leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект о национальной системе прослеживаемости товаров

Принят в первом чтении законопроект о национальной системе прослеживаемости товаров
7. 991147-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)»
Документ внесен правительством 18.07.20.
Представил статс-секретарь – замминистра финансов Алексей. Сазанов.
Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроект направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019 г., ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 386-ФЗ).
Законопроектом вводятся понятия:
- «прослеживаемость» – организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости и операций, связанных с оборотом таких товаров;
- «национальная система прослеживаемости» – информационная система, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, по установлению критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в данный перечень, а также по установлению перечня субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы прослеживаемости товаров.
Прослеживаемость товаров будет осуществляться на документарном принципе без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков. Товарам, подлежащим прослеживаемости, будет присваиваться регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее – РНПТ).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, ввезенных с территории иностранных государств, РНПТ формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
В отношении товаров, ввозимых с территории государств – членов ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезенных с территории иностранных государств и находящихся на территории РФ, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.
Прослеживаемость прекращается при исключении товаров, подлежащих прослеживаемости, из перечня, утвержденного Правительством РФ, а также в случаях:
- выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у налогоплательщика прекращается право собственности на товар, включая передачу в производство, захоронение, утилизацию или уничтожение, безвозвратную утрату товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации;
- реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- фактического вывоза с территории РФ товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
- вывоза товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства – членов ЕАЭС.
При этом предусмотрено, что прослеживаемость возобновляется в следующих случаях:
- возврата товара из производства, в отношении которого прослеживаемость подлежала прекращению;
- возврата продавцу физ. лицами товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных физическим лицам для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- частичного или полного возврата товаров, ранее перемещенных с территории РФ на территории государств – членов ЕАЭС.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступлениях их в силу.
Первое чтение 388 0 0 13:57

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении.
Пункт 7. Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)».
Доклад официального представителя правительства статс-секретаря -замминистра финансов Алексея Валерьевича Сазанова, пожалуйста.
Сазанов А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Вашему вниманию представлен законопроект, направленный на создание национальной системы прослеживаемости товаров. Прослеживаемость товаров предполагается организовать документальным образом.
Законопроектом определены участники национальной системы прослеживаемости, установлен порядок включения в национальную систему прослеживаемости и исключения из нее товаров, а также предусмотрен контроль за операциями с такими товарами, который будет осуществляться налоговыми органами в рамках камеральных налоговых проверок.
Перечень товаров, которые будут подлежать прослеживаемости, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Для обеспечения прослеживаемости товаров будет присваиваться регистрационный номер партии товара, который будет подлежать указанию в счетах-фактурах либо иных документах, сопровождающих партию товара.
Также законопроектом предусмотрены меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, их предлагается применять по истечении одного года с момента вступления в силу данного законопроекта.
Просим поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Содоклад Андрея Михайловича Макарова, пожалуйста. Макаров А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
На самом деле о чём закон с таким громким словом «прослеживаемость»? Помните историю с шубами? Но это не та шуба вот, как справедливо Владимир Владимирович спрашивает, то ли у него украли, то ли ее украли. А помните как до маркировки шуб у нас в стране реализовывалось шуб примерно на 6 миллиардов рублей. Ввели маркировку шуб.
Неожиданно вдруг выяснилось, что одновременно с реализацией стало реализовываться шуб на 70 миллиардов, то есть в 10 раз больше. Ну что произошло? Наверное, стали больше покупать шуб, мы понимаем. Но вот это, вот то, что говорил Владимир Владимирович Бортко сейчас – то ли он украл, то ли у него украли, главное – остался осадок. И вот сейчас, когда постепенно начинается прослеживаемость различных товаров, вот сейчас повторилась очень интересная история, например, по обуви. Вот кто знает, что у нас с вами пару лет тому назад в стране было официально примерно 300 миллионов пар обуви, вот так шло? Неожиданно как-то вот посмотрели, а сейчас вдруг неожиданно оказалось в 10 раз больше. Вот в данном случае эта система, система, которая позволяет реально увидеть движение товаров, независимо от того, пришли ли они из-за границы, произведены ли они здесь и как они дошли до конкретного покупателя. И в данном случае это не только вопрос доходов страны, это вопрос защиты прав потребителей, потому что только эта система даёт возможность защитить права людей, когда они приобретают товары, потому что государство знает – это приобретено у такого-то продавца, государство может защитить человека.
Вопросов, надо ли принимать этот закон, не возникает, ясно, что его принимать надо. Есть один вопрос, очень важный. Вот сейчас, понимая всю важность вопроса, по существу, Министерство финансов, которое готовило этот вопрос, предложило все эти вопросы, все детали погрузить в Налоговый кодекс. Но у нас с вами существует как бы, знаете, так вот, правило, есть предмет регулирования Налогового кодекса, и есть огромное количество вопросов, которое регулируется своими законодательными актами, нормативными актами правительства и так далее. Нельзя просто все вопросы взять и погрузить в Налоговый кодекс. Поэтому, поддерживая принятие в данном случае этого закона, мы полагаем, это позиция комитета по бюджету, что необходимо при втором чтении посмотреть, что должно остаться в Налоговом кодексе, а что может стать либо предметом самостоятельного правового регулирования. Кстати, примеры такого правового регулирования у нас с вами есть: это контрольно-кассовая техника, ЕГАИС и так далее и так далее. А какие-то вопросы должны быть вообще отнесены к нормативным актам.
Нельзя превращать Налоговый кодекс, как бы этого кому-то не хотелось, просто в бочку, куда погружается всё. независимо оттого, имеет отношение или нет. Есть предмет правового регулирования Налогового кодекса и мы предлагаем во втором чтении обязательно эту задачу решить.
А закон мы предлагаем поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Зайцев Максим Сергеевич, пожалуйста. Зайцев М. С, фракция ЛДПР.
Уважаемый Алексей Валерьевич, конечно, принятие предлагаемого законопроекта принесёт выгоду конечным потребителям, но в то же время не приведёт ли внедрение такой системы к удорожанию товаров для покупателей? И какие защитные меры предусмотрены для бизнеса от излишнего таможенного и налогового контроля в связи с введением данной системы. Спасибо.
Сазанов А. В. Спасибо большое за вопрос.
Как я уже подчёркивал в своём докладе, это документальная система прослеживаемости. То есть всё, что потребуется от налогоплательщиков НДС, указывать в счёте фактуры идентификационный номер товарной партии.
Поэтому мы не предполагаем, что это приведёт к какому-либо удорожанию товаров либо какие-то дополнительные, существенные, административные нагрузки для налогоплательщиков.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Спасибо.
Вопрос, Алексей Валерьевич, вам. Вот эту систему, функционирование этой системы, конечно, нужно обслуживать. И понадобится ли в данном случае какая-то дополнительная структура вот в органах соответствующих?
И вопрос второй. Какие товары, вообще вот перечень устанавливает правительство, какие товары? Неужели мы с вами будем прослеживать движение каждой пачки подгузников? Вот хотелось бы всё-таки уточнить, на что делается упор в данном законопроекте? Спасибо.
Сазанов А. В. Вера Анатольевна, спасибо за вопрос.
В пилотном режиме информационная соответствующая система уже работает, она разработана в рамках бюджета ФНС. Дополнительного финансирования либо дополнительной численности на реализацию норм данного законопроекта в ФНС не потребуется в части товаров, которые будут подлежать документальной прослежнваемости, то есть товары с высокой добавленной стоимостью и с высокой стоимостью при импорте такие, как стиральные машины, мобильные телефоны и аналогичная техника. Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Спасибо огромное.
У меня к Алексею Валерьевичу тоже вопрос.
Ну вот сейчас по прослеживаемости решается вопрос, вводить всё-таки молоко и молочные продукты. Вы понимаете, малая упаковка небольшая, а 50 копеек на каждую упаковку идёт стоимость этого кода. Ну, я думаю, что не совсем, не очень рано мы это начали делать. Может, надо отложить и дать время, чтобы не удорожать продукцию? Спасибо.
Сазанов А. В. Наталья Дмитриевна, спасибо за вопрос. Мы сейчас говорим о другой прослеживаемости, это документальная прослеживаемость. Просто указание в счёте-фактуре идентификационного номера товарной партии. Это никак не связано с маркировкой молока, которая предполагает физическое нанесение марки.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента, докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)». Пункт 7.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 57 мин. 11 сек.)
Проголосовало за 388 чел 86.2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 388 чел.
Не голосовало 62 чел 13.8 %
Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments