leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Профильный Комитет Крашенинникова одобрил президентские законопроекты о Правительстве и КС

Профильный Комитет Крашенинникова одобрил президентские законопроекты о Правительстве и КС
Сегодня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении два проекта закона из пакета законопроектов, внесенных Президентом в развитие положений обновленной Конституции:
- проект федерального конституционного закона № 1024645-7 «О Правительстве Российской Федерации»;
- проект федерального конституционного закона № 1024643-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что рассматриваемые законопроекты приводят законодательство о Правительстве и о Конституционном Суде в соответствие с новыми конституционными положениями, одобренными гражданами на общероссийском голосовании и вступившими в силу 4 июля 2020 года.
1. Павел Крашенинников обратил внимание, что проект федерального конституционного закона № 1024645-7 «О Правительстве Российской Федерации» – это не поправки в действующий Федеральный конституционный закон о Правительстве, принятый в 1997 году, а новый закон о Правительстве.
Проектом нового закона определяется статус Правительства Российской Федерации, организационно-правовые основы его формирования и деятельности.
1) В соответствии с Конституцией, законопроектом закрепляется положение о том, что Правительство входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти. Указывается, что в системе публичной власти Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.
2) Устанавливается новый порядок назначения на должность членов Правительства, предусматривающий усиление роли парламента; порядок освобождения от должности членов кабинета министров; порядок прекращения полномочий Правительства, в том числе в связи с выражением Государственной Думой недоверия Правительству.
Согласно новой процедуре формирования Правительства - Председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров т.н. «силового блока») назначаются Президентом после их утверждения Государственной Думой. Кандидатура Председателя Правительства выдвигается Президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров – Председателем Правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого из них. Глава государства может отправить в отставку Председателя Правительства без роспуска Правительства. В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров - Президент вправе назначить их без утверждения парламентом. Министры «силового блока» назначаются на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации.
Павел Крашенинников отметил, что новая процедура формирования Правительства более прозрачная, поскольку утверждение всех членов Правительства будет происходить публично. Кроме того, поскольку Правительство представляет парламенту отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Федеральным Собранием, важно, чтобы именно парламент утверждал членов кабинета министров.
3) В развитие положений Конституции законопроектом закрепляются обновленные полномочия Правительства в области социального обеспечения; защиты семьи и детства, молодежной политики; здравоохранения, обеспечения доступной и качественной медицинской помощи; в области взаимодействия с институтами гражданского общества; научно-технологического развития страны и иных областях. Эти изменения позволят повысить уровень правового регулирования указанных вопросов, - отметил Павел Крашенинников.
2. Законопроектом № 1024643-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» приводятся в соответствие с новыми положениями Конституции порядок формирования и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
1) Уточняется численный состав КС РФ в соответствии с Конституцией. Предусматривается, что Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя; правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 8 судей. При этом судьи, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу изменений в Конституцию (04.07.2020), продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям.
2) Изменяется порядок прекращения полномочий судей КС РФ, включая Председателя Суда и его заместителя – может осуществляться Советом Федерации по представлению Президента в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
3) Конституционный Суд сможет по запросу Президента проверять конституционность законопроектов и принятых законов - до их подписания Президентом, а также законов субъектов РФ - до их обнародования главой региона. Внесение в КС РФ такого запроса приостанавливает дальнейшую работу с этими актами (проектами).
4) Предусматривается, что Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Правом обращения в КС РФ с таким запросом предлагается наделить Президента, Правительство, Верховный Суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Также указывается, что в случае возникновения спора, КС РФ по запросу Президента, Правительства или Верховного Суда разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.
5) Предусматривается, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность законов и иных актов, примененных в конкретном деле - в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Согласно законопроекту, правом на такое обращение в КС РФ обладают граждане, юридические лица, а также в их интересах - Уполномоченный по правам человека, общероссийские организации и иные органы, и должностные лица в соответствии с федеральным законом.
При этом указывается, что Верховный Суд не позднее 2-х месяцев после опубликования постановления КС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики - в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации в части оспоренных положений.
6) Помимо этого, в законопроекте содержится ряд других положений, уточняющих порядок конституционного судопроизводства, а также направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного Суда.
Павел Крашенинников сообщил, что законопроекты планируется рассмотреть в первом чтении на ближайших пленарных заседаниях.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments