leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Андрей Белоусов рассказал на 488-м заседании СФ о прогнозе социально-экономического развития

Андрей Белоусов рассказал на 488-м заседании СФ о прогнозе социально-экономического развития
8. 10:00-11:00 Правительственный час «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в условиях реализации общенационального плана действий»
Зампред Правительства РФ Андрей Рэмович Белоусов Объём ВВП и реально располагаемые доходы населения упали на 8%, розничная торговля на 16%. Безработица увеличилась с 4,6 до 6%. Помощь оказана на четыре трлн руб. 3,9% ВВП. Зарплата сохранила положительную динамику. Инфляция 3,6% это позволило ЦБ снижать ключевую ставку. Удалось предотвратить взрывной рост безработицы. Необходимо повысить занятость. 21 год переходный к введению бюджетного правила. Расходы снизятся на триллион. Риск снижение инвестиционных программ госкомпаний. Риск медленное восстановление доходной базы регионов. Многое будет зависеть от глав регионов умения консолидировать доходы и повысить эффективность расходов. Общенациональный план действий 30 пунктов. Механизмы поддержки частных инвестиций. Соглашений должно быть не менее тыщи на 14 трлн руб. Зеленые облигации. Поддержка самозанятых. Довести МСП до 25 млн. Увеличение масштабов деятельности работающих компаний. Поддержка экспорта и НИОКР МСП. Запускается единая цифровая среда для МСП заплатить налоги и даже пройти скоринг получить банковский кредит более 50 сервисов. Диверсификация ОПК квотирование госзакупок. Масштабная программа поддержки АПК 280 млрд руб. Регуляторика улучшение делового климата. Завершение регуляторной гильотина. Интернет вещей технологии 5G Развитие генетических технологий. Заново венчурные технологии. Снятие инфраструктурных ограничений для развития транспортной инфраструктуры Европа – Западный Китай. Северный морской путь. Суммарно четыре трлн из них триллион бюджетный.
Вопросы
Владимир Кравченко Томская область падение доходов 30%
Белоусов. В этом году несмотря на падение доходов субъектовых доходов на 7% выпадающие доходы пятьсот миллиардов. Рост за счет дорожного строительства. Рост инвестиций госдолга всего 3%. Рост трансфертов запланировано 2,7 трлн будет 3,5. Минфин переходит на трехлетнее планирование трансфертов. Губернаторам разрешено вносить изменения в сводную бюджетную роспись в часть антикризиса и антиковида без согласования с законодательными органами власти регионов. Меры позволят регионам решить проблему 21 года.
Юрий Федоров Перспективы частных инвестиций для ускорения газификации регионов?
Белоусов. Это ключевой момент в экономике регионов. Запрос на стабильность. Внедряем механизм защиты капиталовложений. Закон непростой был принят. Три подзаконных акта идут дебаты в правительстве. Стандарт инвестиций. Есть опыт ЦФО о поддержке правильно упакованных проектов. Хотим распространить на всю страну будет заниматься специальное агентство Андрей Иванов. Газификация кроме сетевого газа СПГ большие перспективы.
Полетаев. Какие меры во исполнение закона о защите капиталовложений. Поддержка общественного транспорта в крупных городах
Белоусов. Проекты отработаны инвесторы ждут. Деньги в бюджете предусмотрены 27 млрд на компенсацию регионам налогового вычета. Тем у кого готов стандарт. Отдельная программа поддерживается ВЭБ.
Константин Долгов Какие механизмы увеличения инвестиций в промышленность и строительство.
Белоусов. Инвестиции всегда в развитие. Фармацевтика судостроение добавляется электроника. Обязательства ВТО позволяют. Масштабная поддержка автопрома. Инвестиции 10% государственные, 23% компаний с госучастием, 20% государственным регулированием. То есть более половины государственные. Облигации РЖД.
Елена Перминова. Высокая закредитованность регионов. Возобновление программы замещения коммерческих кредитов.
Белоусов. Проблема 12 регионов. Нам надо максимально разрешить регионам заимствовать Минфин на это пошел.
Андрей Синицын. Акцизы на табак ЕАЭС не гармонизированы. Маркировка не панацея.
Белоусов. Создание единого органа
Сергей Рябухин. Акциз на табак потеряем около ста млрд Фискальную функцию передали вновь созданному оператору.
Белоусов. Я был сторонником оставить ФНС. Создание системы позволило сэкономить. Маркировка шубы лекарства на подходе обувь. Мы все исходим из того что маркировка табачных изделий даст результаты
Выступления
Николай Журавлев. Надо продолжать и развивать капвложения. Бесшовное налогообложение малого бизнеса. Проблема длинных денег.
Гумерова Спасибо Минэку мы получили положительное заключение на закон о патентных поверенных будет принят на следующей неделе.
Андрей Кутепов Принять постановление за основу Предложения до 28 сентября.
Матвиенко то что кризис не стал всеобъемлющим заслуга правительства. Мы за бюджет развития
Постановление за основу 152 0 0

Из стенограммы 488-е пожарного заседание СФ 23.09.20
Коллеги, переходим к следующему вопросу, вопросу «правительственного часа» – о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в условиях реализации общенационального плана действий.
Порядок предлагается традиционный: выступление Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Андрея Рэмовича Белоусова – до 20 минут, далее ответы докладчика на вопросы, выступления сенаторов и принятие постановления.
Коллеги, нет возражений против такого порядка? Нет.
В нашем заседании принимают участие Дмитрий Александрович Зайцев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Максим Геннадьевич Решетников, Министр экономического развития Российской Федерации, статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Станиславович Зверев.
Уважаемый Андрей Рэмович! Хочу Вас от всех сенаторов поприветствовать в верхней палате (Вы у нас первый раз в новом качестве) и предоставить слово. (Аплодисменты.) Пожалуйста, Вам слово.
А.Р. Белоусов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Спасибо большое.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые коллеги! Начать хотел бы с оценок текущего года. Как известно, во втором квартале кризис нанес сильнейший удар по экономике страны. Объем ВВП и реальные располагаемые доходы населения упали на 8 процентов к уровню предшествующего года, а оборот розничной торговли упал вдвое больше – на 16 процентов. Уровень безработицы буквально за несколько месяцев вырос с 4,6 процента до 6 процентов, то есть более чем на 1 миллион человек. Такого спада по глубине и интенсивности экономика не испытывала с 2009 года.
Оперативно был предпринят ряд действий, направленных как на поддержку доходов населения, в первую очередь социально незащищенных граждан, так и пострадавших отраслей экономики. Задача состояла в том, чтобы поддержать людей, занятость и не дать кризису расползтись на смежные отрасли по цепочкам поставок и платежей. Всего только из федерального бюджета было затрачено финансовых ресурсов более чем на 4 трлн рублей (это 3,9 процента ВВП). Это позволило ограничить глубину и продолжительность спада производства и потребления и, главное, поддержать занятость.
С июня экономика начала постепенно восстанавливаться – разумеется, с разной скоростью в различных секторах и регионах страны. Сегодня можно с достаточной уверенностью сказать, что по итогам года снижение ВВП составит порядка 4 процентов. В прогнозе зафиксирована цифра 3,9 процента. Для сравнения: падение мировой экономики в текущем году оценивается в 4–5 процентов, в США – порядка 5–8 процентов, в Евросоюзе – 8–10 процентов.
Если говорить в целом о ситуации, складывающейся к концу года, хотелось бы выделить несколько моментов. Во-первых, удалось локализовать кризис, он не приобрел всеохватного, системного характера, как это было в 2008–2009 годах. Кризисный спад серьезно затронул прежде всего отрасли услуг для населения, непродовольственной торговли и связанной с ней промышленности и пассажирского транспорта. Это около 7 миллионов занятых человек, то есть примерно 10 процентов работающего населения. Соответственно, реальная заработная плата по стране в целом сохранила положительную динамику – около 2 процентов к прошлому году, что является важнейшим фактором поддержания как реальных доходов населения, так и потребительского спроса, и, сразу скажу, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, удалось удержать макроэкономику, прежде всего валютный курс, финансовые рынки и инфляцию. Инфляция сейчас составляет, как известно, 3,6 процента к соответствующему месяцу прошлого года. По итогам года оценка составляет 3,8 процента, то есть даже ниже целевого 4-процентного уровня. Это позволило Банку России снизить ключевую ставку до беспрецедентно низкого уровня и поддержать кредитование экономики, в том числе ипотеку. На это многие не обращают внимания, но темпы роста кредитов сейчас возрастают. Они находятся на достаточно высоком уровне. И в июле – августе это составило около 8 процентов к прошлому году. Примерно треть из них – это кредиты, связанные с мерами, которые приняло правительство, и две трети – это, собственно, активность банков и предприятий. Это является сегодня одним из главных факторов постепенного оживления спроса.
В-третьих, удалось предотвратить взрывной рост безработицы. Сейчас, в августе – сентябре, мы вышли на плато – это примерно 4,8 миллиона человек безработных против 3,5 миллиона в первом квартале. Для нашей страны дополнительно более 1 миллиона безработных – это одна из ключевых проблем. В самом ближайшем будущем – в течение следующего года – необходимо этот объем сократить, повысив занятость.
В то же время обозначился достаточно четко ряд рисков. Остановлюсь на трех из них. Первый риск – это выход в следующем году из отраслевых программ поддержки экономики, которые запущены в кризисный период. И, кроме того, 2021 год, как известно, – это переходный год к введению бюджетного правила. Соответственно, расходы федерального бюджета в следующем году снизятся до 21,5 трлн рублей против 22,6 трлн рублей в текущем году, то есть более чем на 1 трлн рублей. В реальном выражении это минус 8 процентов. А если учесть обслуживание долга, который тоже растет, это минус 10 процентов.
То есть просто сравните: у нас в прогнозе 3,3 процента рост ВВП спрогнозирован, минус 10 процентов при этом – это государственный спрос. То есть бюджетная консолидация исключает государственный спрос как фактор роста в течение ближайшего года, а на самом деле двух лет. Это означает, что факторы частного спроса, такие как потребление, частные инвестиции, экспорт, должны расти с опережающим темпом по отношению к ВВП.
Второй риск – это сокращение крупнейшими компаниями с госучастием своих инвестиционных программ. Для сведения: это почти четверть всех инвестиций в стране, в два с лишним раза больше бюджетных инвестиций. Некоторые компании, такие как РЖД, компенсируют нехватку собственных средств заемными. Тем не менее сокращение инвестиционного спроса со стороны девяти крупнейших компаний с госучастием относительно плана может составить около 15 процентов, то есть порядка 270 млрд рублей к плану. Это может вызвать по цепочке сокращение производства и неплатежи у производителей инвестиционных товаров, машиностроителей и металлургов. И предотвращение этого риска сейчас (я специально обращаю на это внимание) является, наверное, ключевой задачей правительства. Мы этим занимаемся в повседневном режиме.
Третий риск – это медленное восстановление доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации. Из двух основных ее составляющих фонд оплаты труда устойчиво растет и, соответственно, НДФЛ устойчиво растет, а прибыль и налог на прибыль существенно отстают в части роста. Отсюда восстановление объемов доходов докризисного 2019 года во многих регионах произойдет не ранее 2022 года.
Важно отметить, что расходы субъектов будут во многом определяться публичными обязательствами и социальными выплатами, от которых в значительной мере зависят доходы населения и потребительский спрос, в том числе необходимостью поддержания зарплат указанных категорий бюджетников (врачей, медсестер, учителей, работников культуры, науки и других) в установленной пропорции к средней заработной плате по соответствующему региону. Я хотел бы обратить внимание, что соответствующее положение указа президента никто не приостанавливал и не отменял. Это продолжает действовать. Здесь многое будет зависеть от действий глав регионов, от умения консолидировать доходы и повысить эффективность расходов.
Уважаемые коллеги! Перспективный период до 2024 года четко делится на два этапа. Первый этап, восстановительный – это четвертый квартал 2020 года и весь 2021 год. Здесь необходимо решить три главные задачи – перейти к устойчивому росту реальных доходов населения и экономики в целом, восстановить наиболее пострадавшие сектора, включая малый и средний бизнес, и нормализовать уровень безработицы, выйти на уровень ниже 5 процентов от численности работников.
С учетом бюджетной консолидации и сокращения государственного спроса, чтобы обеспечить прогнозируемый рост ВВП на 3,3 процента, нужно достичь увеличения потребительских расходов населения, частных инвестиций и экспорта на следующий год не менее чем на 5 процентов. Это KPI правительства на следующий год. Для его достижения по поручению президента разработан общенациональный план действий. Он включает 30 ключевых инициатив, детально проработанных и обеспеченных финансированием. Буквально сегодня, после окончательной выверки, планируется вынести его на заседание Правительства Российской Федерации.
Второй этап охватывает период 2022–2024 годов, где ключевая задача – обеспечить реализацию пяти национальных целей развития, поименованных в указе президента, выйти на достижение соответствующих 25 целевых показателей. Основные характеристики этого этапа: рост ВВП – выше 3 процентов в год, реальных располагаемых доходов населения – около 2,5 процента, инвестиций в основной капитал – более 5 процентов ежегодно и ненефтегазового экспорта – на 3–4 процента в год.
За счет каких основных действий предполагается достичь этих результатов? Отмечу только некоторые из них.
Первое – это развитие механизмов поддержки частных инвестиций на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Речь идет о предоставлении в рамках крупных инвестиционных проектов стабилизационной оговорки, предполагающей неизменность налоговых условий, условий землепользования и градостроительной деятельности, а также предоставлении мер господдержки через связанные договоры, возмещении затрат на создание инфраструктуры. В текущем году предполагается заключить не менее 20 соглашений по проектам на общую сумму 900 млрд рублей. Это абсолютно не пустые прожекты, они проработаны, каждый проект уже достаточно проработан, мы только ждем окончательного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. А всего до 2024 года таких соглашений должно быть не менее 1 тысячи на сумму 14 трлн рублей.
Планируем в следующем году также запустить систему поддержки региональных инвестиционных проектов с использованием уже апробированных механизмов инвестиционного стандарта и компенсации налогового вычета. Кроме того, расширяем линейку доступных для компаний финансовых инвестиционных инструментов. В этом году обеспечили эмиссию «вечных» облигаций РЖД. На очереди инфраструктурные облигации для финансирования дорожного строительства и так называемые зеленые облигации для поддержки и внедрения наилучших доступных технологий в крупных компаниях.
Второе – это развитие механизмов по поддержке самозанятых, индивидуального и малого предпринимательства. Эта область исключительно важна хотя бы потому, что здесь занято более 21 миллиона человек. К 2024 году планируем довести численность субъектов МСП до 23 миллионов, а к 2030 году в соответствии с указом президента – до 25 миллионов.
Планируемые на ближайшее время действия для оказания такой поддержки можно условно объединить в три группы.
Во-первых, это облегчение старта для тех предпринимателей, кто решил вновь начать свое дело. Здесь планируется: создать более комфортные условия для тех, кто работает на патенте или упрощенной системе налогообложения, не хуже, чем по отменяемому ЕНВД; модернизировать систему контрольно-надзорной деятельности на основе прозрачности и риск-ориентированного подхода; создать единый реестр получателей поддержки, существенно упростив ее получение и обеспечив комплексность кредитных и гарантийных инструментов.
Во-вторых, это возможность для акселерации, увеличения масштабов деятельности уже работающих компаний. Будут введены переходные налоговые режимы с целью плавного изменения налоговой нагрузки на растущую численность субъектов МСП. Будет создана специальная система поддержки экспорта субъектов МСП на базе региональных центров. Предполагаем запустить специальные инструменты поддержки НИОКР, которые осуществляют малые и средние предприятия.
И, наконец, дальнейшее развитие получит система льготного кредитования малого бизнеса с пониженной процентной ставкой. Мы планируем в 2021 году выйти на средний уровень процента по субсидируемым кредитам не выше 7 процентов годовых. Напомню, сейчас это 8,5 процента, а средняя ставка по кредитам, которые получают малые и средние компании вне этой системы, составляет около 10 процентов на сегодняшний момент.
В-третьих, запускается специальная цифровая экосистема – единая цифровая среда для субъектов МСП. Через свой личный кабинет предприниматель сможет уплатить налоги, получить информацию о доступных мерах поддержки и оформить заявку и даже пройти скоринг и получить банковский кредит (такие возможные опции сейчас с банками прорабатываются, и мы уверены, что здесь удастся завершить переговоры успешно), решить вопросы сбыта продукции, получить консультации и доступ к образовательным программам и многое другое. Всего поэтапно планируется реализовать более 50 сервисов.
Объем финансирования национального проекта по МСП в 2021 году будет сохранен на уровне 2019 года – это чуть больше 56 млрд рублей – с последующим увеличением в 2023 году до почти 80 млрд рублей.
Третье направление действий – это секторальные меры поддержки, реализующие потенциал технологического развития и импортозамещения.
Отмечу здесь несколько важнейших проектов.
Запускаются две новые крупнейшие программы – развития высоких технологий в области электронной и радиоэлектронной промышленности и развития техники и технологий в области использования атомной энергии.
Реализуется программа диверсификации оборонно-промышленного комплекса с использованием специального механизма квотирования госзакупок в рамках реализации национальных проектов. Правда, соответствующий закон пока не принят, но мы очень надеемся, что в осеннюю сессию он будет принят окончательно.
Сохраняется и увеличивается с 2022 года масштабная программа поддержки агропромышленного комплекса. С текущего года в нее включается программа «Комплексное развитие сельских территорий» и сама программа будет увеличиваться: в 2021 году ее финансирование составит чуть меньше 300 млрд рублей (288,5), в 2022-м – 331,5 млрд рублей, ну и в 2023-м примерно такая же сумма – в районе 330 млрд рублей.
Четвертое направление – это регуляторика, улучшение делового климата. Здесь также следует выделить два важнейших направления. Во-первых, это реализация девяти «дорожных карт» по трансформации делового климата, которые разрабатываются совместно с бизнес-сообществом и охватывают важнейшие аспекты деятельности бизнеса. Это все, что связано с новыми видами предпринимательства, оборотом результатов интеллектуальной деятельности, и это наиболее чувствительные для бизнеса области, такие как строительство, экология, трудовые отношения, экспорт. Это правоотношения в области защиты прав собственности, корпоративного управления и банкротства. И, во-вторых, это завершение «регуляторной гильотины» для реформирования контрольно-надзорной деятельности.
Далее. Пятое – поддержка технологического развития. Это важнейшее направление, без которого остальные во многом теряют смысл. Здесь акцент будет сделан на следующем.
В первую очередь это поддержка и развитие перспективных технологических заделов по сквозным технологиям во взаимодействии государства и крупнейших компаний. Это прежде всего такие сквозные технологии, как технологии искусственного интеллекта, квантовые вычисления и технологии новых материалов, квантовая сенсорика, технологии блокчейн, микроэлектроника, интернет вещей, технологии 5G, квантовые коммуникации, технологии передачи энергии, новые источники энергии, а также ускоренное развитие генетических технологий. Это те технологии, по которым сейчас заключены соглашения, и по многим подписаны соответствующие «дорожные карты».
Во-вторых, это инфраструктурное обеспечение технологического развития. Предстоит практически заново создать систему венчурного финансирования с привлечением частного капитала и частно-государственного партнерства. Соответствующие предложения от бизнеса уже поступили.
В-третьих, это развитие национальной технологической инициативы, которая достаточно, с нашей точки зрения, успешна. Она направлена преимущественно на продвижение технологических стартапов. Будет создана система так называемой бесшовной склейки инструментов и мер поддержки, оказываемых разными институтами развития, – от посевного грантового финансирования до поддержки промышленного внедрения.
И, наконец, шестое важнейшее направление – это снятие инфраструктурных ограничений, в первую очередь развитие транспортной инфраструктуры. Предполагаем существенно (собственно, уже начали это делать) пересмотреть комплексный план расширения магистральной инфраструктуры, сосредоточив в нем финансовые ресурсы на девяти проектах. Это автодорога Европа – Западный Китай, Восточный полигон – БАМ и Транссиб, подходы к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, развитие Центрального транспортного узла, развитие Севморпути, развитие сети аэропортов, развитие морских портов и высокоскоростное движение. Суммарно на эти проекты предполагается потратить в 2021–2024 годах почти 4 трлн рублей (из них более 1 триллиона – это бюджетное финансирование), в 2025–2030 годах – еще почти 2 трлн рублей. В части автомобильных дорог планируем в ближайшее время утвердить опорную сеть автодорог, сделав инструментом ее формирования национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Уважаемые коллеги, все это отражено в проекте единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации, который разрабатывается правительством по поручению президента и в ближайшее время будет представлен на общественное обсуждение. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое, Андрей Рэмович, за системный, содержательный доклад.
Сейчас мы переходим к вопросам. Коллеги, очень много вопросов. Пожалуйста, краткий вопрос, и, Андрей Рэмович, по возможности – краткий ответ, чтобы больше сенаторов могли принять участие в дискуссии. Начинаем.
Пожалуйста, Владимир Казимирович Кравченко.
В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Уважаемый Андрей Рэмович! Согласно материалам прогноза рост ВВП будет основываться на расширении внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. Однако Минэкономразвития отмечает, что восстановление динамики инвестиций в основной капитал, которая на протяжении последних лет довольно неустойчива и зависима от крупных инфраструктурных проектов, будет сдерживаться сокращением расходов бюджетной системы, а также ограничением в рамках ОПЕК+.
Для обеспечения прогнозных темпов роста инвестиций в основной капитал потребуется активизация бюджетных расходов в рамках мер по достижению национальных целей. Однако существенного роста расходов федерального бюджета не предполагается, что ставит под сомнение возможность запуска нового инвестиционного цикла. Особенно это касается нефтедобывающих регионов, к коим относится и Томская область, где в текущем году ожидается падение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на 30 процентов, или на 22 миллиарда.
Складывающаяся ситуация с бюджетом сегодня не позволяет в полной мере обеспечить реализацию масштабных инфраструктурных проектов… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Я просила укладываться в регламент.
Пожалуйста, Владимир Казимирович.
В.К. Кравченко. Спасибо. Завершаю.
…прошедших обсуждение в Совете Федерации и нашедших отражение в постановлении. Работа с Минфином сводится к отсылке к методике и не решает вопросов ни по уровню бюджетной обеспеченности, ни по уровню инвестиций в основной капитал.
Хотелось бы услышать Ваше мнение о необходимости изменения методики с целью развития регионов и Российской Федерации в целом. Спасибо.
А.Р. Белоусов. Я так понимаю, что Вы начали вопрос с инвестиций, а закончили методикой. Я сразу скажу: тогда я буду отвечать относительно региональных финансов и моего отношения к методике.
Во-первых, цифры – упрямая вещь, как сказал классик. Поэтому в этом году, несмотря на падение доходов бюджетов (субъектовых бюджетов, я имею в виду), а они у нас за январь – сентябрь упали примерно на 7 процентов, прежде всего из-за того, что снизились поступления от налога на прибыль, поступления от НДФЛ у нас в стране более или менее растут (минус 7 процентов – это примерно чуть больше 500 млрд рублей выпадающих доходов), инвестиционные расходы субъектов Российской Федерации выросли почти на 40 процентов. Коллеги, это факт: 40 процентов. За счет чего? Прежде всего за счет дорожного строительства. Слава богу, это очень сильно поддержало экономику, поддержало ситуацию.
Госдолг субъектов Российской Федерации. Даже Алексей Леонидович Кудрин с его критическим отношением ко многим аспектам нашей действительности отметил, что он почти не вырос – вырос всего на 3 процента. Сегодня это 2 трлн рублей с небольшим, которые делятся пополам примерно: чуть больше 1 триллиона – это коммерческие кредиты и примерно 1 триллион рублей – это кредиты бюджетные.
Каким образом удается сейчас закрыть «дыру» (потому что – факт – расходы у нас выросли: как я уже сказал, почти 40 процентов – инвестиции, 13 процентов – рост фонда оплаты труда в бюджетах, и средний рост – 18 процентов)? Каким образом удалось закрыть эту «дыру» без роста госдолга? За счет остатков. Остатки на счетах субъектов Российской Федерации даже сейчас составляют 1 400 млрд рублей. При этом, если даже исключить Москву, это все равно величина больше 500 млрд рублей. Вот за счет остатков бюджеты пока сводили концы с концами.
И второе – это достаточно быстрое существенное наращивание трансфертов из федерального бюджета. Напомню, что выпадающих доходов, как я уже сказал, – примерно 500 миллиардов, 512, если уж говорить точно. У нас трансферты выросли: было запланировано 2,7 триллиона, а по факту в этом году будет 3,5. То есть трансферты у нас увеличились на 800 миллиардов примерно, а выпадающих доходов – 500, то есть мы еще 300, слава богу, перекрыли. Достаточно этого на следующий год или нет? Не достаточно. Я считаю, что методику надо менять. Это известная история, там есть целый ряд моментов.
Но я хочу обратить внимание, что на следующий год у нас есть по крайней мере пять опций, которые даются субъектам Российской Федерации, губернаторам, для того чтобы пройти эту проблему 2021 года.
Во-первых, Минфин сейчас переходит на трехлетнее планирование трансфертов – то, что губернаторы давно хотели получить. Слава богу, вроде договорились, сейчас это будет реализовано. Это позволит на самом деле существенно повысить качество планирования финансов в регионах.
Во-вторых, на 2021 год продлевается снятие ограничений на дефицит и госдолг в части как расходов на антикризис и анти-COVID, так и, самое главное, на компенсацию недополученных доходов к 2019 году. То есть такая опция на 2021 год тоже будет сохранена.
Третье, очень важное. Губернаторам в 2021 году, так же как и федеральному правительству в своей части, разрешено (или будет разрешено) самостоятельно вносить изменения в сводную бюджетную роспись в части антикризисных и антиковидных мер. То есть это дает возможность резко повышать мобильность использования финансовых ресурсов без соответствующих согласований с законодательными органами регионов.
Четвертое – это продление сроков предоставления казначейских кредитов (решение уже принято) с 90 до 180 дней в пределах 300 млрд рублей. Эта практика тоже будет продлена в 2021 году.
И самое главное, пятое. Как вы знаете, сроки погашения кредитов сдвинуты с 2024 на 2029 год, то есть на пять лет. И реально это высвобождает у субъектов Российской Федерации порядка 100 млрд рублей ежегодно живых денег. Это очень большая величина, большое подспорье. И мы считаем, что суммарно эти меры в принципе дадут возможность 2021 год субъектам в целом пройти. А точечная поддержка всегда нужна.
Что касается методики, я еще раз говорю: вопрос в том, как считать – с 2019 года или с 2020 года. Я здесь, в общем-то, на стороне тех субъектов Российской Федерации, которые считают, что ее нужно править.
Председательствующий. Спасибо.
Юрий Викторович Фёдоров.
Ю.В. Фёдоров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Удмуртской Республики.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Андрей Рэмович! В марте по поручению Валентины Ивановны в Совете Федерации был создан Совет по вопросам газификации субъектов Российской Федерации. Индикатором повышенного внимания к совету стало то, что в состав совета вошли 52 сенатора, губернаторы, федеральные министры, депутаты Государственной Думы и, конечно же, представители экспертного сообщества. И уже с первых дней работы совета стало ясно, что нужны новые механизмы привлечения частных инвестиций.
Собственно, вопрос: как Вы оцениваете перспективы привлечения частных инвестиций в виде ГЧП, концессий для ускорения газификации регионов нашей страны? Спасибо.
А.Р. Белоусов. Я считаю (и, собственно, не только считаю, а мы это сейчас начали реализовывать, и уже примерно с января мы это реализуем с небольшим перерывом на события второго квартала), что привлечение частных инвестиций – это ключевой момент сейчас в выравнивании и развитии экономики регионов. Это звучит банально, но за этим должны стоять механизмы.
Ключевой запрос, который сейчас идет от частных инвесторов, – это запрос на стабильность. Поэтому мы сейчас форсированно развиваем или внедряем, пытаемся внедрять механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Слава богу (и за это спасибо и Государственной Думе, и Совету Федерации), закон был принят, хотя закон непростой. Я думаю, мы буквально в течение одной недели завершим принятие или по крайней мере полностью подготовку к принятию трех подзаконных актов, которые вытекают из этого закона. Они очень сложные, большие дебаты идут в правительстве на эту тему, но мы их более-менее сейчас согласовали и договорились в том числе и с представителями крупного бизнеса. Запуск пойдет с этого года, а со следующего года мы планируем внедрить аналогичный механизм в субъектах Российской Федерации, существенно понизив пороги.
Я уже сказал, что задействовать предполагается два инструмента, которые уже есть. Во-первых, мы используем так называемый инвестиционный стандарт в регионах. Мы его довольно активно внедряли еще силами Агентства стратегических инициатив в районе 2015–2016 годов, сейчас немножко фокус был смещен. Хотим вернуться к этому, потому что очень важный инструмент. Там предполагаются и агентство развития, и консультационный совет, я не буду сейчас повторять, что в этом стандарте есть. Но инвесторы в один голос говорят, что без реализации этого стандарта в регионах они туда не пойдут.
И второе. Есть очень хороший опыт, Центрального федерального округа прежде всего, по поддержке правильно упакованных проектов. Мы хотим этот опыт, который уже внедряется в ряде регионов Центрального федерального округа, распространить на всю страну. Этим будет заниматься специально созданное агентство, которое создается сейчас. Руководит этой работой вновь недавно назначенный первый заместитель Максима Геннадьевича Андрей Иванов. Работаем мы в тесном контакте с губернаторами в этой части. И я думаю, что до конца этого года мы эту тему запустим.
Что касается газификации, это, безусловно, один из приоритетов. И сейчас кроме газификации сетевым газом (программа, которая идет, хоть и с некоторым отставанием) мы планируем еще запустить, развивать газификацию на основе сжиженного природного газа. Там очень большие перспективы есть для этого СПГ. Я сейчас не буду вдаваться в детали, но я уверен, что эта программа со следующего года будет запущена.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Владимирович Полетаев.
В.В. Полетаев, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Андрей Рэмович! В продолжение темы разговора. В весеннюю сессию мы одобрили закон о защите и поддержке капиталовложений. Это очень важный, серьезный закон, поэтому в рамках реализации данного закона мы ждем подзаконных нормативных правовых актов, мы ждем второй пакет в рамках развития и реализации данного закона, как мы предварительно договаривались, а также очень важных дополнительных решений Правительства России, направленных на активизацию именно региональных инвестиционных проектов. Поэтому хотелось бы услышать все-таки подробнее, какие меры принимаются в развитие и во исполнение данного закона с учетом тех моментов, о которых я сказал.
А также второй вопрос, уважаемый Андрей Рэмович, хотел бы задать – о высоком уровне износа подвижного состава общественного транспорта во многих федеральных городах. Мы эту тему знаем и мониторим в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Но могу Вам сказать, что без дополнительной финансовой поддержки со стороны федерального центра регионам не справиться. Какова позиция правительства по данному вопросу? Спасибо.
А.Р. Белоусов. Что касается СЗПК, то я уже этого вопроса коснулся. Признаю то, что мы сейчас (правительство) затянули с принятием подзаконных актов. Мы планировали где-то месяц назад принять. Но могу сказать, что я сам этим занимаюсь в еженедельном режиме, раз в неделю по вторникам мы собираемся (такой типа штаба) и толкаем изо всех сил эти нормативные акты.
Как я уже сказал, результат там достаточно виден. Пока в ручном режиме мы планируем вот эти 20 первых проектов. Они уже известны, отработаны, просто инвесторы ждут всю эту реализацию. Следующий год – это стандарт.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8065207.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments