leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Счетная палата: потенциал контрактной системы раскрыть пока не удалось

Счетная палата: потенциал контрактной системы раскрыть пока не удалось
Пресс-служба Счетной палаты Российской Федерации
Счетная палата проанализировала развитие системы государственных и корпоративных закупок за 2019 год. Мониторинг показал, что с 2014 по 2019 год удельный вес государственных и корпоративных закупок в среднем составлял 31% ВВП. В 2019 году общий объем контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ ровнялся 31,6 трлн рублей или почти 29% ВВП.
«Это свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики и, следовательно, о наличии больших потенциальных возможностей для его стимулирования в целях социально-экономического развития и обеспечения экономического роста», – сообщил на Коллегии аудитор Алексей Каульбарс.
В то же время Счетная палата полагает, что потенциал контрактной системы в полном объеме пока не раскрыт.
Система госзакупок по-прежнему характеризуется преобладанием неконкурентных способов закупок (около 70%), неизменным уровнем конкуренции (около трех заявок на лот) и недоверием участников рынка. «Мы видим, что на практике создать эффективную систему регулирования всего «жизненного» цикла закупок так и не удалось. Функционирование контрактной системы сосредоточено в основном в рамках закупочных процедур что, по сути, не сильно отличается от ситуации, которая существовала до 2014 года, когда закупки осуществлялись на основе закона № 94», – считает аудитор.
По мнению Счетной палаты, для дальнейшего развития системе прежде всего не хватает качественных критериев оценки эффективности закупок. Регуляторы в сфере закупок используют для оценки такие показатели, как среднее количество заявок на один лот и относительную экономию по результатам проведения закупочных процедур. Первый должен показать общий уровень конкуренции, а второй – эффективность закупки. При этом опрос, который провел Институт анализа предприятий рынка Высшей школы экономики, показал, что заказчики и поставщики иначе подходят к оценке эффективности.
«Большинство участников считают закупку эффективной, если по ее результатам поставлен качественный товар и контракт исполнен в срок. При этом показатели высокой конкуренции и значительной экономии, которые являются главными критериями эффективности для государственных органов, считает значимыми относительно небольшое число участников», – привел данные опроса Алексей Каульбарс.
Это расхождение указывает на одну из основных проблем действующей контрактной системы – недостаточное понимание регуляторами интересов участников закупок. Другая серьезная проблема – ценообразование. Практически половина нарушений, которые ежегодно выявляет Счетная палата в сфере закупок, связаны с обоснованием цены. 2019 год не стал исключением: почти половина финансовых нарушений, допущенных при закупках в рамках 44-ФЗ, приходится на нарушения при обосновании НМЦК.
Также нужно отметить необходимость совершенствования единой информационной системы в сфере закупок. Сохраняются проблемы с достоверностью размещаемой информации о закупках.
Указанные недостатки системы государственных и корпоративных закупок не позволяют задействовать весь потенциал системы.
Ознакомиться с отчетом можно по ссылке.
https://ach.gov.ru/upload/iblock/fea/fea86920fc7f4c8b39262ce74beb32d8.pdf
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments