leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 16.09.20 правительственный час Минобрнауки Валерий Фальков – ч.2

Стенограмма пленарное заседание ГД 16.09.20 правительственный час Минобрнауки Валерий Фальков – часть вторая
Мы считаем, что здесь важны постоянные системные меры поддержки региональных вузов, очень важны. Отсутствие данной поддержки приводит к серьезному разрыву в качестве образования, оттока профессиональных кадров и снижению интеллектуального потенциала регионов, а также не помогает в решении важной задачи, которую ставил перед нами президент – это решение проблемы бедности. Поэтому очень важно изменить подходы финансирования региональных вузов. Мы считаем, что не задачи должны формироваться под финансы, а финансы должны формироваться под данные задачи.
Комитет по Регламенту и контролю подготовил по выявленным нашим, по всем выявленным проблемам свои конкретные предложения, которые, коллеги уважаемые, вы видите сейчас на слайдах. И мы предлагаем включить данные все предложения в постановление Государственной Думы. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Алексеевич Никонов.
Никонов В. А., председатель Комитета ГД по образованию и науке, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Когда мы говорим о науке и образовании в изменившихся условиях, я думаю, прежде всего, от лица всей Государственной Думы, от лица наших избирателей мы должны поблагодарить наших учёных, поблагодарить за то, что они сделали во время коронавнрусной инфекции, когда они продолжили традиции нашего великого нобелевского лауреата Ильи Ильича Мечникова, основоположника иммунологии, и сделали вакцину. Спасибо вам большое.
(Аплодисменты.)
Валерий Николаевич – третий Министр образования и науки для нынешнего состава Государственной Думы. И должен сказать, что мы с ним говорим на одном профессиональном языке и видим во многом одни и те же проблемы, с которыми сталкивается система высшего образования и науки.
Первое – это отсутствие стратегии. Нет стратегии образования. Есть утвержденная президентом стратегия научно-технологического развития, но сопряженной с ней стратегии подготовки кадров не существует.
Второе – кадры.
Ещё 20 лет назад Российская Федерация была первой в мире по количеству исследователей – ученых. Сегодня мы на четвёртом месте. Мы отстали от Китая вдвое, извините, в шесть раз, от Соединённых Штатов в два раза, причём это отставание у нас во многом за счёт именно наших учёных, которые приехали в Соединённые Штаты Америки.
Подготовка кадров высшей квалификации, к сожалению, не даёт нужного количества притока квалифицированных кадров. К огромному сожалению, у нас сокращается количество диссертационных советов. И за последние 30 лет в науку и высшее образование пришёл только 1 процент выпускников российских вузов.
К сожалению, заработная плата в науке и образовании Российской Федерации неконкурентоспособна по мировым меркам, а здесь рынок один всемирный.
Третье – наукометрия. Оценка работы сейчас и преподавателей вузов, и научных работников во многом по публикационной активности, и самые большие баллы дают публикации в зарубежных журналах. Поэтому те конторы, которые зарабатывают на публикациях наших учёных в зарубежных журналах, они все подконтрольны западным спецслужбам. Они отбирают то. что им нужно, и публикуют то. что им выгодно, тем самым продвигая в рейтингах, по крайней мере в гуманитарных специальностях, очевидно тех людей, которые занимают наиболее антироссийские позиции. Зачем это нужно нам, я не знаю.
Четвёртое – цифровизация. Об этом много здесь было сказано, но надо отметить, что в заключении Счётной палаты замечено, что, собственно, исполнение национального проекта «Образование» в части цифровизации наименьшее – 9 процентов. И. кроме того, как учили? Учили на платформах зарубежных – Skype, Zoom. Национальные платформы есть, но они, к сожалению, слабее оказались, и пошли американские платформы. Нам нужна своя большая, собственная образовательная платформа.
Инфраструктура, об этом было сказано. Действительно как минимум в пять раз меньше средств выделяется, чем надо на то. чтобы остановить разрушение вузовской инфраструктуры, зданий, и совсем не выделяется средств на строительство новых общежитий и новых кампусов. А мы хотим ещё привлекать иностранных студентов и быть конкурентоспособными. Где они жить-то будут, эти студенты?
Шестое – деньги. Финансирование действительно у нас в отношении на душу населения и ВВП. процент ВВП – 84 место. На планете Земля это вопрос приоритетов – образование. 5 процентов – среднее в Евросоюзе. 3,6 – у нас. Наука, президентский указ 2012 года – 1,77 процента ВВП. сейчас 1,11.
И седьмое, последнее – воспитание. Президентский законопроект мы приняли. У нас есть программа воспитания, подготовленная Министерством просвещения. Я не видел программы пока, подготовленной Министерством высшего образования и науки. «Два чувства дивно близки нам. в них обретает сердце пишу». – это Пушкин написал ровно 190 лет назад во время «Болдннской осени». Давайте воспитывать наших студентов... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо. Вячеслав Алексеевич. Переходим к вопросам.
Пожалуйста. Валерий Николаевич, возвращайтесь к микрофонам, на трибуну. У вас было время, для того чтобы собраться с мыслями. Пожалуйста. Тайсаев Казбек Куцуковнч. фракция КПРФ. Подготовиться Зайцеву.
Тайсаев К. К., фракция КПРФ.
Уважаемый Валерий Николаевич, хочу поблагодарить министерство за активную реализацию инициативы комитета Государственной Думы по делам СНГ. поддержанную Президентом Российской Федерации, по увеличению квот на обучение в российских вузах иностранных граждан и наших соотечественников за счет средств федерального бюджета. Особую актуальность для жителей стран СНГ имеет обучение в российских вузах.
многие из которых являются основными по соответствующим направлениям полготовки.
К примеру. Московский автомобильно-дорожный институт является базовым для стран СНГ по подготовке специалистов в автомобильной и дорожной отраслях. Славному МАДИ в этом году исполняется 90 лет. прошу вас максимально поддержать университет в решении текущих вопросов, которые сегодня там накопились.
Вопрос. Можем ли мы совместно разработать механизм приоритетного направления иностранных студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Пожалуйста.
Фальков В. Н. Спасибо большое за вопрос.
Я вначале хочу сказать несколько слов относительно МАДИ. Славный университет с богатой историей, который, к сожалению, в последнее время лихорадило не очень приятно. Мы с вами как раз в этих условиях непростых пандемии разбирались с этим вопросом.
Сейчас там молодой, исполняющий обязанности ректора, у него профильное образование и. я надеюсь, что у него все получится, очень важно, чтобы его поддержали выпускники, а ассоциация выпускников очень сильная у МАДИ. студенты и преподаватели.
Что касается иностранцев, в том числе из стран ближнего зарубежья, поступающих на инженерные специальности и направления, то есть здесь два принципиально важных момента.
Мы двигаемся с одной стороны в эти страны с нашим инженерным образованием, поскольку каждый год и в Узбекистане, и в Таджикистане, особенно в Узбекистане открываются филиалы российских вузов, есть запросы и от Казахстана и от других стран, н один из последних больших проектов, который мы обсуждаем, это активное участие Горного университета в развитии инженерного образования в Узбекистане.
С другой стороны мы всегда рады студентам из стран ближнего зарубежья, из названных мною стран Таджикистана. Узбекистана. Казахстана, Киргизии, да и многих других, когда они поступают к нам, надо сказать, что порядка 60 процентов поступают как раз на инженерные специальности и направления. Квота в этом году у нас составляла 15 тысяч мест, на будущий год нас поддержали МИД и Россотрудничсство. мы хотим увеличить се на 3 г ысячи. ну. а к 2024 году удвоить, чтобы у нас была квота на 30 тысяч мест для привлечения иностранцев.
Сделаем максимум вместе с вами для того, чтобы с одной стороны поступали иностранцы, а с другой стороны, чтобы они выбирали инженерные специальности и направления. Спасибо.
Председательствующий, Спасибо, Валерий Николаевич. Пожалуйста, фракция ЛДПР, Зайцев Максим Сергеевич. Подготовиться Дамдинову.
Зайцев М. С, фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Валерий Николаевич, сегодня мы отмечаем все-таки определенные проблемы с организацией дистанционного обучения и, в том числе для иностранных студентов. Эта тема особенно актуальна для ведущих вузов с большим количеством иностранных студентов, которые по определенным причинам до сих пор не могут ехать в Российскую Федерацию, среди которых, допустим. Российский университет дружбы народов, где процесс образования организован в смешанном формате, который предполагает одновременное нахождение студентов и преподавателя в аудитории, а также дистанционное присутствие тех студентов, которые, ну. по тем или иным причинам не могут присутствовать. В связи с этим вопрос.
Планирует ли Министерство науки и высшего образования пользование позитивного опыта ведущих университетов для пабировання таких программ в других университетах? Спасибо.
Фальков В. Н. Да, спасибо за вопрос-Иностранные студенты в особой ситуации оказались, у нас порядка 300 тысяч иностранных студентов обучается в российских вузах, ну. в зависимости от выпуска, приёма. И надо сказать, почти половина, чуть меньше. 40-45 процентов, из них остались, во время пандемии не выехали. Они сегодня спокойно продолжают обучение. И Российский университет дружбы народов, он по своему созданию, с момента своего создания, по своей сути он как раз интернационален, и он и должен демонстрировать лучшие практики работы с иностранцами. Они очень большую работу проводят, у них больше всего и в России... и в нашей стране иностранных студентов.
Что касается масштабирования практики лучших вузов, то я говорил о том, что такая вот горизонтальная взаимопомощь, которая сложилась во время пандемии, вузы встали плечом к плечу, и лучшие из них открыли свои ресурсы, в том числе платформы с онлайн-курсами, для вузов, которые, к сожалению, там соответствующей возможности не имели, не готовились и чуть медленнее двигались в вопросах цифровизации. Мы такую работу проводили во втором полугодии прошлого года. Сейчас есть специальная группа созданная, мы с ней постоянно взаимодействуем, представители ведущих вузов, где мы отбираем лучшие практики и даём возможность, транслируем их на всю систему. Так что я хочу заверить вас. что лучшие практики дистанционного образования, которые мы накопили и лучшие практики работы с иностранными студентами мы здесь же параллельно стараемся доводить до всей системы высшего образования, в первую очередь до региональных вузов, у которых таких возможностей нет. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дамдинов Алдар Валерьевич.
Подготовиться Епифановой.
Дамдинов А. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Валерий Николаевич, на прошедшей весенней сессии Государственная Дума приняла очень важный закон, внесённый президентом нашей страны, и вы о нём сегодня упоминали в своём докладе, закон касается усиления воспитательной работы в отечественной системе образования. Мы считаем, что этот закон очень важен и. в том числе, направлен на сохранение стабильности и безопасности нашей страны.
К сожалению, вопрос патриотического воспитания в высшем образовании сейчас нередко отходит на второй план, безусловно есть вузы, которые этому уделают первостепенное значение, но есть и высшие учебные заведения, которые считают например главным своим достижением трудоустройство своих выпускников за рубежом.
Вопрос. Считает ли Министерство науки и высшего образования необходимым усилить воспитательную работу в вузах? И какие изменения в ближайшее время мы можем ожидать в вузовской и в исследовательской работе? Спасибо.
Фальков В. Н. Абсолютно правильно сформулирован и своевременно, мне кажется, очень и актуально поставлен вопрос, я касался сегодня в своём выступлении. Если в общем говорить, то словами классика одного: «Образование без воспитания – дело ложное».
И, конечно, особенно для первого уровня образования, для выпускников школ, которые поступают в специалитет и в бакалавриат, образование без воспитания немыслимо, поэтому в вузах накоплен значительный потенциал. Вы знаете, что в каждом университете есть либо проректор по молодежной работе и соответствующие структуры, либо проректор по внеучебной деятельности. сути это не меняет.
Сегодня когда принят закон, я хочу вас проинформировать, что мы. наряду с нашими коллегами из Минпросвсшения. также включились активно в эту работу.
С одной стороны готовится проект федерального... федеральный проект в рамках национального проекта «Образование», посвященный патриотическому воспитанию, там есть соответствующий блок, который в том числе касается высшей школы, и мы обязательно на профильном комитете представим свои наработки в самое ближайшее время.
С другой стороны мы системно проводим работу, что называется, изо дня в день. Ну вот я могу сказать, что у нас заканчивается разработка модуля по гражданско-патриотическому. духовно-нравственному воспитанию молодёжи на основе материалов большого и очень значимого для нашей страны проекта без срока давности.
Проект направлен на противодействие фальсификации истории, формирование уважения чувства к историческому прошлому. Он стартовал еще задолго до пандемии, но мы сегодня лучшие наработки, которые были в рамках этого проекта, будем внедрять уже в образовательную деятельность.
Я мог бы продолжить этот перечень, но хочу вас заверить, что мы самое главное видим, что образование является, вернее, воспитание является гаким же приоритетом и для университетов, как для университетов, так и для министерства.
Я думаю, что при очередных встречах я проинформирую вас более подробно о том. какие у нас есть интересные проекты в этой части. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Епифанова Ольга Николаевна, подготовиться Берулава.
Епифанова О. Н., заместитель Председателя Государствениой Думы, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ'.
Уважаемый Валерий Николаевич, на следующий учебный год планируется увеличение общего объёма контрольных цифр приёма в вузы на 9 процентов. Университеты, подведомственные Минздраву, получат 43.5 тысячи мест, что на 20 процентов больше, чем в текущем году. Такие данные даёт Миннауки. То есть, наша система образования будет готовить больше медицинских специалистов.
С другой стороны, на фоне пандемии стала очевидной непростая кадровая ситуация в медицинских учреждениях, особенно это характерно для российской глубинки. Речь идёт и о дефиците докторов, который доходит до 40 процентов, и о среднем возрасте врачей, который приближается к 57 годам.
Уважаемый Ватернй Николаевич, у меня вопрос. Существует ли у Министерства науки и высшего образования, и Минздрава общая «дорожная карта» решения проблемы кадрового обеспечения наших поликлиник и больниц в разумные сроки? Спасибо.
Фальков В. Н. Да. Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Здесь наша зона совместной ответственности с Минздравом, поскольку сейчас формирование потребностей в медиках, конечно, осуществляется, в первую очередь. Министерством здравоохранения, у них есть специальная методика расчёта такой потребности во врачебных кадрах. Но мы эту ситуацию также видим, поскольку, когда мы распределяем бюджетные места, мы взаимодействуем, с одной стороны, с Минздравом, они являются центром ответственности, они определяют структуру бюджетных мест, то есть специальности и направления, куда надо отдавать, регионы, и даже вплоть до соответствуют»! х у и и верситетов.
С другой стороны, мы предприняли вместе усилия к тому, чтобы количество бюджетных мест... если в 2019 году у нас было 42 тысячи, то мы последовательно, так же как по учителям, школ, так же как по айтишникам, по инженерным кадрам, по отношению медиков на 9 тысяч к 2021 году увеличиваем. Мне кажется, это значимый прирост больше, чем на 20 процентов.
Поэтому я могу вас заверить, что такая работа ведётся. У нас нет, не буду лукавить, формализованной «дорожной карты», но у нас есть общее видение и понимание. Мы постоянно на связи с Михаилом Альбертовичем Мурашко, с Министром здравоохранения Российской Федерации, н если будет необходимость в подобном документе, мы всегда его легко сделаем.
В дополнение или в завершение хотел бы сказать, что медики очень активно используют такой инструмент решения вопроса кадров, в том числе на селе, в том числе в малых городах, как целевая подготовка. Если мы посмотрим с вами на целевую подготовку, вот в этом году выпустнлось почти 550 тысяч, порядка... чуть больше 40 тысяч – это целевики. Значительную часть составляют медики.
Именно через региональные органы управления здравоохранением осуществляется заказ в соответствующее учреждение, причём не только в региональные, но и в ведущие наши университеты медицинские, классические, где есть медицинские факультеты, ну, и в последующем, вы знаете, сейчас нормы закона, не так давно принято соответствующее изменение в закон «Об образовании», нормы закона достаточно суровые по отношению к тем, кто учится по целевым договорам, они обязаны приехать и отработать. Я думаю, что в перспективе ситуация еще более улучшится, и вот те дефициты, которые существуют, они будут гораздо меньше. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция КПРФ. Берулава Михаил Николаевич.
Подготовиться Диденко.
Берулава М. П., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Валерий Николаевич! Определенно можно сказать, что под вашим руководством министерство справилось с теми вызовами, которые сформировал коронавнрус. По крайней мере, наша фракция получила в несколько раз меньше писем с критикой в адрес ваших подчинённых, чем в адрес их коллег из Министерства просвещения.
Вопрос. Минобрнауки России разработана программа национального превосходства российского высшего образования. Согласно этой программе все вузы России будут поделены на категории по формальным показателям. Почему министерство не даёт возможность вузам естественным образом соревноваться между собой? Спасибо.
Фальков В. Н. Спасибо большое, во-первых, за добрые слова, очень приятно слышать, я обязательно коллегам передам, хотя, скажу честно, нам есть, куда стремиться.
Что касается программы, о которой сегодня несколько раз говорили, она уже прошла, уважаемые коллеги, начиная с 5 июня, самое, пожалуй, масштабное обсуждение, которое только возможно. Ни одна предыдущая программа развития университетов так не обсуждалась. И особенностью этой программы, я обращаю ваше внимание, является то, что мы обсуждали её не только внутри университетского сообщества, мы вынести её. с риском для себя, на суд академиков, президиум Российской академии наук очень внимательно анализировал сё и смотрел.
Как и любой программный документ, особенно определяющим стратегию развития отрасли на 10 лет. конечно, и эта программа под пристальным вниманием. Кому-то что-то нравится, что-то не нравится. Но мы на финишной прямой. И заканчиваем сейчас вот согласование всех вопросов.
То. что вы спросили конкретно, я хочу сказать, что мы как раз исходили из того, чтобы в этой программе, первое, участвовало гораздо больше вузов, и в отличие от всех предыдущих программ у нас самая большая программа национальных исследовательских университетов. В ней участвовало 29. в программе «5-100» участвовал 21 вуз. в программе федеральных университетов – 10 вузов. Здесь мы планируем, что будет 100-120 вузов. Мы считаем, что она как раз через конкуренцию подстегнет к развитию вузов. Потому что естественным эволюционным способом они развиваются и без разных программ. Но главный дефицит, главная проблема вузов – у них нет средств на развитие. И через эту программу мы им такие средства дадим. Причем дадим, исходя из принципа справедливости, лучшим, кто покажет и докажет, что его команда, его программа, поддержка региона, либо профильного министерства, либо профильной госкорпорации позволяет ему достигать тех целей, которые перед ним ставит общество и государство. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Ф Пожалуйста. фракция ЛДПР. Днденко Алексей Николаевич. Подготовиться Кононову.
Дилен ко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР-
Спасибо. Вячеслав Викторович.
Уважаемый Валерий Николаевич, я не могу, как другие коллеги, не отмстить то. что система российских вузов и вообще в целом высшего образования оказалась наиболее вирусоустончивой и организационно, и технически, и кадрово. оказалась больше других отраслей готова к работе дистанционки.
Вопрос. Сегодня, в последнее время экспертное сообщество очень активно обсуждает возвращение к специалитету и в перспективе, возможно, отказ от болонской системы. Инициатива, как считают во фракции ЛДПР, весьма разумная. Однако мы опять ломаем то. что очень долго строили – не будет бакалавров, не будет магистратуры, а. значит, не будет программы двойных дипломов, не будет договоров с зарубежными вузами-партнерами. Вот для меня, как представителя вузовского региона, чрезвычайно важно, поскольку эти программы пользуются спросом у студентов. И хотелось бы выяснить позицию возглавляемого вами министерства по этому вопросу.
Спасибо.
Фальков В. Н. Ну этот вопрос относится к числу, с одной стороны, риторических, с другой стороны, к числу извечных. Сколько я помню с момента появления обязательств по внедрению бакалавриата и магистратуры.
Всегда шли споры. И я бы хотел призвать здесь к такому взвешенному, прагматичному подходу, поскольку мы почти 20 лет уже. с одной стороны, с вами реализуем згу систему. И. конечно, любая ломка... Сегодня прозвучал тезис о том. что последовательное, динамичное развитие, оно зачастую лучше, чем вот отказ от того, что делали на протяжении длительного времени. Я не являюсь апологетом или большим сторонником болонской системы, бакалавриата и магистрату ры. поскольку сам закончил традиционную систему и знаю, что такое спеииалитст в советском вузе. С другой стороны, я преподавал у бакалавров и у магистров и видел их не только как преподаватель, но и как руководитель кафедры, как руководитель большого института и какое ктор.
Мне кажется, если посмотреть сегодня, то нам надо, исходя из потребностей страны, регионов и предприятий, смотреть, как двигаться, и не делать перекосов. Потому что у нас сегодня есть 186 направлений бакалавриата и 124 направления специалитета, соотношение примерно 60 на 40. Если мы с вами поговорим с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, военно-промышленного комплекса, у меня в последний раз было несколько таких обстоятельных разговоров, я специально интересуюсь, если мы поговорим с промышленниками, в широком смысле, то. конечно, здесь надо поддерживать спецналитст. наш традиционный подход. Более того, мы обсуждаем со многими коллегами о том. чтобы этот специалитет был не пятилетний, а шестилетний. Ну, это специфика знаний, это понятные специалисты для нашей промышленности, это стандартники.
Точно так же. как речь идет, естественно, о научных специальностях и направлениях- Одно из последних обсуждений мы с биологическим факультетом МГУ обсуждали, специальную программу по фундаментальной биологии с ориентацией на подготовку специалистов по генетическим технологиям. И есть предложение сделать такой специалитет – 5 или 5.5 лет.
С другой стороны, коль уже есть и пользуется популярностью бакалавриат, ломать и крушить, возможно, тоже было бы неправильно, особенно, как вы справедливо отметили... Есть такое обстоятельство, как интересы иностранных студентов, которые... для них это понятная система. Они могут приехать сюда на определенные курсы, краткосрочное обучение. И. вообще, интерес к системе высшего образования в России в каком-то смысле связан с бакалавриатом и специалитетом.
Поэтому наше предложение состоит в том, чтобы не кидаться в крайности, смотреть и слышать, прежде всего, работодателя и исходить из национальных интересов.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – Кононов Владимир Михайлович.
Подготовиться Тумусову Федоту Семёновичу.
Кононов В. Мм фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Валерий Николаевич, выполнение указов президента о национальных целях развития, о технологических прорывах напрямую связано с финансированием науки и технологий. В настоящее время удельный вес затрат на науку в ВВП России составляет всего 1,1 процента, а должно быть 2, почти в два раза больше. По известным причинам сегодня этого показателя сложно достичь только за счёт бюджетных средств. В связи с этим необходимо привлекать внебюджетные средства и включать новые эффективные механизмы. Одним из таких механизмов, на наш взгляд, могут стать консорциумы, которые объединяют усилия вузов, предприятий, то есть бизнеса, и регионов.
Вопрос- Какая работа ведётся министерством в данном направлении? И нужна ли вам помощь законодателей? Мы, депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», готовы принимать активное участие в этой работе. Спасибо.
Фальков В. Н. Спасибо большое.
Отвечу сразу же, что помощь депутатов нам здесь потребуется. Но справедливости ради надо сказать, что эта работа министерством началась ещё в 2010 году. Уже тогда появились первые форматы, которые ориентировали на кооперацию, взаимодействие и создание консорциумов. Известное постановление 218-е о кооперации промышленных предприятий, научных организаций и вузов. Ну и так далее. Не так давно вы все слышали – НОЦ, в этом году будет объявлен очередной конкурс. А сейчас я вновь напомню про известную программу академического лидерства, одной из отличительных черт которой как раз и является создание консорциума.
Мы здесь уже большую работу проводим, хотя, честно сказать, где-то отстаём. Работу проводим, в первую очередь, с заинтересованными ведомствами, это Федеральная антимонопольная служба, поскольку консорциуму будут интересны для вузов и научных организаций тогда, когда объединение усилий для решения крупных, масштабных научных задач позволит им внутри по особым правилам распоряжаться финансами, помогать друг другу, то есть, проще говоря, необходимы изменения и в 44-й, и в 223-й закон, и в закон о конкуренции.
Мы создали межведомственную рабочую группу ещё где-то месяца полтора назад, встретились с руководителем Федеральной антимонопольной службы, проговорили эти вопросы.
сейчас подключаем к этим... к работе этой группы ещё Российскую академию наук. И вот то. что касается подзаконного регулирования, мы понимаем, что мы можем сделать ведомствами, либо выйти с инициативой в правительство.
Ну а то. что касается законопроектов, мы будем обращаться в Государственную Думу совместно с антимонопольной службой с тем. чтобы были особые преференции для университетов и научных организаций, которые по-настоящему подлинные консорциумы создают. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста. Тумусов Федот Семёнович, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Подготовиться Курбанову.
Тумусов Ф. С, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Спасибо.
Уважаемый Валерий Николаевич, наши вузы и средние специальные заведения в большинстве своём выпускают замечательных специалистов. Но вот выпускник сразу после окончания учёбы остаётся один на один с рыночной стихией труда. И они стремятся остаться на работе в столичных городах, до других мест надо оплачивать проезд, решать жилищные проблемы и кучу других проблем.
Поэтому мы разработали законопроект о студенческом капитале, суть которого заключается в том. что после окончания учёбы выпускник) выделяются деньги, которые он может потратить на оплату проезда, первичную аренду жилья, на создание своего дела. Это аналог того, что делали в советское время – подъёмные, оплата проезда, бесплатное жильё молодым специалистам.
Было бы замечательно, если бы вы. уважаемый Валерий Николаевич, поддержали данный законопроект. Вопрос – насколько это возможно? Спасибо.
Фальков В. Н. Уважаемый Федот Семёнович, я бы... я в сложной ситуации. С одной стороны, всё, что касается поддержки студентов, я не могу не поддерживать, в том числе ваше предложение.
С другой стороны, я скажу честно: я пока не знаком с этим законопроектом, поэтому я бы внимательно его почитал с коллегами, изучил. Плюс у нас такое правило, начиная с эпохи коронавнруса, когда мы принимаемые регулятором решения министерства, мы их выверяем с нашим ректорским сообществом, поскольку им его выполнять. И принципиально я, конечно, да. но здесь многое кроется в деталях, многие важные моменты. Поэтому просьба передать, мы ознакомимся и обсудим, и обязательно, если это будет на пользу, а я уверен, что это на пользу студенчества, будем поддерживать. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Курбанов Ризван Данияловнч. Подготовиться Власову. А сейчас фракция КПРФ.
Курбанов Р. Д., фракция КПРФ.
Уважаемый Валерий Николаевич, как известно, одна из проблем системы высшего образования и науки – это бюрократизация, и вот на сегодняшний день преподаватели и ученые жалуются на большой поток документов в формате справок, отчетов, докладных и так далее. Это. естественно, занимает много рабочего времени.
Вопрос заключается в следующем: будут ли предприняты какие-то меры со стороны вашего министерства, для того чтобы сократить такого рода документооборот? Спасибо.
Фальков В. Н, Спасибо большое за вопрос.
4 февраля текущего года у Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина была встреча большая с научной общественностью, это как раз было в преддверии совета, заседания президиума Государственного совета и Совета по науке и образованию, на котором рассматривались вопросы развития, в первую очередь участия регионов в развитии высшей школы.
И вот там прозвучал этот вопрос, и я вам могу сказать, что у нас есть отдельное поручение президента. В развитие этого поручения мы уже создали рабочую группу, включили туда представителей самых разных вузов и двигаемся по двум направлениям. С одной стороны, наша задача, здесь тоже есть сложности, это избыточная отчетность и методологические, на разных принципах построенные, когда из одного даже ведомства мы запрашиваем чрезмерно много у вузов. Поэтому первую задачу мы себе ставим сократить административную нагрузку на сами вузы.
Ну и второе, самое основное, я понимаю, как устроена жизнь в рядовом университете, и могу сказать, что. да, у нас чрезмерно много бумажной работы, поэтому министерство нацелено на то, чтобы найти разумный баланс, соблюсти, конечно, потому что без методических документов не может быть преподавания, мы должны понимать, какой образовательный результат получаем в результате работы.
С другой стороны, вот это чрезмерное составление излишних документов, которое напрямую никак не связано с образовательной деятельностью, с качеством образовательной деятельности, более того, оно раздражает преподавателей, мы постараемся в самое ближайшее время эту проблему решить. Спасибо.
Председательствующий. Фракция ЛДПР, Власов Василий Максимович.
Подготовиться Гильмутдинову.
Власов В. М„ фракция ЛДПР.
Спасибо. Вячеслав Викторович.
Уважаемый Валерий Николаевич, в июле этого года в Государственную Думу внесен законопроект о государственной молодежной политике в Российской Федерации.
Мы в ЛДПР много внимания уделяем развитию российской науки, обсуждаем и меры поддержки молодых ученых.
Что вообще с понятием «молодой ученый»? Мои коллеги по прошлому комитету Фетисов. Кувшинова и Бариев в феврале вносили законопроект на эту тему, но в марте, к сожалению, его вернули обратно. Я уверен, кстати, что они продолжат работу над этим законопроектом, но как вернуть все-таки молодежь в науку? Какие предложения будут от министерства в этой части? Спасибо. Фальков В. Н. Спасибо большое.
Вы затронули важный вопрос. Это законодательное регулирование и определение понятия не только «молодой ученый», а мы знаем с вами, что сам закон о молодежной политике, он такой, очень долгожданный, он давно обсуждается, и я очень надеюсь, что в ближайшее время будет принят. Мы свою позицию сформулировали.
Мы очень бы хотели, чтобы в нем было отражено понятие «молодой ученый», которое сегодня фигурирует в разных подзаконных актах и очень активно используется еще и в обширном региональном законодательстве. И если мы с вами посмотрим, то, ну. если уж не критичное разночтение, то все-таки возможности для разной интерпретации здесь присутствуют и по части возраста, и по части определения, поскольку, ну, копия всегда хуже оригинала, если что-то переносится, а нет образца, то происходят вот такие вещи.
Поэтому мы поддерживаем и хотели бы, чтобы в новом законе было отражено в первую очередь понятие «молодого ученого», а дополнительно к этому мы предлагаем, чтобы и «молодежное предпринимательство», и «молодой специалист», и ряд других важных таких новелл были отражены.
Что касается молодежи, то вами справедливо отмечено, и сегодня председатель профильного комитета отмечал, что одной из причин, сдерживающих развитие российской науки, является приход выпускников вузов в аспирантуру, защита и потом занятие собственной исследовательской деятельностью. Если мы посмотрим статистику, то у нас на протяжении последних десяти лет сокращается количество тех, кто в возрасте от 20-ти до 29-ти лет приходит в науку, и, в общем-то, баланс мы держим за счет другой возрастной когорты от 30-ти до 39-ти, здесь, наоборот, постепенно увеличивается, но это заделы прошлых лет.
Поэтому мы новые инструменты сейчас при трансформации и корректировке национальных проектов закладываем, в том числе там. поддержку института постдокторантуры. Мы поддерживаем активно новые лаборатории, вот с 2019 года создано 298 таких лабораторий. Я не буду перечислять, перечень длинный.
могу лишь сказать, что мы осознаём, что необходимы дополнительные усилия, в том числе, направленные на повышение престижа учёного в обществе, и это большая работа, такая очень просветительская работа, пропагандистская работа, которую должно проводить не только министерство, но и все коллеги, кто в этом заинтересован.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Гильмутдинов Ильдар Ирекович.
Подготовиться Нилову.
Гильмутдинов И. И., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо.
Уважаемый Валерий Николаевич. Вячеслав Алексеевич Никонов в своём выступлении озабоченно говорил о студенческих общежитиях. На самом деле для наших вузов это очень важно, для студентов, для вузов в целом, и новые общежития, и ремонт действующих общежитий. Вы знаете, что у нас есть госпрограмма «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», где предусмотрено. Вот нам бы хотелось конкретно в цифрах понять, какова сегодня ситуация, какая потребность. И на следующий год вот эта ситуация, как нам, значит, будет уменьшение или, наоборот, будет больше средств? Проясните, пожалуйста, скажите нам.
Фальков В. Н. Да, ожидаемый вопрос, и он объективно ожидаемый, потому что наши студенческие общежития, где проживает почти миллион студентов, мы смотрим на них под разными углами зрения и понимаем дефициты, которые есть, а с другой стороны – их состояние. В этом году я уже... я не отмечал, но хочу сказать, что в этом году мы впервые, это беспрецедентно, выделили 15,8 миллиарда рублей на материально-техническую базу вузов, и значительная часть этих средств пошла как раз на ремонт общежитий. Вот сегодня отмечалось, что в прошлом году, у нас пока чуть меньше, но мы продолжим работу в этом направлении.
Что касается строительства новых общежитий, то в министерстве сегодня, в работе у нас 36 объектов, в дополнение к тому, что мы восемь общежитий ввели в прошлом году, и два уже общежития к 1 сентября ввели в этом году, а ещё одно общежитие Южно-Уральского, большое общежитие, на полторы тысячи мест Южно-Уральского государственного университета в Челябинской области вот ожидаем, там всё готово, только занимаемся с документами.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments