leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Стенограмма пленарное заседание ГД 16.09.20 правительственный час Минобрнауки Валерий Фальков – ч.1

Стенограмма пленарное заседание ГД 16.09.20 правительственный час Минобрнауки Валерий Фальков – часть первая
Уважаемые коллеги, переходим к обсуждению вопроса в рамках «Правительственного часа» «О готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях». Этот вопрос мы с вами обсуждали и предложили вынести на пленарное заседание с тем. чтобы в самом начале учебного года мы могли бы его обсудить вместе с Министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Николаевичем Фальковым.
Слово предоставляется министру.
Валерий Николаевич, пожалуйста. Это первое выступление в зале Государственной Думы Министра науки и высшего образования. Насколько знаю. Валерий Николаевич встретился со всеми фракциями и это можно только поддержать. Спасибо.
Фальков В. Н., Министр науки и высшею образования Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты. Прежде всего, разрешите поблагодарить за предоставленную возможность проинформировать депутатов Государственной Думы о работе российской системы высшего образования в непростой для всего периода, для всего мира период, при этом поговорить в самом начале учебного года.
Хочу также в начале выступления поблагодарить все фракции за конструктивную и содержательную работу в рамках подготовки к «Правительственному часу». Это очень полезный формат, получение обратной связи и заинтересованного обсуждения актуальных проблем.
Уважаемые депутаты, в этом году не только наши вузы, но и вея мировая система образования впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентной ситуацией, обусловленной эпидемией коронавируса. В одночасье возникли непреодолимые препятствия для реализации той модели образования, по которой университеты жили и работали веками. Ещё несколько лет назад это означало бы только одно – полное прекращение работы вузов на несколько месяцев. И надо сказать, что в марте, когда принимались соответствующие решения, такие предложения звучали, однако, всесторонне обсудив ситуацию с профессиональным сообществом, министерство всё же рекомендовало вузам, всем вузам перейти в дистанционный режим работы.
Конечно, это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны. Первые недели все без исключения вузы испытывали трудности, зачастую существенные. Многие из них оказались по-настоящему в чрезвычайной ситуации. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей. Но благодаря оперативной организации, прежде всего, взаимодействие вузов между собой, а также с министерством, а мы собирались еженедельно, консультировались и смотрели на лучшие практики, был налажен поиск решений в новых условиях, регулярный обмен лучшими практиками и опытом адаптации к новым условиям.
Конечно, не все процессы в новых условиях функционировали с прежней эффективностью. Система... И за это достаточно справедливо критиковали вузы, но надо признать, что система высшего образования в тот важный момент не вышла из равновесия.
Характеризуя тот период, следует привести один простой пример. Без предварительной подготовки в сжатые сроки в удалённый формат было переведено более миллиона дисциплин, включая лекционные, семинарские занятия. При этом абсолютное большинство курсов были проведены в срок и не перенесены на другие семестры. Случаи полной остановки обучения были, скорее, исключением из обшей практики.
Сохранение качества образования потребовало от преподавателей большего времени и дополнительных усилий для подготовки к занятиям. Стало заметно больше индивидуальной работы со студентами и дополнительных консультаций.
И надо отметить, что во многом благодаря усилиям преподавателей, большинство студентов в целом положительно оценили уровень преподавания в этих непростых, надо прямо сказать, экстремальных условиях. Еотовность всех вуюв мобилизоваться и работать позволила сохраюгть самое главное -чувство стабильности для студентов и преподавателей.
По и вершению учебною года в университетах организованно орошяа государственная итоговая аттестация. Принципиальное решение в этой части, реализованное вузами. состояло в максимальном использовании дистанционных форматов. Но все вы помните то время, ещё не до конца было ясно, какая эпидемиологическая ситуация в том и ли ином регионе, рисковать было нельзя.
Мы также рекомендовали университетам отменить государственный экзамен, если стандартом допускается проведение итоговой аттестации в форме выпускной квалификационной работы – защите диплома или в виде запуска собственного стартапа и ряд вузов воспользовались этим правом.
Опять же благодаря самоотверженным усилиям преподавателей, в университетах в новом формате прошли государственные экзамены, состоялась зашита выпускных квалификационных работ.
Можно по-разному к этому относиться и мы до сих пор извлекаем уроки из этой ситуации, но в результате, несмотря на беспрецедентные условия обучения, диплом о высшем образовании в 2020 году получили 550 тысяч студентов очной формы обучения.
Сегодня можно скатать, что переход на дистанционный формат работы был вынужденной необходимостью, но российская система высшего образования с данным вызовом в целом справилась.
Вместе с тем с первых дней мы поставили себе цель внимательно анализировать происходящее для того, чтобы из уроков пандемии извлечь перспективные идеи долгосрочного развития системы высшего образования. И опыт работы университетов на удалёнке показал не только возможности цифровых технологий, но и многочисленные ограничения.
Во-первых, стало понятно, что инфраструктура вузов оказалась не вполне готова к полному переводу учебного процесса в онлайн.
Во-вторых, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний у преподавателей, особой организации учебного процесса, поэтому стало необходимо создание системы поощрения н мотивации педагогов, которые активно включаются в проектирование и использование новых цифровых ресурсов и практик.
Наконец, ситуация покатала самое главное – ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство.
Стало очевидно, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна
Безусловно, сегодня для нас с вами очевидно, что дистанционное образование нельзя сравнивать с традиционным и предлагать тем более его в качестве единственной альтернативы. Ни в коем случае не должна речь идти о полной замене одной системы на другую.
Далее. Стало абсолютно понятно, что новые формы самостоятельной работы студентов, новые методы требуют новых методов и педагогической поддержки, наконец, требуется пересмотр подходов к контрольно-надзорной деятельности, необходимо доверие к вузам с устойчивой репутацией, трансформация традиционных плановых проверок в системный мониторинг, соблюдение требований законодательства.
Уважаемые депутаты, учитывая важность момента, особое внимание в этот период уделялось вопросам социальной зашиты студентов и преподавателей. Понимая, что ситуация влечет негативные социально-экономические последствия, мы в первую очередь обсудили с Союзом ректоров ряд мер социальной поддержки студенчества, главным образом – это рекомендация вузам сохранить стоимость обучения при приеме в 2020 году на уровне 2019 года.
Это рекомендация, у министерства нет соответствующих полномочий, но подавляющее большинство вузов изначально прислушались к этой рекомендации. Часть вузов по ряду направлений в силу разных причин, кто-то объективно, сделав это ещё' до того, как мы принимали такое решение, до пандемии, кто-то. отвечая на ситуацию со спросом, на программы высшего образования, повысил соответствующую стоимость. Мы провели мониторинг в августе и приняли соответствующие меры. На сегодняшний день во всех вузах стоимость обучения скорректирована до уровня 2019 года.
Частью пакета мер социальной поддержки студентов стала впервые реализуемая программа трудоустройства студентов на базе самих университетов. В данный момент 149 университетов приняли участие в этой программе, а трудоустроено более 16 тысяч студентов. Речь идёт о работе цифровыми ассистентами, консультантами-психологами.
о работе с социально незащищёнными группами, реализации образовательных программ для населения и многое-многое другое.
Одновременно с этим министерство совместно с молодёжной общественной организацией «Российские студенческие отряды» организовало трудоустройство 42 тысяч студентов в летний трудовой семестр. Более 10 тысяч бойцов студенческих отрядов приняли участие во всероссийских и межрегиональных стройках, более 2.5 тысячи человек отработали в медицинских учреждениях на должностях старшего и среднего медперсонала.
Заметно проявили себя и студенческие сельскохозяйственные отряды, а студенты-педагоги приняли... применили профессиональные навыки в рамках организации летнего отдыха детей. И что очень важно, эта работа – работа студентов в студенческих отрядах – она будет учтена при прохождении учебных практик. Отдельно хотел бы вас проинформировать о том. что впервые в этом году стартовала программа по привлечению выпускников, выпускников этого. 2020 года, на исследовательские позиции в университеты и научные организации.
В качестве меры социальной поддержки президентом страны было принято решение о выделении дополнительно 11.5 тысячи бюджетных мест для абитуриентов 2020 года. При этом приоритет отдавался в этом году региональным вузам и регионам. Регионы, в частности, получили более 9,5 тысячи дополнительных мест, это почти 84 процента. В результате общее количество бюджетных мест для поступления в университете выросло по сравнению с 2019 годом на 17 тысяч и. как итог, была обеспечена доступность высшего образования на 60 процентов для выпускников средних школ.
В дополнение к этому нельзя не отметить, что для сохранения доступности качественного высшего образования по инициативе президента страны была расширена программа льготного образовательного кредитования. Речь идёт о снижении процентной ставки по таким кредитам до 3 процентов и увеличении срока пользования кредитом до 15 лет.
Теперь несколько слов о приёмной кампании 2020 года. Конечно, она проходила с рядом особенностей, и эти особенности вызваны пандемией. Все вы прекрасно знаете, как проходила эта кампания, в первую очередь это касалось и сроков приёма, прошу учесть, что в этом году они были существенно сдвинуты, и вузы были поставлены в неординарные условия. По существу они за один месяц, за 20 дней, осуществили ту работу, которую раньше делали за полтора месяца.
Мы приня:ш во внимание изменение порядка и сроков сдачи ПГЭ, особенности проведения финального тура олимпиады школьников.
Что было базово предпринято? Поскольку эпидемиологическая ситуация, не до конца было понятно, и были существенные риски, естественно, приемная комиссия шла опосредованно, без личного присутствия абитуриентов. Выло много опасений, высказывалось много предложений и замечаний. Но сегодня мы можем сказать, что приемная кампания состоялась.
Поступающие подавали заявления о приеме в вуз в приложении всех необходимых документов онлайн. И в этом году мы впервые использовали централизованный сервис «Поступи в вуз онлайн». Более 20 тысяч выпускников воспользовались этим сервисом.
Я хотел бы с удовлетворением отметить, что количество желающих поступить в российские университеты в этом году не уменьшилось, несмотря на то, что количество выпускников школ, сдавших ЕГЭ. было меньше. Более того, средний балл ЕГЭ, что особенно приятно отметить, во многих регионах и региональных вузах в этом году заметно повысился. При этом традиционно большой популярностью пользуются специальности и направления в области информационных технологий, здравоохранения, педагогики, инженерного дела.
Конечно, условия, в которых мы оказались, повлияли на предпочтения абитуриентов. Но что мы заметили? Существенное влияние на ситуацию с миграцией внутри страны, а это один из болевых вопросов, которые мы обсуждаем уже много-много лет, оказало распределение бюджетных мест в регионы в сторону их увеличения. И. конечно, в связи с тем. что была ограничена мобильность, с одной стороны, внутри страны, за рубеж, с другой стороны, было увеличено количество бюджетных мест в регионах, мы констатируем, что большинство из тех. кто ранее принял бы другое решение, в этом году поступили на бюджетные места в региональные вузы.
В настоящее время продолжается прием на заочную форму. Ряд вузов проводит дополнительный прием. Но в основном эта кампания завершена. И. что важно отметить, абсолютное большинство абитуриентов реализовали свое конституционное право – на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно. На очную форму бакалавриата, специалитета и магистратуры зачислено 620 тысяч студентов.
В силу существующих ограничений особое внимание в этом году уделяется вопросам обеспечения благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в учебных корпусах к общежитиях. Хотел бы проинформирован, нас, уважаемые депутаты, что еще в июле совместно с Роснотребнадзором были разработаны специальные рекомендации. И учебный год в абсолютном большинстве вузов для миллионов студентов начался 1 сентября в традиционном формате при соблюдении мер санитарной безопасности.
Па сегодняшний день данные меры доказывают свою эффективность. 719 вузов из 724-х открыли свои двери для студентов, еще 5 вузов начнут работу в октябре и ноябре, законодательство такое позволяет. 5 вузов негосударственных. При этом по нашим данным, а мы ведем ежедневный мониторинг, массовых вспышек и очагов заболеваний в учебных корпусах и общежитиях не зафиксировано.
Уважаемые депутаты, новая реальность, в которой оказались миллионы студентов в период пандемии, потребовала от вузов, от университетов и министерства нестандартных решений по работе с молодежью, способствовала динамичному разв1ггию новых форматов воспитания. Мы исходим из того, что воспитание тесно связано немыслимо без образования, и. наоборот, образование подразумевает воспитание. И не так давно был принят соответствующий закон. Эта задача не только для общеобразовательной школы, но и для высшей школы в том числе.
С переходом вузов на удаленку выяснилось, что формальные молодежные структуры сразу же прекратили свою активность. И. напротив, те студенческие организации и клубы, где есть лидеры, настоящие студенческие лидеры, которые были реально добровольными объединениями и имели свою представленность в социальных сетях, они в значительной степени сохранили продуктивную деятельность. И это было чрезвычайно важно в условиях пандемии.
Ключевой выход был найден в организации волонтерской деятельности. Следует отметить, что в этом направлении у вузов был колоссальный опыт и до пандемии. Но во время распространения коронавируса студенты еще более активно включились в волонтерское движение, множество из них стали волонтерами для поддержки обучения школьников, при помощи учителям школ и вузовским преподавателям в использовании цифровых технологий. Важной особенностью работы волонтеров в этот период стал упор на профиль их обучения. По существу, это было обучение на практике, потому что фактически студенты не только вносили весомый вклад в борьбу с коронавирусом. но и развивали свои профессиональные навыки: волонтёры-медики – в оказании медицинской помощи, волонтёры-юристы и психологи – в области консультирования, особенно психологи, студенты технических специальностей работали цифровыми волонтёрами. Эту работу необходимо продолжить, внедряя новые форматы воспитания, которые соответствуют вызовам времени. Мы намерены создавать в университетах условия для реализации огромного потенциала студентов, поддерживая их самые разнообразные инициативы.
Но в этой связи я хотел бы обратить внимание на ряд ключевых моментов.
Первое. Наряду с волонтёрством, развитием студенческих клубов мы будем более активно привлекать молодёжь в исследовательские проекты, в развитие науки и технологий, в проекты технологического предпринимательства. Принципиально важно сообща, усилиями всех органов всех уровней власти, органов публичной власти сконцентрировать внимание на создании в каждом регионе, в каждом вузе комфортных условии для научно-технического творчества молодёжи, для появления и пестования новых идей и их последующего внедрения.
Для этого, конечно, должна быть соответствующая инфраструктура, которая соответствовала бы запросам, представлениям молодёжи, их форматам общения, я имею в виду открытое пространство для коллективной работы с доступом 24 часа, 24 на 7. как говорят (24 часа в сутки и семь дней в неделю).
Это. конечно же. переход от поточных лекционных аудитории к трансформируемым учебным залам для проектной работы. Наши университеты должны стать по-настоящему родным домом для каждого студента, чтобы была возможность за рамками обучения рехпизовать свой потенциал.
Ну и нельзя не отметить – важнейшей задачей университетов, и мы их так нацеливаем, является включение целого поколения образованной и активной части молодёжи в процесс выработки решений и принятия на себя ответственности за будущее страны, а это невозможно сделать без конструктивного взаимодействия между поколениями.
В этой связи, уважаемые депутаты, хочу сказать огромное спасибо вам. поскольку многие из вас бывают в вузах, встречаются с молодежью и со студентами, участвуют в реализации огромного количества просветительских, гуманитарных, исторических проектов.
Ну и не менее важная тема – это формирование, последовательное формирование у молодёжи уважения к истории родной страны, культуре и традициям населяющих её народов. Страна у нас большая, сложная.
разнообразная, она основана на разных традициях, но в то же время у нас общая история, общие ценности и общая судьба.
Уважаемые депутаты, в этом году наши усилия были, прежде всего, направлены на противодействие эпидемии коронавируса. на выработку и реализацию мер поддержки студентов и преподавателей. Мы будем последовательно продолжать эту работу, разумеется, и дальше.
Вместе с тем всё это время мы не упускали из виду вопросы долгосрочной повестки. По мере возвращения к привычному ритму жизни крайне важно обеспечить динамичное решение стратегических задач, запустить новые масштабные проекты с дальним горизонтом планирования.
В завершение своего выступление вкратце хочу остановиться на одном из таких проектов. В условиях пандемии мы переосмыслили многие подходы к развнтию высшего образования и науки, оценили будущие вызовы, и. исходя из этого, опираясь на лучшие практики прошлых лет. мы предлагаем в этом году запустить новый долгосрочный проект поддержки российских университетов и научных организаций с горизонтом до 2030 года. Мы называем этот проект -»Программа академического лидерства». В нём обязательно должны участвовать не только государственные, но и негосударственные вузы, а также региональные и отраслевые – медицинские, транспортные, педагогические.
творческие, сельскохозяйственные.
Мы провели огромную работу, согласовали этот проект и обсудили его на площадке Российской академии наук. Российского союза ректоров, в регионах, с ректорами творческих вузов. Главной целью этого проекта должно стать существенное увеличение вклада научных и образовательных организаций в достижении национальных целей развития страны. Приоритетным для них. вернее для нас. является создание возможностей для реализации развития талантов, для нас как для министерства, так и для вузов.
Уважаемые депутаты, в завершение я хотел бы отметить, что все последние месяцы, когда мы работали над решением сложных задач организации деятельности университетов, мы чувствовали надёжное плечо, заинтересованность и конструктивность большинства... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время.
Фальков В. Н. Ваши обращения, личные встречи со многими из вас позволили глубже разобраться и в проблемах конкретных вузов.
и в ситуациях с отдельными студентами, преподавателями, при этом это позволило нам. конечно, принимать более взвешенные решения.
Благодарю вас за постоянное глубокое внимание к проблемам высшего образования, к перспективам его развития на благо страны. Уверен, что так будет и впредь. Спасибо большое.
Председательствующий. Валерий Николаевич, спасибо. У нас сейчас будут вопросы, поэтому вы не уходите от микрофона. И вот. если можно, предваряя вопросы, которые будут задавать у нас депутаты, представляющие разные фракции, вам хочется озвучить вопрос, с которым подходили депутаты, и учитывая, что. возможно, этот вопрос объединит нас всех, пожалуйста, ответьте на него.
Вы знаете, что президентом было принято решение об оплате труда работников высшей школы, она должна составлять две средних по экономике региона. На деле ситуация складывается таким образом, что заработная плата ассистента, доцента в разы меньше, а иногда до 15 раз. чем заработная плата ректора, проректора, и получается, что решение принято абсолютно правильное о повышении заработной платы, но у нас с вами очередей нет в вузы, для того чтобы пойти работать ассистентом, да и доцентами не хотят работать идти. Почему? Потому что не может такая зарплата мотивировать, она составляет от 30 до 70 тысяч, если брать ассистента или доцента. Где-то это может быть больше, но зачастую это именно так. а заработная плата ректора – от 300 до миллиона.
Вот у вас есть правильное решение, что заработную плату ректор получает с надбавками за выполнение ряда требований, которые вы перед ними ставите как учредитель: они должны выйти на определенные достижения и в области науки, международной деятельности, сотрудничества с другими вузами.
А вот вопрос повышения оплаты тому профессорско-преподавательскому звену, без которого просто невозможно организовать учебный процесс мы можем с вами взять и записать в эти критерии, чтобы ректор мог получить премию, надбавку только в случае, если он будет заниматься повышением оплаты труда рядового преподавательского звена? (Аплодисменты.)
Коллеги, правильно формулирую вопрос, он у нас у всех в повестке?
Валерий Николаевич.
Фальков В. П. Да.
Уважаемый Вячеслав Викторович, не в бровь, а в глаз, как говорят в народе в таких случаях. Мы. абсолютно справедливая и правильная постановка вопроса, поскольку если, а мы разбирались и подготовили соответствующее решение, я сегодня хотел бы его обсудить, если будет поддержка, мы его реализуем.
Если мы посмотрим с вами на ситуацию с выполнением указов президента в целом в коллективе того или иного вуза, то все вроде бы выглядит неплохо, работает 500, 700 или 800 человек, и когда мы по итогам года или полугодия смотрим на ситуацию, то среднее по университету или вузу выполняется.
Но мне кажется, надо пойти дальше и посмотреть, а какой процент работников нз категории профессорско-преподавательского состава обеспечивает выполнение В целом для коллектива этих показателей. И предварительный наш анализ, поскольку у нас есть соответствующий приказ, которым определяются показатели эффективности деятельности и образовательных, и научных учреждений, и руководителей, ректоров образовательных учреждений, оценивается все, что угодно, значимые достижения, допустим, средний балл ЕГЭ поступивших в вузы, количество средств, привлеченных вузом, показатели по международной деятельности, но все. что касается связи заработной платы ректора и конкретного преподавателя, этого пока нет.
Поэтому мы предлагаем, и мы посмотрели, по крайней мере, по тем вузам, которые подведомственны Министерству науки и высшего образования, ситуация такая, что в 75 процентах вузов, вернее, в 75 вузах, не процентах, это 30 процентов от общего количества вузов, которые подведомственны министерству. 30 процентов преподавателей, ну. как бы делают всю картину, они обеспечивают общее выполнение указов президента.
И дальше можно продолжить, что из этого следует. На наш взгляд, было бы правильно привязать стимулирующие выплаты ректора к количеству работников университета, не общему показателю выполнения – две средние по экономике региона в целом коллективам, а к количеству работников университета из категории профессорско-преподавательского состава, которые реально эту заработную плату получают. И чем больше процент, а желательно вообще не менее 50-тн и выше, желательно стремиться к 100. это, на наш взгляд, соответствовало бы и принципам социальной справедливости, но это в наших полномочиях, и мы это можем сделать. Поэтому если будет соответствующая поддержка, я сегодня подпишу необходимые изменения в приказ, и уже в самое ближайшее время мы начнём корректировать премии ректоров, исходя из того, какая заработная плата не в целом по коллективу, а у какого количества работников больше двух средних по экономике.
Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо. Валерий Николаевич.
Уважаемые коллеги, поддерживаем такое решение?
И если вы не возражаете, учитывая, что не все вузы подведомственны министерству высшей школы, у нас с вами есть вузы, которые имеют отношение к Министерству здравоохранения, сельского хозяйства, других ведомств, культуры, давайте мы подготовим соответствующее обращение в правительство с тем. чтобы другие учредители, министерства, у кого есть подведомственные вузы, приняли аналогичные решения и соответствующее решение министерства высшей школы распространялось бы и на другие вузы, чтобы это был единый подход. Это не только решит проблему, но. если, коллеги, хотите исправить ту ошибку, которую допустили учредители, не выполнив прямое поручение президента. У нас что получилось: себе начисляют, создают структурное подразделение, увеличивают бюрократию. А страдает кто? Тот, кто работает непосредственно со студентом, кто его учит, к го с ним постоянно в коммуникациях.
А зарплата начинает расти лишь у того, кто занимает административную должность: заведующий кафедрой, декан, проректор, директор центра, института, которых стало мною и на это уходит как раз часть фонда зарплаты, фонда оплаты труда.
Валерий Николаевич, спасибо вам большое. Это правильное начало диалога министра с депутатами, пускай он будет основой хорошей н для дальнейших решений.
Л сейчас слово предоставляется для вопроса Тайсаеву Казбеку Куцуковичу.
А, у нас. да. коллеги, ещё выступление наших коллег из Счётной палаты. Комитета по контролю и Регламенту. Комитета по образованию и науке.
Валерий Николаевич, перерыв сделаем для того, чтобы заслушать выступления.
А сейчас по ведению Жириновский Владимир Вольфович. Пожалуйста. Жириновский В. В.*руководитель фракции ЛДПР.
Я думал, что останется министр, хотел предложить, чтобы он ушёл в правительственную ложу, там советники его. а у нас итак он ушёл туда, поскольку сейчас будет выступать представитель Счётной палаты. То есть я немножко поторопился, но я вытащил карточку, чего-то не сработало у вас, чтобы снять моё пожелание, так сказать, по ведению, надо ... как работают.
Председательствующий. Владимир Вольфович.
Жириновский В. В. А я вообще-то просил, чтобы у меня всегда была включённой, может быть поэтому мне сделали, что моя карточка всегда включённая.
Председательствующий. Нет. Там система стоит, которая считывает ваши мысли и здесь у нас всё это высвечивает, поэтому мы иногда, вы видите, паузы делаем, потому что нужно разобраться.
Коллеги, выступление аудитора Счётной палаты – Дмитрия Александровича Зайцева. Пожалуйста. Дмитрий Александрович.
Подготовиться Сватковскому.
Пока идёт докладчик, коллеги, руководители профильных комитетов: и Дмитрий Анатольевич Морозов, и Владимир Иванович Кашин, и Москвичев Евгений Сергеевич, и наша коллега Ямпольская, было бы правильно, объединив усилия, подготовить соответствующее решение по поводу заработных плат – к профильным министерствам.
Тот шаг. который сдетал Министр Фальков, он заслуживает поддержки. Пожалуйста.
Зайцев Д. А., аудитор Счетной шпаты Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Дефицит финансирования человеческого капитала сегодня – это прогрессирующее экономическое отставание завтра. Доля государственных расходов на сферу образования в России не растёт, составляет 3.6-3.8 процента ВВП. что соответствует уровню 2014 гола.
Для сравнения, в среднем по странам Европейского союза доля госрасходов на образование составляет 5 процентов ВВП. Недофинансирование в значительной степени касается системы высшего образования. Так абсолютное значение объёма госрасходов в расчёте на одного студента в секторе высшего образования в России отличается почти в два с половиной раза от среднего но 1-вросоюзу.
Прежде всего, недофинансирование сферы высшего образования наблюдается в части расходов на содержание зданий. Например, согласно проекту федерального закона о федеральном бюджете на мероприятия по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества в вузах на 2021 год запланировано 8.5 миллиарда рублей, в 2022 году – это 5.5 миллиарда и в 2023-м – это 4.2 миллиарда рублей. При этом по оценкам Мннобрнауки ежегодная дополнительная потребное п. на эти расходы составляет 23.8 рублей. То есть, в проекте бюджета предусматривается всего 35 процентов от фактической потребности. Я обращу внимание, что эта фактическая потребность только на ремонт, не на развитие. Недостаточное выделение средств на развитие инфраструктуры и капитальных объектов. Но при этом зачастую выделенные в рамках ФЛИ11 средства, осваиваются несвоевременно и нерационально.
Так на 1 января 2020 года Минобрнауки России имеет 314 объектов незавершенного строительства, объём вложений в которые составляет более 37 миллиардов рублей. Из них доля объектов, строительство которых приостановлено или законсервировано, а также строительство которых ведётся более пяти лет. ежегодно растёт и составляет 58 процентов. Хочется здесь увидеть от министерства рабочий план по снижению объектов незавершённого строительства.
В части образовательных программ высшего образования отмечу, что они также, с нашей точки зрения, сталкиваются с недофинансированием.
fi результате применения коэффициентов выравнивания Минобрнауки объём финансирования госзаданий вузов может существенно уменьшаться по сравнению с рассчитанными по нормативам самими вузами. Применение коэффициентов выравнивания в 2019 году привело к сокращению объёма финансирования госзаданий вузов на 23,8 миллиарда рублей.
Несмотря на то. что российское высшее образование в целом справилось с вызовом по переходу на удалённое обучение в этом году, отмечу ряд проблем. Недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры, отсутствие опыта дистанционного обучения и неготовность части преподавателей к такому формату.
Серьёзным риском в решении данных проблем является отсутствие оценки Минобрнауки потребности развития цифровой инфраструктуры вузов и. как итог, бюджетные ассигнования на модернизацию учебной базы и повышение квалификации преподавателей в части цифровой компетенции в проекте федерального бюджета на ближайший трёхлетний период не планируется. Это. конечно, вызывает определённое беспокойство.
Обозначу еще одну проблему, это развитие системы непрерывного образования. Сейчас мероприятия по развитию системы непрерывного образования реализуются одновременно по нескольким федеральным проектам, это нацпроект «Производительность труда» и нацпроект «Образование», но однако этого недостаточно. Кратно должна возрасти роль государства в создании условий для развития непрерывного образования, и мы обращаем внимание министерства на эту проблему. Говоря о международных сопоставлениях российской системы высшего образования, могу сказать, что она не уступает системам образования других стран, о чем свидетельствует улучшение позиций России в международных рейтингах университетов.
Отметим особую роль проектов развития университетов. В 2020 году завершается реализация проекта тон «5-100». это финансовая поддержка ряда вузов по повышению их глобальной конкурентоспособности. Финансирование проекта с 2013 года составило порядка 82 миллиардов рублей, в декабре 2020 года Счётная палата завершает проверку по ауднторнзацин данного проекта. С одной стороны, мы напрямую не вошли пятью вузами в тон-100 международных рейтингов лучших университетов, с другой стороны, программа положительным образом повлияла на развитие научно-образовательной деятельности университетов-участников. Некоторые вузы вошли в топ-1 (К) предметных международных рейтингов.
Счётная палата не раз отмечала важность открытости данных, предлагаем публично обсудить результаты этой программы для дальнейшего распространения опыта на другие университеты страны. С нашей стороны мы югоны присоедини!вся к обсуждению и сообщить о результатах проверки.
Что касается новой профаммы стратегического лидерства, могу скатать, что мы надеемся, что министерство при формировании новой программы сможет учесть все недостатки прошлых программ развития, и оно станет настоящим драйвером развития высшего образования.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Дмитрий Александрович. Пожалуйста. Дмитрий Валерьевич Сватковский. Комитет но контролю и Регламенту. Подготовиться Никонову.
Сватковский Д. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Валерий Николаевич! Уважаемые коллеги!
Президент в своем Послании четко сформулировал задачи развития высшего образования в стране и регионах, доступность студентам современных знании, укрепления учебной, исследовательской и социальной инфраструктуры высших учебных заведений. Учитывая важность реализации послания в условиях, которые сложились в этом году, пандемии, наш комитет занимается вопросами парламентского контроля, в том числе поручений президента, постановлений Государственной Думы, нормативно-правовой базы, реатнзации национальных проектов государственных программ.
Проблемы есть. И одну из этих проблем. Вячеслав Викторович, вы уже обозначили в своем выступлении. Но мы наблюдаем достаточно устойчивую положительную динамику в исполнении министерством решения вышеуказанных проблем.
Какие вызовы по организации образовательного процесса мы увидели в период пандемии? 60 процентов преподавателей редко или иногда не проводили лекции в дистанционном формате. На момент пандемии только 11 процентов высших учебных заведении имели цифровую инфраструктуру для дистанционного обучения.
Несмотря на все эти сложности, с которыми мы столкнулись, считаем, что системе высшего образования удалось с ними справиться. Однако для решения обозначенных проблем необходимо видеть реальную объективную картину потребности, чтобы системно решать все проблемы и двигаться вперед.
Какие основные проблемы видим мы. общество, эксперты? 91 процент работодателей отмечает.
что у выпускников вузов недостаточно практически навыков и знаний. 41 процент студентов отметили оторванность обучения от требований рынка труда. Особую озабоченность вызывает, что более 40 процентов респондентов недовольны процессом дистанционного обучения.
Какие основные, на наш взгляд, причины данных проблем, и что мы предлагаем для их решения? Первое: частая смена системных документов и стратегических документов и. как следствие, отсутствие необходимой преемственности в работе. Считаем, что данные документы недостаточно прорабатываются и обсуждаются с экспертным и профессиональным сообществами.
Хочу остановиться на проекте программы «Развитие стратегического академического лидерства». Пас беспокоит, чем вызван выбор критериев по отбору вузов по участию в программе, как это связано с качеством образования. Обозначена в этой программе точка входа для реализации в высших учебных заведениях регионов. Но каковы меры самой поддержки региональных вузов для преодоления дальних точек в ходе программы? Мы предлагаем, прежде чем принимать данный стратегический документ. Валерий Николаевич, широко обсудить его с экспертным сообществом, профессиональным сообществом, в том числе на площадке Государственной Думы.
Второе. Образование – это основа экономического развития регионов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments