leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций

Принят закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций
5. 922869-7 Госдума без обсуждения приняла закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ»
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 21.07.20.
Представил зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко.
Законопроект определяет цели и принципы экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, определяет круг участников экспериментальных правовых режимов, а также регулирует отношения, связанные с их установлением и реализацией.
Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций (далее – ЭПР) могут устанавливаться по следующим направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций:
- медицинская деятельность, в т.ч. с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан, фармацевтическая деятельность;
- проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в т.ч. высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;
- сельское хозяйство;
- финансовый рынок;
- продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом;
- архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений;
- предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
- промышленное производство (промышленность);
- иные направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, установленные Правительством РФ.
Установление ЭПР допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
- общее регулирование, касающееся отношений в сфере цифровых инноваций по соответствующим направлениям содержит требования, предписания, запреты, ограничения, при соблюдении которых внедрение цифровых инноваций невозможно или существенно затруднено;
- существует технологическая возможность применения цифровых инноваций либо для их использования требуется техническая, технологическая, организационная или иная подготовка;
- установление ЭПР должно привести к достижению одной или нескольких целей:
формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
развитие конкуренции;
расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
повышение эффективности государственного или муниципального управления;
обеспечение развития науки и социальной сферы;
совершенствование общего регулирования по результатам реализации ЭПР;
привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в РФ;
создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций;
- предложение об установлении ЭПР содержит обоснованную оценку рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юр. лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям и меры, направленные на минимизацию таких рисков.
Условия ЭПР, а также специальное нормативное правовое регулирование в отношении этого режима определяются программой соответствующего ЭПР, утверждаемой нормативным правовым актом Правительства РФ (в отношении финансового рынка – Банка России). При этом предметом специального регулирования не могут быть правоотношения, возникшие при осуществлении деятельности, связанной с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, в т.ч. при защите государственной тайны, обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры, а также в связи с возможным введением в оборот товаров, работ и услуг, оборот которых запрещен. Установление ЭПР не может являться основанием для предоставления участникам ЭПР налоговых льгот.
По каждому направлению разработки и апробации цифровых инноваций, по которому возможно установление ЭПР, предусматривается свой регулирующий орган, которым является ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по соответствующему направлению, а в отношении финансового рынка – Банк России.
ЭПР устанавливается в отношении определенного круга субъектов или одного субъекта ЭПР на определенный срок (не более 3-х лет) и, если иное не предусмотрено таким ЭПР, на определенной территории. Программой ЭПР могут быть установлены различные сроки участия в ЭПР для разных субъектов ЭПР.
Инициатором установления ЭПР может стать государственный орган, орган местного самоуправления (в части предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля), юр. лицо, индивидуальный предприниматель (для юр. лиц и ИП законопроектом предусматривается ряд требований, которым они должны соответствовать, чтобы иметь возможность стать инициатором установления ЭПР). Предложение об установлении ЭПР (далее – инициативное предложение) вносится инициатором в уполномоченный орган (ФОИВ уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по нормативному правовому регулированию и полномочий, предусмотренных законопроектом, по вопросам экспериментальных правовых режимов, а в отношении финансового рынка – Банк России) с приложением к нему проекта программы ЭПР и документов, перечень которых утверждается уполномоченным органом (требования к форме и содержанию инициативного предложения и проекта программы ЭПР утверждаются уполномоченным органом).
В случае соответствия инициативного предложения указанным требованиям, уполномоченный орган направляет инициативное предложение в определенную Правительством РФ (а в отношении финансового рынка – Банком России) НКО, представляющую предпринимательское сообщество по вопросам ЭПР (далее – НКО по вопросам ЭПР). в регулирующий орган (если он не является его инициатором), а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается установить ЭПР, которые представляют заключение о возможности или невозможности установления ЭПР. После получения указанных заключений уполномоченный ФОИВ и НКО по вопросам ЭПР подготавливают свои заключения о возможности или невозможности установления ЭПР. Если уполномоченный ФОИВ, регулирующий орган и НКО по вопросам ЭПР дали заключения о возможности установления ЭПР, уполномоченный ФОИВ вносит предложение об установлении ЭПР в Правительство РФ, после чего предложение рассматривается определенным Правительством РФ координационным органом для снятия возможных разногласий. Если все разногласия были урегулированы координационным органом, предложение рассматривается Правительством РФ, которое издает акт об установлении ЭПР и утверждении его программы (в отношении финансового рынка это делает Банк России).
Лицо, являющееся инициатором, в случае установления ЭПР и включения инициатора в качестве субъекта ЭПР в программу ЭПР приобретает статус субъекта ЭПР с момента вступления в силу акта Правительства РФ (либо, соответственно, Банка России), которым утверждена программа указанного ЭПР, если иное не предусмотрено этой программой ЭПР. Иное лицо приобретает статус субъекта ЭПР путем присоединения к данному ЭПР в качестве субъекта ЭПР. Для присоединения к ЭПР лицо подает заявку в регулирующий орган, который готовит заключение о возможности такого присоединения, на основании которого Правительство РФ принимает решение о присоединении лица к ЭПР в качестве субъекта ЭПР.
Уполномоченный орган, регулирующий орган и НКО по вопросам ЭПР осуществляют мониторинг ЭПР, в рамках которого субъекты ЭПР направляют им отчеты об итогах деятельности в рамках реализации ЭПР. На основе этих отчетов уполномоченный ФОИВ и НКО по вопросам ЭПР готовят сводный аналитический отчет, в котором содержится один из следующих выводов: о допустимости либо недопустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования; о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования в случае внесения изменений в специальное регулирование.
В случае, если был сделан вывод о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования, уполномоченный орган вносит предложение о внесении изменений в общее регулирование в Правительство РФ, которое принимает одно из следующих решений: о необходимости внесения изменений в общее регулирование; о продлении срока действия ЭПР на один год для субъекта ЭПР или субъектов ЭПР, выполнивших программу ЭПР в случае их согласия.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Третье чтение 350 27 0 14:17

Стенограмма
Пункт 5-й. Проект федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Денис Борисович Кравченко, пожалуйста.
Кравченко Д. Б., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич. Законопроект полностью прошел все согласования юридико-технические и лингвистические и готов к принятию в третьем чтении. Долгожданный законопроект, о котором сегодня и премьер говорил. Прошу поддержать, коллеги.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 17 мин. 42 сек.)
Проголосовало за 350 чел 77,8 %
Проголосовало против 27 чел 6,0 %
Воздержалось 0.0 %
Голосовало 377 чел.
Не голосовало 73 чел. 16,2%
Результат: принято Принят в третьем чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments