Проголосовало за 348 чел 77,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел. 0,2 %
Голосовало 349 чел.
Не голосовало 101 чел 22,4 %
Результат: принято Принят в третьем чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments