leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Налоговый вычет по НДПИ для ХМАО Югры при условии заключения инвестиционного соглашения

Налоговый вычет по НДПИ для ХМАО Югры при условии заключения инвестиционного соглашения при цене нефти выше 45, сейчас 42 – первое чтение – Макаров Налоги нельзя отрывать от бюджетного планирования – Андрей Альшевских Почему добавлен Сургутский район? – Валентин Шурчанов Правительство не подготовило знает что-то что мы не знаем – Валерий Гаритунг Надо повышать пошлины на вывоз сырых металлов нефти и снижать НДРИ внутри страны
19. 1023277-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ»
Документ внесен правительством 18.09.20.
Представил статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов.
Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предусматривается предоставление налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) при добыче нефти на лицензионных участках недр, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, лицензия на пользования недрами которых выдана до 1 января 2018 г. и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 1000 и более миллионов тонн по состоянию на 1 января 2018 г.
Налоговый вычет предоставляется при условии, что пользователем недр заключено инвестиционное соглашение о стимулировании добычи нефти на участках недр, в отношении которых будет применяться налоговый вычет.
Если в период с 31 декабря 2020 г. по итогам 3-х, или 6-ти, или 9-ти, или 12-ти следующих подряд календарных лет, в течение которых предоставлялся налоговый вычет, совокупная сумма налогового вычета превысила сумму дополнительных доходов федерального бюджета в виде НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть, полученных в результате дополнительной добычи нефти на участке недр (нефти, добытой сверх прогнозного уровня добычи, определенного налогоплательщиком в условиях отсутствия права на применение налогового вычета и указанного в инвестиционном соглашении), то сумма НДПИ за указанный временной интервал, не уплаченная в связи с применением налогового вычета, подлежит уплате в бюджет в срок до 31 марта года, непосредственно следующего за последним годом соответствующего временного интервала.
В случае если средняя цена на нефть за налоговый период по НДПИ ниже базовой цены на нефть, определяемой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, налоговый вычет по НДПИ не предоставляется.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Первое чтение 274 1 1 14:26

Стенограмма обсуждения
Пункт 19. Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Доклад официального представителя I ^жительства Российской Федерации статс-секретаря – заместителя Министра финансов Российской Федерации Алексея Валерьевича Сазанова. Пожалуйста^
Сазанов А. В. Уважаемые депутаты, спасибо ещё раз за внимание.
Данным проектом федерального закона предлагается предоставить налоговый вычет по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Юфы. с извлекаемыми запасами нефти более I миллиарда тонн.
Обязательным условием (и это будет изменение в нашей налоговой политике долгосрочное) для предоставления налогового вычета будет заключение ими инвестиционного соглашения о стимулировании добычи нефти на участках недр, в отношении которых будет применяться налоговый вычет. Такое инвестиционное соглашение должно быть подписано до 1 июля 2021 года.
Налоговый вычет будет предоставляться в размере 3 миллиардов ИЗО миллионов рублей в месяц в том случае, если пена нефти за налоговый период превысила базовую цену нефти. В 2021 году это уровень 43.3 доллара США на баррель. В случае если цена нефти за налоговый период окажется меньше базовой цены нефти, налоговый вычет предоставляться не будет.
Для достижения бюджетной эффективности предоставляемой льготы каждые три года будет осуществляться мониторинг применения налогового вычета. Если по итогам мониторинга сумма доходов федерального бюджета в виде НДПИ и вывозной таможенной пошлины от дополнительной добычи нефти не превысит сумму налогового вычета, разница между указанными величинами подлежит возврату в бюджет недропользователям. Налоговый вычет будет предоставляться до достижения накопленного объема в размере 460 миллиардов рублей.
Просим поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Содоклад Андрея Михаиловича Макарова.
Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
На самом деде этот закон – продолжение тон темы, может быть, не по даже деньгам, а вот продолжение той важной темы, которая была поднята в предыдущих законопроектах с точки зрения философии налогообложения в зтой действительно очень сложной отрасли.
И нот в данном случае законопроект представляет собой механизм, который предлагает ираншельство, чтобы льготы, которые пойдут, следовали за инвестициями, и если инвестиции не сделаны, эти средства надо будет вернуть. Мы об этом очень много раз говорили, но вот это тот вопрос, который был поднят правительством при обсуждении проекта бюджета, когда было провозглашено, что мы будем пересматривать эффективность льгот, предоставленных в различных отраслях, и в первую очередь, естественно, в нефтяной отрасли, где эти льготы являются наиболее дорогостоящими. Поэтому, уважаемые коллеги, вот этот подход, вот эта концепция, безусловно, комитетом разделяется. Мы поддерживаем концепцию этого закона.
Другой вопрос, и он тоже звучал на комитете, льготы даны, инвестиции, допустим, не сделаны. Федеральное казначейство. Министерство финансов увидят это. и последствия обязательно наступят, но они наступят уже в следующих налоговых периодах. А как региону, где это происходит, а в данном случае это. по существу, речь идет о Ханты-Мансийском авгономном округе, планировать свои бюджеты? Ведь бюджет принимается на три года.
И поэтому в данном случае, когда комитет рассматривал этот вопрос, поддерживая концепцию закона, мы как раз и говорили о том. что нам, может быть, надо посмотреть механизмы уже бюджетного законодательства. Бюджетного кодекса, связанного с возможностью планировать бюджеты для pei ионов. Ведь сегодня мы делаем это по Ханты-Мансийску, но если этот опыт окажется положительным, мы. безусловно, можем рассмотреть это и на другие территории, и на другие отрасли и так далее. Поэтому в данном случае это точно такая же комплексная проблема, налоги нельзя отрывать от бюджетного планирования. И очевидно, что мы должны сказать региону, как он сможет планировать свой бюджет.
Вот это те вопросы, которые были заданы правительству, которые мы предложили обсудить уже не только с налоговым блоком Министерства финансов.
Но мы договорились о том, что мы обсудим это и с бюджетниками, мы обсудим это с казначейством и, соответственно, ко второму чтению, я думаю, мы выйдем на понимание, как решать эти проблемы, а дальше уже нам надо посмотреть изменения либо Бюджетного кодекса, либо принятие каких-то нормативных актов, которые позволят, я повторяю, регионам решат эту совсем непростую задачу.
Вот. собственно говоря, смысл того обсуждения закона, который состоялся на комитете. Комитет предлагает поддержать его в первом чтении. Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К. Алексей Валерьевич, но вот у меня все-таки вопрос. Каков размер будет совокупного налогового вычета? Там написано, что если цена на нефть будет там ниже определенного размера, налогового вычета не предоставляется и так далее. Но вот при существующей цене на нефть, какой налоговый вычет суммарно ожидаемый? Спасибо.
Сазанов А. В. 11о если смотреть на цену нефти, как сейчас в районе 41 -42 долларов за баррель. Urals сейчас стоит столько, то налоговый вычет будет ноль, потому что он предоставляется исключительно, осип цена нефти выше базовой, это 43,4 доллара за баррель, соответственно, если в налоговом периоде цена нефти выше, то налоговый вычет будет 3 миллиарда 830 миллионов рублей в месяц. Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Крючек Сергей Иванович, пожалуйста.
Крючек С. И., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Вопрос Алексею Валерьевичу.
А назовите, пожалуйста, название компаний, которые ведут добычу на этих участках и которые являются, по сути дела, выгодоприобретателями от принятия этого закона? Они же есть таковые с объемом миллиард и более?
Сазанов А. В. Это любая компания, чьи участки недр расположены в ХМАО и у которых извлекаемые запасы нефти на 1 января 2018 года более миллиарда тонн.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А. Уважаемый Алексей Валерьевич. Мы постоянно говорим о том, что налоговое законодательство менять не нужно, но тем не менее оно постоянно меняется. Можете ли вы гарантировать, что те условия, которые мы сегодня прописываем для возврата этой льготы, если инвестиций не последует, что они не будут впоследствии изменены и нефтяным компаниям не будут прощены вот эти их финансовые ошибки? Спасибо.
Сазанов А. В. Естественно, мы для того и прописываем такое условие в Налоговом кодексе, а не закрепляем это в каких-то постановлениях правительства либо в дополнительных соглашениях с тем, чтобы эти условия обязательно исполнялись в будущем. И если компания не добудет тот дополнительный объём добычи, чтобы обеспечить бюджетную эффективность данной льготы, то деньги должны... разница должна быть возвращена в бюджет. Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Спасибо.
Алексей Валерьевич, в черновой версии законопроекта речь шла только об участках недр, полностью расположенных в границах Ханты-Мансийского района (ХМАО). Сейчас ещё и Сургутский район включён. Можете пояснить, с чем связано это расширение? Это первое.
И второе. Вот в продолжение вопроса про компании. Критерии компании, которые будут попадать под эти налоговые льготы, вы сказали, но их же не сотни. Можете их всё-таки назвать?
Сазанов А, В. У меня сейчас нет данной информации. Сургутский район был добавлен исключительно в технических целях. поскольку ряд месторождений, они расположены как ХМАО. так и Сургутского района. И с тем чтобы они необоснованно не выпали из механизма предоставления данного налогового вычета, был добавлен Сургутский район. Спасибо за вопрос.
П редседател ьству ют и й. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить?
Включите запись на выступления.
Покажите список.
Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста.
Шурчанов В. С. фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Вот вопрос не успел задать, потому что во фракции договорились по одному вопросу. Но вместе с тем полностью соглашаясь с тем, что и представитель правительства, и комитет говорили, тем не менее ставится вот такой вопрос. Всё-таки обоснования достаточного для того, чтобы Государственная Дума и фракции Думы поддержали данный законопроект, правительством, ну, в частности, Министерством финансов не подготовлен!'. Вот я чувствую, что Министерство финансов сегодня знает вот что-то такое, которое мы здесь, в этом зале, даже не знаем и вообразить не можем, потому что они действительно к этому подготовлены. Но депутатов они. во! Вла (имир Иванович правильно сказал, абсолютно не подготовили, потому что по веем материалам самого проекта закона, пояснительной записке, даже и вчерашнего обсуждения в комитете всё-таки это вот не ясно.
Вот, в частности, пояснительная записка по такому важнейшему законопроект)', она состоит из полутора страниц машинописного текста, вот каким образом фракции должны поддержать, хотя я понимаю, что все фракции, они радеют об интересах нашей страны, о бюджете. Мы все здесь патриоты и прекрасно понимаем.
Я даже прочитаю выражение, абзац: «Реализация проекта федерального закона не повлечёт негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий», то есть негатива нет. и не оказывает, заметьте, никакого влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Ну если законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации, тогда зачем его обсуждать и принимать? Мы действительно вот реальную выгоду со стороны нашей фракции здесь не чувствуем, хотя мы понимаем, что действительно льготы должны идти вслед за инвестициями – это, в общем-то, закономерно и всё это правильно.
Ну и в итоге получается-то, знаете, философски таким образом, никто вреда не приносил, не говоря уже о пользе. Поэтому фракция КПРФ не будет в первом чтении законопроект поддерживать. Мы надеемся, что Министерство финансов проведёт большую работу, разъяснит нам пользу от всего этого эффекта и. в конечном итоге, мы потом можем прийти к общему мнению.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Медведев Иван Владимирович, пожалуйста.
Медведев И. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, законопроект очень простой: налоговый вычет при двух условиях.
Ну, во-первых, это ХМАО и два условия – это добыча более I миллиарда тонн в год и нерентабельная добыча, то есть старые месторождения, которые уже утратили рентабельность.
По сути, это инвестиционное соглашение государства с нефтяными компаниями. То есть налоговый вычет не дастся просто так, а он обязательно должен быть направлен в этой же сумме на инвестиции, на повышение рентабельности данного месторождения и потом, естественно, по увеличению добычи на этом месторождении и опять же дополнительный доход в федеральный бюджет и в местные бюджеты.
Вот в принципе суть законопроекта. А если инвестиции не будут направлены, ну понятно, что эти все деньги будут к возврату соответствующей налоговой службы и казначейством и так далее.
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает данный законопроект, будет за него голосовать. Прошу поддержать.
Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Ну коллега Медведев оговорился, конечно, добыча миллиард тонн в год не может быть, это запасы миллиард, я так понимаю. Все, сидящие в зале поняли, но для стенограммы, чтобы было понятно. Потому что у нас годовая добыча чуть больше 500 миллионов тонн в год, поэтому давайте не будем рекордов с этой трибуны таких ставить.
Наша фракция не будет голосовать за этот законопроект. Почему? О чём идёт речь? Речь идёт о том, что нефтяникам предоставляются налоговые льготы. Вот только что. вот только что, ещё трибуна не остыла, нам говорили: нам нужна рента, нужно в бюджет собирать деньги, и тут же выходят через пять минут и говорят: вы знаете, давайте мы нефтяникам дадим налоговые льготы. То есть, мы поднимаем НДПИ на добычу руд, которые перерабатываются внутри страны и превращаются в металл, в машины, оборудование, делаем их менее конкурентоспособными, отдаём российский рынок импорту, в то же время мы поощряем экспорт углеводородов, обнуляя экспортную пошлину на нефть, повышая НДПИ, ну а ещё и особо приближённым и по НДПИ ещё и даём льготы. Вот такая у нас налоговая политика.
Причем на прошлой неделе мы нефтяникам подарили обратные акцизы суммарно на 250 с лишним миллиардов рублей из бюджета как бы так шедро. У нас на индексацию пенсий работающим пенсионерам денег нет, а. пожалуйста, нефтяникам, только бы чтобы у вас всё было хорошо, мы вам и 250 миллиардов и сейчас вам дадим, и так далее.
То. что сейчас они не получат вычет при цене 42 доллара за баррель, ну так сейчас она на 2 доллара поднимется, цена, будет 44 и все. и вычет будут получать. А она вот только недавно у нас в районе 45 стояла, эта цена.
Поэтому, коллеги, мы думаем, что нужно кардинально пересматривать отношение к налогообложению сырьевых отраслей, нужно повышать экспортные пошлины на ВЫВОЗ сырых, необработанных руд. металлов, нефти, газа и снижать НДПИ внутри страны, делать более конкурентоспособной переработку и использование этого сырья внутри страны и менее выгодным вывоз за рубеж.
Пожалуйста, далеко ходить не надо – Китай 30 лет применяет эту систему, посмотрите, во что он превратился. Поэтому у нас есть всё для того, чтобы люди наши жили лучше, давайте не будем делать глупости и тогда, я думаю, у нас ситуация с доходами граждан будет совсем иной.
Спасибо.
Председательствующий. Представитель президента? Докладчик? Правительство, пожалуйста.
(линии А. В. Александр Дмитриевич, я просто коротко хотел бы пояснить, для чего направлен данный законопроект. В Сургутском районе в ХМАО расположены месторождения нефтяные, которые были гордостью Советского Союза, там расположены месторождения, на которых вся база Советского Союза по нефтедобыче базировалась. Сейчас данные месторождения уже истощены. Для того чтобы поддерживать на них устойчивый уровень добычи, им нужны определенные послабления и в чанном случае ни послабления будут с лихвой нам возвращены в будущем.
Поэтому мы просто за то, чтобы на этих месторождениях не было резкого падения добычи, чтобы там был устойчивый объем добычи и, что в будущем это обеспечило занятость соответствующих регионов.
Поэтому данный законопроект направлен именно на эту поддержку.
Спасибо.
Председательствующий. Содокладчик. Андрей Михайлович.
Макаров А. М. Коллеги, если мы повышаем налоги это плохо, если мы понижаем налоги, это плохо, если мы налоги не трогаем, это совсем плохо, значит, мы бездельничаем. Выбор очевиден. Вот ситуация предельно простая. Вот, если предыдущие законы, которые здесь рассматривались и. которые назвали поддержкой олигархов, направлены как раз на то, чтобы средства им на то, чтобы взять в бюджет те средства, которые пойдут на решение социальных проблем у тех, кто сегодня направляет их на дивиденды, то вот этот закон, на самом деле это закон о сохранении рабочих мест. Это сохранение рабочих мест в тех посёлках, которые выросли на месторождениях, на скважинах, на которых сегодня добывать нерентабельно.
Да проще всего государству бросить эти месторождения и сказать: мы не будем это делать. Но это означает не бросить месторождения, это означает бросить людей. И вот этот закон о том, чтобы сохранялись рабочие места, чтобы люди получали зарплату, а для этого надо проинвестировать туда, чтобы добывать эту уже сегодня тяжёлую нефть. Причём закон-то как раз и прописывает, что заключается соглашение, что ты получишь эту льготу, если ты эти средства проинвестируешь. если вот те самые вопросы, о которых мы сейчас с вами говорим, ты решишь. Нет. не решишь – ты ничего не получаешь, ты всё вернёшь.
Вот смысл этого закона. Так тогда, простите, когда нам называли о том, что в прошлом законе мы поддерживали олигархов, в этом, как я понимаю, делая противоположное, мы снова поддерживаем олигархов. Единственный вопрос, который я вынес из этого обсуждения: так кто же из нас в этом зале поддерживает олигархов? Но на этот вопрос, я думаю, дадут ответы избиратели, потому что все вот эти выступления, которые мы слышали, они не для профессионального обсуждения закона, они для избирателей, они и оценят.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование пункт 19. Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 26 мин. 09 сек.)
Проголосовало за 274 чел 60,9 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 1 чел 0,2%
Голосовало 276 чел.
Не голосовало 174 чел 38,7 %
Результат: принято Принят в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments