Валидация импотенции
В зале заседаний Центризбиркома России прошло общественное тестирование системы дистанционного электронного голосования. Открытой процедуре предшествовало несколько закрытых тестирований. В ЦИКе очень боятся сбоев, которые могут стать поводом для дискредитирующего стеба из стана глобальных анархистов, гордо именуемых оппозиционерами.
В тестировании приняли участие избиратели, подавшие заявления на участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) в Сеймском одномандатном избирательном округе № 110 (Курская область) и Ярославском одномандатном избирательном округе № 194 (Ярославская область), а также представители экспертного сообщества.
В этих двух округах будут проходить дополнительные выборы в Госдуму. Зампред ЦИК Николай Булаев предполагает в перспективе распространить ДЭГ на все уровни выборов включая муниципальные. Председатель комиссии Элла Памфилова обещала вслед за этим экспериментом не останавливаться. У нас выборы идут каждое воскресенье. И размечталась: не потребуется ни досрочного голосования, ни голосования на дому.
В рамках общественного тестирования проведена презентация организационно-технических аспектов ДЭГ. Для разработки взяли лучшее из четырех моделей, представленных в итоге НИР тремя партнерскими организациями – АО «Лаборатория Касперского», Институт точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева и Университет ИТМО.
За этими НИР для выборов стоит Москва и ее постоянно хвалили.
«Платформа дистанционного голосования существует не автономно, а в рамках общей инфраструктуры электронного правительства. Это дает нам дополнительные преимущества. Во-первых, мы используем существующую систему авторизации пользователей на портале «Госуслуги», что обеспечивает стопроцентную идентификацию граждан. Во-вторых, инфраструктура электронного правительства позволит взять на себя часть пиковой нагрузки в момент выборов. Наша задача, чтобы граждане могли проголосовать в один клик и понимали, что это безопасно, анонимно и просто», – сказал Минцифры Максут Шадаев.
Исполнителем проекта стало ПАО «Ростелеком».
«Хорошо, что мы планово движемся в этом направлении. Важно, что создаваемая система дистанционного электронного голосования инкорпорирована в систему электронного правительства, потому что это единые технологические цепочки передачи и обработки информации. Стратегическая задача – позволить любому гражданину России, где бы он ни находился, проголосовать дистанционно электронным способом. Это уникальная возможность, и пока ни одна из стран мира не приблизилась к этим технологиям. Здесь мы являемся пионерами. Конечно, будут появляться новые элементы и новые решения, но сегодня мы уверены в том, что алгоритмы, которые заложены в систему, полностью обеспечивают анонимность и достоверность голосования», – сказал президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский.
Осеевский буквально испытал духовный экстаз на публичной арене. В последние годы многие ценности переместились из реального мира в цифровой. Прежде всего деньги. Глава Ростелеком уверен, у большинства в этом зале денег нет. Быстрые платежи. Права на дачи и гаражи в Росреестре. Мы покупаем билеты и заказываем гостиницы в Интернете. Портал госуслуг помогал решать самые разные вопросы во время эпидемии.
Процедура общественного тестирования была задумана и срежиссирована как красочное зрелищное мероприятие. В Курской и Ярославской областях голосовали за местные достопримечательности. Для привлечения внимания в ЦИКе организовали третий участок, где голосовали за красоты России.
Результат представлен на инфографике. Надо думать, что Байкал победил Крым благодаря безудержному лоббированию Николая Булаева. После окончания голосования он оправдывался: якобы показал, как не надо делать.
Приятно было видеть, что достопримечательности России выбраны по степени реальной достопримечательности. Выборы у нас все же берегут в отличие кинопроката или книжных выставок. Там Крыма с Байкалом нет, а то что есть, выбрано чужими глазами.
Как ни странно, для Памфиловой чужой взгляд был остается в приоритете. Нам нужны черные оппоненты, – привычно сказала председатель комиссии за весь ЦИК.
Процедура продолжалась шесть часов и в целом оказалась скучно-утомительной, как ни старался Булаев. В который раз рассказывая про отечественный блокчейн и шифрование, деление, соединение и валидацию ключей, представители Ростелеком так и не смогли в понятных выражениях объяснить, что это и зачем.
Можно понять, что от внешних угроз со стороны хозяев черных дружбанов Памфиловой система надежно защищена. О внутренних угрозах попросту никто не спросил.
Я так понимаю, кто разочаровался в электронных шашнях с правительством, забил на госуслуги, налоговые вычеты, выборы и трнансляции из ЦИКа не смотрит. Счастье в зале заседаний на Б.Черкасском зашкаливало и вся процедура превратилась в междусобойчик артистов у Андрея Малахова, где заклятые друзья с хохотом вспоминают важные дня них эпизоды, упиваясь своей исключительностью относительно быдла по ту сторону экрана и втайне оправдывая Михаила Ефремова.
Чванливое отношение к работникам по найму пришло в Россию из США и сыграло недобрую роль. Еще двадцать лет назад в процессе преподавания информатики меня поражало пренебрежительное отношение сисадминов-супервайзеров к информатике. Никакой системы и никаких стандартов они не признавали. С тех пор пройден большой путь в сторону, обратную естественному развитию. Информатика подменена элементами программирования. Законодательство об электронной подписи и электронном документе перемолото в ведомственную труху. Развитие документарного террора совершенствует неисполнимую сложность документов. Оно развито на бумаге в образовании и перенесено в электронную форму сначала для общения человека с налоговой, затем распространено во все сферы жизни.
Общение с порталом госуслуг может довести до психушки. Но это семечки по сравнению с вызовом электрика или газовщика. Процедура превращена в заковыристый квест. Это если войдешь, потому что CAPTCHA на входе расшифровывается раза с двадцатого-тридцатого.
Мы исследовали причину и она оказалась достаточно проста. В команды разработчиков и администраторов сайтов внедряются инсайдеры-вредители с садомазохистской мотивацией. Они есть везде и вообще-то это глобальная проблема. Инсайдеры снижали явку на выборах, запутывая указатели доступа к избирательным участкам. Затем всласть поиздевались над выборами в Петербурге, наплевав на закон и Центризбирком.
Вредители есть практически на всех сайтах. Когда под предлогом пандемии закрыли доступ во фронт-офисы и оставили только дистанционное общение, это стало непреодолимой проблемой. Жизнь превратили в игру с недостижимым результатом, потому что на какой-то итерации по дороге к финишу сломается самый грамотный, выносливый и терпеливый.
Когда Шадаев был только назначен Минцифры, я у него спрашивал и он не понял, о чем речь. На отчете правительства Сергей Миронов спросил Михаила Мишустина. Тот сделал вид, что не понял, при этом испытал заметное удовольствие.
Наибольшие проблемы возникают в точках отставания релевантности от актуальности. Такие проблемы не решаются в моделях безответственного государства. А что касается deep state США, так оно неадекватной повесткой поддерживает расхождение релевантности и актуальности. За всеми обожаемыми Памфиловой марионетками стоит deep state, потому что больше ни у кого нет системы протоколов для скрининга потока приватной информации и аналитической программы PRISM. На ее базе разрабатываются заготовки для госпереворотов и эти заготовки стали наркотиком главы ЦИК.
Надо думать, Памфилова все понимает, если допустила такую фразу про белорусских айтишников, что скоро им будет нечего делать и надо бы их привлечь к разработкам ДЭГ.
В целом получается такая же валидация импотенции, как на выборах США, только очень умная и затратная.


