leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 22.07.20 отчет правительства Михаил Мишустин – часть первая

Стенограмма пленарное заседание ГД 22.07.20 отчет правительства Михаил Мишустин – часть первая
Стенограмма триста девятого заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Здание Государственной Думы. Большой зал. 22 июля 2020 г. 10 часов. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги! Приступаем к работе. Просьба зарегистрироваться. Пожалуйста, включите режим регистрации. Идёт регистрация, обращаю внимание. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты регистрации (10 час. 01 мин. 05 сек.)
Присутствует 407 чел 90,4 %
Отсутствует 43 чел 9,6 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 43 чел 9,6 %
Результат: кворум есть В зале присутствует 407 депутатов. Кворум есть. Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова.
Савастьянова О. В., председатель Комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги и приглашённые!
В соответствии с документами, представленными в Комитет по контролю и Регламенту, по уважительной причине на сегодняшний день отсутствует 40 депутатов, присутствовать в течение дня будет 410.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, ставится порядок работы за основу.
Просьба включить режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (10 час. 02 мин. 17 сек.)
Проголосовало за 406 чел 90,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 406 чел.
Не голосовало 44 чел 9,8 %
Результат: принято Принимается единогласно.
Коллеги, будут ли замечания по порядку работы на сегодняшний день?
Нет?
Ставится на голосование порядок работы в целом. Просьба включить режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (10 час. 02 мин. 53 сек.)
Проголосовало за 400 чел 88,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 400 чел.
Не голосовало 50 чел 11,1 %
Результат: принято Принимается единогласно.
Уважаемые коллеги, у нас сегодняшний день очень насыщенный. Начнется пленарное заседание с отчета Правительства Российской Федерации. Мы с вами обсуждали в рамках Совета, и сегодня ещё раз хотелось бы получить поддержку регламента, порядка рассмотрения отчета. Планируется выступление председателя правительства, давайте не будем его ограничивать во времени. Нет возражений? Нет возражений. Затем 22 вопроса от фракций, а также от независимых депутатов. Нет возражений? Нет возражений.
Уважаемые коллеги, учитывая, что мы с вами работаем в новом формате, вы знаете, президент часть своих полномочий делегировал нашим гражданам, были приняты поправки в ходе общероссийского голосования. Граждане поддержали их, и у нас с вами сегодня парламент получил дополнительные полномочия, утверждает правительство, министров, вице-премьеров, председателя правительства. Конечно, мы должны со своей стороны, и об этом также говорили, понимая эту ответственность, выстраивать уже и новый формат взаимодействия, взаимоотношений. Они должны быть партнерскими, должны быть конструктивными, но вместе с этим, для нас это большая ответственность – ответственность принимать решения об утверждении министров и других членов кабинета.
Поэтому мы сегодня с вами в ходе отчета планируем, если это потребуется, заслушать членов правительства, министров, которые здесь присутствуют, вице-премьеров, поэтому давайте мы это сделаем на усмотрение председателя правительства, потому что вопросы в любом случае будут адресованы ему, но хотелось бы, чтобы члены кабинета – министры и вице-премьеры были всегда готовы и со своей стороны понимали, что депутаты, представляя интересы наших граждан, сегодня имеют возможность по поручению своих избирателей такие вопросы вам адресовать.
Думаю, что этот формат у нас с вами приживется, ну и, конечно, наша задача, чтобы мы работали более эффективно. Вообще, когда мы говорим об изменениях, которые произошли в Конституции, поправки, которые люди поддержали, задача – повысить качество власти, вот мы исходим из этого.
Поэтому, коллеги, у нас в ходе обсуждения доклада председателя правительства отчет правительства, затем выступят все руководители политических фракций, либо представители фракций, мы на это отводим 10 минут каждому выступающему, а уже в завершение председатель правительства будет иметь возможность выступить с заключительным словом и ответить также на те вопросы, которые прозвучат в выступлении руководителей фракций, представителей фракций, кто будет выступать.
Уважаемые коллеги, вот такой порядок. Нет возражений? Нет возражений.
Затем мы с вами продолжим работу. Потом перерыв в работе. Затем выступления руководителей фракций по итогам года.
Далее мы будем рассматривать законопроекты третьего чтения. Валентина Ивановна Матвиенко присутствует, и мы уже обсуждали, что порядка 80 законопроектов мы передадим в Совет Федерации для последующего рассмотрения, у нас это будет серьезный итог работы.
Вот, коллеги, на сегодняшний день такая программа.
А сейчас слово предоставляется для выступления Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Владимировичу Мишу сгину. Пожалуйста, Михаил Владимирович.
Давайте поприветствуем Председателя Правительства. (Аплодисменты.)
Мишустин М. В., Председатель Правительства Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги!
Сегодня я впервые выступаю в Государственной Думе с отчетом об итогах работы правительства. Оно было сформировано в январе после того, как президент выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию и, по сути, определил ключевые задачи и ориентиры на ближайшую перспективу. На их основе мы сформулировали главную цель правительства -это повышение качества жизни каждого человека в стране за счёт роста экономики, развития социальной сферы, а, значит, достижения национальных целей, которые поставил перед нами президент.
Мы начали свою работу, исходя из пяти базовых ценностей.
Первая – это выстраивать все сервисы государства вокруг потребностей людей, действовать открыто, вести диалог на основе взаимного уважения и доверия.
Далее – это подавать пример этичного поведения.
Далее – это работать, невзирая на ведомственные границы, командой. И очень важно, что результат должен быть важнее формальных процедур и регламентов.
Мы ведём работу, опираясь на эти ценности, и начали её не с чистого листа. Я хочу поблагодарить предыдущий состав правительства, который в соответствии с задачами, поставленными президентом, создал солидный резерв. Именно это обеспечило стране макроэкономическую и бюджетную стабильность.
Общий объём Фонда национального благосостояния к началу 2020 года составил почти 8 триллионов рублей. На минимальных значениях в 2019 году находились показатели инфляции и безработицы. Уровень государственного долга составил 12,3 процента, а объём золотовалютных резервов увеличился до 554 миллиардов долларов. Всё это создавало хорошие предпосылки для рывка.
Однако в начале года мы столкнулись с мощнейшим вызовом – новой коронавирусной инфекцией. Эпидемии в мире случались и раньше, но сейчас, в эпоху глобальных взаимосвязей, вирус стал стремительно распространяться по всем континентам. Ни с чем подобным раньше не сталкивался в мире никто.
Ситуация осложнилась и тем, что распространение вируса и действия отдельных стран по наращиванию добычи нефти привели к серьёзному дисбалансу на нефтяном рынке. Это вызвало обвальное снижение цен, усилилась волатильность финансовых и валютных рынков, произошёл, естественно, отток капитала.
Сочетание таких факторов существенно осложняло обстановку и требовало экстренных и масштабных мер.
Для многих людей в России реальность угрозы заражения вирусом стала очевидна лишь в середине марта, когда было ограничено авиасообщение с рядом стран. Но мы действовали на опережение. По поручению президента начали предпринимать меры по борьбе с коронавирусом гораздо раньше, хотя на тот момент ни одного случая заражения коронавирусом в нашей стране еще и не было. Наши действия были продуманными и проактивными, опирались на исследования и рекомендации российских специалистов, а также на мировой опыт. Работал мощнейший аналитический центр. Я неоднократно встречался с врачами, учеными, экспертами для выработки оптимальной стратегии алгоритма введения ограничительных мер и последующей их поэтапной отмены.
Уже 30 января мы ограничили воздушное сообщение с Китаем, едва не первые в мире, на следующий день остановили пассажирское движение, железнодорожное сообщение на этом направлении, ограничили возможность пересечения сухопутной границы на Дальнем Востоке. Россия, еще раз повторю, сделала это едва ли не первой в мире, чтобы защитить наших людей и выиграть время на подготовку системы здравоохранения к приему заболевших.
Мы провели аудит коечного фонда, запасов средств защиты, медицинского оборудования во всех регионах уже к 30 января. Были созданы оперативный штаб и координационный совет. Большую работу проделала рабочая группа Государственного совета. Без промедления выделяли необходимые средства и ресурсы, объединяли усилия государства и общества для борьбы с этой опасной инфекцией. Это позволило избежать коллапса, который мы наблюдали за рубежом, такого как был в Италии, Испании или в Соединенных Штатах Америки. С первых дней в борьбу с этим заболеванием вступили наши эпидемиологи, ученые и врачи. Российские специалисты одними из первых в мире создали эффективные тест-системы и вплотную приступили к разработке вакцины.
Ситуация потребовала от нас дополнительно выделить 170 миллиардов рублей на закупку медицинского оборудования, перепрофилирование коечного фонда страны, выплаты врачам, поддержку региональных систем ОМС. В рекордно короткий срок было развёрнуто более 180 тысяч инфекционных коек, если точно – 184 тысячи. Закуплено необходимое оборудование и средства индивидуальной защиты, причём только дотации из федерального бюджета регионам на эти цели составили около 66 миллиардов рублей.
Но главные герои ежедневной борьбы за жизни и здоровье – врачи, конечно, это наши врачи, медицинские сестры, специалисты санитарной службы, водители скорой помощи. В первое время медперсонала не хватало, и к работе с инфекционными больными привлекали самых разных специалистов, в том числе ребят, студентов старших курсов медицинских вузов и волонтёров. Была организована переподготовка с использованием интерактивных образовательных модулей более чем полутора миллионов человек, рискуя собой, они все заботились о тех, кто заболел, иногда буквально жили в больницах, месяцами не видели свои семьи.
По поручению президента правительство предусмотрело для них меры финансовой поддержки. Президентские стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ получили более 290 тысяч медицинских и других работников. Отдельные выплаты предоставлены были и тем, кто работал с группами риска, это свыше 400 тысяч человек.
Для тех, кто заразился, оказывая помощь больным коронавирусной инфекцией, мы предусмотрели соответствующие страховые выплаты.
Централизация санитарной эпидемиологической службы нам позволила мобилизовать всех ев сотрудников, усилить контроль на границе Российской Федерации. Все эти меры помогли спасти 1ысячи человеческих жизней. Оглядываясь назад, уверен, что основные принятые решения были своевременными и правильными.
В мире!уже выявлено более 14 с половиной миллионов случаев заболевания коронавирусом. Болезнь унесла свыше 600 тысяч человеческих жизней. В Российской Федерации заболело 790 тысяч человек и, к сожалению, почти 12 с половиной тысяч жизней спасти не удалось, и каждая из этих смертей – трагедия, Я глубоко соболезную родным и близким каждого человека, который стал жертвой новой страшной инфекции.
Правительство работало буквально круглосуточно, все наши решения были подчинены одному – спасению жизни людей. Об этом говорил президент. Именно так мы будем действовать и дальше.
Теперь можно уверенно сказать: Россия справляется с коронавирусной инфекцией лучше многих стран, число заболевших на тысячу жителей в нашей стране в два раза меньше, чем в Соединённых Штатах Америки, в Бразилии и в ряде других стран. Но, конечно, бдительность терять не будем, пока не появится надёжное лекарство от коронавируса.
По двум вакцинам, наверное, вы знаете, уже подводятся результаты клинических исследований. Убеждён, что наши разработки будут востребованы в России и во всём мире. Опыт борьбы с коронавирусом показал, что наше здравоохранение может мобилизоваться перед любой серьёзной угрозой.
В то же время выявились направления, которые требуют дополнительных усилий. Ситуация позволила нам увидеть общие проблемы здравоохранения.
С распространением инфекции значительная нагрузка легла на первичное звено – фундамент всей системы здравоохранения и ключевая его задача по модернизации была поставлена президентом. Для её решения будет выделено почти 500 миллиардов рублей на соответствующую следующую пятилетку. Приэтом мы должны не только концентрироваться на создании новых современных поликлиник, ФАПов, но и устранить проблемы, которые возникли при оптимизации здравоохранения. Безусловно... (Аплодисменты.) Спасибо.
Безусловно, мы займёмся и развитием санитарно-эпидемиологической и инфекционных служб: всю инфраструктуру, построенную для борьбы с коронавирусной инфекцией, то закупленное оборудование в дальнейшем мы будем использовать для помощи пациентам с другими заболеваниями.
Ещё раз благодарю всех наших эпидемиологов, врачей и медсестёр, водителей скорых, весь персонал больниц и социальных работников и, конечно, социально ориентированные НКО, волонтёров, всех неравнодушных людей, которые в самый сложный момент помогли спасти жизни людей. (Аплодисменты.) Эти трудные дни показали сплочённость нашего общества. Хочу сказать каждому спасибо.
Кризис затронул всех: упали доходы людей, серьёзные убытки понёс бизнес, включая целые отрасли. Особенно трудно пришлось тем, кто потерял работу и семьям с детьми. И, конечно, мы были обязаны о них позаботиться.
В это сложное время решения приходилось принимать, практически, молниеносно. В правительстве сроки рассмотрения и согласования документов были сокращены до 24 часов. Напряжённо работали, конечно, и вы, уважаемые депутаты, Государственная Дума, Совет Федерации. Сегодня особо хотел бы поблагодарить вас, парламентариев, за такой подход.
Чтобы запустить все программы поддержки людей и экономики, мы пошли на существенное смягчение бюджетной политики. При снижении доходов расходы не сокращали, напротив, они даже выросли. Благодаря этому удалось смягчить последствия распространения коронавирусной инфекции в стране. Меры, которые мы принимали по инициативе президента для поддержки граждан и экономики, беспрецедентны и по сумме выделенных средств, и по охвату отраслей. Мы сделали всё, чтобы прямая финансовая помощь быстрее доходила до конкретных адресатов, в первую очередь это семьи с детьми. На их воспитание всегда нужны немалые средства, и если отец или мать теряет работу, а в кризис такое, конечно, не редкость, это может обрушить семейный бюджет. Допускать подобное нельзя. И правительство обеспечило семьям с детьми ряд дополнительных выплат. Всего различные формы поддержки на сумму около 600 миллиардов рублей получили семьи, в которых воспитывается более двадцати шести с половиной миллионов детишек.
Хотя глобальные вызовы создали множество рисков для экономики страны в целом, для правительства по-прежнему первостепенное значение имела борьба с бедностью. Эта тема находится на особом контроле у президента и у нас.
Коронавирус сильно изменил рынок труда. С 1 апреля число безработных, официально зарегистрированных в службах занятости, выросло в 3,5 раза, сейчас их около 3 миллионов человек. И правительство продлило на три месяца выплату пособий тем, кто остался без работы до начала распространения коронавируса. Максимально помогли людям, которые потеряли работу после 1 марта, в том числе увеличив пособия по безработице, это свыше миллиона человек.
Все меры поддержки безработных правительство распространило и на более чем 13 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые были вынуждены закрыть свое дело после 1 марта. Всем им было назначено максимальное пособие в размере одного МРОТ.
Хочу отметить, что все службы занятости в это непростое время работали в онлайн-режиме.
Восстановление рынка труда невозможно без развития экономики. И мы хорошо понимали это, когда принимали решение о том, кого надо поддерживать в период действия жестких ограничений. Требовалось максимально снизить издержки бизнеса, помочь предпринимателям сохранить свое дело и не потерять деловых партнеров. Мы сразу приняли экстренные меры поддержки наиболее пострадавших отраслей, таких как авиаперевозки, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание.
По мере расширения кризисных явлений также обратили особое внимание на розничную торговлю непродовольственными товарами, сферу культуры и на средства массовой информации. В первую очередь это касалось малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, потому что у них запас прочности гораздо меньше, чем у крупных предприятий и компаний. Им сложнее поддерживать свою деятельность, тем более платить заработную плату сотрудникам в условиях введенных ограничений и вынужденного
** нет.
Президент одобрил целый ряд неотложных мер, и я скажу лишь о некоторых, самых значимых из них.
Первое. Малому и среднему бизнесу предоставили отсрочки по обязательным платежам.
Второе. Для всех субъектов малого и среднего предпринимательства в два раза, беспрецедентно, в два раза, с 30 процентов до 15-ти уменьшены страховые взносы с заработных плат, которые превышают один МРОТ. Это постоянно действующая мера, которая не просто помогла такому бизнесу пережить сложный период, но и дала возможность успешно развиваться и дальше.
Третье. За второй квартал и вовсе списали все налоги и страховые взносы. Такую поддержку получили свыше полутора миллионов малых и средних компаний и индивидуальных предпринимателей.
Всем самозанятым был предоставлен дополнительный налоговый капитал, и они получили обратно уплаченный ими налог за прошлый год. Всего на эти цели было направлено более 1,5 миллиарда рублей. Малый и средний бизнес из наиболее пострадавших отраслей был также поддержан с помощью президентских грантов. Тем, чьи доходы снизились более чем на треть, банки предоставили, соответственно, отсрочки по кредитам.
Особо отмечу, мы выдавали займы на заработную плату под нулевой процент. По этой программе банками заключено около 40 тысяч кредитных договоров на общую сумму около 93 миллиардов рублей. А с 1 июня запустили мы еще одну программу кредитования со списанием при условии, что компания сохранит большинство своих сотрудников. И эти меры касались не только предприятий малого и среднего бизнеса, но и крупных компаний из пострадавших отраслей, и тех, конечно, которые ориентированы на потребительский рынок.
Важным шагом стала декапитализация региональных гарантийных и микрофинансовых организаций. Это нам позволило расширить программы помощи МСП на региональном уровне. Мы освободили индивидуальных предпринимателей, ряд малых и средних компаний от арендных платежей за государственное и муниципальное имущество, сэкономили им примерно 7 миллиардов рублей. Для тех же, кто арендовал частную недвижимость, установили требования к условиям отсрочки. Некоторые предприниматели оказались в еще более сложной ситуации, когда им выставили штрафные санкции при досрочном расторжении договора аренды. И мы оперативно вместе с коллегами из Государственной Думы внесли в законодательство поправки, которые защитили бизнес. Теперь, если арендодатель не идет на снижение или смягчение условий аренды для компаний малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, может в одностороннем порядке расторгнуть договор без штрафов.
Особого внимания требовали и системообразующие предприятия. Они в нашей стране – крупнейшие работодатели для более чем 6 миллионов человек. Их деятельность оказывает влияние на четверть экономики России. Поэтому мы постоянно мониторили финансовое состояние этих предприятий, конечно, предусмотрели для них целый набор мер поддержки и, прежде всего, программу льготного кредитования на пополнение оборотных средств, по ним уже получено около 139 миллиардов рублей.
Ещё раз подчеркну, все наши инициативы были направлены на то, чтобы максимально сократить издержки бизнеса и не допустить ухудшения финансового состояния.
Для этого мы ввели мораторий на проведение практически всех проверок предпринимателей. Впервые он был распространён на средние компании и некоммерческие организации. Необходимые проверки переходят сегодня в дистанционный формат, и мы исходим из того, что такая практика сохранится. Реализовали принцип – лицензия автоматом. Период действия более 70 видов различных разрешительных документов был автоматически продлён.
Благодаря двум законопроектам, которые сейчас в Государственной Думе, «Об обязательных требованиях» и «О государственном и муниципальном контроле» будет создана база для выстраивания контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на риск-ориентированном подходе, на принципах приоритета профилактической работы. При этом мы избавляем бизнес от серьёзных расходов на адаптацию к новым требованиям.
Это лишь несколько примеров. За последние месяцы мы сняли и ряд других организаций для бизнеса, и всё это работает.
Уважаемые коллеги, нам важно проанализировать опыт, который мы получили за эти месяцы, чтобы перезапустить экономический рост, добиться скорейшего восстановления активности и динамичного развития. Наша цель -сделать систему государственного управления более эффективной, открытой, удобной для всех пользователей: будь то граждане нашей страны, бизнес или государственные служащие.
Цифровая трансформация открывает принципиально новые возможности для взаимодействия общества и государства. Когда люди видят, что государственная структура – это надёжные, добросовестные помощники, уверен, что реализация этого запроса на практике поможет нам войти в число лидеров глобальной экономики. Именно по такому пути в своё время мы пошли в Федеральной налоговой службе, когда решили кардинально изменить прежний стиль и подходы к работе. Мы стремились, чтобы для людей и для бизнеса эта служба стала сервисной, современной, технологичной, и мне кажется, нам это удалось.
Процесс подобной цифровой трансформации мы видим и на других примерах. Люди давно и активно пользуются возможностями многофункциональных центров, банковскими сервисами, порталом государственных услуг, а в тот момент, когда в условиях самоизоляции нам пришлось ограничить контакты, перейти от реального общения к виртуальному, они стали абсолютно незаменимы.
Государственные услуги, которые традиционно требовали сбора множества документов, личных визитов, стали доступны онлайн, и, не выходя из дома, люди могли быстро получить деньги по больничным листам. Через Интернет в результате их было оформлено почти 3,5 миллиона. Также легко и просто, без сбора документов оформлялись пособия на детей. Десятки тысяч наших граждан, которые оказались в это время за рубежом, за пределами нашей страны, могли обратиться с помощью портала государственных услуг за ними, за поддержкой.
За время изоляции многие открыли для себя виртуальные экскурсии по музеям, лекции-вебинары, трансляции спектаклей и кинофильмов. Я уже не говорю о школьниках и студентах и преподавателях, которые в кратчайшие сроки вынужденно перешли на новый дистанционный формат обучения. Здесь, кстати, очень пригодился опыт использования онлайн-платформ, а на портале «Работа в России» открылась возможность для дистанционной регистрации граждан в качестве безработных. Можно оформить было, кстати, и пособие по безработице.
Мы создали информационный центр, который занимается мониторингом ситуации с распространением инфекции, через него координировали взаимодействие центра и регионов, отслеживали число заболевших по всей стране. На этом ресурсе появилась единая информационная база данных о готовности медицинских организаций принимать больных. В неё оперативно погружались все сведения о койко-местах, лекарствах, средствах индивидуальной защиты.
Все эти сервисы прошли жесткую проверку в экстремальных условиях, когда нагрузка на них достигала пика, что ещё раз подтверждает необходимость внедрения именно сервисной модели всей исполнительной власти. Месяцы жизни и работы в дистанционном режиме показали, как надо улучшить цифровой формат взаимодействия между людьми и властью так, чтобы людям было удобно, когда государство само автоматически сообщает гражданину обо всех полагающихся ему услугах и, конечно, предоставляет их в электронном виде. Это и есть проактивный, то есть опережающий формат работы, который мы сегодня создаем.
Одним из таких проектов является социальное казначейство. Это единая цифровая платформа для всех видов социальной поддержки, ее смысл помочь именно тем, кто в этом нуждается объективно и главное избавить людей от сбора справок, хождения по инстанциям.
Мы готовимся также и к модернизации лекарственного обеспечения, всей системы лекарственного обеспечения. Со следующего года заработает единый регистр, фактически всероссийская база данных граждан, которые имеют право на льготные лекарства. Электронное взаимодействие уже развивают больницы и поликлиники. Это удобно и для сотрудников, и для пациентов, единая база медицинских документов, изображений, результатов исследований, МРТ, которая сейчас создается, упростит принятие врачебных решений и поиск максимально оптимальной схемы лечения.
Сейчас уже идет подготовка к новому учебному году. Мы видим, насколько важно технологически оснастить школы, колледжи, вузы, подготовить педагогов не только к работе в обычном режиме, но и к возможному онлайн обучению, создать качественный контент и сформировать нормативную базу для цифровой образовательной среды. Спрос на обучение в дистшционном формате сохраняется, причем дополнительное образование в онлайне стало популярным у людей всех возрастов.
Подчеркну» это не означает отказа от традиционных форм образования, компьютер никогда не заменит живое общение учителя и ученика. Мы говорим лишь о разумном и оправданном использовании цифровых технологий в дополнение к традиционному обучению и такой подход также расширяет возможности программ непрерывного образования и повышения квалификации.
Кроме того, мы сориентируем вузы на подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики регионов. Набор на IT-специальности должен увеличиться в 2,5 раза к 2024 году.
Цифра вообще меняет и рынок труда. Проще стало работать самозанятым, регистрация и отчётность для них переведены полностью в электронную форму, и с 1 июля такой режим, спасибо вам, распространили на все регионы. Сейчас нам нужно как можно скорее ввести в правовое поле все форматы работы в дистанционном режиме, будь она временная или постоянная.
Предстоит также уточнить права и обязанности как работников, так и работодателей. Знаю, что вчера в Думе прошло обсуждение совместного законопроекта депутатов и членов Совета Федерации о корректировке норм Трудового кодекса, и среди его авторов и Валентина Ивановна Матвиенко, Вячеслав Викторович Володин. Считаю эту инициативу очень своевременной. Правительство поддерживает этот законопроект, и рассчитываем, что такие изменения простимулируют создание новых рабочих мест и гибких форм занятости.
На портале «Работа в России» со следующего года появится сервис, который поможет будущим выпускникам найти место для стажировки и трудоустройства.
Также можно получить дополнительное профессиональное образование на базе WorldSkills Russia. Это будет доступно не только выпускникам, но и уже работающим гражданам.
Коллеги, с самого начала этой экстремальной ситуации в соответствии с поручениями президента меры правительства носили последовательный характер, системный характер. Мы понимали, что нам необходимо быстро преодолеть спад, вернуться к росту как экономики, так и реальных доходов граждан для достижения национальных целей развития. Мы приняли целую систему мер, которые были востребованы в критический момент и работали на перспективу, действовали на основе чёткой стратегии, которая сегодня стала базой для общенационального плана действий. В него вошли как антикризисные меры, которые будут ещё действовать, в том числе и во втором полугодии 2020 года, и в 2021 году, так и новые шаги, которые должны обеспечить восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Для этого необходимо широко использовать передовые технологии, новые возможности рынка труда, образования, быстрое и качественное строительство жилья, поддержку экспорта, активное импортозамещение. Кроме того, нужно усилить устойчивость экономики и системы здравоохранения к рискам, которые могут возникнуть в будущем.
Мы обязаны обеспечить экономический рост, и реальные денежные доходы населения, как я уже сказал, должны стабильно расти. При этом, как я уже говорил, нашим приоритетом остается борьба с бедностью.
Отдельно хочу остановиться на задачах, решение которых поможет восстановить рост промышленности, нарастить наш экспорт и будет способствовать импортозамещению.
По итогам прошлого года существенный прирост около 20 процентов показали медицинская и фармацевтическая отрасли, причём в каждой из них происходят серьезные качественные изменения, появляются новые отечественные препараты для лечения ВИЧ, онкологических, сердечнососудистых заболеваний – всё это стало хорошим подспорьем, когда из-за распространения коронавируса понадобилось резко нарастить производство лекарств, средств индивидуальной защиты, медицинской техники. Фармацевтика и медпром справились с поставленными задачами, критического дефицита удалось избежать.
Есть рост производства и в других отраслях, в том числе благодаря системной государственной поддержке, которую мы оказываем промышленности. За прошлый год была значительно увеличена загрузка отечественных верфей гражданскими заказами, причем самыми разными: это и ледоколы, и морская техника для освоения шельфа, и рыболовные суда, пассажирские.
Также сохраняется рост в химической промышленности, за первые четыре месяца текущего года он составил более 5,5 процента.
Успешно работает оборонно-промышленный комплекс, выполняется гособоронзаказ, вырос объем продукции гражданского и двойного назначения. Экспорт российских вооружений в 2019 году составил более 15 миллиардов долларов, а портфель заказов на начало этого года превысил 55 миллиардов долларов. Более ста стран сотрудничают с нами в этой области.
В топливно-энергетическом комплексе активно идёт развитие новых направлений: увеличилось производство сжиженного газа, мы стали больше выпускать оборудования для солнечных и ветроэлектростанций, тем отраслям, которые сильно зависят от потребительского спроса, помогаем через специальные адресные программы, в том числе авиа- и автопрому, лёгкой промышленности и ряду других отраслей. В частности, на программу стимулирования спроса в автопроме дополнительно направим 25 миллиардов рублей, ещё 15 миллиардов – на закупку самолётов и вертолётов для санитарной авиации, более миллиарда рублей – для лёгкой промышленности.
В рамках общенационального плана предусмотрена господдержка для многих отраслей. Здесь для нас приоритетом является импортозамещение. К настоящему моменту 420 таких проектов уже вышли на серийное производство и 950 завершают подготовку к запуску. Планируем закончить актуализацию отраслевых планов импортозамещения и рассмотреть их уже в октябре.
Мы нацелены на наращивание нашего экспорта. Подписано распоряжение, которым мы запускаем систему «одного окна» для экспортёров. Можно будет быстро и документы оформить, и субсидии запросить, и обеспечить продвижение своей продукции на международных рынках и выставках.
Отдельно хочу сказать про агропромышленный комплекс. В целом аграрный сектор показывает сильные результаты. В прошлом году был собран хороший урожай зерна, более чем на треть выросла закупка сельхозтехники и в этом году выделили дополнительные средства, которые позволят приобрести более 16 с половиной тысяч сельскохозяйственных машин и оборудования. Сотни тысяч гектаров земли вернули в сельхозоборот после мелиорации. Созданы тысячи малых и средних предприятий, возможности которых мы расширяем: предоставляем гранты, субсидии, которые получают в том числе и начинающие фермеры.
В целом АПК меньше других отраслей пострадал из-за коронавируса. Чтобы аграрный сектор и дальше развивался так же интенсивно, мы расширяем доступ к кредитам по льготным ставкам. Всё это позволяет, с точки зрения продовольственной безопасности, наращивать внутреннее производство и обеспечивать свой рынок необходимыми продуктами, а также, конечно, увеличивать экспорт, в котором доля продовольственных товаров и сельхозсырья в прошлом году выросла до 6 процентов.
Уверен, что меры поддержки экспортёров, о которых я говорил ранее, будут востребованы и в агропромышленном комплексе. Конечно, успехи в АПК – это в первую очередь заслуга людей, которые живут и работают на селе. С этого года заработала новая популярная программа по развитию сельских территорий (уже видно, что она очень популярна в стране), сельская ипотека по льготным ставкам. Выдано кредитов на 18,5 миллиарда рублей.
Есть предложение предоставить дополнительное финансирование этой программы на 2 миллиарда рублей. Считаю, что нужно поддержать его. (Аплодисменты.)
Вопросы жилищного строительства постоянно в нашей повестке, потому что для каждой семьи нет ничего важнее, чем возможность иметь своё жильё. Поэтому в апреле текущего года запустили программу льготной ипотеки по ставке 6,5 процента.
Это одна из самых успешных антикризисных мер. Выдано 80 тысяч кредитов на сумму свыше 205 миллиардов рублей. Видя её востребованность, мы увеличили размер кредита по программе до 6 миллионов рублей для страны, а для жителей Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, и Ленинградской области в два раза больше – до 12 миллионов рублей.
Ещё одно важное направление – это расселение аварийного жилья. Около 55 тысяч человек мы планируем переселить в этом году.
Постоянно в нашей повестке защита прав граждан – участников долевого строительства. Дополнительно выделили соответствующему фонду 30 миллиардов рублей, чтобы сохранить рабочие места в отрасли и темпы строительства.
Во время распространения коронавирусной инфекции мы запустили программу субсидирования кредитов для застройщиков. На эти цели предусмотрели 12 миллиардов рублей. Предоставили дополнительные средства регионам на инфраструктуру, необходимую для строительства жилья, увеличили финансирование программ по созданию комфортной городской среды.
Уже в эту сессию, благодаря совместной работе правительства и Государственной Думы, принят пакет федеральных законов, которые нужны отрасли, в том числе об инфраструктурном строительстве. Целый ряд поправок значительно облегчает создание транспортных объектов. Внесены изменения в градостроительное законодательство, чтобы снизить сроки подготовки и согласования документов, упрощены административные процедуры и порядок регистрации прав на объекты недвижимости, теперь возможно заключать контракты полного цикла от проектирования до строительства. А по государственным контрактам с 1 сентября подрядчик будет определяться по конкурсу, а не по итогам аукциона.
Кроме того, правительство на треть уменьшило перечень обязательных требований СНиПов, ГОСТов (об этом неоднократно президент говорил), о чём мы приняли соответствующее решение. Мы надеемся продолжить эту системную работу с Думой и в осеннюю сессию. Планируем сократить инвестиционно-строительный цикл не менее чем на один год.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments